Как работают дизайнеры интерьера с чего начать
Профессия «дизайнер интерьеров» от первого лица: о старте, образовании и развитии
Поговорили с успешными дизайнерами о первых заказах, плюсах высшего образования и о том, как найти свой уникальный стиль.
Недавно мы рассказывали о том, как начинали карьеру и открывали свои студии успешные графические дизайнеры. В нашем новом материале предлагаем узнать истории о том, каково быть дизайнером интерьеров.
Своими личными историями поделились четыре успешных дизайнера интерьеров. Вот они.
Журналистка. Из газеты — в digital. Пишет о дизайне, искусстве и красоте. Живёт на Байкале.
Как вы стартовали в профессии?
Илья Мюге
основатель архитектурного бюро FROM/FORM
— Работать я начал, когда учился на третьем курсе колледжа. Первое место нашёл через сарафанное радио ― пошёл подмастерьем в студию к очень хорошему архитектору. Там я собирал макеты, чертил. Несмотря на то, что я работал по 12 часов, платили мне копейки ― десять тысяч рублей в месяц. Но главной моей целью была не зарплата, а опыт. В этом бюро я проработал два года.
Для успешного старта в профессии нужно хорошее резюме и портфолио. Ещё важно прислушиваться к себе ― искать не стандартную работу «лишь бы платили», а компанию, близкую по стилю.
Наталья Преображенская
основательница, шеф-дизайнер студии «Уютная квартира»
— Моё первое образование ― юридическое. Стать дизайнером интерьеров я решила в 2003 году. Тогда я работала в риелторской компании и видела, какие квартиры все покупают ― простые бетонные коробки. Я поняла, что хочу и могу делать пространство, в котором живут люди, красивее и уютнее.
Начала я с того, что открыла студию: запатентовала название «Уютная квартира», наняла 3D-визуализатора, архитектора, дизайнера. А сама стала учиться и параллельно работать.
Первым моим проектом была квартира площадью 140 метров в элитном жилом комплексе. Сейчас у меня за плечами ― уже три тысячи проектов.
Илья Гульянц
— Первые заказы я получил, когда учился в Международной школе дизайна. Тогда мы с архитектором Катей Алагич открыли свою студию. Вначале мы проектировали мебель, первым заказом был комод для наших друзей. Вообще, нескольких первых клиентов мы нашли благодаря друзьям.
А первый проект квартиры, который мы реализовали, был опубликован в электронной версии журнала ELLE Decoration.
Татьяна Одинцова
соосновательница архитектурного бюро ARCH.BLACK
— Первые небольшие заказы я стала брать, когда училась на третьем-четвёртом курсе академии. Ко мне обращались знакомые, которые открывали йога-студии или маленькие кафе. Им нужна была скорее помощь профессионала, чем полноценные проекты, но это помогло мне набить руку и сформировать первое портфолио.
После защиты диплома мы с моей подругой Анной Сысоевой, с которой позже и основали ARCH.BLACK, пошли работать в архитектурную компанию. Там мы освоили 3D-проектирование. В нашем вузе его преподавали не очень хорошо, и мы приобретали нужные навыки работая.
В архитектурной компании мы провели год. Сейчас хорошее образование позволяет начинающим дизайнерам пропустить этот шаг и сразу уйти в самостоятельное плавание. Можно публиковать портфолио, которое они формируют во время учёбы, в соцсетях и так находить первых клиентов.
Для успешного старта нужно верить в себя и не бояться. Молодые дизайнеры всегда немного сомневаются в своих силах, но важно понимать, что во время работы ничто не мешает учиться. Я работаю уже 13 лет и постоянно узнаю что-то новое.
Зачем дизайнеру высшее образование?
Илья Мюге
— Я учился в колледже архитектуры и менеджмента в строительстве и в Московском государственном строительном университете.
Образование дало мне теоретические знания. Хоть нас и учили по старым учебникам 80-х годов, на эту базу я сейчас могу накладывать информацию о новых технологиях. Главное, что я получил в вузе, ― навык общаться с людьми и защищать свои идеи и проекты.
Здорово, что теперь у студентов есть возможность учиться онлайн и перенимать реальный опыт у практикующих дизайнеров.
Наталья Преображенская
— Начинала я с курсов, в том числе Московского архитектурного института, а уже позже окончила факультет изящных искусств МГУ.
Высшее образование дало мне ориентиры в мире искусства, а дизайн интерьеров я тоже считаю искусством.
Рекомендую дизайнерам учиться при любой возможности.
Илья Гульянц
— Первое высшее образование я получил по специальности «Управление бизнесом и предпринимательское право», второе ― по специальности «Управление проектами». Это образование мне сильно помогает и сейчас, потому что дизайн интерьеров ― это проектная работа.
Получив два высших, я окончил ещё и Международную школу дизайна.
Решение брать заказы во время учёбы было верным. В сложных рабочих ситуациях я мог спросить совета у преподавателей ― практикующих дизайнеров, это добавляло мне уверенности. Плюс на практике я мог понять, каких знаний мне не хватает.
Татьяна Одинцова
— Я окончила архитектурную академию в Ростове-на-Дону, в ней нам преподавали и дизайн интерьера.
Высшее образование даёт знания нормативов и правил проектирования, без которых вы просто не сможете работать профессионально. Нарисовать симпатичную картинку, красивую по цвету и стилистике, собрать какой-то коллаж ― это одно. А знать, какие стены несущие, где идут стояки и как правильно привязать к ним санузлы, ― другое. Если таких знаний нет, то вы декоратор ― дизайнер, который может украсить пространство, но не спроектировать его.
Ещё одна важная вещь, которую даёт образование, ― возможность разговаривать с заказчиком на профессиональном языке. Вы можете объяснить, почему, например, нельзя отнести санузлы на два метра от стояков и какие проблемы могут возникнуть, учитывая уклон труб.
Когда вы это объясняете, клиент понимает, что перед ним профессиональный дизайнер, который доведёт его проект до конца, а не «специалист», который нарисует нереализуемую картинку и уйдёт в закат.
Как стать дизайнером интерьера: от обучения до первых заказов
Как раскрыть в себе талант интерьерного дизайнера? И действительно ли эту профессию можно освоить в любом возрасте, не поступая в вуз? Где можно получить ценные базовые знания и собрать клиентскую базу? На все эти вопросы Квартблог дает подробные ответы в сегодняшней статье.
Содержание:
Качества хороших дизайнеров
Начнем с того, что чуткий внутренний дизайнер живет в каждом человеке, который любит свой дом.
А если вы уверены, что способны создать оазис и красоту даже в чужом доме, интуитивно понимаете эстетические пожелания людей, освоить интересную специальность вам будет проще.
Вторая черта, которая важна в профессии, — собственное понимание красивой жизни и уюта.
Кто-то чувствует себя уютно в прогрессивной технообстановке (и с удовольствием создает такие комнаты). Для кого-то интерьер мечты похож на загородный дом из детских воспоминаний (а это уже стиль кантри в его разных вариациях).
У хороших дизайнеров обязательно есть свои предпочтения.
Вне зависимости от того, где вы учились, кем были, нужно четко определить гамму стилей, близких лично вам, чтобы затем работать именно в этих направлениях.
И третье. Психологи делят людей на 3 типа в зависимости от того, что доминирует в характере →
Современный дизайнер должен в большей степени быть практиком. Он ставит задачи (для строителей, ремонтников), организовывает работу специалистов, контролирует расходы и время.
В то же время в нем обязательно есть:
– черты мыслителя (он должен генерировать идеи, быстро осваивать современные программы моделирования)
– и талант собеседника, умеющего налаживать связи, договариваться.
Директор Международной школы дизайна Надежда Лазарева подметила:
«Успешность на этой стезе зависит не только от уровня подготовки, но и от личных качеств человека, его жизненного опыта. Я бы отметила такие качества: умение слушать и слышать, умение проникать в мир другого человека (эмпатия ценится сейчас выше, чем IQ), образованность и кругозор, стрессоустойчивость, способность к разумному компромиссу, стремление учиться».
Надежда — человек, который придерживается международных стандартов обучения, подготовила выпускников из 47 стран мира!
Итак, обязательно ли поступать в вуз?
Что обычно включают программы образования дизайнеров? С этого начнем.
Высшее профессиональное образование дизайнера
1) Институт бизнеса и дизайна
В «Институте бизнеса и дизайна» (Москва, Протопоповский пер., дом 9, стр. 1) в направление «Дизайн интерьера» входят такие профессиональные предметы, как:
2) МЭИ НИУ
В гуманитарно-прикладном институте Национального исследовательского университета (МЭИ НИУ, г. Москва, Красноказарменная ул., дом 14), на кафедре «Дизайна интерьера», такие профильные дисциплины, как:
Подобная обязательная образовательная программа есть еще минимум в 8 вузах России.
То есть традиционно дизайнер должен знать основы проектирования, декорирования, интерьерные стили, виды отделочных материалов, основы менеджмента (управления проектами).
А дают ли краткосрочные курсы полный объем знаний?
3) Ещё один вариант — пройти обучение в академии дизайна Pentaschool.
В числе преподавателей есть дизайнеры телешоу, специалисты с большим опытом ведения частных проектов, международные эксперты.
Базовых программ в академии три — для тех, кто хочет заниматься интерьером «для себя» (4 месяца обучения), хочет зарабатывать на своих проектах (8 месяцев) или желает выйти на продвинутый уровень (12 месяцев).
Каждый курс включает практические задания и пошаговую разработку дизайн-проектов. По окончании обучения выпускники на выбор получают сертификат или диплом о профессиональной переподготовке, дающий право на официальное трудоустройство в компанию.
Варианты ускоренного дистанционного обучения
Во-первых, стоит рассмотреть бесплатные рассылки и платные уроки от дизайн-студий. Например, студия Надежды Зотовой предлагает дизайн-уроки и курсы совершенно по разным тематикам.
Во-вторых, сразу несколько вариантов ускоренного обучения предлагает «Академическая школа дизайна». Здесь предусмотрены программы и для обучения с нуля, и исключительно для защиты авторского проекта. Исходя из базовых знаний, можно подобрать курс на 2,5 мес., 3,5 мес., 10,5 мес.
Третий вариант быстрого входа в профессию — Международная школа дизайна. Это «золотая середина» между длительной вузовской подготовкой и узкопрофильными курсами.
Обучение здесь может длиться от 1 до 2 лет, включает все необходимые дисциплины и подготовку дипломного проекта. При этом учиться можно и очно, и дистанционно, а в числе преподавателей — много практикующих дизайнеров и декораторов.
«Это мировой опыт: профессиональные школы дизайна дают профессию за 1-2 года» — так сказала директор Школы Надежда Лазарева.
Перейдем к тому, какие книги и уроки нужны тем, кто хочет осваивать профессию быстро, в формате дистанционного обучения.
Полезные книги для начинающего дизайнера
Если вы самостоятельно осваиваете профессию, не имея специального образования, начните изучать литературу двух основных направлений →
1) Об истории развитии дизайна, появлении школ, стилей, архитектурных инноваций.
2) О подборе цветовой палитры, мебели, отделочных материалов для интерьера.
И советы из открытого доступа
1) Быстро восполнить пробелы в знаниях помогут и «видеотеки» (дайджесты видеоматериалов по определенным темам).
В частности, на YouTube-канале агентства АрхДиалог есть такие полезные видеоролики, как:
2) Еще один сборник информации, необходимой любому интерьерному дизайнеру, — цикл лекций по светодизайну от Школы светодизайна.
3) В рубрике «Энциклопедия дизайнера» на Квартблоге есть подробные советы по использованию определенных цветов, описания интерьерных стилей.
Начало пути: как найти первых заказчиков
Первая ступенька к заказам для дизайнера — создание портфолио и резюме.
Работы для кейса вы можете подготовить в ходе практики на курсах. Ваша квартира, лаунж-зона или дача также могут стать вашим начальным проектом.
Главное — уже на этом этапе постарайтесь выделить те интерьерные стили, в которых вам интересно работать.
Первые заказы можно получить и во время стажировки. Потому в идеале стоит выбирать курсы тех студий, которые предлагают практику и возможность трудоустройства после обучения.
При заполнении резюме подробно опишите опыт (даже небольшой, полученный на практике или стажировке), порядок работы над проектами, тонкости решения нестандартных задач.
После этого используйте другие варианты самопрезентации:
В идеале постарайтесь напрямую связаться со студиями или компаниями, с которыми хотите работать.
Рекламируйтесь. При этом используйте для рекламы современные каналы — соцсети, взаимопиар с коллегами.
Преодолеваем барьеры: как избавиться от непостоянства и непредвиденных трудностей
В карьере дизайнера есть не только престиж и интересные проекты, но и масса трудностей, о которых узнают не из книг, а уже на практике. Самые главные из них таковы →
Избежать множества таких непредвиденных ситуаций будет проще, если у вас есть круг партнеров и возможности для обмена опытом.
Например, если вы непосредственно работаете с ремонтниками, мебельщиками, специалистом по изготовлению текстиля для дома, шансы совместно найти проект увеличиваются.
Потому на первых этапах карьеры «Квартблог» рекомендует сделать такие дополнительные шаги →
1) Подпишитесь на коллег в соцсетях. Просматривайте кейсы, которые вас вдохновляют. Фиксируйте порядок работы над проектами. Каждый чужой пример — источник опыта!
2) Посещайте отраслевые выставки строительных товаров, предметов интерьера. Будьте в курсе, что сейчас модно.
3) Зарегистрируйтесь на специальных дизайнерских и строительных форумах. Например, на https://homemasters.ru/forums/ есть советы и мнения по отделке, дизайну.
На http://www.interior-design.club — консультации по работе, дневники ремонта, конкурсы.
На http://forum.vashdom.ru ищут специалистов, предлагают услуги.
А на форуме передачи «Квартирный вопрос» обсуждаются готовые проекты, их достоинства и недостатки.
4) Используйте свои аккаунты в соцсетях для «включения» сарафанного радио. Делитесь находками и приглашайте клиентов оставлять отзывы.
Используя разные каналы и современные возможности, в любом возрасте можно развить способность к дизайну и заработать на этом.
Дайджест Квартблога
«У меня никогда не стояла задача сделать „дорого“»: сколько зарабатывает дизайнер интерьера
В Москве
Каждую неделю наши читатели рассказывают о своей работе.
Героиня этого выпуска рисовала, шила и вязала с самого детства, получила два высших художественных образования и сменила несколько профессий: была и модельером, и декоратором, и дизайнером. Она рассказала, как побеждать в конкурсах, почему нельзя нарушать строительные нормы и выгодно ли сниматься в телешоу.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Мой выбор — не дань моде и не случайность. Это долгий творческий путь.
Моя бабушка была швеей и отлично шила, вязала, вышивала. А папа прекрасно рисовал, закончив всего лишь деревенскую школу, и без специальной подготовки сам поступил в архитектурный институт. Мама — тоже творческий человек.
Способности родителей передались мне по наследству. Я с малых лет отлично справлялась не только с кистью и карандашами, но и с иголкой и ниткой. Сколько себя помню, всегда что-то рисовала, шила, вырезала, мастерила. Мои творческие начинания в семье поддерживали. Родители спокойно относились к творческому беспорядку, разлитым краскам. Конечно, я ходила к папе на работу, в мастерские, и это отразилось на моем мировоззрении. Домашняя библиотека постоянно пополнялась книгами по искусству и архитектуре, журналами «Юный художник». А бабушка отдала в мое распоряжение целый шкаф старинной одежды, которую я с удовольствием перешивала. У меня даже была своя детская швейная машинка.
Лет с 12 уже шила себе сарафаны, юбки, кофточки. В студенческие годы мой гардероб практически полностью состоял из сшитых мною вещей — от простых до пальто с пиджаками.
Мое увлечение художниками Раннего Возрождения, импрессионистами и постимпрессионистами повлияло на выбор вуза. В их творчестве меня завораживала эмоциональная подача, декоративность, необычные цветовые сочетания. В искусстве я люблю недосказанность, самобытность, смелость. Такая живопись развивает воображение, вдохновляет. Причем влияние может выражаться по-разному : можно использовать в костюме, например, цветовое сочетание картины, а можно повторить какой-то силуэт, форму, композицию.
Окончив художественную школу, я поступила в филиал Московского технологического института сервиса, сейчас — ПВГУС, на специальность «дизайнер костюма». Нас учили всему и одновременно ничему конкретному. Мы пять лет кайфовали: много рисовали, шили. В реальной жизни, конечно, такую работу найти очень сложно. После окончания вуза пришлось немного спуститься на землю и заняться чем-то более практичным и менее творческим. Но главное, чему нас научили, — для нас нет невыполнимых задач. Вечером я брала в руки крючок в первый раз, а утром у меня уже было готовое изделие.
Долгое время я работала декоратором в элитных салонах штор и дизайн-студиях. Моя работа состояла из общения с заказчиком, выезда на объект, замеров, подбора тканей, фурнитуры, карнизов. Затем я рисовала цветные эскизы от руки в масштабе, делала расчет по материалам и презентовала идею заказчику.
Моя работа состояла из общения с заказчиком, выезда на объект, замеров, подбора тканей, фурнитуры, карнизов. Затем я рисовала цветные эскизы от руки в масштабе, делала расчет по материалам и презентовала идею заказчику. Далее нужно было сформировать заказ, который состоял из множества артикулов, отдать в пошив, проставив все размеры, и проконтролировать процесс. Потом устанавливали карнизы и вешали шторы. 20 лет назад в моде были сложные окна с драпировками, нужно было все точно рассчитать, не ошибиться. Постепенно к шторам прибавилась обивка мебели и — по мере расширения ассортимента салона — подбор обоев, фресок и тому подобное.
Анализируя спустя годы свою работу, я поняла, что у меня никогда не стояла задача сделать заказчику «дорого». К материалам я всегда относилась как к инструментам, с помощью которых можно сделать красиво. Но честно признаюсь, от дешевых искусственных тканей меня всегда коробило, я вижу их издалека.
Набравшись опыта в сфере текстильного дизайна, я захотела более глубоко заняться дизайном интерьера. Но поняла, что для новой профессии мне не хватает знаний, поэтому поступила в архитектурный вуз.
При МАРХИ есть Высшая школа средового дизайна, которая дает возможность на базе первого высшего образования за два с половиной года получить специальность «дизайнер архитектурной среды». Чтобы стать, например, архитектором, нужно было учиться еще шесть лет. Но мне неинтересна была большая архитектура, я смотрела на папины чертежи и эскизы в детстве, и мне казалось все это скучным.
Параллельно с обучением в вузе пришлось освоить компьютерные программы, без которых просто невозможно сейчас представить дизайн-проект. Честно скажу, учиться было сложно, но интересно. Дизайн интерьера — это сочетание творческих навыков с техническими знаниями, например знанием эргономики — науки, позволяющей сделать дом комфортным для жизни, — особенностей применяемых материалов, законов перепланировки, юридических вопросов и психологии.
В институте нам ставили интересные задачи, очень творческие, разнообразные, и мне было очевидно, что специальность, например, декоратора слишком узкая, в ней я не смогла бы применить все эти навыки, а в дизайне интерьеров есть где развернуться: постоянно появляются новые технологии и идеи. Конечно, на изучение этой профессии уходят годы, и только реальный опыт может сделать из ученика специалиста.
Суть профессии
От работы декоратора работа дизайнера отличается в основном сложностью организации процесса. В ремонте участвуют много специалистов, и все по-разному относятся к своей работе. Дизайнер работает на результат, для него важно, чтобы получилось удобно и красиво, это самое главное. Столкновения интересов и человеческий фактор очень усложняют работу.
Сейчас в сфере дизайна много людей без художественного образования. Почему-то считается, что дизайнер не должен уметь ни рисовать, ни чертить, многие привыкли все эти вещи делегировать. Но в интерьере кроме технической части есть и творческая, в которой работают те же принципы, что и в живописи, те же законы композиции и цветовых сочетаний. Без этих знаний не обойтись.
Кроме того, дизайнер отвечает за безопасность объекта. За нарушения могут привлечь, а это большие штрафы. Если клиент, например, хочет провести ремонт с нарушениями правил перепланировки, я никогда не соглашаюсь на подобные авантюры.
Креатив второстепенен, в первую очередь — грамотный проект и соблюдение всех норм.
Это и отличает специалиста от любителя. Бывают желающие встроить стиральную машину в вентиляционный короб или сделать отверстия в несущих балках. Я объясняю, почему так нельзя. Обычно находим другие решения.
Место работы
После окончания вуза в 2010 году я работала в различных дизайнерских бюро. Работу найти было несложно, но это скорее благодаря уже большому опыту и личным знакомствам. Конечно, сразу после вуза никто тебе не доверит полностью сделать дизайн-проект, поначалу приходилось работать в качестве помощника дизайнера, на практике изучить нюансы работы с материалами, мебелью на заказ.
С 2013 года работаю на себя, я индивидуальный предприниматель. С официального места работы я уволилась перед тем, как мой сын пошел в школу: я хотела уделять ему больше внимания. Было, конечно, страшно, но я тогда не думала, что это навсегда. К тому времени у меня уже появились профессиональные контакты в этой сфере, кроме того, были постоянные заказчики на шторы. Еще я освоила визуализацию и брала проекты с учетом новых знаний. Конечно, доход моментом не увеличился, но у меня были другие приоритеты, и я ни о чем не жалею. Ни одна наемная работа не давала мне столько, сколько мне было нужно в финансовом смысле и в плане развития. Я не люблю монотонность и рутину. Мне интересно работать сразу в нескольких направлениях, от этого я получаю настоящее удовольствие.