есть в шахматах такой закон изложение
Человек и мяч
Представьте себе, случилось. Начиная с восьмого гейма, который по логике событий должен был стать последним, молодая эстонка, словно испугавшись надвигавшейся победы, вдруг задрожала не только в переносном, но и в самом прямом смысле и совершенно добровольно уступила инициативу сопернице. Теперь Преображенской нужно было только перекинуть мяч через сетку — остальное Кулль как бы брала на себя. Бледная, с выражением трагической обреченности на лице, Кулль была воплощением растерянности. Словом, Преображенская победила.
Что же произошло? Почему Кулль, как пишут иногда в спортивных отчетах, стала вдруг неузнаваемой?
Неузнаваемой? Стоп! Но ведь в предыдущем чемпионате она точно так же проиграла Галине Бакшеевой. Тогда тоже счет был 5:2 в пользу Кулль, я стоял возле корта вместе с тем же Белиц-Гейманом, и он, как и в этот раз, безошибочно предсказал победу Бакшеевой.
И действительно, когда начался тот же восьмой гейм, который и здесь должен был стать последним, Кулль вдруг перешла сначала к пассивной, а потом и просто робкой игре. Мне казалось с трибуны, что я вижу, как дрожит ее рука, слышу, как взволнованно стучит сердце. Вмиг пропала резкость ударов, мяч от ее ракетки мягко и высоко взлетал над сеткой, становясь легкой добычей Бакшеевой.
С двумя геймами Кулль рассталась так легко и быстро, что вряд ли успела понять, как это произошло. Но в десятом гейме задрожала и Бакшеева — она поняла, что появилась надежда на спасение.
Что же это такое? Неужели у Кулль в ответственные моменты состязания появляется «боязнь выигрыша?» Да, именно так — есть, оказывается, и такая боязнь в спорте. И, значит, Кулль в матче с Преображенской стала как раз узнаваемой, а ее робкие действия в финале поединка лишний раз подтвердили, что существует какой-то определенный психологический барьер, преодолеть который она еще пока не в силах.
Боязнь выигрыша. Это что-то на первый взгляд странное, не очень понятное. Но здесь мы уже вступили в область психологии теннисной борьбы. А в психологии теннисного состязания, как и в психологии спортивной борьбы вообще, нет ничего ясного на первый, приблизительный, взгляд и нет ничего неясного и необъяснимого в действительности, по зрелом размышлении. Стоит вдуматься в любую психологическую теннисную загадку, и выяснится, что ничего странного и непонятного в действиях спортсменов нет и каждый их шаг имеет обоснованное и логичное объяснение.
Есть в шахматах такой закон: получил преимущество — атакуй, иначе инициатива неизбежно перейдет к противнику. Закон этот полностью применим и к теннису, а может быть, к спортивной борьбе вообще. Но одно дело — знать этот закон, а другое — заставить себя подчиняться ему.
Почему Кулль проиграла два матча, в которых, по логике событий, должна была заслуженно победить? Потому что, добившись подавляющего преимущества, она уже мысленно считала себя победительницей и, вместо того чтобы атаковать, чтобы смелой и энергичной игрой продолжать борьбу за выигрыш, она уже думала только о том, чтобы не упустить выигрыша.
Вдумайтесь в это — не упустить. А ведь выигрыша-то еще не было! И вот Кулль старается избегать риска, хочет обеспечить себе успех наверняка, без волнений, а соперница, которой нечего терять, напротив, начинает действовать смело, остро. И когда сталкиваются два таких подхода к игре: один робкий, пассивный и другой смелый, рискованный, нетрудно угадать, на чью сторону склоняется Удача.
Не думайте, что это очень просто — заставить себя не ослаблять усилий в момент, когда победа близка. Можно владеть прекрасной техникой, можно быть настоящим атлетом, обладать острым тактическим мышлением, но если у вас не закалена, не натренирована воля, если вы не умеете держать в крепкой узде свои нервы,— уже почти добытая героическими усилиями победа будет часто ускользать от вас.
Есть в шахматах такой закон изложение
Человек и мяч
Представьте себе, случилось. Начиная с восьмого гейма, который по логике событий должен был стать последним, молодая эстонка, словно испугавшись надвигавшейся победы, вдруг задрожала не только в переносном, но и в самом прямом смысле и совершенно добровольно уступила инициативу сопернице. Теперь Преображенской нужно было только перекинуть мяч через сетку — остальное Кулль как бы брала на себя. Бледная, с выражением трагической обреченности на лице, Кулль была воплощением растерянности. Словом, Преображенская победила.
Что же произошло? Почему Кулль, как пишут иногда в спортивных отчетах, стала вдруг неузнаваемой?
Неузнаваемой? Стоп! Но ведь в предыдущем чемпионате она точно так же проиграла Галине Бакшеевой. Тогда тоже счет был 5:2 в пользу Кулль, я стоял возле корта вместе с тем же Белиц-Гейманом, и он, как и в этот раз, безошибочно предсказал победу Бакшеевой.
И действительно, когда начался тот же восьмой гейм, который и здесь должен был стать последним, Кулль вдруг перешла сначала к пассивной, а потом и просто робкой игре. Мне казалось с трибуны, что я вижу, как дрожит ее рука, слышу, как взволнованно стучит сердце. Вмиг пропала резкость ударов, мяч от ее ракетки мягко и высоко взлетал над сеткой, становясь легкой добычей Бакшеевой.
С двумя геймами Кулль рассталась так легко и быстро, что вряд ли успела понять, как это произошло. Но в десятом гейме задрожала и Бакшеева — она поняла, что появилась надежда на спасение.
Что же это такое? Неужели у Кулль в ответственные моменты состязания появляется «боязнь выигрыша?» Да, именно так — есть, оказывается, и такая боязнь в спорте. И, значит, Кулль в матче с Преображенской стала как раз узнаваемой, а ее робкие действия в финале поединка лишний раз подтвердили, что существует какой-то определенный психологический барьер, преодолеть который она еще пока не в силах.
Боязнь выигрыша. Это что-то на первый взгляд странное, не очень понятное. Но здесь мы уже вступили в область психологии теннисной борьбы. А в психологии теннисного состязания, как и в психологии спортивной борьбы вообще, нет ничего ясного на первый, приблизительный, взгляд и нет ничего неясного и необъяснимого в действительности, по зрелом размышлении. Стоит вдуматься в любую психологическую теннисную загадку, и выяснится, что ничего странного и непонятного в действиях спортсменов нет и каждый их шаг имеет обоснованное и логичное объяснение.
Есть в шахматах такой закон: получил преимущество — атакуй, иначе инициатива неизбежно перейдет к противнику. Закон этот полностью применим и к теннису, а может быть, к спортивной борьбе вообще. Но одно дело — знать этот закон, а другое — заставить себя подчиняться ему.
Почему Кулль проиграла два матча, в которых, по логике событий, должна была заслуженно победить? Потому что, добившись подавляющего преимущества, она уже мысленно считала себя победительницей и, вместо того чтобы атаковать, чтобы смелой и энергичной игрой продолжать борьбу за выигрыш, она уже думала только о том, чтобы не упустить выигрыша.
Вдумайтесь в это — не упустить. А ведь выигрыша-то еще не было! И вот Кулль старается избегать риска, хочет обеспечить себе успех наверняка, без волнений, а соперница, которой нечего терять, напротив, начинает действовать смело, остро. И когда сталкиваются два таких подхода к игре: один робкий, пассивный и другой смелый, рискованный, нетрудно угадать, на чью сторону склоняется Удача.
Не думайте, что это очень просто — заставить себя не ослаблять усилий в момент, когда победа близка. Можно владеть прекрасной техникой, можно быть настоящим атлетом, обладать острым тактическим мышлением, но если у вас не закалена, не натренирована воля, если вы не умеете держать в крепкой узде свои нервы,— уже почти добытая героическими усилиями победа будет часто ускользать от вас.
Правила игры в шахматы: полное руководство
Дата публикации: 2021-07-03
Как и в любом другом виде спорта или игре, в шахматах есть свои правила и этикет, которым должны следовать игроки. Так каковы правила игры в шахматы?
Законы шахмат или правила игры определяют, как следует вести игру. Правила шахмат можно разделить на:
Хотя происхождение шахмат несколько туманно, современные правила игры в шахматы впервые появились в средние века. До этого они постоянно менялись, но затем Всемирная шахматная организация ФИДЕ установила универсальные стандартизированные правила.
Быстрые шахматы, различные варианты шахмат, онлайн шахматы и заочные шахматы имеют свои собственные небольшие дополнения к правилам.
Шахматная партия необязательно заканчивается матом. Часто игроки видят своё поражение и заранее добровольно сдаются. Кроме того, иногда игра может закончиться в ничью, так называемым «Патом».
Игроки ходят по очереди. Игрок имеет право перемещать по одной фигуре за каждый ход. Если перемещаемая вами фигура заканчивает свой ход на поле, занятом фигурой противника, то вы можете взять или «съесть» фигуру соперника. Для этого нужно убрать фигуру соперника с доски и на её поле поставить свою фигуру, которой вы ходили.
Помимо основных ходов шахматных фигур к правилам игры в шахматы относится: регламент по времени игры, этика и поведения игроков, записывание ходов в специальной шахматной нотации, устранение любых возможных нарушений и правильное использование оборудования.
Стартовая позиция в шахматах
В шахматы играют на клетчатой доске с 64 полями и 32 фигурами:
Название шахматной фигуры | Обозначение | Количество |
Король | 1 | |
Ферзь | 1 | |
Ладья | 2 | |
Слон | 2 | |
Конь | 2 | |
Пешки | 8 |
Фигуры начинают игру с этих позиций:
Правила таковы, что каждый игрок играет по очереди. Белые ходят первыми. На каждом ходу фигура перемещается с клетки на другую клетку. Если она приземляется там, где у противника есть фигура, то эта фигура забирается и ее убирают с доски.
Всего существует шесть видов фигур, и каждая из них ходит по-своему:
Диаграмма, показывающая, как ходят фигуры
Особые правила для пешек
Двойной прыжок
Нормальный ход пешкой занимает одно поле за раз, но все пешки могут ходить на два поля вперёд при первом ходе. Если пешка раньше не ходила, у неё есть выбор пойти на одно или два поля. Пешкам никогда не разрешается брать на два поля по диагонали.
Превращение пешки
Пешки идут только вперёд. Все остальные фигуры могут ходить назад. Когда пешка достигает последней горизонтали, она превращается в любую фигуру. Пешка может стать ферзём, ладьёй, слоном или конём, но не королём. Можно иметь более одного ферзя. Новая фигура заменяет пешку на «поле превращения».
Взятие на проходе
Если пешка делает двойной прыжок и проходит через поле, где она может быть взята пешкой противника, то пешка противника может взять ее, как если бы пешка только что переместилась на одно поле, но только на следующем ходу.
Шахматные ходы
Ферзь, Ладьи, а также Слоны перемещаются по открытым линиям на любое количество полей. Но они не могут перепрыгивать через другие фигуры. Любые фигуры, стоящие на пути, свои или соперника, не дают им двигаться. На диаграмме у ладьи 7 возможных ходов, включая взятие чёрной пешки. Она не может идти на поле за пешкой или забрать ферзя.
Коней нельзя заблокировать. Они могут перепрыгивать через любые фигуры, стоящие между ними и полем, на которое они движутся. Кони не забирают фигуру, когда перепрыгивают через неё.
Правила взятия шахматных фигур
Фигура забирается или «съедается», когда игрок перемещает фигуру на то же поле, где стоит фигура соперника. Взятые фигуры снимаются с доски и исключаются из игры. Если есть возможность взятия фигуры, то игрок не обязан её забирать. А также нельзя брать свои фигуры.
Здесь чёрный ферзь может взять белую пешку на d2.
Правила шаха
Король находится под шахом, когда противник может взять его на следующем ходу. Короля нельзя оставлять под шахом. Он должен быть немедленно спасён текущим ходом, который выведет его из-под шаха. Игрокам запрещено оставлять своего короля под шахом или делать ход, ставящий его под шах. В игре нельзя выиграть, взяв короля, который идёт под шах или не выходит из-под шаха. В товарищеских играх принято говорить «шах», когда королю сделан шах, но на этот счёт нет никаких правил.
Выход из-под шаха
Есть три способа выйти из-под шаха:
Король может взять фигуру, если после взятия он не находится под шахом. Король не может ходить рядом с другим Королём.
Правила Мата
Когда король находится под шахом и нет возможности выйти из него, ему ставится «мат». Король не может избежать своей судьбы, и игра окончена. Фактический захват короля никогда не происходит на шахматной доске, даже если это цель игры! В этом примере белый король находится под шахом от одной из ладей.
Нет возможности заблокировать шах или забрать атакующую ладью. И нет безопасного места, чтобы убежать. Все пять полей вокруг белого короля атакованы ладьями. Это Мат. Чёрные побеждают!
Шахматные правила рокировки
Во время игры каждый игрок может сделать специальный ход, называемый рокировкой. Это единственный случай в шахматах, когда две фигуры могут двигаться за один ход. Рокировка выполняется королём и ладьёй и может быть сыграна только после того, как фигуры между ними убраны. Сначала король перемещается на два поля вправо или влево, а затем ладья из этого угла «перепрыгивает» на поле, которое пересёк король.
Когда король идёт к ближайшему углу, он делает короткую рокировку (Рокировка на Королевский фланг). Другой вариант называется длинной рокировкой или рокировка на Ферзевый фланг.
Рокировка не допускается когда:
Третий пункт означает, что рокировка невозможно, если противник атакует поле, которое король должен пересечь.
Диаграмма, показывающая рокировку белых на королевский фланг и рокировку чёрных на ферзевый фланг
Правила ничьи
Не в каждой шахматной партии есть победитель. Когда нет победителя, это называют ничьей. Есть пять способов сделать ничью в шахматах:
1. Пат.
Игра заканчивается вничью, если у игрока в свой ход нет разрешённых ходов. Пат отличается от мата, потому что у короля нет шаха.
2. Нет материала, чтобы поставить мат.
Партия считается ничьей, если для мата не хватает фигур. Есть три ситуации, когда мат невозможен:
Предложение ничьи действительно только на один ход. После того как противник сделал ход, предложение отменяется, и игра продолжается. Если игрок предлагает ничью перед тем, как сделать ход, противник может подождать, пока игрок сделает ход, чтобы решить, принимать её или нет. Если игрок предлагает ничью, пока очередь оппонента, предложение остаётся в силе и может быть принято.
4. Правило 50-ти ходов.
Каждый игрок сделал 50 ходов, не ходил пешками и не брал фигуры.
5. Тройное повторение.
Позиция была достигнута трижды.
Правила соревнований по шахматам
Основные правила соревнований такие же, как и в обычной шахматной игре. Вы должны использовать только одну руку, чтобы перемещать фигуру, и вы должны убрать её, как только сделаете соответствующий ход. Как только вы переместили фигуру, отменять ход незаконно. Если игрок делает рокировку, он должен сначала переместить короля одной рукой, а затем той же рукой переместить ладью.
После того как вы превратили пешку или походили фигурой, то не разрешается повторно прикасаться к этим фигурам, чтобы изменить ход. Однако, если превращение не закончено, вы можете изменить фигуру превращения.
В игре игрок, успешно поставивший мат королю соперника, объявляется победителем, и игра заканчивается. Игрок должен следить за тем, чтобы все ходы были возможные и законные. Если в процессе партии игрок считает, что он в итоге проиграет, то у него есть возможность сдать партию и позволить сопернику выиграть.
Игра также заканчивается ничьей, когда ни один из игроков не может поставить мат королю соперника. В такой момент игра зашла в «мёртвую позицию». В этой ситуации никто не может претендовать на победу.
Игра также заканчивается вничью, если фигуры были перемещены на одинаковую позицию на доске не менее трёх раз. Другая ситуация ничьей возникает, если оба игрока сделали по пятьдесят ходов подряд, не двигая пешки и не производя захваты фигур.
Давайте посмотрим на некоторые основные правила соревнований с которыми вы столкнётесь.
Правило пятидесяти ходов
Любой из игроков может потребовать ничью, если пятьдесят ходов подряд сделаны без взятия или ходов пешками. Это означает 50 ходов для каждого игрока (всего 100). Каждый раз, когда идёт пешка или взята фигура, счётчик возвращается к нулю.
Игрок может потребовать ничью только в свой ход, либо после того, как противник только что сделал 100-й ход или до того, как игрок собирается сделать 100-й ход. Это правило обычно применяется только в конце игры, когда один из игроков пытается поставить мат одинокому королю своего оппонента.
Смотрите также: Правило пятидесяти ходов
Трёхкратное повторение
Любой из игроков может претендовать на ничью, если одна и та же позиция была достигнута три раза. Чтобы позиция была заявлена как «одинаковая», фигуры одного и того же типа должны находиться на одних и тех же полях с одинаковыми возможными ходами (включая рокировку и взятия на проходе). А также должен быть ход того же игрока. Позиция не должна повторяться три раза подряд, и она не должна возникать в результате повторения одних и тех же ходов.
Игрок может потребовать ничью только в свой ход и до того, как сделает ход. Ничья может быть заявлена для текущей позиции или для позиции, которая появится после предполагаемого хода.
Вечный шах
Другие правила шахмат
Правила расстановки шахматной доски
Доска размещается так, чтобы у обоих игроков было белое поле в правом углу. Ферзь стоит на поле своего цвета. Белый ферзь на белом поле, чёрный ферзь на чёрном поле.
Цвета
Игроки должны случайным образом решить, у кого будут белые и чёрные фигуры. Распространённый метод, известный как «пешечное угадывание», заключается в том, что один игрок прячет за спиной в каждой руке по пешке разного цвета. Оппонент выбирает руку и получает её цвет. Если играется более чем одна игра, цвет фигур меняются каждый раз.
Сдача партии
Игрок может сдаться в любой момент, сказав: «Я сдаюсь». На этом игра заканчивается, и противник побеждает.
Завершённый ход
Ход завершён и не может быть возвращён, если игрок отпускает фигуру.
Незаконные ходы
Если сделан неправильный ход, игрок должен вернуть его и вместо этого сделать разрешённый ход этой же фигурой, если у неё есть возможный ход. Если у неё нет возможного хода, то игрок делать ход любой другой фигурой.
Если замечено, что ранее в игре произошёл неправильный ход, игроки должны вернуться на позицию, где он произошёл, и продолжить игру оттуда. Если это невозможно или игроки не могут договориться о позиции, они должны вернуться к последней законной позиции, с которой они согласились, при необходимости следует начать игру заново.
Поведение
Игрокам не разрешается каким-либо образом отвлекать или раздражать соперника. Это включает в себя разговоры или неоднократные предложения ничьей.
Помощь
Игроки не могут обращаться к книгам, заметкам или компьютерам во время игры. А также они не могут получать советы от других людей, не зависимо от того просили они это или нет.
Правило тронул-ходи
Если игрок касается одной из своих фигур, он должен ей ходить. Если он касается одной из фигур соперника, он должен её забрать. Чтобы выровнять фигуры на своих полях без необходимости их перемещения, игрок должен сначала сказать: «Я поправляю».
Смотрите также: Правило тронул-ходи
Шахматные часы
Есть много специальных правил для игр, в которых используются шахматные часы. Некоторые правила применяются только к определённым временным рамкам (классика, рапид или блиц). Турнирные правила, касающиеся часов и ограничений по времени, сложны и часто меняются.
Здесь приведены лишь несколько основных правил:
Игрок проигрывает, если он не сделает необходимое количество ходов в отведённое время. Исключение составляют случаи, когда у оппонента остался только король. В этом случае игра заканчивается вничью. Игрок не может выиграть по времени, имея только короля.
Точное правило: Партия заканчивается вничью, когда у игрока заканчивается время, и противник не может поставить мат даже с помощью плохих ходов оппонента.
Правильный способ предложить ничью:
Игроки должны нажимать кнопку на часах той же рукой, которой они делают ход. Они не могут брать часы или сильно нажимать кнопку. Часы могут быть остановлены только в том случае, если судья отсутствует, и игрок собирается его найти.
Итоги
Изучение основных правил шахмат займёт у вас долгий путь. Правила игры в шахматы были созданы для обеспечения честной игры и спортивного духа.
Шахматы должны доставлять удовольствие обоим игрокам. Конечный результат — это не главное. Победите вы или проиграете – неважно, главное — быть хорошим спортсменом 🙂
Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому сочинению по третьему тематическому направлению «Преступление и наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
для подготовки к итоговому
сочинению по третьему
«Преступление и наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
ученика (цы) _____ класса_______
учитель русского языка и
Белая Лидия Николаевна
Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к итоговому сочинению по третьему тематическому направлению. Она содержит систематизированный теоретический материал (что включает в себя это направление, о чём можно будет писать, какие произведения литературы подойдут для аргументов, как построить сочинение, варианты вступления, заключения, основной части работы), тренировочные (составить вступление или заключение к одной из тем) и практические задания (написание самостоятельного сочинения на одну из выбранных тем).
Рабочая тетрадь будет полезна учащимся 11 класса общеобразовательных учреждений и поможет успешно подготовиться к итоговому сочинению.
ИТАК, третье тематическое направление «Преступление и наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Преступление можно рассмотреть как социальное явление, которое приводит общество к определенным последствиям, и как нравственное явление, за которое человек испытывает угрызения совести, стыдится и раскаивается. «Преступление» и «наказание» – понятия, которые находятся в тесной связи как с правовыми понятиями закона и ответственности, так и с нравственными понятиями вины, стыда, возмездия, совести и раскаяния.
Начнём с определения.
Как видим, слово «преступление» имеет два основных значения : нарушение закона и нарушение моральных устоев и правил.
Нарушение закона – это различные деяния, за которые следует наказание со стороны государства: убийства, грабежи, коррупция и многое другое.
Нарушение законов морали – это унижение других, потеря стыда и совести, предательство своих идеалов, безжалостное отношение к природе, животным, это любые поступки, которые не соответствуют моральным устоям и принципам, существующим в обществе.
КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ВЗЯТЬ?
1. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
4. Л.Н. Толстой, «Воскрение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
5. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
6. И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
7. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
8. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
10. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
12. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
14. И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения.
15. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
17. М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
18. А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
20. А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
21. А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
22. А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
23. М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
24. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
25. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.
Произведения, герои.
Преступление героев.
Наказание.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Алексей Иванович Швабрин.
· Нарушение офицерской присяги, переход на строну бунтовщиков.
· Жестокое отношение к Маше Мироновой, стремление насильно заставить её выйти замуж за него.
Н.В. Гоголь. «Портрет»
Художник Чартков
Измена идеалам молодости: имея талант художника, герой поддался соблазну получить лёгкие деньги, стал рисовать «на заказ».
Н.В. Гоголь. «Господа Головлёвы».
Порфирий Головлёв Иудушка.
Моральное опустошение, скупость, безжалостное отношение к родным, к своей матери, отсутствие каких-либо моральных принципов, эгоизм – в общем, жизнь не по совести.
Наказание героя – в одиночестве, в осознании ужаса своего поведения по отношению к матери, стремление вымолить у неё прощение, то есть запоздалое прозрение.
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души».
· Почти все герои повести совершают «преступление» — помещики – живут за счёт непосильного труда крестьян, чиновники – не выполняют свои должностные обязанности.
· Один из героев — Плюшкин. Деньги, желание обогащения стали главной целью героя. У него исчезли отцовские чувства. Он отвернулся ото всех близких.
Наказание Плюшкина – в одиночестве, в ужасном образе жизни, похожем на жизнь нищего, потеря человеческого образа. Страшно, что до Плюшкина ещё не дошло осознание ужаса его положения.
Н.В. Гоголь. «Ревизор».
Все чиновники комедии Н.В. Гоголя переступили черту дозволенного. Они безответственно относятся к своим служебным обязанностям, стремятся уйти от наказания, от проверки ревизора, используя свой способ — взятки. А ведь именно им доверена судьба горожан.
Наказание чиновников, на первый взгляд, произошло – они поняли, что ошиблись в Хлестакове, приняв его за ревизора, приехал настоящий ревизор. Но о чём свидетельствует немая цена в конце комедии? Автор словно намекает, что это своеобразная пауза перед дальнейшими действиями чиновников. Они смогут выйти из положения, только взятки будут значительно б о льшими. Наказание власть имущих произойдёт в недалёком будущем. В это верит писатель. Справедливость должна установиться в обществе.
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Преступление Р.Раскольникова.
· Убийство старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы.
· Поступок героя принёс горе матери и сестре героя.
· Наказание – арест, суд и каторга.
· Нравственные мучения героя: сознание того, что он не является сильной личностью, имеющей право на преступление; осознание ужаса содеянного.
Преступление Аркадия Ивановича Свидригайлова.
· Обвинение Дуняши в краже (а сначала домогательства её), а позже – шантаж Дуни.- На его совести самоубийство слуги, 14-летней девочки, возможно, отравление жены.
· развратный образ жить, шулерство.
Осознание ужаса своих поступков, нравственное прозрение, желание сделать хоть что-то хорошее в жизни (помощь детям Мармеладовых). Плачевный конец жизни – самоубийство.
Преступление Петра Петровича Лужина. Герой живёт не по совести. Он эгоистичен, главная его ценность в жизни – это деньги. Хочет жениться на Дуняше, понимая, что такая красивая жена будет способствовать его карьере. Ни о какой любви нет и речи. Он способен на подлость (подкладывает деньги в карман Сони. чтобы её обвинили в воровстве). Аморальный тип.
Наказание Лужина в том, что не осуществилось его желание жениться на Дуне, что его разоблачили с мнимым воровством Сони, презрение окружающих. Хотя на данном этапе жизни Лужин вряд ли расстроился из-за этих неудач. Он продолжит идти по пути накопительства, продолжит своё служение главному «кумиру» — деньгам.
Преступление старухи-процентщицы, Алёны Ивановны. Наживается за счёт несчастья других, даёт деньги под залог под огромные проценты. Жестока по отношению к сестре Лизавете, держит её как рабыню, даже позволяет себе бить сестру. Живёт не по законам нравственности.
А.М. Горький. «Старуха Изергиль». Легенда о Ларре.
Герой легенды – Ларра, сын девушки и орла. Он пренебрегает законами общества, не уважает старейших, эгоистичен. Он привык считать себя самым лучшим. Он убивает девушку за то, что она оттолкнула его.
Наказание Ларры – в его изгнании из общества, в вечной жизни, в которой нет покоя его душе.
В.В. Быков. «Сотников».
Преступление героя повести Рыбака — в его предательстве, переходе на службу к фашистам ради спасения своей жизни.
Наказание – в ненависти советских людей, в постоянных угрызениях совести, которые он будет испытывать до конца жизни, в невозможности что-то исправить.
В.Г. Распутин. «Живи и помни».
Герой повети Андрей Гуськов совершил и юридическое преступление (оставил часть, стал дезертиром) и моральное (сделал несчастными отца и мать, а также свою жену, стал причиной гибели её и ещё нерождённого ребёнка.
Наказание Гуськова – в его образе жизни, в постоянном страхе за жизнь, за неизвестность дальнейшей судьбы, за вечный страх. Человек должен жить и помнить, что отвечает за каждый свой поступок, за близких и родных людей.
В.П. Астафьев. «Царь-рыба».
Герой повести – Зиновий Игнатьевич Утробин (Игнатьич, как зовут его в селе).Он всю жизнь занимается браконьерством, нанося ущерб природе. Он зажиточен, его семья – одна из богатых в селе. Игнатьич держит себя немного выше остальных, имеет красивый дом, у него огромный счёт на книжке. Этим человеком движет жадность, а еще желание превзойти других хороших рыбаков, даже это стало причиной вражды его со своим братом. Кроме тог, есть ещё один грех в его жизни – когда-то он обидел девушку Глашу.
Наказание Игнатьича – в осознании ошибок, совершённых в жизни. Но ещё не всё потеряно, хочется верить, что после прощения со стороны Природы (рыба словно отпустила героя, дала шанс жить по законам совести), он изменится.
Рэй Бредбери. «И грянул гром».
Герой рассказа Экельс совершает «преступление» — он нечаянно убивает бабочку в прошлом, в которое он с другими попал на Машине времени. Этим он порвал естественную связь, которую установила природа. Итог – изменилась жизнь в его настоящем, к власти пришёл диктатор, другими стали и люди.
Наказание героя – в осознании ужаса своего поступка. Человек несёт ответственность за всё, что он делает, и результаты этой деятельности проявляются не только в настоящем, они могут повлиять и на жизнь в будущем.В итоге героя убивают: «И грянул гром…»
ПОДБОРКА ТЕМ К ТРЕТЬЕМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ
· Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
· Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
· Может ли преступление иметь законное основание?
· Можно ли оправдать преступление?
· Какое преступление никак нельзя оправдать?
· Достоин ли преступник сочувствия?
· Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
· Месть — это преступление или восстановление справедливости?
· Может ли преступление быть справедливым?
· Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления
· открывают путь другим»?
· Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
· Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
· Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
· Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
· Почему люди совершают преступления?
· Какие преступления нельзя простить?
· Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
· Почему люди становятся преступниками?
· Что мешает человеку преступить закон?
· Какое наказание для преступника является самым страшным?
· Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
· Можно ли оправдать убийство человека?
· Жестокость по отношению к животным — это преступление?
· Может ли преступник исправиться?
· Как бороться с преступностью в обществе?
· Какие преступления нельзя прощать?
· Может ли справедливость быть жестокой?
· Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
· Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
· Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
· Чувство вины — это хорошо или плохо?
· Что толкает людей на преступления?
Предлагаем несколько вариантов фраз-эпиграфов (но в основной части приводить эти цитаты, разумеется, тоже можно:
• Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. (Евангелие от Марка)
• Гораздо легче погасить в себе свет, чем рассеять тьму вокруг.
• Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей! (Ф. И. Тютчев)
• Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? (М. А. Булгаков)
• На свете можно ли безгрешного найти? (Омар Хайям)
• Мы живем, умереть не готовясь, забываем поэтому стыд, но мадонной невидимой совесть на любых перекрестках стоит. (Е. А. Евтушенко)
• Какие б ни грозили горести
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью
Ни днем, ни ночью, никогда! (Э. А. Асадов)
• Я всё простил, что испытал когда-то,
И ты прости, — взаимная расплата! (У. Шекспир)
ТЕМЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ, МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 ТИПА:
1. ТЕМА-ВОПРОС — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что. », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли. » и т. д.,
2. ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ (В Т.Ч. ЦИТАТА) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
3. ТЕМА — НАЗЫВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
III. Заключение (60-70 слов)
I. ВСТУПЛЕНИЕ РАСКРЫВАЕТ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ, ВВОДИТ В КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРОБЛЕМ.
Вступление состоит из 3 элементов:
а) объяснение ключевых слов темы или цитаты;
б) общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;
в) ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Историческое ( предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических и культурных особенностей того времени).
Биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме).
Аналитическое (размышление над центральным понятием, входящим в формулировку темы сочинения).
Согласно толковому словарю, преступление – это общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности, недопустимый, непозволительный поступок. Может ли преступление иметь законное основание?
Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик породили преступление Родиона Раскольникова. Он доказывает и отстаивает права «высших» людей на преступление, на отрицание ими законов, если преступления совершаются во имя великой идеи, «спасительной для человечества».
Цитатное (содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения)
«Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека»,- писал философ И.Бердяев. Ф.М.Достоевского волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного общества.
( заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения)
Роман ФМ Достоевского «Преступление и наказание» заинтересовал меня не только с точки зрения читателя, увлекшегося весьма необычной историей преступления, но и с точки зрения психологии. Ведь «Преступление и наказание» – произведение, исследующее психологическое состояние человека до, в момент и после преступления. Почему человек способен совершить столь безнравственный поступок? Быть может, он сумасшедший, опасный для общества? Но разве действия Раскольникова не были мотивированны стремлением к всеобщему счастью, к материальному благосостоянию семьи, к самоутверждению и самопознанию?
4. «. »- в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВСТУПЛЕНИЮ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
Задание №1. Составьте аналитическое вступление на одну из тем
· Можно ли оправдать преступление?
· Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
Задание №2. Составьте цитатное вступление на одну из тем
· Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления
открывают путь другим»?
· Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
Задание №3. Составьте личностное вступление на одну из тем
· Какие преступления нельзя простить?
· Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАСКРЫВАЕТ ИДЕЮ СОЧИНЕНИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ВОПРОСЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СИСТЕМУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВЫДВИНУТЫХ ПОЛОЖЕНИЙ.
Основная часть = Тезис + Аргументы
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни.
АРГУМЕНТ НУЖНО:
АРГУМЕНТ СОСТОИТ ИЗ 3 ЭЛЕМЕНТОВ:
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу. » и т. п.
Задание №4. Представьте систему доказательств к сочинению на тему
· Какие преступления нельзя простить?
Задание №5. Представьте систему доказательств к сочинению на тему
· Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления
открывают путь другим»?
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОДВОДИТ ИТОГИ, СОДЕРЖИТ КОНЕЧНЫЕ ВЫВОДЫ И ОЦЕНКИ.
Заключение должно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО:
Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:
§ ВЫВОД.
Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
ВАРИАНТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.
Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.
Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».
Задание №6. Составьте заключение вывод на тему
· Месть — это преступление или восстановление справедливости?
Задание №7. Составьте заключение выражение надежды на тему
· Может ли преступник исправиться?
Задание №8. Составьте заключение оригинальное ( зарисовка, которая возвращает к вступлению) на тему
· Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
Задание №9. Составьте заключение оригинальное ( цитата) на тему
· Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ
ПЕРЕХОД К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ.
1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.
4. Обратимся к произведениям художественной литературы
5. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
ОБРАЩЕНИЕ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ.
1. Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме.
2. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе. (автор, название).
3. Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении. (автор, название).
5. Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении. (автор, название).
6. Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе. (автор, название).
7. Вспомним героя повести. (автор, название).
8. Обратимся к роману. (автор, название).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЛИ ЕГО ФРАГМЕНТА.
1. Автор повествует о.
3. Автор подчеркивает.
5. Писатель размышляет о.
6. Писатель обращает наше внимание на.
7. Он ставит нам в пример.
9. Он акцентирует внимание читателя на.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Промежуточный вывод
1. Писатель считает, что.
2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод.
2. Невольно напрашивается вывод.
3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что.
4. Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что. 5.
6. Заканчивая рассуждение на тему «. », нельзя не сказать, что люди должны.
8. В заключение хочется выразить надежду на то, что.
9. Итак, можно сделать вывод, что.
11. К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «. »? Думаю, надо.
АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «Преступление и наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
1. Как бороться с преступностью? Зачастую главной причиной преступления является безвыходное положение человека. Загнанный в угол, он готов на все, чтобы вырваться из нищеты, угнетения или иной западни. Поэтому каждому человеку, оказавшемуся в трудном положении, необходима моральная и материальная поддержка. Так, сострадание и милосердие доктора Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» спасли жизнь семьи Мерцаловых и предотвратили преступление главного героя против себя самого и своих близких. Глава семьи находился в таком состоянии, что собрался вешаться: дочка серьезно болела, с работы выгнали, семья голодает. От отчаяния он рассказал о своей беде случайному прохожему, который и оказался доктором. Пирогов сразу послал старших детей за едой и дровами, осмотрел больную, выписал бесплатный рецепт, оставил денег. Он стал для Мерцаловых настоящим ангелом, ведь после его посещения их жизнь постепенно стала улучшаться. Пирогов проявил сострадание — отложил свои планы и пожертвовал деньгами, чтобы бескорыстно помочь другим. Милосердие героя вызывает уважение у читателей, ведь один такой поступок спас несколько человек и предотвратил самоубийство одного из них. Именно поддержка общества может переубедить преступника и направить его на путь истинный.
2.Достоин ли преступник сочувствия?
Нередко мы слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою жертву и не раскаялись в содеянном. Вот жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы
А. Н. Островского «Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее
жизнь неплоха: поклонники, интересные знакомства, скорая свадьба.
Однако на самом деле мать практически продает девушку каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка
влюбилась в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив пренебрежения. Все перечисленные мужчины являются преступниками, ведь своими действиями или бездействием вовлекают беззащитную девушку в проституцию и доводят ее до трагической гибели. Однако никто из них не признает своей вины, никто не видит в унижении женщины ничего преступного. Поэтому сочувствия герои не вызывают, они же его не проявили.
3.Какие поступки вызывают у человека чувство вины?
Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь. Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе. Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором прогнали. С той поры жизнь Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла и лишь рыдала на могиле.
4.Можно ли оправдать преступление?
Когда человека к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать. Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу. Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное, отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с чистого листа.
5.Нужно ли прощать преступление?
Порой люди оказываются в таких условиях, когда преступление является единственным выходом из тупика и возможностью хоть как-то свести концы с концами. В этом случае их можно и понять и простить, ведь не они виноваты в безнадежности и безвыходности обстоятельств. Но Алексей Иванов, герой рассказа А. П. Платонова «Возвращение», принял это далеко не сразу. Он вернулся с фронта домой, пережил ужас войны. Но семья героя, жена Любовь, дети Петруша и Настя, также были в сложнейших обстоятельствах. Любовь работала не покладая рук, чинила соседям обувь, чтобы получить каких-нибудь продуктов и накормить детей. Женщина заслужила сострадание и милосердие. Она изменила мужу, когда уже «ее душа умирала». И хоть сам Иванов изменил, он собрался уходить, не мог простить измену. Но вовремя одумался, остановило его сострадание к детям, которые побежали его останавливать. Алексей понял, что хотя бы ради них нужно попытаться построить новую жизнь и простить то, что даже преступлением назвать нельзя. Он не имел морального права покидать семью в такое сложное время.
6.Самый жестокий обвинитель — это совесть: так ли это?
7.Какое преступление никак нельзя оправдать?
8.Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
9.Месть — это преступление или восстановление справедливости?
Очень часто люди думают, что месть обидчику решит все проблемы и восстановит справедливость, но это не так. Л.Н. Толстой романе-эпопее «Война и мир» доказал это. Андрей Болконский был обманут невестой: она не дождалась его и едва не убежала с другим мужчиной из дома. Герой не смог простить ни Наташу, ни ее соблазнителя. Он решил отомстить Анатолю. Болконский искал его везде, но начавшаяся война отвлекла его от поисков и заставила заняться более полезными делами. Однако эта мысль о мести сжимала душу героя и не давала ему вернуть радость жизни. Он жил этой идеей. Но на Бородинском поле судьба сама свела счеты: Анатоль потерял ногу, а Андрей получил серьезное ранение. И в госпитале Болконский смог простить Курагина. Увидев его мучения, он вдруг осознал, что не может испытывать злость к этому человеку. Пережитое испытание помогло князю простить и свою невесту. Он убедился, что месть не восстанавливает справедливость, а преумножает горе. Только прощение помогает человеку забыть обиду и жить дальше.
10.Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
11.Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
12.Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
Н.В. Гоголь в повести «Шинель» подтвердил это. Улицы Петербурга кишели преступниками, потому что они были уверены в своей безнаказанности. «Значительные лица» столицы халатно относились к своим обязанностям и смотрели на зло сквозь пальцы. Поэтому когда Акакия Акакиевича ограбили на улице, а он не смог найти справедливости и защиты. Кража шинели ночью ни у кого не вызывала удивления, правоохранители лишь пожимали плечами: ничего не поделаешь. «Значительное лицо» и вовсе выгнало просителя вон, чтобы порисоваться перед приятелем. Поэтому можно смело сказать, что именно генерал поощряет грабителей. Он тоже оказывается на месте жертвы в финале. А как иначе? Поддерживая преступников, мы сами становимся потерпевшими рано или поздно.
13.Почему люди совершают преступления?
В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» показал мотивы преступления ребенка. Валек воровал еду, но только потому, что был голоден, как и его умирающая от болезни сестра. Мальчик понимает, что воровать — это плохо, но что ему остается делать? Родителей у него нет, родственников — тоже, а обыватели городка считают его бродягой и сторонятся вместо того, чтобы помочь. В те времена дети не могли рассчитывать даже на отправку в приют. Валек оказывается совершенно один наедине с миром, который безразличен к его горю. Поэтому он превращается в малолетнего преступника только из-за голода и холода.
14.Какие преступления нельзя простить?
15.Что мешает человеку преступить закон?
Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал, что больше всего преступник боится огласки. Так, Чичиков скупает крестьян на бумаге, пока о его делах в городе почти никто не знает. Помещики не говорят о сделке, дабы сбросить налоговое бремя тихо и без последствий. А сам Чичиков упивается всеобщим уважением и своей безнаказанностью. Его повсюду приглашают и принимают, как равного члена высшего общества. Пока никто не догадывается об афере, Павлу Ивановичу нечего опасаться. Преступление любит тень. Но как только в обществе становится известно об его махинациях с покупкой мертвых душ, Чичиков сворачивает свою аферу и спасается бегством. Ему стыдно и неприятно находиться среди людей, которые его осуждают. Всеобщее порицание и мешает человеку преступить закон. Поэтому все маргиналы скрывают свой образ жизни и свои деяния. Как только другие узнают об этом, продолжать противоправные действия уже невозможно, ведь человеку стыдно за себя и страшно оказаться в изоляции.
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ.
Почему люди совершают преступления?
Связь ответственности и свободы нельзя отрицать, нельзя её забывать. Во все времена литераторы, общественные деятели, просветители обращали внимание людей на эту проблему, говоря, что неизбежно за выбором следует обязанность вынести бремя ответственности за него.
1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
Напишите сочинение, выбрав одну из тем третьего тематического направления.