если нет работы что делать с работниками
Оформление вынужденного простоя по вине работодателя
Простой – временная приостановка рабочих процессов на предприятии. Подразделяется на несколько видов: по вине работодателя, по вине сотрудника и по независящим причинам. Определение вида простоя принципиально, так как от этого зависит начисление компенсаций работникам.
Вопрос: Незаконно уволенный работник восстановлен на работе по решению суда. Как определить сумму выплат работнику за время вынужденного прогула, если весь период вынужденного прогула в организации был объявлен простой по вине работодателя?
Посмотреть ответ
Простой по вине работодателя согласно ТК РФ
Вопросы, касающиеся приостановки рабочих процессов, изложены в статье 72 пункте 2 ТК. Согласно кодексу, простой – это временная остановка работ по техническим, экономическим или управленческим причинам. В ТК не изложены все нюансы этого явления. В частности, отсутствуют сведения о вероятных причинах простоя, его сроках. Все это определяется руководителем компании в индивидуальном порядке. Согласно части 1 статьи 157 ТК, в процессе приостановки рабочих процессов по вине работодателя сотрудникам начисляются компенсации.
Вопрос: Как оформить простой по вине работодателя? Могут ли работники во время простоя отсутствовать на рабочем месте?
Посмотреть ответ
Остановка деятельности предприятия может произойти по следующим причинам:
ВНИМАНИЕ! Далеко не всегда в простое виновен работодатель. Иногда приостановка возникает из-за форс-мажора. В этом случае считается, что виновное лицо отсутствует, так как проблема возникла из-за причин, независящих от представителей организации. Также простой часто возникает по вине работника. К примеру, такая ситуация возможна при поломке оборудования сотрудником.
Пошаговое оформление простоя
Простой обязательно нужно оформить. Просто приостановить работу предприятия и отправить всех сотрудников в отпуск не получится. Рассмотрим основные шаги по оформлению простоя:
Еще один обязательный пункт – расчет компенсаций сотрудникам.
ВАЖНО! Если предполагается, что сотрудники должны выходить на работу в период простоя, это нужно оговорить в приказе. Если в приказе ничего сказано не будет, работники могут не выходить на свое место службы. Увольнение их за прогул в данном случае будет незаконным.
Оплата простоя по вине работодателя
Приостановка рабочих процессов по вине работодателя оплачивается. Рассмотрим порядок начисления компенсаций:
Компенсация выплачивается после выхода на работу.
Пример расчета
Сотрудник Сидоров В. И. получает за отработанную смену 900 рублей. Длительность простоя составляет 10 дней. 900 умножается на 10. Результат составит 9 000 рублей. Размер компенсации 9 000 * 2/3 = 6 000 рублей.
Оплата больничного
Больничный будет оплачиваться только в том случае, если человек вышел на него до первого дня простоя. Выплаты производятся по ставке 2/3 от средней зарплаты. Выход на больничный в период приостановки работ не предполагает выплаты компенсаций.
Обязанности работодателя
Работодатель имеет следующие обязанности в период простоя:
Работодатель не имеет права отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск.
Перевод сотрудника на другое место в период простоя
Руководитель имеет право на перевод сотрудника в другой отдел или на другую должность. Это наиболее оптимальный выход и для работодателя, и для работника. Однако подобное решение принимается редко, так как для его реализации нужны свободные места на предприятии.
ВАЖНО! Перевод лица без его согласия возможен только в том случае, если простой длится не более месяца, а сотруднику предлагается должность, равная его квалификации. Также на новом месте работник должен получать зарплату, размер которой аналогичен его прежней оплате труда. Если одно из этих условий не выполняется, на перевод требуется согласие служащего.
Максимальная продолжительность перевода – 12 месяцев. После истечения года руководитель должен или вернуть сотруднику его прежнюю должность, или официально оформить его на новой.
Что делать, если работодатель нарушает права сотрудника?
Рассмотрим самые распространенные нарушения со стороны работодателя:
Во всех этих случаях сотрудник вправе обратиться сначала в трудовую инспекцию, а затем в прокуратуру.
К недобросовестному руководителю могут быть применены следующие санкции:
Судебные тяжбы – это длительный процесс. Поэтому перед ним рекомендуется попытаться решить конфликт с руководителем мирным путем. Вполне возможно, что работодатель нарушает закон не из злого умысла. Не все предприниматели хорошо знают положения ТК.
Права работников при введении режима простоя
Предприятие вводит режим простоя. Правомерно ли это в такое время? Какими правами в такой ситуации располагают работники?
Режим простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера) предусмотрен требованиями ст. 72.2 Трудового кодекса РФ, порядок его оплаты – ст. 157 ТК РФ. Выделяют три варианта режима простоя:
1) по вине работодателя;
2) по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
3) по вине работника.
Роструд в письме от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375 пояснял, что «…простой может затрагивать как одного работника, группу работников, так и всех работников структурного подразделения или организации. Так, если ремонт носит плановый характер, то время его проведения можно отнести к простою по вине работодателя. Если в организации сложилась аварийная ситуация, то простой можно квалифицировать как не зависящий от сторон. Если ремонт в организации производится в связи с нарушениями со стороны работника, то время его проведения является простоем по вине работника».
Таким образом, получается, что карантинные мероприятия, вызванные распространением COVID-19, относятся к причинам, не зависящим от работодателя и работника, чем работодатели в настоящее время и пользуются.
Однако для того, чтобы ввести режим простоя, работодатель должен издать соответствующий приказ, содержащий информацию о причинах экономического, технологического, технического или организационного характера для приостановления работы, а также о том, что в указанный период будут производиться выплаты в соответствии со ст. 157 ТК РФ. Обоснованием введения режима простоя могут быть причины экономического характера (например, остановка производства, прекращение выполнения работ или оказания услуг).
Простой по обстоятельствам, не зависящим от сторон, оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). Оплата за простой производится в дни выплаты заработной платы, установленные в организации.
Письмо Роструда от 19.03.2012 № 395-6-1 дает ответы на некоторые вопросы по введению режима простоя:
И еще несколько практических особенностей введения режима простоя:
В компании нет работы из-за отсутствия заказов. Как сэкономить на зарплате сотрудников в этот период.
У любой компании могут наступить тяжелые времена, когда придется временно приостановить производство. Забота о сохранении коллектива или хотя бы наиболее квалифицированной его части становится основной для работодателя. Объявление простоя — одно из непопулярных, но всегда вынужденных организационных решений. Изначально важно правильно определить размер выплат, полагающихся сотрудникам. Если в приостановке работы виноват работодатель, то они имеют право на 2/3 от среднего заработка. Но некоторые причины простоя трудно квалифицировать, и работодатель может ошибиться и занизить сумму к выдаче. Причем не обязательно по злому умыслу. Например, на первый взгляд ни работодатель, ни работник не виноваты в отсутствии заказов. Но суды считают по-другому. По их мнению, простой из-за сложного финансового положения работодателя нужно оплачивать исходя из среднего заработка. Не столь однозначно складывается ситуация при отзыве лицензии: одни суды считают правомерной выплату исходя из оклада сотрудника, а другие берут за основу его средний заработок.
Простой по вине работодателя нужно оплатить исходя из среднего заработка
Работодатель вправе приостановить работу организации в целом или отдельных ее подразделений (отделов, секторов, цехов) по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. В большинстве случаев простой связан с экономическим положением компании.
Поскольку в случае спора доказывать наличие того или иного фактора придется работодателю, до объявления простоя важно определить его вид. Иными словами, нужно выяснить, по чьей вине приостанавливается деятельность организации (ее части).
Самое сложное — установить, есть ли вина работодателя в простое или же он вызван причинами, не зависящими ни от работодателя, ни от работника. От этого будет зависеть порядок расчета выплат сотрудникам: исходя из среднего заработка или оклада (тарифной ставки).
Несомненно, с финансовой точки зрения для компании выгоднее ситуация, когда вины работодателя в простое нет. Однако не стоит пытаться намеренно искажать факты и выставлять ситуацию в неверном свете, пытаясь уменьшить выплаты работникам. В случае спора деньги все же придется доплатить, но только уже по судебному постановлению. Кроме того, работники могут потребовать компенсировать моральный вред, а это дополнительные расходы.
Основным критерием разграничения является наличие или отсутствие виновных действий работодателя либо его бездействие, причем как умышленных, так и вызванных неумелым менеджментом или управлением компанией без учета предпринимательского риска. Впрочем, на практике некоторые обстоятельства классифицировать сложно. Например, отзыв лицензии у организации, которая ведет деятельность в банковской сфере.
Итак, у работника есть реальный шанс оспорить указанные выплаты, поэтому работодателю нужно внимательно отнестись к оценке обстоятельств, вызвавших простой.
Кстати
Простой из-за отсутствия заказов оплачивается как приостановка работы по вине работодателя
От правильной классификации простоя зависят выплаты сотрудникам. При наличии вины работодателя они будут выше, при ее отсутствии — ниже (части 1, 2 ст. 157 ТК РФ).
Компании нередко сталкиваются с проблемами экономического характера (нет заказов на продукцию или наступает финансовый кризис). И работодателя интересует, можно ли отнести эти события к числу факторов, в наступлении которых он не виноват.
Суды считают, что временная приостановка работы, вызванная ухудшением экономического положения в организации, рассматривается как простой по вине работодателя с оплатой 2/3 от среднего заработка.
По мнению судов, негативное финансовое положение работодателя (отсутствие заказов), а также снижение спроса на продукцию. является финансовым (коммерческим) риском и относится к его непосредственной вине. Ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы в данном случае бесполезно.
Сотрудника можно уволить за прогул
если он, в нарушение приказа работодателя, отсутствовал на работе в период простоя. Расторжение трудового договора по подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет признано законным.
Работник должен присутствовать на работе, если иное не сказано в приказе о простое
Чтобы направить работников в простой, нужно издать приказ. Он потребуется для правильной оплаты периода временной приостановки работы. В случае спора суды внимательно проверяют факт документального оформления простоя.
Поскольку унифицированной формы приказа нет, работодатель вправе разработать ее самостоятельно. К содержанию приказа законодательство также не предъявляет особых требований, но, учитывая судебную практику, в нем должно быть отражено следующее.
Период простоя. В законодательстве не установлены предельные сроки, поэтому они будут зависеть от конкретных обстоятельств. Если на момент издания приказа невозможно определить дату окончания простоя, то ее указывать не обязательно, можно ограничиться ссылкой на событие, например, заключение договора с контрагентом.
Причина простоя. Работодателю нужно описать конкретные обстоятельства, приведшие к приостановке работы, а также характер причин простоя — экономический, технологический, технический или организационный. Не исключено, что поводом для простоя послужила совокупность событий.
Информация о работниках, направляемых в простой. Тут достаточно указать фамилии, имена, отчества, должности (профессии) и наименования структурных подразделений работников, в отношении которых объявляется простой. Если их много, то поименные списки можно оформить приложением к приказу.
Виновник простоя и размер выплат. В зависимости от того, кто виноват во временной приостановке работы, будет определяться размер выплат, полагающихся работникам. Они имеют право как минимум на 2/3 от всей зарплаты (с учетом доплат и надбавок), если в простое окажется виноват работодатель (ч. 1 ст. 157 ТК РФ). Отсутствие его вины сокращает выплаты до 2/3 от оклада или тарифной ставки, а вина работника в простое совсем лишает его денег.
Действия работников в период простоя. При объявлении простоя у работодателя есть право определить, нужны ему сотрудники в этот период на рабочих местах или нет. Например, в случае краткосрочной приостановки работы с возможностью возобновления деятельности в любой момент удобнее, если сотрудники будут присутствовать на производстве. В противном случае их можно распустить по домам. Но, так или иначе, работодатель вправе обязать работников присутствовать на рабочих местах.
Впрочем, из-за отсутствия запрета в законе работодатель вправе принять противоположное решение и освободить работников от этой необходимости, разрешив не выходить на работу во время простоя. Главное – зафиксировать, кто именно (с указанием фамилий, имен и должностей) имеет такую возможность. Помимо этого стоит указать способ уведомления работников о завершении простоя и необходимости приступить к выполнению трудовой функции. Для этого подойдут телеграммы, телефонные звонки или смс-рассылки.
С приказом о простое работника нужно ознакомить под роспись, а в случае отказа составить акт.
Как обосновать причины простоя
В вашей компании летом нет работы? Предлагаем оптимальные кадровые решения
Когда можно не оплачивать простой? – Когда он произошел по вине работника.
Можно ли установить режим неполного рабочего времени всем сотрудникам? – Да, можно, по соглашению с каждым из них.
Можно ли отправить сотрудников в ежегодный отпуск, когда в компании нет работы? – Да, можно: по графику отпусков либо по заявлению работников.
Во многих организациях в летние месяцы фактически нет работы. Причин этому множество: контрагенты уходят в отпуска, продукция компании в летнее время не пользуется спросом, стихийные бедствия срывают поставки товаров и т. д. Главный вопрос, который в таких случаях волнует руководителя и с которым он приходит в отдел кадров, – как оптимально организовать работу сотрудников в период летнего затишья?
Вариант 1. Вводим в компании простой
Если в организации нет работы, руководитель может объявить простой. Простой бывает трех видов: по вине работодателя, по причинам, не зависящим от сторон, и по вине сотрудника (ст. 157 ТК РФ).
В летнее время в организациях чаще всего нет работы либо по вине работодателя, либо по причинам, которые не зависят от сторон. Например, нерационально распределена работа между сотрудниками или возникли форс-мажорные обстоятельства: аварии на путях железнодорожного сообщения сорвали продовольственные поставки, пожары на сельскохозяйственных угодьях привели к низкому урожаю зерна и др.
Время простоя по вине работодателя, а также по независящим от сторон причинам должно быть оплачено (см. таблицу). Однако на практике гораздо выгоднее оплатить простой, чем не объявлять его и выплачивать сотрудникам зарплату.
Укажите в приказе о простое, должны ли сотрудники находиться на рабочем месте или нет. Это поможет избежать разногласий, потому что они будут четко знать о своих обязанностях в этот период.
Как оплачивается время простоя (ст. 157 ТК РФ)
Документы в тему
Актуальные тексты документов доступны подписчикам электронного журнала на e.kdelo.ru | |
Статья 157 ТК РФ | Узнать, сколько есть видов простоя и в каком размере каждый из них должен быть оплачен |
Статьи 72, 74 и 93 ТК РФ | Уточнить, в каких случаях и при каких условиях сотрудникам можно установить режим неполного рабочего времени |
Статья 123 ТК РФ | Выяснить, как своевременно отправлять сотрудников в ежегодные отпуска, а также запланировать их отдых на период, когда в компании нет работы |
Статья 128 ТК РФ | Убедиться, что отправить работника в отпуск за свой счет можно только по его желанию |
Вариант 2. Уменьшаем рабочую неделю сотрудников по инициативе работодателя
Работодатель вправе в одностороннем порядке установить сотрудникам новый режим работы, если в компании изменились организационные (технологические) условия труда (ст. 74 ТК РФ) (см. схему). К таким причинам относят: введение новых режимов работы и отдыха, норм труда, системы оплаты, перераспределение нагрузки среди подразделений компании или между определенными должностями и др.
Если изменения условий труда могут повлечь массовые увольнения сотрудников, вы вправе ввести режим неполного рабочего времени по всей компании сроком до шести месяцев (с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации – ч. пятая ст. 74 ТК РФ) (см. схему). Укажите в кадровых документах, что вы переводите сотрудников на неполную рабочую неделю только на летний период. Также не забудьте указать причину нового режима труда (см. образцы).
Вариант 3. Уменьшаем рабочий день по желанию сотрудников
Если летнее снижение объемов работ в вашей компании не обусловлено технологическими (организационными) изменениями труда, вы вправе установить сотрудникам неполное рабочее время по их желанию, а не в принудительном порядке (ст. 72, 93 ТК РФ) (см. схему).
Укажите в кадровых документах, какие дни для сотрудников выходные, какие – рабочие и какая продолжительность трудового дня по их просьбе им установлена. Оплачивайте работу таким сотрудникам пропорционально отработанному времени (ч. вторая ст. 93 ТК РФ). Помните, что вы не вправе лишить их правовых гарантий (в частности, уменьшить ежегодный отпуск) только потому, что они перешли на режим неполного рабочего времени.
Вариант 4. Отправляем сотрудников в ежегодные отпуска
Если в организации в летнее время из года в год нет работы, эту особенность нужно учесть при составлении графика отпусков. Если период отдыха приходится на один из летних месяцев и отражен в графике отпусков, сотрудник не вправе от него отказаться (ст. 123 ТК РФ). Таким образом, работодатель может утверждать ежегодные оплачиваемые отпуска в те периоды, когда в организации наименьшие объемы работы (как оформить ежегодный оплачиваемый отпуск, см. шпаргалку «Оформляем ежегодный оплачиваемый отпуск»).
Однако помните, что сотрудника нужно известить о времени начала отдыха не менее чем за две недели, а выплатить ему отпускные – не менее чем за три дня (ст. 123, 136 ТК РФ). Если вы не исполните указанные обязанности вовремя, работник может потребовать перенести свой отпуск на другой период. При этом перенести отпуск на следующий год по вашей просьбе можно только в исключительных случаях и при согласии работника (ст. 124 ТК РФ).
Если ежегодный отдых не полагается сотруднику по графику отпусков во время фактического простоя, он может взять его по своей инициативе при условии, что вы этому не возражаете. В таком случае по заявлению работника внесите изменение в график отпусков.
Если же ваш работник по каким-либо причинам не брал ежегодный отдых нескольких лет подряд, предупредите его, что денежную компенсацию за неиспользованные дни он получит только при увольнении (ст. 127 ТК РФ).
Вариант 5. Отправляем сотрудников с их согласия в отпуск за свой счет
Некоторые сотрудники летом готовы дополнительно к ежегодному оплачиваемому взять отпуск за свой счет. Он предоставляется работнику только по его инициативе (ст. 128 ТК РФ) (см. схему). Чтобы получить отдых без сохранения заработной платы, сотрудник должен попросить вас о нем в заявлении. Предупредите работника, что отпуска за свой счет свыше 14 календарных дней не включают в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ч. вторая ст. 121 ТК РФ).
Помните, что некоторым категориям работников вы не вправе отказать в этом отпуске. Среди них: участники ВОВ, пенсионеры по старости, инвалиды и др. (подробнее см. шпаргалку «Отпуск без сохранения заработной платы: кому работодатель его предоставить может, а кому обязан»).
Запомните главное
Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:
Евгения Симакова
юрист, ведущий эксперт журнала «Кадровое дело»:
– Оплачивать простой нужно, если он возник по вине организации, а также по независящим от нее и работников причинам. Простой, в котором виноват сотрудник, оплате не подлежит (ст. 157 ТК РФ).
Ирина Подлесных,
начальник отдела кадров ЗАО «Агентство Надзора за Качеством» (Москва):
– Работодатель вправе установить всем сотрудникам режим неполного рабочего времени, если в компании изменились организационные условия труда. Такие изменения можно ввести, если работникам грозят массовые увольнения и только на срок до шести месяцев (ст. 74 ТК РФ).
Олег Коновалов,
руководитель юридической службы ООО «Эйч-Эс-Эй Аттестация» (Москва):
– Отслеживайте, когда именно каждый из ваших сотрудников должен идти в ежегодный отпуск. Если вы своевременно будете уведомлять своих работников о предстоящем отдыхе, его не придется переносить на более позднее время.
Алина Горелик,
юрисконсульт ООО «МОРГАН ЭНД СТАУТ» (Москва):
– На период летнего затишья вы можете отправить работников в отпуск за свой счет. Сделать это можно только по их заявлению (ст. 128 ТК РФ).
Как оплатят вынужденную рабочую паузу?
Если работа в компании не может выполняться, то сотруднику полагается денежная компенсация. Ее размер будет зависеть от причин простоя
Что такое простой?
Простой – это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).
Возникновение простоя возможно:
Например, если работодатель проводит плановый ремонт в помещении, где находятся рабочие места сотрудников, из-за чего они не могут работать, то это простой по вине работодателя. Если работник сломал оборудование или остался без дела, так как без должных на то оснований отказался выполнять свои обязанности, то это простой по вине работника. Если работа не выполняется из-за чрезвычайного происшествия, то будет считаться, что простой возник по причинам, не зависящим от работодателя и работника.
При этом не всегда просто определить, по чьей вине возник простой и можно ли вообще считать приостановку работы простоем. В таком случае обычно приходится обращаться в суд.
Приведем примеры нестандартных ситуаций, признанных судами простоем:
Простой может затрагивать как одного сотрудника или группу работников, так и всех трудящихся в структурном подразделении или организации (п. 3 Письма Минтруда России от 24 мая 2018 г. № 14-1/ООГ-4375).
Как оформляется простой?
О начале простоя, вызванного поломкой оборудования или другими причинами, из-за которых невозможно продолжать работу, сотрудник должен сообщить своему непосредственному руководителю или иному представителю работодателя (ч. 4 ст. 157 ТК РФ). Если сотрудник не может выполнять работу не по своей вине, то ему полагается денежная компенсация.
Чтобы не возникло проблем с выплатами, нужно зафиксировать простой документально. В трудовом законодательстве отсутствуют обязательные требования к содержанию документов, оформляемых в случае простоя. Как правило, работодатель издает приказ, в котором указывает:
Также работодатель должен собрать документы, являющиеся основанием для приказа. Ведь не исключено, что обоснованность объявления простоя нужно будет доказывать в суде. Такими документами могут быть служебная записка или акт о простое, фиксирующий произошедшее, договор на проведение планового ремонта и т.д.
О приостановке производства работодатель обязан письменно сообщить в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). По мнению Роструда, это требование касается приоста
новления производства в целом (п. 6 Письма Роструда от 19 марта 2012 г. № 395-6-1).
Должны ли работники находиться на рабочих местах во время простоя?
Формально работники должны находиться на рабочих местах, ведь период простоя относится к рабочему времени, а не времени отдыха (ч. 1 ст. 91, ст. 107 ТК РФ). Если сотрудник самовольно покинет рабочее место, это будет считаться прогулом.
Вместе с тем работодатель в приказе о простое может разрешить сотрудникам отсутствовать на рабочих местах.
(В каком случае увольнение за отсутствие на рабочем месте более четырех часов будет считаться незаконным – читайте в статье «Когда за прогул нельзя уволить?».)
Как оплачивается время простоя?
Оплата времени простоя зависит от того, что стало его причиной: виноват ли в нем работник или работодатель либо это произошло по не зависящим от них причинам.
Правила расчета установлены в ст. 157 ТК РФ:
Оплата времени простоя
2/3 средней зарплаты* работника
Не зависит от работодателя и работника
не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя
*В случае вины работодателя средняя зарплата рассчитывается по общим правилам, установленным в ст. 139 ТК РФ и Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922), а именно:
В компании был объявлен простой по вине работодателя. Его продолжительность составила пять рабочих дней. Средний дневной заработок работника – 3 тыс. руб.
Формула расчета оплаты простоя в данном случае будет выглядеть так: оплата простоя по вине работодателя = средний дневной заработок * 2/3 * количество рабочих дней простоя.
Определим размер выплаты, причитающейся работнику: 3000 * 2/3 * 5 = 10 000.
Итого, размер выплаты работнику составляет 10 тыс. руб.
Плата за простой производится в дни выплаты зарплаты, установленные в компании.
Есть важный нюанс. Если работник заболел в период простоя, то больничный лист ему не оплачивается (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
Однако если нетрудоспособность наступила до простоя и продолжалась в этот период, то больничный оплачивается за все дни, в том числе совпавшие со временем простоя. Пособие за простой выплачивается в размере сохраняемой зарплаты, но оно не может быть больше пособия по нетрудоспособности, которое сотрудник получил бы по общим правилам (ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).
Как решаются спорные вопросы об оплате простоя?
Иногда возникают споры относительно того, нужно ли оплачивать простой. Например, что делать, если простой был объявлен, но сотрудник в этот период трудился? Предположим, он ремонтировал оборудование, поломка которого стала причиной приостановления трудовой деятельности.
В подобных случаях суды считают, что оплате в порядке ст. 157 ТК РФ подлежит лишь период, когда работник не исполнял свои трудовые обязанности. Если же работник трудился в период простоя, его труд оплачивается как обычно (см., например, Обзор судебной практики суда Чукотского автономного округа по гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях за II квартал 2019 г., утв. Постановлением президиума суда Чукотского АО от 3 июля 2019 г.).
Немало споров связано с тем, можно ли ввести простой в преддверии предстоящего сокращения численности или штата работников, когда до определенной работодателем даты увольнения сотрудников остается еще много времени, а предоставить им работу уже невозможно. Можно ли в таких случаях квалифицировать соответствующие периоды как простой и оплачивать их по правилам ст. 157 ТК РФ?
В большинстве случаев суды считают, что нельзя вводить простой по вине работодателя и производить работникам выплаты по ст. 157 ТК РФ в период предупреждения о прекращении трудовых договоров, поскольку:
Однако если мероприятия по сокращению численности или штата начались после введения простоя, организация действительно не вела деятельности, работники фактически были лишены возможности трудиться, то выплаты сотруднику в размере, установленном ст. 157 ТК РФ, будут правомерны (см. Апелляционное определение Самарского областного суда от 11 июня 2019 г. по делу № 33-5903/2019).
В любом случае, если работник считает, что нет причин для приостановки производства, его незаконно лишают возможности трудиться, он может обратиться в суд с иском о признании приказа об объявлении простоя незаконным, обязании работодателя допустить его к работе, взыскании разницы в оплате времени простоя до полного среднего заработка на основании ст. 234 ТК РФ, процентов за задержку причитающихся ему выплат по ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда.