докеры в порту кто такие
Докер
Гру́зчик — это профессия, в которой используется преимущественно только мускульная физическая сила человека для выполнения простых рабочих операций: погрузки, выгрузки, кантования, перекатывания и подъема тяжелых (большой массы или размеров) грузов. В ряде случаев также используются приспособления для облегчения тяжелого физического труда. Название профессии происходит от слова груз (тяжесть). Профессия грузчика чрезвычайно широко распространена по всем странам и континентам, и в мире трудятся десятки миллионов грузчиков.
Содержание
Рабочие функции грузчиков
Ошибкой было бы считать что грузчику нет необходимости в какой бы то ни было квалификиции, так как в современном мире грузчик обязан быть не только сильным и выносливым, но и обладать водительскими навыками управления погрузочной техникой (автокар, электрокар, механизированный погрузчик), навыками крановщика (тельфер, ручная лебедка, и др). Ложное мнение о низком интеллекте грузчика также ошибочно, поскольку грузчику приходится тщательно рассчитывать не только силу, но и различные способы закрепления грузов и др. Профессиональный грузчик — это специалист, способный быстро оценить наиболее оптимальный алгоритм действий при погрузочно-разгрузочных работах и обеспечить максимальную безопасность выполняемого объема работы.
Инструмент, приспособления, и спецодежда используемые грузчиками
В зависимости от программы разгрузочно-погрузочных работ грузчики используют следующие инструменты и оборудование:
Требования к профессии грузчика
Основными требованиями к профессии грузчика являются:
Применение труда грузчиков
Профессия грузчика широко применяется и востребована с древнейших времен и до наших дней. Распространена во всех без исключения странах на всех континентах.
Объекты, на которых применяется труд грузчиков наиболее широко:
Профессиональные заболевания и травмы
Профессия грузчика сопряжена с постоянной мышечной работой. Кроме того в работе грузчиков часты тяжелые психологические нагрузки, всевозможные травмы. Необходимое регулярное питание, ежегодный отпуск, и медицинский контроль в значительной степени позволяют поддержать и сохранить здоровье грузчиков. Основные риски для здоровья:
Профессия грузчика в кинематографе, литературе и жизни известных политиков
Профессия грузчика отражена в ряде кинофильмов советского кино, литературных произведениях и песнях и стихотворениях. Одесские грузчики, например, были широко известны в России тем, что были объединены в профессиональный союз и отстаивали свои интересы. Кроме того, из рядов грузчиков вышло немало революционеров, спортсменов и политиков. Например президент Чехословакии В. Гавел до начала своей политической карьеры много работал именно грузчиком[1], грузчиком работал и президент Кыргызстана К.Бакиев[2] и многие другие известные в мире люди.
Профессиональная нормативная лексика
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Докер» в других словарях:
докер — портовый рабочий, береговой рабочий, грузчик Словарь русских синонимов. докер см. грузчик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ДОКЕР — (англ. docker) портовый грузчик, рабочий в порту … Большой Энциклопедический словарь
ДОКЕР — ДОКЕР, докера, муж. (англ. docker). Рабочий на доках и судостроительных верфях. Забастовка английских докеров. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДОКЕР — ДОКЕР, а, муж. Портовый рабочий. | прил. докерский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДОКЕР — «ДОКЕР», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1973, ч/б, 74 мин. Киноповесть. По одноименному роману Г. Холопова. Герою фильма семнадцать. Он, как и большинствоего сверстников, мечтает о подвиге и славе. Первые трудностии помощь тех, кого он узнал и полюбил на первой … Энциклопедия кино
докер — докер, мн. докеры, род. докеров (неправильно докера, докеров) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ДОКЕР — а; м. [англ. docker] Портовый грузчик, рабочий в доках, на верфях. ◁ Докерский, ая, ое. * * * ДОКЕР ДОКЕР (англ. docker), портовый грузчик, рабочий в порту … Энциклопедический словарь
Докер — м. Рабочий дока [док I 1.]; портовый грузчик. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
докер — докер, докеры, докера, докеров, докеру, докерам, докера, докеров, докером, докерами, докере, докерах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Профессия докера может исчезнуть
Докер – давно уже не портовый грузчик, таскающий тюки на собственном горбу, а универсальный работник, управляющий несколькими видами техники. Чтобы стать докером, нужно не менее пяти лет. За это время работник осваивает профессии стропальщика, сигнальщика, водителя перегрузочной техники в порту и крановщика. Однако скоро профессия докера может исчезнуть.
И дело тут вовсе не в автоматизации. Квалифицированных докеров вытесняют не роботы, а низкооплачиваемые сотрудники кадровых агентств. Парадоксальным образом на фоне обновления портовой инфраструктуры снижается качество труда.
Тяжелый квалифицированный труд
– Мешковых грузов сегодня практически нет. Но тяжести поднимать все равно приходится. Поясничная радикулопатия – распространенное заболевание среди докеров. Еще одна проблема – работа в нездоровой среде, например, в трюме, ниже уровня воды. Летом в порту Туапсе на разгрузке сахара температура в рабочей зоне доходит до +70-ти. У докеров нет постоянных рабочих мест. Сегодня ты стропишь, завтра сигналишь, послезавтра управляешь краном или погрузчиком. У каждой из работ – своя вредность. Качка, вибрация, температура, освещенность, пыль – все это отражается на здоровье, – говорит председатель Российского профсоюза докеров (РПД) Василий Козаренко.
В 2013 году на смену процедуре аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда (СОУТ). Суть осталась прежней: выявление вредных факторов, присвоение рабочему месту одного из классов вредности, от которого зависит объем компенсации. Однако критерии оценки изменились и, по мнению Козаренко, не в интересах работника. Раньше докеры пользовались такими льготами, как доплаты, дополнительный отпуск не менее семи дней и сокращенное рабочее время. По итогам СОУТ класс вредности работ во многих портах был снижен. Докеры лишились части гарантий.
Обновляется все, кроме зарплаты
Модернизация портовой инфраструктуры идет ускоренными темпами. Это связано с тем, что с введением санкций в российские порты хлынул поток грузов, раньше шедший через порты Украины и Прибалтики. Так, за 2013–2016 годы транзит российских грузов – в основном, сырья – через порты стран Балтии упал на 35%. Это заставило порты закупать современную технику, на чем до 2014 года часто экономили. По словам Василия Козаренко, сегодня российские порты, особенно новые, оборудованы не хуже, чем за границей.
– На модернизации «буржуй» не экономит. Но когда речь заходит об индексации зарплаты, докерам говорят о низкой производительности их труда. На самом деле это миф. Недавно мы сравнили, сколько контейнеров в час разгружают в Прибалтике, Финляндии, Польше, Бельгии и у нас. Оказалось, что везде этот показатель примерно одинаков – 23–25.
По словам профсоюзного лидера, модернизация портов не приводит ни к кардинальному улучшению условий труда, ни к росту заработной платы. Если финский докер получает от 3,5 тысячи евро в месяц (238 тысяч рублей), а его прибалтийский коллега – в районе тысячи евро (68 тысяч рублей), то оплата труда докеров в России сильно варьируется от порта к порту.
– В морском порту Санкт-Петербург докеры получают порядка 80 тысяч рублей. В Туапсе – 60–70 тысяч «грязными». В Новороссийске – 50, а в Ейске – 30 тысяч. При этом портовые сборы везде одинаковы. Многие российские порты расположены в районах Крайнего Севера, где работникам полагаются «северные» надбавки. Например, в Архангельске районный коэффициент составляет 1,7, а в порту Ванино на Колыме – 2,1. То есть при окладе 20 тысяч рублей работник должен получать 41 тысячу. Но реально самые высокие зарплаты – в Санкт-Петербурге. Фактически зарплата докера зависит не от того, где находится порт, а от того, как работодатель договорился с работниками, то есть с профсоюзом.
Тарифы растут, а зарплаты – нет
Последние годы активно обсуждается вопрос о возможном переводе портовых тарифов в рубли – еще с 2015 года этого требует Федеральная антимонопольная служба. В марте 2017 года ФАС обвинила компании, входящие в группу Global Ports, в монопольном завышении цен на перевалку контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург. В удешевлении портовых услуг заинтересованы экспортеры, прежде всего, нефтегазовые компании, представителем интересов которых называют вице-премьера Аркадия Дворковича. Минтранс и стивидоры заявляют, что тарифы в долларах им необходимы, чтобы закупать новое портовое оборудование за рубежом.
– Тут все зависит от курса, – говорит Василий Козаренко. – Если перевести в тарифы в рубли, а рубль будет обесцениваться, компании окажутся в худшей ситуации, чем сейчас. Насколько мы знаем из общения с работодателями, они считают, что перевод тарифов в рубли им невыгоден. Мы поддержали бы их, если бы были заинтересованы. Но увеличение доходов собственников портов в результате падения курса рубля никак не отразилось на зарплатах докеров.
Между модернизацией и деградацией
Большинство российских портов сегодня – частные предприятия, хотя, как показывает исследование, установить реальных владельцев портовых территорий и терминалов непросто. Среди крупнейших негосударственных игроков портового бизнеса – Global Ports, UCL Holding Владимира Лисина, «Сумма Групп» Зиявудина Магомедова. По словам Василия Козаренко, уровень социальной защищенности рабочих зависит от позиции собственника. Где-то основного работника – докера – стараются не обижать, а где-то, как, например, в порту Владивостока, работодатели ведут с профсоюзами борьбу на уничтожение. Например, во Владивостокском морском торговом порту, принадлежащем «Сумма Групп», работодатель разорвал отношения с РПД и вдвое урезал зарплаты докерам – членам профсоюза по сравнению с их коллегами, лишив их доплат и премий. Причиной конфликта стало несогласие профкома с сокращением 59-ти штатных докеров и введением новой должности – «портовый рабочий».
Хотя портовые рабочие фактически выполняют те же функции, что и докеры, смена названия отражает падение профессиональных стандартов, уверен председатель профсоюза. По мнению Василия Козаренко, некоторые работодатели намеренно сокращают штатных работников, защищенных Трудовым кодексом и коллективными договорами, заменяя их сотрудниками кадровых агентств.
Применение заемного труда, известного также как аутстаффинг, аутсорсинг и лизинг персонала, ограничено с 1 января 2016 года, когда вступил в действие соответствующий закон. Однако многие компании сумели его обойти.
– В небольших компаниях, арендующих причалы в портах, работают почти сплошь «заемники». Особенно это касается менее квалифицированных специальностей: стропальщиков и сигнальщиков, которых направляют на штатные места докеров-механизаторов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В кадровые агентства идет или неопытная молодежь, или докеры, уволенные за нарушения трудовой дисциплины. Работодатель заключает с агентством гражданский договор об оказании услуг. Агентство присылает своих сотрудников, получающих зарплату в два раза ниже, чем у «штатников» и не имеющих права на доплаты. Такие работники портят груз и технику, выходят на работу в домашней одежде, чуть ли не в тапочках, так как агентство не обеспечивает их безопасность. Естественно, они получают травмы. Пострадавшего выводят за ворота и вызывают скорую, а травму оформляют как бытовую. Поэтому статистики несчастных случаев среди них просто не существует, – рассказывает профсоюзный лидер.
– Профессии «портовый рабочий» нет в ЕТКС (Едином тарифно-квалификационном справочнике – прим. ред.). Работодатели, придумавшие эту должность, формально вменяют в обязанность таким работникам хозяйственные работы, подготовку такелажа и крепления груза, а фактически требуют выполнение погрузочно-разгрузочных работ, которые являются должностными обязанностями докера и стоят значительно дороже. Грамотный работодатель понимает, что дорогие специалисты лучше, чем дешевые, но не имеющие квалификации. К сожалению, неграмотных руководителей, стремящихся сэкономить за счет качества рабочей силы, меньше не становится, – добавляет Василий Козаренко
Докер
Гру́зчик — это профессия, в которой используется преимущественно только мускульная физическая сила человека для выполнения простых рабочих операций по перемещению грузов: погрузки, выгрузки, кантования, перекатывания и подъёма.
Содержание
Рабочие функции грузчиков
Ошибкой было бы считать, что грузчику нет необходимости в какой бы то ни было квалификации, так как в современном мире грузчик обязан быть не только сильным и выносливым, но и обладать водительскими навыками управления погрузочной техникой (автокар, электрокар, механизированный погрузчик), чётко понимать основы физики такие как рычаг и силы, действующие на тело, навыками крановщика (тельфер, ручная лебедка, и другое). Ложное мнение о низком интеллекте грузчика также ошибочно, поскольку грузчику приходится тщательно рассчитывать не только силу, но и различные способы закрепления грузов и другое. Профессиональный грузчик — это специалист, способный быстро оценить оптимальный алгоритм действий при погрузочно-разгрузочных работах и обеспечить максимальную безопасность выполняемого объёма работы.
Инструмент, приспособления и спецодежда, используемые грузчиками
В зависимости от программы разгрузочно-погрузочных работ грузчики используют следующие инструменты и оборудование:
Требования к профессии грузчика
Основными требованиями к профессии грузчика являются:
Применение труда грузчиков
Профессия грузчика широко применяется и востребована с древнейших времен и до наших дней. Распространена во всех без исключения странах на всех континентах.
Объекты, на которых применяется труд грузчиков наиболее широко:
Виды грузчиков по специализации
Профессиональная нормативная лексика
Профессиональные заболевания и травмы
Профессия грузчика сопряжена с постоянной мышечной работой. Кроме того в работе грузчиков часты тяжелые психологические нагрузки, всевозможные травмы. Необходимое регулярное питание, ежегодный отпуск, и медицинский контроль в значительной степени позволяют поддержать и сохранить здоровье грузчиков. Основные риски для здоровья:
В порту
Профессия грузчика в искусстве
Профессия грузчика отражена в ряде кинофильмов советского кино, литературных произведениях и песнях и стихотворениях. Одесские грузчики, например, были широко известны в России тем, что были объединены в профессиональный союз и отстаивали свои интересы.
Профессия грузчика воспета в песне «Грузчик, грузчик парень работящий» в исполнении команды КВН «Станция спортивная» и в песне «Грузчик» проекта «Ядерная Зона».
От имени грузчиков исполняется песня группы Dire Straits «Money for Nothing», которая была удостоена премии «Грэмми» за лучшее вокальное рок-исполнение дуэтом или группой в 1986 году, а клип на неё стал первым из показанных на канале MTV Europe.
Также часто встречаются упоминания в народном фольклоре.
Известные люди
Другие названия профессии
В русском языке встречаются заимствованные из других языков слова, непосредственно обозначающие профессию грузчика, в особенности при описании портовой жизни в других странах:
В Российской империи были также распространены названия грузчиков по типу их работы:
Докер
Резюме
Наименования
Существуют разные общие названия для обозначения профессии, которая занимается этой деятельностью, в зависимости от регионов мира.
В Марселе, среди прочего, термин portefaix использовался для обозначения корпорации, которая работала в Старом порту во время парусного флота, который выполнял не только роль разгрузки или погрузки товаров, но и специализировался на знании качества продукта. носильщики также представляли интересы торговца «Master Portefaix» и также выполняли роль транспортировки товаров в магазины.
История
В течение двух столетий работа докеров в общих чертах сводилась к череде организованной и контролируемой работы в любой форме и периода безработицы. Действительно, зависящее от непредсказуемых колебаний погоды и торговли, присущих морскому судоходству, управляемость преувеличивает свои прихоти. Персонал регистрирует прерывистое дыхание, перемежающееся чередованием периодов пониженной активности, и время «нажатия», когда каждый час, сэкономленный на дорогостоящей иммобилизации, обходится по высокой цене. В результате для бесперебойной работы порта необходимо, чтобы компании могли легко найти вспомогательный персонал, необходимый для быстрой погрузки или разгрузки товаров. У прерывистости нет другой причины, и, однако, есть несколько способов справиться с ней.
Закон 9 июня 1992 г. радикально изменил статус докеров, что вызвало большие изменения в профессии за последние двадцать лет: докеры, которые работали с перерывами на ежедневной работе, теперь являются ежемесячными профессиональными рабочими в транспортной компании или группе компаний, дополненных случайные портовые рабочие в случае большого наплыва судов. Практически во всех портах мира докеры всегда были представлены влиятельными профессиональными союзами с высоким уровнем профсоюзов.
Организация профессии
Докеры обычно делятся на команды разного размера в зависимости от размера судна, времени, в течение которого оно находится в доке, характера груза и т. Д. Докеры могут работать как в обычный рабочий день, так и в смену по четыре, шесть или восемь часов подряд. В зависимости от приливов некоторые корабли необходимо разгружать ночью.
Операции
Ро-Ро терминал
Разгрузка занимает всего несколько часов; однако загрузка занимает больше времени, поскольку транспортные средства расположены точно, на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга, чтобы оптимизировать использование пространства на палубе: транспортные средства хранятся даже на подъемных аппарелях. Во время позиционирования водитель смотрит только на проводника, который несет ответственность в случае повреждения: клиент может потребовать компенсацию за простую царапину.
Среди рисков, которым подвергаются докеры, разрыв ремня или плохое крепление цепи потенциально очень опасны из-за их большого натяжения. Другая серьезная опасность заключается в том, что водитель может заснуть во время ночной смены.
Accorage
Автомобили крепятся с помощью четырех ремней, два спереди и два сзади, соединенных с буксирным кольцом (возможно, съемным, если оно не входит в комплект по умолчанию на автомобиле): начиная с кольца ремни прикрепляются к мосту с обеих сторон. транспортного средства за крюк.
Иллюстрации погрузки ро-ро
Транспортные средства прибывают в порт грузовиком или поездом.
Закулисье редких профессий: кого не берут в стивидоры и как собрать автомобиль за 16 часов
Фото Ильдара Бабикова
Речь идет о четвертом по производительности морском порте с суммарным грузооборотом 58 миллионов тонн. Несмотря на внушительные масштабы, большинство петербуржцев и жителей города не видят его причалов и лишены возможности наблюдать за погрузкой судов, прибывающих со всего мира. Работа кипит здесь круглосуточно, на нее не влияют ни сложные погодные условия, ни праздники. С разных концов страны по железной дороге и автомагистралям сюда стекаются разные грузы — от атомных реакторов до космических кораблей.
Фото Ксении Самариной
Попасть в морской порт невозможно, если вы не работник или не большое судно, которое нуждается в погрузке ценного товара или избавлении от него. Правда, единственное исключение сделали для питерских блогеров, которые за четыре часа экскурсии успели побывать в первом и втором районах порта, которыми оперирует АО «Морской порт Санкт-Петербург», и даже забрались на высотный стреловой кран, запечатлев уникальные виды на акваторию и сам порт.
Фото Олега Колобова
Историю строительства и открытия морского канала на Гутуевском острове в 1885 году вспомнила блогер Ксения Самарина: «Одновременно с каналом на месте, где раньше поочередно были ткацкие фабрики, костеобжигательный и клеевой заводы, сельдяной буян, скотобойня и общегородская свалка, началось создание транспортного узла, в котором соединились речные, морские и сухопутные пути».
Еще 133 года назад было сложно представить, что во втором грузовом районе, что расположился напротив Канонерского острова, вести погрузку огромного балкера Ultra Villarica под сингапурским флагом будут петербургские докеры. Здесь нам и удалось пообщаться с представителем редкой профессии — стивидором Юрием Головашем: «Задача стивидора — организовать и проконтролировать погрузку и разгрузку судна, а также вести переговоры с судовыми агентами, которые представляют сторону перевозчика. Профессия стивидора очень непростая и сильно зависит от набора практического опыта, а не только от обучения, потому что груз нужно размещать грамотно, учитывать его центровку, индивидуальные свойства, крепеж и конфигурацию трюмов судна. Кроме того, время на погрузочно-разгрузочные операции всегда очень жестко лимитировано», — цитирует специалиста Сергей Сигачев. Таким образом, стивидор должен распределить груз так, чтобы судно не кренилось, а «сидело на ровном киле». В помощь эксперту — карго-план, в котором указана подробная схема трюмов.
Фото Сергея Сигачева
Процессом погрузки занимаются крановщики, докеры-механизаторы, стропальщики, такелажники и бункеровщики, а тальманы ведут учет грузов. Если у вас нет понимания, кто из них за что отвечает, самое время почитать требования к работникам этих специализаций на hh.ru. Техническую сторону работ отразила в блоге Ксения Самарина: «Сначала загружают судно по периметру с помощью погрузчиков. Потом краном. Слябы прокладываются брусом, они имеют разные вес и размеры, поэтому для каждого используются свои балки. В конце груз закрепляется, так как незакрепленные слябы очень опасны, особенно в качку и шторм. Последний этап работ — когда в пустоты вставляются клетки из бруса березы. После этого капитан или старший помощник принимает работу и подписывает акт». В зависимости от судна специалисты способны загрузить 10–15 тыс. тонн продукции в день, поэтому на загрузку судна 35 тыс. тонн уходит от 2 до 2,5 дня.
Фото Сергея Сигачева
Интересно, что все работники должны знать технический английский язык, поскольку на нем, в соответствии с международной терминологией, говорят иностранцы, прибывающие в порт. Есть и ограничения по гендерному признаку — например, женщин не рассматривают в качестве стивидоров, зато представительницы прекрасного пола прекрасно справляются с учетом и распределением грузов на позиции тальмана.
Фото Ильдара Бабикова
Еще одна важная профессия для обеспечения бесперебойной работы морского порта — крановщик. На территории порта можно увидеть несколько десятков кранов грузоподъемностью до 40 тонн и два самоходных крана фирмы Liebherr максимальной грузоподъемностью до 144 тонн. Особенность в том, что ими можно управлять не только из кабины, но и с земли с помощью беспроводного пульта. Вообразите огромный кран, способный без труда поднять одновременно три танка Т-34, который маневрирует, будто игрушечная машина на пульте управления. Как верно подметил участник экскурсии Олег Колобов: «Тем, у кого бессонница, можно посоветовать считать количество колес этого крана: собьетесь — начнете заново и заснете».
Фото Ксении Самариной
Кабина крана расположена на высоте 30 метров: «Внутри толстого «стебля» — длинная винтовая лестница наверх, с одной переходной площадкой. Представьте себе, что вы забираетесь на 10–11-й этаж без лифта. Вот примерно такая высота! — рассказывает Сергей Сигачев. — Нам повезло — в этот день ветерок был небольшой. Полагаю, когда ветер свежий, то находиться на этой площадке обычному человеку будет пострашнее. Мы проехали с краном несколько десятков метров, развернулись вокруг и даже захватили груз. Немного волнительно, конечно, при развороте и работе, но, наверное, привыкаешь».
Фото Ильдара Бабикова
Кстати, освоить азы профессии крановщика можно здесь же, в учебном центре АО «Морской порт Санкт-Петербург», расположенном рядом с причалами. Блогер Ильдар Бабиков охватил весь процесс превращения новичка в опытного специалиста: «Получить профессию оператора-контейнеропогружателя можно за три недели теории и еще один месяц практики. Обучение сейчас проходят на компьютерных симуляторах: сначала на лайт-версии, потом в тренажере, выполненном в виде реальной кабины стакера на подвижной платформе. Процесс перегрузки максимально приближен к реальности. Конечно, можно выставлять разные погодные условия, уровень освещенности, типы судов, контейнеров и прочее».
Фото Ильдара Бабикова
Конечной точкой в маршруте экскурсии, вопреки названию, стал первый грузовой район порта. Отсюда открываются впечатляющие виды на морской вокзал, заполучить которые в свою Instagram-копилку был бы рад любой блогер. Здесь же готовился к погрузке алюминиевых слябов балкер Tiberborg — каждый такой «кирпич» имеет свою маркировку и весит 761 килограмм, хотя вес слябов может варьироваться. Продвигаясь дальше, Сергей Бабушкин заметил на углу здания мемориальную доску в память о событиях блокады, когда здесь стояла часть кораблей Балтийского флота и порт подвергался обстрелам и бомбежкам.
Фото Ильдара Бабикова
Если говорить об особенностях рынка труда в отрасли «Транспортно-логистические комплексы, порты», на сайте hh.ru в России было открыто почти 50 тысяч вакансий для работников различных специализаций. Каждое второе предложение о работе в отрасли было ориентировано на представителей сферы транспорта и логистики, практически в каждой пятой вакансии требовались специалисты по продажам, а в каждой десятой — административный или рабочий персонал. Порядка 57% вакансий, открытых в январе-декабре, были ориентированы на кандидатов с опытом работы от 1 года до 3 лет. На 23% позиций российские работодатели готовы были нанять начинающих специалистов, а в 18% рассматривали исключительно опытных соискателей с профессиональным стажем от 3 до 6 лет.
Фото Ксении Самариной
Самыми востребованными специалистами у компаний из разных регионов России из отрасли «Транспортно-логистические комплексы, порты» стали менеджеры по привлечению клиентов, электромеханики, аналитики, декларанты, менеджеры по логистике, тальманы, кладовщики, операторы терминалов. Уровень средней предлагаемой заработной платы в вакансиях в 2018 году составил 42 734 рубля. Но многое традиционно зависит от профессии. Например, среднее финансовое вознаграждение тальмана равняется 39 тыс. рублей.
По данным АО «Морской порт Санкт-Петербург», средняя зарплата в компании составляет 66 тыс. рублей.
Автомобиль с нуля за 16 часов
От морских путей перейдем к автомобильным. Словосочетание «автомобильный завод» сегодня ассоциируется с просторными белыми стерильными цехами, в которых без устали трудятся роботы. Всюду царит покой, нарушаемый лишь шумом конвейера. На самом деле этот образ не так далек от правды, в чем удалось убедиться благодаря экскурсии на петербургский завод «Хендэ мотор мануфактуринг рус». Вот только на просторах производства полного цикла есть место и для людей — специалистов разного профиля, занятых на четырех участках работ — штамповки, сварки, сборки и покраски. Питерские блогеры смогли побывать во всех цехах за исключением последнего — на самой стерильной площадке должна соблюдаться идеальная чистота, чтобы ни одной пылинки не попало на идеальный свежеокрашенный капот автомобиля.
Фото Владимира Голикова
От начала сварки корпуса до тест-драйва автомобиля на треке проходит 16 часов. Как подсчитал участник экскурсии Вячеслав Пона: «В час лета пропускает 45 автомобилей. Нехитрая математика позволяет нам понять, что на ленте конвейера одновременно находится 720 машин». Кстати, автомобили, произведенные в Петербурге, экспортируются в другие страны, но рассказ о рождении «рыцарей дорог» все-таки лучше начать с цеха штамповки.
Фото Михаила Милаева
Сюда поступает листовая сталь в рулонах, которую нарезают и отправляют на пресс, — пока это лишь заготовки для крыльев, капота, кузова. «Если заглянуть за стекло, то видно, что под первый пресс подается совершенно плоская заготовка, где она приобретает нужную форму. На втором прессе обрубаются излишки металла, на третьем происходит погибка, а на четвертом — пробиваются технологические отверстия», — рассказывает об увиденном Виктория Кандаурова. А Вячеслав Пона сравнил этот процесс с производством печенья: «Как та печенька, что из куска теста становится рельефной вкусняшкой с логотипом завода, так и тут — огромный агрегат с печатающим звуком выдает панели автомобиля заданных форм. Сотрудники только и успевают выхватывать наштампованный продукт из жерла огромного агрегата и распределять по всему складу».
Фото Вячеслава Поны
Фото Андрея Жукова
На втором этапе работ вмешательство человека минимально — в сварочном цехе хозяйничают роботы. «Их более 180 штук, задействованных на шести вспомогательных и двух основных линиях. Фонтаны огненных брызг летят во все стороны, так что выданная защита явно не лишняя», — отмечает Андрей Жуков. «А как они работают: слаженно, четко, я бы сказала — грациозно!» — добавляет Ирина Едошина.
Фото Вячеслава Поны
При этом без людей все равно никуда: специалисты занимаются программированием и обслуживанием машин. Пока на табло горит зеленый свет, беспокоиться не о чем: можно наблюдать, как происходит сварка кузова, навешиваются подвижные элементы, идет шлифовка.
Каждый автомобиль на этом этапе приобретает не только более узнаваемый облик, но и уникальный вин-номер, по которому можно узнать его комплектацию и цвет. Можно сказать, это «свидетельство о рождении» автомобиля, по крайней мере, таким увидел технологический процесс со стороны Владимир Голиков: «На участке установлен экран, и можно наблюдать момент рождения нового скакуна — сборка кузова целиком, когда днище, боковые элементы и крыша встречаются вместе впервые».
Фото Владимира Голикова
«Мы проделали неплохой путь. Впереди самое интересное — конвейер, где из нашей кузовной заготовки «вылупится» автомобиль, готовый двигаться на своих колесах», — сохраняет интригу Ирина Едошина. — Если в первых двух цехах работали агрегаты и роботы, а люди их контролировали и оказывали необходимую помощь в случае надобности, то в цехе сборки все наоборот: работают люди, техника помогает».
Фото Виктории Кандауровой
Это самый большой цех. Его название говорит само за себя: из множества разрозненных элементов, подобно конструктору Lego, около 280 специалистов шаг за шагом собирают в единое целое автомобиль. «Цех сборки состоит примерно из 125 станций, по которым распределены сотрудники, — подсчитала Виктория Кандаурова. — На линию приходит окрашенный кузов. Обратите внимание, что в некоторых местах он покрыт синими или желтыми чехлами. Они нужны для того, чтобы операторы могли прикасаться к кузову, не боясь его повредить во время сборки». Причем специалистам, которые работают на конвейере, запрещено носить кольца и браслеты, причина та же — на корпусе автомобиля не должно появиться ни одной царапины.
Фото Виктории Кандауровой
По мере продвижения вперед автомобиль обрастает новыми деталями и наполняется необходимыми техническими жидкостями. Однако перед тем, как он обретет главное — двигатель, устанавливается приборная панель — работники ловко подхватывают ее механическим щупом, за считаные секунды отправляют в салон и ставят на место.
Фото Виктории Кандауровой
Финишная прямая — станция контроля качества. Работники конвейера передают эстафету контролерам ОТК. К слову, их легко распознать по цвету униформы: их отличительным знаком являются белые футболки. Вячеслав Пона также подметил, что их можно определить по зонам табличек «ОК» над лентой: «У каждого сотрудника тут очень важная миссия — проверить все системы. Со стороны выглядит несколько комично, как пара заводских десантников словно по команде «Марш!» залезает внутрь, дергает за рычажки, щелкает поворотниками и передает следующим».
Фото Вячеслава Поны
В целом в цехе сборки происходит многоступенчатый контроль качества выпускаемых автомобилей. Перед тем как машина попадет в руки конечного покупателя, она должна пройти ряд серьезных испытаний, в том числе и на тестовом треке. Правда, вместо спортивной трассы блогеры обнаружили полигон. Он построен так, что в процессе преодоления препятствий водитель может выявить возможные дефекты автомобиля.
Фото Вячеслава Поны
Как правильно заметила Виктория Кандаурова: «Если автомобиль успешно проходит все стадии тестирования, то его направляют в центр подготовки автомобилей для последующей отправки в салоны дилеров». И оттуда начинается его новая, совсем другая история.
Фото Виктории Кандауровой
Если вы задумываетесь о карьере в сфере автомобильного бизнеса, то на специалистов из этой профобласти в 2018 году приходилось 3% от всех предложений о работе в России. Об уровне конкуренции можно судить по hh.индексу — соотношению количества активных резюме к вакансиям. В среднем на одно рабочее место в сфере автомобильного бизнеса в 2018 году претендовали 2,6 соискателя, хотя нормой на рынке труда считается 5–6 кандидатов на позицию. То есть кадров не хватает, и работодатели активно привлекают персонал.
В среднем рынок вакансий в сфере автомобильного бизнеса в конце года увеличился на 61% по сравнению с ноябрем прошлого года, а число резюме выросло всего на 19%. Самыми востребованными производственными специалистами у компаний из отрасли автомобильной промышленности в 2018 году стали работники специализации «Машиностроение» (38%), инженеры (22%), представители отдела контроля качества (11%), технологи (9%), конструкторы (8%).
Уровень средней предлагаемой заработной платы в сфере автомобильного бизнеса в России в 2018 году составил 45 тысяч рублей.