если люди не ошибаются значит

Совершать ошибки — это нормально: почему важно совершать ошибки

Не бывает идеальных людей. Мы все совершаем ошибки, но каждый из нас относится к ним по-разному. К сожалению, некоторые студенты и новички на работе воспринимают свои ошибки как конец света. Такой подход изнашивает нервную систему и заставляет себя ненавидеть, но это неправильно. Ошибки — обычная часть жизни, из которой можно извлечь полезные уроки. В этой статье мы расскажем, насколько важно для человека совершать ошибки и преодолевать возникшие трудности.

Почему мы боимся совершить ошибку

Причина страха кроется в психике человека и в том, как он воспринимает мир вокруг себя. Обычно мы боимся не самой ошибки, а последствий, которые она может вызвать:

Может какая-то из этих трёх причин лежит в основе вашего страха? Подумайте, чего на самом деле вы боитесь.

Почему ошибки — это нормально

Успех невозможен без поражений. Неблагоприятные условия делают нас лучше и сильнее. Неудачи — часть таких условий, важно научиться принимать связанный с ними дискомфорт. Совершать ошибки не критично и не зазорно. Главное найти в себе силы и попробовать ещё раз.

Вам нужно осознать, что совершать ошибки вполне нормально. Если вы студент или новичок на работе, ваши ошибки — это процесс обучения новому. Не нужно из-за них так сильно переживать. Тревога может привести вас к разочарованию, стрессу и бездействию.

Чему нас учат ошибки

Все люди растут путём совершения ошибок и извлечения уроков из них, поэтому вы не исключение. Чтобы не разочароваться и не утонуть в жалости к себе после очередной неудачи, прокрутите в голове список того, чему нас учат ошибки.

1. Анализировать

Ошибки делают нас умнее и учат анализировать свои действия. После неудачи никому уже не захочется что-то предпринимать не разобравшись. Анализ помогает предотвратить подобные ошибки в будущем.

2. Тренировать критическое мышление

Признание ошибки требует зрелости и адекватной самооценки. Никто не идеален, однако к идеалу нужно стремиться. Критическое мышление помогает увидеть ситуацию под другим углом и найти более эффективное решение в следующий раз.

3. Накапливать поучительный опыт

Жизнь циклична, поэтому вы ещё не раз столкнётесь с похожими ситуациями. Именно поэтому важно воспринимать ошибки как способ получить новый опыт. Это не только предотвратит будущие ошибки, но и прокачает ваш интеллект.

4. Принимать на себя ответственность

Дети отличаются от взрослых тем, что прячутся от своих ошибок и винят всех вокруг. Если вы считаете себя взрослым человеком, значит, вы можете взглянуть правде в глаза и взять на себя ответственность за ошибку.

5. Находить новые источники вдохновения

Каждая ваша ошибка даёт вам возможность найти нестандартный способ её решения. Такой подход развивает креативное мышление и не позволяет унывать.

6. Понимать окружающих

Наши ошибки помогают понять окружающих, которые тоже неидеальны. Человеческая натура такова, что мы все делаем что-то не так. Собственные ошибки дают нам почувствовать эмоции окружающих и учат относится к ним более снисходительно.

7. Выходить из зоны комфорта

Если вы делаете одни и те же задачи изо дня в день, совершенная ошибка вас встряхнёт и вытащит из зоны комфорта. Каждая неудача — возможность отойти от привычного хода событий и посмотреть на мир по-новому.

Совершать ошибки — значит, развиваться интеллектуально и социально. Позволяйте себе иногда оступаться и накопить бесценный опыт. Ещё больше полезных и мотивирующих советов вы найдёте в нашем телеграм-канале.

Источник

Афоризмы, цитаты, высказывания великих людей на тему Ошибки

В мире нет ничего совершенно ошибочного — даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время.

Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать — почти всегда значит ошибаться.

Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их.

Никогда не бойся ошибаться — ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Разочарование есть плата за что то прежде полученное, может быть несоразмерная иногда, но будь щедр. Бойся лишь обобщать разочарование и не окрашивай им все остальное. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу жизни и правильно оценишь ее хорошие стороны.

Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку.

На своих ошибках учатся, на чужих — делают карьеру.

Любая страсть толкает на ошибки, но на самые глупые толкает любовь.

Многие мужчины, влюбившись в ямочку на щеке, по ошибке женятся на всей девушке.

Всего несколько лет назад она еще сетовала на себя, еще способна была на героические поступки, а вот теперь научилась приспосабливаться к собственным ошибкам. Она знала, что у других людей происходит то же самое: они до такой степени привыкают к своим просчетам и промахам, что постепенно начинают путать их со своими достоинствами. И тогда уже поздно что-либо менять в своей жизни.

Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.

Моя ошибка была в том, что я ожидал плоды от дерева, способного приносить только цветы.

Ошибаться — человечно, прощать — божественно.

Ошибки всегда можно себе простить, если только найдётся смелость признать их.

Будь терпимей к чужим ошибкам. Может быть, ты и сам появился на свет по ошибке.

Со слишком умными слушателями скучно иметь дело. Им кажется, что они все знают, и ошибаются.

В ошибке любой женщины есть вина мужчины.

Совершить ошибку и осознать ее — в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть ее — это и есть честность.

Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти.

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

Человек, который не делает ошибок, получает приказы от тех, кто их делает.

Все называют опытом собственные ошибки.

Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других.

Ошибаться — свойство человека, прощать — свойство богов.

Хочешь добиться расположения наставника? Дай ему возможность время от времени исправить твою ошибку.

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Гораздо легче найти ошибку, чем истину.

Ошибка — от бога. Поэтому не старайтесь исправить ошибку. Напротив, попробуйте понять ее, проникнуться ее смыслом, притерпеться к ней. И наступит освобождение.

Если какой-то шанс хоть на один процент выше других — пробуй его. Как в шахматах. Тебе ставят шах — ты убегаешь. А пока убегаешь — противник, возможно, допустит ошибку. Ведь от ошибок не застрахован никто, даже самые сильные игроки…

Нет стыда признаться человеку в своей ошибке.

В жизни каждый должен совершать свои собственные ошибки.

Природа никогда не ошибается: если она порождает дурака, значит, она этого хочет.

Признаваться в своих ошибках есть высшее мужество.

Опыт — это сумма совершенных ошибок, а также ошибок, которых, увы, не удалось совершить.

Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав. Если вы не учитесь на своих ошибках, нет смысла их делать.

Нам нет необходимости наступать на те же грабли, что уже были.

Я не откажусь снова прожить свою жизнь от начала до конца. Я только попрошу права, которым пользуются авторы, исправить во втором издании ошибки первого.

Слабые часто бывают жестокими, ибо они не останавливаются ни перед чем, дабы устранить последствия своих ошибок.

Лучше ошибаться со всеми, чем быть умным в одиночку.

Тот, кто слишком легко признается в ошибках, редко способен исправиться.

Наша ошибка часто заключается не в содеянном, а в сожалении о содеянном…

Человек, по настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.

Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать — ошибка.

Благословенны забывающие, ибо не помнят они собственных ошибок.

Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка — это лишать себя опытности.

Мы красим волосы каждый раз в разный цвет, чтобы не повторять дважды одну и ту же ошибку.

Никто из нас не потерпел бы у других таких ошибок, как наши.

Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним.

Мы не любим, когда нас жалеют за совершенные нами ошибки.

Есть люди, которые не совершают ошибок. Это те, за кого думают другие.

Самая большая ошибка — пытаться быть приятнее, чем ты есть.

Лучше допустить оплошность самой, чем указать на ошибку мужу.

Наша главная ошибка не в том, что мы верим, будто женщины нас любят, а в том, что мы верим, будто мы их любим.

Ошибка одного — урок другому.

Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках.

Тот, кто действительно имеет авторитет, не боится признать свою ошибку.

Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.

Даже если все держатся одного мнения, все могут ошибаться.

Никогда не указывайте на ошибки, если не знаете, как их исправить.

Насколько ясно люди понимают свои ошибки, видно из того, что, рассказывая о своем поведении, они всегда умеют выставить его в благородном свете.

В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.

“Вы что, считаете меня идиотом?” — “Нет, но я ведь могу ошибаться”.

Я знаю, что я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, кто захочет меня в таких случаях остерегать и показывать мне мои ошибки.

Можно дойти до совершенства в совершении одной и той же ошибки.

Не совершаем ли мы, колесуя убийцу, ошибку ребенка, который бьет тот стул, на который наткнулся?

Иные воображают, будто совершенно точно знают птицу, если видели яйцо, из которого она вылупилась.

Учитель сказал: “Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой”.

Не исправление ошибки, а упорство в ней роняет честь любого человека или организации людей.

Ошибки людей в их расчетах на благодарность за оказанные ими услуги происходят оттого, что гордость дающего и гордость принимающего не могут сговориться о цене благодеяния.

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.

Жизненная ошибка — это проступок, который не принес удовольствия.

Горе людям, которые никогда не ошибаются: они всегда оказываются не правы.

Если верно, что человечество учится на своих ошибках, нас ожидает блестящее будущее.

Величайшая ошибка, которую обыкновенно делают в воспитании, — не приучат юношество к самостоятельному размышлению.

Люди редко совершают одну неосмотрительность. В первой неосмотрительности всегда делают слишком много. Именно поэтому совершают обыкновенно еще вторую — и на этот раз делают слишком мало…

Вращаясь среди ученых и художников, очень легко ошибиться в обратном направлении: нередко в замечательном ученом мы находим посредственного человека, а в посредственном художнике очень часто — чрезвычайно замечательного человека.

Какая ошибка желать разрушить то, из чего не умеешь извлечь пользу.

Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и её замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее.

Самая губительная ошибка, которая когда либо была сделана в мире, — это отделение политической науки от нравственной.

Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин.

Опасно быть правым, когда правительство ошибается.

Истина, сказанная без любви, порождает ошибку.

Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному человеку.

Диктуй неразборчиво, чтобы оставить за собой право решать, кто сделал ошибку.

Неправильное употребление слов ведет за собою ошибки в области мысли и потом в практической жизни.

Человек, достигший успеха, — это человек, который за собственные ошибки заставляет платить других.

Ошибаются те, кто думает, что народ, переживающий революцию, легко победить; напротив, он в состоянии побеждать других.

Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.

Из тех, кто рядом с тобою, поощряй не тех, кто все, что ты сделал, превозносит, но тех, кто сурово бранит тебя за твои ошибки.

Женщины обладают не меньшими способностями совершать ошибки.

Исправление старых ошибок часто стоит дороже, чем новые.

Кто перестал любить и делать ошибки, тот может похоронить себя заживо.

Учёный всё равно что мимоза, когда замечает свою ошибку, и рычащий лев — когда обнаруживает чужую ошибку.

То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории.

Чтобы избежать ошибок и разочарований, всегда советуйся с женой, прежде чем завязать интрижку.

Глупец, который случайно говорит правду, все равно ошибается.

Величайшая наша ошибка ныне состоит в том, что мы всегда смешиваем два противоположных положения одно с другим и считаем их за одно положение. Одно из них есть наука, а другое — вера…

Когда рассудок поддается порыву или гневу и слепая ярость оскорбляет друга действием или словом, то позже ни слезы, ни вздохи не в состоянии исправить ошибки.

Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок.

Истина есть совершенная ошибка, точно так же, как здоровье — совершенная болезнь.

Человек пунктуальный все свои ошибки делает точно вовремя.

Приходить в гнев — значит вымещать на себе ошибки другого.

Ни одна из ошибок не обходится нам так дешево, как пророчество.

Терпимость — это когда прощают чужие ошибки; такт — когда не замечают их.

О великом человеке судят только по его главным деяниям, а не по его ошибкам.

Когда пишешь под диктовку, собственную индивидуальность можно проявлять только в ошибках.

Можно порицать ошибки великого человека, но не следует из за них порицать и самого человека.

Великие люди тоже ошибаются, и некоторые из них так часто, что почти впадаешь в искушение считать их людьми незначительными.

Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок.

Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать.

Для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках.

Почти все наши ошибки, в сущности, языкового характера. Мы сами создаем себе трудности, неточно описывая факты. Так, например, разные вещи мы называем одинаково и, наоборот, даем разные определения одному и тому же.

Человеку свойственно ошибаться. Не ошибается лишь тот, кто восхищается нами.

В политике, как и в грамматике, ошибка, которую совершают все, провозглашается правилом.

Пусть люди совершают любые ошибки себе во вред, лишь бы им избегнуть худшей напасти — подчинения чужой воле.

Люди не подозревают об ошибках, которых не совершают.

В упоении победой забываются ошибки и возникают крайности.

Если две ошибки не принесли результата — испробуй третью.

Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость.

Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем.

Как жаль, что мы живем недостаточно долго, чтобы пользоваться уроками своих ошибок.

Многие скорее считают добродетелью раскаяние в ошибках, чем старание их избежать.

Одна из самых гибельных наших ошибок — портить хорошее дело плохим проведением его в жизнь.

“Вы бы отдали жизнь за свои убеждения?” — “Разумеется, нет. В конце концов, я ведь могу и ошибаться”.

Кто станет отрицать, что все люди отчаянные правдолюбы, — ведь они так откровенно и чистосердечно раскаиваются в своих ошибках, при этом не проходит и дня, чтобы они не противоречили сами себе.

Я с уважением отношусь ко всякого рода отклонениям от здравого смысла: чем смехотворнее ошибки, которые совершает человек в вашем присутствии, тем больше вероятность того, что он не предаст, не перехитрит вас.

Мало найдется ошибок менее извинительных, чем средства, к которым мы прибегаем, чтобы их скрыть.

Философия изучает ошибочные взгляды людей, а история — их ошибочные поступки.

Каждый человек имеет свою особенную манеру ошибаться, тем более что ошибки заключаются часто в неправильно понятой точности.

Когда мы прозреваем настолько, чтобы исправить собственную ошибку, то начинаем видеть всю сопряженную с этим опасность.

Возможно, две ошибки, борющиеся друг с другом, плодотворнее, чем одна безраздельно царящая истина.

Люди гораздо меньше ошибаются, когда сознаются в своем незнании, чем если воображают себя знающими все то, чего они в действительности не знают.

Род людской — это ошибка. Без него вселенная была бы не в пример прекраснее.

Ошибки молодых — неиссякаемый источник опыта для тех, кто постарше.

Муж, как и правительство, ни за что не должен признаваться в ошибках.

Источник

Не бойтесь ошибаться. Почему мы всегда учимся на ошибках — и только на них

Существует предрассудок, будто в процессе обучения следует избегать ошибок и если человек не ошибается, значит, он хорошо учится. Эта ложная максима распространяется не только на само образование, но и на жизнь как таковую. Считается, что в идеале нужно прожить ее, не совершая ошибок. Так ли это, разбирается PhD, профессор школы перспективных исследований ТюмГУ Жюли Реше.

Сам процесс обучения основан на ошибках. Мы не просто учимся на них — не существует другого способа учиться, кроме как совершая ошибки. Во время обучения и приобретения нового жизненного опыта ошибки даже не неизбежны — они составляют суть процесса. Соответственно, если нет ошибок, нет и обучения и вообще мы мертвы.

Ошибки играют ключевую роль в обучении с точки зрения и психологии, и нейробиологии.

если люди не ошибаются значит. Смотреть фото если люди не ошибаются значит. Смотреть картинку если люди не ошибаются значит. Картинка про если люди не ошибаются значит. Фото если люди не ошибаются значит

Психология о роли ошибок в процессе обучения

Кэрол Двек, профессор психологии в Стэнфордском университете, предложила теорию о существовании двух полярных подходов к обучению, которые соответствуют двум типам мышления: фиксированному (fixed mindset) и гибкому (growth mindset).

Люди с фиксированным мышлением считают, что обладают определенным уровнем интеллекта и не могут заметно его изменить. Они руководствуются принципом «выше себя не прыгнешь», а ошибку воспринимают как знак того, что они недостаточно способны. Те же, кто обладают гибким мышлением, ориентированы на процесс развития. Они полагают, что если приложат усилия и проявят трудолюбие и терпение, то смогут значительно улучшить свои способности. Ошибка для них — это повод учиться.

Теория Кэрол Двек основана на ее психологических экспериментах. В одном из них поучаствовали более 400 пятиклассников. Дети проходили несложный тест, состоящий из невербальных пазлов, после чего им сообщали результат. Половину детей хвалили за то, что они умные, а другую половину — за старание. Затем детям предложили выбрать между двумя тестами разной сложности. Около 90% детей, которых похвалили за ум, выбрали более простой тест, предпочтя остановиться на уже достигнутом и не потерять репутацию умных. Дети, которых похвалили за усилия, были более безжалостны к себе — они выбрали тест посложнее, который позволил им продемонстрировать свое стремление прилагать усилия.

Затем Двек предложила тем же пятиклассникам пройти очень сложный тест, рассчитанный на 8-й класс. Ученики, которых хвалили за старательность, настойчиво пытались решить задания и добивались значительных успехов. Те же, кого похвалили за ум, быстро разочаровывались в себе и переставали прилагать усилия. Свои ошибки они воспринимали как признак поражения и доказательство того, что не такие уж они и умные.

Таким образом, боязнь совершить ошибку отрицательно влияет на образовательный процесс, в то время как отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками гарантирует эффективное обучение.

Согласившись с идеей Двек о разграничении фиксированного и гибкого мышления, психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер исследовал нейронные механизмы, лежащие в основе разных типов реакций на ошибки. Он проследил взаимосвязь между типом мышления человека и его реакцией на ошибки.

Участники его эксперимента должны были выполнять задания, в которых легко ошибиться. В это время Мозер с помощью энцефалограммы анализировал нейронные сигналы, участвующие в обработке ошибок: рефлекторную регистрацию ошибки ERN (error-related negativity) и осознанную реакцию на ошибку Pe (error positivity). Первый сигнал показывает конфликт между правильным и ошибочным ответом, он возникает приблизительно через 50 миллисекунд после допущения ошибки. Второй сигнал регистрируется через 100–600 миллисекунд после ответа и указывает на осознание ошибки и концентрацию внимания на ней.

Согласно исследованиям сигналы ERN и Pe, скорее всего, генерирует передняя поясная извилина коры — зона, которая участвует в мониторинге поведения и сигнализирует о том, что нужно усилить когнитивный контроль.

В эксперименте Мозера уровни сигналов ERN и Pe коррелировали с более сосредоточенными и более точными ответами, следующими за ошибками. Оказалось, что чем выше амплитуда ERN- и Pe-сигналов, тем более эффективен процесс обучения.

Мозер подтвердил теорию Кэрол Двек: его эксперимент доказал, что обладатели гибкого мышления больше сосредотачиваются на ошибках и демонстрируют большую точность ответов после ошибок, то есть лучше учатся. Амплитуда сигнала Pe у них в среднем равна 15 пунктам, тогда как у носителей фиксированного мышления — 5. Ошибившись, «гибкие» люди сразу же сосредотачиваются, обрабатывают ошибку и после этого демонстрируют прирост точности.

Работа Мозера показала, что ошибки являются важной составной обучения и развития. Если их избегают или воспринимают как показатель отсутствия способностей к определенному занятию, эффективность обучения заметно снижается.

Именно ошибки запускают нейроактивность, отражающую процесс обучения. На субъективном уровне мы воспринимаем ошибку как «что-то пошло не так», но именно это «не так» на нейронном уровне содействует наиболее активным процессам. Для обучения ценнее всего именно ошибки: этот процесс построен на провалах, а не на успехе. Упускать возможность неудачи, пытаясь всё делать правильно и безошибочно, — значит упустить возможность обучения и развития.

Ниже на схеме из эксперимента Мозера видна разница в уровне интенсивности реакции мозга на ошибку у людей с фиксированным и гибким мышлением.

если люди не ошибаются значит. Смотреть фото если люди не ошибаются значит. Смотреть картинку если люди не ошибаются значит. Картинка про если люди не ошибаются значит. Фото если люди не ошибаются значит

Кэрол Двек описала это различие так:

«Слева вы видите студентов с фиксированным мышлением. Активность практически отсутствует. Они бегут от ошибок. Они не хотят с ними связываться. Справа же вы видите студентов с гибким мышлением — тех, кто убежден, что способности можно развивать. Они полностью погружены в процесс. Их мозг охвачен идеей „пока нет“. Они глубоко вовлечены. Они обрабатывают ошибку. Они на ней учатся и исправляют ее».

Как ни странно, теория Двек о гибком и фиксированном мышлении и ключевой роли ошибок в его усовершенствовании крайне популярна. Вероятно, это связано с тем, что Двек предлагает путь к успеху (от фиксированного мышления к гибкому), утверждая, что способность нашего мозга к преобразованию ограничена только нашими внутренними барьерами, которые можно преодолеть, перестав бояться ошибок.

Но в действительности поводов для оптимизма в теории Двек мало, ведь она констатирует, что для освоения нового знания нет другого пути, кроме как пройти через изматывающую фазу ошибок, и чем больше растет гибкость, тем болезненнее эта фаза.

Ошибки с точки зрения нейробиологии

Есть основания утверждать, что ошибки играют определяющую роль не только в процессе обучения и приобретения навыков, но и в том, насколько высока нейропластичность мозга. Более того, такой подход может перевернуть представление о человеке и вписать его в эволюционную перспективу, тем самым высвободив из перспективы теологии, в которую он был традиционно вписан.

Биологической основой обучения является нейрональная пластичность. Эта концепция относится к способности нервной системы изменять силу синапсов — соединений между нейронами.

Основная теория, с помощью которой сейчас объясняют понятие нейропластичности, была разработана американским психологом Дональдом Хеббом. Согласно теории Хебба в основе способности нашего мозга меняться лежит изменение силы синапсов, то есть связей между нейронами.

Правило Хебба гласит: если два нейрона активны примерно в одно и то же время, их связи усиливаются (Cells that fire together, wire together).

Именно долгосрочное потенцирование считается ключевым процессом в объяснении нейропластичности. Хотя известно, что модификация силы синапсов включает также процесс его угнетения — долгосрочную депрессию. Однако если при рассмотрении темы нейропластичности упомянуть потенцирование считается обязательным, то о депрессии синапсов либо говорят во вторую очередь, либо не говорят вообще.

Модификация силы связей нейронов предполагает как их усиление, так и ослабление. Мы склонны забывать об этом втором аспекте, поскольку привыкли считать генеративные процессы ключевыми, а дегенеративные — вторичными.

Впрочем, в истории нейробиологии были и попытки свергнуть общую перспективу. Некоторые исследователи утверждают, что именно долгосрочную депрессию следует рассматривать как ключевой процесс, лежащий в основе обучения и формирования памяти.

Общая логика здесь такова: конфигурация существующего объема знаний в человеческом мозге оставалась бы неизменной, если бы нейронные контакты не обладали способностью ослабевать и в конечном итоге исчезать. Другими словами, механизм обучения и формирования знаний, синаптическая пластичность обязательно включает в себя способность ослаблять синаптические связи.

Так, американский инженер Джеймс С. Альбус, работавший над созданием модели мозжечка, предположил, что «хранение паттернов должно осуществляться главным образом за счет ослабления синаптических весов, а не их усиления».

В своей статье Learning from Mistakes ученые Данте Чиалво (Аргентина) и Пер Бак (Дания) продвигались дальше по этому пути. По их мнению, то, как мы сегодня понимаем биологические механизмы, обусловлено нашей склонностью к телеологическому (то есть предполагающему, что у всего происходящего есть конечная цель) мышлению. Оно не позволяет нам перенастроить наше мышление так, чтобы оно было выгодно для изучаемого процесса, а не служило нашему удобству.

если люди не ошибаются значит. Смотреть фото если люди не ошибаются значит. Смотреть картинку если люди не ошибаются значит. Картинка про если люди не ошибаются значит. Фото если люди не ошибаются значит

Чиалво и Бак пересмотрели общепринятое мнение о том, что для обучения обязательно требуется усиление синапсов и что долгосрочное потенцирование — это ключевой процесс:

«Хотя можно представить, что долгосрочное потенцирование является определяющим явлением для хранения информации и что долгосрочная депрессия может существовать просто для перезагрузки долгосрочного потенцирования, следует отметить, что также можно представить, что противоположное может быть правдой».

Ученые предложили схему понимания нейронных процессов обучения, которая переворачивает всё с ног на голову, утверждая, что именно снижение синаптической активности является фундаментальным динамическим механизмом, а потенциация играет только вспомогательную роль. Именно долгосрочная депрессия имеет формообразующую силу.

«Вера в подкрепление Хебба долгое время оказывала влияние на исследования, препятствуя объективному изучению альтернативных сценариев. Мы утверждаем, что отрицательное подкрепление имеет важное значение и, кроме того, любое положительное подкрепление снижает способность к адаптации».

Согласно Чиалво и Баку обучение в основном происходит путем исправления ошибок. «Окружающая среда действует как критик, а не как учитель».

Это означает, что негативный фидбек (который коррелирует с долгосрочной депрессией синапсов) — это основа обучения. В соответствии с альтернативным взглядом Чиалво и Бака в процессе обучения активные синаптические соединения временно «помечаются» и, если получаемый результат оказывается неудачным, впоследствии подавляются. Учась чему-то, мы не формируем новые синапсы, а в первую очередь уничтожаем лишние. Таким образом, любое обучение в основании предполагает ошибку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *