Как сделать ралли на вейкборде
Как зарезаться на фигуры
В этом сезоне в вейк-парке WonderWake на одной из лебёдок мы установили фигуры — кикер (трамплин) и трубу, и многие из наших гостей уже успели научиться по ним кататься. Какими бы страшными они ни казались, разработали мы их специально безопасными для новичков и интересными для профессионалов.
Если вы уже уверенно катаетесь на вейке и можете спокойно перекантовываться, то, возможно, самое время попробовать себя в катании по фигурам, или в джиббинге. В этой статье мы расскажем, как подготовиться и что нужно знать перед первым заездом на фигуры.
Есть два вида захода на фигуры — heelside (на заднем канте) и toeside (на переднем). Heelside намного проще для новичков, с него и рекомендуем начинать. Вспомните, как вы зарезаетесь на разворотах на реверсе, или при прохождении опоры на кольце — вот это и есть heelside.
Итак, во-первых, выберите для себя самый маленький и простой трамплин, бокс или трубу. Желательно, чтобы он был под вашу основную стойку, но если такового нет, то ничего страшного — одолев в первый раз препятствие в свиче, вы сможете с легкостью кататься по фигурам в своей стойке. Только для этого необходимо уверенное катание в свиче.
Во-вторых, предупредите оператора в вейк-парке о том, что это ваш первый заход на препятствия, и попросите сделать скорость поменьше. Конечно же это касается только реверсивных лебёдок. На кольце, к сожалению, вам придется подстраиваться под скорость, а не наоборот.
Прохождение фигуры состоит из четырех этапов: зарезка, раскантовка, скольжение и приземление.
Зарезка должна быть прогрессивной, то есть увеличивающейся по мере приближения к фигуре. Перед фигурой обязательно раскантуйтесь — доска должна быть плоской по отношению к воде и фигуре! Расслабьте и подсогните колени, чтобы амортизировать заезд. При приземлении спружиньте, чтобы не доставлять дискомфорта коленям.
Основные ошибки при заезде на фигуры:
В идеале заезд на препятствия типа бокса производятся с Олли (Ollie), но для начала необходимо прикататься к фигурам и отдельно потренировать олли. А в конце движения по трамплину нужно выталкиваться наверх, вспомните об этом, когда будете уже уверенно проезжать кикер.
На картинке зеленые линии показывают правильное приближение к фигурам и проезд по ним. Синие — неплохо, но нужно лучше. А оранжевые линии показывают, что случается в случае слишком слабой и плавной зарезки — вас просто стянет с фигуры к центру трассы.
Катание по фигурам физически проще, чем флэтовые прыжки. Для джиббинга необходимо чувство баланса и контроль доски, а без умения подтягиваться можно и обойтись (по крайней мере на первых порах). К тому же на большинстве соревнований оцениваются обе категории — флэт и джиббинг, так что не забывайте о разностороннем развитии своего катания!
Ну вот, уверены, теперь у вас все получится! Не надо бояться фигур, главное грамотно подходите к первым заездам.
Как открыть свой вейк-парк и сделать реверсивную лебёдку своими руками
Не найдя достаточной информации на просторах интернета, я решил написать свою историю создания вейк-парка WonderWake и инструкцию о том, как сделать свою реверсивную лебёдку для вейк-парка. Забегая вперёд, скажу: вейк-парк — это не тот бизнес, который принесет вам кучу денег, а вот попотеть придётся изрядно.
В один прекрасный, солнечный день мне позвонил хороший друг и предложил компанией сгонять покататься в Токсово, в wake park «Adrenalin-P» на день открытых дверей. Немного помявшись, я согласился. До этого дня я неоднократно бывал в Озерках и наблюдал за тем, как жбахают ребята и девчонки в вейк-парке «Sunpark». Я был уверен в том, что ловкость и мое тело разминулись однажды и не встречались никогда и просто оставался зрителем.
По дороге домой мой хороший друг и товарищ Руслан Исламов рассказал, что в скором времени планирует открыть свой парк в Купчино «Kupchino wake park», и зародил в моей голове мысль со схожей идеей, но не в городе. Чистота городских водоемов никогда не внушала мне доверия, а значит нужно было найти место. Кроме того, я понимал, что открыть свой парк это не то же самое, что покупка комплекта снаряжения, это должно было быть намного дороже, и мне казалось, что я всё посчитал, но, как выяснилось в дальнейшем, так мне только казалось.
Активно увлекаясь много лет дайвингом, я состоял в дайв-клубе Pro Diving Club, который размещался на территории загородной базы отдыха «Аврора Клуб», расположенной на берегах чистейших озёр. От города получалось неблизко, зато вокруг природа и благодать. Пообщавшись с директором базы отдыха, заключив договор и получив от него отмашку, я приступил к покупке реверсивной лебедки, строительству гостевого домика с раздевалками и пирса. Как и многие, кто не имеет своего печатного станка, при поиске производителей лебёдок я искал готовый вариант по минимальной цене.
В итоге я нашел лебёдку отечественного производителя с давно зарекомендовавшими себя своей простотой и неубиваемостью конструкции опорами А-образной формы. Огромный минус этого куска металлолома это его вес. У этого реверса нет возможности регулировать высоту от уровня воды изменением геометрической формы опоры. В связи с этим, место необходимо подбирать желательно на берегу.
Из минусов данной лебедки – не все узлы имеют запас по прочности и защиту от дурака, из-за чего в первый сезон работы парка мне пришлось познакомиться с кучей людей, называющих себя мастерами токарного дела, и провести немало часов с гаечными ключами в руках.
Теперь немного про монтаж этих опор.
Несколько важных нюансов: металлоконструкция опор жёсткая и нерегулируемая не только по высоте, но и по оси. При установке моторной опоры нужно подготовить места, в которые упрутся ноги. Необязательно подливать бетоном, просто необходимо проверить, что грунт однородный, без булыжников и корней, для того чтобы со временем осадка в грунт была равномерной. Вертикальное положение опоре придается тросовыми оттяжками от головы к винтовым сваям, вкрученным в землю. Если грунт не каменистый и рядом нет больших деревьев с мощной корневой системой, то винты могут повылетать из земли на раз-два, в таком случае лучше выкопать глубокую и широкую яму, сварить из арматуры каркас жёсткости и залить его в этой яме бетоном.
Для А-образных опор требуется всего три винта на каждую опору, две под оттяжки назад по диагоналям для придания устойчивости и ещё одна также назад, ровно по центру, для крепления к ней несущего троса.
Чем дальше от опор вкручены винты, либо залиты бетонные закладные, тем легче им сохранять свое положение в грунте. Минимальное расстояние не ближе чем 4-5 метров от ног опоры. Обе опоры должны быть немного завалены вперед, для того чтобы в случае обрыва несущего и подвижного тросов эта здоровенная железная буква алфавита не завалилась кому-нибудь на голову.
По умолчанию конструкционная особенность моторной опоры первой лебедки, которую я приобрел, предполагает, что любые работы, связанные с ремонтом двигателя, либо заменой шкива необходимо производить, придав всей конструкции горизонтальное положение. Для этого требуется снять все троса, а это как минимум день работы на бригаду ловких парней.
Так что я свою моторную опору в первый же сезон доработал, установив раму для демонтажа двигателя без полного опускания опор в горизонтальное положение. Рама сварена по типу рельсов, закреплена за ступеньки опоры, и по ним двигатель после отбалчивания выезжает в сторону. Таким образом можно произвести ремонт двигателя непосредственно на месте, весь процесс ремонта в одно лицо занимает 4-5 часов работы.
Ремонт лебёдки и обслуживание
К концу первого сезона работы парка из родного от лебёдки остались только опоры и частотник. Всё остальное либо порвалось, либо сгорело. Поскольку лебедка полностью на ручном управлении, у неё нет электронного ограничения дальности движения каретки. И с завидной регулярностью замечтавшиеся операторы въезжали ей либо в шкив, либо в ответный ролик. И каретка, и шкив, и ролик от таких нежных лобызаний каждый раз оставляли на себе кучу вмятин, и если каретку чаще всего достаточно просто отстучать выпрямить и забыть, то не всё так просто было со шкивом и роликом. На них от ударов образовывались заусенцы, которые в итоге на второй неделе работы вейк-парка распушили моторный трос, и он лопнул. Потратив два дня на замену 500 метров троса, я, проводя испытания на работу реверса, не заметил что подвижный трос обвился вокруг несущего, и меньше чем через минуту работы лебёдки мне пришлось искать деньги на покупку 300 метров несущего троса.
На второй месяц работы моторная опора стала бить током каждого желающего за неё подержаться. Чтобы выяснить в чём дело я вскрыл двигатель, и он меня отблагодарил за это, изрыгнув из себя около литра ржавой воды. Естественно подшипники мотора от таких условий работы достаточно быстро сказали кря. Заменой подшипников, к сожалению, всё не решилось. Вал двигателя оказался изготовленным из сырой стали и он «вытек» в местах посадки подшипников, отчего ротор стал тереть об статор и в итоге задрал обмотки.
Всё это дополнялось постоянной борьбой за живучесть ролика и шкива, которых жрало тросом с бешеной скоростью. Пульт управления прекрасно завершал эту картину ежедневным отказом, так как неоднократно оказывался в воде, либо в мокрых руках операторов.
Установка второй лебёдки в вейк-парке
Но даже вся эта ежедневная борьба за нормальную работу вейк-парка ни капельку не погасила во мне желание продолжать начатое, и на второй год работы, понимая что посетителей становится больше, чем парк может принять, я решил установить еще один реверс, но тратить кучу денег на покупку очередного «сырого» изделия мне не хотелось, и вторую лебёдку я сварил уже себе сам, сохранив жёсткость, но упростив до минимума конструкцию вертикальных опор, подсмотренную в вейк-парке «KingWinch», и прикрутил к ним проапгрейденную голову с первой лебёдки. Что мне для этого потребовалось?
Инструмент:
1. Большая болгарка 230мм
2. Маленькая болгарка 125мм
3. Плазморез (для экономии времени и средств на расходники при резке металла)
4. Компрессор высокой производительности (для непрерывной работы плазмореза)
5. Сварочный аппарат инверторного типа 230А (не обязательно такой мощный, хватит и 160А)
6. Дрель низкооборотистая
7. Дрель высокооборостистая
8. Рулетка, уровень, уголок
Итого получилось по деньгам около 100тр, но если убрать из этого списка компрессор и плазму, взяв производителей поскромней чем Makita, то можно обойтись и 25тр.
Материал:
1. Швеллер горячекатаный 12 — 32 метра
2. Швеллер горячекатаный 10 — 8 метров
3. Стальной лист 10 мм — 1,5 м2
4. Стальной лист 5 мм — 20м2
5. Трос стальной 6мм — 500м
6. Трос стальной 11мм — 300 м
7. Трос стальной 8мм — 250м
8. Ролики, Шкив и Каретка— наверно этот пункт во всей конструкции самое сложное, так как найти нормального токаря который сделает всё не через одно место оказалась задача на несколько лет.
9. Талреп контрящийся ухо ухо 16 — 8 шт
10. Тросовые зажимы — много разных
11. Винтовые сваи 108мм или бетонные блоки по 1т — 8 шт
12. Частотник Innovert на 15 кВт — 1 шт
13. Пульт 4 кнопки от тельфера + реостат — 1 шт (пульт и реостат продаются отдельно, схему управления лебедкой надо собрать самому)
14. Кусок кабеля ВВГнг 4х4
15. Двигатель 11 кВт 1500 об/мин. АИР132М4 IP65 — 1 шт
16. Куча болтов шайб и гаек
17. Краска по ржавчине либо по металу
18. Круги для болгарок
19. Электроды д3 и д4 10кг
20. Кисть малярная
21. Таль тросовая 2500кг — 1 шт
22. Таль тросовая 1600кг — 1 шт
Итого по деньгам на февраль 2017 года получилось меньше чем 120тр.
Потратив кучу времени на расчёты и подсчёты, в итоге за образец я взял ГОСТовские опоры электропередач разработанные для крайнего севера — два вертикальных швеллера. (В моем случае это горячекатаный швеллер 12, чуть дороже, но более лёгкий и имеет лучшие характеристики холодногнутый швеллер, но в принципе можно взять что есть под рукой, в том числе и толстостенную квадратную трубу.) Сварил их по длине с двух сторон между собой стальными пластинами, напиленными из листа стали толщиной 5 мм с шагом 20 см.
Изготавливая опоры, я сразу брал в расчёт, что буду их транспортировать на небольшом автомобиле типа «каблук», поэтому каждая опора состоит из 4 секций по 1,9 метра в длину, собираемых между собой в стык на болтах. Места соединений усилены вложенными внутрь кусками горячекатаного швеллера 10, длиной по 40 см. Голова, к которой крепится двигатель, так же прикручивается к опоре на месте сборки перед установкой. К нижней части опоры прикручивается башмак из метрового куска швеллера 20 для увеличения площади соприкосновения с грунтом (проще говоря. чтобы опора в месте установки не тонула).
Голова сварена из стали 10 мм и выполнена таким образом, чтобы была возможность устанавливать мотор с любой из сторон. Также это позволяет поменять шкив, не снимая двигатель целиком с опоры. Cварку элементов головы необходимо производить по технологии, не перегревая металл, иначе его поведёт и выгнет винтом. Двигатель требуется с фланцевым присоединением (тип 2081 или 3081).
В метре от грунта к опорам приварено ухо из стали 10 мм, за которое крепится таль для натяжения тросов.
Так как при хорошей забивке подвижного троса, приводящего в движение каретку, нагрузка на подшипники двигателя высока, то и нужно сразу продумывать момент замены двигателя, либо подшипников без опускания опор. Для этого я изготовил съёмный «кран», который на время таких работ монтируется на болтах непосредственно к голове, и с его помощью происходит снятие/установка мотора.
Вторая опора не моторная и никаких съемных частей на верхней части не имеет, а изготовлена сразу с местом для крепления несущего троса и роликом для прохода троса тали, натягивающей подвижный трос.
Для придания конструкции жёсткости каждая из опор имеет по 5 оттяжек: две в стороны (влево и вправо от опоры), две назад под углом 45 градусов от опоры и одна вперёд для страховки опоры (на случай обрыва несущего и моторного тросов).
Очень важно проследить, чтобы при установке моторной опоры она была развернута в такое положение, при котором трос, сбегая со шкива, не тёр бы по его краям. Иначе срок жизни и троса и шкива может составить всего несколько часов работы.
Как натяжной ролик, так и шкив, изготавливать придётся на заказ. В идеале шкив состоит из трех частей – это тело из стали СТ3, к которому крепится наружный обод из стали не ниже СТ40, прокаленный в печи, и втулка Тапербуш, с помощью которой шкив соединяется с валом мотора. Этот узел при правильной эксплуатации становится вечным в буквальном смысле этого слова.
Естественно, проще найти кусок стали СТ3 и сделать весь шкив из одного куска стали – и токарю возни меньше, но срок службы данного изделия не больше одного «среднего» сезона, а разница в стоимости изготовления всего 1,5 раза.
Натяжной ролик ничего хитрого из себя не представляет, но для увеличения его срока жизни лучше делать его на двух подшипниках 6306 и не скупиться на производителе. Также, внешняя часть, по которой бежит трос, изготовлена из стали СТ40 или 45 и закалена в печи.
Попробовав несколько отечественных производителей движков, я остановился на бренде Eneral. Единственный минус – у них раз в два года мрут родные подшипники и, поменяв их на зарубежные аналоги, забываешь о ремонте на невыясненный пока срок.
Наружный диаметр шкива и натяжного ролика лучше делать ни больше ни меньше 200мм. С увеличением диаметра резко снижается возможность выхода из воды тяжелых райдеров (мотор не тянет), а с уменьшением диаметра ролика резко снижается срок службы как самого ролика (за счёт более интенсивного осевого вращения движущегося троса), так и троса (за счёт увеличения его изгиба). Изготавливать ролик натяжной и шкив из капролона не рационально экономически, если вы не планируете уходить от ручного управления, дешевле один раз найти токаря с руками и сделать «вечный».
Есть производители которые используют двухтросовую систему, она имеет свои плюсы и минусы. Первый и самый важный минус – при обрыве моторного тороса (а это бывает) всё, что порвалось, вместе с кареткой стремительно и не подконтрольно опускается на голову райдеру, а после тонет. И второй – чтобы создать хорошее натяжение на тросах, придётся сильно загрузить подшипники мотора и ролика, которые и так это очень не любят.
Расстояние между подвижным тросом и несущим желательно не снижать меньше 200мм так как это будет приводить к постоянному перехлестыванию тросов между собой, делать больше тоже не имеет особого смысла – увеличиваются габариты каретки и, соответственно, и её вес.
Отдельная история это каретка. Здесь можно конструктивно лепить что угодно, на что хватит фантазии, сохраняя жёсткость конструкции и минимизируя её вес. Единственное, что ролики рекомендую сделать из капролона, тогда шум при работе лебедки не будет мешать ни оператору, ни отдыхающим.
Внешний диаметр роликов каретки 70мм, втулки под посадку подшипников и сами ролики желательно изготовить с канавкой под стопорное кольцо, для того чтобы ролики, вращаясь, не смещались и не касались стенок каретки.
На всякий пожарный в качестве зипа всегда стоит иметь запасной комплект роликов в сборе. Если подшипник одного из роликов подклинит, и в пластиковом ролике трос протрёт канавку, то дальнейшая работа будет похожа на работу мощного отбойного молотка, а вибрация, передаваемая по тросу на опоры, будет приводить к раскручиванию всех резьбовых соединений и в том числе втулки Тапербуш шкива двигателя.
Чтобы не городить ничего умного с датчиками по концевым точкам в начале и в конце трассы, возле моторной и ответной опоры на основной трос необходимо при монтаже надеть по одному метру водолазного толстостенного шланга и зафиксировать его в необходимом месте 22 тросовым зажимом.
Частотник вещь дорогая и, приобретая на 15кВт, вы будете иметь запас по мощности на тяжелые режимы работы. Производитель не принципиально важен, сейчас практически все обладают одинаковым набором настроек и функций. Мне верой и правдой не один год подряд служат частотники Innovert. Ещё к ним в комплект будет необходимо приобрести тормозной резистор на 1,5кВт.
По настройкам необходимых режимов работы частотного аппарата ничего сложного нет, в прилагаемой к нему инструкции на русском языке сможет разобраться и школьник. Сборка пульта управления также очень проста, реостат выполняет роль регулятора скорости – две кнопки задают направление движения, все параметры набора скорости торможения и реакции на реостат задаются на частотном аппарате.
В общем, создание своего вейк-парка и строительство лебёдки достаточно трудоёмкий процесс, но не такой уж и сложный. И если вы загорелись этой идеей, а также если вы, как и я, влюблены в вейкбординг и не можете прожить без него и дня, то все преграды на пути будут преодолены!
Вейкборд
Раздел же бордический? Значит и для вейкбордов тоже.
Я катал на кабеле, за 5-6 дней пошли простые перлиа(боксы), кикеры и просто катание. Озеро есть, но друзей с катером я еще не нашел.
Второе: насколько критична жесткость? Для парка надо крепы пожестче или нет? В вейке все похоже наоборот по сравнению со сноубордом.
а у меня вейк как то не зашел. катаюсь 2-3 раза за лето последние 3 года. Вот велосипед лучше пошел, хотя вот он совсем на борд не похож))
Надо на кайте еще попробовать
Кайт продоначальник Вейка) но зависит от ветра, в опредеделенном смысле кайт легче Вейка
но весь Флет пришёл из Кайта
а у меня вейк как то не зашел. катаюсь 2-3 раза за лето последние 3 года. Вот велосипед лучше пошел, хотя вот он совсем на борд не похож))
Надо на кайте еще попробовать
Мне как бы нравился, очень, я вообще на лебедке и винде пропадал
и все таки снег я люблю больше, скольжение с водой не сравнимо.
Кайт хочу попробоать.
Солнца у нас нет, снега и гор тоже, зато ветра как у дурака фантиков.
Ну и крыло стоит п$#@ц
у нас и море есть и ветра на этом море много, а все никак руки до кайта не доходят. А вот велосипед для межсезонья самое то, работают как раз те мышцы что надо. Но мы все по бездорожью катаем, ищем разные фри маршруты на велосипедах
иди на профильные ресурсы, тут ничего не обсудить. Кратко парковая короче и шире с плоским скользяком или с минимум направляющих. есть еще различия. Тут надо понимать будешь ли ты флет делать или только слайдить. По жесткости не подскажу, тут у меня опыта не хватает,у меня верхние крайние были, конечно жесткое крепло лучше. Крепло хипер система хорошое, есть удобства, но я сторонник обычного. Канальную систему не бери. Крепло мне тоже рониксы нравились. Естественно Крепло закрытый ботинок. Принцип подбора такой же как в борде,но учитывать надо что ботинок размокает. За семь лет много изменилось, тк после травм я практически мало катал. Советую качать спину и много батута, и вообще трюки на флете разучивай на реверсивной лебедке, слишком это травматичный вид.
жесткое крепло лучше, но оно не умеет отстегиваться, но умеет рвать колени. Я после серьезных травм, полученных другими способами,перелез на вейкскейт. Те же ощущения на менее травматичных элементах.
Я бывало с хороших уборок и из затянутого крепла вылетал
эээхх люблю Вейк все таки, все лебедки объехал, но никак мне(
Для карвинга больше слаломка подойдет, если слово «лыжа» не пугает.
И скорость не такая тоскливая и крепло умеет остегиваться