Как разбираться в политике с чего начать
Как разбираться в политике — инструкция для чайников
Никогда не понимал людей, чурающихся политики. Ведь политика влияет на такие вещи, как, например, стоимость молока и хлеба в ближайшем магазине, будешь ли ты жить в районе с хорошей инфраструктурой или среди болота из разбитых дорог без школ и больниц, получат ли твои дети хорошее образование, и т.п. По сути, не интересоваться и не заниматься политикой — это наплевать на свою жизнь и будущее. Это настолько очевидно и понятно, что само существование людей из разряда «политика мне не интересна и не моё это дело» в 21-м веке кажется абсурдом и дикостью, но тем не менее, такие люди есть.
Я поробую объяснить, почему сама фраза «я не разбираюсь в политике» — бред сивой кобылы.
Для начала давайте забудем слово «политика» и «государство» вообще. Представим, что их нет.
Итак, вот мы родились, выросли и теперь нам надо как-то жить, где-то жить, как-то зарабатывать деньги, перемещаться между разными местами необходимой для нас периодичностью.
Для всего этого нужна инфраструктура. Жить мы бы хотели не в срубленной избушке у леса, а в квартире с водопроводом, ездить — не на лошади по лесным тропинкам, а на транспорте и по дорогам, и так далее.
Ещё мы бы хотели, чтобы то, что мы сами создали и заработали, оставалось нашим и никто у нас этого не отнял.
Как это всё обеспечить? Нет, ну чисто теоретически можно и самому найти людей, которые построят дороги (и деньги на это), найти себе пару десятков охранников, чтобы пока вы перемещаетесь вас никто не ударил по голове, и т.д. Но это всё настолько трудно и ресурсозатратно, что фактически не выполнимо.
Значит нам нужны специальные люди, которые будут всё вышеперечисленное организовывать. Естественно, таких людей надо найти, нанять (само собой, за деньги) и контролировать.
Вот тут мы и подошли к главному постулату, который важно понимать каждому гражданину своей страны:
1) Любой чиновник, от мелкого клерка в каким-нибудь местном МУПе (в любой бюджетной структуре: полиции, пожарно-спасательной и пр.), до президента страны, — это ваш подчинённый!
Он нанят на ваши личные деньги (которые вы отдаёте в виде налогов) и его основная задача — обеспечение вашего комфорта и безопасности.
Вот скажите, стали бы вы на своём предприятии держать сотрудника, а тем более платить ему, если он плохо выполняет свои задачи, или вообще делает то, что вам откровенно не нравится? Естественно, вы бы его быстро уволили. Вот и с чиновниками должно быть так же, если лично вы не довольны их работой (и вы такой не один, а вас много).
Следующий, не менее важный момент, который вскользь уже был упомянут чуть выше:
2) «Бюджет» — это ваши личные деньги.
Да да, именно ваши. Ну не только ваши, а ещё ваших друзей, соседей, родственников, друзей ваших друзей и т.д. Вы сами их отдали добровольно (вот тут на слово «добровольно» не надо делать упор, потому что «а добровольно ли?» вы их отдаёте на самом деле — тема отдельной большой статьи), для того чтобы оплатить труд тех самых нанятых вами чиновников и расходы на дороги и пр. Обратите внимание вот на что: в западных странах крайне редко звучит слово «бюджет» и почти всегда вместо него используется словосочетание «деньги налогоплательщиков». Это — правильный подход. Вся деятельность политиков осуществляется на ваши деньги, своих денег у них нет. Ещё одна деталь — деньги от продажи «недр» (угля, нефти и т.п.) вашей страны — тоже ваши.
Далее. Представьте себе ситуацию: вы отправили своего сотрудника купить банку краски. Выдали ему на это 1000 рублей. Что вы говорите в этот момент? правильно: «принесёшь чек и сдачу согласно чека». Т.к. сотрудник, которому вы и так платите зарплату, остаток денег должен вернуть вам, иначе — это хищение, и такого сотрудника вы не только уволите, но и напишите на него заявление в полицию, и если он не докажет свою невиновность, он сядет в тюрьму за кражу. Мы вплотную подошли к третьему пункту:
3) Чиновник обязан отчитываться о расходовании денег налогоплательщиков, а у вас должен быть инструмент контроля за этим расходом.
Если этот пункт не соблюдается, или соблюдается чисто «формально» (например, доступ к информации о расходовании ваших денег чиновники затрудняют), или за хищения наказывают не так, как вам бы хотелось — значит в чиновниках сидят бандиты, которые вас обкрадывают, и страну, скорее всего, захватили враги. Враги не внешние, а намного хуже — предатели и казнокрады из ваших же чиновников (напоминаю, что и министры, и президент, и всякие там начальники МВД, и вообще все бюджетники до последнего рядового полицейского — это всё, так или иначе, люди живущие на ваши деньги).
Очень многие люди в России, например, не считают воровство из бюджета воровством в принципе. Это понятно — когда вместо «денег налогоплательщиков» везде звучит слово «бюджет», у многих понимание того, что бюджет — это их личные деньги, деньги их мам и бабушек, размывается или стирается полностью. Тем не менее, кража вашего кошелька карманником и кража из бюджета — это вещи одного порядка. Даже не так: кража из бюджета — это намного хуже. Потому, что карманник за день может украсть ну пусть у десятка человек, а чиновник, получивший «откат» или укравший другим способом — обокрал сразу миллионы граждан.
Кстати, если вы когда-нибудь услышите вопрос «А ты сам имея возможность не украл бы из бюджета?» всегда отвечайте таким людям так: «Нет, я не оскотинился до такого уровня, чтобы считать воровство нормой».
Вот это всё, по сути — и есть политика. Политика — это меры по обеспечению вашего (граждан) комфорта и безопасности. А политики — это нанятый вами на ваши деньги персонал для осуществления этих мер. Единственная цель любой политики, внешней и внутренней — это комфорт, благополучие и безопасность граждан своей страны. Если вы замечаете, что ваш госаппарат действует в разрез с этими утверждениями — значит ваш президент и ваши министры и остальные чиновники — враги народа вашей страны, и восстать против них не только ваше право, но и ваша обязанность, как хозяина своей страны (ещё раз напоминаю: хозяин — вы и другие граждане, а президент — ваш подчинённый).
Ну и для того, чтобы понимать, что происходит в политической жизни вашей страны, нужно всего лишь усвоить и осознать эти три простых пункта. Ещё раз повторю их:
1) Любой чиновник, от мелкого клерка в каким-нибудь местном МУПе (сотрудника любой бюджетной структуры: полиции, пожарно-спасательной и пр.), до президента страны, — это ваш подчинённый;
2) «Бюджет» — это ваши личные деньги;
3) Чиновник обязан отчитываться о расходовании денег налогоплательщиков, а у вас должен быть инструмент контроля за этим расходом.
Вот и всё. Видите, ничего сложного. Забудьте навсегда глупую фразу «я не разбираюсь в политике».
Политика для чайников. Государство.
«Государство детям ничего не должно»
«Макарошки стоят всегда одинаково!»
«Россияне сами должны копить себе на пенсию»
«В России нужно отменить государственные пенсию и бесплатную медицину»
«Если вас не устраивают цены, это вы мало зарабатываете, а не цены высокие»
«Можно заменить западные лекарства на аскорбинку и марганцовочку»
«Пока вы платите ипотеку, можете сдать детей в детдом»
«У самозанятых надо забирать весь доход, если они не платят налоги»
Общественность волнуется и возмущается, услышав такие фразы из уст государственных чиновников.
А почему, собственно?
Вы их сами выбираете? Да ладно! Только очень наивный человек может думать, что ЭТИ выборы что-то решают. Говорить вам каждый кандидат будет то, что вы хотите услышать, а делать то, что потребует от него капитал. А когда вы увидите, что результаты его деятельности не совпадают с его словами, или вовсе нет результатов – что вы сможете сделать? Да ничего. Как он был во власти, так и останется.
И протесты ваши, и митинги тоже ничего не решают и никуда не ведут. Тем, кто у власти, отлично и без вас известно, что вы недовольны тем, что цены растут, вам не хватает денег на жизнь, что ваши дети не имеют будущего, что медицина разрушена, что у вас под носом организуют свалки токсичных отходов. Они знают, что вы недовольны. Они ведь сами это всё делают. Так что подготовились заранее. И толку от ваших протестов ноль без палочки.
Как сделать так, чтобы избранная власть была действительно народной, и работала на благо людей, а не толстых кошельков? При нынешнем положении вещей – никак. Чтобы власть была действительно народной, необходимо, чтобы у народа были реальные рычаги управления этой властью. Ни митингами, ни протестами капиталистов не запугаешь, митинги и протесты они сами придумали, чтобы спускать пар. Во Франции вон каждый год по несколько месяцев митингуют, а толку? Чтобы реально управлять властью, нужна реальная возможность отзыва любого представителя власти. Не право – право это пшик, а РЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ.
То есть, если депутат работает плохо, работает не на благо избирателей, нечист на руку, голосует не так, как ему велят, или просто не интересуется жизнью избирателей – у них должна быть ничем не ограниченная возможность убрать этого депутата из власти, отозвать его. И избрать нового. Сразу, чтобы, как говориться, два раза не вставать. Между народом и властью не должно быть никаких ограничительных инстанций.
Поскольку право отзыва не будет ограничено – то и судить о деятельности депутата будут по его делам и их результатам, а не по предвыборным сладким речам. Любые ошибки будут исправляться по ходу дела. Это будет не диктатура денежных мешков, это будет диктатура пролетариата.
А называется такая власть – советской. Это за неё воевали солдаты в Великой Отечественной. Не за яхту Абрамовича, и не за сферическую Россию в вакууме. За нашу советскую родину, за СВОЮ власть. И советская власть может быть только диктатурой пролетариата. Никакой общенародной, как мы убедились, она быть не может. Как только власть перестаёт быть диктатурой пролетариата, она становится диктатурой буржуазии – вот этот урок мы должны извлечь и накрепко усвоить из того, что произошло с СССР. И никогда не повторять больше этой ошибки.
Советы не могут возникнуть из ничего. Исторически они возникли из забастовочных и рабочих комитетов, на волне рабочего движения, борьбы рабочих за свои интересы. И всё, что усиливает и организует эту борьбу – приближает восстановление Советов и их власти. И всё, что способствует солидарности всех трудящихся – приближает. Вот, скоро праздник, 1 мая. Давайте вспомним, что первое мая отмечается как годовщина расстрела рабочей демонстрации в Чикаго, а не по поводу цветочков и открытия дачного сезона. Давайте вспомним, что 1 Мая – это День Солидарности Трудящихся. И не будем больше забывать об этом никогда.
Книги для начинающего политика
Глядя на Дональда Трампа, на строптивую барышню преклонных лет, рвущуюся к власти, на Владимира Вольфовича, крикливо борющегося за русских, и даже на Игоря Коротченко, становится понятно, что в политике есть место для каждого. Но не всё так просто: важно уметь разбираться во многих тонкостях, знать терминологию, общественные настроения и основные принципы столь тонкого ремесла. Для этого нужны жизненный опыт и, если такового не имеется, книги. Возьмем книги людей, которые, так сказать, прикоснулись к политике рукой. Но помни, что труды Пятигорского, Шапиро и Паркинсона тоже никто не отменял.
1. «Сингапурская история. 1965-2000 гг. Из третьего мира — в первый», Ли Куан Ю
В Юго-Восточной Азии есть песчаный остров, на котором нет ничего, кроме миллионного населения. Вокруг более многочисленные соседи, внутри — куча проблем. Даже вода у них не своя, а малайская.
И вот однажды кабинет министров возглавил настоящий мудрец Ли Куан Ю, который за 31 год работы сумел сделать из бедной крохотной страны, известной своей бедностью, многонациональностью и проституцией (третье место после Тайланда и Филиппин в регионе), финансовый, деловой и научный центр Юго-Восточной Азии.
Многие страны брали за эталон Сингапурскую модель, но никто не смог повторить чуда Ли Куан Ю. Как сделать из страны, где единственным ресурсом является человек (заметим, не дешевый труд, а именно человек) высокотехнологичное, развитое государство, которое уже называют государством будущего — именно об этом долгом и тернистом пути пишет Куан Ю. Пишет много и долго, уместив опыт в три десятка лет на тысяче страниц, но история сама по себе очень интересная, да еще и написана хорошо. Так что скучать не придется.
Интересно почитать мнения Куан Ю о международной политике. С его мнением можно не соглашаться, но он одним из первых в мире посоветовал дружить с развивающимся Китаем. Восточный мудрец дает объяснения, почему американская модель невозможна для его чудо-острова, и открывает глаза на тончайшую материю под названием Юго-Восточная Азия и своих недоразвитых (если сравнивать с Сингапуром) соседей. Теперь эти соседи снабжают их фруктами (на острове не выращивают ничего, в силу микроскопичности территории в том числе) и молча завидуют. Шутка ли, в «бананово-лимонном Сингапуре», воспетом Вертинским, ни бананов, ни лимонов не растет.
Это действительно очень поучительная и захватывающая история о том, как один человек может изменить всё, даже в таком сложном, многонациональном, пускай и очень маленьком регионе. Случай беспрецедентный, больше такого не было.
2. «Сравнительные жизнеописания», Плутарх
Вот уж действительно титанический труд, охватывающий колоссальный пласт времени — от мифологических времен до последнего века до н.э. Именно это произведение является основным источником биографий политиков античных времён. Любой уважающий себя историк рано или поздно ссылается на Плутарха.
Уникальность заключается в том, что в пару выдающемуся греку подобран не менее выдающийся римлянин. Подбор героев биографий определялся, по-видимому, соответствием идеалу активного деятеля. В итоге мы имеем масштабный труд, в котором есть двадцать две парные биографии известных политических деятелей — римлян и греков от Тесея до Марка Антония. Плутарх не стремился дать подробное описание жизни своего героя, для него главным было показать великого человека и раскрыть его характер, а это всегда поучительно и ценно.
Плутарх не понаслышке знал, в чем ценность и сложность управления народом, поскольку сам был очень активным и выдающимся общественным деятелем, а также одним из важнейших и влиятельнейших лиц провинции Ахайя, так что стоит отнестись к автору не только как к философу и писателю, но и как к человеку, знающему толк в политике.
3. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», Томас Гоббс
Томас Гоббс политиком не был, он, как и Плутарх, был философом и гуманистом. Зато большинство его трудов касались именно политики и проблем государства. Наряду с Макиавелли и его «Государем», «Левиафан» является крупнейшим политологическим трудом в истории. Конечно, книга была написана в 16 веке, и потому современного читателя может смутить изящный, весьма архаичный слог. Но это нисколько не мешает понять общую суть произведения.
Отталкиваясь от постулатов «война всех против всех» и «человек человеку волк», Гоббс дает свою теорию возникновения государства. Он утверждает, что человек и властитель заключают договор с тем, кто обязуется сохранить свободное использование их прав — государством.
Левиафан — имя библейского чудовища, изображенного как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства.
Долгое время труды Гоббса были запрещены даже на родине, а перевод на русский язык был сожжен. Теперь текст рукописи висит в свободном доступе. С ним можно не соглашаться, спорить, но его изображение государства оказывается довольно точным, и для общего развития прочесть книгу не помешает.
4. «Мягкая сила. Средства достичь успеха в мировой политике», Джозеф Най
Вернемся из седой старины в наши лихие дни — тут туже умеют писать интересные книги. Не беремся говорить, сколько среди наших читателей сторонников неолиберализма, но с понятием «мягкая сила» ознакомиться стоит. В конце концов, от книг Ная не прет такой откровенной русофобией, как от книг другого почтенного старца и маразматика Збигнева Бжезинского, задолбавшего мир своей концепцией американской гегемонии. То ли дело Най, не стесняющийся писать про американский упадок и тщательно старающийся быть адекватным. Не всегда получается, но он старается.
Наю принадлежит само понятие «мягкой силы», которое пусть и критикуется неоконсерваторами, но стало одной из коренных теорий в мировой политике, экономике и дипломатии. Сама книга со столь красноречивым и кричащим заголовком дает объяснение этой концепции. Концепция эта, подобно методу кнута и пряника, делится на жесткую силу (армия и экономика) и мягкую силу (культура, внешняя политика). Най пытается доказать, что такая сила гораздо эффективнее, ибо образ привлекательности страны порой работает лучше торпед. Например, Холодную войну выиграла именно «мягкая сила».
Книгу стоит прочесть каждому начинающему политику. Как минимум для того, чтобы понимать, что власть — это не только большие пушки, но и хитросплетение интриг и работа на имидж.
5. «Исповедь», Михаил Бакунин
Если ты считаешь, что анархизм — это озверевшие ватаги из Гуляйполя под предводительством Батьки Махно, передвигающиеся исключительно на тачанках и затыкающие бутыли самогона кукурузиной, либо же облеванные говнари и панки, протестующие против всего на свете, то Бакунина тебе читать еще рано — достаточно взять словарь и ознакомиться с сутью этого весьма интересного и небезнадежного течения.
Бакунина не зря называют апостолом анархии — в свои идеи он верил до последнего. История написания «Исповеди» достаточно безрадостна. Бакунин половину жизни занимался активной революционной деятельностью, но после провального пражского восстания, многочисленных судов, в которых в срочном порядке смертная казнь менялась на пожизненное заключение, он был выдан батюшке-царю Николаю I, (в народе Палкину), который усадил его в Петропавловскую крепость и заставил на бумаге изложить свой взгляд на революционное движение и славянский вопрос.
Получился чистосердечный рассказ Бакунина о временах, проведенных им во Франции и Германии и участии в заграничных революционных движениях. Книга украшена поучительными советами по внешней и внутренней политике императора Николая I, которая, как мы помним, закончилась обороной Севастополя и полным провалом.
Книга является ценным источником становления революционных настроений в Российской империи, а также ответом на вопрос: что же такое известный русский феномен. Как известно, люди меняются не так сильно и быстро, как того хотелось бы, и потому дух поднятых проблем витает в воздухе.
А вот людям знающим и разбирающимся книгу лучше не трогать. Смотреть на то, как Бакунин изворачивается перед венценосной особой и дискредитирует себя как идеолога, неприятно. Местами очень.
6. «Государь», Николо Макиавелли
Мы уже писали об этой книге в другой подборке, но Макиавелли грех не упомянуть и здесь. Так что если ты пропустил книгу «Государь» в нашем цикле статей о классике, обязательной к прочтению, то в этот раз не проходи мимо.