Как сделать свечение объекта в блендере
6 советов для лучшего освещения в Blender
Часто, разницу между скучным изображением и выдающимся образом может создавать лишь правильно настроенное освещение.
Но освещение это настолько сложная и редко обсуждаемая тема, что многие художники оставляют ее без должного внимания.
В данной статье будут рассмотрены некоторые самые распространенные ошибки при настройке освещения в Blender и будет предложено 6 способов для лучшего освещения.
Можете загрузить модель Бена Симондса, если хотите поэкспериментировать.
№1 Изменяйте размер тени
Размер лампы очень сильно влияет на итоговый результат.
Мягкие тени могут создавать спокойную атмосферу или создавать пасмурное освещение (пример), в то время как жесткие тени могут выделять детали или создавать резкий дневной свет (пример).
Изменение размеров лампы может полностью преобразить Вашу сцену. Поэтому экспериментируйте с ним!
№2 Не переусердствуйте
Серьезно…
Попытка осветить все в сцене является одной из самых распространенных ошибок среди новичков.
Переосвещение сцены устраняет тени, которые играют важную роль. Без этих теней модель выглядит плоской, как на примере выше.
Поэтому, вместо того, чтобы избегать теней, подумайте где они могут пригодится и подчеркнуть основные моменты или скрыть второстепенные.
№3 Используйте цвета
Если Вы не собираетесь создавать черно-белое кино, то почему все Ваши лампы должны быть одного цвета?
Цвета не только передают сильные эмоции, но и являются неотъемлемой частью нашей жизни.
В реальной жизни практически не существует идеально белого света, который, как ни странно, наиболее часто используется в компьютерной графике. Температура света измеряется в градусах Кельвина, настроить которые очень легко с помощью нода Blackbody в Cycles.
Можете скачать набор материалов света для Cycles созданных с помощью нода Blackbody.
№4 Подчеркните основной объект
Освещение играет важную роль в сосредоточении внимания зрителя. Если все освещено одинаково, то значит ничего не важно.
Поэтому следите за тем, чтобы важные объекты в сцене получали больше света, чем второстепенные.
№5 Добавьте текстуры для Вашего света
Данная возможность очень редко используется 3D-художниками, однако может придать дополнительный интересный эффект Вашей сцене.
№6 Анимируйте Ваш свет
Очевидно, что это применимо лишь к анимации, но даже в ней это редко используется несмотря на отличные возможности по ее улучшению.
Изменяя размер теней, цвет, положение и силу света ламп, можно добиваться различных результатов. Вы можете менять настроение и атмосферу в Вашем ролике с течением времени, сосредотачивать внимание на основных моментах или скрывать не нужные.
Знаете еще какие-то фишки или секреты? Поделитесь в комментариях!
Создание лампочки в Blender (часть 2/2)
Продолжаем создание сцены из множества лампочек. В первой части мы создали модель лампочки, а в данной приступим к настройке материалов и выполним пост-обработку.
Финальный результат
Видеоурок
Текстовый урок
Перед тем как приступить к назначению материалов, посвятим еще немного времени процессу моделирования.
Во-первых, для стеклянной колбы назначьте модификатор Solidify (все значения по умолчанию). За счет этого у нее появится физическая толщина и шейдер будет выглядеть корректно на объекте. И во-вторых, опустите стеклянную ножку по глубже внутрь цоколя, чтобы она не висела в пространстве как сейчас.
И в завершении полностью выделите лампочку и уменьшите ее до реальных размеров (10-11 см по высоте). Соблюдение реальных размеров поможет нам создать корректную глубину резкости (Depth of Field).
Теперь материалы. Для стеклянных частей лампочки (колба и ножка) назначьте шейдер Glass. Для металлических (цоколь и поддержка нити накаливания) назначьте шейдер Glossy. Для нижней части цоколя также назначьте новый материал (смесь Glossy и Diffuse). Для нити накаливания назначьте шейдер Emission (сила света 5000).
Добавьте в сцену плоскость в качестве пола и на вкладке мира установите черный цвет.
Если выполнить предварительный рендер, то кроме белых пикселей и черного фона вы ничего не увидите. Исправить это можно отключив пункт Shadow для колбы лампы. Таким образом она не будет отбрасывать тень.
Чтобы задать корректный цвет свечения основываясь на температуре объекта в Кельвинах, воспользуйтесь нодом Blackbody.
Полностью выделите лампочку и продублируйте ее (Shift + D). У дубликата измените материал нити накаливания на металлический (шейдер Glossy) и верните для колбы возможность отбрасывать тень (пункт Shadow).
Добавьте в сцену камеру, выставите ее и начните располагать множество копий лампочек по плоскости. Изначально расположите основную лампочку (светящуюся) и вокруг нее располагайте все остальные. Дублируйте их с помощью сочетания клавиш Alt + D, чтобы не создавать множество копий одного и того же меша, а использовать общий. Перед дублированием привяжите все части лампочки к колбе (Ctrl + P). Благодаря этому вы сможете вращать дубликаты лампочек лишь выделив колбу, без необходимости выделать все части лампочки. Вращайте их как вдоль глобальной, так и локальной осей Z, чтобы придать максимум вариативности их положению.
Выделите колбу светящейся лампочки и сделайте ее материал уникальным. Увеличьте для нее шероховатость до 0.1 (Roughness). Для всех остальных лампочек настройте материал стекла в соответствии с изображением ниже. С помощью данной связки мы сделаем тени отбрасываемые стеклянными объектами не такими жесткими, как от цоколей.
Перед тем как приступить к пост-обработке нужно выполнить три вещи:
Выполните рендеринг (меньше 2000 семплов даже не ставьте) и перейдите в редактор нодов.
Пост-обработка в данном случае будет крайне простой. С помощью двух нодов Glare мы еще больше усилим эффект свечения от лампочки (как это происходит при съемке на реальную камеру). Также, при желании, можете добавить в эту связку еще один нод для корректировки цветового баланса в сцене (Color Balance).
На этом данная небольшая серия уроков окончена. Обязательно поделитесь своими сценами в комментариях. Всем удачи! 😉
Прозрачная плоскость и отображение свечения
Главная › Форумы › Освещение и рендеринг › Прозрачная плоскость и отображение свечения
Доброго времени суток. Уже второй день мучаюсь с проблемой. Задача такая: мои объекты светятся, как сделать так, чтобы поверхность под объектами была невидимой, а свечение от них оставалось. В качестве примера и вдохновителя использовал урок по «Моушн трэкингу». Там была невидимая поверхность(с использованием Is Camera Ray), но была отдельно видна тень. А мне нужно, чтобы было видно свечение от объектов.
Да, я видел это. Но как я описал, у меня поверхность невидима, на которую отражается свет. Хотел добиться эффекта(как опять же описал) как было в уроке про «моушн трэкинг», там на основном слое была скрыта поверхность, а на втором была отображена только тень. Я хочу добиться того же, но с свечением, которое исходит от моих объектов. Однако свечение не переносится.
Немножко мимо кассы… 🙂
Попробуй в меню Passes (слои рендера) отметить пункт Emission для этого материала.
Уже пробовал. Попробовал еще раз, не выходит. По идее при рендере(еще до редактирования нодов) должно показываться свечение(именно так и происходит с тенями, как показано в уроке). Но, вместо свечения, на втором слое показывается какая-то темная размытость(тени отключил у самих объектов, чтобы не мешались) и AO. А свечения так и не хочет переноситься на 2 слой.Даже специально выкрутил Emission на максимум, чтобы точно видеть отображается или нет.
Ну в таком случае нужно пробовать и экспериментировать. Сам свечение отдельно не переносил. Может кто еще увидит темку и подскажет.
Может это тебе поможет
Все классно, но он хвастается или показывает как? Я, например, так и не понял как это сделать…
Вот теперь все стало ясно! 🙂
Спасибо!
Спасибо! Довольно занимательно.
Авторизация
Рубрики
О сайте
На данном сайте Вы сможете найти множество уроков и материалов по графическому
редактору Blender.
Контакты
Для связи с администрацией сайта Вы можете воспользоваться следующими контактами:
Следите за нами
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
На сайте Blender3D собрано огромное количество уроков по программе трехмерного моделирования Blender. Обучающие материалы представлены как в формате видеоуроков, так и в текстовом виде. Здесь затронуты все аспекты, связанные с Blender, начиная от моделирования и заканчивая созданием игр с применением языка программирования Python.
Помимо уроков по Blender, Вы сможете найти готовые 3D-модели, материалы и архивы высококачественных текстур. Сайт регулярно пополняется новым контентом и следит за развитием Blender.
Blender – уроки моделирования (урок №6)
Содержание
Настало время поговорить о моделировании еще одного класса физических объектов – источников света. В этом уроке нам предстоит познакомиться с настройками лампочек и прожекторов в Blender, поэтому есть смысл снова вернуться к учебнику физики и оживить у себя в памяти вопросы, связанные с распространением света, так как свет в природе играет очень большую роль, а в Blender’е настройки источника света могут изменить сцену до неузнаваемости.
Настройки источника света Lamp в Blender #
Свет в сцене играет важную роль. От освещения сцены во многом зависит ее финальный вид. Правильно подобранное освещение может спасти совершенно безнадежную сцену, придать ей некий фон нереальности, или же, наоборот, сделать более похожей на реальную. Правильно подбирая затемнения и освещения объектов сцены, можно спрятать недочеты текстур. В общем, о полезностях правильного освещения сцены можно говорить бесконечно, но давайте лучше посмотрим, что можно сделать.
Начнем разговор об освещении сцены с рассмотрения самого простого примера: возьмем плоскость, на нее поставим кубик и у этого кубика уберем тень. Для этого выделяем источник света (клик правой кнопки мыши по объекту Lamp (лампа), в сцене это объект сферической формы черного цвета), переходим в Shading (F5). Сейчас нас будет интересовать Lamp buttons, здесь находим меню Shadow and Spot (тень и пятно) и делаем неактивной кнопку Ray Shadow (луч тени).
Тени при дальнейшем рендере от этого источника света не будет. Обратите внимание, что тень образует источник света, а не объект. Сейчас тень мы отключили, но если в сцену добавить еще одну лампу, то тень от кубика появится снова, что закономерно. Поэтому, давайте, снова разрешим лампочке отбрасывать тень, но изменим цвет под надписью Shadow (тень), например, на красный и снова сделаем рендер.
Весело, кубик отбрасывает красную тень. Сюрреализм, конечно, какой-то получился, но в некоторых фантастических мирах, красная тень может быть вполне обыденным делом. Но давайте опять вернемся к жизни относительно реальной. Красной тени, я не помню, видел ли когда, вот красные фонари – вещь далеко не фантастическая. И, если Вы еще не догадались, как изменить свет лампочки в Blender, то перейдите на вкладку Lamp (лампа) и измените расположение бегунков – все точно так же, как в уроке №4, а вот результат, который получится, немного другой.
Конечно, может получиться так, что объект освещается не одним источником света, а, скажем, двумя. И обе лампочки могут быть разного цвета, например, одна – красная, а вторая – зеленая. Как такую ситуацию смоделировать в Blender?
Конечно же, создать два источника света и назначить им свет соответствующего цвета. На практике это выглядит так: первый источник света мы уже назначили, значит, задача упростилась – нам осталось добавить в сцену новую лампочку, а свет назначать ей мы уже умеем. Приступим. Щелчком левой кнопки мыши указываем место, где будет располагаться наша новая лампочка. Нажимаем пробел. В появившемся меню выбираем Lamp, и снова Lamp.
Дальше меняем свет на зеленый, и наслаждаемся рендером нашего многострадального кубика.
Для того чтобы окончить разговор о базовых настройках источника света и перейти к более интересным, надо упомянуть один параметр во вкладке Lamp – Energy (энергия). Этот параметр отвечает за то, с какой силой будет светить наша лампочка, аналог мощности, которую пишут на реальных лампочках – 100 ватт, 150, и так далее, только единицы мощности в Blender другие – относительные. Поэкспериментируйте с этим параметром, а когда наиграетесь, то переходите к следующему шагу нашего урока.
Источники света в Spot (пятно) #
До сих пор во всех уроках мы работали только с тем источником света, что Blender предлагал по умолчанию. Надо сказать, что для наших нужд источника света Lamp вполне хватало. Этот источник вполне успешно моделирует лампочку, что висит на шнурке под потолком, но вот если возникает ситуация, когда нужно смоделировать свет не от лампочки, а, скажем, от карманного фонарика или свет фар машины? В этих случаях знакомый нам источник света Lamp уже бессилен. Эти примеры – компетенция другого источника света – Spot (пятно).
Это, наверное, мой самый любимый источник. Он создает некую атмосферу загадочности и сказочности, даже самые простые сцены, освещенные им, приобретают некий оттенок фантастичности, налет эффекта мультипликации, который можно перенести в нашу прозаическую жизнь.
Сейчас разберем пример, как создавать источник света типа Spot.
Сцена готова для нашей работы. Выделяем источник света, заходим в Shading (F5) (шейдинг) там выбираем режим Lamp buttons. В меню Preview (предварительный просмотр) выбираем Spot вместо установленного Lamp, затем необходимо проанализировать изменения, возникшие в нашей сцене.
Как видно на рисунке 7, изменения коснулись не только окна проекции и рисунка в Preview, изменился даже рендер нашей сцены.
Поэтому давайте поставим источник света параллельно одной из плоскостей кубика и направим появившиеся пунктирные линии на эту плоскость.
Перемещение и вращение источников света происходят точно так же, как и у других объектов. Чтобы переместить источник света, нужно выделить его, а затем, нажав клавишу G, указать мышкой место в сцене, где он должен располагаться, так же перемещать лампы можно, используя стрелки на клавиатуре. Чтобы принять изменения, в данном случае изменения расположения в пространстве, нужно нажать Enter, чтобы отказаться и вернуть источник света на первоначальное место – Esc. Точно такие же правила распространяются и на вращения предметов, в том числе и на светильники. Нажимаем клавишу R, указав, что мы намерены вращать наш объект, затем происходит непосредственно вращение или движением мышки по коврику, или же все теми же стрелками на клавиатуре. Принимаем изменения – Enter, отказываемся – Esc.
Настройки источника света Spot (пятно) #
Теперь поговорим непосредственно о настройках источника света Spot. Как Вы правильно догадались, пятно образует штриховая линия, идущая от лампочки. Если эту линию отвернуть от предметов, то все они, предметы, не попавшие в пространство, ограниченное, штриховой линией, окажутся невидны, так как их ничего не освещает. Итак, Lamp у нас моделировал лампочку, со всеми ее свойствами, а Spot – фонарик или направленный прожектор, например, фары машины, со всеми свойствами реального источника света. Поэтому есть некоторые различия в меню Shadow and Spot. В источнике света Spot появляется дополнительная кнопка и несколько бегунков. Бегунок SpotSi отвечает за размер пятна света. Сделайте значение в этом поле меньше и на редеренге картинки посмотрите, какие изменения произошли. Я в этом поле установил значение, равное 20 вместо 75 по умолчанию, немного изменил местонахождение светильника в сцене. Уже на скажешь, глядя на полученную картинку, что сфера находится в углу.
Еще Blender позволяет без труда создавать эффект, который называется «объемный свет». Для этого надо просто включить кнопку Halo (сияние) во вкладке Shadow and Spot.
Обратите внимание, как изменился лучик света в окошке Preview. Это сияние и создает эффект объемного света.
Такой эффект наблюдается, если смотреть на луч света, прорывающейся сквозь дырочку в стене или же в занавеске. Еще по такому лучу объемного света очень любит летать пыль, но о ней поговорим позже. А сейчас в очередной раз обращу Ваше внимание на возможность менять свет от источника и интенсивность, с которой будет светить источник. Установив значение параметра B (blue – голубой), равное 0, можно получить такой вот электрический свет фонаря с эффектом объемного света.
Но бывают ситуации, когда мы должны видеть все элементы сцены, при этом тень должна быть лишь от одного источника света. Предположим, что за границей освещенной нашим фонариком находится какой-то объект, который должен быть виден в сцене. Поэтому в таких случаях нужно использовать лампочку с меньшей, чем у основного источника интенсивностью и без возможности отбрасывания тени.
Я установил интенсивность вспомогательной лампочки в пять раз меньше основного, не менял свет, чтобы не было наложения на свет основного источника.
А вот результат рендера – совершенно другой.
Так же дополнительные источники света с разными настройками можно использовать, например, если вам надо, чтобы тень от объекта падала в противоположную от солнца сторону. Мало ли, захочется рисовать картинки к фантастике. Но с тем, как и куда падает тень, я надеюсь, Вы разберетесь в рамках домашнего задания. А сейчас поговорим о еще одной интересной особенности источника света.
Использование текстур Blender в источниках света #
По своим особенностям источник света мало отличается от любого другого объекта, а, значит, может использовать текстуры, например, Image (изображение). Результатом такого наложения будет имитация работы проектора. Помните, по какому принципу работает проектор – устанавливается слайд, за ним – лампа. Таким образом, слайд проецируется на экран. Добиться такого эффекта в Blender очень просто. Выделяем источник света, заходим в Shading (F5) покидаем Lamp buttons и заходим в Texture buttons (F6), там, точно так же, как и для любого объекта, создаем новую текстуру, задаем ее тип – Image, загружаем картинку и можно смело жать F12, чтобы насладиться результатом наших трудов.
Вот так легко и просто мы создали проектор, и теперь, при соответствующем подборе текстур, можем демонстрировать фильмы в своих сценах. Обращаю Ваше внимание, что в примере на предыдущем рисунке используется всего она текстура, и накладывается она на источник света, а не на сферу, как это кажется на первый взгляд.
Композиция #
Получился некий эффект сцены с рампой. Будьте внимательны и аккуратны с использованием световых эффектов.
Теперь настало самое время начать изучать немного другой аспект человеческого знания – основы композиции, чтобы знать, где когда применять тот или иной эффект, или же, наоборот, нарушать правила применения эффектов, чтобы добиться некой притягательности в своих сценах.
Теперь Blender стал инструментом в Ваших руках, и для дальнейшего эффективного его использования требуются наличия умений из других областей человеческих знаний. Желаю Вам всяческих успехов, настойчивости и желания продолжать изучение 3D графики, так как основами Вы уже овладели, но, сколько всего интересного еще впереди.
И в заключение урока покажу Вам вариацию классической темы – оригинал без труда отыщите в Интернете, а вот мультяшную вариацию, с использованием светящихся материалов я Вам покажу с той целью, чтобы Вы задумались, стоит ли использовать световые эффекты где надо и где не надо – качество Ваших работ теперь полностью в Ваших руках.
Как исключить объект из освещения
Всем привет!
Подскажите, пожалуйста, как исключить из освещения светильником объекты.
Ситуация следующая. Сцена освещена с помощью карты окружения. В сцене я использую растровые изображения цветов с прозрачностью. Т.к. при рендере они становятся тусклыми, решил добавить светильник. Теперь хочу исключить из освещения светильником отдельные объекты, которым хватало освещения от карты окружения.
Спасибо!
Здравствуйте, Слаква. По указанной ссылке можно исключить воздействие источника света в сцене. А можно ли сделать, чтобы из двух рядом располагающихся предметов освещался только один?
Простым способом только в BI. В Cycles придется возиться со слоями рендеринга и пост-обработкой.
точно, сразу и додумался, спасибо
Авторизация
Рубрики
О сайте
На данном сайте Вы сможете найти множество уроков и материалов по графическому
редактору Blender.
Контакты
Для связи с администрацией сайта Вы можете воспользоваться следующими контактами:
Следите за нами
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
На сайте Blender3D собрано огромное количество уроков по программе трехмерного моделирования Blender. Обучающие материалы представлены как в формате видеоуроков, так и в текстовом виде. Здесь затронуты все аспекты, связанные с Blender, начиная от моделирования и заканчивая созданием игр с применением языка программирования Python.
Помимо уроков по Blender, Вы сможете найти готовые 3D-модели, материалы и архивы высококачественных текстур. Сайт регулярно пополняется новым контентом и следит за развитием Blender.