Как протестировать что угодно

Тестовое задание QA

Некоторое время назад я проходил собеседование на позицию QA инженера в одной известной российской IT-компании. Мне была предложена задача, свое решение которой с позволения компании я опубликовал в своем блоге. Пост оказался очень популярным, за короткое время набрав несколько тысяч просмотров, и мне показалась светлой мысль продублировать его на Хабре. По правилам Хабра текст публикуется без смайликов.

Итак, задача звучала следующим образом: необходимо описать шаги для всестороннего тестирования простого карандаша с резинкой на одном из концов.

Решение — под катом.

Поскольку карандаши — вообще замечательнейшая и любимая тема, я получил несказанное удовольствие от этого задания. В процессе размышления и поиска информации открыто много нового и интересного, о чем раньше я и не подозревал…

Итак, имеем карандаш:

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

По условию задачи, поскольку никаких дополнительных условий не задано, поэтому полагаем, что:

1. Карандаш не механический, а именно простой — деревянный или пластиковый. Про цвет ничего не сказано — т.о. карандаш может быть цветным. По-сути, данное условие говорит только о том, что данный карандаш более пригоден для рисования, чем для простых записей и черчения; конечно, не факт, но положим данное условие несущественным — намеренно не будем рассматривать тестирование карандашей разных цветов. При желании рассмотрим этот вопрос отдельно.
2. Изначально неизвестно, заточил ли производитель карандаш на фабрике или нет — рассмотрим оба случая.
3. Резинка несъемная и расположена на противоположном конце карандаша.
4. Если предположить, что у нас в наличии имеется только один экземпляр карандаша, то тестирование можно провести не по всем пунктам — функционал тестирования заметно сузится, т.к. карандаш, увы, ресурс не восстанавливаемый — его нужно точить, им надо писать, а также делать с ним разные другие интересные вещи.
5. Ничего не сказано про упаковку, производителя и параметры карандаша. Предполагаем, что мы их все-таки имеем/знаем/видим. При обратном функционал тестирования будет несколько меньше.

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

Общие критерии оценки тестов:

Основными критериями оценки будем считать выполнение / невыполнение условий указанных тестов. В случае если тест выполняется, можно оценить результат по неким заранее заданным правилам (например, по десятибалльной шкале, 0 — ужасно, 10 — превосходно; а в целом критерий оценки может быть задан как угодно). Некоторые параметры дополнительно попытаемся представить в числовом выражении. На основе полученных данных можно создавать сводные характеристики различных моделей карандашей.

Основные Test Cases для тестирования карандаша будут выглядеть примерно так.

Начальные свойства «из коробки» или «беглый осмотр» (primary testing):

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

— Какая форма стержня: круглый, шестиугольный, треугольный, овальный с широким грифелем? На практике карандаши с круглым стержнем больше подходят для рисования, шестиугольные — для письма и черчения (при рисовании рука меньше устает при круглой форме, при письме и черчении — при шестиугольной). Карандаши с треугольным стволом удобны для детей и людей с ограниченными возможностями — в случае когда рука плохо держит карандаш.
— Стержень из древесины или из пластика?
— Есть ли на карандаше лаковое покрытие?
— Обращаем внимание на коробку и упаковку, а также маркировку на них: производитель и все параметры карандаша.

Качество изделия (quality estimation):

— На карандаше нет заусениц, неровностей, потеков от лака, прочих неопрятностей и заводских браков.
— Маркировка (если она есть) нанесена качественно, надписи не расплываются и четко читаются.
— Держатель резинки ровный, не цепляется за одежду и кожу.

Удобство использования (usability testing):

— Карандаш удобно держать в руке. При работе он не выскальзывает и не выпадает.
— Есть ли на карандаше «зона захвата» (gripp zone) — специальные шашечки из краски, не позволяющие карандашу скользить в руке ( 2001, Faber Castell). См. предыдущий пункт.
— Для слабовидящих: актуально использование карандашей с шестигранным или треугольным стволом. Карандаш с круглым стволом, укатившийся под стол, часто представляет для слабовидящего человека серьезную проблему.

Использование (functional testing):

Порисуем на бумаге.

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

— Убеждаемся, что карандаш вообще рисует.
— Убеждаемся, что цвет текста / качество рисунка / чертежа соответствует твердости карандаша (насыщенный, бледный, ретушь, etc…

— Проверим поведение карандаша при сильном надавливании грифелем карандаша на бумагу. Убедиться, что карандаш не сломается.
— Потянем за грифель карандаша. Он не должен выходить из ствола.
— Постучим карандашом по столу несколько раз. Грифель не должен раскрошиться или сломаться, вывалиться из ствола, расколоться.

Используем резинку на карандаше.

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

— Насколько резинка на конце карандаша вообще имеет смысл — она больше в работе или же больше мешает?
— Резинка стирает записи/рисунки, не размазывает и не «грязнит».
— Резинка со временем не «дубеет» и продолжает исполнять свои функции.
— После использования резинка не отстает от карандаша, не отслаивается и не выпадает; держатель не гнется и не оставляет следов и царапин на бумаге и руках.
— Карандаш пишет на тех местах, на которых были стерты записи резинкой.

— То же самое проделаем с резинкой, взятой не от карандаша.

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

— Теперь будем чертить, а затем писать карандашом: все те же действия, но в немного других исходных условиях (до этого мы рисовали). Разные карандаши предназначены для различных целей: школьные, канцелярские, чертежные, рисовальные (в мире выпускается более 370 (!) разных типов и видов карандашей, так что простор для фантазии весьма богатый).

— Далее попробуем рисовать/чертить/писать не на бумаге, а на альтернативных материалах — плотная бумага, картон, газета, деревянный брусок, стены, пол (актуально при ремонтных и строительных работах).

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

— Порисуем через копирку. Не должно возникнуть каких-либо специфических проблем.

— Хранение и транспортировка: помещается ли карандаш в подставку для карандашей (соответствуют ли параметры)? Насколько удобно он помещается и переносится в кармане, в сумке? Не колется ли при этом, не ломается, не крошится.

Экологичность (ECO testing):

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

Это требование весьма актуально, ибо очень часто дети (и не только!) попросту «съедают» карандаши. По моим подсчетам, я сам съедаю по несколько карандашей в год. Сколько при этом я получу вредных веществ от такой привычки, если карандаш не безопасен — науке доподлинно неизвестно. При желании можно было бы попытаться подсчитать, но что-то не хочется…

С точки зрения экологичности самые лучшие карандаши — нелакированные и без резинки (они, кстати в великом множестве встречаются в магазинах Ikea, Leroy Merlen и т.п.). И именно по этой причине лично я недолюбливаю карандаши с резинкой на конце — ИМХО есть ее, а особенно железный держатель есть неудобно вдвойне.

Безопасность (security testing):

— Можно ли пораниться карандашом (поцарапаться, порезаться при заточке, опасен ли карандаш для глаз)?
— Можно ли дать карандаш ребенку? Существуют «безопасные» виды карандашей (например, специальные «детские», часто — с треугольным стволом), которые можно давать детям без опаски (естественно, руководствуясь возрастом, общим развитием и особенностями ребенка).

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

— Безопасен ли карандаш для людей с ограниченными возможностями (например, для слабовидящих)?
— Соответствует ли карандаш принятым стандартам (ISO, ГОСТ, etc. ).

Внеший вид (appearance, ergonomic and usability testing):

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

Здесь можно иметь дополнительные данные и сделать дополнительные выводы: какова потенциальная целевая аудитория покупателей данной модели, насколько хорошо он будет продаваться и в каких местах, каковы его основные маркетинговые свойства, нужно ли рекламировать, каким образом и сколько денег тратить на рекламу и т.п. Я не маркетолог, но могу предположить, что за этим скрывается отдельная большая тема, которую здесь трудно будет раскрыть.

Возможные вариации заточки:
— Затачиваем точилкой для карандашей.
— Затачиваем шкуркой (актуально для мягких карандашей и карандашей для ретуширования).
— Затачиваем опасной бритвой.
— Затачиваем канцелярским ножом.
— Затачиваем кухонным ножом (тесаком, медицинским скальпелем, etc.)
— В отсутствии инструментов заточки затачиваем (пытаемся) неподходящими для этого средствами (например, зубами, куском стекла или вилкой). В результате, вероятнее всего, будет epic fail, но тем не менее имеет место быть.

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

Критерии оценки заточки (для каждого инструмента):

Далее действуем по принципу «Пытаемся поломать все, что ломается» (чтобы потом все правильно работало, конечно).

Использование в экстремальных условиях (stress testing):

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

Мы любим карандаши Ikea!
Они маленькие — помещаются в маленькую сумку.
Они крепкие — можно уронить несколько раз.
Они вкусные — можно погрызть

— Поместим карандаш в воду, затем высушим.
— Поместим карандаш в кислотную, щелочную среду ненадолго.
— Заморозим, а затем отогреем. Вариант — положить в снег на морозе.
— Нагреем карандаш, затем охладим. Но поджигать все-таки не станем. Это, конечно, тоже можно, хотя вряд ли после такой процедуры им можно будет пользоваться, если только не представить себе карандаш Джеймса Бонда, который в огне не горит и в воде не тонет.

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

— Если бюджет тестирования не ограничен или тестирование хорошо оплачивается производителем в рекламных целях — проведем испытания в условиях невесомости. Космонавты на МКС по специфическим причинам, возникающим в невесомости, кстати, пользуются обычными грифельными карандашами…

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

Каждая из манипуляций, описанных выше, так или иначе окажет определенное воздействие на карандаш. После каждой из итераций тестируем использование карандаша (см. functional testing), производим заточку. Внешний вид тестировать больше не будем — есть подозрения, что если произвести над карандашом все перечисленные манипуляции, то это будет уже не карандаш, а в лучшем случае некое его подобие.

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

Тестирование производительности (performance testing, или напоследок немного простейшей математики):

Попытаемся измерить производительность карандаша: на сколько страниц текста/рисунков его хватит. Можно это сделать вручную, однако проблема заключается в том, что это будет весьма долгий и трудоемкий процесс, поскольку «изрисовать» целый (особенно качественно сделанный) карандаш достаточно трудно. Можно проделать все операции вручную, а можно воспользоваться элементарной математикой.

Представим, что есть некие эмпирически подсчитанные усредненные показатели: сколько страниц текста/рисунков можно нарисовать карандашом определенной длины, твердости, определенной формы и с определенным диаметром стержня. Пусть это будет называться «КПД карандаша» и будет составлять X страниц A4 (или X километров текста) для карандаша длины Y см. (данные берем: у производителя, в Google, в библиотечных источниках — нужное подчеркнуть). Допустим также, что эмпирические расчеты немного неточны и используют длину карандаша «под ноль», а так как пользоваться карандашом длиной менее 4 см весьма затруднительно, плюс 1 см на резинку с держателем, то на «реальную» работу у нас остается (Y — 5) см. Одно затачивание «отнимает» у карандаша около 1 см длины, поэтому на один карандаш стандартной длины 18 см. у нас есть приблизительно 13 заточек. При заточке карандаш может сломаться. Считаем, сколько было неудачных заточек за время работы карандаша; пусть это число будет равно N. Пусть длина карандаша равна L см. Тогда:

Реальный КПД карандаша = (L — 5 — N) * (X/Y)

Можно предположить, что после того, как карандаш уже сточен наполовину, число неудачных заточек некоторым образом увеличится, например с коэффициентом K. Тогда:

Реальный КПД карандаша = ((L — 5 — N)/2 + (L — 5 — K*N)/2) * (X/Y)

Можно и по-другому: посчитаем количество удачных заточек, исходя из реальных данных, полученных опытным путем в ходе заточки карандаша. Пусть это будет V. Тогда:

Реальный КПД карандаша = V * X / Y

Понятно, что расчеты весьма условны, и при желании можно усложнить расчеты, придумать более точные критерии — этот пример не делает целью точно подсчитать КПД карандаша, а попросту показывает, что данное измерение подвержено математическим расчетам.

P.S.:
Можно придумать еще много чего. Наверняка.
В процессе раздумий над данными действиями я активно пользовался обычным карандашом. Правда, без резинки.

Результат тестирования можно представить в графическом виде.

Источник

Гид по ручному тестированию приложений: преимущества, этапы и методологии

Детально разбираем то, как проводить ручное тестирование, когда оно лучше автоматизированного, что нужно уметь тестировщику и как он может построить свою карьеру от джуниора до тест- лида. Гид подготовлен совместно с руководителем отдела тестирования компании Agima Дариной Гордеевой.

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

Привет! Меня зовут Дарина Гордеева. Работаю в компании AGIMA руководителем отдела почти 3 года. В области тестирования и обеспечения качества более 6 лет. За это время прошла путь от джуниора до руководителя отдела, занимаясь тестированием железа, а также мобильных и веб-приложений, автоматизацией и настройкой процессов QA. Сегодня я расскажу вам про особенности, возможности и скрытые проблемы ручного тестирования.

Напомним, что любой читатель, воспользовавшийся промословом “Хабр” может получить скидку в 10 000 рублей на понравившийся курс, а самые усидчивые и внимательные могут собрать себе скидку в 25 000 рублей, разгадывая ребусы из материалов, подготовленных совместно с агентством Agima:

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

Оперативность, гибкость, возможность импровизации и другие плюсы

Сегодня есть множество фреймворков для тестирования, поддерживающих практически все существующие языки. Казалось бы — можно брать и автоматизировать. Но даже сейчас ручные тесты важны.

Одно из объяснений их необходимости заключается в том в том, что при ручном тестировании функционала мы можем гораздо быстрее получить информацию о состоянии продукта, который анализируем, о качестве разработки. Кроме того, при автоматизации предварительно разработанные кейсы часто приходится менять и актуализировать, а на написание автотестов требуется определённое время.

При этом в процессе разработки может прийти обратная связь от заказчика, когда он увидит в готовом продукте какую-то функцию, которую решит изменить до релиза — и, если вы уже подготовили для неё программные тесты, их придётся переписать. Обновление кейсов, автотестов и их проверка отнимут ценное время, которое можно было бы использовать на само обновление этой фичи.

Всё это означает, что главная цель ручных тестов — предварительно убедиться в том, что заявленный функционал работоспособен, не имеет ошибок и выдаёт ожидаемые, запланированные результаты. Без них нельзя быть уверенным в том, что можно работать дальше. Особенно это актуально для функций, на реализацию которых завязана последующая разработка. В таком случае возня с созданием автотестов на эти фичи становится блокирующим фактором для всей разработки продукта, сдвигая сроки и срывая дедлайны. Момент, когда кейсы придёт пора автоматизировать, всё равно рано или поздно наступит — но не стоит стремиться приблизить его искусственно в погоне за тотальным исключением ручного труда.

В дополнение к этому, на первых этапах разработки приложения автоматизация может оказаться довольно дорогой. Вам потребуется специалист, обладающий специфической квалификацией (и, возможно, не один). Постоянное поддержание тестов в актуальном состоянии требует затрат ресурсов вплоть до релиза фичи. А месяцы простоя, посвященные вылизыванию автотеста ударят по мотивации команды.

Если вы хотите регулярно добавлять новый функционал и успевать за действиями конкурентов, то перед тем, как создавать автотесты всегда проверяйте возможности продукта вручную. Просто потому что ручное тестирование ускоряет ваши процессы.

Это особенно актуально для мобильной разработки. Большинство таких проектов сегодня разрабатывается короткими спринтами, а значит фичи в них внедряются в ускоренном темпе. В подобных условиях ручное тестирование позволяет максимально оперативно давать команде обратную связь: сообщать о наличии багов — или радовать её тем, что всё окей и можно двигаться дальше. Провести серию автотестов вы сможете позже, покрыв с их помощью большие массивы кода. Ручное тестирование поможет подготовить кейсы для этой проверки.

Автотесты не позволяют проверить удобно ли использовать новые возможности приложения — проверка юзабилити всегда осуществляется вручную.

В ручных тестах можно импровизировать, создавая безумные сочетания действий, которые никогда не придут в голову пользователю, но могут быть совершены им случайно. Это позволяет создавать новые кейсы.

Новые кейсы появляются еще и потому, что тестировщик постоянно задает себе вопрос «а что, если?». Так он находит оригинальные способы взаимодействия с приложением — даже если их не было в базовых сценариях.

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

Проблемы ручного тестирования и их решения

Самый большой из недостатков ручного тестирования — человеческий фактор. Он, конечно, влияет на всё, происходящее в команде — и на работу участников, и на события, происходящие на стороне клиента. В случае QA причиной того, что тестировщик будет слабо погружен в процесс и пропустит потенциальную ошибку может стать всё что угодно — недостаток опыта, семейные проблемы или головная боль.

Один и тот же сценарий два тестировщика могут проверить разными способами. Что с этим делать? Важно, чтобы каждый непредусмотренный или отличающийся от ожидаемого результат был зафиксирован в виде кейса. Чтобы любой тестировщик мог проверить его, совершив тот же набор действий. Но и этого может быть мало — если кейс окажется недостаточно подробным, а тестировщик — не разберётся в описании. Гарантировать стопроцентное исключение человеческого фактора, конечно, невозможно — но можно постараться максимально снизить вероятность проблем, которые он вызывает.

Это тоже негативно сказывается на сроках поставки фичи в продакшн и трудозатратах: ведь теперь к периодически проводимым базовым кейсам и регрессии добавляются и “хитрые” кейсы, придуманные тестировщиками в процессе.

Усугубляет ситуацию вероятность того, что часть встреченных багов ещё не будет иметь строгого описания потому что причины их возникновения пока не понятны. Как бороться с такими повторными тестированиями? Либо найти уже источник ошибки и устранить его, либо — всё таки автоматизировать прохождение проблемных кейсов — в этом случае переход к программным тестам будет вполне оправдан как с точки зрения времени, так и финансово. (Нет, это не противоречит вышесказанному — потому что такие ситуации возникают уже в ходе активной разработки и к этому времени вы уже в любом случае развернёте процессы автотестирования).

В любом случае — появление первых кейсов, нуждающихся в регрессивных тестах или релиз второй версии приложения и соответствующее этим событиям масштабирование команды — тот момент, когда автоматизация станет актуальна (но не исключит ручное тестирование новых возможностей). На этом этапе автоматизация уже начнёт экономить время: разработчик сможет сам, ещё до передачи QA-отделу запустить регресс-тесты новой фичи, чтобы убедиться, что она не ломает существующий функционал, а тестировщику не придётся лишний раз проходить по набившим оскомину базовым кейсам. Ещё одно преимущество внедрения автотестов на этом этапе — их можно запускать по определённому расписанию — каждую ночь, в дни окончания спринтов или при публикации новых сборок приложения.

Резюмируем: ручное тестирование даёт большое преимущество по скорости и трудозатратам на первых этапах, а по мере разрастания приложения и появления большого количества регрессивных тестов оно переходит в разряд “оперативного тестирования” новых фич в рамках отдельного спринта. Оно будет актуально и при необходимости срочно проверить как приложение отреагирует на изменение операционной системы или обновление окружения.

Этапы тестирования: что, когда и как

Если смотреть на процесс разработки в целом и на тестирование как на одну из его частей, то при грамотном планировании вы всегда будете понимать что и когда будет готово. Это позволит лучше планировать время тех или иных действий — поскольку одни события логично следуют за другими и у вас есть возможность выстраивать их в цепочки на основании своих ожиданий.

Тестировщик появляется в процессе создания приложения уже на ранних этапах. Вот у клиента появляется некая идея, бизнес-аналитики собирают из этого требования — а тестировщики уже в этот момент приступают к работе, проверяя эти требования.

Как это происходит? Они задают вопросы по предполагаемому функционалу. Пытаются представить, как будет выглядеть приложение, когда оно будет реализовано. Если речь идёт о новой фиче в уже существующем продукте — разбираются, как она будет взаимодействовать с существующим функционалом. После того, как разработчики провели оценку трудозатратности идей клиента и определили сколько потребуется времени на их реализацию.

После этого начинается этап проектирования. Здесь появляется необходимость понять, как будут осуществляться переходы между экранами, валидироваться те или иные поля, как приложение или его отдельная функция вообще будет взаимодействовать с конечным пользователем. В случае с фичами важно разобраться и с тем, как они будут входить в архитектуру существующего приложения.

На этапе дизайна, когда создаётся карта переходов между экранами, тестировщик уточняет поведение отдельных элементов из которых они состоят и то, какими визуальными эффектами будут сопровождаться те или иные действия пользователя. Кроме этого тестировщик валидирует макеты на полноту, подтверждая, что они отображают всё, что нужно для реализации задуманного функционала. Нелишней будет и самостоятельная проверка макетов на соответствие гайдлайнам.

С началом разработки QA-специалисты сразу же приступают к написанию тест-кейсов. На разных этапах разработки они могут обладать различным уровнем детализации, но к её окончанию желательно обеспечить максимальное покрытие кейсами всего продукта, чтобы, получив сборку, можно было приступить к тестированию немедленно.

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

Первый шаг непосредственно тестирования — смоук-тест: оценка на то, что приложение или его новая часть вообще готовы к проверке. Смоук-тест — это проверка того, запускается ли приложение или конкретная функция в принципе.

Смоук-тест — быстрый способ убедиться, можем ли мы вообще начать функционально тестирование. Термин пришел от создателей плат и микросхем, которые для начала должны были убедиться не сгорит ли новая схема — отсюда и название: задымилась/не задымилась.
Это быстрый способ убедиться в том, что нам действительно сдали задачу и её можно принимать в работу, а не отправлять обратно программистам.

На примере формы авторизации смоук — это оценка того, можно ли залогиниться вообще, без уточнения того, валидны ли данные, вводимые в поля, работают ли дополнительные возможности вроде напоминания пароля и прочего. Если мы смогли авторизоваться в принципе — можно переходить к дальнейшей, углублённой проверке этого модуля: брать негативные кейсы, пограничные значения, оценивать соответствие установленным правилам валидации.

Следующий этап — проведение регресс-тестов. В ручном или автоматическом режиме проводится основной заранее запланированный массив тестов.

Регрессионное тестирование хорошо тем, что оно позволяет найти ошибки даже в тех местах, где раньше всё было в порядке. Это происходит благодаря тому что регресс — это оценка функционала на стандартный набор кейсов при внедрении каждого нового модуля и каждого изменения приложения. Ведь, когда разработчики добавляют новый функционал может быть повреждена текущая версия или новая фича может вступать в конфликт с уже существующими.

Например, добавление новых экранов, а значит и изменение навигации может нарушить функционирование меню или, как минимум — его отображение. С другой стороны неприятные сюрпризы может принести и глобальный рефакторинг кода приложения — после него тоже необходимо проводить регресс-тесты.

Проблемы могут вызвать и обновление используемой приложением библиотеки и изменение среды в которой оно работает. Чем чаще вы обновляете приложение — тем более важную роль играют регрессионные проверки. Не стоит ограничиваться однократной проверкой, проводимой, когда фича уже внедрена — проверяйте все изменения. Здесь вам поможет автоматизация регрессионного тестирования — просто потому что ручное регрессионное тестирование новой фичи, создававшейся всего неделю может занять две, а то и больше и отдел тестирования просто завязнет в этом.

Полная проверка, конечно, осуществляется когда release candidate с одной или несколькими фичами готов выкатываться в продакшн, но применять те или иные соответствующие кейсы на отдельных этапах разработки всё таки необходимо.

Завершается всё тестированием финальной сборки — release candidate. В него входят проверка бета-версии внутренними тестировщиками, бизнес-тестирование — оценка получившегося продукта самим клиентом и получение от него обратной связи, а также предложение определённой группе пользователей познакомиться с предрелизной альфа-версией приложения или его новых возможностей. После этого приложение готово к тому, чтобы его выкатили в продакшн.

Но на этом работа QA-специалиста не заканчивается — ему предстоит тестировать обновления приложения и их совместимость с более ранними версиями, составлять кейсы для проверки нововведений и, в случае необходимости, автоматизировать прохождение этих сценариев.

Параллельно с этим тестировщики участвуют в дальнейшем анализе статистики, собираемой аналитиками, мониторинге поведения приложения и того, как взаимодействуют с ним пользователи. Это позволяет не только увидеть живое использование результатов их работы, но и, порой, открыть для себя новые сценарии и неизвестные баги, вызывающие падения приложения.

Время ребуса: отгадайте его и десятипроцентная скидка на любой из курсов Skillbox ждёт вас прямо сейчас или проявите усидчивость и соберите ответы на все ребусы — эти скидки суммируются между собой (но ни с какими другими скидками на курсы Skillbox).

Однако, слишком медлить не стоит — промо работает до 30 августа 2018 года. Напомним, что тематика загадки — мобайл, а английские слова могут мешаться здесь с русскими, так что будьте внимательны! Отправьте заявку на курс, и когда с вами свяжется менеджер — назовите ему промослово, зашифрованное в ребусе (или — несколько!).

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

Формализация тестирования: тест-план, формат баг-репортов, отчётность

Для того, чтобы подготовиться к функциональному тестированию QA-инженер составляет тест-план. Это — документация, которая потребуется ему при тестировании продукта, список действий, которые ему нужно будет совершить. В тест-плане обозначаются сроки тестирования, описываются продукт или конкретная задача — для того, чтобы точно определить, что именно надо проверять. Детально описываются все основные тест-кейсы. Перечисляются виды тестирования, которые необходимы: функциональное и, например, нагрузочное. Описывается порядок автоматизации тех или иных кейсов и то, на каких этапах они будут автоматизированы.

Завершается тест-план описанием формата отчёта: нужно заранее объяснить, в каком виде будет предоставлен результат. Наиболее распространённым форматом отчёта является список тест кейсов со статусом их прохождения. Зная, насколько кейсы покрывают весь объём требований и прочитав отчёт, можно будет сделать вывод о текущем состоянии разработки приложения. Для этого достаточно будет посмотреть, сколько из них было успешно пройдено в той или иной сборке.

Финальной отмашкой, свидетельствующей о том, что продукт готов является статус “все требования покрыты кейсами, все кейсы пройдены успешно”.

Кроме того, в тест-плане формализуется формат отчёта по ошибкам. Это может быть баг-лист, список задач в трекере.

Задача тестировщика — предоставить наиболее полную информацию о качестве продукта всем участникам команды.

Что нужно знать и уметь, чтобы стать тестировщиком

В первую очередь тестировщик должен уметь думать и быть внимательным и усидчивым. Важен опыт — он позволяет накопить определённые наработки и закрепить знания процессов тестирования, превратив их в навыки.

Специалист по ручным тестам не обязательно должен уметь писать код и глубоко разбираться в архитектуре. Это никак не помешает ему проверять функционал и на прикладном уровне понимать принципы взаимодействия приложения и сервера.

Специалист по автоматизированному тестированию — это отдельная профессия, с абсолютно другим набором знаний. Качественное автотестирование — это не просто скрипты, но и понимание того, как приложение устроено изнутри, и специфические умения, вроде знания о том, как параллелить тесты или о том, как запускать их в облаке или на нескольких серверах. Только такой пул навыков позволяет с гордостью называть себя “автоматизатором с большой буквы”. Так что без знания языков, их фреймворков, принципов ООП и внимательной слежкой за развитием технологий настоящему автотестеру не обойтись.

Как протестировать что угодно. Смотреть фото Как протестировать что угодно. Смотреть картинку Как протестировать что угодно. Картинка про Как протестировать что угодно. Фото Как протестировать что угодно

Путь каждого тестировщика начинается с освоения теоретического базиса тестирования, получения первичных представлений о том, как приложение взаимодействует с сервером и со средой. Если эти знания есть, а вместе с ними человек обладает и очень серьёзным намерением учиться — он уже может считаться джуниор-тестировщиком. За группой таких новичков с горящими глазами закрепляется старший специалист — либо ведущий тестировщик, либо, если компания может себе это позволить — тренер, целенаправленно прокачивающий своих подопечных. Они объясняют джуниорам непонятные моменты и дают болевые задачи вроде прогонки фич по тест-кейсам. В процессе человек учится читать тест-кейсы и осваивает практические основы функционального тестирования. На этом этапе за джуниорами ещё нужно проверять качество проведённых ими тестов, проходя их вслед за ними.

Следующим шагом становится создание индивидуального (или коллективного, в зависимости от масштабов компании) плана по развитию, согласно которому начинающий тестировщик должен будет развиваться, осваивая новые знания и достигая определённых результатов за отведённые ему на это сроки. Именно это — путь к тому, чтобы стать специалистом миддл-уровня.

Миддл-тестировщик — это человек, который уже способен самостоятельно выполнять поставленные перед ним задачи, находить решения и вообще выполнять свою работу сознательно, а не слепо следуя установленным алгоритмам.

С развитием навыков тест-дизайна, познаний в функциональной и прикладной областях, а также освоении новых методик тестирования — которые теперь уже нужно развивать самостоятельно — происходит постепенная трансформация в ведущего специалиста. Теперь ему могут поручить ведение и поддержку таких же джуниоров, каким он сам раньше был.

Следующий уровень — это тест-лид. Он уже может управлять командой, в которую входят представители всех трёх предыдущих категорий, процессами которых он управляет и временем которых — распоряжается, в том числе участвуя в планировании глобальных процессов разработки, оценке трудозатрат и формировании бюджетов для своих команд.

Дальнейший вертикальный рост тим-лида — руководство отделом или переход в продук-менеджмент. Если же, человек стремится к новым знаниям, а не к новым административным позициям, то он может выбрать разработку, аналитику или такое направление, как DevOps, объединяющее в себе обязанности системного администратора, тестировщика и программиста.

Тестирование — лишь одна из многих областей мобильной разработки, которые мы рассматриваем в рамках курса “Fullstack-мобильный разработчик”. Сотрудничающие с нами профессионалы индустрии будут делиться с вами своим опытом и проверять ваши домашние задания, а итогом обучения может стать принятие на стажировку в крупную компанию. Приходите к нам учиться!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *