Как сделать тиснение на ткани
Как сделать тиснение фольгой в домашних условиях
Методы тиснения
Тиснение часто применяется дизайнерами интерьеров для стилизации мебели «под старину». Такой метод декора различных предметов берут на вооружение типографические компании, используя при этом дорогое оборудование. Но если делать фольгирование в домашних условиях, можно оперировать доступными подручными средствами и без особых затрат изготавливать эксклюзивные вещи ручной работы.
Различают несколько технологий в зависимости от материала, на котором производится тиснение.
На бумажной поверхности
Тиснение на бумаге не отличается особой сложностью. Его можно делать несколькими способами:
Оба варианта тиснения фольгой в домашних условиях на бумаге работают только в том случае, если картинка была распечатана на лазерном принтере, т. е. для нанесения изображения использовалась порошковая краска.
На металле и дереве
Чтобы сделать чеканку из металла своими руками, используют упрощённую методику, когда рисунок переносится на бумагу (можно использовать копирку или прозрачный лист), после пунктирными точками выбивается канфарником. Эта технология часто используется при изготовлении икон и портретов с имитацией золотого вкрапления.
Зная, как сделать чеканку из фольги, в качестве исходного материала можно использовать:
На поверхности ткани
Фольгирование на ткань — достаточно простой и доступный способ украсить любую вещь. Фольга легко переносится на все виды ткани. В условиях фабрик и ателье используется специальный пресс для ее тиснения, в домашних условиях — утюг. Тиснение на ткани происходит по следующей технологии:
Вещи с принтами из фольги можно стирать в тёплой воде, используя обычные стиральные порошки.
Фольгирование на кожаных изделиях требует предварительного изготовления специального штампа из металла. Чтобы сделать оттиск из фольги её необходимо положить на кожу, разогреть с помощью утюга, а когда она нагреется прижать к ней заготовку на 30−40 секунд.
Виды фольги
Используемый вид зависит от выбранного метода тиснения. Различают холодный и горячий способ.
Также существует пигментный вид, он выглядит как плотная текстурная бумага и при нанесении на поверхность создаёт впечатление объёмной краски. Прозрачный вид обычно используют для создания глянцевых поверхностей.
В промышленной полиграфии также используется:
Промышленное фольгированние выполняется с помощью профессиональных прессов и термопринтеров.
Холодное тиснение не предполагает воздействия высоких температур, а нанесение рисунка производится способом вдавливания или с помощью кримпера (небольшой валик с готовым орнаментом). Такая технология проста и подходит для изготовления поделок вместе с детьми.
Для холодного тиснения подходит любой вид фольги для творчества, а также рулонная пищевая.
Конгревное тиснение своими руками в домашних условиях на коже и на ткани
Тиснение – способ нанесения изображения на определенный материал (чаще всего типографическую продукцию) при помощи штампа или клише. Одну из его разновидностей – конгревное тиснение – своими руками можно выполнить в домашних условиях.
Конгревное тиснение – получение изображения при помощи двух форм: вогнутого штампа и его точной выпуклой копии (контрматрицы). В процессе работы на материал сверху давит вогнутое клише, а снизу – его выпуклая контрматрица. В результате получается изображение, выступающее над общей поверхностью с лицевой стороны, и углубленный рисунок с изнанки.
Обратите внимание! Таким методом можно получать необходимое изображение на бумаге, на картоне и на коже.
Особая технология
Тиснение получается, как правило, монохромным. Благодаря игре теней, оно смотрится очень богато и загадочно. В некоторых случаях конгревное тиснение могут делать с фольгой. На ткани такая техника смотрится очень изящно.
Сама технология была изобретена еще в XIX веке и названа в честь его изобретателя — английского конструктора Уильяма Конгрева.
В полиграфии для тиснения применяют различные клише из различных материалов: полимерные, цинковые, магниевые, латунные.
Особое внимание стоит уделить последнему виду клише. С его помощью получают многоуровневый конгрев.
Выполнять такую печать гораздо дольше, чем с применением стандартных штампов, но результат предвосхищает ожидание. Тиснение получается необычным, смотрится очень представительно и богато. Чаще всего используется при оформлении имиджевой продукции, для визиток.
Осваиваем технику
В домашних условиях тиснение не может отличаться особой замысловатостью, но тоже имеет право на существование. Для выполнения тиснения своими руками понадобится оборудование:
Штампы можно выполнить самостоятельно (из стали или листа алюминия) и сделать на них любое изображение, либо воспользоваться готовыми.
Возьмите штамп, нагрейте его на открытом пламени.
Нагретое клише приложите к основе, ударьте по нему молотком. Если тиснение получилось недостаточно глубоким, клише придется нагревать еще и еще и выполнять тиснение в том же самом месте несколько раз до достижения требуемого результата.
При желании выполнить цветное тиснение, необходимо использовать фольгу. Растопите в посуде воск (для предотвращения его затвердевания добавьте в массу скипидар) и тщательно перемешайте его. Нанесите тонким слоем на основу и дайте высохнуть. После нанесите на нее акварельную краску, в смеси с белком яйца и зубным порошком. Затем нагрейте клише и положите на основу фольгу с краской к тому месту, где будет узор. Плотно прижмите клише к фольге и ударьте по нему молотком.
Не торопитесь, краска на фольге должна «почувствовать» температуру штампа.
Преимущества конгервного тиснения:
Видео по теме статьи
Еще больше о данном виде тиснения можно узнать в наших видеороликах.
Тиснение по ткани – модная технология декорирования
Если бы тиснение по ткани до сих пор не существовало, его стоило бы изобрести: настолько эффектно выглядит декор. Технология позволяет воплотить любую авторскую идею на одежде, сумках: от однотонного изображения, приятного на ощупь, до 3D-рисунка или голограммы.
Тиснение по ткани: что это?
Тиснение (или эмбоссинг) – техника художественной обработки самых разных материалов способом выдавливания на их поверхности рельефных – выпуклых или вдавленных – изображений.
Технология известна с древних времен. Она легла в основу книгопечатания, с помощью нее древние ремесленники помечали свои изделия.
Сейчас применяется для брендирования и декорирования предметов одежды, сумок.
Логотипы, другие изображения, нанесенные «слепым» способом, подходят для строгого делового стиля. Украшение золотом придает изделиям роскошный вид, благородный блеск. Гренирование, текстурирование меняют текстуру исходного материала.
Технология основана на давлении оттиска или клише на обрабатываемую поверхность. Разновидности получаются за счет разной силы давления, использования термопресса или холодной методики, окрашивания, фольги, комбинирования способов.
Клише изготавливают из разных материалов, что влияет на конечную стоимость услуги. Полимерные формы – самый недорогой вариант, но они одноразовые. Медные и латунные дороже, зато можно использовать многократно, что важно при выпуске крупных тиражей.
Классификация тиснения по ткани
По характеру формы поверхности:
По количеству задействованных в формировании рисунка сторон:
Горячее тиснение по ткани
Рисунок наносится с помощью термопресса и специального клише. Процесс выглядит примерно так: клише с отзеркаленным изображением нагревается до температуры свыше 100°С в зависимости от свойств обрабатываемой поверхности. Под давлением пресса основа меняет структуру, фиксируется форма.
Таким образом, на выходе получается очень красивое, благородное, презентабельное изображение. Если использовать фольгу, красители, то добавляются интересные визуальные эффекты.
Горячее тиснение выполняется на поверхностях, которые не плавятся под термическим воздействием. Возможно для следующих видов ткани: кожа, искусственная кожа, полиэстер, нейлон, ацетат, тафта, сатин, атлас. Качество рельефа при этом получается превосходным: он устойчив к механическим повреждениям, долго держит форму.
Недостаток: высокая стоимость.
Разновидность метода – использование горячего воздуха, подающегося из отверстий в валиках пресса. Полотно (например, микрофибра) проходит по конвейеру под ними, а из отверстий поступает горячий пар, формирующий рисунок. Волокно в месте попадания пара изменяет структуру: так получаются оттиски в виде различных текстур.
Холодное тиснение
Это нанесение золотой или серебряной фольги с помощью специального клея. Метод более дешевый по сравнению с горячим тиснением по ткани, характеризуется высокой производительностью. Однако нельзя сказать, что он придуман с целью вытеснения второго. Просто обе технологии по-разному применяются. Например, холодная – спасение для материалов, которые плавятся или разрываются из-за высоких температур (таких как синтетика).
Преимущества: возможность быстрого изменения дизайна, воспроизведения полутонов, экономически выгодно для небольших партий, более простой контроль совмещения принта.
Недостаток метода: изображение менее устойчиво к повреждениям, быстрее изнашивается.
Конгрев
Выполняется на достаточно плотных основах и дает выпуклое или вогнутое изображение. Не подходит для тонкого трикотажа, другого легкого текстиля.
В процессе задействованы две детали клише: выпуклый штамп и контрштамп (пуансон) с таким же изображением. Материал располагается между ними. Штампы вдавливаются друг в друга, оставляя зафиксированный выпуклый или вогнутый рисунок.
Гофрирование – вид конгревного с получением однородного рельефа.
Гренирование
Еще одна разновидность одностороннего рельефного тиснения по ткани, в результате которого изменяется фактура исходного материала или создается рисунок с однородными углублениями.
Гренирование аналогично конгревному методу, с одной разницей: величина оттиска небольшая.
Текстурирование
Способ, при котором получается текстура, то есть мелкий одноуровневый рельеф, повторяющийся подряд бесконечное число раз.
Блинтование
Холодный метод, хотя сегодня применяется и горячее блинтование. Клише прижимается прессом к поверхности материала, оставляя неглубокий след. Плотность основы, на которую оказывается давление, изменяется, поэтому оттиск фиксируется и в дальнейшем держит форму.
При необходимости для придания оттенка используется пленка.
Горячий способ дает возможность далее применить декор фольгой, шелкографию.
Блинтование не отличается богатством декоративных задумок, зато позволяет выполнить большой тираж. Технология подходит для тканей.
Тиснение по ткани фольгой
Метод, при котором между нагретым штампом и материалом помещается слой фольги, а затем подается давление. Процесс сам по себе очень прост: под действием нагретого клише металлизированное напыление отстает от пленки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности изделия.
Бывает плоским, рельефным, конгревным и отличается от фольгирования.
Особенности фольги для декорирования текстиля:
Требования к тканям:
Особенности тиснение по ткани фольгой:
Фольгирование – способ придания блестящего металлизированного эффекта в процессе так называемого спекания тонера лазерного принтера или копировального аппарата с металлизированной фольгой под воздействием высокой температуры. Отличия от предыдущего метода:
Тиснение по ткани и инкрустация
Инкрустация – украшение стразами, бусинами, камнями или другими декоративными деталями. Придает принту объем, блеск. Элементы размещаются как по всей площади эмбоссинга, так и какой-то части.
Голограммы, иллюстрации нуждаются в точной приладке: криво размещенные только испортят изделие. Иногда для их точного расположения применяют способ блинтования: делают вдавленную плашку по размеру и форме принта. Или используют специальное оборудование, оснащенное точными контрольными приборами.
Тиснение по ткани золотом
Применяется для брендирования сувенирной продукции, одежды. Этот металл – атрибут роскоши, царствования, стойко ассоциируется с солнечным сиянием, поэтому золотой логотип, орнамент придают продукции презентабельность.
Нанесение выполняют, используя следующие технологии:
Тиснение на ткани золотом – одна из самых востребованных технологий декорирования.
Наиболее популярные сочетания в одежде: белой, черной – для офиса, красной и голубой ткани с золотом – для праздника, бордовой, синей – для элегантного образа.
Эмбоссинг по ткани
Плотность, толщина, эластичность, коэффициент деформации, устойчивость к высоким температурам у разных тканей различается, поэтому температура, время воздействия для каждой из них настраивается индивидуально.
Так как элемент эмбоссинга приподнят над основной поверхностью полотна, то сначала делается твердая подложка, позволяющая сохранить объемную форму. Только после этого наносится краска с помощью шелкотрафаретной, термотрансферной методик или спецэффектов.
Головные уборы, сумки, одежда, украшенные продуманным тактильным изображением смотрятся оригинально, приятны в использовании, постоянно напоминают о принадлежности к дорогому бренду.
Сколько стоит тиснение по ткани?
Горячее тиснение по ткани фольгой при печать большого количества продукции стоит дороже, нежели холодное. Но оно имеет ряд преимуществ, поэтому более высокая цена в этом случае полностью оправдана.
Чтобы узнать стоимость заказа, необходимо выполнить ряд действий:
Чем подробнее вы расскажете о том, какой ожидаете результат, тем точнее будет информация о стоимости выполнения работ. Для обсуждения этого вопроса звоните нашим менеджерам.
Методы горячего тиснения на ткани
Методы горячего тиснения на ткани
Тиснение – это выдавливание рисунка или надписи с помощью клише. Есть несколько технологий, в том числе холодное и горячее тиснение. У них разная сложность, стоимость работы. Различается и результат. Метод горячего тиснения – более дорогой, но считается более качественным. Это более тонкая и сложная работа, в результате которой получаются эффектные выдавленные или выпуклые изображения на коже.
Блинтовое и конгревное тиснение
Получить рельефный рисунок можно двумя принципиально различающимися технологиями блинтовое тиснение или конгревное. Последнее выполняется двумя способами – холодным или горячим.
При блинтовом тиснении штамп прижимается к поверхности материала. Из-за высокого давления на поверхности остаётся выдавленный оттиск. Это самая простая технология, плоское тиснение. В зависимости от материала, из которого изготовлен штамп, а также от запечатываемого материала рисунок получается более или менее чётким, детализированным. Например, с использованием медного клише изображения выходят более качественными, чем с применением штампа из магния.
Конгревное тиснение предполагает использование не только штампа, но и контрштампа, который ещё называют пуансоном. Между этими двумя деталями помещают материал и сжимают эти две половинки клише с большой силой. В результате тиснения на поверхности остаются рельефные изображения. Они могут быть выпуклыми (прямой конгрев) или вогнутыми (обратный конгрев). Тисненные изображения могут быть в одной или нескольких плоскостях, разноуровневыми.
Современный конгрев максимально автоматизирован. Клише для тиснения не изготавливают вручную из металла, их делают машины по компьютерным эскизам. Станки и тиснильные прессы позволяют изготавливать большое количество одинаковых оттисков на высокой скорости.
Технология горячего тиснения
Конгревное тиснение бывает горячим, то есть проводится при высокой температуре штампа – его нагревают до 60 градусов. При такой температуре верхний слой основы, на которую наносится оттиск, обжигается или даже сгорает. Для такого метода тиснения можно использовать только материалы, которые не плавятся.
Рисунок, получаемый методом горячего тиснения, более сложный, прорисованный, детализированный. Рельеф лучше держится, чем полученным холодным способом.
Горячее тиснение фольгой
Если на основу положить разделительный слой фольги, то после оттиска рисунок будет фольгированный. При нагревании и давлении частички металла как бы впаиваются в материал основы и остаются на нём. Они не стираются, не осыпаются, не тускнеют. Изображение может быть просто металлизированным или цветным.
На фольге может быть напечатано микрорельефное изображение, которое используется для защиты от подделок печатной продукции. Голограммы бывают плоскими или трехмерными.
Для фольгирования применяется не обычная упаковочная или бытовая фольга, а специальная, состоящая из нескольких слоев. Её основа – лента из полиэстера или лавсана, на неё нанесены послойно пигменты и металлизированное покрытие.
Особенности технологии
Для горячего тиснения важны два параметра – давление и температура.
Давление выбирают в зависимости от вида тиснения, рисунка для печати, а также от свойств материала, на который переносится изображения. Если используется фольга, давление должно быть достаточным, чтобы металлический или красочный слой закрепился на основе, чтобы очертания были чёткими даже при небольшой глубине оттиска.
При пропечатывании фольгой глубина может быть минимальной, но при её выборе нужно учитывать жёсткость и плотность материала основы, имеющиеся на неё неровности. Если поверхность шероховатая, давление должно быть выше, чем для печати на гладких материалах.
Также увеличение давления потребуется, если печать производится штампами с большими по площади элементами.
При нагревании штампа материал становится более пластичным, проще деформируется в месте приложения давления. То есть требуется меньше усилий, чтобы перенести изображение. Для улучшения рельефности, стойкости и чёткости печати стоит максимально нагреть штамп, но, разумеется, его температура не должна быть выше предела плавления или возгорания материала, на который наносится рисунок. Для покрытия фольгой нагрев подбирается по температуре, при которой красящий слой отделяется от основы.
Где используется печать горячего тиснения
Рельефные надписи и рисунки хорошо смотрятся, придают изделию солидности, делают его более дорогим на вид. Способ горячего тиснения подходит для разных материалов, в том числе довольно тонких, фактурных или гладких, жёстких или более пластичных.
Все виды тиснения – это способы постпечатной обработки полиграфической и иной печатной продукции. Они используются не только в декоративных целях, но, и чтобы защитить от подделки.
Этим способом можно перенести на различные вещи рисунки, надписи, логотипы. Тексты получаются читаемыми, хорошо различимыми, не теряют своей чёткости и рельефности.
Тиснение фольгой 🥝 технология горячего и холодного, как сделать оттиск на ткань
Тиснение фольгой, как правило, используется для украшения полиграфической и сувенирной продукции. Украшать таким образом можно практически все: начиная с визиток, заканчивая пакетами и изделиями из кожи. Оттиск можно наносить несколькими способами, которые отличаются материалом и технологией изготовления. Можно сделать тиснение золотой фольгой, сделать голограмму или даже сымитировать поверхность дерева и камня. Наносить рисунки можно не только в специальных мастерских, но при наличии нехитрого оборудования, и своими руками в домашних условиях. Для создания тиснёного рисунка дома, вам может понадобиться ламинатор или самый обыкновенный утюг.
Тиснение фольгой на бумаге. Виды тиснения
Как нанести рисунок с использованием ламинатора
Для изготовления рисунка при помощи ламинатора, вам понадобится лазерный принтер (в идеале простой, а не полноцветный). Ламинатор лучше использовать с наибольшим усилением сжатия. Для данного способа применяется тонерочувствительный материал. Можно использовать глянцевую, матовую и голографическую фольгу. А вот бумагу лучше всего использовать обычную. На декоративной и текстурной бумаге при тиснении ламинатором узоры могут получиться неаккуратными, поскольку материал может не закрепиться в углублениях.
Процесс фольгирования при помощи ламинатора выглядит следующим образом:
Чтобы оттиск получился с первого раза, постарайтесь снимать материал с изделия как можно медленнее.
Галерея: фольгирование золотом и серебром (25 фото)
Тиснение фольгой в домашних условиях утюгом
Всё-таки ламинатор вещь специфическая и есть далеко не у каждого. Если у вас нет этого прибора, а сделать оригинальный рисунок хочется, можете воспользоваться утюгом. Последовательность действий будет точно такой же, как если бы вы работали ламинатором, с той разницей, что фольга обязательно должна укладываться изнаночной (матовой) стороной на рабочую поверхность.
Поставьте утюг на минимальный нагрев. Медленно и аккуратно прогладьте заготовку. Если металл не прилип к листу, немного увеличьте температуру. Гладить рисунок нужно не менее двух минут, обычно этого времени достаточно.
По окончании процесса дайте заготовке остыть, и только потом аккуратно снимите материал.
Тиснение на коже
Чтобы выполнить тиснение на коже, помимо утюга вам понадобится клише (штамп с узором), в качестве него можно использовать, например, крупную металлическую пуговицу.
Процесс создания оттиска на коже выглядит следующим образом:
Удалить металл с кожи не так-то просто, поэтому, прежде чем приступить к тиснению фольгой на коже, лучше потренироваться на ненужных кусочках, посчитать, сколько времени у вас уйдёт на каждый этап и только потом приступать к обработке изделия.
Принтер для тиснения
Если вы собираетесь делать оттиск регулярно, возможно, вам стоит задуматься о приобретении специального принтера, который так и называется, принтер горячего тиснения фольгой.
Выглядит прибор не совсем так, как выглядят привычные нам принтеры. Металлическая плёнка наматывается на два вала принтера, с двух сторон от рабочей части. Под валиками находится пресс для тиснения фольгой, на котором и происходит процесс «запайки». Прибор подключается к компьютеру через USB.
Задуматься о приобретении такого принтера стоит только тем, кто собирается делать тиснение многократно. Ведь эту вещь не так-то просто найти в продаже, да и стоит она недешево.
Промышленные методы тиснения
Естественно, процесс фольгирования на производстве существенно отличается от ручного тиснения. И, конечно, оборудование для промышленного тиснения не ограничивается утюгом.
Профессиональное тиснение представляет собой один из видов печати, с той лишь разницей, что вместо краски используется тонкий металл.
Как правило, для создания оттиска используется технология высокой печати, то есть узоры выступают над поверхностью клише.
При подробном рассмотрении этот процесс выглядит следующим образом:
По сути, принцип работы пресса схож с работой домашнего принтера. Отличается он, прежде всего, объёмами выпускаемой продукции и точностью настроек.
Как делают клише промышленным способом
Для работы с фольгой применяются клише повышенной прочности и износостойкости. Как правило, штампы изготавливают из металла, чаще всего это латунь, медь, магний и цинк. Магниевые клише применяются чаще всего для небольших партий продукции, наиболее износостойкие штампы из латуни применяют для крупных партий изделий.
Неплохие показатели прочности имеют цинковые и медные клише, но их используют не так широко, поскольку применение этих материалов имеет низкие экологические показатели. Тиснение на металле клише наносится при помощи химического травления либо механической чеканкой.
Виды фольги для промышленного тиснения
Ассортимент фольги, используемой на производстве достаточно широк, чаше всего применяют следующие её виды:
Все эти материалы — фольга для горячего тиснения. Существует также холодный способ, для которого используется отдельный вид, выбивающийся из общих характеристик.
Холодное тиснение фольгой применяется для поверхностей, не выдерживающих высоких температур. Тонкая металлическая плёнка наносится на такие изделия, как пакеты и другие предметы из полиэтилена. В отличие от горячего способа, при помощи холодного тиснения можно выполнять рисунки с полутонами.
Возможности данной технолгии велики, с его помощью можно изготовить оригинальные рисунки, логотипы, поздравления, рекламные надписи и т. д. Без больших финансовых затрат, вы можете своими руками сделать рисование фольгой и украсить кожаную вещицу у себя дома и она в буквальном смысле заиграет новыми красками.