Как сделать уклон в компасе
Глава 83. Дополнительные конструктивные элементы
При формировании ребра жесткости материал добавляется к плоскости его эскиза или
к поверхности, образованной выдавливанием эскиза ортогонально его плоскости.
Укажите направление добавления слоя материала. Для этого выберите нужный вариант
в списке
Тип построения тонкой стенки на вкладке Панели свойств Толщина (см.
После выбора направления требуется задать толщину ребра жесткости.
Если материал добавляется в направлении наружу, введите толщину в поле
Выбор сегмента, задающего направление уклона, имеет смысл только при построении
ребра в плоскости эскиза (когда выключена опция
Рис. 83.6. Ребро жесткости с уклоном. Эскиз ребра состоит из трех сегментов.
Сегмент, задающий направление уклона, выделен.
Табл. 83.2. Возможные варианты построения тонкой стенки
Значение опции
Тип построения
тонкой стенки
В каком направлении добавляется слой материала.
Особенности задания толщины ребра жесткости
В прямом направлении относительно плоскости эскиза или
поверхности, образованной перемещением эскиза.
В обратном направлении относительно плоскости эскиза или
поверхности, образованной перемещением эскиза.
Два направления В обе стороны относительно плоскости эскиза или поверхности,
образованной перемещением эскиза. При этом можно задать
толщину для каждого направления отдельно.
В обе стороны симметрично относительно плоскости эскиза или
поверхности, образованной перемещением эскиза. При этом
можно задать только суммарную толщину.
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНУСНОСТИ И УКЛОНОВ
ПОСТРОЕНИЕ ПРОСТЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. НАНЕСЕНИЕ РАЗМЕРОВ
Для освоения основных команд системы КОМПАС-3D рассмотрим выполнение плоского чертежа пластины (рис. 1).
На рисунке 1 на контур пластины наложена сетка со стороной 10 мм для более легкого измерения размеров элементов пластины.
Так как размеры элементов пластины кратны 5 мм, то для построения ее контура рациональнее использовать вспомогательную сетку с шагом 5 мм по осям X и Y, а также включить привязку «По сетке» в установках глобальных привязок.
Сначала выполним контур пластины без скруглений, использовав команду «Непрерывный ввод объектов» (см. рис. 2).
Рис. 2. Контур пластины
Затем, с помощью команды «Скругление» выполним скругления радиусами 30 и 20 мм соответственно в левом и правом верхних углах контура пластины, как показано на рис. 3.
Рис. 3. Выполнение скруглений
Завершим чертеж пластины, выполнив два отверстия с помощью команды «Окружность» и проставив размеры (см. рис. 4).
Рис. 4. Чертеж пластины с размерами
В качестве самостоятельной работы каждому студенту необходимо по варианту, приведенному в таблице 1, построить изображение пластины в масштабе 1:1 и нанести размеры на все ее конструктивные элементы. Сетка образует квадрат со стороной 10 мм. Пример выполнения индивидуального задания приведен в приложении А «Пластина».
Таблица 1. Варианты заданий чертежа «Пластины»
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНУСНОСТИ И УКЛОНОВ
Известную сложность при построении плоских моделей деталей составля-ют такие элементы как уклоны и конусность. Поэтому в данном задании требу-ется выполнить чертежи двух деталей, образованных поверхностями вращения, имеющих коническое отверстие (деталь типа втулки) и наружный конус (деталь типа вала), а также профиль двутавра или швеллера (см. табл. 2, 3).
При выполнении конусности можно воспользоваться предварительными (черновыми) построениями, как показано на рис. 5. Например, если требуется построить коническое отверстие с конусностью 1:15, то можно построить равнобедренный треугольник с основанием 10 мм и высотой 150, тогда его боковые стороны и будут соответствовать контуру отверстия с вышеуказанной конусностью.
Рис. 5. Вспомогательные построения для выполнения конического отверстия
Затем боковые стороны равнобедренного треугольника можно скопировать на чертеж втулки и обрезать выступающие концы (см. рис. 6).
Рис. 6. Построение конического отверстия
Для выполнения уклона при создании профиля двутавра или швеллера также можно воспользоваться вспомогательными построениями (см. рис. 7). Гипотенуза прямоугольного треугольника и будет линией с уклоном 1:8.
Рис. 7. Вспомогательные построения для выполнения уклона
Затем можно скопировать гипотенузу построенного вспомогательного треугольника в нужную точку профиля швеллера (или двутавра) и обрезать выступающие концы и продлить недостающие (см. рис. 8).
Рис. 8. Построение уклона на профиле швеллера
Симметричные части чертежей валов, втулок, двутавра и швеллера целесообразно построить, используя команду «Симметрия».
Задания на выполнение учебного чертежа на построения конусности при-ведены в таблице 2, а уклона – в таблице 3. Требуется выполнить чертежи вы-шеупомянутых деталей в масштабе 1:1 с простановкой размеров.
Таблица 2. Варианты заданий чертежа «Конусность» | ||||||
Вариант | ||||||
Конусность | 1:10 | 1:12 | 1:15 | 1:18 | 1:20 | 1:25 |
Вариант | ||||||
Конусность | 1:10 | 1:12 | 1:15 | 1:18 | 1:20 | 1:25 |
Таблица 3. Варианты заданий чертежа «Уклоны»
Практическая работа № 8 «Понятие конусность и уклон. Использование библиотек КОМПАС 3D для построения деталей (вал, усеченный конус)».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Голубятникова М.В. Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Компьютерная графика» для специальностей 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 15.02.08 «Технология машиностроения», 15.02.06«Монтаж и ремонт холодильного оборудования»
Практическая работа № 8
«Понятие конусность и уклон. Использование библиотек КОМПАС 3 D для построения деталей (вал, усеченный конус).
Задать размеры и выстроить цилиндрическую часть при помощи библиотеки Вал
Рисунок 8.1. Пример построение цилиндрической части
Например, если известны размеры D = 40 мм, d = 20 и L =100 мм, то
Меню Сервис – Менеджер библиотек – Машиностроение – Конструкторская библиотека – Конус Задать размеры и выстроить Коническую часть
Рисунок 8.2. Пример построение конусной части
По ГОСТ 2.307-68 перед размерным числом, характеризующим конусность, необходимо наносить условный знак конусности, который имеет вид равнобедренного треугольника с вершиной, направленной в сторону вершины конуса.
1 способ: проставления значения конусности.
Добавить знак конусности можно при помощи Панели обозначения – Ввод текста – Вставка – Спецзнак.
2 способ: проставления значения конусности на полочке.
Рисунок 8.3 Пример расположения размеров и знака Конусности
Добавить знак конусности можно при помощи Панели обозначения – Обозначение позиции – Вставка – Спецзнак.
Нажать ОК и перейти во вкладку Параметры
ЗАДАНИЕ: По заданным размерам и величине конусности приведенным в таблице 1 выполнить изображение деталей. Обозначить конусность. Посчитать размер, отмеченный звездочкой d * для пробки, l * для заглушки и D * для втулки. (из книги Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения).
Пример выполнения задания см. рис. 8.4
Рисунок 8.4. Пример выполнения задания
Ход выполнения работы:
1.Откройте программу КОМПАС- 3D и создайте фрагмент.
2. Просчитать по формуле размер, отмеченный звездочкой d * для пробки, l * для заглушки и D * для втулки согласно данным таблицы 8.1 и варианту.
Таблица 8.1. Варианты заданий для практической работы
3. Постройте детали: пробка, заглушка, втулка и проставьте размеры детали и знак конусности (см. стр.1)
4. Сохранить фрагмент в папке Работы студентов/группа/Фамилия студента/ Название детали. frw
5. Создать новый чертеж и при помощи меню Вставка – Фрагмент разместить на листе несколько деталей.
6. Сохранить чертеж в папке Работы студентов/группа/Фамилия студента/ Конусность. cdw
Вопросы для самоконтроля:
Что такое конусность и каким символом она обозначается?
Как вычертить конус при помощи менеджера библиотеки?
Какие способы построения пробки Вы можете предложить?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Практическая работа № 8 «Понятие конусность и уклон. Использование библиотек КОМПАС 3D для построения деталей (вал, усеченный конус)».
Цель работы: Научиться использовать библиотеку Компас-3D для построения детали вал или конус, обозначать на чертеже конусность. Научиться производить расчёт недостающих данных. Закрепить знания по теме простановка размеров на чертеже.
В методическом указании подробно разобрана работа менеджера библиотеки (вал, конус) и простановка специального символа конусности, а также вопросы для самостоятельной работы. В таблице приведены 3 детали по 10 вариантов каждой.
Номер материала: ДБ-365675
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Путем считывания величины уклона из чертежа (только при простановке Маркера
уклона на разрезах, продольных и поперечных профилях) — кнопка
В зависимости от выбранного вида представления (как отношение длины и высоты,
процентное отношение и т.п.) и величины уклона осуществляется автоматический пересчет
его значения.
Если при вводе значения уклона была допущена ошибка: введено нулевое значение уклона,
при задании уклона, как отношения высоты и длины, дробь в числителе содержит число,
отличное от 1, величина уклона на маркере не отображается.
Если для обозначения уклона используется только
аксонометрических схем), либо, например, уклоны показываются только с помощью символа
«стрелка», значение в окне ввода может быть скрыто без удаления активацией кнопки-
переключателя
Длина участка с заданным уклоном
Окно ввода, используемое только при оформлении чертежей автомобильных дорог и
железнодорожных путей. Предназначено для определения длины участка заданного уклона.
Длина участка задается в метрах.
Значение длины участка может быть погашено активацией кнопки-переключателя
Группа переключателей, определяющих размещение Маркера:
На планах и схемах
На разрезах, профилях и схемах
Группа переключателей, определяющих вид Маркера уклона, проставляемого на разрезах,
профилях и аксонометрических схемах (задающих направление уклона). Вид кнопки
определяется состоянием переключателя
Показывать символ уклона
Группа кнопок-переключателей, позволяющих задать опорную геометрию для простановки
Маркера уклона:
Параллельно элементу конструкций
Используется преимущественно для маркировки участков трубопроводов на
аксонометрических схемах, простановки уклонов на планах дорог, поперечных и продольных
профилях дорог.
Нормально к элементу конструкций
Используется преимущественно для маркировки участков кровли и т.п. элементов на планах.
Группа переключателей, позволяющих задать вид представления величины уклона:
Как сделать уклон в компасе
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНУСНОСТИ И УКЛОНОВ
ПОСТРОЕНИЕ ПРОСТЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. НАНЕСЕНИЕ РАЗМЕРОВ
Для освоения основных команд системы КОМПАС-3D рассмотрим выполнение плоского чертежа пластины (рис. 1).
На рисунке 1 на контур пластины наложена сетка со стороной 10 мм для более легкого измерения размеров элементов пластины.
Так как размеры элементов пластины кратны 5 мм, то для построения ее контура рациональнее использовать вспомогательную сетку с шагом 5 мм по осям X и Y, а также включить привязку «По сетке» в установках глобальных привязок.
Сначала выполним контур пластины без скруглений, использовав команду «Непрерывный ввод объектов» (см. рис. 2).
Рис. 2. Контур пластины
Затем, с помощью команды «Скругление» выполним скругления радиусами 30 и 20 мм соответственно в левом и правом верхних углах контура пластины, как показано на рис. 3.
Рис. 3. Выполнение скруглений
Завершим чертеж пластины, выполнив два отверстия с помощью команды «Окружность» и проставив размеры (см. рис. 4).
Рис. 4. Чертеж пластины с размерами
В качестве самостоятельной работы каждому студенту необходимо по варианту, приведенному в таблице 1, построить изображение пластины в масштабе 1:1 и нанести размеры на все ее конструктивные элементы. Сетка образует квадрат со стороной 10 мм. Пример выполнения индивидуального задания приведен в приложении А «Пластина».
Таблица 1. Варианты заданий чертежа «Пластины»
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНУСНОСТИ И УКЛОНОВ
Известную сложность при построении плоских моделей деталей составля-ют такие элементы как уклоны и конусность. Поэтому в данном задании требу-ется выполнить чертежи двух деталей, образованных поверхностями вращения, имеющих коническое отверстие (деталь типа втулки) и наружный конус (деталь типа вала), а также профиль двутавра или швеллера (см. табл. 2, 3).
При выполнении конусности можно воспользоваться предварительными (черновыми) построениями, как показано на рис. 5. Например, если требуется построить коническое отверстие с конусностью 1:15, то можно построить равнобедренный треугольник с основанием 10 мм и высотой 150, тогда его боковые стороны и будут соответствовать контуру отверстия с вышеуказанной конусностью.
Рис. 5. Вспомогательные построения для выполнения конического отверстия
Затем боковые стороны равнобедренного треугольника можно скопировать на чертеж втулки и обрезать выступающие концы (см. рис. 6).
Рис. 6. Построение конического отверстия
Для выполнения уклона при создании профиля двутавра или швеллера также можно воспользоваться вспомогательными построениями (см. рис. 7). Гипотенуза прямоугольного треугольника и будет линией с уклоном 1:8.
Рис. 7. Вспомогательные построения для выполнения уклона
Затем можно скопировать гипотенузу построенного вспомогательного треугольника в нужную точку профиля швеллера (или двутавра) и обрезать выступающие концы и продлить недостающие (см. рис. 8).
Рис. 8. Построение уклона на профиле швеллера
Симметричные части чертежей валов, втулок, двутавра и швеллера целесообразно построить, используя команду «Симметрия».
Задания на выполнение учебного чертежа на построения конусности при-ведены в таблице 2, а уклона – в таблице 3. Требуется выполнить чертежи вы-шеупомянутых деталей в масштабе 1:1 с простановкой размеров.
Таблица 2. Варианты заданий чертежа «Конусность» | ||||||
Вариант | ||||||
Конусность | 1:10 | 1:12 | 1:15 | 1:18 | 1:20 | 1:25 |
Вариант | ||||||
Конусность | 1:10 | 1:12 | 1:15 | 1:18 | 1:20 | 1:25 |
Таблица 3. Варианты заданий чертежа «Уклоны»
Как сделать уклон в компасе
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОЧИХ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ МАШИН В КОМПАС-3D
Нанесение конусности на конический участок вала
Обозначение конусности на чертеже должно соответствовать ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров и предельных отклонений».
– на Компактной панели нажать кнопку Обозначения и на появившейся Панели инструментов щёлкнуть по кнопке Линия-выноска;
– на появившейся Панели свойств щёлкните по полю Текст. Появится диалоговое окно Введите текст;
– щёлкните правой кнопкой мыши по полю строки 1. Появится раскрывающееся меню;
– щёлкните по строке меню Вставить спецзнак. Появится диалоговое окно Спецзнак;
– разверните дерево для Углы, уклоны, конусность. Раскроется содержание данного раздела;
– щёлкните по разделу Конусность вправо. В правом поле диалогового окна Спецзнак появится знак конусности;
– нажмите кнопку ОК. В диалоговом окне Введите текст в строке 1 появится знак конусности;
– введите далее в эту строку значение конусности 1:10. Нажмите ОК. На Панели свойств в поле Текст появятся знак конусности и её величина;
– укажите курсором удобную точку на чертеже, на которую указывает линия-выноска.
– щёлкните кнопкой мыши. Точка начала линии-выноски на поверхности конуса зафиксирована;
– укажите точку начала полки. Полка зафиксирована;
– на Специальной панели управления нажмите кнопку Создать объект. На полке линии-выноски появится обозначение конусности (рис. 48).
Рис. 48. Фрагмент чертежа с нанесённой конусностью
3.7. Нанесение линии сечения на валу. Построение сечения вала
Соответствующие построения должны соответствовать ГОСТ 2.305-68 «Изображения — виды, разрезы, сечения».
Данные построения необходимо выполнить для посадочного участка под звездочку цепной или шкив ременной передачи. Для этого:
– на Компактной панели инструментов щёлкните по кнопке Обозначения и затем по кнопке Линия разреза;
– укажите курсором начальную точку линии сечения на коническом участке вала;
– укажите конечную точку линии сечения и щёлкните мышью. Появится фантом линии сечения со стрелками и рамками для буквенного обозначения сечения;
– щёлкните по текстовому полю раздела Текст. Появится диалоговое окно Введите текст, а также Панель свойств: Текст, имеющая вкладки Формат и Вставка;
– в диалоговом окне Введите текст дважды щёлкните по текстовому полю. Появится меню из букв алфавита;
– щёлкните по букве А из меню. Буква А появится в текстовом поле Диалогового окна: Введите текст;
– не выходя из диалогового окна щёлкните по кнопке с треугольником Высота символов на вкладке Формат Панели свойств. Появится меню размеров шрифта;
– выберите из меню шрифт высотой 7,0;
– щёлкните по кнопке ОК в диалоговом окне Введите текст;
щёлкните по кнопке Создать объект на Специальной панели управления. Линия сечения А-А на коническом участке вала построена (рис. 49). Она должна быть на середине шпоночного паза.
Рис. 49. Фрагмент чертежа с нанесённой линией сечения
Далее необходимо выполнить чертеж сечения со всеми необходимыми обозначениями (рис. 50), поместив его на свободном месте формата чертежа.
Рис. 50. Чертеж сечения участка вала
Практическая работа № 8 «Понятие конусность и уклон. Использование библиотек КОМПАС 3D для построения деталей (вал, усеченный конус)».
Голубятникова М.В. Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Компьютерная графика» для специальностей 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 15.02.08 «Технология машиностроения», 15.02.06«Монтаж и ремонт холодильного оборудования»
Практическая работа № 8
«Понятие конусность и уклон. Использование библиотек КОМПАС 3 D для построения деталей (вал, усеченный конус).
Задать размеры и выстроить цилиндрическую часть при помощи библиотеки Вал
Рисунок 8.1. Пример построение цилиндрической части
Например, если известны размеры D = 40 мм, d = 20 и L =100 мм, то
Меню Сервис – Менеджер библиотек – Машиностроение – Конструкторская библиотека – Конус Задать размеры и выстроить Коническую часть
Рисунок 8.2. Пример построение конусной части
По ГОСТ 2.307-68 перед размерным числом, характеризующим конусность, необходимо наносить условный знак конусности, который имеет вид равнобедренного треугольника с вершиной, направленной в сторону вершины конуса.
1 способ: проставления значения конусности.
Добавить знак конусности можно при помощи Панели обозначения – Ввод текста – Вставка – Спецзнак.
2 способ: проставления значения конусности на полочке.
Рисунок 8.3 Пример расположения размеров и знака Конусности
Добавить знак конусности можно при помощи Панели обозначения – Обозначение позиции – Вставка – Спецзнак.
Нажать ОК и перейти во вкладку Параметры
ЗАДАНИЕ: По заданным размерам и величине конусности приведенным в таблице 1 выполнить изображение деталей. Обозначить конусность. Посчитать размер, отмеченный звездочкой d * для пробки, l * для заглушки и D * для втулки. (из книги Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения).
Пример выполнения задания см. рис. 8.4
Рисунок 8.4. Пример выполнения задания
Ход выполнения работы:
1.Откройте программу КОМПАС- 3D и создайте фрагмент.
2. Просчитать по формуле размер, отмеченный звездочкой d * для пробки, l * для заглушки и D * для втулки согласно данным таблицы 8.1 и варианту.
Таблица 8.1. Варианты заданий для практической работы
3. Постройте детали: пробка, заглушка, втулка и проставьте размеры детали и знак конусности (см. стр.1)
4. Сохранить фрагмент в папке Работы студентов/группа/Фамилия студента/ Название детали. frw
5. Создать новый чертеж и при помощи меню Вставка – Фрагмент разместить на листе несколько деталей.
6. Сохранить чертеж в папке Работы студентов/группа/Фамилия студента/ Конусность. cdw
Вопросы для самоконтроля:
Что такое конусность и каким символом она обозначается?
Как вычертить конус при помощи менеджера библиотеки?
Какие способы построения пробки Вы можете предложить?
Практическая работа № 8 «Понятие конусность и уклон. Использование библиотек КОМПАС 3D для построения деталей (вал, усеченный конус)».
Цель работы: Научиться использовать библиотеку Компас-3D для построения детали вал или конус, обозначать на чертеже конусность. Научиться производить расчёт недостающих данных. Закрепить знания по теме простановка размеров на чертеже.
В методическом указании подробно разобрана работа менеджера библиотеки (вал, конус) и простановка специального символа конусности, а также вопросы для самостоятельной работы. В таблице приведены 3 детали по 10 вариантов каждой.
Номер материала: ДБ-365675
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
✅ На балансе занятий — 1
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
5.6. Уклоны
5.6.1. Параметры уклонов
Уклон характеризует наклон одной линии по отношению к другой. Для определения уклона s прямой АВ, проведенной под углом β к прямой СD, надо выбрать на этой прямой произвольную точку Е и опустить из нее перпендикуляр к прямой АВ (рис. 5.66). Уклон s прямой АВ относительно прямой CD определяется как отношение катетов прямоугольного треугольника OEF:
Рис. 5.66. Определение уклона
Для призматических деталей значения уклонов и соответствующих им углов должны назначаться в соответствии с приведенными в табл. 5.11 значениями.
Таблица 5.11. Значения уклонов и углов
для призматических деталей по ГОСТу 8908-81
Для проведения прямой под заданным уклоном к другой прямой, например, под уклоном 1:5 (рис. 5.67, а), надо построить прямоугольный треугольник, один катет которого равен пяти единицам длины, а другой — одной единице длины. Гипотенуза треугольника расположится по отношению к катету под уклоном 1:5. Уклон обозначается специальным знаком (см. разд. 1.7.1).
В топографии и строительстве уклон часто определяют в процентах или промилле. На рис. 5.67, б построен треугольник, в котором гипотенуза построена под уклоном 25% по отношению к расположенному горизонтально катету.
Рис. 5.67. Построение прямых с заданным уклоном: а — с уклоном 1:5; б — с уклоном 25%
Уклоны необходимо строить при проектировании многих деталей, в частности при моделировании изделий, изготовленных из прокатной стали — двутавровых балок, швеллеров, уголков.
Система КОМПАС-3D позволяет придать уклон граням, перпендикулярным основанию, при помощи специальной команды Уклон на странице Редактирование детали (рис. 5.68).
Рис. 5.68. Команда Уклон
на инструментальной панели Редактирование детали
Основание уклона всегда одно, а уклоняемых граней может быть несколько. Если применить команду Уклон к грани, уже наклоненной к основанию под каким-либо углом, то этот угол учитываться не будет, т. е. результат будет таким, если бы команда была применена к грани, перпендикулярной основанию.
5.6.2. Пример 20. Модель швеллера
Для демонстрации правил построения уклона построим стандартный швеллер № 10 с уклоном внутренних полок по ГОСТу 8240-72.
1. Создайте документ типа Деталь и сохраните его. В Дереве модели выделите фронтальную плоскость XY и создайте эскиз профиля швеллера так, как это показано на рис. 5.69.
Рис. 5.69. Эскиз профиля швеллера
Рис. 5.70. Заготовка швеллера
2. Закройте эскиз и нажмите кнопку Операция выдавливания на инструментальной панели страницы Редактирование детали. На панели свойств установите следующие параметры: Прямое направление, в поле Расстояние 1 — длину швеллера, например 150 мм. На вкладке Свойства проследите, чтобы в поле Тип построения тонкой стенки была активна опция Нет. Нажмите кнопку Создать объект, и заготовка швеллера появится в окне документа (рис. 5.70).
3. Вызовите команду Уклон на инструментальной панели Редактирование детали. В нижней части экрана появится панель свойств этой команды (рис. 5.71). На вкладке Параметры переключатель Уклон поставьте в положение Уклон наружу, а в поле Угол, пользуясь кнопкой приращения, установите 3°.
Рис. 5.71. Панель свойств команды Уклон
4. Проследите, чтобы на панели свойств был активным переключатель
Основание, и на запрос системы: Укажите плоскость или плоскую грань — щелкните на нужной грани прямо на модели в окне документа (рис. 5.72). Затем активизируется переключатель Грани. Укажите уклоняемые грани также прямо на модели.
Рис. 5.72. Укажите в окне документа основание и уклоняемые грани для создания уклона
Рис. 5.73. Моделирование уклона
Рис. 5.74. Модель швеллера
5. Задав эти параметры, нажмите кнопку Создать объект, и уклон внутренних полок швеллера будет выполнен (рис. 5.73).
6. При помощи команды Скругление скруглите внешнюю кромку швеллера радиусом 3 мм и внутреннюю — радиусом 7 мм (рис. 5.74).
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.