епитрахиль это что такое простыми словами
Что такое священническая епитрахиль и зачем она нужна?
Специальная одежда православного священника — неотъемлемый атрибут богослужения. Каждый элемент такой одежды имеет свой смысл и символику. Батюшка не может приступить к Литургии, не облачившись в специальные одежды. Более того, само облачение священника сопровождается специальными молитвами. Наверняка многие видели длинную полосу на шее священнослужителя — она называется епитрахиль. Рассмотрим подробнее, что означает епитрахиль священника и для чего она нужна.
Богослужебный смысл ношения епитрахили
Епитрахиль — это длинный отрез ткани, который надевается на шею священника и спускается спереди через грудь. Это важнейший элемент облачения, без которого священнослужитель не имеет права совершать какие-либо священнодействия. В крайних условиях (например, при гонениях на церковь) допускается использование любой полосы ткани после специального благословения.
Символически епитрахиль означает дары благодати, которые священник получает при рукоположении. Изначально функцию епитрахили выполнял орарь дьякона, который перекидывался через плечо на грудь. Позже оба края полотна стали спереди скреплять. Надевается епитрахиль поверх остальных элементов облачения.
На каждой половине полотна нашивается по три креста, которые указывают на возможность совершать священником шесть церковных Таинств. Седьмой крест располагается на шее и указывает на то, что священник принял Таинство Рукоположения и является подвластным правящему архиерею.
История ношения епитрахили
Термин «Епитрахиль» впервые встречается в VIII в. он зафиксирован в византийском литургическом толковании, известном под названием «Церковная история» и приписываемом в рукописях святому Василию Великому. Здесь же епитрахиль впервые дается символическое толкование: «Епитрахиль сопоставляется с узами, которые были возложены на шею Спасителя, когда Его влекли на Распятие».
Так же понимал символическое значение епитрахили и святой Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Он истолковывал обряд перенесения во время пресвитерской хиротонии задней половины ораря на правое плечо ставленника как возложение ярма (ига) священнического служения и всей полноты священства на хиротонисуемого.
Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.
Значение цветов в одежде священника
И епитрахиль, и остальные части облачения, бывают разного цвета в зависимости от праздника, на который служится Литургия.
Так, белые одежды принято надевать на большие праздники, связанные со Христом — Рождество, Преображение, Вознесение. Также нарядные белые одежды надевают на Пасху в знак божественного света.
Читайте о праздниках в честь Христа:
Голубой цвет — это цвет Богородицы, надевается на службы, связанные с Пречистой Девой. Фиолетовый цвет используется на Крестопоклонной седмице.
Красные одежды надевают в дни памяти мучеников за Христа. Зеленые облачения носят на Троицу.
Черный цвет символизирует смирение и покаяние в дни Великого поста.
Епитрахиль
Из Википедии — свободной энциклопедии
Епитрахи́ль (греч. επιτραχήλιον — то, что вокруг шеи) — принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь.
Первоначально епитрахилью был диаконский орарь, который в знак сугубых (в сравнении с диаконом) благодатных дарований при хиротонии диакона в иерея перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять пуговицами.
Епитрахиль надевается поверх подризника (в полном облачении) или рясы (в малом облачении). Символизирует благодатные дарования иерея как священнослужителя. Перед совершением полной Литургии архиереи и священники облачаются в епитрахилий с молитвой:
Благослове́н Бог, излива́яй благода́ть Свою́ на свяще́нники Своя́, я́ко ми́ро на главе́, сходя́щее на браду́, браду́ Ааро́ню, сходя́щее на оме́ты оде́жди его́.
Без епитрахили священник и епископ не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или верёвки, благословлённый как епитрахиль. Впоследствии такой благословлённый предмет надлежит использовать только как епитрахиль либо сжечь.
Стандартно спереди на епитрахили нашиваются три пары крестов на обеих его половинах. Это символизирует, что иерей может совершать шесть церковных таинств, седьмой крест нашивается на той части епитрахили, что находится на шее под затылком, это символизирует, что священник принял своё священство от епископа и подвластен ему, а также то, что он несёт на себе бремя служения Христу. В некоторых случаях кресты могут быть заменены иконами, количество крестов может быть изменено, концы епитрахили могут быть сплошным полотном (например, преподобный Серафим Саровский часто изображается в епитрахили, которая не спускается концами, а является цельным полотном с одним большим крестом на уровне груди).
ЕПИТРАХИЛЬ
Ближайшее к епатрахиле облачение, и по форме, и по способу употребления,- диаконский орарь (в визант. традиции орарь носится диаконами на плече, но в других традициях известна практика возложения ораря, как и епитрахили, на шею); обозначение епитрахиль как «ораря» было широко распространено в древней Церкви, о чем свидетельствуют как многие средневековые латинские источники (см.: Braun. 1907 год. S. 563-569), так и литургическая терминология нехалкидонитов (словами, образованными от ὠράριον (наряду с дрегими терминами), епитрахиль доныне обозначается в практике Армянской и Коптской Церквей, а также Церкви Востока, где орарь и епитрахиль не различаются между собой; о епитрахили у нехалкидонитов подробнее см.: Innemée. 1992 год).
В древних редакциях византийского чина хиротонии во пресвитера говорится о том, что в конце рукоположения епископ переносит ту часть диаконского ораря ставленника, которая находилась сзади, вокруг его шеи на правое плечо, превращая этим орарь в епитрахиль (Дмитриевский А.А. Ставленник. К., 1904 год. С. 97; то же и в древнейшем славянском переводе чина: Желтов М., диак. Чины рукоположений по древнейшему слав. списку: Ркп. РНБ. Соф. 1056 год, XIV век // Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2005 год. Вып. 14. С. 155). Таким образом, древнейшим упоминанием епитрахили можно считать правила Лаодик. 22 и 23, где говорится об употреблении ораря.
Термин «епитрахиль» впервые встречается в VIII веке: он зафиксирован в византийском литургическом толковании, известном под названием «Церковная история» и приписываемом в рукописях свт. Василию Великому или свт. Герману К-польскому; здесь же епитрахиль впервые дается символическое толкование: Епитрахиль сопоставляется с узами, которые были возложены на шею Спасителя, когда Его влекли на Распятие (Brightman F. E. The «Historia Mystagogica» and other Greek Commentaries on the Byzantine Liturgy // JThSt. 1908. Vol. 9. P. 262). Так же понимал символическое значение епитрахили и свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский. Он истолковывал обряд перенесения во время пресвитерской хиротонии задней половины ораря на правое плечо ставленника как возложение ярма (ига) священнического служения и всей полноты священства на хиротонисуемого (см.: PG. 155. Col. 262).
В диатаксисе Божественной литургии свт. Филофея I Коккина при возложении священником на себя епитрахиль во время облачения к литургии предписано читать стих: Εὐλοϒητὸς ὁ Θεὸς ὁ ἐκχέων τὴν χάριν αὐτοῦ ἐπ τοὺς ἱερεῖς αὐτοῦ, ὡς μῦρον ἐπ κεφαλῆς, τὸ καταβαῖνον ἐπ πώϒωνα, τὸν πώϒωνα τὸν ᾿Ααρὼν, τὸ καταβαῖνον ἐπ τὴν ᾠὰν τοῦ ἐνδύματος αὐτοῦ ( ), в котором епитрахиль истолковывается как символ Божественной благодати, дарованной священнику (такое же толкование дает епитрахили св. Николай Кавасила, см.: SC. 4bis. P. 364). Этот же стих читается при возложении епитрахили и в современные традиции. Однако в русских дониконовских изданиях указан иной стих: Этот стих подчеркивает ту символику епитрахили, о которой говорится в «Церковной истории»; среди греческих источников примеры использования этого стиха в качестве молитвословия на возложение епитрахили не выявлены; возможно, этот стих был заимствован русской дониконовской практикой непосредственно из памятников символического толкования богослужения.
Епитрахиль является важнейшим из священных облачений; традиция запрещает священнику и епископу совершать какие-либо богослужение без епитрахили (ср.: PG. 155. Col. 868). При этом епитрахиль может быть видна молящимся (если служба совершается без фелони), а может быть скрыта под фелонью, саккосом, мантией. Традиционно епитрахиль используется особым образом в таинстве Брака (священник, совершающий венчание, накрывает епитрахилью соединенные руки молодых при хождении вокруг аналоя), в чине принятия инославных в лоно православной Церкви (если чин совершается пресвитером, тот подает обращающемуся в правую руку конец епитрахили и так вводит его в храм), в таинстве Покаяния (принимающий исповедь священник накрывает голову кающегося епитрахилью при чтении разрешительной молитвы).
В греческой практике епитрахиль, как и другие священные облачения, не освящается каким-либо специальным чином; в современной русской практике (и зависящих от нее) епитрахиль освящается вместе с другими облачениями через совершение особого чина, составленного митрополитом Киевским св. Петром (Могилой) по аналогии со сходным чином римского Ритуала и с использованием некоторых текстов из него (см.: Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половины XVII века К., 1912. С. 112-113).
В современной практике католической Церкви аналогичное епитрахили облачение носит название стола (лат. stola), хотя до IX века использовался преимущественно термин «орарь» (orarium).
Изображение Епитрахили с простейшим орнаментом появилось в портретных образах святителей в XI веков: на фигуре свт. Ермолая, вычеканенной на византийской медной вотивной пластине (начало XI века, Дамбартон-Окс, Вашингтон), св. Иоанна Милостивого в облачении патриарха Александрийского на левом поле иконы «Деисус, со святыми на полях» и свт. Николая, архиеп. Мирликийского, на иконе «Деисус, со свт. Николаем Чудотворцем» (обе XI веке, монастырь вмц. Екатерины на Синае), на святителях в алтаре храма на миниатюре из Изборника Святослава (ГИМ. Син. № 1043 [Син. 31д]. Л. 3, 1073 г.), на священниках, изображенных на миниатюре из Феодоровской Псалтири 1066 г. со сценой перенесения мощей 40 Севастийских мучеников (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 81v), на свт. Василии Великом на фресках алтаря Св. Софии в Охриде, Македония (середина XI века).
С XIV века епитрахиль изображали подробно, соответственно др. деталям ставшего более сложным и пышным облачения святителей. Таковы златотканые, с жемчугом, драгоценными камнями и разноцветными кистями епитрахилина святителях по сторонам смертного ложа свт. Василия Великого (икона «Успение свт. Василия Великого», XV века, монастырь вмц. Екатерины на Синае); епитрахиль со сложными узорами (напр., завитками лозы с пальметтами внутри) на святителях на фресках апсиды парекклисиона церкви к-польского монастыря Хора (Кахрие-джами) (ок. 1316-1321 годов), в композиции «Поклонение Жертве» в апсиде кафоликона монастыря Преображения Господня, Метеоры (конец XV века); епитрахиль на свт. Николае Чудотворце в росписи кафоликона свт. Николая монастыря Анапавса, Метеоры (мастер Феофан Критский, 1527); Е. на прп. Зосиме, причащающем прп. Марию Египетскую (фреска в нартексе кафоликона мон-ря Преображения Господня, Метеоры, первая половина XVI века). Эта особенность унаследована искусством Древей Руси: епитрахиль на фигурах святителей на иконах-«полотенцах» (таблетках) (вторая половина XVI века, из Покровского собора Суздаля), епитрахиль с фигурами свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста на свт. Николае (икона «Свт. Николай Чудотворец», третья четверть XVI века, из Леонтьевской церкви Вологды, ВГИАХМЗ).
Кресты на епитрахили могли быть шитыми или составленными из нашивных деталей, напр. металлических дробниц. Растительный орнамент («священное древо») символизировал райский сад: епитрахиль, принадлежавшая, по преданию, свт. Петру Московскому (первая половина XIV века, ГММК); епитрахиль из раки митр. Филиппа (Колычева) (XVI век, ГММК). Шитые кресты, чередующиеся с изображениями плодов граната, обильная жемчужная обнизь, украшения в виде драгоценных камней и цветных стекол присутствуют на епитрахили из московского Златоустовского монастыря (XVII век, ГММК).
Обзор технологий и материалов лицевых епитрахилей одним из первых начал составлять Н.П. Кондаков во время путешествия по обителям Афона (Кондаков. 1902 год). В дальнейшем изучение базировалось на обращении к произведениям изобразительного искусства (Braun. 1907. S. 576-607; Walter. 1982 год) и лицевого шитья православных регионов или музейных собраний.
Типы лицевых изображений
Лицевые епитрахли по материалу, технике исполнения и подбору лицевых композиций часто составляли единый комплект с поручами, что влияло на выбор изображений на них (Благовещение, Деисус или святые).
Помимо них изображали св. воинов Георгия, Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Феодора Стратилата; врачевателей Косму и Дамиана, напр. на епитрахили греческой работы (XV век, монастырь Эсфигмен на Афоне). На епитрахиль молдовлахийского производства присутствуют портреты ктиторов-господарей Александра Доброго и его супруги Марины в рост (1400-1432 годы, ГЭ); фигуры коленопреклоненных Петра III и его сына Марка (1537 год, монастырь Эсфигмен на Афоне); изображения Иоанна Негоша с сыновьями и его супруги с дочерьми наряду с образами святителей и пустынников (XVII веке, монастырь Эсфигмен на Афоне). Новогреческой традицией Кондаков считал упоминание имен не только вкладчиков и создателей, но и членов их семей (напр., на епитрахиль 1680 года, монастырь прп. Дионисия, Афон).
На выбор изображений влияло местное почитание святых. На создание епитрахили середина второй половины XVI века (ГММК) с фигурами Московских митрополитов Петра, Алексия, епископов Леонтия Ростовского и Никиты Новгородского, возможно, повлияли прославление еп. Никиты Новгородского после обретения его мощей в новгородском Софийском соборе в 1558 году и привоз его погребальных одежд в столицу на поклонение (ПСРЛ. Т. 30. С. 190). На епитрахиль из Киево-Печерской лавры (1672 год, НКПИКЗ) вышиты образы преподобных Антония и Феодосия Печерских. На епитрахиль (вторая половина XVI века), вложенной свящ. Георгием в афонский монастырь Симонопетра, среди святителей присутствует свт. Митрофаний, 1-й еп. Константинопольский. Появление его образа могло стать характерной чертой произведений поствизантийского периода: Кондаков упомянул греческую епитрахиль XVII века из монастыря Ксенофонт, на которой изображение свт. Митрофания К-польского предшествовало образам Константинопольских святителей (Кондаков. 1902 год. С. 256).
Образы святых могут быть представлены не только единолично, но также попарно (неразрезная епитрахиль, без иордани, из Павлова Обнорского во имя Св. Троицы монастыря, XVI век, ВГИАХМЗ) и группами в соответствии с чином святости (епитрахиль из Иверского монастыря на Валдае, шитая в Юго-Восточной Европе, XVI века (XV век, по мнению Ю.Г. Гридневой), ИАХМНИ, с подписанными по-гречески поясными изображениями пророков, апостолов, святителей, воинов, мучеников в круглых медальонах, по 3 в каждом).
Епитрахиль с изображением «Благовещения» отличаются большим количеством вариантов образа Христа в центральном медальоне иордани. Иногда сюжет «Благовещение» объединен в общую композицию и помещен на одной стороне епитрахили, что характерно для произведений, включающих Страстной цикл и двунадесятые праздники. В этом случае напротив «Благовещения» обычно изображается «Рождество Христово». Известны случаи, когда между центральным медальоном иордани и фигурами арх. Гавриила и Богоматери из «Благовещения» помещаются образы пророков: первосвящ. Захарии и св. Иоанна Крестителя (напр., Е. XVI в., Византийский музей, Афины; епитрахиль свящ. Константина, XVI век, монастырь Ставроникита, Афон). В нижней части епитрахили с «Благовещением» выделяется 4 основные группы изображений: святители, апостолы, сонм святых (по 3 фигуры в медальоне), сюжетные композиции. Группа сонма святых, как правило, представлена только на епитрахиль с «Благовещением» и имеет общее композиционное строение для всех памятников: переплетение малых кругов с крупными медальонами с фигурами 3 святых, которые располагаются по всей длине епитрахили. Состав святых может меняться, но их расположение соответствует следующему порядку: пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, отшельники, сочинители гимнов. Важной иконографической деталью, объединяющей эту группу, является образ Св. Троицы в центральном медальоне иордани.
Композиционно-геометрическое построение оформления епитрахили наиболее полно раскрыто у Г. Милле (Millet. 1939, 1947 годы). Он делит епитрахиль на 3 группы по принципу организации декора их пространства фигурами или сюжетами, классифицирует по изображениям в медальонах, в арках или в прямоугольных рамках. Каждая группа имеет подгруппы в зависимости от содержания. Обрамлением лицевых изображений служили не только архитектурные формы в виде арок на колонках, но и растительный и геометрический орнаменты. На епитрахиль середина второй половины XVI века (ГММК) шитые вязью и жемчужной обнизью тексты тропарей святителям (за исключением тропаря свт. Никите Новгородскому) обрамляют их фигуры.
На русской епитрахили XVI-XVII веков использовали тканые полосы с лицевыми изображениями святых и Господских праздников, распространенные в церковном шитье Западной Европы XV-XVI веков (Средневек. сокровища из Нидерландов: Собр. музея монастыря вмц. Екатерины г. Утрехт: [Кат. выст.]. М., 2002 год. С. 78-109. Кат. 26-49). Подобные предметы в русской церковном быту могли появиться в эпоху Реформации в XVI века в странах Западной и Центральной Европы. Фоны таких полос с готическими кивориями и «шахматными» полами использованы на неразрезной епитрахили (без иордани) из Павлова Обнорского во имя Св. Троицы монастыря (XVI век, ВГИАХМЗ). Епитрахиль, составленная из полос с изображениями святых в западных иконографических изводах, была сфотографирована в начаде XX веков, вероятно, в ризнице Успенского монастыря г. Старицы Тверской губ. (Катасонова Е. Ожившее время: Россия 1908-1915 годов в фотографиях С.М. Прокудина-Горского // Убрус: Церк. шитье, история и современность / Изд. златошвейной мастерской при Успенском подворье Оптиной пустыни СПб., 2007 год. Вып. 7. С. 68-75). Епитрахиль западноевропейской работы с изображениями апостолов и святителей принадлежала патриарху Московскому Никону (вторая четверть XVII века, ИАХМНИ). После XV века центральный образ Христа на иордани часто исключают. Единственным новым типом иконографии в XVI веке стало изображение на епитрахили Акафиста Богородице, впрочем не получившее впоследствии распространения.
В позднем средневековье, как это было и прежде, художественный облик епитрахили согласовывался с др. богослужебными одеждами. В XVII веке лицевые епитрахили были поднесены в комплекте облачений Г.Д. Строгановым в дар митр. Ростовскому Ионе (Сысоевичу), вложены им в Софийский собор Вологды (Лукомский Г.К. Вологда в ее старине. СПб., 1914 год. С. 75). В Новое время предпочитали изготовлять комплекты церковных одежд, единые по материалу украшения,- епитрахиль из «жемчужной ризницы» Троице-Сергиевой лавры (Зарицкая О.И. «Жемчужная ризница» 1767-1771 годы из ТСЛ // СПГИАХМЗ: Сообщ. ТСЛ, 2000 год. М., 2000 год. С. 301-328); из тканей одного типа – епитрахиль в составе дара Соловецкому монастырю императора Александра II (1859 год; Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст. / Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006 год. Кат. 230. С. 133).
В XIX веке в женских обителях, напр. в Горицком в честь Воскресения Господня женском монастыре, уцелевшие фрагменты шитья (вероятно, из экономии) переносили на новые предметы. 6 полуфигур святых, снятых, возможно, с иконных пелен Кириллова Белозерского монастыря, послужили украшением новой епитрахили 2 фигуры, получившие новые подписи (вмц. Екатерина и царевич св. Димитрий), происходят из композиции «Успение Богоматери» на пелене работы мастерской великой княгини Софии Палеолог (последней четверти XV века, ГРМ).
С развитием церковной жизни и ремесел в России на рубеже XIX и XX веков были востребованы древние традиции оформления одежд: епитрахиль для мощей патриарха Ермогена (мастерские шитья Вознесенского монастыря в Кремле, 1913-1914 годы, ГММК) с фигурами Московских святителей в рост в архитектурном обрамлении следует памятникам XVI-XVII века. Подобные тенденции сохранялись до конца XX века. В современом церковном шитье отмечается возрастающий интерес к возрождению древней традиции.
Значение слова епитрахиль
Словарь Ушакова
епитрах и ль, епитрахили, жен. (греч. epitrachelion) (церк.). Часть облачения священника, носимая на шее.
Энциклопедия моды и одежды
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Культурология. Словарь-справочник
(греч. epitrachelion) – часть облачения священника – расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой.
Православие. Словарь-справочник
принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или даже веревки, благословленный как епитрахиль. Епитрахиль появилась до IV в. Архиерей, посвящая диакона в сан священника, огибал его шею диаконским орарем, так что оба его конца равномерно спускались по груди вниз до подола и при этом соединялись один с другим. Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, не теряя благодати диаконского сана, приобрел двойную по сравнению с диаконом, сугубую благодать, дающую ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем Таинств Церкви. Впоследствии епитрахиль стали делать не из диаконских орарей, а особо, для удобства ношения.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Часть одежды священника в виде длинной полосы ткани, надеваемой на шею и свешивающейся спереди.
* ► Он снял епитрахиль. // Тургенев. Дворянское гнездо // *
Православный энциклопедический словарь
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
часть богослужебного облачения иерея: длинный узкий «фартук», надеваемый на шею. Сам «фартук» состоит из одной длинной ленты, скрепленной по бокам с помощью шва или пуговиц. Епитрахиль надевают поверх рясы или подризника. Она символизирует благодатный дар священнослужителя. Ни архиерей, ни священник без епитрахили не имеют права священнодействовать.
Энциклопедический словарь
(от греч. epitrachelion), часть облачения священника, расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой.
Словарь Ефремовой
ж.
Часть обрядового облачения священника православной церкви в виде длинной и
широкой полосы ткани с изображениями религиозных символов, надеваемой на шею и
свешивающейся спереди.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(έπί — на и τράχηλος — шея) — одно из богослужебных облачений священника, надеваемое на шею. Е. — не что иное, как дьяконский орарь, середина которого обернута около шеи, а два долгие конца соединены рядом. Епитрахиль есть символ благодати священника; поэтому без нее священник не совершает ни одного из богослужений и священнодействий и не произносит проповеди в церкви; при исповеди он возлагает Е. на голову исповедующегося, когда произносит отпущение ему грехов; ею обвертывает свою руку, когда при венчании троекратно обводит венчающихся вокруг аналоя. Некоторые богослужения священник совершает в одной Е. (без фелони), а именно таинство покаяния, малую вечерню, повечерие, полуночницу, часы (если на них не читается Евангелия), а также некоторые молитвословия на дому у прихожан, например молитвы при рождении младенца и наречении ему имени и т. п.