Как соболезновать по исламу что говорят

Соболезнование

Соболезнования приносятся до захоронения и после него в течение трех дней со дня смерти[1]. Предпочтительно — сразу после захоронения, так как в этот момент близким покойного морально тяжелее всего[2]. Смысл соболезнования — успокоить и призвать к терпению. Можно сказать: «Пусть Аллах (Бог, Господь) воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение и пусть простит возможные прегрешения покойного». Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто выразит соболезнование тому, кого постигла беда [смерть близкого человека; поддержит его морально, успокоит, призовет к терпению и помолится за покойного], тому [засчитается пред Богом] такое же вознаграждение [то есть подобное тому, будто он сам прошел через это тяжелое испытание]»[3]. В другом хадисе Пророк говорит: «Если верующий выразит соболезнование брату своему [по вере, по крови или общечеловеческому родству][4], тогда Всевышний в Судный День оденет его в одеяния великодушия (благородства) [то есть это будет особо отмечено Творцом]»[5].

Обычно, выражая соболезнование по случаю смерти близкого человека, говорят: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся). Могут быть и другие слова соболезнования, учитывающие местную культуру, традицию, язык. В Священном Коране Господь миров говорит:

«Поистине, и нет сомнений в том, что Мы будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства (имущества) (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, постоянен в благом, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки]. Они те, кто в случае несчастья (беды) скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше]. Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155–157).

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кого-то постигла беда, то пусть скажет: «Мы принадлежим Аллаху (Богу, Господу) и, поистине, вернемся к Нему [все в этой жизни временно]. О Господи, прошу Тебя вознаградить меня [воздать Божьей милостью и щедростью в обоих мирах] за правильное отношение к беде (я доволен происходящим). Через нее дай мне нечто большее (нечто лучшее, прекрасное)»[6]. Важен изначально правильный настрой, отношение и терпеливое преодоление с ожиданием от Бога щедрых воздаяний в обоих мирах.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 12. С. 288. Аргументом ученых по сроку в три дня является достоверный хадис: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадисы № 1281 и 1282. По истечении трех дней соболезнование высказывать нежелательно (макрух), кроме как если человек вынужденно отсутствовал и не смог сделать этого ранее.

[2] Отмечу, что на этот счет нет однозначной рекомендации в Сунне.

[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 287; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 333, хадис № 1074; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 190, хадис № 1073, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 102, хадис № 1489 и пояснение к нему. Ученые относят хадис к словам самого Пророка, но степень достоверности данного хадиса низкая, хотя это не исключает принятие во внимание его смысла.

[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 289.

[6] Хадис от Умм Салямы; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима, а также от Абу Салямы; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 33, хадис № 450, «сахих».

Источник

Тазия: как выражают соболезнования в исламе

Древний исламский обычай выражать соболезнования семье умершего или вообще любому человеку, понёсшему большую потерю, называется «тазия». Основной целью тазии является успокоение близких покойного в нелёгкий час, напоминание о терпении и смирении перед волей Аллаха.

Что лежит в основе тазии?

В основе обычая тазии лежат следующие слова пророка Мухаммеда:

Какие ислам допускает причины для выражения соболезнования?

Соболезнуют в первые три дня по смерти. Не следует это делать до погребения (дафн) и во время погребальной церемонии. У родственников мысли должны быть направлены на скорейшее упокоение тела, и потому отвлекать их от погребальных забот не стоит. Обычно тазия совершается после похорон, когда близкие умершему будут явственно ощущать пустоту в своём сердце. Исключение: если домочадцы умершего слишком сильно переживают горе и это мешает им заниматься захоронением по традициям мусульманского похоронного обряда Джаназа.

Совершение тазии после третьего дня по смерти является макрух (запретным) – ведь за прошедшие дни печаль несколько утихла, и выражение соболезнований может разбередить сердечную рану.

Если человек отсутствует на похоронах по уважительной причине (например, отъезд, в пути, болезнь и т. п.) или если весть о кончине приходит слишком поздно, допускается выражать соболезнования позже.

Имеет ли значение место для выражения соболезнований?

Да. Выражать соболезнование тазия следует в доме покойного или в мечети.

Каковы формы выражения соболезнования в исламе?

Под соболезнованием в исламе понимается слова не только утешения, но наставления тем, кто пребывает в горе. Скорбящим говорят о необходимости проявить терпение, смириться с безвозвратной потерей, напоминают о грехе нетерпимости по отношению к деяниям Аллаха. Коран считает грехом выражать свою скорбь слишком эмоционально – допустим тихий плач, но не вскрики и причитания. Поэтому плакальщиц следует утешить, дабы прекратить их голошения. Ведь сказано в Коране, что дом, в котором слышатся причитания по покойному, покидают ангелы милости. Сама рыдающая должна покаяться в своём грехе неверия в милость Аллаха, иначе в Судный день она воскреснет в одеянии из жидкой смолы.

При совершении тазии желательно пожать руки в знак сочувствия. Подобный жест допустим в отношении всех членов семьи – мужчин, разумных детей и женщин в годах. Однако молодым женщинам и девушкам соболезнуют только женщины или те, кто для них является махрамом (с кем нельзя сочетаться браком). Соболезнования от постороннего мужчины для молодицы является харамом (запретным).

Помимо наставления, соболезнующему полагается произнести слова молитвы (дуа). В ней просят о ниспослания прощения умершему за совершённые при жизни грехи и даровании всех благ родне вместо горя.

Соболезнования семье почившего выражают единожды. Порицается совершать тазию несколько раз по одному человеку. Не следует садиться в доме покойного или оставаться на ночь, если вы не являетесь его родственником, так как пришедшие в дом почившего могут посчитать вас скорбящим и совершат тазию.

Кому правоверный мусульманин может соболезновать?

Соболезнования выражают всем родственникам умершего, кроме молодых женщин. Им совершают тазию только женщины или их махрамы. Ранее считалось, что собираться в одном доме для принятия соболезнований недопустимо, чтобы горе не переживалось особенно тяжело. Сейчас, когда члены семьи покойного могут проживать в различных частях земного шара, подобное даже приветствуется. Так, пришедший в дом почившего, сможет совершить тазию сразу всей родне.

Сунна поощряет домочадцев почившего соболезновать друг другу. Например, если умер отец, то сыновья соболезнуют друг другу. Соболезнования выражают независимо от веры покойного или скорбящего.

Кому правоверный мусульманин соболезновать не должен?

Не совершают тазию в отношении:

Таким людям выражать соболезнования нежелательно.

Какие бывают слова соболезнования?

Близкому человеку говорят о терпении, вознаграждении за терпение и просят Аллаха проявить свою милость по отношению к скорбящему. Ниже приведён примерный смысл обращений к скорбящему в разных случаях*.

В том случае, когда покойный и скорбящий мусульмане…

Да преувеличит Аллах твое вознаграждение, сделает хорошим твое терпение и утешение и да простит Аллах твоего покойного.

В том случае, когда покойный кяфир (неверный), а скорбящий мусульманин…

Да преувеличит Аллах твое вознаграждение и терпение и да заменит тебе его Аллах еще лучшим.

Дуа (молитвы за умершего) в этом случае не произносятся.

В том случае, когда покойный мусульманин, а скорбящий кяфир (неверный)…

Да простит Аллах грехи вашего покойного и сделает хорошим ваше утешение.

В том случае, когда покойный и скорбящий кяфиры (неверные)…

В общем случае выражать соболезнования нежелательно. Но если есть шанс, что скорбящий примет ислам через какое-то время – приветствуется. Совершение тазии в этом случае проводится в свободной форме.

Есть ли специальная молитва для тазии?

После наставлений допускается прочтение дуа*:

O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (т. е. от мучений и искушений могилы), и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (т. е. сделай его удел в раю хорошим), и сделай место его входа (т. е. могилы) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т. е. даруй прощение), и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!

*Священный Коран цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева.

Сколько следует пребывать в трауре?

Носить траур более трех дней также считается непозволительным. Исключением в этом правиле является женщина, носящая траур по супругу – ей следует скорбеть «четыре месяца и десять дней».

Возможно, вам будет интересно:

Источник

Как выражать соболезнование согласно Сунне?

Вопрос № 224:
«Как выражать и принимать соболезнования по умершему мусульманину согласно Сунне? Какие слова произносить и какие действия совершать? Должен ли соболезнующий сам делать дуа, или это делает присутствующий афанди или имам? Просьба ответить с учетом кавказских традиций».

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Соболезнования есть во всех религиях. Даже среди людей, которые не исповедуют никакой религии вообще, когда умирает человек, люди приходят и соболезнуют его родственникам. Они соболезнуют, они сопричастны к боли, которая постигает тех, кто потерял близкого человека. Это касается не только мусульман, это касается всех людей. В нашем Шариате пойти и выразить соболезнования — это, несомненно, праведный поступок.

Что касается того, какие формы соболезнований приходят в Сунне нашего Пророка ﷺ, то, насколько мне известно, существуют три достоверные формы.

Первую из них привел имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, в истории о том, как умер внук Пророка ﷺ, и его дочь послала за ним, чтобы пришел на похороны ее сына. Когда Пророк ﷺ услышал о смерти своего внука, он сказал:

إن للَّه مَا أَخَذَ، ولهُ مَا أعْطَى، وكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بِأَجَلٍ مُسَمَّى، فَلْتَصْبِر ولْتَحْتَسِبْ

— «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он взял, и Ему принадлежит то, что Он дал, и всякая вещь у Него [у Всевышнего] на определенный срок. Пусть она проявит терпение и ожидает награду!»[1]

Аллах дает потомство, и Он его забирает. Напоминание об этом внушает тому, кто говорит или слушает подобное, веру в предопределение. Без сомнения, в этих словах заключена огромная польза. Аллах дал тебе детей, дал тебе родителей, дал тебе родственников, Он дал их тебе — и Он забрал их. Он сделал это, и никто иной. Все в Его власти, все по Его предопределению.

Сказал Всевышний Аллах в Коране:

ۚ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُّسَمًّى

«… каждый (из них) движется до установленного срока [до наступления Дня Суда, когда этот мир прекратит свое существование]. »
[сура «ар-Ра’д, аят 2]

Нет никого в этом мире, кто проживет вечно. Каждый человек в этом мире умирает, каждому предписан определенный срок. Как сказано в хадисе: «Пусть она проявит терпение и ожидает награду», — если она проявит терпение, то ее, без сомнения, ждет награда. Это первая и самая достоверная, насколько я знаю, форма соболезнования.

Есть еще две формы, которые упоминаются в достоверных сборниках Муслима. Я не буду приводить их здесь, чтобы не удлинять ответ, однако желающие без труда смогут их найти[2].

Важно отметить единогласие ученых в том, что дозволено выражать соболезнования любыми словами, принятыми в народе, если в них нет запретного. Если в вашем языке, среди вашего народа есть какие-то общепринятые формы соболезнования, в которых нет ничего запрещенного Исламом, вы можете их использовать.

Соболезнования можно выражать в любое время после смерти человека, до или после похорон, в его доме или вне его. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Если вы не смогли сделать это в первые три дня — сделайте на четвертый, сделайте тогда, когда у вас получится. Тем более сегодня перед людьми открыто много возможностей, и можно, как минимум, позвонить, если находишься далеко.

Есть четыре варианта соболезнования, других не существует:

— мусульманину по поводу смерти мусульманина;

— мусульманину по поводу смерти немусульманина;

— немусульманину по поводу смерти мусульманина;

— немусульманину по поводу смерти немусульманина.

Когда вы выражаете соболезнования, вы обращаете их либо к мусульманину, либо к немусульманину. Тот, по поводу чьей смерти вы выражаете соболезнования, тоже был либо мусульманином, либо немусульманином.

И здесь необходимо подчеркнуть один важный момент — формы соболезнования по поводу смерти немусульманина и мусульманина различаются. Когда вы выражаете соболезнования по случаю смерти немусульманина его родственнику, будь он мусульманин или немусульманин, вы не можете просить о прощении для покойного, потому что запрещено просить о прощении для неверных, многобожников, и всех тех, кто умер не на Исламе, как на это указывают ясные аяты и Сунна нашего Пророка ﷺ.

Какими же словами можно выражать соболезнования в таком случае? Можно, например, сказать: «Дай Аллах вам благо после него!» — имея в виду пожелание, чтобы собеседник принял ислам и умер на этой религии. Или можно сказать: «Просим Аллаха о благе для вас после этого бедствия, после этого несчастья!», и тому подобное. Главное, повторюсь, не просить прощения для немусульманина, потому что нет прощения тому, кто умер вне лона этой религии, если только он не был из числа тех людей, до кого не дошло послание нашего Пророка ﷺ. Для таких людей будет отдельное испытание, но это уже другой разговор.

Что касается того, должен ли соболезнующий сам делать дуа, или это делает присутствующий имам, то надо делать так, как принято среди вашего народа. Если вы знаете дуа, то сделайте его сами, и это будет лучше для вас. Если принято, чтобы дуа делал имам мечети или мулла селения, то пусть делают они.

Дозволены ли такие слова соболезнования как «Царство ему небесное!» или «Пусть земля ему будет пухом!»?

Говорить такие слова о немусульманине запрещено. «Царством небесным» христиане называют Рай. А ты не можешь просить для немусульманина Рая или прощения, или просить, чтобы Аллах смилостивился над ним, — все это является запретным. Даже Пророку ﷺ было запрещено просить прощения для своих отца и матери, потому что они умерли не в Исламе.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
14 Раби́ ас-сани 1441 г. (11.12.2019)

[1] Сахих аль-Бухари, хадис № 1284, т. 2, с. 79; Сахих Муслима, хадис № 923, т. 3, с. 39.

[2] Сахих Муслима, хадис № 919, т. 3, с. 38; а также хадис № 920, т. 3, с. 38.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]

Источник

Тазия – соболезнования по поводу смерти в исламе

Таз´ия – обычай в исламе выражать соболезнования семье умершего, в общем случае – человеку, понёсшему большую потерю. Основной целью тазии является успокоение близких покойного в нелёгкий час, напоминание о терпении и смирении перед волей Аллаха.

Пророк Мухаммед о соболезновании:

– Тому, кто выразил соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье.

– Того, кто принес соболезнование своему брату в беде, Аллах оденет в одежды в Судный день.

Когда нужно соболезновать по традициям ислама

Соболезнуют в первые три дня по смерти. Не следует это делать до погребения (дафн) и во время погребальной церемонии. У родственников мысли должны быть направлены на скорейшее упокоение тела, и потому отвлекать их от погребальных забот не стоит. Обычно тазия совершается после похорон, когда близкие умершему будут явственно ощущать пустоту в своём сердце. Исключение: если домочадцы умершего слишком сильно переживают горе и это мешает им заниматься захоронением по традициям мусульманского похоронного обряда Джаназа.

Совершение тазии после третьего дня по смерти является макрух (запретным) – ведь за прошедшие дни печаль несколько утихла, и выражение соболезнований может разбередить сердечную рану.

Если человек отсутствует на похоронах по уважительной причине (например, отъезд, в пути, болезнь и т. п.) или если весть о кончине приходит слишком поздно, допускается выражать соболезнования позже.

Где выражают соболезнования мусульмане

Выражать соболезнование следует в доме покойного или в мечети.

Как выражают соболезнования у правоверных

Под соболезнованием в исламе понимается слова не только утешения, но наставления тем, кто пребывает в горе. Скорбящим говорят о необходимости проявить терпение, смириться с безвозвратной потерей, напоминают о грехе нетерпимости по отношению к деяниям Аллаха. Коран считает грехом выражать свою скорбь слишком эмоционально – допустим тихий плач, но не вскрики и причитания. Поэтому плакальщиц следует утешить, дабы прекратить их голошения. Ведь сказано в Коране, что дом, в котором слышатся причитания по покойному, покидают ангелы милости. Сама рыдающая должна покаяться в своём грехе неверия в милость Аллаха, иначе в Судный день она воскреснет в одеянии из жидкой смолы.

При совершении тазии желательно пожать руки в знак сочувствия. Подобный жест допустим в отношении всех членов семьи – мужчин, разумных детей и женщин в годах. Однако молодым женщинам и девушкам соболезнуют только женщины или те, кто для них является махрамом (с кем нельзя сочетаться браком). Соболезнования от постороннего мужчины для молодицы является харамом (запретным).

Помимо наставления, соболезнующему полагается произнести слова молитвы (дуа). В ней просят о ниспослания прощения умершему за совершённые при жизни грехи и даровании всех благ родне вместо горя.

Соболезнования семье почившего выражают единожды. Порицается совершать тазию несколько раз по одному человеку. Не следует садиться в доме покойного или оставаться на ночь, если вы не являетесь его родственником. Иначе пришедшие в дом почившего посчитают вас скорбящим и совершат тазию.

Кому выражают соболезнования в исламе

Соболезнования выражают всем родственникам умершего, кроме молодых женщин. Им совершают тазию только женщины или их махрамы. Ранее считалось, что собираться в одном доме для принятия соболезнований недопустимо, чтобы горе не переживалось особенно тяжело. Сейчас, когда члены семьи покойного могут проживать в различных частях земного шара, подобное даже приветствуется. Так, пришедший в дом почившего, сможет совершить тазию сразу всей родне.

Сунна поощряет домочадцев почившего соболезновать друг другу. Например, если умер отец, то сыновья соболезнуют друг другу.

Соболезнования выражают независимо от веры покойного или скорбящего.

Источник

Что говорят мусульмане, когда умирает человек: значение смерти в исламе, понятие и роль традиции соболезнования скорбящим, порядок и правила совершения тазии, дуа за умершего и молитва для соболезнования

После смерти представители всех религий, конфессий отдают дать уважения покойным. Отчасти это выражается через прочтение молитв. Также играет роль и произнесение слов соболезнования родным и близким. Это позволяет поддержать их. Но велик риск совершить ошибку, оскорбить родственников или навлечь на себя гнев Аллаха. Нужно предварительно узнать, что говорят мусульмане, когда умирает человек. С этим связаны различные обычаи.

Для христианина соболезнование – возможность совместно «болеть» или скорбеть об умершем. Мусульмане же чаще всего уточняют значение слов с учетом своей религии. Они трактуют соболезнование, как повеление о терпении (сабру). Вместе с тем такое действие должно совершается с целью наставления родных умершего. Соболезнование косвенно выполняет функцию молитвы (дуа), является одной из ее форм. Это значит, что таким способом происходит обращение к Аллаху, совершается поклонение ему.

Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть фото Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть картинку Как соболезновать по исламу что говорят. Картинка про Как соболезновать по исламу что говорят. Фото Как соболезновать по исламу что говорят Мусульман хоронят положив тело покойного на правый бок в сторону Каабы

Существует такое понятие, как тазия. Его значение может быть разным. Чаще всего слово используется для определения соболезнования семье умершего. Разрешено произносить слова в течение первых 3 дней с момента смерти человека, но не позднее. Причем есть ограничения на совершение этого действа. Так, допустимо говорить слова соболезнования только 1 раз. Шиитская тазия представляет собой театральное действие, которое позволяет почтить память Хусейна ибн Али.

Говорится, что всякого верующего, кто совершает тазию для облегчения состояния родственников покойного, испытывающих скорбь, в Судный день наденет одеяния почета, достоинства.

Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть фото Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть картинку Как соболезновать по исламу что говорят. Картинка про Как соболезновать по исламу что говорят. Фото Как соболезновать по исламу что говорят Обряд погребения усопших по исламу

Притча о Малик аль-Маут

Существует притча об ангеле Смерти. Однажды он пришел в один из домов, чтобы забрать душу умирающего. Его близкие стали горевать, на что Малик аль-Маут сказал: «Почему вы проливаете слезы? Разве вы не знаете, что я буду приходить, пока в доме не останется никого?» Это приказание Аллаха, ангел Смерти не может ослушаться его.

Свидетельство Единобожия для умирающих

Существуют предания (хадисы), которые описывают действия пророка Мухаммеда. Также это название изречения одобрительного, утвердительного характера. Согласно одному из хадисов, пророк изрек: «Внушайте тем из вас, кто умирает, что нет другого Бога, кроме Аллаха». Для этого произносят Свидетельство Единобожия: «Нет божества, кроме Аллаха». Такие слова открывают иной путь перед душой умершего – преуспевания.

Считается также, что люди, чьими последними словами было Свидетельство Единобожия, превосходят остальных при определении положения в загробном мире. Но такое возможно при условии, что умирающий не совершил более ни одного греха после этого. Такие правила объясняют, почему слова Свидетельства Единобожия произносятся последними перед смертью, после них ничего не говорят.

Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть фото Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть картинку Как соболезновать по исламу что говорят. Картинка про Как соболезновать по исламу что говорят. Фото Как соболезновать по исламу что говорят Священная книга Ислама Коран

Почему запрещено сильно убиваться от горя

Смерть человека – повод принять волю Аллаха. Погребальный обряд (джаназа) предполагает выполнение ряда правил. Но важно вести себя соответствующим образом и после окончания похорон. Траур длится недолго в большинстве случаев.

Когда жена теряет мужа, она должна соблюдать иные традиции. Траур более продолжительный в данном случае.

Тот, кто чрезмерно горюет, нарушает завет Аллаха, который предрек принятие его воли. Допустимо отдать дань уважения умершему сразу после смерти, но соблюдать траур на протяжении длительного периода запрещено. Необходимо взять себя в руки, перестать горевать. Ислам – это не религия траура.

Покорное принятие воли Аллаха

Коран предписывает молчаливое принятие испытаний, несчастий. Так проявляется безмолвное терпение, что считается одним из важных качеств верующего. Умирают все люди в разное время, но это не повод убиваться горем. Допустимо умеренное оплакивание покойного, ибо тот, кто противится воле Аллаха, не попадет в райские обители.

Дуа за умершего

Дуа – это молитва, которая читается по разным поводам, например, в житейских ситуациях: перед началом нового дела, за умершего и т. д. Взывают к Богу, чтобы высказать мольбу, благодарность или покаяться. Существуют несколько правил чтения мусульманской молитвы, что позволит получить лучший результат:

Этикет соболезнования у мусульман: пророк Мохаммед о тазии

Если по русским традициям на похоронах и во время поминок разрешается проявлять свое горе, то мусульмане более сдержанны. Они выполняют завет Аллаха – быстро осушают слезы, уже на 4 день приободряются, тогда как христиане до 40 дней соблюдают траур. Пророк Мохаммед подчеркивает важность совершения тазии. Он сказал: «Тому, кто выразил соболезнование страждущему, предназначается такое же воздаяние, что и человеку, которого постигло это несчастье». Данные слова подтверждают, что способному сопереживать беде другого полагаются особые привилегии.

Важно не перепутать намаз и дуа. В первом случае допустимо произносить священные слова на любых языках (турецком, татарском, казахском, узбекском и т. д.), во втором – только на арабском. Молитву произносят любые народности (если среди жителей страны есть мусульмане: карачаевская местность, Осетия, Ингушетия, Татарстан и др.).

Порядок и время выражения соболезнования

Настоятельно рекомендуется выждать время, пока идет подготовка к погребению, а затем, пока хоронят умершего. Тазия совершается после окончания джаназы. В это время родственники умершего беззащитны, опечалены, внутри них пустота. Слова приободрения помогут взять себя в руки, пережить боль утраты. Тазия совершается раньше окончания джаназы при одном условии, если родственники не могут обуздать свои чувства, не принимают волю Аллаха, убиваются от горя, что мешает им провести обряд погребения. Важно произносить слова соболезнования не позднее, чем через 3 дня с момента смерти.

Тот, кто совершает тазию, не должен садиться дома у покойного. Нельзя ему также и оставаться здесь на ночь. Иначе те, кто придет потом, станут совершать обряд соболезнования – примут за родственника покойного.

Кому выражают тазию

Допустимо проявлять сочувствие, обращаться к женщинам старшего возраста, мужчинам, относительно взрослым детям, которые вошли в возраст, когда считаются разумными. Девушки тоже могут принимать соболезнования, но при условии, что их высказывают мужчины, с которыми нельзя сочетаться браком, и женщины. Если молодой человек, не являющийся махрамом (с кем нельзя совершать бракосочетание), обратится к молодой женщине, это считается грехом.

В отношении кого не совершают тазию

Другое вероисповедание не является поводом для отказа от совершения обряда тазии. Но есть отдельные категории людей, которые не могут рассчитывать на сочувственные слова:

Места выражения соболезнования

Согласно правилам совершения тазии, важен не только порядок этого действия, необходимо также определить места, где уместно проводить такой обряд. Так, рекомендуется соболезновать родственникам умершего у него дома или в мечети.

Традиция угощения родственников едой

С тех пор стали поминать умерших подобным образом, но такое действие до сих пор не приветствуется.

Традиционные выражения: что говорят, когда умирает человек в исламе

Существуют традиции, определяющие не только молитвы, обязательные к произнесению после смерти близкого, но и слова соболезнования. Это позволяет утешить горюющего, обнадежить.

Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть фото Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть картинку Как соболезновать по исламу что говорят. Картинка про Как соболезновать по исламу что говорят. Фото Как соболезновать по исламу что говорятСкорбящие мусульманские женщины

Покойный и скорбящий – мусульмане

Фразы ободрения обычно короткие, причем всегда обращаются к Всевышнему:

Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть фото Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть картинку Как соболезновать по исламу что говорят. Картинка про Как соболезновать по исламу что говорят. Фото Как соболезновать по исламу что говорят

«Да преувеличит Аллаху, наградит терпением, даст утешение, и да простит Аллах покойного».

Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть фото Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть картинку Как соболезновать по исламу что говорят. Картинка про Как соболезновать по исламу что говорят. Фото Как соболезновать по исламу что говорят

Покойный – неверный, скорбящий – мусульманин

Если мусульманин знаком с тем, кто исповедует другую веру, но не является отступником от Имана, можно произнести слова соболезнования/ободрения:

Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть фото Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть картинку Как соболезновать по исламу что говорят. Картинка про Как соболезновать по исламу что говорят. Фото Как соболезновать по исламу что говорят

«Да увеличит Аллах твое вознаграждение и да заменит еще лучшим, дарует терпение».

Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть фото Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть картинку Как соболезновать по исламу что говорят. Картинка про Как соболезновать по исламу что говорят. Фото Как соболезновать по исламу что говорят

Молитва дуа не произносится над неверным.

Покойный – мусульманин, скорбящий – неверный

Человек иной конфессии может произнести слова тазии, но не дуа. Это поможет родным и усопшему. Скорбящему следует говорить:

Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть фото Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть картинку Как соболезновать по исламу что говорят. Картинка про Как соболезновать по исламу что говорят. Фото Как соболезновать по исламу что говорят

«Да простит Аллах грехи вашему умершего, а вместе с тем – и утешение».

Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть фото Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть картинку Как соболезновать по исламу что говорят. Картинка про Как соболезновать по исламу что говорят. Фото Как соболезновать по исламу что говорят

Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть фото Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть картинку Как соболезновать по исламу что говорят. Картинка про Как соболезновать по исламу что говорят. Фото Как соболезновать по исламу что говорят

Покойный и скорбящий – неверные

Нет необходимости произносить слова соболезнования по Иману – совершать тазию. Это делается с особой целью: когда есть хоть небольшой шанс, что скорбящий примет ислам. Причем не нужно точно следовать правилам выполнения обряда, разрешена его свободная форма.

Длительность траура в исламе

Учитывая, что ислам не является религией траура, длительность периода скорби непродолжительная. Рекомендуется придерживаться трехдневного срока. Отдельный случай – жена, утратившая мужа. Ей разрешается повторно выходить замуж не ранее, чем через 4 месяца и 10 дней. До его окончания свататься нельзя.

Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть фото Как соболезновать по исламу что говорят. Смотреть картинку Как соболезновать по исламу что говорят. Картинка про Как соболезновать по исламу что говорят. Фото Как соболезновать по исламу что говорят

Молитва мусульман для соболезнования

Произносится дуа однократно. При этом обращаться следует к Аллаху: молятся об избавлении от мучений, искушения, надеются на милость Всевышнего. Причем никто из верующих не рассчитывает на легкий путь в рай. Когда произносится дуа, говорится, чтобы Аллах очистил душу человека, а потом ввел его в рай по делам жившего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *