Как простакова относится к воспитанию своего сына в чем она искренне убеждена

Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.

Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.

В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог. избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.

Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».

Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.

Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.

Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.

На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «. чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).

Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.

Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.

Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.

Источник

Воспитание Простаковой своего сына Митрофана по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Еще дальше пошел Митрофан. Он льстит матери, понимая, что она настоящая хозяйка в доме. Поэтому жалеет ее, ведь она устала, колотя батюшку. Простакова же настолько слепо любит своего сына, что не видит, в кого он превращается.

Она считает, что его счастье могут составить только богатство и праздность, поэтому и старается женить Митрофана на Софье, узнав, что она богатая наследница.

Простакова думает, что ее сын очень умен, и он сможет многого добиться в своей жизни, однако она забывает мудрые слова народа: “Что посеешь, то и пожнешь”.

Даже прослужившая в ее доме верой и правдой всю жизнь Еремеевна, ничего не заслужила, помимо зуботычин.

Когда к Митрофану приходят учителя, он недовольно ворчит, Цыфиркина он обзывает “гарнизонной крысой”, а после неудачного похищения Софьи Митрофан собирается выпороть слуг.

Таким образом, Простакова своего сына воспитала так, как могла, по своему подобию. Что из этого получилось? Ничего путного.

В самый сложный момент ее жизни, когда ей нужна была поддержка сына, Простакова бросается к нему в отчаянии, но встречает

Митрофанушка является недорослем в первую очередь не по возрасту, а потому, что он полнейший невежда, который не имеет абсолютно никаких знаний ни в арифметике, ни в географии, он даже неспособен отличить прилагательное от существительного. Митрофан к тому же – недоросль в моральном плане, поскольку его не научили уважать достоинство окружающих его людей. Недоросль он и в гражданском смысле, ведь он не понимает своих прямых обязанностей перед государством.

Скотининым-Простаковым вообще чуждо гражданское чувство, они даже не приемлют мысли о том, что могут “быть полезны своим согражданам”.

Митрофан не стремится ни к учению, ни к государственной службе, его устраивает положение “недоросля”. Его настроение полностью разделяет его мать. Она рада тому, что ее сын числится в недорослях, можно его понежить, он еще натерпится, когда “лет через десяток” выйдет на службу.

Таких Митрофанов много. Об этом даже Вральман сказал: “…таких на сфете миллионы”. По словам Стародума, это “несчастные следствия дурного воспитания”.

Мы живем в другое время, но и сегодня, как во времена Фонвизина, человек воспитывается в семье. Вместе с генами дети воспринимают от родителей привычки, идеалы, образ мыслей и жизни. Причем, абсолютно истинна оказывается поговорка: яблоко от яблони недалеко падает.

Related posts:

Источник

Воспитание Простаковой своего сына Митрофана по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)

Еще дальше пошел Митрофан. Он льстит матери, понимая, что она настоящая хозяйка в доме. Поэтому жалеет ее, ведь она устала, колотя батюшку. Простакова же настолько слепо любит своего сына, что не видит, в кого он превращается. Она считает, что его счастье могут составить только богатство и праздность, поэтому и старается женить Митрофана на Софье, узнав, что она богатая наследница.

Простакова думает, что ее сын очень умен, и он сможет многого добиться в своей жизни, однако она забывает мудрые слова народа: «Что посеешь, то и пожнешь». Но как она могла знать народную мудрость, ведь для нее народ был хуже скотины. Даже прослужившая в ее доме верой и правдой всю жизнь Еремеевна, ничего не заслужила, помимо зуботычин.

Когда к Митрофану приходят учителя, он недовольно ворчит, Цыфиркина он обзывает «гарнизонной крысой», а после неудачного похищения Софьи Митрофан собирается выпороть слуг.

Таким образом, Простакова своего сына воспитала так, как могла, по своему подобию. Что из этого получилось? Ничего путного. В самый сложный момент ее жизни, когда ей нужна была поддержка сына, Простакова бросается к нему в отчаянии, но встречает черствый и грубый ответ: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» В этом проявляется «злонравие» Митрофана как следствие воспитания на примере дурных качеств родителей.

Митрофанушка является недорослем в первую очередь не по возрасту, а потому, что он полнейший невежда, который не имеет абсолютно никаких знаний ни в арифметике, ни в географии, он даже неспособен отличить прилагательное от существительного. Митрофан к тому же – недоросль в моральном плане, поскольку его не научили уважать достоинство окружающих его людей. Недоросль он и в гражданском смысле, ведь он не понимает своих прямых обязанностей перед государством. Скотининым-Простаковым вообще чуждо гражданское чувство, они даже не приемлют мысли о том, что могут «быть полезны своим согражданам».

Митрофан не стремится ни к учению, ни к государственной службе, его устраивает положение «недоросля». Его настроение полностью разделяет его мать. Она рада тому, что ее сын числится в недорослях, можно его понежить, он еще натерпится, когда «лет через десяток» выйдет на службу.

Таких Митрофанов много. Об этом даже Вральман сказал: «…таких на сфете миллионы». По словам Стародума, это «несчастные следствия дурного воспитания».

Мы живем в другое время, но и сегодня, как во времена Фонвизина, человек воспитывается в семье. Вместе с генами дети воспринимают от родителей привычки, идеалы, образ мыслей и жизни. Причем, абсолютно истинна оказывается поговорка: яблоко от яблони недалеко падает.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Тема воспитания в комедии Недоросль Фонвизина (проблемы воспитания и образования)

Название комедии «Недоросль» указывает на то, что тема воспитания в этом произведении является основной. Петр Первый в 1714 году издал указ, по которому дворяне без образования не могли ни работать, ни заключать брак. Слово «недоросль» стало нарицательным для ленивых и не хотящих получать знания людей. Фонвизин критиковал существующую систему образования и считал, что она требует реформ.

Госпожа и Господин Простаковы искренне любят Митрофана, желают ему только лучшего, но из-за отсутствия хорошего образования не могут отличить хороших преподавателей и плохих. Ведь Вральман (бывший конюх), а Кутейкин (не окончивший семинарию) не были профессиональными учителями. А Митрофан понимая, как его любят родители, использовал их доброту, чтобы лениться.

Фонвизин в своём произведении размышлял о кризисе воспитания в России. Чтобы ребёнок был воспитан, то у него должны быть хорошая семья. Какую семью можно назвать хорошей? В той, которой супруги уважают друг друга, помогают нуждающимся и добиваются успеха только честным путём. Эти мысли можно найти в диалоге Софьи и Стародума.

Таким образом, подобные «митрофаны» появляются из-за отсутствия образованности, культурности и от чрезмерной родительской опеки.

Вопросы о проблемах воспитания и образования – это главные составляющие элементы комедии. Их до сих пор можно считать актуальными, ведь, сколько существует человечество, столько и глупость. Даже сейчас, когда общество достигло технического прогресса, нас окружают много необразованных людей.

Сочинение 3

Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.

Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.

Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться». Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя. Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.

Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».

Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их. Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим. Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.

Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.

Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.

По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.

Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.

Актуальность темы

Вопрос воспитания является главной мыслью великой пьесы. В ней ярко показан низкий уровень образования и общей культуры большинства представителей дворянского сословия того времени. Так жили их предки, и они считали это вполне нормальным. И старались воспитывать своих детей подобным образом, не желая стремиться к чему-либо, учиться, развиваться. Для них имели значение:

Как простакова относится к воспитанию своего сына в чем она искренне убеждена. Смотреть фото Как простакова относится к воспитанию своего сына в чем она искренне убеждена. Смотреть картинку Как простакова относится к воспитанию своего сына в чем она искренне убеждена. Картинка про Как простакова относится к воспитанию своего сына в чем она искренне убеждена. Фото Как простакова относится к воспитанию своего сына в чем она искренне убеждена

Однако указ Петра Великого об обязательном образовании для дворянских детей не оставлял им выбора. Чтобы иметь возможность получить хорошие должности, а также вступать в брак, все они обязаны были учиться.

Но многовековая традиция растить своих чад в праздности, лени, нежелании доставлять себе даже самые незначительные хлопоты мешала им понять ценность просвещения и знаний. Зачем нужно что-то изучать, если есть хлеб насущный, богатый дом, крестьяне, которые трудятся день и ночь, обеспечивая своим господам роскошное существование. Скучные науки — это совершенно ненужные усилия, ведь так приятно ничего не делать, не беспокоить себя ничем!

Сам Фонвизин, человек просвещённый, образованный, поездивший по миру и знающий, как развивается общество в европейских странах, болезненно переживал такое положение в родном государстве. Он посещал знаменитые музеи, галереи, видел великие произведения искусства, читал литературные издания.

Ему претила грубость, невежество и закостенелость большинства представителей русского «высшего общества», которые вели совершенно бесполезное существование, не интересуясь ничем новым и не желая мучить себя и своих детей ненужными, по их мнению, уроками. И он очень хотел изменить такое положение дел. Фонвизин понимал, что решить вечный вопрос воспитания можно только через просвещение и культуру.

Образование и воспитание в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович – известный в своё время писатель, которого многие люди читают и до сих пор. Его комедия «Недоросль» — то, что невозможно «перерасти». Проблемы, затронутые в ней, были, будут и есть сейчас. Одна из главных тем этого произведения – тема воспитания и образования и того, как они влияют на человека.

Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни. Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану. Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.

В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.

Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился. К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку. Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.

Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.

Образование и воспитания, по мнению Фонвизина, — два важнейших столпа, на которых стоит сформированный человек, личность. Проблемы воспитания и образования писатель вывел на примере двух противоположностей – двух семей, которые имели совершенно разные точки зрения. Денис Иванович показал, что хорошие воспитание и образование приведёт к счастью и хорошей жизни, а дурные – лишь к проблемам и краху всего, как в случае с Простаковой.

Замысел автора

«Недоросль» — вершина творчества великого русского драматурга. Эта пьеса так жёлчно и колко высмеяла необразованность и бескультурье, что вызвала недовольство императрицы Екатерины II.

Фонвизин показал в своей комедии типичную семью провинциальных помещиков, которые всеми силами держались за прежние устои. Им не хотелось расставаться с образом жизни, который позволял делать в своём имении всё, что вздумается, без малейших сомнений. Они считали себя вправе издеваться над слугами и крепостными крестьянами, если им будет так угодно. Именно это, по их мнению, и есть правильный образ жизни.

Автор красочно, хотя и несколько преувеличенно изобразил в своём гениальном сочинении всю глупость и никчёмность этих людей. Такие персонажи, как чета Простаковых и Скотинин — яркие представители «высшего света» той эпохи. Непросвещённость, грубость, отсталость сочетаются в них с непомерным самомнением и ощущением неограниченной власти в своём небольшом мирке. Им присущи также:

Всё это вызывало у Фонвизина настоящее отвращение. Бездуховность, ограниченность, лень, грубость, по мнению драматурга, следовало уничтожить. И заставить молодёжь учиться в обязательном порядке, а не для виду, чтобы лишь подчиниться «государеву указу». Он достиг своей цели: читая сочинение, можно проследить, как в комедии «Недоросль» раскрывается тема воспитания молодого поколения.

Вариант 2

Теме воспитания в этом произведении отведена большая роль. На самом деле, всё крутится вокруг темы обучения Митрофанушки, его учителей, принципов его родителей и остальных.

Его мама и папа практически гордятся тем, что их ничему не учили. Они считают, что богатство нажить можно и без лишних знаний. Они даже не понимают, когда приехавший дядя спрашивает их об истории и географии. Первый предмет они воспринимают, как рассказывание анекдотов, а второй… Он нужен, по их мнению, только извозчикам. И всё-таки они хотят обучить сына чтению и арифметике. (Даже мамаша, судя по всему, читать не умеет. Однако она ловко скрывает это.)

Нанятые учителя ходят годами к ученику, но он совсем не старается. Ему совсем не интересно учиться. Сами учителя эти – забавные персонажи. Арифметику преподает бывший солдат Кутейкин, который не смог найти другой работы. Он искренне считает, что не заслуживает денег за такие низкие результаты своего ученика. Второй – бывший семинарист Цыфиркин, который испугался «бездны мудрости», он жаден, считает, сколько ему не заплатили. И самый главный учитель – Вральман Адам, немец, который на самом деле кучер. Но он мастер рассказывать истории, делать комплименты, шутить, поэтому его в семье очень любят.

Дядя-миллионер (Стародуб) тоже, хотя человек образованный, говорит, что не нужно чужими мыслями набивать голову. Но просто он за то, чтобы развивать душу и сердце. Он верит, что каждый может быть добрым и смелым. Отвага может проявляться не только на фронте, но на службе, в обычной жизни.

В общем, Митрофанушку учат кое-чему, но очень плохо. На самом деле, и учителя не самые лучшие, а уж ученик – самый ленивый. А о воспитании речи не идёт – никакого хорошего примера парню не подают, над добротой смеются. Его не одергиваю, когда он врет и грубит. Митрофан учится только подлизываться и обманывать. Пусть бы и был неучем, но хотя бы добрым, а тут он агрессивный.

В финале даже мамочка разочаровывается в воспитании своего сына, она видит, что он нехороший человек. Думаю, что у него ещё есть шанс исправиться.

Что волновало Фонвизина

Большинство исследователей, рассматривая комедию «Недоросль», утверждают, что основной конфликт в данном случае строится на любовной линии, а проблематика носит в основном социальный характер. При этом активно подмечается наличие темы классового неравенства, стремления к социальному благоустройству. Конечно, в такого рода утверждениях есть определенная доля истины, однако проблематика данного произведения куда более глубока.

Просто невозможно не заметить тему воспитания, на которой Фонвизин акцентировал внимание читателя. Именно передачу опыта последующим поколениям, формирование в них человечности автор преследовал, создавая своих персонажей. Обращая читательское внимание на воспитание, Фонвизин «Недоросль» писал с особым старанием, филигранно прорабатывая каждое слово, каждое действие своих персонажей.

Дворянское «гнездо»

Семья Простаковых, описанная Фонвизиным, является образцом темноты и невежества. Грубость нравов, царящая в ней, есть следствие многовековой системы жизненного устройства российского общества.

Образы родителей Митрофана, как и его дядюшки Скотинина, отвратительны. С самого начала пьесы все они производят отталкивающее впечатление. Мать и отец этого недоросля как бы поменялись ролями: забитый и бесправный папаша, не имеющий своего голоса, и властная мамаша, давно загнавшая его под каблук, впрочем, как и всех остальных окружающих.

Единственный человек, к которому она испытывает добрые чувства — сыночек-баловень. Хозяин дома, господин Простаков — настоящая тряпка, который боится в чём-либо возразить супруге. Муж полностью находится во власти своей жены, которая не считается с ним, оскорбляет и даже бьёт.

Самодурство злобной и жестокой женщины не знает границ. Она ощущает себя полновластной хозяйкой, которой дозволено всё, что захочется. Даже если её действия абсурдны. Когда крепостной Тришка сшил кафтан молодому барчуку, госпожа осталась недовольна, хотя придраться было не к чему, слуга добросовестно выполнил работу. Однако она всё же решила наказать его. За что? А просто потому, что ей так вздумалось. Такие нравы вполне типичны для дворянской среды тех времён.

Не менее жестоко Простакова обходилась и с кормилицей своего сына Еремеевной, которая ухаживала за ним с самого рождения и искренне любила его. Госпожа не только постоянно оскорбляла старуху, но и не скупилась на пощёчины. А та привыкла к подобному обхождению и даже не пыталась протестовать.

Эта деспотичная помещица давно разорила своих крестьян, отобрав у них всё до последнего. И теперь искала новые возможности наживы. Ради этого она решила женить своего отпрыска на молодой богатой наследнице Софье. Узнав, что девушка собирается выйти замуж за другого, она пытается похитить её и силой обвенчать со своим дитятей.

Воспитание молодого бездельника

Не придавая никакого значения образованию сына, мать всё же вынуждена была нанять преподавателей, повинуясь царскому указу. Это единственная причина, почему Простакова отдает своего сына учиться. Но сам образовательный процесс был лишь показухой. Она мешала урокам, не желая «мучить» своё любимое чадо, опасаясь, как бы её сыночек не переутомился. Да и учителя, нанятые ею, были вовсе не из лучших, так как скупая помещица не хотела «попусту» тратить деньги. Но ей нужно было, чтобы окружающие знали о том, что её отпрыск «учится наукам».

Эта женщина никогда не задумывалась о том, чтобы внушить сыну понятие о чести, достоинстве, благородстве. Ей самой абсолютно чужды такие черты. Для неё главное — материальный достаток, и неважно, как его достигнуть. Она готова угодничать перед богатыми, если ей это выгодно.

Стоит ли удивляться тому, что выросло из этого юноши, и могло ли быть иначе? Сомнительно. Таким, каков он стал, его сделали крайняя степень избалованности и пример поведения родителей, точнее, жестокой и злобной матери, который был перед ним с самого рождения.

Положительные персонажи

Образы Стародума, его племянницы Софьи, чиновника Правдина и молодого офицера Милона представлены в комедии противоположностью семье Простаковых. Эти люди обладают внутренним благородством, которое ценят неизмеримо выше материального богатства.

Стародум оставляет военную службу и уходит в отставку, так как ему противно было наблюдать продвижение знатных бездельников, получавших чины и награды не за заслуги, а по происхождению. Он решает сделать своей наследницей племянницу Софью.

Наставляя девушку, внушает ей, что «…душевного почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». То есть личные достоинства человека гораздо важнее богатства. Софья с благодарностью внимает поучениям дяди. Эта честная, скромная и порядочная девушка полностью разделяет его взгляды.

В конце произведения Правдин огорошил Простаковых, заявив, что «берёт под опеку» их имение, чтобы остановить помещичий произвол. Хозяйка приходит в ужас, так как понимает, что потеряла свою власть. Однако ничего поделать она не может. И не менее тяжким ударом становится предательство любимого сына, который отворачивается от неё. Но в том, какой чёрной неблагодарностью он отплатил ей, виновата лишь она сама. Но и сынок тоже получил своё — его отправили на службу, и привольной праздной жизни пришёл конец.

Фонвизину удалось наглядно показать читателям важность правильного воспитания молодёжи. С раннего детства необходимо внушить нравственные ценности, тягу к знаниям, уважение к окружающим, любовь и почтение к близким. Только так можно вырастить духовно здорового и развитого человека. Проблемы воспитания, представленные в произведении, написанном в XVIII веке, актуальны и сегодня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *