Как сделать приказ задним числом
Опасно ли оформлять задним числом приказы, акты и другие кадровые документы
Оформление кадровых документов задним числом стало обычной практикой. Её не афишируют, поэтому оценить реальные масштабы сложно. И, вроде бы, ничего страшного — простая формальность. Но когда дело доходит до конфликтов и судебных споров, такая «формальность» превращается в явное нарушение. За нарушения наказывают. А сам документ, который де-факто содержит ложные сведения, признается недействительным. Разберём, в чём именно опасность и каких последствий ждать.
Что не так с документами, оформленными задним числом
Кадровые документы (приказы, акты и прочее) — это юридически значимые документы. Они порождают права и обязанности, официально фиксируют какие-то факты, их используют как судебные доказательства и официальные подтверждения. Все такие документы имеют обязательные реквизиты, и дата — как раз такой реквизит.
Если говорить простым языком, то составление, например, приказа задним числом — это подделка документа. Уже только за это есть и административная по ст. 19.23 КоАП, и уголовная по ст. 327 УК ответственность. И хотя до привлечения по этим статьям, как правило, дело не доходит, другие негативные последствия — тоже серьёзная опасность. Её проще показать на конкретных примерах.
Приём на работу
Основные причины оформления задним числом:
1. Некогда, заболел, отсутствует кадровик, не работает программа и т.п.
2. Надо сначала проверить работника в деле, а потом уже определиться с оформлением.
3. Работник трудится неофициально, но грядёт проверка, и надо его легализовать.
4. Идёт административная проверка или судебный процесс, и нужно представлять документы, которых нет.
Причины важны. Они определяют мотивы и обстоятельства составления документа задним числом. А это влияет на оценку ситуации и ответственность. И ещё один важный момент — сроки, которые прошли от фактического допуска к работе до легализации трудоустройства.
Чем грозит оформление приёма на работу задним числом:
1. Если работник не учитывался при исчислении налогов и взносов, при сдаче отчётности — ждите претензий со стороны налоговиков. Конечно, если факт составления документов задним числом будет выявлен или об этом «расскажут» начисления и отчёты.
2. Если условия трудового договора не совпадут с ожиданиями работниками, он сам может оспорить своё оформление задним числом. Или отомстить работодателю, сообщив о нарушении в трудовую инспекцию. В этом случае проверки не избежать, а значит, могут найти и другие нарушения трудового законодательства. Выявят — статья 5.27 КоАП РФ. Санкции разные — от предупреждения до штрафа. Максимум — 100 тыс. рублей, при повторном нарушении — до 200 тыс. рублей.
3. Фальсификация доказательств по гражданским или административным делам — ст. 303 УК РФ. Ответственность наступит, если документы, оформленные задним числом, будут представлены в качестве доказательств, а фиктивная дата — иметь значение для разрешения спора.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Приказы по работе и увольнению
В этой сфере больше всего нарушений. Как правило, при оформлении задним числом приказов и актов о взысканиях и увольнениях. И эти ситуации явно провоцируют конфликт.
Первая угроза — документ может быть оспорен. Даже особых доводов приводить не потребуется. Достаточно указать, что дата в документе не соответствует реальной дате его издания. Для подтверждения не нужно личного признания. Помогут свидетельские показания, другие (достоверные) документы и (или) экспертиза.
Оспаривание может повлечь разные последствия:
1. Когда вопрос только в юридической силе, недостоверные сведения — основание для признания документа недействительным. Приказ о взыскании отменят, при увольнении — восстановят на работе, если истец этого требует, и обяжут выплатить зарплату. Возможно и возмещение морального вреда.
2. Если в действиях работодателя усмотрят нарушения трудового законодательства, а их, как правило, несложно выявить, то не избежать ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
3. Если документ используется как доказательство — его не примут.
4. Если составлялся как доказательство — грозит уголовная ответственность по ст. 303 УК РФ.
Оспорить приказ можно только при условии, что он нарушает права заявителя. Если этого нет, то оформленный задним числом документ не будет поводом для обращения в суд. Более того, в такой ситуации появляется возможность использовать сильный аргумент — оформление задним числом не нарушало, а восстанавливало нарушенные права. Но, с другой стороны, в таких делах приказы и акты — это лишь свидетельства нарушения, а оспаривается, как правило, сам порядок наложения взыскания или увольнения. Выявленные при этом нарушения, в итоге, становятся основаниями для отмены приказа.
Крайне опасно оформлять документы задним числом для их представления в суд или в контролирующие органы. Здесь прямая угроза уголовной ответственности. Но даже если суд просто не примет такие доказательства, поставит их под сомнение — это уже высокая вероятность проигрыша дела для техтем, кто их представил.
Коротко:
1. Дата в приказе, акте и т.п. документе — обязательный реквизит. Если он не соответствует действительности — документ фиктивный.
2. Фиктивный документ можно оспорить.
3. За подделку документов есть административная и уголовная ответственность.
4. Для оценки опасности оформления задним числом кадровых документов нужно анализировать, как и для чего будет использоваться документ, а также возможные последствия. Но в 99% случаев риск не оправдан.
Статья актуальна на 03.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Оформление документов задним числом
Иногда кадровику просто необходимо сделать приказ задним числом, но в журнале регистрации все записи идут по-порядку и свободных номеров уже нет. Однако, выход из данной ситуации найти можно. Способ исправления ситуации будет зависеть от того, каким образом ведется журнал – в электронном или бумажном виде. В статье рассмотрим, как происходит оформление документов задним числом при ведении журнала регистрации в электронном виде и на бумаге.
Нумерация приказов в пределах дня
В электронном журнале в день можно регистрировать большое количество документов. И если в памяти программы сохранится информация об изменении какого-либо файла, то ничего страшного в этом не будет. Такие данные при проверке трудинспекцией выявлены не будут, а обнаружить это смогут только следственные органы.
Таким способом удобно пользоваться, если документы нумеруются в пределах одного дня.Приказу присваивают номер, состоящий из кода дня и порядкового номера документа. Например, если документ составлен 5 октября, то первые цифры номера могут быть 0510, а далее идет порядковый номер приказа, то есть 051001, 051002. На следующий день первые цифры будут уже иными – 0610, а порядковый номер начнется заново, то есть 061001, 061002 и т.д. При такой системе появится возможность зарегистрировать документ задним числом, несмотря на то, что он поступил позже и нумерация уже продолжилась. Это удобно делать в электронном журнале.
Например, у приказа, который кадровик регистрирует 4 августа, будет номер 04081, где 0408 – это четвертое августа, а 1 – порядковый номер приказа, который зарегистрирован первым. 5 августа будет другой код дня 0508, а вторая часть кода регистрации начнется заново – с номера 1. Такая система позволит зарегистрировать приказ определенным днем в электронном журнале, даже если документ принесли поздно и нумерация ушла вперед. Кодовые обозначения даты могут быть любыми. Допускается указание кода дня как перед порядковым номером, так и после него, например, через дефис или через дробь. Собственную систему нумерации можно закрепить путем издания специального приказа (Читайте также статью ⇒ Нумерация приказов в кадровом делопроизводстве).
Преимущества | Недостатки |
Такой способ позволяет присвоить номер таким приказом, которые нужно было зарегистрировать несколько дней назад Не потребуется бронировать номера заранее | Подходит такой способ только для журнала в электронном виде Система нумерации меняется, но только один раз |
Оформление документов задним числом в бумажном журнале
Если журнал учета в организации ведется в бумажном виде, то при необходимости новые строки в нем просто появиться не могут. А если потребуется внести запись задним числом, то в строке дополнительно придется отчертить поля. Поэтому, чтобы такого не возникало, между строками, в которых регистрируются приказы, можно делать отступы. А при необходимости вносить в них нужную запись (Читайте также статью ⇒ Журнал регистрации приказов).
Преимущества | Недостатки |
Система нумерации остается прежней Для нового номера можно добавить префикс (например, /1 или /А) | При последовательной нумерации приказов найти тот, что был создан задним числом очень просто, так как они отличаются (например №123/1) Инспектор при проверке может сделать замечание о некорректной нумерации документов |
Такой метод заключается в резерве номеров в книге регистрации на тот случай, если документ поступит позже. Бронирование оправдано в том случае, если есть уверенность в том, что директор подпишет приказ. Подходит данный способ и для ведения журналов в бумажном виде и для электронных журналов.
Преимущества | Недостатки |
Отсутствует необходимость менять нумерацию Можно зарегистрировать документ задним числом | Номер может быть забронирован, а документ так и не поступить. В этом случае в книге появляются неиспользованные номера |
Важно! Если номера забронированы, а приказ так и не издан, а по следующим номерам уже зафиксированы новые приказы, то номер придется аннулировать. Для этого необходимо в графе «Примечание» сделать отметку: «Номер оставлен ошибочно и аннулирован». В бумажном варианте журнала начальник отдела кадров данную запись заверяет своей подписью.
Как свести к минимуму оформление документов задним числом
Постоянная регистрация документов задним числом не должна войти в практику компании. Если при проверке возникнет подозрение, что документ составлен задним числом, то могут выставить претензии. Согласно правил делопроизводства, документы должны быть зарегистрированы в тот же день, в какой их подписали и утвердили. Если постоянно возникает необходимость в регистрации задним числом, то необходимо выяснить причину этого и постараться ее устранить. К основным причинам можно отнести следующие:
Ответственность работодателя
Работодателю следует помнить, что за оформление документов задним числом, за подлог документов, предусматривается уголовная ответственность (292 УК РФ), включая лишение свободы до 2 лет. Причем уголовная ответственность грозит директору, а не кадровому работнику.Так как кадровик отвечает только за регистрацию документа. А ответственным за издание документов является директор.
Заключение
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Почему документы, оформленные задним числом, – это опасно?
Для всех документов дата – это особый реквизит, который обеспечивает его юридическую силу. В связи с этим в зависимости от типа и назначения документа могут менять требования к оформлению и назначению даты на нем. Именно поэтому важно знать, как и для чего в документах прописываются даты, а также чем может грозить их своевольное изменение. Но обо всем по порядку.
Правила оформления документов
В любом делопроизводстве документы имеют ключевое значение. Каждый из них проходит несколько этапов – от заполнения до занесения в архив. Когда в организации ведется учет большого количества документов, тогда возникает необходимость составления реестра. Каждый документ будет учтен и отображен в этом перечне. Сотрудники организации всегда смогут найти его и использовать в дальнейшей работе.
Ведение реестра определяют законы РФ «О порядке ведения реестра документов для ООО» и «О реестре». В них описаны какие типы документов должны быть внесены в реестр компании, а также формы их оформления и хранения.
Реестр значительно упрощает работу со всеми документами организации, как входящими, так и исходящими. Он включает в себя описание документов, которое позволяет сотруднику найти нужный из них, а также информацию о том, что в нем собственно находится. Эти данные помогут определить кому и когда был выдан документ.
Таким образом, можно выделить основные задачи ведения реестра:
Для быстрого поиска записи в реестре ведутся в хронологическом порядке. Если его оформлением и учетом в различные периоды времени занимались разные люди, то в последней графе должно быть указано, кем была внесена последняя запись.
Реестр подразумевает проверку документов, которые подлежат учету. Каждому присваивается индивидуальный регистрационный номер, а также туда вносится подробная информация о сотрудниках, которые когда-либо занимались этим документом. Прежде чем вносить конкретный документ в реестр его необходимо проверить и определить не содержится ли в нем нарушения.
Сегодня ведением реестра занимаются, как начинающие предприниматели, так и крупные именитые организации. Это связано с его главным преимуществом – поиск нужного документа занимает считанные минуты. Корректно оформленный реестр позволяет в максимально сжатые сроки отправить уведомление, найти необходимый документ для работы или для отчетности (в случае требования налоговой инспекции). Это выводит работу компании на новый уровень. Если всё же организация не ведет реестр, то этот факт никак не будет отмечен законодательными органами. Отсутствие реестра не влечет штрафа или другого рода наказаний. Это больше необходимо самой компании. За многие годы работы может накопиться большое количество документов, а если сотрудник подразделения по надзору потребует один из них и не получит его, тогда у предпринимателя могут возникнуть большие проблемы.
Причины, по которым документы оформляются задним числом
Сперва необходимо отметить, что достаточно часто можно столкнуться с понятием «оформить/подписать задним числом». Но что это значит для самого процесса документооборота и каким образом влияет на лиц, работающих с ними.
В целом, можно смело заключить, что документ, оформленный задним числом, является поддельным. Для лица, использовавшего такой документ, может наступить административная или уголовная ответственность. Первая регламентируется ст. 19.23 кодекса РФ об административных правонарушениях, вторая – ст. 327 УК РФ. Ответственность наступает только за подделку документов, которые удостоверяют личность или подтверждают права. Например, если при трудоустройстве работник предоставил поддельные документы, руководитель компании должен поставить в известность органы внутренних дел о выявленном нарушении. Также контролирующие органы могут выявить факт нарушения с документами, которые содержат перечень структурных подразделений, наименование должностей, информацию о количестве сотрудников.
Дата документа, вступающего в силу, должна соответствовать дате приказа.
Если же документ, оформленный задним числом, не является подделкой именно официального документа, тогда работодатель – невиновное лицо. Этим пользуются недобросовестные руководители, которые поручают «переделку» различного рода документов специалистам кадровой службы или же бухгалтерам.
Важно понимать, что за кадровые документы, оформленные задним числом, ни административная, ни уголовная ответственность не предусмотрена. Однако такого рода документ легко оспаривается судом с помощью экспертизы.
Например, налоговая проверка может не признать документ с измененной датой или фальсифицированной подписью. Это приведет к тому, что указанные расходы на оплату труда будут аннулированы, так как все издержки компании должны быть подтверждены документально.
В любом случае документ, подписанный задним числом, определяет его в разряд подложных. Ведь указанная дата не соответствует реальной и не подтверждает установленные договоренности сторон. Статья 186 гражданско-процессуального кодекса РФ предусматривает назначение экспертизы в случае возникновения подозрений в отношении достоверности представленных фактов. В этом случае назначается судебно-техническая экспертиза, которая определяет дату составления документа. Она проводит исследование чернил, оттиска печати. В результате анализа эксперт определяет соответствие указанной даты реальной.
Уголовная ответственность за оформление документов задним числом
Как было сказано выше, уголовная ответственность определяется статьей 327 уголовного кодекса РФ. Сюда входит подделка официальных документов, которые предоставляют права или освобождают от обязанностей, с целью использования или сбыта. Уголовная ответственность наступает не только за подделку документов, но и наград, а также штампов, печатей и бланков.
Наказания за эти преступления:
За использование поддельных документов предусмотрен:
Опасность преступления заключается в том, что документ предоставляет определенные права или освобождает от конкретных обязанностей.
В связи с этим если при трудоустройстве человека выявлена поддельная трудовая книжка или иной документ (аттестат, диплом), работодатель должен известить контролирующие органы о выявленном нарушении.
Работа должностного лица определяется либо Должностной Инструкцией, либо напрямую законом. Так, личная заинтересованность сотрудника может привести к так называемому служебному подлогу. Данное преступление регламентируется статьей 292 УК РФ. Например, в зачетную книжку были внесены ложные сведения (преподаватель получил взятку) или в отчетный реестр добавлены сведения о несуществующих расходах (бухгалтер присваивает себе денежные средства), трудоустроен родственник директора, не имеющий должного образования и другое. Здесь представлены примеры сотрудников, имеющих личную заинтересованность. За такое преступление предусмотрено наказание до 4-х лет лишения свободы, а также исключение возможности занимать определенные должности.
Почему нельзя оформлять документы об образовании задним числом
Для лучшего понимания принципов работы с документами и их датированием остановимся на конкретном случае документов с измененной датой. Рассмотрим в качестве примера документы об образовании, подписанные задним числом. Как было указано выше, такой документ будет относиться к разряду подложных, поскольку проставленная дата не соответствует действительной. Это говорит о том, что договоренности сторон не подтверждены документально. Такой документ легко оспорит судебно-техническая экспертиза и признает его недействительным. Организация, которая выдает такого рода документы и сертификаты является мошеннической.
Сегодня работодатель предъявляет высокие требования к потенциальным работникам. Для того, чтобы им соответствовать люди получают среднее, высшее образование, проходят курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки. Предоставление диплома, сертификата, подписанного задним числом (иначе подложного документа) может стать основанием для прекращения трудового договора по инициативе работодателя. Например, если при вступлении в должность, документ был принят, то при проверке органами надзора его могут отправить на дополнительную экспертизу.
Также если организация выдает документ, подписанный задним числом, значит на данный момент она может быть лишена лицензии. Необходимо всегда проверять актуальность лицензии, это можно сделать на сайте Рособрнадзора. В случае проверки диплом, сертификат, удостоверение, выданные учреждением без лицензии, будут считаться фальшивым.
В настоящее время проверки выявляют большое число поддельных документов в системе дополнительного профессионального образования. Как правильно выбрать центр?
Человек в поиске дистанционных образовательных курсов легко может попасться на уловки мошенников. Как обезопасить себя от этого?
В первую очередь необходимо обратить внимание на стоимость курса. Если повышение квалификации стоит не больше 2000 рублей, а переподготовка около 15000, вас скорее всего хотят обмануть. Значит, придется дополнительно оплачивать зачеты, пересдачи, бланки, справки и т.д. Также некоторые документы об образовании просто бесполезны без выписок, сертификатов, удостоверений. А чтобы все это получить, организация-мошенник заставит вас заплатить и за это.
Во вторую очередь, необходимо изучить всю представленную документацию об организации: ИНН, ОГРН, наличие лицензии, почтовый адрес, реквизиты и др. Обязательным пунктом является изучение договора. Мошенники часто указывают, что они оказывают «посреднические услуги», «услуга по предоставлению доступа к базе знаний» и др.
Человек узнает о дополнительной оплате после разговора с сотрудником учреждения, поскольку о ней могли в договоре и не сказать. Поэтому прежде чем подписывать документ, необходимо все тщательно проверить, связаться с сотрудниками и уточнить все нюансы.
Еще один важный момент – условия расторжения договора. Слушатель, который отказывается дополнительно за что-то заплатить (тест, зачет и др.), может остаться и без денег, и без документа об образовании.
ФРДО и документы, оформленные задним числом
С 29 июня 2021 года в силу вступает статья 19.30.2, которая вводит штрафные санкции за неверное предоставление или же не предоставление данных об образовательных документах в реестр ФРДО. Штрафы грозят как организациям в целом, так и должностным лицам.
Кроме того, образовательные организации должны вносить данные в течение шести месяцев с момента выдачи соответствующих документов. Все эти факторы делают невозможным внесение в ФРДО документов, которые были оформлены задним числом. Для начала стоит отметить, что сами организации могут быть не заинтересованы в том, чтобы предоставлять информацию, тем самым афишируя свою незаконную деятельность надзорным органам. Кроме того, за несоблюдение сроков им грозят следующие штрафы:
На что еще следует обратить внимание?
Как выбрать центр дополнительного профессионального образования (ДПО)?
Для начала отметим плюсы негосударственных образовательных учреждений:
Чтобы выбрать центр обучения нужно:
Проверьте каждый центр, который выдает вам поисковая система, по этим пунктам. Только в этом случае вы легко сможете выбрать учреждение, которое предоставит вам качественное образование и диплом, сертификат установленного образца.
Почему стоит выбрать АНО ДПО «СНТА»:
Экспертиза давности (точнее судебно-техническая экспертиза документа) может проводиться как в отношении документа в целом («абсолютная давность», например, на соответствие фактической даты изготовления расписки дате, на ней указанной), так и на предмет выяснения того, какая часть документа была выполнена раньше другой («относительная давность», к примеру, что было написано раньше – текст расписки или подпись под ней?).
Эксперт дает заключение на основании результатов проведенных исследований, руководствуясь своими специальными знаниями (ст.7 ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ»). Никаких нормативных актов, утверждающих использование конкретных методик для определения давности составления документов, на сегодняшний день не существует! Эксперт при определении давности составления документа руководствуется научными данными, которые выбирает по сути на свое усмотрение – существует некоторое количество запатентованных, но не имеющих серьезного научного обоснования, методик – на это нужно особое обратить внимание, когда экспертиза поручена не лаборатории Минюста, а сторонней организации.
На сегодняшний день общепризнанной и рекомендованной Минюстом является методика «Определения давности выполнения реквизитов в документах по относительному содержанию в штрихах летучих растворителей», авторами которой являются Э.А. Тросман, Г.С. Бежанишвили, Н.А. Батыгина (метод газо-жидкостной хроматографии).
Я не эксперт-криминалист, а юрист-практик, поэтому не буду утомлять теоретическими вопросами об особенностях различных методов проведения этой экспертизы, а постараюсь дать практические рекомендации, которые определил для себя сам. Экспертиза давности изготовления документа достаточно дорогостоящая, поэтому нужно хотя бы примерно понимать, есть ли шанс получить оплаченный результат.
— пригоден для документов, хранившихся при температуре +20-25 градусов Цельсия, при влажности 30-60%, в отсутствие источника света (в стопке документов, в шкафу). То есть так, как и должен храниться документ в нормальных условиях.
— пригоден для документов, реквизиты которых выполнены как шариковой, так и гелевой (капиллярной) ручкой (то есть, чернилами). На практике существует устаревшее мнение, что чернила для гелевых ручек не подлежат исследованию по данной методике! В этом можно легко убедиться в суде – фальсификаторы необычайно любят писать документы именно гелевыми ручками, в обычной жизни не очень удобными и редко применяемыми. Однако, согласно п.6.1 Методики реквизиты, выполненные чернилами (например, для гелевых ручек) непригодны для исследования только тогда, когда возраст документа два года и более! Текст, напечатанный на лазерном принтере для исследования не пригоден, только на струйном (если такие еще остались). Сама бумага на возраст не исследуется.
— не пригоден в случае, если документ подвергали агрессивному (как правило) температурному воздействию. Да, для ускорения исчезновения «летучих веществ» документы гладят утюгом через тряпку, сушат на батарее, располагают под настольной лампой и так далее.
— предполагает разрушение документа (штрихи для анализа попросту вырезаются из него, нужно не менее 3 штрихов при общей их протяженности от 30 мм)
Собственно, выводы:
— Ключевым условием успеха фальсификатора является количество времени, прошедшее после изготовления документа и до предъявления его на экспертизу. Чем дольше документ «отлежался» на полке (желательно от двух лет), тем меньше вероятность того, что эксперт установит дату его реального изготовления. И агрессивных методов воздействия не нужно. Поэтому, если есть основания полагать, что документ фактически изготовлен достаточно давно – от двух лет и более назад, то стоит всерьез подумать о целесообразности назначения (и оплаты!) экспертизы давности;
— Если документ готовили в спешке – например, ответчик просит приобщить к материалам дела расписку, которая в указанную в ней дату заведомо не составлялась, то «отлежаться» на полке этот документ явно не успел. Если же ответчик прибегнул к искусственному его состариванию (гладил утюгом, сушил под лампой или на батарее), то это обстоятельство эксперт установить сможет, причем достоверно. Поэтому можно всерьез подумать об экспертизе давности – вывод о агрессивном воздействии на документ (даже при невозможности установить дату его изготовления) равнозначен выводу о фальсификации доказательства. Пример – вот это определение АС Челябинской области по делу о банкротстве.
— Следует иметь ввиду, что никаких гарантий установления давности выполнения реквизитов документа даже при использовании методики Минюста, к сожалению, нет. Поскольку речь всегда идет о конкретном документе, где была использована определенная паста (чернила), который хранился определенным образом и подвергался определенному воздействию.
Примеры из практики, этот тезис подтверждающие: