Как сделать скелет сайта html
Блочная верстка или основы анатомии скелета сайтов
Сайты тоже имеют свой скелет. Но о его особенностях спрашивать врачей бесполезно. Да и ветеринары тоже не в курсе строения сайта. Об этом ведомо лишь верстальщикам. Именно от них зависит строение скелета будущего ресурса. А главным способом создания костей его скелета является блочная верстка.
Верстка сайта – ремесло для посвященных
Есть в верстке сайта что-то таинственное. Но это до тех пор, пока не познакомишься с этим ремеслом поближе. Начинаем наше посвящение:
Следующим этапом разработки сайта после создания его макета является верстка. Задача верстальщика перенести с помощью html кода и таблиц css скелет будущего сайта в виртуальный мир. Проще говоря, перенести размеры и пропорции ресурса в форму, понятную для браузера.
В процессе верстки кодом html происходит разбивка « скелета » сайта на части. А с помощью css ( каскадных таблиц стилей ) задаются размеры его « костей », цвет и расположение.
Различают несколько видов верстки:
I. Табличная – ранее была основным способом верстки. В табличной верстке для задания структуры сайта используется тег
DOCTYPE | Описание |
---|---|
HTML 4.01 | |
Строгий синтаксис HTML. | |
Переходный синтаксис HTML. | |
В HTML-документе применяются фреймы. | |
HTML 5 | |
В этой версии HTML только один доктайп. | |
XHTML 1.0 | |
Строгий синтаксис XHTML. | |
Переходный синтаксис XHTML. | |
Документ написан на XHTML и содержит фреймы. | |
XHTML 1.1 | |
Разработчики XHTML 1.1 предполагают, что он постепенно вытеснит HTML. Как видите, никакого деления на виды это определение не имеет, поскольку синтаксис один и подчиняется четким правилам. |
Разница между строгим и переходным описанием документа состоит в различном подходе к написанию кода документа. Строгий HTML требует жесткого соблюдения спецификации HTML и не прощает ошибок. Переходный HTML более «спокойно» относится к некоторым огрехам кода, поэтому этот тип в определенных случаях использовать предпочтительнее.
Тег определяет начало HTML-файла, внутри него хранится заголовок ( ) и тело документа ( ).
Тег является универсальным и добавляет целый класс возможностей, в частности, с помощью метатегов, как обобщенно называют этот тег, можно изменять кодировку страницы, добавлять ключевые слова, описание документа и многое другое. Чтобы браузер понимал, что имеет дело с кодировкой UTF-8 (Unicode transformation format, формат преобразования Юникод) и добавляется данная строка.
Тег определяет заголовок веб-страницы, это один из важных элементов предназначенный для решения множества задач. В операционной системе Windows текст заголовка отображается в левом верхнем углу окна браузера (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Вид заголовка в браузере
Тег является обязательным и должен непременно присутствовать в коде документа.
Тело документа предназначено для размещения тегов и содержательной части веб-страницы.
HTML предлагает шесть текстовых заголовков разного уровня, которые показывают относительную важность секции, расположенной после заголовка. Так, тег
представляет собой наиболее важный заголовок первого уровня, а тег
служит для обозначения заголовка шестого уровня и является наименее значительным. По умолчанию, заголовок первого уровня отображается самым крупным шрифтом жирного начертания, заголовки последующего уровня по размеру меньше. Теги
относятся к блочным элементам, они всегда начинаются с новой строки, а после них другие элементы отображаются на следующей строке. Кроме того, перед заголовком и после него добавляется пустое пространство.
Некоторый текст можно спрятать от показа в браузере, сделав его комментарием. Хотя такой текст пользователь не увидит, он все равно будет передаваться в документе, так что, посмотрев исходный код, можно обнаружить скрытые заметки.
определяет абзац (параграф) текста. Если закрывающего тега нет, считается, что конец абзаца совпадает с началом следующего блочного элемента.
является блочным элементом, поэтому текст всегда начинается с новой строки, абзацы идущие друг за другом разделяются между собой отбивкой (так называется пустое пространство между ними). Это хорошо видно на рис. 4.1.
Как сверстать веб-страницу. Часть 1
Уважаемый читатель, этой статьей я открываю цикл статей, посвященных вёрстке.
В первой части будет описано, как это сделать с помощью стандартных средств на чистом HTML и CSS. В последующих частях рассмотрим как сделать тоже самое, но с помощью современных фреймворков и CMS.
Часть 1. Верстка стандартными средствами
Преимущество данной верстки состоит в том, что код получается более «чистым», а значит быстрее загружается и легче изменяется под специфические нужды. Недостаток такой верстки заключается в том, что она требует значительно больше времени, чем при использовании фреймворков.
Итак, давайте приступим. В качестве нашего подопытного мы возьмем бесплатный psd шаблон Corporate Blue от студии Pcklaboratory.
Структура файлов
Первым шагом давайте создадим простую структуру файлов для наших файлов.
Предварительный осмотр
После создания структуры файлов открываем psd файл в Photoshop. Важно внимательно осмотреть шаблон и оценить его. Нам нужно понять следующие вещи:
Только после того, как вы мысленно себе ответите на эти вопросы, можно переходить к нарезке изображений и написанию кода. Давайте рассмотрим эти вопросы по-порядку.
Общие изображения
На данном этапе нужно нарезать и сохранить только общие изображения, которые будут на всех страницах сайта и не относятся к контенту. В нашем случае это будет светло-серый фон страницы, фон заголовка, пустое изображение, два логотипа и кнопки социальных сетей.
Сохраним логотипы следующим образом:
/images/logo.png
/images/footer-logo.png
В качестве пустых картинок из макета будем использовать однопиксельное серое изображение, которое будем растягивать по необходимости
/images/ sample.png
Повторяющиеся фоновые изображения необходимо вырезать минимальным кусочком достаточным для образования полного изображения повторением по вертикали и горизонтали.
/images/bg.png
/images/h1-bg.png
Иконки социальных сетей с одинаковыми размерами удобно сохранить в один файл и использовать как спрайты для более быстрой загрузки. Для этого можно склеить картинки вручную в Photoshop, а можно сначала нарезать по одной, а затем склеить с помощью специально сервиса, например http://ru.spritegen.website-performance.org. В итоге получится два файла:
/images/social.png
/images/social-small.png
Общее правило при именовании изображений заключается в том, что мелкие и простые картинки, такие, как иконки, логотипы и т.д. сохраняются в формате png, а фотографии в формате jpg.
Основные стили
И только теперь можно начинать писать код. Но начнем мы это делать не с привычного HTML, а с переноса правил в CSS.
На данном этапе желательно перенести все визуальные стили из дизайна в CSS, которые будут применяться по умолчанию для каждого тега.
Основной цвет фона примерно соответствует цвету #f8f8f8. Он будет показан в случае, если фоновая картинка не загрузится. Наверху страницы находится серая дизайнерская полоска. Применим ее через свойство border для body.
Основным шрифтом является тот шрифт, которым написан текст в области контента. Чтобы узнать его стили нужно выделить его в Photoshop’е и посмотреть свойства шрифта. В данном случае это Tahoma 12px с цветом #8f8f8f. Так же в этом макете параграфы имеют увеличенные отступы.
Прописываем все эти стили в styles.css:
В дальнейшем мы все стили будем писать в этот же файл, поэтому будем называть его просто «стили».
Каркас HTML
И вот, наконец, мы можем попрактиковаться в написании HTML кода. Запишем в index.html следующее:
Здесь мы указываем, что используем разметку HTML5, кодировку utf-8, страница называется Whitesquare. Также подключаем наш файл стилей и внешний файл со стилями шрифтов.
В последнем блоке в секции head мы подключаем специальный скрипт, который позволяет поддерживать Html5 теги в браузерах Internet Explorer меньше 9 версии. Мета-тег X-UA-Compatible сообщает, что в случае использования браузера Internet Explorer, он должен отразить сайт самым современным способом.
Весь html код в дальнейшем будет относиться к этому же файлу, поэтому специально указывать куда прописывать html код автор больше не будет.
Макет
В данном случае, мы видим, что сайт состоит из двух колонок: основного контента и сайдбара. Над ними находится шапка (header), в которой располагаются три горизонтальных блока: логотип с поиском, меню и название страницы. В самом низу под колонками располагается серый горизонтальный блок футера (footer).
Опишем это в теге body:
Wrapper используется для объединения блоков и их выравнивания по центру страницы.
Затем укажем стили блоков:
Логотип
Вставляем логотип в тег header:
Дополнительных стилей не требуется.
Поиск
Вставляем форму поиска в тег header:
И стили выравнивания по правому краю для нее:
Для отображения меню необходимо создать список со ссылками внутри тега nav:
CSS стили для него будут следующие:
Здесь мы указали, что для всех навигаций ссылки не будут иметь подчеркивания, убрали стандартные отступы для элементов списка, отобразили список горизонтально и указали нужные цвета и шрифт.
Заголовок страницы
Заголовок страницы помещается в div с идентификатором heading
Заголовок имеет следующие стили:
Рисуем серую полоску фоном на div’e, и в нее вкладываем инлайновый h1 с нужным шрифтом и фоном цвета страницы, чтобы создалось впечатление прозрачного фона для h1.
Колонки
Для того, чтобы создать колонки страницы нужно прописать следующие стили:
Здесь мы задали фиксированную ширину 250 пикселей для сайдбара, прибили его к левому краю и отодвинули колонку с контентом вправо на 280 пикселей от левого края. Также добавили отступ у контента снизу.
Подменю
Подменю создаем аналогично главному меню. Для этого в теге aside прописываем следующее:
И применяем к подменю следующие стили:
Для подменю применяется более тонкий шрифт и квадратные маркеры. Для отображения разделителей рисуем верхнюю границу у каждого элемента списка, кроме первого.
Контент сайдбара
В контенте сайдбара помимо подменю в макете располагается также изображение с расположением офисов.
В html это выглядит так:
В стилях укажем шрифты, цвета и отступы:
Данные стили применяются только к заголовкам и параграфам, лежащим непосредственно внутри сайдбара, но не глубже.
Цитата
Вёрстку контента начнём с добавления цитаты.
Добавим код цитаты в раздел section
И применим для него стили:
Здесь нет ничего нового, так же — шрифты, фоны и отступы.
Контент
Все стили для текста контента мы уже добавили. Поэтому остается добавить только три параграфа с самим текстом после
Следующим шагом нужно добавить два изображения, которые находятся в конце текста контента. Делается это с помощью тега :
, которому зададим следующие стили:
Здесь мы убрали стандартные отсупы у figure, отобразили его как инлайновый блок и применили нужный шрифт. Изображение отображаем как блочный элемент с белой рамкой. Вторую серую рамку можно сделать через css-свойство outline. Самое интересное находится в последнем правиле, которое задает левый отступ у всех figure кроме первого внутри тега section.
Блок «Our team»
При верстке этого блока добавим сначала заголовок:
А затем два блока-строки с карточками сотрудников
Таким образом, карточка (figure) состоит из фотографии (img), подписи (figcaption) с именем сотрудника и его должностью (div). Карточки будут иметь следующие стили:
Здесь мы задали шрифт и отступ для подписи, размер и цвет должности, добавили верхний отступ для карточек и указали, что для всех карточек в строке, кроме первой, должен быть отступ слева.
Футер
Футер состоит из четырёх больших блоков: ленты Твиттера, карты сайта, социальных ссылок и логотипа с копирайтом.
Для начала создадим контейнер футера с этим блоками:
И применим к нему оформление:
Контейнер с находится внутри тега footer, это даёт нам возможность через тег footer задать серую область по всей ширине экрана, а через внутренний div отцентрировать с максимальной шириной 960 пикселей. Также этот div задает обоим блокам высоту 90 пикселей.
Лента Твиттера
Верстаем содержимое ленты Твиттера:
Из интересных моментов здесь следующее: подчеркивание у заголовка мы сделали через нижнюю границу, а сам блок твиттера, как и последующие блоки выровняем по левому краю и задаём ширину.
Карта сайта
Карта сайта представляет собой два блока со ссылками:
Ссылкам задаем цвет и оставляем подчеркивание только для наведённых.
Колонки со ссылками делаем через инлайновые блоки и затем свойством #sitemap div + div отодвигаем вторую колонку от первой.
Социальные ссылки
Вставляем набор ссылок в контейнер
Здесь мы применили технику спрайтов – когда один файл с изображением применяется для разных картинок. Все ссылки разделились на большие иконки (.social-icon) и маленькие (.social-icon-small). Мы задали этим классом отображение в виде инлайнового блока с фиксированными размерами и одинаковым фоном. А затем с помощью css сдвинули этот фон так, чтобы на каждой ссылке отобразилось соответствующее изображение.
Копирайт
Блок с копирайтом и логотипом – это картинка со ссылкой и параграф с текстом под ним.
Стили делают аналогично предыдущим блокам с той лишь разницей, что блок прибивается к правому краю и выравнивание внутри него так же по правому краю:
На этом наши работы закончены. Готовый проект можно скачать здесь.
- Электронный течеискатель с ручной регулировкой car tool ct m1014
- Как сделать скрутку для окуривания