если после разговора с медработником пациенту не стало лучше значит это плохой медработник
Лечим и калечим
Самые распространенные жалобы: грубость и халатное отношение к своим обязанностям.
Молодежь может поступить именно так, но как, же лечиться остальным? Инвалидам, как правило, выписывают рецепт и любой рецепт имеет определенный срок годности. Представим инвалида, который еле передвигаясь, идет в аптеку за нужным лекарством. Проходит огромный путь, в надежде получить препарат, который хоть как-то облегчит его страдания, но фармацевт сообщает, что название лекарства написано неверно. А это значит, что нужно заново записываться на прием к врачу, чтобы он выписал новый рецепт. А кто виноват? Невнимательность или же неграмотность врачей, из-за которой страдают пациенты.
Препараты по рецепту не всегда бывают в наличии, а когда они все же поступают в продажу, то срок действия рецепта истекает. А это значит? Верно, поликлиника всегда рада Вас видеть. Но больше всего расстраивает и цепляет за душу отношение к пожилым людям.
Если вдруг пожилому человеку стало плохо и он вызывает скорую, то на том конце провода его убедительно просят вызвать неотложку, которая привезет врача из поликлиники в течение 2-х часов, чтобы тот решил судьбу старичка — стоит ли отправлять его в больницу или нет. Приезжает врач, осматривает пациента, делает обезболивающее, после чего принимает решение о госпитализации больного. По приезду в больницу, врач оформит все документы и направит в нужную палату. Думаете, что всё так просто? Нет, всё самое интересное только начинается.
Врач рекомендует пройти анализы, ЭКГ, рентген и прочие процедуры. Пациенту плохо и ему тяжело передвигаться? Он всё равно ДОЛЖЕН пройти назначенные процедуры,
пока пациент в ослабленном состоянии ждёт свою очередь и ходит из кабинета в кабинет, его состояние ухудшается, но разве это кому-то интересно?
После обследования, врач составляет заключение и объявляет:
— У вас нет никакой пневмонии, кашляют все! что ж мне теперь каждого кашляющего принимать в больницу? сейчас я выпишу вам лекарства, и можете ехать домой.
После, врач просто переписывает с карточки больного лекарства, назначенные предыдущим врачом, которые были прописаны на начальном этапе болезни.
У пациента, задыхающегося от кашля, с красными, воспаленными от бессонных ночей глазами, естественно, возникнут вопросы. Зачем же столько времени и сил нужно было тратить на обследование? Чтобы в конечном итоге ему переписали всё то же лечение, которое не приносит результатов и помахав ручкой, отправили домой в измученном состоянии?
Конечно же, ругаться с врачом, у больного нет сил. Но пациент все же решается попросить результат анализов на руки, для того чтобы показать врачу из поликлинике.
На что ему отвечают:
– Сначала заплатите. И произносят конкретную сумму.
А разве врач имеет право продавать результаты анализов?
Естественно, пациент в подавленном состоянии вынужден отправиться домой. И будет совсем неудивительно, если он в скором времени узнает о том, что у него была пневмония. Но только узнает об этом уже от платного врача.
Приемный покой всегда полон больными. Каждый день можно наблюдать за различными сценами в коридорах. Вот самая обычная — на медицинской каталке, возле кабинета дежурного врача, лежит беспомощный пациент. Его родные просят о любой помощи, а врачи только отмахиваются, говоря при этом:
Вы разве не видите, он притворяется? Можете идти домой.
Конечно же, существуют такие врачи, которые преданы клятве Гиппократа, они отличаются профессионализмом и тактичным подходом к каждому пациенту, но к сожалению, в бесплатных поликлиниках такие встречаются все реже, а если Вы попали на прием к одному из них, то Вам просто повезло.
И это всего лишь несколько ситуаций, которые периодически происходят в Уфе. Не верите? Проведите свой свободный день, в любом медицинском учреждении и у Вас не останется никаких сомнений. А пока, лучше одеваться теплее, пить витамины и беречь своих родных. Потому что болеть — слишком хлопотное развлечение.
Диалог о медицинской толерантности
В настоящее время в мире насчитывается более 40 тысяч специальностей, но профессия медицинского работника на протяжении многих лет прочно удерживается в первой десятке. Однако, несмотря на такую популярность данной профессии, по-прежнему есть хорошие и плохие медицинские работники, хотя последних не должно быть вообще, так как недобросовестная, бездушная работа медика отражается на здоровье, жизни и благополучии другого человека.
В современных условиях все острее встает вопрос о необходимости выработки критериев приема в медицинские образовательные учреждения с учетом устойчивости интереса и пригодности абитуриентов к избираемой специальности. Устойчивость интереса к медицинской профессии определяется по тому, является ли для человека желание заниматься медициной неосознанным, сиюминутным или это желание, превратившееся в стремление посвятить жизнь избранной профессии.
Сейчас актуальным становится обсуждение вопросов: кто должен идти в медицину? Кто лучше справится со своими обязанностями? Важен и необходим психологический профессиональный отбор. Однако, может быть, еще важнее профессиональное этическое воспитание молодежи. Студенты получают знания в полном объеме согласно стандартам обучения, но иногда есть опасения за будущее медицины. Не уйдет ли она в техницизм, не оторвется ли от больного?
Например, молодой специалист прекрасно знает, электрокардиографию, ультразвуковые методы диагностики, успешно оказывает помощь при неотложных состояниях тяжелобольным, которые раньше были обречены, по алгоритму, умеет оживлять пациентов в состоянии клинической смерти. Но вместе с тем, молодой специалист может не понимать, как много значат иногда всего лишь несколько минут разговора с пациентом. Он может не знать и не догадываться о силе «медицинского» слова и загубить больного неосторожной рекомендацией.
Но самое страшное, когда медицинский работник груб. Это антипрофессионально. Больной имеет право на резкость, потому что он больной, он страдает. Медицинский работник такого права на грубость, резкость, безразличие не имеет никогда, ни при каких обстоятельствах.
Образ врача, как ключевой фигуры здравоохранения, в российском массовом сознании неоднозначен. Почти 31% россиян убеждены, что престиж профессии врача в последнее время растет; чуть выше доля считающих, что ничего в этом отношении не меняется (35%). По мнению 18% респондентов, престиж этой профессии снижается. Такие данные публикует Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) на основании результатов опроса, проведенного в конце июля в 44 российских регионах.
Положение дел в российском здравоохранении 41% населения воспринимает как стабильное, не претерпевшее в течение последнего времени каких-либо заметных изменений. Те, кто замечает перемены в российской медицине, чаще оценивают их позитивно (29%), чем негативно (14%). Исходя из этих данных, можно говорить о существенном изменении структуры общественного мнения по анализируемому вопросу. Так, в мае этого года лишь 17% респондентов отмечали, что ситуация в российском здравоохранении меняется к лучшему, а 31% констатировали негативные перемены.
Зарождение и развитие медицинской этики и деонтологии
Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение.
Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом. Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. Клятва Гиппократа стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов.
«Этический кодекс медицинской сестры России» составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Прежде всего, Кодекс отразил современные представления о правах пациента, которые являются содержанием конкретных обязанностей, долга медицинской сестры.
Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного.
Что касается эвтаназии, то есть преднамеренных действий медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, то Этический кодекс медицинской сестры говорит, что это ни в коем случае не допустимо, и даже по его просьбе.
Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него.
Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в преумножении знаний в своей профессии.
Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.
Социально-психологические аспекты взаимодействия медицинского работника с пациентов.
На сегодняшний день существует много понятий: медицинская этика, правило общения медицинского работника и пациента, отношения к тяжело больному пациенту медицинского персонала, психология врачевания и многое другое. Как и в обычной жизни, так и лечебной деятельности, существует общие. В обоих случаях оно имеет определенное значение и психологические особенности.. В лечебной деятельности различают несколько видов общения между медработником и больным. И только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае врач или медсестра должны соблюдать определённую тактику по отношению к больному и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и больным. Т.к. в прямом контакте с больным большее время проводит медсестра, её роль при общении с пациентом приобретает важное значение. Следовательно, личность медицинской сестры, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.
Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению. При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет хороший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.
Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.
Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако, врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.
Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.
Толерантность как важная составляющая профессиональной деятельности в медицине.
Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство врача и медсестры. При этом результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание различных ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Можно отметить, что при этом специализация несёт с собой определенную опасность суженного взгляда врача на больного.
Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали своё поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий так и при помощи других людей. Однако, это требует определённых психологических усилий, работы над собой, определённого критического отношения к себе, которая для медработника есть и должна быть сама собой разумеющейся.
Медработник может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на своё поведение он узнаёт от своих коллег. Да и сам может помогать своим коллегам направлять их в сторону более эффективного психологического взаимодействия с пациентами.
В этой связи духовно-нравственная культура врача призвана отстаивать право его личности действовать не только по закону или различным критериям биомедицинской этики, но и по совести, чувству сострадания. На наш взгляд, исключительно с позиций совести нужно анализировать биоэтические ситуации, в частности меди-ко-деонтологические казусы и такие понятия, как «право на жизнь», «право на смерть», «право врача», «право пациента», «информированное согласие», «клонирование», «эвтаназия» и т.д.
Как ни странно, но на сегодня нет этических кодексов педагога-медика и медика-исследователя. Отчасти это объяснимо тем, что только в 1982 году был разработан документ, регламентирующий профессионально-должностные обязанности медицинского персонала
От профессионализма врача, его интеллекта, мировоззрения, гражданской позиции зависит успех врачевания. Обычно, когда говорят о врачебной этике, рассматривают следующие вопросы: врач и больной, врач и общество, врачебная тайна, врачебная ошибка, этические проблемы, вызванные к жизни НТР, и др.
В медицине же очень часто призывают любить больного. С моей точки зрения, призыв ненужный и, главное, неисполнимый. Медработник обязан честно исполнять профессиональный долг, защищать права человека, облегчать его участь и только. Очень часто мы не любим даже близких нам людей, так что тогда говорить о любви к посторонним. Деонтологические требования меняются. Но иногда мы волюнтаристски подходим к регламентации таких норм.
Университет
Хороший врач всегда воздействует на душевный мир больного, ищет слова убеждения.
Доктор, покажи «ахинза»!
Юрий АБАЕВ, профессор кафедры детской хирургии БГМУ, доктор мед. наук
Быстрое внедрение в клиническую практику сложной медицинской техники, количество лабораторных и инструментальных методов сегодня позволяют распознавать многие болезни с такой точностью и надежностью, о которых прежде только мечтали. У врачей появилась уверенность, что медицина становится другой и скоро превратится в науку. Результаты лечения уже не будут так зависеть от искусства врачевания.
Заманчивая идея, но если бы каждое недомогание было лишь нарушением в организме человека, а роль медика заключалась в том, чтобы найти «поломку» и исправить! Все гораздо сложнее. Болезнь нельзя рассматривать в отрыве от ее носителя, не учитывая психологических особенностей пациента. Порой гораздо важнее знать, что не на рентгенограмме, а в голове.
Студенту медвуза поначалу кажется, что недуг — это нечто отдельное от человека. В начале карьеры молодой врач нередко ищет и видит только патологический процесс: воспаление в легком, камни в желчном пузыре, бронхоспазм и т. д. Правда, смутно вырисовывается и пациент, но лишь как носитель этого спазма. Доктор четко знает: обнаружена гипертензия — назначить гипотензивное средство, а если пневмония — антибиотики. И сведения о его трудоспособности, наличии детей, особенностях характера в лечении не помогают — значит, к делу не относятся. А вот биохимический анализ крови, рентгенограмма или УЗИ, действительно, важны.
У датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа есть рисунок, на котором изображены муж и жена у витрины магазина. Жена замечает детали и особенности каждого платья, кроме цены. Муж, напротив, обращает внимание лишь на таблички с кругленькой суммой. Так и некоторые врачи — видят только поврежденный клапан сердца, язву желудка или трофическую язву на бледном фоне фигуры больного.
Доктор имеет дело не только с недугом, но и с психической реакцией пациента на нее — страхом, депрессией, унынием, зацикливанием на самочувствии. Хороший врач всегда воздействует на душевный мир больного, ищет слова убеждения. Вначале выясняет, что за человек обратился за помощью, какой характер, что тревожит, чего ждет от специалиста? Искреннее общение с больным (не набор стандартных вопросов) дает ценные наблюдения. Интонация, мимика, поведение, внешность собеседника способны многое рассказать врачу.
Недомогание может сопровождаться тягостными ощущениями — острой болью, тошнотой, изжогой, зудом, головокружением, слабостью. Как правило, сознание окрашивает это эмоциями (страх, уныние, раздражение и др.). Тревожное воображение рисует пугающие картины. Его жалобы врачу преувеличены, хотя он вовсе не хочет ввести в заблуждение.
В. М. Бехтерев говорил: «Если больному не стало легче после разговора с врачом, значит, это плохой врач». Начинающему доктору такое наставление покажется устаревшим. С его точки зрения, во времена, когда медицина располагала лишь пиявками, клистирами, каломелью, рвотным порошком и кровопусканием, медику не оставалось ничего другого, как утешать и подбадривать больного. Теперь же, когда у медицины множество эффективных лекарственных средств, надо просто хорошо лечить, а успокаивать времени нет. Да и нужны ли измученному болью сантименты? Нужны! Но, поставив диагноз, врач нередко стремится выписать рецепт и забыть этого посетителя.
Любая болезнь обязательно имеет психологический компонент. Когда пациент видит: врач приветлив, спокоен, внимателен, смотрит прямо в глаза, обследование проводит добросовестно, — то чувствует, что попал в хорошие руки, и ему, действительно, станет легче.
Нередко страхи, представление о болезни у пациента или родителей температурящего ребенка настолько нелепы, что их легко развеять сразу же. Вспоминается случай, когда 2-летнего малыша госпитализировали с диагнозом: остеомиелит плечевой кости. Мать возбуждена, отвечает невпопад, срывающимся голосом. Ее надо успокоить, но банальных фраз типа «все будет хорошо» ее мозг не воспримет. Объяснил, что это за болезнь, как она лечится, женщина меняется на глазах: «А я думала, будут делать ампутацию ручки».
Смотри в глаза!
Замечательный диагност и клиницист XIX века Григорий Захарьин, имя которого овеяно легендами, говорил: «Нет нужды объяснять, в каком тяжелом положении находится врач, к которому не имеют доверия; еще тяжелее положение больного, вынужденного лечиться у врача… к которому нет доверия». Правда, сам он имел трудный характер. Опоздавшего или нытика мог и выгнать.
Знать психотерапию важно представителю любой медицинской специальности, в том числе хирургу. Ведь даже самый смелый опасается операции. Некоторые советуются с астрологом: а вдруг звезды укажут на неблагоприятный день? Тогда вмешательство переносится. Французский хирург Р. Лериш рассказывал, что его — тогда еще молодого врача — пригласили проконсультировать знаменитого маршала Ф. Фоша. После осмотра он посоветовал оперативное лечение. Маршал сказал: «Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию сделали вы, потому что вы первый, кто говорил со мной, глядя прямо в глаза: вам я поверил».
Можно возразить, что эти психологические тонкости ни к чему: снять, например, боль — и эмоциональные наслоения сразу исчезнут. Действительно, когда у пациента перелом кости или непроходимость кишечника — требуется быстрая, сугубо соматическая помощь. Но не всегда, оказав ее, можно ликвидировать причину недуга. Увы, сегодня не получается полностью избавить человека от гипертензии, атеросклероза, ревматоидного артрита, сахарного диабета. У хроников появляются неврозы и функциональные расстройства. В таких ситуациях лечение без воздействия на психику будет неполноценным.
Нередко требуется постоянный прием лекарственных средств. Казалось бы, надо объяснить пациенту один раз и потом лишь выписывать очередной рецепт. Врач не обязан контролировать прием лекарств. Но доктор, хорошо знающий психологию, понимает, что каждая таблетка снова и снова напоминает пациенту о болезни, он поэтому забывает принять ее. Хороший врач постоянно подбадривает, заряжает оптимизмом, терпением, мужеством. Пациенты очень быстро выделяют такого доктора.
Пациент оценивает врача с первой встречи. Результат такой оценки — доверие или замкнутость. А ведь чем богаче рассказ больного, тем полнее анамнез, а значит, и точнее диагноз. И, уверяю, лучше результаты лечения. Если доктор расположит пришедшего сразу, тот аккуратно выполнит все предписания. Потому что пациент изначально ждет не только таблеток, уколов или операции. Слова ободрения и надежды нужны ему не меньше, чем медикаменты. Он с самого начала открыт для психотерапии, поэтому каждое приветливое слово, внимательный взгляд, улыбка, шутка, уверенный профессиональный жест падают на благодатную почву. Когда человек видит, что им занимаются всерьез, ему сразу становится легче, даже острота болезненных ощущений ослабевает.
Битва экстрасенсов
Врачевание пронизано психотерапией. Не доктор решает, применить ее или нет — сам больной всегда придает его деятельности психотерапевтическую направленность. От специалиста лишь зависит, как использовать эту возможность. Он может морально поддержать, и результатом будут довольны обе стороны. Если врач считает, что его дело лечить только болезнь, не копаясь в переживаниях пациента, он тоже занимается психотерапией, только отрицательной. В ответ на сухость, бесцеремонность (а то и грубость) человек разочарованно «уходит в себя», теряет доверие к медицине, усердие, необходимое для выполнения назначений.
Бывает, что совсем падает духом, бросает лечение или ищет помощь у знахарей, шарлатанов. Уж они-то его потребность в психотерапии удовлетворяют по полной. Поразительные результаты, которых иногда добиваются откровенные невежды, лишний раз доказывают важность психологического фактора. Все исследования по клинической апробации новых лекарств сталкиваются с эффектом плацебо. В любой группе есть люди, положительно реагирующие не на средство, а на индифферентное вещество, предлагаемое под его видом для контроля. Хотя органический компонент болезни выражен у них не меньше, чем у других, психологическая составляющая особенно велика. Бездушные выписывания рецептов оставляют только разочарование, больной ищет «целителя» и сполна получает то, что ему не додала официальная медицина. Известный психиатр И. М. Балинский заметил: «Лекарством, которым чаще всего пользуются в повседневной практике, является сам врач. Другими словами, важны не только пузырек с микстурой или коробочка с таблетками, но и та манера, с которой врач прописывает их больному, и даже атмосфера, в которой лекарство назначается и принимается».
Когда читаешь старую медицинскую литературу, невольно улыбаешься: с современной точки зрения пустышкой кажутся лавровишневые капли. Тем не менее, замечательные врачи достигали удивительных успехов в исцелении, имея в своем распоряжении только их или мускус, мышьяк, опий, рвотный камень, каломель; делая кровопускание. Безусловно, лечебный эффект достигался благодаря психотерапии, воздействию своей психической энергии, умению «растворяться» в больном человеке. Именно такими были врачи, оставившие след в истории медицины — М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, Ж. М. Шарко, В. Ф. Снегирев, А. А. Остроумов, Н. Ф. Филатов, В. Ф. Войно-Ясенецкий и многие другие.
Душевный мир пациента не увидишь в микроскоп и не оценишь при компьютерном исследовании. Хотя научный прогресс позволил нам заглянуть в любой недоступный «уголок» тела. Но даже самые хитроумные приборы не могут показать эфемерную душу больного. Здесь нашими единственными помощниками были и остаются старомодные и, казалось бы, неуместные в бесстрастной анатомии — доброта, сочувствие, внимание и деликатность. Можно в совершенстве усвоить знания, блестяще владеть техникой исследования и медицинским инструментарием, но эти достоинства засияют лишь тогда, когда врач воспитает в себе чувство такта и умение психологически сблизиться с больным. Не одаренный эмоциональной восприимчивостью, глухой к внутренней жизни пациента не способен познать секреты врачевания.
Человек всегда проникается симпатией к людям, обладающим свойством, которое на санскрите звучит «ахинза». Что означает неспособность причинить вред.
Врач обязан воспитать в себе такое свойство.
Клиническая медицина имеет двойственную природу. С одной стороны — это наука. А с другой — научные познания применяет не робот, а человек, имеющий дело со страдающим пациентом. За многие века в медицине предложено огромное количество методов диагностики и лечения. Одни представляют сегодня лишь исторический интерес. Другие доказывают, что знание психологии и искусство общения с больным никогда не старели. Сочувствие, внимание, готовность без колебания прийти на помощь были и останутся основой врачевания, как бы ни убегал вперед прогресс медицины.
Медицинский вестник, 24 декабря 2009