есть такие места былинные
Есть такие места былинные
Ах, какая заря!
Сердцу хочется петь.
Лишь бы только не зря,
Лишь бы только успеть.
Долюбить, дострадать.
Ничего не забыть,
Всё любимой отдать,
Свою чашу испить.
Этот чудный рассвет,
Утро нового дня.
Удивительней нет
Ничего для меня.
=
Маленькая родина моя.
Эта деревянная и скромная,
Маленькая родина моя,
Даровала радость мне огромную
Видеть сердцем отчие края.
Удивляться тоненькой травинке,
Любоваться вековой сосной,
Вслед за убегающей тропинкой,
Вдаль шагать родною стороной.
Видеть, как прекрасна и застенчива
Белая, берёзовая Русь.
В этом мире, буйном и изменчивом,
Лишь у неё загадочная грусть.
Лишь она ещё не растеряла
Первозданной сказочной красы,
Беды и печали растворяя,
По ночам в источниках росы.
И люблю я сердцем Русь огромную,
В ней, как капля, отчие края.
Эта деревянная и скромная,
Маленькая родина моя.
=
Я напишу письмо, но не отправлю.
Мне всё равно, ждёшь ты или не ждёшь.
Я к каждой строчке горечи прибавлю,
Пусть никогда его ты не прочтёшь.
И пусть лежит, как память о прошедшем,
Кричащее надеждой и тоской.
Считай его ты просто не пришедшим
Из той далёкой почты полевой.
=
Как не любить поля, луга, туманы,
И запах трав, и красоту берёз,
Как не пьянеть черёмухи дурманом,
И не бродить среди янтарных рос.
Как не встречать закаты и рассветы,
Не удивляться белизне ночей,
Как жить здесь и не быть поэтом,
Когда стихами говорит ручей.
Как не грустить осеннею порою,
Когда кричат, прощаясь, журавли.
Я в этот миг слезы своей не скрою,
Пока они не скроются вдали.
Как не любить с прозрачною водою
Озёра, реки, речки и ручьи.
Деревню, где дома стоят гурьбою,
И кладбище, где предок мой почил.
Как не любить тебя, Россия, Русь Святая.
Твои просторы, реки и леса.
Дай Бог, чтоб ты жила и процветала.
Дай Бог, чтобы синели небеса.
=
А знаешь, какая светлая
Бывает порою грусть?
Не спится мне до рассвета.
Бессонница. Ну и пусть.
Пусть ночь осенняя, тёмная.
Скребётся в моё окно.
Шальная она и нескромная,
Как выпитое вино.
И горький вкус одиночества
На жарких её губах.
А мне понимания хочется,
Но непреклонна судьба.
=
Я уйду с последним клином журавлиным,
Над родной деревней в зареве кружа,
Буду я последним в стае длинной,
Только ты меня не выйдешь провожать.
Не узнаешь ты в обычной серой птице
Взбалмошного друга своего.
И не задрожат твои ресницы
От кричащего прощания его.
Лишь когда исчезнет клин за дымкой,
Не оставив на небе следа,
По щеке твоей сползёт слезинка,
Но ты скажешь: «Что за ерунда».
Вот и всё. Ну что ещё ответить.
Временного мира тает свет.
Жаль. Ты так и не смогла заметить
Как любил тебя я много лет.
А по мне поминки осень справит,
Золотой листвою одаря,
И как исключение из правил,
Будет долго полыхать заря.
=
Где бы ни был я, где б ни странствовал
От Начала и до Конца,
Знаю, примет всегда меня с радостью
Этот дом моего отца.
Всё родное здесь, всё знакомое
От крылечка и до чердака.
Низко кланяюсь этому дому я,
А иначе нельзя никак.
Нет отца уже. Все мы смертные.
Но лишь только шагну за порог,
Слышу голос его приветливый:
«Что стоишь? Проходи, сынок. »
Жизнь бывает порою неласкова,
И невзгодам не видно конца.
Знаю: примет всегда меня с радостью
Этот дом моего отца.
=
Как заря отражается в речке
Я увидел совсем случайно.
И однажды весенним вечером,
Я влюбился в тебя нечаянно.
У природы свои загадки,
В красоте есть какая-то тайна.
Что-то есть томительно- сладкое
У любви вот такой, нечаянной.
У любви вот такой, весенней,
У любви вот такой, нежданной.
У любви, может быть, последней,
Оттого и такой желанной.
Я лечу на свидание ветром,
С головою, хмельной от черёмух,
Я тебе расскажу об этом,
Позабыв про нелепую скромность.
Как заря отражается в речке
Я тебе показал не случайно,
Чтобы этим весенним вечером
Ты влюбилась в меня отчаянно.
=
Есть такие места былинные
Мой отчий край
Иван Порохин
России тихий уголок.
Мой отчий край, моя глубинка.
Печали жаркий уголёк,
Листвой дрожащая осинка.
Здесь тихая твоя краса
Мне с детства сердце бередит.
Здесь каждой капелькой роса
О чистоте души твердит.
И храмов строгая печаль
В небесную зовёт страну,
И дивного раздолья даль
У сердца трогает струну.
Встречая каждый Божий день,
Деревня над рекой стоит.
Не из таких ли деревень
Душа России состоит?
Эта деревянная и скромная,
Маленькая родина моя,
Даровала радость мне огромную:
Видеть сердцем отчие края.
Удивляться тоненькой травинке,
Любоваться вековой сосной,
Вслед за убегающей тропинкой,
Вдаль шагать родною стороной.
Видеть, как прекрасна и застенчива
Белая, берёзовая Русь.
В этом мире, буйном и изменчивом,
Лишь у неё загадочная грусть.
Лишь она ещё не растеряла
Первозданной сказочной красы,
Беды и печали растворяя,
По ночам в источниках росы.
И люблю я сердцем Русь огромную,
В ней, как капля, отчие края.
Эта деревянная и скромная,
Маленькая родина моя.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Литературная композиция по литературе «Как не любить мне эту землю» (конкурс стихов)
Выбранный для просмотра документ Как не любить мне эту землю.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пинежская средняя общеобразовательная школа №117»
муниципального образования «Пинежский муниципальный район».
Конкурс «Книги, которые мы выбираем».
Номинация «Земли родной талант и вдохновенье.
Литературные места Поморья».
«Как не любить мне эту землю…».
Разработка внеклассного мероприятия,
посвященная творчеству самобытных пинежских поэтов.
Автор: Лобанова Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Пинежская СОШ № 117».
Нравственно-патриотическое, духовное воспитание является приоритетным при изучении литературы в школе. Для того чтобы воспитать настоящего гражданина своей страны, беззаветно любящего свою родную землю, живущего интересами державы, необходимо с детства прививать основы нравственности и духовности – милосердие, сострадание, терпимое отношение к окружающим людям.
В 2014 году Пинежскому району исполнилось 85 лет со дня образования. В октябре в Пинежской средней школе прошло мероприятие «Как не любить мне эту землю…», посвященное самобытным поэтам Пинежья.
Мероприятие посвящено поэтам, жизнь которых связана с Русским Севером, на примере поэзии пинежских поэтов мы показали, каким должен быть настоящий патриот. Кроме того, дети смогли увидеть, насколько удивительно прекрасна, разнообразна наша земля, рождающая т талантливых людей.
Литературная композиция составлена с учётом возрастных особенностей учащихся, предназначена для проведения в 5 – 11 классах, так как именно в подростковом возрасте происходит формирование и становление человека как личности. В сценарий включен русский народный танец, который придаёт эмоциональную насыщенность и колорит композиции. Также для усиления эмоционального воздействия на учащихся мероприятие сопровождалось мультимедийной презентацией.
Форма проведения выбрана не случайно. Литературная композиция позволяет отойти от привычных, надоевших будничных форм и приёмов, ученикам по-другому взглянуть на уроки литературы, вызвать интерес к предмету, наладить контакт между учителем и детьми, без чего невозможна продуктивное, результативное взаимодействие.
Разнообразная внеучебная работа способствует сплочению ученического коллектива, разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, в том числе творческих, обогащает личный опыт ученика, расширяет его кругозор. Основное условие успешного проведения таких мероприятий – желание самих участников овладеть предлагаемым материалом.
Цель: знакомство с основными сведениями о районе, в котором живём, и творчеством самобытных пинежских поэтов.
способствовать формированию навыков совместной деятельности детей, их общения;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать коллективизм и сплоченность обучающихся.
Умение эффективно общаться, иметь базовые навыки общения;
Взаимосвязь и согласованные действия учащихся;
Интерес к изучаемому предмету;
Повышение интеллектуального и духовного уровня учащихся.
«Как не любить мне эту землю…» (Слайд 1)
Наше Пинежье одно из самых привлекательных мест Русского Севера.
Стихотворение Ивана Порохина «Пинежье». (Слайды 2- 17)
Есть такие места – былинные.
Край берёзовых белых ночей.
Здесь деревни стоят старинные,
Над домами дымки от печей.
Здесь и воздух другой, особенный.
Здесь и люди ещё добры.
А над ивою да смородиной
Разметались черёмух вихры.
И вода такая прозрачная
В этих речках, будто слеза.
Всё кругом для сердца так значимо,
Что словами и не сказать.
В мир из этой земли я вышел,
Это Пинежье, край родной.
Здесь и небо кажется выше,
Чем над всей остальной страной.
Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи.
Наша малая родина – Пинежский район, которому в этом году исполнилось 85 лет.
Стихотворение Г.А. Нехорошковой «Зимние мотивы».
Под снежным покровом дремлет река,
Ельник в роскошную шубу одет.
Важно по небу плывут облака,
Снежком засыпая проложенный след.
Белые крыши парят над домами,
Струйками вьётся проложенный дым.
Низкое солнце ласкает лучами,
Да только не греет светом своим.
Край наш былинный, край белоснежный.
Всею душою люблю тебя нежно.
Я – пинежанка, частичка твоя.
Народ самобытный, народ работящий,
Щедрый и мудрый, певучий народ
С красивой душою, душой настоящей,
На Пинеге – речке мирно живёт.
Воздух морозный с любовью вдыхаю,
Россыпь снежинок ловлю.
Пинежье наше, тебя обожаю,
Снежную нашу зиму люблю!
(Слайд 19) Пинежский район находится на востоке материковой части Архангельской области.
Его площадь — 32120 км².
Население —24 561 человек (2014).
Административный центр — село Карпогоры.
Стихотворение В.И. Зинченко «Карпогоры».
Глянь на село, что стоит на угоре,
Где тополей зелёное море
Кронами тянется ввысь.
Поле ржаное вдали колосится,
Вновь наливаваясь зерном,
Красной полоскою зорька искрится,
Утро встаёт над селом.
Слышим песню тополей.
Вы райцентр земли моей.
Пинега – речка луга омывает,
Старательно, каждый мысок,
Бережно лижет волна, набегая,
Пляжа прибрежный песок.
И перевозчик на лодке лениво
Машет тяжёлым веслом,
Радуга ярким цветным коромыслом
Выгнулась вновь над селом.
Очень странно нарекли?
С давних времён идут разговоры:
Странно село нарекли.
Дали название Карповы горы
В честь знаменитой горы.
Даже сегодня можно улышать
Часто от старых людей:
И погостить у детей.
Слышим песню тополей.
Вы райцентр земли моей.
У района есть свой герб. (Слайд 20)
В зеленом поле в серебряной, вызубренной однократно зазубренными зубцами, главой и волнисто выщербленной оконечностью, золотая резная птица (в виде кегли, к которой по сторонам и внизу приложено по одному раскрытому вееру из дощечек с полукруглой выемкой в середине левой грани с завершением, подобным плоскому наконечнику копья), сопровождаемая по сторонам возникающими золотыми избами с выступающими за пределы кровель коньками, завершающимися украшениями наподобие конских голов.
Золотые избы указывают на то, что население района всегда жило богато и зажиточно.
Волнистая серебряная оконечность говорит о многочисленных реках, протекающих по территории района.
Елеобразная глава символизирует хвойные леса, которыми богат район.
Стихотворение З.И. Широкой «Пинежье». (Слайд 21)
Пинежье – заветный уголок России,
Мы здесь живём и здесь мы родились,
Природа – матушка сей край не
И красотой суровой, светлой наградила.
Сосновые боры, пещеры чудные,
Зелёные леса и горы,
Зори ясные и ночи белые,
Морошка и черника спелая.
И люди здесь живут с открытою душой,
Простые, скромные и смелые.
До неба тут сосны и ели,
Зимой бушуют вьюги и метели,
А летом здесь дивные белые ночи,
Гуляй, сколько хочешь.
Седой стариной моё Пинежье дышит,
Дома, как терема, с резным конём
А сколько тут псен, сказок, былин…
Славится родной край святыми местами, монастырями и храмами. Это настоящие памятники истории и архитектуры.
Водопад «Святой Источник». (Слайды 22,23)
Богородитский Красногорский монастырь. (Слайды 24, 25)
Святое место, которое местные жители называют Николой-ручьем и связывают его с обретением иконы Николая Чудотворца, самого популярного на Русском Севере святого. (Слайды 28, 29)
Крупнейшей из известных пещер Пинежья, да и всего Европейского Севера России, является система «Кулогорская-Троя».
Памятник природы Голубинский карстовый массив является самым известным и посещаемым в Архангельской области. Благодаря карстовому рельефу здесь сохранились свидетели прошлых геологических эпох — реликтовые виды растений и животных.
Хвойные и лиственные леса, карстовые лога создают разнообразные условия для жизни многих видов растений, занесённых в Красную книгу РФ.
(Слайд 47) На территории района действуют 4 заказника и Пинежский заповедник.
Стиховорение В.Л. Назаровой «Осень».
Осень, осень, пора золотая,
Ты чаруешь своей красотой.
Я живу, аромат твой вдыхая,
И, как птица, парю над землёй.
Созерцая родные просторы,
Зелень сосен и нежность берёз,
Тихо дремлющие озёра
В отраженьи рябиновых звёзд.
А над ними взлетели холмы,
Что на Пинежье горы зовутся.
Бесконечные нити дорог
По лесам моим змеям вьются.
Укрываясь за кронами сосен,
Солнце шлёт им прощальный свой взгляд.
И грустит, и волнуется осень,
Провожая вечерний закат.
Богата родная земля и именами известных людей, прославивших Пинежский край.
(Слайд 50) Данилов, Иван Васильевич — выдающийся российский мастер колокольной музыки, историк, путешественник;
(Слайд 52) Петров, Георгий Иванович — советский учёный-механик, специалист в области гидроаэромеханики и газовой динамики.
Стихотворение И.И.Галашевой «Молитва матери».
Спят леса. Зима, мороз и вечер.
Над землею – звёзд далёких вечность.
Серебром подёрнуты окошки,
Ветки в серебре. Пусть дорожки.
Дым из труб столбом – и прямо в небо:
Мама испечёт на завтра хлеба.
Мама снова думает о сыне:
Где он, как ему там, на чужбине?
На земле и в небе – всюду! – битва.
Бьётся материнская молитва
И летит – в тоске, в любви, в тревоге,
И ложится на Пути – Дороги:
« Пусть тебя хранят светлые силы,
Где бы ни был ты, сыночек милый,
От болезни, холода и раны,
От плохих людей и от обмана,
От несчастья, голода и боли,
Укрепят пусть тело, Душу, Волю,
Пусть ты всё-всё- всё преодолешь,
В испытаньях станешь лишь сильнее,
Пусть вернёшься ты живой, здоровый!
И крепко да будет моё слово!
Кроме Ф.А. Абрамова и Иоанна Кроштадского, в этом краю жили многие сказительницы. (Слайд 56)
(Слайд 57) Пожалуй, самая известная пинежская сказительница это Марья Дмитриевна Кривополенова. Она родилась 19 марта 1843 года в деревне Усть-Ежуга, а после замужетва переехала в Шотогорку.
(Слайд 58) Так же широко известна Ангелина Евдокимовна Суховерхова. Она родилась в деревне Шотова Гора.
(Слайд 59) Анна Ивановна Гладкобородова, еще одна известна пинежская сказительница. Родилась в деревне Конецгорье.
(Слайд 60) Другая пинежская сказительница, Татьяна Осиповна Кобелева, родилась в деревне Залесье.
Стихотворение Ив. Порохина « Ночные улицы села…»
Зимой таинственны, как в сказке.
Вот чья-то тропка пролегла,
По ней скользили днём салазки..
Вот пробежал огромный кот,
Хвостом следы свои сметая,
Вот на деревьях у ворот
Уныло дремлет галок стая.
Там хрипло тявкнул сонный пёс
(ему, наверно, лето снится…)
И снится лошади овёс,
И ей от этого не спится…
Вновь ждут весну, во сне качаясь.
И спят усталые поля,
Под белым снегом расстилаясь…
Сон зимний крепок. Ночь длинна.
Но скользко бы зима ни длилась,
Грядёт весна. Она сильна.
Она уже на свет явилась…
(Слайд 61) Ведущий Пинежье было и местом ссылки. Здесь в ссылке был фаворит Софьи князь Василий Васильевич Голицын.
(Слайд 62) А еще, в Великом Дворе, прошли первые годы ссылки Александра Грина. В период пинежской ссылки он написал рассказы «Позорный столб», «Сто верст по реке».
(Слайд 63) По реке Пинеге в 1935 году путешествовал в поисках нетронутых лесов Михаил Михайлович Пришвин. Результатом экспедиции стала его книга «Берендеева чаща».
Но и теперь не оскудела земля Пинежская талантами, художниками слова.
СЛАЙДЫ 64 – 75 на фоне песни «Речка Пинега»
Стихотворение И. Порохина «Как не любить..»
Как не любить поля, луга, туманы,
И запах трав, и красоту берёз,
Как не пьянеть черёмухи дурманом,
И не бродить среди янтарных рос.
Как не встречать закаты и рассветы,
Не удивляться белизне ночей,
Как жить и не быть поэтом,
Когда стихами говорит ручей.
Как не любить с прозрачною водою
Озёра, реки, речки и ручьи.
Деревню, где дома стоят гурьбою,
И кладбище, где предок мой почил.
Как не любить тебя, Россия, Русь Святая.
Твои просторы, реки и леса.
Дай Бог, чтоб ты жила и процветала.
Дай Бог, чтобы синели небеса.
Мы пинежане имеем законное право гордиться своими самобытными традициями, своей национальной культурой, свои языком.
Пинежский район – наш дом, который мы должны любить, о которм должны заботиться.
Танцевальный коллектив «Ровесники». Танец «Кадриль»
Заповедный край: информационный бюллетень заповедника «Пинежский». 2014. Вып.1. с.4
Пинежье поэтическое: сборник стихотвореий/ [ сост. : Попов В.В. и др]. – [пос. Карпогоры], 2010 (Архангельск: Правда Севера).
Есть такие места былинные
Родосвет Москва ✸ Московский край Родового Огнищ запись закреплена
АКАДЕМИЯ «РОДОСВЕТ» ВЛАДИМИРА КУРОВСКОГО
Былины — это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах мы находим множество исторических примет давнего времени, например старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчуга — все это есть у богатыря; в них воспеваются города, действительно существующие или существовавшие ранее: Киев-град, Чернигов, Муром, Галич и другие.
Само слово «былины» происходит от слова «быль», то есть в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину-де люди были вовсе не такие, как теперь, — богатыри».
В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги, которыми разрешаются конфликты общенародного значения. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства. Отсюда и та гиперболизация, с которой изображаются былинные богатыри и их противники. Богатырей отличает огромная физическая сила: они бьются-рубятся с врагами, «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Такие преувеличения выражают отношение народа к былинным героям.
Все богатыри олицетворяют свойства, интересы, возможности целого народа, его идеалы. Но у каждого из них свой облик, свои поступки, свое место в кругу былинных персонажей. Например, Добрыня Никитич отличается «вежеством», он не только воин, но и дипломат, и выдающийся музыкант, а Алеша Попович «напуском» силен, он дерзкий и смелый воин.
Особое место занимает Илья Муромец. Его подвиги приурочены к Киевской Руси времен княжения Владимира, и у Ильи нет никаких других забот и интересов, кроме защиты родной земли. Его старшинство обнаруживается, например, в том, что обычный при имени других богатырей эпитет «молодой» к Илье Муромцу не применяется. К нему обращаются: «дородный, добрый молодец», «старый казак». О нем уважительно говорят: «Сильный-могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович».
Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» он один легко (играючись) устранил сразу три «помехи», которые встретились ему на пути из Мурома в стольный Киев-град:
. Первая помеха — очистил я Чернигов-град,
Другая помеха — я мостил мосты на пятнадцать верст
Через ту реку через Самородину;
Третья помеха — я сошиб Соловья-разбойника.
Былина о чудесном пахаре Микуле Селяниновиче прославляет крестьянский труд, выражая любовь и уважение народа к оратаю. В образе этого былинного героя воплотились представления народа о крестьянине-богатыре. Прославляются могучая сила (десять дружинников «не могут сошку из земли выдернуть, из оме-шиков земельки повытряхнуть»), стремление к честному труду («орать, да пахать, да крестьянствовати»), достаток, добытый этим трудом («у оратая сапожки зелен сафьян», «у оратая шляпа пуховая, а кафтанчик у него черна бархата»).
Былины, прежде всего, произведения искусства, поэтому для них характерен вымысел (этот вымысел называется поэтической правдой) и преувеличение. Но главное и в воинских киевских, и в социально-бытовых новгородских былинах (к которым относят былину «Вольга и Микула Селянинович») — высшая цель, во имя которой живут герои, — вольный труд на мирной земле.Былины — это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание. Народ, создавая талантливые поэтические произведения, передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Так некоторые былины дошли и до нашего времени. По форме своей былины являются историческими песнями. Главными героями былин были в основном герои, прославляющие своими подвигами Великую Русь, защитники слабых и обиженных.
Одним из любимых героев, воспетых в былинах, был Илья Муромец. Например, в былине под название «Илья Муромец и Соловей-разбойник» описывается сражение богатыря с вражеской силой под городом Черниговом, а после — и с самим Соловьем-разбойником. Никто уж и не чаял, что город будет освобожден, а Илья Муромец «Стал конем топтать да стал копьем колоть, аи побил он эту силу всю великую». Радостные люди просили стать своего освободителя воеводой, но тот хотел попасть в Киев, к князю Владимиру. Рассказывая богатырю про короткую дорогу, люди предупредили, что живет у речки Соловей-разбойник. Когда тот свистит, то «что есть людей, все мертвы лежат». Не испугался Илья Муромец и отправился в дорогу. Из тугого лука выпустил он стрелу и выбил разбойнику глаз.
Прикованного к стремени, привез богатырь его к Владимиру. И когда князь убедился в том, что враг пойман, Илья вывез Соловья в чистое поле и отрубил ему голову. В былине народ славит смелость, решительность, умение не отступать перед трудностями. Пусть герой немного не благоразумен, но ведь победил же он в конце концов нечисть.
О великой физической силе и мощи русских богатырей мы узнаем и из былины «Вольга и Микула Селянинович». Описан в ней такой случай. Князь Вольга Святославович ехал со своим войском-дружиною взимать дань. В поле он увидел, как крестьянин Микула Селянинович пашет, и был поражен его силой. «А пенья-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Попросил Вольга присоединиться того к дружине, ведь по дороге рыщут разбойники. Далеко отъехали они от пашни, как вспомнил Микула, что забыл свою соху в земле. Сначала пять дружинников, потом десять, а затем и целое войско не смогло вытянуть сошку из земли. А богатырь «брал эту сошку одной ручкой» и с легкостью вытащил. И когда Вольга, удивленный, спросил: «Кто же ты?» — Микула ответил, что он крестьянин, пашет землю, кормит хлебом матушку-Русь. Описывая в этой былине силу богатыря, народ делает упор на том, что он — выходец из народа, простой селянин. И в соревновании силой победил целое войско.
Могучие и величественные образы богатырей встают перед нами в былинах. Грозен и суров Илья Муромец, когда дело касается защиты родной земли. Его не пугает, что
У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки, черным-черно,
А и черным-черно, как черна ворона.
Всю эту «силушку великую» он в одиночку растоптал конем и исколол копьем, «а и побил он эту силу всю великую». Народный любимец Илья Муромец совершает подвиги, которые, конечно же, не под силу одному человеку. Свою великую силу и непобедимость богатырь черпает из родной земли и народной любви. Вот почему он так легко справляется не только с чужеземными захватчиками, но и с невиданным чудом — Соловьем-разбойником.
Не меньшей любовью и почетом окружен «оратай-оратаюшко» Микула Селянинович. Он любит свой труд и на пашню выходит каждый день, как на праздник: на нем нарядная одежда, да и от самого молодца глаз не отвести:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Не обделен Микула Селянинович и силушкой. Шутя управляется он с сохой, которую с трудом смогла сдвинуть с места вся дружина Вольги Святославовича.
Спокойно жилось русскому народу рядом с такими богатырями-тружениками и богатырями-воинами: никакая беда не могла сломить русский дух, пока на страже стояли такие грозные защитники.
АКАДЕМИЯ «РОДОСВЕТ»
Сообщество здравомыслящих людей!