Как сделать путеводитель для проекта

Как написать авторский путеводитель

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проекта

Составление путеводителя: с чего начать

Главные задачи автора – соблюдать точность при описании объектов и фактов, выдерживать оригинальный авторский стиль, показать личный взгляд на предмет и добавить интригу.

Что включить в путеводитель

Кроме исторических и культурных объектов, в содержание путеводителя могут входить и сведения о более приземленных вещах – лучших гостиницах, магазинах, кафе (с особенностями меню), ценах на билеты в музеи, в развлекательные заведения и так далее.

Актуальны будут описания сезонных и культовых событий, например, городских фестивалей, а также схемы пеших прогулок по интересным местам. Если вы снабдите их подробными картами, туристы будут вам благодарны.

Особое внимание уделите иллюстрациям – не поленитесь нанять профессионального фотографа. Качественное оформление путеводителя – один из важных аспектов его успеха у читательской аудитории.

Виды путеводителей

Характер контента печатного гида во многом зависит от его направленности.

Путеводитель по стране

Опишите самые известные старинные храмы, замки, древние памятники архитектуры и природные заповедники. Важно включить в книгу и популярные маршруты для туристов, и малоизвестные «тропы». Объясните читателю, как удобнее добираться до ключевых объектов и укажите примерное время в пути.

Путеводитель по городу

Не стремитесь подробно описывать каждую достопримечательность. Сконцентрируйтесь на самых необычных – экспозиции с редкими экспонатами, авторские кофейни, рестораны с особыми фирменными блюдами, культовые для города объекты, характеризующие его историю и современность.

Краеведческий путеводитель

Кроме горных, лесных, водных, конных, автомобильных и пеших маршрутов, в нем должны присутствовать интересные факты и легенды об истории края, флоре и фауне. Практические советы, включающие подробные планы маршрутов и особенности их прохождения, не менее важны.

Гастрономический путеводитель

В зависимости от региона, в него можно включить винодельческие маршруты и гастрономические туры, описание лучших таверн, ресторанов и пивоварен, советы при выборе характерных для местности блюд.

Путеводитель по легендам

Особенно актуален, если город традиционно туристический. Искренний интерес к выбранной теме поможет вам составить маршруты по самым загадочным местам, с которыми связаны городские легенды. Таинственная изнанка привычного города всегда вызывает повышенный интерес.

Литературный путеводитель

Составление такого справочника потребует от вас исключительного знания литературы и истории. Маршруты, включенные в литературный путеводитель, обычно связаны с жизнью и творчеством известных писателей и героев их книг. Помните, что разработка путеводителя – это научная и творческая работа в пропорциях 50 на 50.

Для чего нужны путеводители? Чтобы не просто сориентировать туриста в незнакомом городе или стране, а зарядить его эмоциями и «влюбить» в определенный город или страну. Ваша книга должна давать четкий и очень подробный ответ на вопрос: почему сюда непременно стоит приехать?

Источник

Разработка путеводителя по родному краю

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кумарейская средняя общеобразовательная школа

Научно-практическая конференция «Байкальское кольцо»

Путешествие по родному краю

конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Эколого-краеведческий путеводитель Исаковой Галины Борисовны, обучающейся 8 класса МБОУ Кумарейская СОШ

Адрес МБОУ Кумарейская СОШ: 666397, Иркутская, Балаганский, с. Кумарейка, Школьная,1

Руководитель: Москалева Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кумарейская СОШ

Физико-географическая характеристика района исследования….…..с.5

2.2.Географическое положение и климат села Кумарейка…..…. с.9

3. Описание маршрута эколого-краеведческого путеводителя…с.14 4 Заключение………………………………………………………………. …..с.. 16 5. Библиографический список…………………………………………………..с. 17 6. Приложение……………………………..…………………………………….с.1 9

Родина моя, родниковая,

С тихою, ласковой речкой,

С солнцем нагретым крылечком,

С садом вишневым цветущим,

С тропинкою, в путь зовущей.

Одна у меня ты, единая,

Поэтому так и любимая!

Каждый русский человек любит свою родину – свой родной город, село, свою улицу, на которой провел детство. Любящий свою родину человек изучает историю родного края, старается учиться и трудиться с пользой для его развития и процветания. Изучение истории родного края, его культуры помогает человеку стать образованным и культурным.

Родничок, род, родные края, Родина. Добрые, теплые, согревающие душу слова. Чтобы накрепко связаться с родными местами, надо их узнать, познать прошлое и настоящее своего края. А это значит, что знакомство с историей своей Родины надо начинать с истории своей семьи, своей деревни, своего района.

Моя малая родина – село Кумарейка. Я родилась и живу в этом месте. Здесь родились и похоронены мои предки, здесь живут родные и близкие мне люди. Кумарейка – маленький уголок России. И в нем, как в зеркале, отразилась вся история моей многострадальной Родины.

Не надо ездить далеко, чтобы увидеть интересные места и отдохнуть, достаточно хорошо посмотреть вокруг и понять, что рядом с нами полно прекрасных исторических и природных памятников. Именно поэтому я заинтересовалась возможностью создать эколого-краеведческий путеводитель по родному селу. Еще одна из причин создания путеводителя то, что в наше село часто приезжают к сельчанам гости, особенно летом.

Актуальность темы в том, что в настоящее время у нас, молодого поколения, возрос интерес к изучению краеведения. Краеведение располагает богатейшими возможностями формирования у учащихся патриотических чувств, вызывает живой интерес к природе родного края, к людям, традициям, культурным и другим ценностям малой Родины.

Материалом для данной работы послужили материалы, собранные в процессе изучения соответствующей литературы, воспоминания старейших жителей села Кумарейка, а также результаты анкетирования обучающихся и сельчан.

Новизна работы заключается в том, что путеводитель является своеобразным сборником всей информации о селе Кумарейка, собранной ранее: от исторической справки до природных памятников.

Все сказанное позволяет определить цель работы : создание путеводителя по селу Кумарейка через изучение и систематизацию информации об эколого-краеведческих достопримечательностях родного села.

Для успешного завершения проекта необходимо было решить следующие основные задачи:

— собрать и обобщить информацию об истории поселения, топонимике, его природных особенностях, своеобразии населения и культуры;

— изучить взаимоотношение этноса и природной среды;

— собрать демонстрационный материал: сделать фотографии, составить картосхемы, подготовить компьютерную презентацию.

В этой работе, в основном, использован материал из личных архивов местных жителей, а также информация из бесед со старожилами.

Назначение этого путеводителя:

— знакомство с историей образования Кумарейского поселения;

— знакомство с удивительной природой и достопримечательностями, которые окружают нас.

Этот путеводитель рекомендуется для всех, кто неравнодушен к сельской местности: для жителей слободы, чтобы они по-новому взглянули на неё, поняли, в каком красивом месте мы живём; для людей, которые впервые посетили нашу местность; для предпринимателей, которые бы увидели возможно перспективы для развития бизнеса.

Уверены, что, прочитав эту работу, Вам захочется посетить наши Кумарейские просторы.

Мы приглашаем Вас в путешествие по нашей малой Родине!

2. Физико-географическая характеристика района исследования

Наше село образовалось около 200 лет назад. Первыми жителями стали братья Рютины. Позднее появился Балаганов. Их основным занятием стало охота и рыбалка, благо сибирский край был богат пушниной, дичью, зверем, рыбой.

Через много лет на селе был открыт рудник, на котором выплавляли медь. Стали люди добывать точильный камень, как для хозяйственных нужд, так и в небольших количествах на продажу. Делали посуду из глины, привезенной из соседнего села Шарагай, так как она обладала лучшими свойствами, нежели своя. Кстати до сих пор в Кумарейке не найдено такой глины. Из бересты изготавливали посуду, солонки, туеса, короба и многое другое, и сейчас есть люди увлекающиеся этим ремеслом. Была построена дегтярня, где гнали деготь.

В 1929 году в Кумарейке образовался колхоз «Таежник», председателем которого был Пантелеев Елизар, а потом, как вспоминает Савинова Мария Ильинична, колхоз «Интернационал». К тому времени в селе было 44 двора. Ровно через два года была открыта начальная школа, а первым учителем был Белькевич Степан Степанович. Проработав 20 лет в Кумарейке, он переехал в соседнее село Шарагай поднимать школу.

В годы ВОВ мужчины ушли на фронт, сельчанам приходилось трудно, о в засушливые неурожайные годы. Пантелеева А.И. рассказывает: «Ели крапиву, луковицы саранок, месяцами не видели хлеба. В 1941-1942 г.г. не учпели выкопать всю картошку, не хватало рабочих рук. Картошка осталась под снегом, но и это не преграда для голодающего человека – выкапывали ее из-под снега и пекли лепешки. Разрешали молотить зеленую рожь, давать ее понемногу колхозникам, правда, совсем мало, чтобы не объелись. Так и выживали» [ 1 ].

Воспоминания Савиновой Марии Ильиничны, 1929 г.р.:

« Родители Медведевы Евдокия Ивановна (1885г.р.) и Илья Федорович (? Г.р.) родились в деревне Москалево, находившейся от Кумарейки в нескольких километрах. Были раньше и другие деревни ниже от Кумарейки: Рютино, Развожжаево, Балаганово. Все эти деревни затопили при строительстве Братского водохранилища Я родилась здесь в Кумарейке, в семье было 12 детей. Закончила 2 класса Кумарейской школы, дальше учиться не пришлось, стала работать с 10 лет в колхозе, в 17 лет вышла замуж за Савинова Капитона Васильевича, вместе учились в школе, вместе работали на полях. Работала огородницей, пахала на полях, в 1956 году устроилась работать санитаркой в только что построенном фельдшерско-акушерском пункте, где и проработала 26 лет. После войны сюда ссылали детей репрессированных родителей, среди приезжего населения было много судимых. В селе живут люди многих национальностей, в основном русские, но есть и украинцы, белорусы, молдаване, чуваши, татары, литовцы, немцы, марийцы, башкиры, гагаузы, буряты и др. [ 1 ].

В 1954 году началось активное строительство села, появился кумарейский филиал Приангарского химлесхоза и леспромхоз, директором которого был тогда Виктор Гусев. В связи с этим к 1962 году появилось много новых рабочих мест, люди стали лучше жить. Село росло, количество жителей стремительно увеличивалось, так как во время кампании, связанной со строительством Братского водохранилища, многие люди приезжали из разных уголков страны на великую стройку в поисках лучшей жизни. Не всем тогда хватило домов, рыли землянки, утепляли их, чем могли, топили буржуйки почти круглые сутки, и сельчане помогали. В следующие годы построили временные двухквартирные дома по улице Первомайской. Строить было тяжело, ведь приходилось вырубать и выкорчёвывать деревья. В этих домах люди живут до сих пор, в основном это старики. Вот как об этом вспоминает Савинова Мария Ильинична: «Люди жили в маленьких времянках, состоящих их прихожей-кухни, зал и спальня. Площадь такой квартиры была 30 квадратных метров. Дома разрешали строить именно маленькими, потому что люди приезжали на время строительства Братской ГЭС, но многие осели здесь на многие годы. Со временем стали строить большие дома, разрабатывать земли [ 1 ].

Большая часть Кумарейки попала в зону затопления, многим пришлось переселяться в более безопасное место. Нынешняя Старая, как называют в народе, Кумарейка, на сегодняшний момент всего несколько домов на берегу при въезде в село, это и есть часть Кумарейки до затопления. Переехали жить сюда и жители близлежащих деревень, попавших в зону затопления: Березово, Москалево, Рютино, Горный Куй. Люди перевозили с собой не только вещи, но и свои дома, так улица Заречная состоит из домов из села Березово. А на месте этого села еще сохранились незатопленные остатки ограждений, развалины нескольких изб. Сейчас люди едят туда на сенокос, собирают одичавшую смородину, разросшуюся на месте приусадебных участков.

В 1964 году начали строить новую 8-летнюю школу, через год ее сдали в эксплуатацию, а через несколько лет в связи с большим количеством учеников ее пришлось пристраивать, школа стала средней.

Вообще, 60-70 году – это годы расцвета Кумарейки. Активно строилось жилье, магазины. В 1965 году появился аэропорт, баня, просуществовавшие до начала 90-х. теперь по обеим сторонам бывшего аэропорта построены новые улицы (Портовая, часть Заречной), детская игровая площадка. Но название аэропорт до сих пор употребляется в речи практически всех сельчан от мала до велика.

В 1966 году построена контора, а еще через год большой гараж и Дом культуры, работающий и сейчас, благодаря государственной программе «100 лучших домов Культуры» обновленный и капитально отремонтированный.

В 1971 году начал действовать детский сад, была открыта хлебопекарня, в 1973 году открыт сладпром, построен ледник, а к 1983 году при детском саде открыли ясли.

Сохранилась историческая справка об образовании Кумарейского сельского Совета, выданная главой сельской администрации Смирновой Ольгой Ивановной еще в 2004 году краеведам Кумарейской школы. В ней сообщается:

«Кумарейский сельский Совет депутатов и трудящихся Усть –Удинского района образован 2 марта 1971 года на основании решения Иркутского областного Совета депутатов трудящихся №144 от 2 марта 1971 года. В состав сельского Совета входили населенные пункты – с. Кумарейка, п. Березовый, п. Горный, в которых проживали работники Коновалосвкого леспромхоза, сплавной участок Заярская сплавная контора, производственный участок «Кумарейский» Приангарского химлесхоза и Тарасовского лесничества Балаганского лесхоза. Основные направления деятельности предприятий – заготовка древесины и добыча живицы.

В 1973 году в связи с укрепление лесных поселков были закрыты поселки Березовый и Горный.

С 7 октября 1977 года сельский Совет депутатов трудящихся преобразовался в Совет народных депутатов. Сельский Совет осуществляет контроль за экономическим и социальным развитие предприятий и организаций, расположенных на территории Совета. В их состав входили:

Удинский сплавной участок;

Производственный участок «Кумарейский» Приангарского химлесхоза;

Кадинское лесничесвто Балаганского лесхоза;

Горно-Куйское лесничество Балаганского лесхоза;

Источник

Творческий проект «Создание путеводителя и экскурсионных маршрутов в реальном и виртуальном пространстве»

Творческий проект «Создание путеводителя и экскурсионных маршрутов по Кижингинскому району в реальном и виртуальном пространстве»

С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. А наш родной край кажется таким малоприметным, серым и скучным, что о нём и говорить, кажется, нечего. Лишь с возрастом человек начинает понимать и чувствовать скромную красоту родных лесов и полей, волнующую тихую голубизну наших рек и озер, видеть поэзию в названиях сел и деревень. Хотелось бы, чтобы открытие каждым человеком своего края состоялось как можно раньше, и интерес этот сохранялся как можно дольше!

Поэтому наш проект мы назвали: «Создание путеводителя и экскурсионных маршрутов по Кижингинскому району в реальном и виртуальном пространстве».

Мы считаем, что наш проект посодействует в развитии туризма в районе, создаст информационный ресурс для реальных и виртуальных экскурсионных маршрутов. Сделает доступным для широкого круга людей, в том числе и людям с ограниченными возможностями краеведческий, историко-культурный материал, накопленный краеведами, учителями, и просто людьми, увлеченных историей своего края через разработку и проведение пешеходных, автобусных и виртуальных экскурсий по родному краю.

Цель проекта: Разработка путеводителя и экскурсионных маршрутов по Кижингинскому району в реальном и виртуальном пространстве.

1. Выявить достопримечательности Кижингинского района

2. Разработать экскурсионные маршруты по данным достопримечательностям в разных вариантах, сопровождаемые текстами экскурсий

3. Создание и оформление путеводителя по району

Ресурсное обеспечение проекта

1. Творческие и исследовательские работы по краеведению, истории, флоре и фауне Кижингинского района

2. Выход в Интернет из школьного кабинета информатики и ИКТ

3. Возможность выездов в районные и республиканские архивы и музеи

4. Связь со школьными, поселковыми музеями, народными ансамблями, сельскими домами культуры района, базами отдыха, таких как Оротский аршан

5. Тесная связь с местным и районным органами власти, советом ветеранов, средствами массовой информации

6. Спонсорская помощь общественных организаций и выпускников школы.

7. Школьные, сельские и районные библиотеки

8. Связь со школьниками нашего района и школьниками из других районов Республики ( в частности Еравнинского района), а также учащимися школы № 60 социальной адаптации детей-инвалидов и др.

Как видим, широкий спектр возможностей, которые нужно грамотно использовать для реализации поставленных цели и задач.

Требуемое оборудование для проведения проекта

Работа по разработке маршрута предполагает несколько этапов: подготовительный, практический (основной), аналитический (обобщающий). Каждый из этапов включает пошаговые действия, обеспечивающие результативность работы.

I. Подготовительный этап:

1. Изучение специальной литературы по составлению и проведению экскурсий, проанализировать опыт создания экскурсионного маршрута с целью формирования экскурсионной и экологической культуры.

2. Создание информационного ресурса по краеведению, истории, культуре, флоре и фауне Кижингинского района

3. Выявление экскурсионных объектов для создания маршрутов.

4. Определение круга лиц для сотрудничества по созданию маршрутов

5. Разработка программы деятельности

Создание творческих групп по направлению проекта

Создание веб-сайта «Путеводитель по Кижингинскому району»

Выпуск буклетов и путеводителя по проекту

Апробация экскурсионных маршрутов на учащихся района, районов Республики, г. Улан-Удэ и взрослого населения

Выявление ошибок, недочетов в работе, составление плана коррекции с учетом замечаний посетителей веб-сайта, экскурсантов на маршруте

Проект считается удачным если:

Поступят положительные отзывы о проекте

У участников проекта возникнет желание к продолжению совместной деятельности

Сложится спрос на проект

Реальность реализации и практическая ценность проекта

В результате успешной реализации проекта будет:

Сформирован положительный образ малой родины у выходцев из Кижингинского района

Посетители сайта и района познакомятся с историческими, культурными и природными достопримечательностями родного края

Увеличится поток туристов в район

Виртуальные экскурсии будут востребованы людьми с ограниченными возможностями, будут использованы учителями в своей работе

Посещение сайта вызовет интерес к истории и традициям нашего народа

Проживая в крае, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта мы получим знания о прекрасных местах, не только там где родились, но и о других не менее удивительных уголках кижингинской земли. Появится интерес к истории и культуре родного района, к его историческому прошлому, появится активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края. Будем знать достопримечательности своей малой родины. В результате появится чувство гордости за свою землю, за его неповторимую красоту, а это значит можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Первые результаты проекта

Творческие и исследовательские работы учащихся оротской школы по краеведению занимают призовые места не только в районе, в Республике, но и на Всероссийских и Международных конкурсах

Разработан и опубликован буклет «Целебный источник Оротский аршан»

2. Практический блок:

Подготовлены и проведены два экскурсионных маршрута с учащимися Еравнинского района:

Ширинга – Орот. Ребята из ширингинской средней школы приезжали к нам в гости. Мы показали и рассказали о самых интересных достопримечательностях села Орот, принимали их в лучших традициях и обычаях бурятского народа, с подношением хадака, а на Оротском аршане провели экологические игры, показали концерт. В свою очередь новые друзья из Еравны провели заочную экскурсию по своему родному краю.

Реализован проект: «Единая форма и эмблема команды экскурсоводов»

Перечень разработанных экскурсий

«История и современность чувашей – переселенцев в селе Орот Кижингинского района»

«Историко-культурный атлас села Орот»

«Оротский аршан как объект природного и культурного наследия»

«Известные люди моей малой Родины»

«Традиции и обычаи бурятов»

«Деревенское подворье» (знакомство с колоритным бытом и традиционной кухней)

Обзорная экскурсия по селу с посещением Оротского аршана и достопримечательностей.

Перспективы развития проекта

Создание веб-сайта «Путеводитель и экскурсионные маршруты по Кижингинскому району»

Найти в Интернете учащихся из других городов (стран) и обменяться с ними информацией о своем крае.

Разработка виртуальной игры: «Узнай свою малую Родину»

Канцтовары (бумага А4, ручки, блокноты, карандаши и др)

Источник

Как сделать путеводитель для проекта

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проекта

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проекта

Итоговый проект 8-11 класс: от идеи до защиты запись закреплена

Посмотрим, как создаются игровые путеводители для фестиваля «Детские дни в Петербурге», и используем эти идеи для своего продукта проекта. Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проекта

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проекта. План работы
Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проектаДо того, как приступать к работе, нам нужно понять, с какой целью создается путеводитель:
какие задачи музея он решает,
на каких посетителей рассчитан,
что может дать своей аудитории
и почему будет ей интересен.

Таким образом формируется общий замысел: становится понятна тема, с которой мы будем работать, язык, которым будем пользоваться, соотношение информативности и игровых элементов.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проектаДальше мы должны провести отбор экспонатов. Нужно решить, выбираем ли мы какой-то особенный формат или это будет постепенное развитие в рамках вопросов и ответов.
Мы можем выбрать или придумать героя. Обычно эти три решения принимаются на одном этапе. Затем мы должны разработать какую-то типологию заданий. Задания должны быть разнообразными и соответствовать возрасту, если речь идет о путеводителе, адресованном детям.

Если мы приняли решения по всем перечисленным выше пунктам, все это обдумали и спланировали, у нас уже более-менее складывается текст: мы предполагаем, что скажем про тот или иной предмет, какими будут переходы между экспонатами и заданиями.
На этом этапе обязательно нужно произвести сокращение текстов.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проекта. Игровые форматы

В большом музее, где экспонатов очень много, а залы разные, придумывать детский путеводитель легко.
И когда экспонаты разнообразные, значимые, из них можно вытаскивать сюжеты, они сами подсказывают.
Нужно также, чтобы детям было удобно рассматривать предметы и чтобы все объекты не были сконцентрированы в одном месте.

Это очевидные вещи, но не всегда экспозиция устроена так, чтобы автору путеводителя было удобно.

Мне приходилось писать путеводители по экспозициям, полностью состоящим из гравюр с пейзажами. Был проект, когда экспонаты находились на большом расстоянии друг от друга. В таких случаях формальные приемы помогают продвинуться в работе над содержанием.

В детском путеводителе нужен игровой сюжет, и он может реализовываться по-разному.
Обычно формат, если мы его выбираем, вытекает из каких-то особенностей экспозиции.
Например, для выставки про работу полиции детектив просится сам собой, а если у нас выставка драккаров, то мы сразу думаем о карте, если это музей-квартира поэта, то можно взять стихотворение с пропущенными словами, чтобы их разыскивать, а выставка гербариев превращается в научное исследование.
Это такие очень логичные решения.

Но можно сделать и по-другому.
Необычные приемы часто помогают запустить творческую искорку. Допустим, у нас выставка про работу полиции сделана в формате стихотворения, а выставка гербариев оформлена как детектив. Материал в новом формате начинает играть из-за того, что это неожиданность, и ребенку самому это не пришло бы в голову такое сопоставление.

Для нескольких выставочных проектов, которые мы делали маршрутные листы. И хочу рассказать о том, какие проблемы возникали и как использование того или иного формата помогало с этими проблемами справляться.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проектаВыставка в Гатчинском дворце — как раз тот случай, когда материал очень разный.
Она рассказывала о жизни царских детей в Гатчине. Там были предметы и картины, очень разнообразный материал, и Никита еще добавил несколько прекрасных интерактивных модулей. Музей очень хотел помочь посетителю разрушить стереотипы, связанные с тем, как жили царские дети во дворце.
Поэтому мы выбрали такой формат, где нужно было определить, ложное утверждение или истинное. Дети подходили к экспонату, разглядывали его, если нужно, читали этикетку, если не нужно, делали какие-то другие действия. И сами делали вывод о том, что вот тут неправда написана, а там — правда. Рядом с высказываниями стояли буквы. В конце буквы, написанные рядом с истинными утверждениями, нужно было собрать, чтобы отгадать ключевое слово и получить приз. Призы появились по настоянию музея, у них была возможность дарить детям подарки.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проектаВыставка художника Василия Садовникова в Особняке Румянцева — акварели с панорамами Петербурга.
Нам нужно было, чтобы дети рассмотрели акварели, поискали какие-то детали на них. Хотелось, чтобы они осознали, что это тот же город, по которому они ходят. Уже нет некоторых зданий, изображенных художником, но город тот же.
Мы придумали очень простую игру.
Сделали карту, по которой ребенок должен путешествовать. Он находит пронумерованный экспонат в зале, разглядывает здание, ищет такое же на карте. На обратной стороне были коротенькие тексты и картинки про эти здания, про их историю, что-то, что мы хотели сообщить. И персонажи, которых можно было отправить в путешествие по карте. Кто-то идет в Академию художеств, кто-то на Биржу, кто-то еще куда-то. Очень простая игра и простой формат, но в этом случае, мне кажется, он сработал.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проектаДругая выставка в Особняке Румянцева была про Рим.
Восемь залов гравюр, больше почти ничего, только немножко фотографий. Нам нужно было создать какую-то интригу, что-то, что поможет систематизировать материал и поможет детям как-то с ним взаимодействовать. Мы придумали игровой справочник, и в такой форме мы пытались рассказать о том, что составляет основу римской архитектуры, дети рассматривали детали этих приемов на гравюрах. Бонусом была возможность поискать приемы римской архитектуры в Петербурге.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проектаДля выставки в Гатчине, посвященной путешествиям Дома Романовых, нам нужно было сделать не путеводитель, а игру.
По материалам, связанным с темой выставки, но в отдельном зале. Мы придумали игру-ходилку: на полу лежала большая карта и было несколько персонажей, представители Дома Романовых — Павел I, Николай II и Александр III.
Нужно было бросать кубик, выполнять задания и продвигаться по этой карте. Поскольку мы не могли здесь работать с экспонатами, мы просто играли с теми темами, которые возникают при размышлении о путешествиях царских особ.
Оказалось, что их путешествие состоит из тех же элементов, из которых складывается путешествие современного человека.
Нужно определить цель — зачем ты едешь и куда, нужно собрать гардероб, понять, где ты будешь жить, нужна какая-то культурная программа, или не культурная, если это деловое мероприятие, и так далее.
Это понятный набор действий и целей, которые возникают перед каждым путешественником.
Мы разложили их все на карточки, и сделали игру, в которой каждый игрок, выбирая себе фишку (определенного императора), выполнял задания, собирал все эти элементы путешествия, и в конце мог поставить печать на путевом листе, что он собрал императора в дорогу. То есть ребенок выступал в роли человека, который помогает императору доехать до места, чтобы все было хорошо, налаживает работу с маршрутом. Потом можно было взять другого персонажа и посмотреть, какие особенности путешествия были у него.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проектаФорматы, которые мы выбирали — ходилки, карты — довольно традиционны. Но я всегда держу в голове, что, если понадобится, если материал по-другому не будет складываться в одну историю, может помочь какой-то такой формальный прием, выбор игрового формата.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проекта. Персонажи
Еще один способ собрать игру — это персонаж. Он может выполнять разные функции. Иногда это просто игровой помощник, который обращается к ребенку, делает так, чтобы ребенку было не скучно, чтобы он чувствовал, что есть кто-то — его сверстник, например, который с ним общается и помогает. Это больше эмоциональная функция, чем организующая.
Обязательно нужно иметь в виду, что такой герой должен быть и в начале, и в конце, и в середине маршрута, иначе не понятно, зачем он нужен, кажется, что он просто притянут за уши. Поэтому за персонажем нужно следить и четко понимать, зачем мы его вводим, для чего он нам в путеводителе.

Бывают герои, про которых невозможно забыть, потому что это важная часть нашего сюжета, истории, которую мы рассказываем.

Могут быть три разновидности такого персонажа.
1) Мы можем сделать героем самого ребенка, дать ему какую-то роль, чтобы во время знакомства с экспозицией он эту роль разыгрывал.

2) Внешний герой — это такой игровой помощник, который может быть не очень обязателен по сюжету, но он вносит определенную атмосферу, например, подталкивает или успокаивает ребенка.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проектаНапример, в Особняке Румянцева была выставка про Париж, это тоже были гравюры в восьми залах. Мы придумали задания, сделали путеводитель, и у нас появился персонаж, по которому совершенно очевидно, про что выставка: его зовут Багетик, у него шляпа в виде багета и шарф повторяет цвета флага Франции.
Это такой французский парнишка, непоседливый, веселый, он подпрыгивает на месте. Нашему художнику удалось передать этот образ, видно, что он реагирует на то, что происходит, помогает не скучать, добавляет эмоцию и разговаривает с ребенком, подталкивает его, ведет по экспозиции.

3) Внутренний герой — без которого сюжет не может продвигаться, если его выкинуть, то все разваливается.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проектаВ Калининградском зоопарке материал распределен на огромной территории, детям нужно переходить из павильона в павильон и там знакомиться каждый раз с новым миром, с новыми животными. В нашем проекте цель была рассказать обо всех яйцекладущих животных, которые есть в зоопарке, про то, как эта форма яйца живет у разных видов, как она функционирует. Было очень сложно собрать это всё в единую историю.
И тогда мы придумали героя.
Он не помогает, не общается эмоционально с ребенком, не исполняет какую-то еще другую внешнюю функцию. Он — очень важная часть сюжета, потому что он сам нуждается в помощи.
Мы сделали яичко, которое просит ребенка помочь ему разобраться, кто он такой. В рамках этого путеводителя мы приходим к разным животным, наблюдаем за ними, читаем какие-то тексты, смотрим картинки, выполняем задания.
И в итоге пытаемся разобраться, кем может быть этот герой, учитывая тот набор признаков, который он проявляет по мере знакомства ребенка с материалом.
В каждом павильоне ребенок изучает материал, но когда он собирает и получает представление о том, как у этого вида животных устроено и «работает» яйцо, наш герой реагирует и говорит: «Нет, это не моя форма».
И мы идем дальше искать, где же его форма, какое же он существо. Без такого персонажа нам было не справиться, не собрать историю.

Мы выбрали такой вариант, но их могло быть много.
Может быть, кто-то нашел бы другое решение.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проекта. Типы заданий

Разнообразие заданий — очень важный аспект, одно из ключевых базовых требований к путеводителю.

По моему опыту, самые частые задания, которые встречаются в путеводителях (по крайней мере, на стадии разработки) — это
тесты, предложения выбрать из нескольких вариантов, а также «сравни», «разгадай», «сосчитай».

Мы можем по-разному изобразить: с помощью тела, рисунком, через последовательность событий, сделав комикс.
Но это все равно примерно один и тот же круг активностей.

Тест и найди — это самые частые задания, которые приходят от авторов. И, наверное, самые простые — с ними все нормально справляются.

Но нелегко даются такие типы, как «вырази себя», «сюжет», задания для разных органов чувств или квесты – когда нужно либо что-то составить, либо какие-то буквы собрать, что собирается в ключ.
Либо эти типы заданий сделаны так, что не работают, либо вообще забыты. Особенно те, которые касаются пяти чувств.

Если в музее нечего понюхать и потрогать, если все за стеклом, то это не значит, что невозможно сделать такое задание. Есть и другие органы чувств, и можно трогать что-то такое, что не находится за стеклом и не является частью экспозиции, но является частью здания, например.

Мне кажется, придумывая задания, нужно задавать себе вопросы «зачем?», «как еще?» и «неужели?».

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проекта«Зачем» — это вопрос, который помогает понять, не лишнее ли это задание, есть ли в нем смысл. Если мы говорим «сосчитай котят на картинке», а дальше продолжаем говорить о чем-то другом, то непонятно, зачем мы даем это задание.
Если, предположим, мы говорим о различии между насекомыми и пауками, и просим сосчитать лапки, то понятно, что это задание ведет к тому, что, сосчитав лапки, ребенок понимает, кто перед ним. В этом задании есть смысл.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проекта«Как еще?» — вопрос, который нужно задавать, если мы придумываем задания не для галочки, а для того, чтобы помочь что-то узнать, рассказать, почувствовать. Может быть, получится богаче, если мы перепридумаем в этом месте задание, подойдем с другой стороны.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проектаВопрос «неужели?» помогает обнаружить то, чего мы раньше не заметили, не учли, какую-то возможность еще что-то сделать, добавить новый смысл. Иногда это выводит из какого-то тупика.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проекта. Еще один элемент в путеводителе, про который я хочу рассказать, — домашнее задание.
Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проектаНапример, на выставке про детство царских детей мы выписали предметы, которые они изучали. Там были совершенно непонятные нам предметы, такие как тактика, фортификация.
И мы предложили детям отметить те, которые у них тоже в школе есть и добавить те, которыми царские дети не занимались. Это можно выполнить и в музее, и дома, задание небольшое.

Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть фото Как сделать путеводитель для проекта. Смотреть картинку Как сделать путеводитель для проекта. Картинка про Как сделать путеводитель для проекта. Фото Как сделать путеводитель для проектаА на выставке по римской архитектуре на обратной стороне маршрутного листа мы сделали карту, отметили цифрами те здания и сооружения, которые имеют какие-то римские мотивы. Поскольку на выставке мы разобрали, какие это мотивы бывают, какие элементы, приемы, то в Петербурге очень просто было потом их найти. То есть дети выходили из музея и ходили в районе Дворцовой площади и Адмиралтейства, где сконцентрировано большое количество зданий, которые используют приемы римской архитектуры.

Это не обязательная часть, но это возможность для родителей, выйдя с ребенком из музея, продолжить разговор, если ребенок этого хочет.
Эту карту можно использовать и потом, на другой прогулке.

[Яна Сергеева — музейный сценарист, эксперт фестиваля «Детские дни в Петербурге» и участница творческой группы «Художественно-придумывательное сообщество»]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *