если выступают 4 и более команд как в таком случае определяют победителя
СТАТЬЯ 12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И МЕСТ КОМАНД В СОРЕВНОВАНИЯХ
12.1.Места команд в соревнованиях определяются по сумме очков, набранных во всех матчах первенства. За победу в матче начисляется 3 очка, за ничью — 1 очко, за поражение — 0 очков.
В случае равенства очков места команд в турнирной таблице определяются:
1. по наибольшему числу побед во всех матчах;
2. по результатам игр(ы) между собой (число очков, число побед, разность забитых и пропущенных мячей, число забитых мячей, число мячей, забитых на чужом поле);
3. по лучшей разности забитых и пропущенных мячей во всех матчах;
4. по наибольшему числу забитых мячей во всех матчах;
5. по наибольшему числу мячей, забитых на чужих полях во всех матчах.
При равенстве всех этих показателей места команд во всех соревнованиях определяются жребием.
Для определения первого места в итоговой турнирной таблице (победителя Чемпионата, первенства) при равенстве очков у двух команд применяется пункт 12.2. настоящей статьи.
Примечание:
Второй абзац второй части настоящего пункта, а именно: «по результатам игр(ы) между собой (число очков, число побед, разность забитых и пропущенных мячей, число забитых мячей, число мячей забитых на чужом поле)» — не учитывается при определении мест команд в турнирной таблице до окончания первого круга первенства, а применяется для определения мест команд со второго круга первенства и в итоговой турнирной таблице;
При определении мест в группе из трех и более команд, имеющих одинаковое число очков и одинаковое число побед, учитывается совокупный результат матчей между этими командами в данной группе. Результаты матчей отдельных пар не учитываются.
12.2.В случае равенства очков у двух команд первое место (победитель Чемпионата, первенства) определяется:
1. по наибольшему числу побед во всех матчах первенства;
2. по результатам игр между собой (число очков, разность забитых и пропущенных мячей, число мячей, забитых на чужом поле).
При абсолютном равенстве всех указанных показателей победители Чемпионата и первенства спортивного сезона 2015 года, определяются в дополнительном матче между этими двумя командами. Если дополнительный матч закончится в основное время вничью, то победитель определяется с помощью 11-метровых ударов в соответствии с положением ФИФА.
Условия и место проведения дополнительного матча определяется Администрацией ФФЗР.
12.3.Официальными документами, отражающими ход и итоги соревнований по футболу, являются материалы, распространяемые ФФЗР.
Примечание: при присуждении команде технической победы (3-0) и (или) засчитывании технического поражения (0-3), а также в случаях снятия (исключения) клуба из соревнований, мячи забитые футболистами в матче (матчах), учитываются в их личном зачете.
Способы проведения соревнований и определения победителя
«Положение о проведении спортивного соревнования», перечень обязательных разделов. Функции соревнований в спортивной подготовке, цель проведения. Способы определения победителя: олимпийская система; круговая; отборочно-круговая и смешанная система.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.10.2015 |
Размер файла | 26,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
спортивный соревнование победитель
Главным документом при проведении соревнования является «Положение о проведении спортивного соревнования». Перечислим обязательные разделы этого положения:
Функции соревнований в спортивной подготовке значительны и многообразны. Крупные официальные соревнования венчают длительные этапы подготовки спортсменов.
Необходимость достижения в главных соревнованиях максимально доступных результатов в большей мере определяет структуру и содержание всей системы подготовки.
Другие соревнования могут носить отборочный или контрольный характер, решать разнообразные технико-тактические задачи, задачи приобретения соревновательного опыта.
Поэтому в системе спортивной подготовки по цели проведения выделяют следующие виды соревнований:
1) контрольные соревнования;
5) главные соревнования.
С учетом результата контрольных соревнований разрабатывается программа последующей подготовки, предусматривается устранение выявленных недостатков.
Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования различного уровня, так и специально организованные контрольные соревнования. Программа их может существенно отличатся от программы отборочных или главных соревнований, и может быть составлена с учетом необходимости контроля за уровнем отдельных сторон подготовленности.
3. Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют команды, отбирают участников главных соревнований. В зависимости от принципа, положенного в основу комплектования состава участников главных соревнований, в отборочных соревнованиях перед спортсменом ставится задача завоевать определенное место или выполнить контрольный норматив, позволяющий попасть в состав участников главных соревнований.
4. Подводящие соревнования. В этих соревнованиях отрабатывается модель соревновательной деятельности, которую спортсмен предполагает реализовать в главных соревнованиях. Необходимость отработки различных вариантов соревновательной борьбы (в единоборствах, спортивных играх) предусматривает подбор соперников, с которыми можно в наилучшей мере подготовить тот или иной вариант технико-тактических действий. Подводящие соревнования следует проводить в условиях максимально приближенных к условиям главных соревнований.
5. Главные соревнования. В них спортсмен ориентируется на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических возможностей. Целью участия в главных соревнованиях является достижение победы или завоевание возможно более высокого места.
Подготовительные и контрольные соревнования занимают большое место в тренировочном процессе. Подводящие соревнования планируют для квалификационных спортсменов в соревновательном периоде.
Роль и место различных соревнований существенно зависит от этапа многолетней подготовки. Так на начальных этапах многолетней подготовки планируют только подготовительные и контрольные соревнования. Они проводятся редко, специальной подготовки к ним не ведется. По мере роста квалификации спортсменов, на последующих этапах многолетней подготовки число соревнований увеличивается, в соревновательную практику вводятся отборочные и главные соревнования. Число и роль последних возрастает на этапе спортивного мастерства.
По особенностям зачёта результата соревнования делятся на:
По масштабу проведения: от городских до континентальных.
По характеру проведения соревнования могут быть:
4) матчевые (товарищеские).
По возрасту различают соревнования для:
Планируя соревнования, необходимо учитывать ряд положений:
? привлекать спортсмена к участию в соревнованиях следует лишь в том случае, если он по своим физическим, технико-тактическим и психическим возможностям способен к решению поставленных задач;
? соревнования должны подбираться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям построения многолетней подготовки;
? необходимо так планировать соотношение соревновательной и тренировочной практики, чтобы наиболее эффективно осуществлялся процесс подготовки спортсмена, и чтобы наиболее полно раскрывались возможности спортсмена в отборочных и главных соревнованиях.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЯ
Существуют четыре основных способа определения победителя:
Достоинства круговой системы:
· максимальная теоретически достижимая справедливость турнира: так как все сыграют со всеми, итоговый результат определяется соотношением сил всех пар соперников;
· справедливо определяются места, занятые всеми участниками турнира;
· даже слабейший участник всегда встречается с сильнейшим;
· нет специальных условий по числу участников;
· система устойчива к выбыванию игроков: если кто-то выбыл из турнира после его начала, достаточно просто вычеркнуть его из турнирной таблицы и аннулировать результаты тех игр, которые он уже провёл; в итоге получится, как будто он вообще не участвовал. В прочих системах в подобных случаях части игроков приходится присуждать технические победы.
Недостатки круговой системы:
· необходимо большое количество встреч (максимальное среди всех игровых систем) и, соответственно, значительное количество времени для проведения турнира;
· с точки зрения зрелищности (а значит, и источников финансирования) турнир проигрывает более динамичным схемам, если участники заметно различаются по силе;
· по мере приближения к концу турнира растёт количество матчей, частично или полностью не имеющих турнирного значения;
· возникает проблема договорных матчей;
· при сравнимых силах игроков появляется проблема не транзитивности: могут появиться замкнутые цепочки игроков, в которых каждый выиграл у следующего, а последний выиграл у первого, по кругу.
3. Отборочно-круговая (групповая) система определения победителя. Спортсменов делят на две и более группы, из каждой группы в следующий тур выходит не более 50 процентов участников, и так далее пока не определится победитель.
Соревнования в современном спорте являются не только способом выявления победителя, но и важнейшим средством подготовки спортсмена, совершенствования спортивного мастерства, контроля за уровнем подготовленности и т.д. Это объясняется тем особым эмоциональным и физиологическим фоном, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Многими исследованиями показано, что практически во всех случаях нагрузки в ходе соревнования превосходят аналогичные нагрузки, выполняемые в тренировке и даже в условиях, моделирующих соревнования.
Содействуя развитию физической подготовленности, совершенствованию психических и двигательных функций, росту спортивного мастерства, нравственному воспитанию спортсмена, соревнования содействуют всестороннему и гармоничному воспитанию личности спортсмена. Стимулируя активность занятий спортом, направленность к высшим достижениям, соревнования являются способом воздействия общества на формирование человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Виды соревнований по спортивным играм. Документы отчетности, предоставляемые главным судьей по окончании соревнований, составление календаря. Число игр, необходимых для проведения состязаний по системе с выбыванием. Смешанная система мировых соревнований.
контрольная работа [258,3 K], добавлен 25.04.2015
Основные принципы проведения соревнований по подвижным играм. Организация соревнований. Правила организации и проведения соревнований. Соревнования по подвижным играм должны быть красочно оформлены. Мгновенная доступность результатов соревнований.
контрольная работа [22,5 K], добавлен 25.08.2008
Первичные и вторичные функции спортивных соревнований. Составные части спортивного соревнования. Взаимодействие спортсменов в ходе соревнований. Выступление спортсменов на соревнованиях. Противоборство между соперниками или соперничающими командами.
эссе [21,1 K], добавлен 30.11.2014
Изучение правил бокса. Порядок проведения соревнований. Продолжительность и победа в поединке. Разрешенные для ударов места. Запрещенные приемы. Характер и способы проведения Всероссийского турнира класса «А» по боксу. Положение о соревнованиях и отчет.
курсовая работа [320,8 K], добавлен 17.05.2015
Легкая атлетика и сущность спортивных соревнований, основные вопросы их организации, форма проведения и календарь. Условия проведения эстафеты. Цели и задачи соревнований по легкой атлетике. Приоритетные направления развития физической культуры и спорта.
курсовая работа [44,5 K], добавлен 26.10.2010
Организация соревнований. Как правильно определить результаты.
При проведении разного рода любительских соревнований, состоящих из нескольких этапов, многие организаторы допускают ошибку при подведении итогов. Обычно за каждый этап начисляется какое-то количество очков, в зависимости от занятого в этапе места. Затем очки суммируются и определяется победитель. Все вроде бы правильно, но часто организаторы не учитывают количество стартовавших в каждом этапе и начисляют всем очки по примерной схеме: 1 место – 10 очков, 2 – 9 и т.д.
Допустим такая ситуация: на первый этап вышли 30 участников, а на второй только пять. Согласитесь, что первое место среди тридцати соперников сложнее занять, чем среди пяти, значит и очков за него должно начисляться больше. Вот тут и придет на помощь таблица, разработанная РАФ (Российской автомобильной федерацией), которая позволяет начислять очки в зависимости от занятого места и числа стартовавших экипажей. Это более правильная и логичная схема. Так, по этой таблице, за первое место среди 30 участников начислено 100 очков, а среди 5 – только 50, за пятое место в первом случае – 65 очков, а за тоже место во втором случае – 1 очко. Это справедливо.
Второй момент. Если в соревновании несколько этапов, то не следует в зачет включать результаты всех этапов, в которых принимал участие экипаж, иначе преимущество будут иметь те, кто обладает достаточным количеством свободного времени, чтобы посетить все этапы. Или те, кто может восстанавливать машину к каждому последующему этапу (если соревнование предусматривает большие нагрузки на автомобиль). Чтобы уровнять шансы участников, в зачет идет лишь часть этапов. Например, при пяти этапах в зачет идут результаты трех лучших. Схема зависит от организатора и соотношение зачетных этапов и фактических может быть любое. Иногда для наполнения этапов организаторами вводится какое-то количество обязательных этапов.
В любом случае при проведении многоэтапного соревнования (чемпионата, кубка или серии), перед началом соревнования публикуется регламент, в котором указываются четкие правила проведения, система определения победителей, календарь проведения всех этапов и другие нюансы. Во время соревнования такой регламент не может меняться принципиально. Небольшие изменения, как правило, допускаются и обязательно публикуются. Вообще, для того чтобы избежать обвинений в предвзятости и «подыгрывании» определенным участникам, правила гонки лучше публиковать заранее и не менять до последнего этапа.
Организация и проведение спортивных соревнований
Реферат
по дисциплине «Физическая культура».
Тема: “Организация и проведение спортивных соревнований”
1. Теоретические аспекты спортивных соревнований.
2. Классификация соревнований.
3. Этапы организации и проведения соревнований.
4. Системы проведения соревнований.
5. Медицинское обеспечение спортивных соревнований
6. Организация и проведение соревнований по спортивным играм.
Соревнования составляют отличительную особенность спорта, они являются важнейшим компонентом системы подготовки спортсменов и ориентиром для построения спортивной тренировки. Специфика соревновательной деятельности во многом определяет направление и содержание многолетней подготовки спортсменов (принципы, средства, методы, программирование процесса тренировки, отбор, оценка тренированности, оценка способностей спортсмена, контроль за его текущим состоянием и др.). Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов. Структура соревновательной деятельности и факторы, обусловливающие ее эффективность, служат основой при построении процесса подготовки спортсменов и эффективного управления этим процессом.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ.
Соревнования – основной элемент деятельности. Без них спорт полностью утрачивает свой смысл и свою специфику. Более того, показано, что в развитии человеческой культуры различные виды противоборства, состязаний, игр первичны; лишь позже начали появляться и закрепляться в практике элементы, методы, формы подготовки к их участию.
Спортивное соревнование выступает как причина, породившая тренировку, а не наоборот. В связи с тем, что основой спорта являются соревнования, для обеспечения их функционирования в процессе исторического развития общества формируется и соответствующая сфера спорта. Она включает в себя: идеологическое, научное и методическое управление; материально-техническое и финансовое обеспечение; подготовку кадров; отбор и подготовку спортсменов и связи с другими сферами человеческой деятельности.
Главными особенностями спортивно-массовых соревнований являются:
1. Строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц;
2. Полифункциональность, полиструктурность и полипроцессуальность деятельности, протекающей экстремальных условиях;
3. Наличие в каждом соревновании борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;
4. Высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;
5. Высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходящими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;
6. Непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства соперниками и в то же время противодействовать им;
7. Равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность результат выступления. Сравнимость результатов возможна благодаря наличию тщательно разработанных правил положений о соревнованиях, института квалифицированных технических средств и навыков фиксирования спортивных достижений. Равные условия участия справедливое определение победителя создают соревнованиях ту социльно-нравственную микросреду, которой полнее и свободнее раскрывается спортивный потенциал, создаются предпосылки для проявления возможного доверия и бескорыстного обмена спортивно-техническими и духовными ценностями.
В общей структуре любого спортивного соревнования составными его частями являются:
2. предмет состязаний, т.е. совокупность действий соперников, выступающих средством ведения соревновательной борьбы в избранном виде спорта;
3. судейство (правила соревнований, нормы, критерии и технология определения мест соревнующихся и пр.);
4. средства и службы обеспечения соревновательной деятельности;
5. болельщики и зрители;
6. иерархия мест участников состязаний, т.е. распределение каждого из них на основе показанных спортивных результатов в порядке от лучшего к худшему.
В соревнованиях могут участвовать не менее двух спортсменов. Можно состязаться с самим собой — стремиться достичь какого-либо результата. Но это не будет спортивным соревнованием, так как исключается его внешний признак — противоборство. Поэтому спортсмены-соперники и достигнутые ими спортивные результаты — центральный элементах соревнований.
Взаимодействие спортсменов в процессе соревнований выступает в двух основных аспектах: по отношению к противнику — в форме противоборства или соперничества; по отношению к партнерам по команде — в форме взаимодействия сотрудничества.
Противоборство соперников или соперничающих команд может быть непосредственным (при жестком, нежестком, условно-жестком контакте – игровые виды спорта, бокс, боевые виды спорта и т.п.) и опосредованным (при отсутствии контакта – шашки, шахматы, некоторые виды легкой атлетики и т.п.).
Сотрудничество между партнерами, общий смысл которого состоит в объединении усилий или достижения общей цели — спортивной победы, также может иметь различные проявления: совместно взаимосвязанные действия, совместно синергетические действия, совместно последовательные и совместно индивидуальные действия спортсменов.
Эти особенности соревновательного взаимодействия во многом определяют содержание и структуру соревновательной деятельности спортсменов в том или ином виде спорта. В зависимости от структуры связей между спортсменами-соперниками и партнерами можно выделить три формы ведения соревновательного поединка: индивидуальную, групповую и индивидуально-групповую (командную).
Эти формы взаимодействия соревнующихся спортсменов находят свое отражение в личных, командных и лично-командных соревнованиях.
Главным организатором и руководителем соревнований, ответственным за их проведение и в известной мере за достигнутые результаты, является спортивный судья. Вполне очевидно, квалифицированного и объективного судейства во многом зависит распределение мест участников соревнований. Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников соревнований (неблагоприятные метеорологические условия, плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.
Спортивный судья должен быть безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.
Выступление на соревнованиях практически никогда не обходится без реакции зрителей, аудитории. Зрители своим поведением создают положительный или отрицательный эмоциональный фон соревнования. Поэтому присутствие зрителей, поддерживающих спортсмена или его соперников, их происходящему на соревнованиях может оказать существенное влияние на результат выступления. Неопытный спортсмен может испытывать сильное перевозбуждение и выступить хуже, чем обычно, в то время как более опытный участник не так легко поддается воздействиям среды и соревновательной ситуации сохраняет самообладание.
В зависимости от отношения зрителей к спортсмену (сопереживания), их явных реакций, а также психологической близости, которая может быть между ними, предлагается следующая классификация зрителей:
— зрители, состоящие из значимых для спортсмена людей, реагируют положительно;
— зрители реагируют положительно, но незнакомы спортсмену;
— зрители пассивно наблюдают за деятельностью спортсмена без каких-либо реакций в его адрес;
— зрители не проявляют выраженного интереса к деятельности спортсмена;
— зрители реагируют отрицательно на деятельность спортсмена.
В частности, установлено, что на психологическое состояние участников соревнований и успешность их выступления прежде всего влияют:
— количество присутствующих зрителей на соревнования;
— эмоциональное возбуждение спортсменов увеличивается по мере увеличения количества зрителей до оптимального предела, выше которого уже не происходит существенных изменений в уровне его активности или эмоционального возбуждения;
— расположение зрителей – близко или далеко они находятся; та или иная дистанция от наблюдателя до участника состязаний может вызвать разные изменения в психических и нервно-мышечных реакциях спортсменов; при этом важно также, где именно находится наблюдатель: сбоку, сзади или непосредственно перед участником;
— выступает спортсмен один или в команде;
— величина шума, поступающего от зрителей, одобрение и поддержка зрителями действий спортсмена или, наоборот, недоброжелательность, агрессивность; в этом случае реакция спортсменов бывает разной, она зависит от особенностей личности участников состязаний; есть спортсмены, на которых шум толпы действует хуже всего, независимо от того, была ли это поддержка болельщиков или недоброжелательные выкрики. Некоторые из них быстро
реагируют на каждый выкрик и оскорбительные замечания с трибун; другие же не обращают на них никакого внимания.
Спортсмены, стремящиеся к высоким достижениям, как правило, положительно реагируют на одобрение и поддержку зрителей и показывают в этих условиях лучшие результаты. И наконец, в присутствии враждебного числа зрителей, приезжая команда обычно ведет себя агрессивно (допускает больше нарушений).
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.
Спортивно-массовые соревнования являются одним из наиболее эффектных оздоровительной, физкультурной и спортивной деятельности.
В системе физического воспитания выделяют:
— внутренние соревнования по видам спорта;
— внешние соревнования (по территориальному признаку);
Соревнования проводятся в три этапа, возможность каждому гражданину России, прошедшему соответствующую подготовку (тренировку) и допущенному врачом, принять в них участие.
Первый этап — соревнования в коллективах физической культуры средних школ, средних специальных и высших учебных заведений, промышленных предприятий, учреждений. На этом этапе достигается наибольшая массовость участия населения России в спортивных соревнованиях.
Второй этап — соревнование на первенство районов, городов, областей, краев, республик.
Третий этап — финальные соревнования на первенство России.
По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные:
а) личные, в которых результаты личных встреч засчитывают каждому участнику отдельно;
б) лично-командные, т.е. такие соревнования, в которых результаты засчитывают одновременно каждому участнику отдельно и команде в целом;
в) командные, в которых результаты личных встреч участников команды засчитывают команде в целом.
По форме проведения соревнования могут открытыми, очными и заочными; одноразовыми и традиционными; однодневными и многодневными; официальными и товарищескими (тренировочными).
3. ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.
Если рассматривать подготовку и проведение соревнований как специальное событие, то можно выделить этапы его подготовки:
Первый этап — организационно-подготовительный. На данном этапе решаются следующие задачи: принятие решения о проведении соревнований, назначение руководителей; определение целей, задач соревнований; составление календарного плана, положения о соревнованиях; планирование; определение сметы и решение вопроса о финансировании; публичное заявление о мероприятии; окончательное планирование, подготовка и организация мероприятия, рассылка приглашений; обустройство места проведения, монтаж оборудования; подготовка к соревнованиям заблаговременно проводится организацией, которая их организует, и главной судейской коллегией.
Чем больше масштаб соревнований, тем больше времени надо на подготовку к их проведению — от 1-2 недель (соревнования в низовых коллективах) до 3-4 лет (Олимпийские игры).
К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением соревнований прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица.
Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним участников соревнований, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей.
Спортивные соревнования, если они проводятся регулярно, являются стимулом для систематических занятий спортом.
Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.
Другая важная мера организационно-методического характера — это составление положения о соревнованиях. Положение о соревнованиях — основной документ, регламентирующий все условия проведения данного соревнования. Положением руководствуются организации, проводящие соревнования, участвующие коллективы, капитаны и представители команд, а также все участники.
В положении о соревнованиях освещаются следующие разделы:
— название соревнования, его характер и вид спорта;
— цели и задачи, в них указываются основные цели данного мероприятия и задачи, которые раскрывают их реализацию; данный раздел является одним из главных, так как, исходя из поставленных целей, определяется программа соревнований, условия проведения, требования к участникам и судьям, материальному и финансовому обеспечению, экологические требования;
— руководство проведением, указываются организации, осуществляющие общее руководство, и организация, осуществляющая непосредственное проведение соревнований, а также оргкомитет, главная судейская коллегия, фамилия, имя, отчество, судейская категория главного судьи соревнований;
— указываются требования к командам и участникам: по административному признаку, исходя из установленных принципов проведения и статуса (для Всероссийских Чемпионатов — сборные команды Федераций областей, краев, республик, входящих в состав России); по количественному составу команды, в том числе требования к полу участников, число запасных участников, представитель, тренер (обязательно) и судья соответствующей категории (при необходимости); по возрасту и спортивной квалификации участников, согласно требованиям, предъявляемым к участникам соревнований;
— указываются точные сроки, место проведения, время работы мандатной комиссии, при необходимости указывается схема подъезда к месту соревнований;
— указываются условия приема команд, в том числе условия проживания участников, приготовления пищи, экологические и специфические требования;
— указывается программа соревнований по дням и времени проведения, система проведения соревнований; дополнительно указывается время проведения совещаний с представителями команд, время работы различных служб (мандатной комиссии, технической комиссии и т.д.), время открытия и закрытия соревнований;
— указывается, что определение результатов производится согласно «правилам» проводимых соревнований или иных систем подсчета очков в личных или командных зачетах;
— указываются порядок и сроки подачи предварительных заявок, форма заявки;
— указываются условия награждения победителей личного и командного первенства; порядок подачи протестов и их рассмотрения;
— указываются финансирования, которые могут состоять стартовых и спонсорских взносов, необходимо учитывать, что бюджетные статьи не должны дублироваться другими источниками;
— указываются дополнительные условия соревнований.
Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, качестве и необходимом количестве.
Для обслуживания спортивных соответствии с их видом и масштабом назначается врач и другой медицинский персонал.
Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных действий.
Непосредственная подготовка к соревнованиям осуществляется в соответствии с «Организационным планом подготовки и проведения соревнований».
Основные задачи этапа непосредственного проведения соревнований:
— официальное открытие соревнований;
— проведение соревнований с учетом составленной программы;
— официальное закрытие, награждение победителей.
Соревнование проводит судейская коллегия, которая обычно комплектуется за 2-3недели до начала соревнований. Квалификация судей должна соответствовать уровню соревнований. Количество судей в коллегии зависит от вида соревнований, масштаба соревнований, количества участников и технической оснащённости.
Главным руководителем соревнований, ответственным за их проведение является главный судья.
Основным документом для участия в соревнованиях являются заявки на участие спортсмена или команды. Заявки в установленный срок подаются участвующими в соревнованиях организациями в судейскую коллегию или в специально создаваемую мандатную комиссию. Первоначально заявка подаётся заблаговременно (сроки указаны в положении) для того, чтобы организаторы могли оценить примерное количество участников соревнований. Окончательная заявка подаётся в момент регистрации всех участников соревнований.
На первом заседании судейской коллегии проводится жеребьёвка. Жеребьёвка может быть общей для всех участников или групповой, при которой спортсменов распределяют на несколько групп в зависимости от квалификации и показанных ранее результатов.
Соревнования должны быть праздником для участников и зрителей. Открытие и закрытие праздника рекомендуется проводить в торжественной обстановке. Все выступления на празднике должны сопровождаться комментариями ведущего. Очень важно тщательно подготовить торжественный церемониал: парад открытия и закрытия, торжественную часть, награждение победителей, собрания участников и гостей соревнования.
Судьи и участники выходят на парад отдельными колоннами, команды участников — в порядке занятых мест на таких же соревнованиях прошлого года или, если соревнования проводятся впервые, в алфавитном порядке. Во главе каждой команды идёт представитель команды, затем тренер команды и участники: вначале женщины, потом мужчины.
После построения руководитель парада отдаёт рапорт и принимающий парад произносит приветственную речь. Далее производится торжественный подъем флага соревнований и затем следует организованный уход участников.
При закрытии соревнований команды выходят на парад в порядке занятых на данном соревновании мест. Главный судья подводит итоги соревнования. Происходит церемония награждения победителей. Торжественное закрытие заканчивается спуском флага и организованным уходом участников и судей.
Во время третьего (заключительного) этапа соревнований необходимо выполнить следующие работы:
— собрать, привести в порядок и сдать полученный инвентарь и оборудование;
— привести в порядок всю документацию, относящуюся к соревнованиям; вся техническая документация о соревнованиях (заявки, карточки, протоколы старта и финиша, протоколы этапов, личные карточки участников и т.п.) подшивается и хранится в организации, проводящей мероприятие;
— размножить протоколы соревнований (разослать) их по назначению;
— провести расчеты с обслуживающим персоналом (если они приглашались на договорной и оплачиваемой основе);
— подготовить финансовый отчет о соревнованиях, к которому должны быть приложены соответствующие документы (ведомости на питание участников, судей, на оплату обслуживающего персонала, акты, счета, квитанция и т.д.);
— сдать и оприходовать неиспользованные награды и призы.
4. СИСТЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.
4.1. Круговая система.
При круговой системе проведения соревнований каждая команда встречается со всеми командами, участвующими в соревновании, в определенной последовательности (по одному разу, если соревнование проводится в один круг, и по два раза, если в два круга). Популярна в игровых видах спорта (футбол, волейбол, баскетбол и т.п.), так же используется при проведение соревнований по подвижным, народным играм, шашкам, шахматам при условии небольшого количества участников соревнований.
4.2. Олимпийская система.
Олимпийская система, плей-офф (англ. спортивных соревнованиях — система розыгрыша, при которой участник выбывает из турнира после первого же проигрыша (по итогам одной игры или серии из нескольких игр между двумя участниками, позволяющей однозначно безусловного победителя).
Олимпийская система применяется для быстрого выявления победителя соревнований. Здесь при жеребьевке необходимо расставить игроков в номерах соответствии с их классом игры. Применение этой системы удобно для массовых соревнований с большим количеством участников — до 100 и более. Применяется в таких видах спорта, как настольный теннис, шашки, шахматы и т.п.
4.3. Швейцарская система.
Швейцарская система проведения спортивных турниров особенно распространена в интеллектуальных играх, таких как шахматы, шашки, го и им подобных, так же часто используется в настольном теннисе. Впервые была применена на шахматном турнире в Цюрихе (Швейцария) в 1895 году, откуда и получила своё название. Характерна тем, что турнир проходит без выбывания и позволяет для определения победителей обойтись небольшим числом туров при большом числе участников.
Прямая система применяется при проведении большинства личных и лично-командных соревнований, в которых результаты участников оцениваются метрическими единицами (в легкой атлетике, лыжном, конькобежном, велосипедном спорте, плавании) или системой баллов, присуждаемых за качественное или технико-эстетическое исполнение упражнений (в гимнастике, акробатике). Суть системы — в последовательном или одновременном исполнении соревновательных упражнений всеми участниками на одной спортивной арене.
4.5. Смешанные системы.
Смешанные системы представляют собой различные комбинации круговой, олимпийской и усовершенствованной олимпийской систем, каждая из которых может применяться различных этапах соревнования. Наибольшее распространение получила смешанная система, предусматривающая на первом (предварительном) этапе соревнования проведение матчей по круговой системе в подгруппах, а на втором (финальном) по усовершенствованной олимпийской либо по круговой между участниками, занявшими одинаковые места в группах. Число групп и число участников от каждой группы, участвующих в финальной части соревнования, должно быть указано в положении турнира. Применяется в игровых видах спорта, единоборствах, в шашках, шахматах и т.п.
5. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ.
На всех спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, независимо от их масштаба, должен быть врачебный персонал для наблюдения за санитарным состоянием мест соревнований, обслуживания участников и оказания неотложной медицинской помощи.
К основным задачам медицинского обслуживания соревнований относятся:
— обеспечение контроля и допуск к соревнованиям только здоровых и подготовленных участников;
— обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий для участников;
— профилактика травматизма и заболеваний;
— организация и обеспечение медицинской помощи участникам.
Для медицинского обеспечения соревнований назначается врач (фельдшер, медсестра), который входит в состав судейской коллегии на правах заместителя главного судьи. Врач составляет план медицинских мероприятий, устанавливает объем работы по обслуживанию состязаний. Он имеет право запретить спортсмену принимать участие в соревнованиях в следующих случаях: при получении травмы, наличии заболевания, несоответствии одежды, обуви и защитных приспособлений правилам проведения соревнований.
Во всех случаях врач представляет в секретариат письменное запрещение, которое не вправе отменить судейская коллегия. Он может поставить вопрос перед судейской коллегией о прекращении состязаний и перенесении их на другое время в случае резко изменившихся метеоусловий, когда возникает опасность для здоровья участников. Перед соревнованиями врач проверяет правильность заполнения медицинских документов, наличие в заявках врачебных виз, разрешающих спортсменам участвовать в данном виде состязаний. Он также контролирует санитарно-гигиенические условия размещения участников. При получении травм или появлении заболевания врач немедленно оказывает помощь, устанавливает причину и докладывает об этом главному судье, который срочно принимает меры по устранению причин, вызвавших травмы или другие нарушения в состоянии здоровья участников. Врач дает заключение, может ли пострадавший продолжать участие в состязаниях. После окончания соревнований врач обобщает материалы по медицинскому обеспечению, докладывает о них на заседании судейской коллегии.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ.
В практике спортивных игр существуют многочисленные соревнования, которые в соответствии с их целевым назначением подразделяются на системы, каждая из которых включает взаимосвязанные компоненты — правила, положения, календари, нормативно-квалификационные требования. Определенные изменения в названных компонентах существенно влияют в той или иной форме на развитие спортивных игр.
Правила соревнований являются законом для спортсменов, арбитров, организаторов и руководителей, осуществляющих подготовку к соревнованиям, их материально-техническое обеспечение.
Положения о соревнованиях определяют цели и задачи соревнований, место и сроки проведения, осуществление руководства соревнованиями, требования к участникам, программа соревнований, способы проведения встреч и определения победителей, награждение победителей, формы документов и сроки их представления.
Структура календаря определяет характер проведения соревнований. Все крупнейшие международные соревнования проводятся таким образом, чтобы распределение мест в турнирной таблице обязательно осуществлялось в последние два игровых дня (в предпоследний день третье и четвертое место, в последний — первое и второе). Соревнования могут быть рассредоточенными по времени (с разъездами команд), концентрированными (турами, когда команды соревнуются в одном месте).
В практике спортивных игр наибольшее распространение получили три способа проведения соревнований:
— круговой, когда все участвующие команды проводят игры между собой независимо от результата отдельных встреч;
— с выбыванием из соревнований после проигрыша встречи, когда команда после проигрыша одной или двух встреч в дальнейших играх уже не участвует;
— смешанный, когда первая часть соревнования проводится с выбыванием, а вторая — по круговому способу, или наоборот.
Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) участников, сроков и т.д. Каждому способу (системе) присущ порядок составления календаря (расписания) встреч участников соревнования — команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календаря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каждый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) получает определенный номер. Для удобства далее применяется термин «команда».
Соревнования являются важной составной частью учебно-тренировочного процесса. Их задачами являются: популяризация и стимулирование развития данного вида спорта и привлечение людей к занятиям им, подведение итогов учебно-тренировочной работы, выявление лучших спортсменов и спортивных коллективов, выполнение спортсменами разрядных требований и норм Единой Всероссийской Спортивной Классификации, учебных нормативов.
В процессе участия в соревнованиях совершенствуется техника и тактика спортсмена, развиваются его морально волевые и физические качества, вырабатываются инициативность, самостоятельность, умение ориентироваться в сложной обстановке и накапливается спортивный опыт. Участие в соревнованиях воспитывает также организованность и дисциплинированность, чувство ответственности и гордости за свою команду, за свой спортивный коллектив.
Соревнования по различным видам спорта являются неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на достижение высоких спортивных результатов, способствуют обмену передовым опытом спортивной тренировки между тренерами-преподавателями и спортсменами, подводят итоги учебно-тренировочной, воспитательной работы, служат средством агитации и пропаганды развития массовой физической культуры и спорта.
Спортивно-массовые соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно-социальные задачи. Во время соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий.
Особенно велико значение соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.
Соревновательная деятельность является одним из важнейших компонентов физкультурно-спортивной жизни. Правильная организация физкультурно-массовых мероприятий способствует укреплению всех составляющих здоровья человека: физического, духовного и социального, что важно для формирования гармонично развитой личности.
Соревнования — это способ развития двигательных качеств и повышения тренированности, формирования волевых черт характера и положительного эмоционального фона. Они являются прекрасным досугом для многомиллионной армии болельщиков, которых привлекают смелые и решительные действия участников, красота, высокий накал и непредсказуемость спортивной борьбы.
Успех любого соревнования зависит, прежде всего, от тщательной, глубоко продуманной подготовки. Если соревнования прошли на хорошем уровне, то участники соревнований остаются удовлетворены результатами. Правильно и хорошо организованные соревнования способствуют повышению спортивных результатов участников и одновременно являются прекрасным средством популяризации видов спорта среди молодежи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П., Лексаков А.В. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения. – М.: 2004.
2. Зайцева Н.В., Кошеливская Е.Е. Подготовка и проведение спортивно-массовых мероприятий. Учебно-методическое пособие. – Магадан: 2017.
3. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. –М., 2003.
4. Харин А.А. Организация и проведение соревнований. Методическое пособие. – Ижевск: 2011.