Как сообщить директору что заболел
Проснулись? Заболели? Предупреждаем начальника без лишней информации
Если вас накрыла простуда, не стоит изображать из себя несгибаемого человека и ползти на работу в полуобморочном состоянии. Своим поступком вы не докажете свою преданность, зато будете заражать коллег, которые за это спасибо не скажут. Повысилась температура? Донимают кашель и насморк? Возьмите больничный, а мы подскажем, как грамотно предупредить начальство.
Как написать электронное письмо
Шаги, которым нужно следовать при написании электронного письма про больничный:
Попросить прощения, а не разрешения
Лучший способ действий, это уведомить по телефону или по интернету, что вы больны и не можете прийти на работу. То есть вам надо поставить начальство перед фактом. За их «моральные страдания» просто попросите прощения.
Гораздо хуже, если вы начнете спрашивать разрешения, можно ли вам пойти на больничный. Во-первых, болеть – это нормально. Вряд ли есть люди, которые никогда не простужаются. Во-вторых, любой умный начальник понимает, что если вы придете на работу инфицированным, то после вас сляжет полколлектива и качественное выполнение задач в полном объеме окажется под вопросом. В-третьих, не надо искушать босса – вдруг жадность возьмет верх над разумом?
Помните простое правило жизни – загубите здоровье, никому потом вы не будете нужны. В том числе текущей администрации. Никто и спасибо не скажет за ваши подвиги. Более того – трудовое законодательство на вашей стороне.
Шаблоны сообщения
Что же конкретно написать в электронном уведомлении? Предлагаем 3 варианта построения текста:
Вступление и окончание вариантов № 2 и № 3 аналогично первому варианту.
Старайтесь отправлять электронное письмо о своем больничном дне рано утром в тот же день, в который заболели. До начала вашей смены. У начальства должно быть время, чтобы подобрать вам временную замену. Если вы направились в поликлинику и пока не знаете, дадут ли больничный, тоже предупредите об этом. В очереди можно просидеть и до обеда, а в это время на работе могут всякое подумать.
Звонок по телефону
Если вы предпочитаете звонить, а не отправлять электронные письма, вам следует поговорить с вашим непосредственным руководителем. Старайтесь избегать передавать информацию через третьих лиц, даже друзей. Кто-то может запамятовать и вовремя не сообщить либо исказить факты, перепутать время и даты.
Общаясь с начальством, говорите конкретно и откровенно. Скажите, что вы чувствуете себя плохо и собираетесь идти на больничный. Не стоит заискивать и выпрашивать разрешения. Вас не должно волновать, что не хватает рабочих рук. Начальству как раз и платят за решение подобных организационных вопросов. При этом будьте максимально вежливы и корректны в выборе выражений.
Обязательно уточните, как с вами поддерживать связь и не отказывайте в консультациях, если необходимость таковых возникнет. В конце поблагодарите их за понимание.
Что делать работодателю, если сотрудник заболел коронавирусом?
Алгоритм действий работодателя при болезни сотрудника зависит от режима работы этого сотрудника.
Как узнать, что работник болен?
Вариантов может быть несколько.
Самый понятный: работник заболел и врачи подтвердили у него COVID-19. Если работник остается дома и работать не может, ему выдается постановление главного санитарного врача об обязательной самоизоляции на 14 дней и листок временной нетрудоспособности по болезни. Но если болезнь протекает в легкой форме и работник отказался оформлять больничный лист, то по соглашению с работодателем он может работать дистанционно.
Работодатель может узнать о подтвержденном заболевании как от самого сотрудника, так и из полученного постановления Роспотребнадзора РФ.
Но, как показывают медицинские исследования, часть людей бессимптомно переносит болезнь, т.е. наличие инфекции можно определить только с помощью лабораторной диагностики. Поэтому работник может и не догадываться о том, что болеет.
На сегодняшний день частные лаборатории предлагают тестирование для людей на добровольной основе.
В том случае, если у работника внешне никаких признаков болезни нет, а добровольно он не проходил тестирование, то работодатель не сможет распознать у него наличие заболевания.
Впрочем, работодатель может за счет собственных средств оплатить тестирование сотрудников на COVID-19 и учесть их в налоговых расходах (Письмо Минфина РФ от 23.06.2020 г. № 03-03-10/54288).
В ряде регионов такое требование обязательно.
В Москве, например, с 12 по 31 мая этого года было предусмотрено проведение исследований на предмет выявления инфекции в компаниях в отношении не менее 10% работников.
А с 1 июня 2020 г. работодатели (речь идет о работающих в период пандемии компаниях и ИП) должны обеспечить в течение каждых 15 календарных дней проведение исследований в отношении не менее 10% работников (п. 2.4 — 2.5 Требований, приведенных в Приложении № 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ).
В Постановлении губернатора Московской области от 12.03.2020 г. № 108-ПГ предписано компаниям с 12 по 31 мая 2020 года (с 1 июня 2020 года каждые 15 календарных дней) проводить исследования на наличие коронавирусной инфекции не менее 10 процентов работников при штатной численности более 100 работников.
Действия работодателя, если работник заболел
Алгоритм действий работодателя зависит от того, где находился заболевший сотрудник.
В связи с пандемией многие работодатели разрешили своим сотрудникам работать дистанционно (оформив необходимые кадровые документы). Поэтому если заболел дистанционный работник, который не контактировал с другими сотрудниками компании в последние 14 дней, то работодатель никаких действий не предпринимает.
Работодатель также не обязан сообщать ни в какие инстанции о заболевшем сотруднике. Обо всех контактах заболевшего информацию придется предоставить только при поступлении запроса Роспотребнадзора (Письмо Роспотребнадзора РФ от 10.03.2020 г. № 02/3853-2020-27).
Но если заболевший сотрудник работал в офисе либо приезжал в офис, будучи на дистанционной работе, и заболел — работодателю придется выявить круг всех сотрудников, с которыми он контактировал.
Кто является контактным? Должен ли работодатель отправлять всех сотрудников компании на самоизоляцию?
Министерство здравоохранения РФ установило критерии отнесения граждан к лицам, имеющим контакты первого и второго уровня с заболевшими COVID-19 (Постановление от 10.04.2020 г. № 36). Сотрудники, работающие в одном помещении, относятся к контактам первого уровня.
По информации ВОЗ от 17.03.2020 г. №б/н контактным лицом является сотрудник, который до 14 дней после появления симптомов у больного:
Контактных сотрудников работодатель должен отправить домой на самоизоляцию. Такие работники могут дистанционно оформить больничный лист, подав заявление на сайте Фонда социального страхования (п.2.6 Постановления главного государственного санитарного врача от 13.03.2020 г. № 6).
Впрочем, этот шаг остается на усмотрение сотрудников: по договоренности с работодателем они могут продолжать дистанционную работу и больничный не оформлять.
Работодатель также должен обеспечить дезинфекцию помещений, где находился больной, а далее действовать так:
Нередко бывает, что у сотрудника на рабочем месте появились симптомы простудного заболевания (возможно вирусная инфекция, но теста на COVID-19 не было).
В этом случае работодатель должен изолировать сотрудника в отдельное помещение и вызвать врача, либо сотрудник самостоятельно из дома вызывает медицинских работников.
На практике встречаются случаи, когда заболевший офисный сотрудник не хочет идти домой и продолжает работать. Попытки перевести работника на «удаленку» либо попросить использовать дни накопленного ежегодного отпуска не всегда возымеют успех.
Не лишним будет напомнить такому строптивому работнику о привлечении к уголовной ответственности по ст.236 УК РФ, если в результате подтвержденного коронавируса он заразит других сотрудников (у которых болезнь может протекать с тяжелыми последствиями).
Работодатель имеет право отстранить работника от работы в случаях, указанных в ст.76 ТК РФ.
Например, если водитель не прошел предрейсовый медицинский осмотр. Также нельзя допускать к работе носителей возбудителей инфекционных заболеваний (ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Для этого нужно издать приказ об отстранении работника с указанием причин.
В условиях пандемии работодателю нужно иметь локальный нормативный документ, в котором четко должны быть прописаны действия работников и работодателя по предотвращению распространения любых вирусных инфекций.
После отстранения работника работодатель должен соблюсти все меры безопасности (проветривание помещений, использование СИЗ, антисептиков, дезинфекция помещения и офисной техники и т.п.).
Ответственность работодателя за допуск больного COVID-19 к работе
Должностному лицу, виновному в допуске работника с COVID-19 к работе, может грозить штраф по п.2 ст.6.3 КоАП РФ в размере от 50 тыс. до 150 тыс. рублей (если никто не пострадал) либо в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей (если такие действия повлекли за собой причинение вреда здоровью или привели к смерти человека и не содержат уголовно наказуемого деяния).
Компанию могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или приостановить деятельность до 90 суток.
Отметим, что такой же штраф грозит за несоблюдение работодателем санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований (например, за отсутствие дезинфекции помещения и т.п.).
Когда возникла угроза массового заболевания в результате вовремя принятых мер, направленных на их предотвращение, наступает уголовная ответственность.
Виновник может быть наказан (п.1 ст.236 УК РФ):
Юристы компании «РосКо» смогут грамотно и профессионально оказать помощь по трудовому законодательству. Заполните форму, и мы оперативно проконсультируем Вас по кадровым вопросам:
Как рассказать начальству о проблемах со здоровьем? The Village выяснил, как правильно (и нужно ли вообще) сообщать руководству о неважном самочувствии
Наверняка многие хоть раз отпрашивались с работы из-за плохого самочувствия, чувствуя себя при этом неловко и страшно стесняясь. А всё потому, что в российском обществе по умолчанию принято приходить в офис в любом состоянии — если только ты не умираешь, лёжа на диване с температурой под сорок. The Village решил узнать у экспертов, как следует (и следует ли вообще) посвящать руководителя в личные проблемы со здоровьем.
Алёна Ал-Ас
Довольно давно в нашем обществе сложилась негативная практика переносить болезни на ногах. И чаще всего такое поведение объясняется страхом перед санкциями, которые может наложить на нас начальство (в виде лишения части заработной платы, премии и так далее), или недовольством со стороны коллег, ведь им придётся по нашей вине взять на себя дополнительную работу.
Но если заболевание, протекающее в лёгкой форме, ещё можно попытаться скрыть, то серьёзную болезнь, требующую длительного стационарного лечения или соблюдения особого режима, спрятать не получится. Разговора с начальником в этом случае не избежать. Очень многим свойственно бояться начальства. Зачастую этот страх ничем не подкреплён, кроме укоренившегося стереотипного образа сурового директора, который всегда всем недоволен. Мы заранее уверены в том, что, сообщив неприятную новость руководителю, в ответ получим море негатива. Поэтому стараемся не говорить о проблемах, сознательно умалчиваем о многих важных вещах, находим этому всевозможные (даже нелепые) оправдания, оттягиваем до последнего необходимость разговора.
Но стоит ли бояться начальника? Поразмыслив над этим, вы поймёте, что нет, что в большинстве случаев страхи иллюзорны и ничем на практике не подкреплены. Поэтому первое, что необходимо сделать, отправляясь на разговор с начальником, — это привести в порядок свои мысли, перестать бояться, определить свои приоритеты, а сейчас в приоритете — состояние вашего здоровья. Второй важный аспект этой проблемы — объём информации о состоянии вашего здоровья, который целесообразно раскрыть начальству.
И здесь совет может быть только один: максимально честно рассказать о том, какое время вам потребуется на лечение, сколько вы будете отсутствовать на работе, какой режим работы будет доступен вам из-за необходимости регулярно посещать врача или процедуры.
Не стоит приукрашивать ситуацию, обещать вернуться в строй на следующей неделе или через месяц, если вы не уверены в этом. Сказав неправду, приуменьшив размер проблемы, вы создадите себе лишний дискомфорт от необходимости выполнить голословное обещание и только усугубите своё состояние. Помните, в большинстве случаев люди не испытывают негатива к тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации или имеет проблемы со здоровьем. Никто из нас не застрахован от этого. Честно и открыто рассказав обо всём, вы, вполне возможно, получите не только порцию сочувствия в свой адрес, но и реальную помощь и поддержку со стороны своего начальника.
Чермен Дзотов
основатель кадрового агентства для юристов «Найдём Адвоката»
Первая вещь, которую вам стоит понять: ваше здоровье нужно не только вам, но и вашему начальнику. Здоровый и настроенный на работу, вы сможете работать в разы продуктивнее. Кроме того, у начальника могут быть и другие мотивы. Например, он может пострадать от вышестоящего руководства, если кто-то заметит, что один из сотрудников болен, а никаких мер не принимается. Объясняясь, исходите из позиции начальника. Ещё раз: своим больничным вы кое-что даёте и себе, и ему.
Не нужно описывать свои боли и мучения. Расскажите лучше, как недомогание сказывается на рабочем процессе. На объективные показатели исследований (температура, анализы) ссылайтесь только тогда, когда вас об этом спросят
(а спросят вас непременно). Расскажите, почему отдел или фирма не понесут потерь от вашего отсутствия, но не забывайте, что сказанное априори придётся исполнять. Ни в коем случае не стоит пытаться усилить признаки болезни: начальник наверняка опытнее вас и этот момент сможет увидеть за версту. Вы даже представить себе не можете, насколько неприятно выглядят притворства. Те же, кто работает несмотря на болезнь, напротив, резко вырастают в глазах руководства.
Постарайтесь предельно повысить продуктивность, чтобы с чистой совестью уйти на больничный. К слову, тогда и сам уход на лечение заметно упростится и ускорится. То есть по возможности постарайтесь взять часть работы на больничный. Это только поможет вам выздороветь. Вы ведь берёте больничный не ради больничного, а ради ещё более продуктивной работы. Если нет, то срочно её меняйте.
Александр Улесов
Все мы, бывает, попадаем в ситуации, в которых нет единственного проверенного однозначного ответа. Как сообщить начальнику о проблемах со здоровьем — одна из таких историй. Что он подумает? Как это отразится на мне? Что мне на самом деле нужно? Какими аргументами я точно смогу убедить? Вопросов много, возможных ответов — ещё больше. Для помощи своим клиентам в подобных ситуациях я использую хороший алгоритм: цель, барьеры, план действий.
Первое, что я спросил бы у того, кто читает эти строки, — что он хочет получить в результате? Что должно случиться после информирования руководителя о ваших проблемах со здоровьем? Результат, который вам нужен, может быть очень разным: от банального сочувствия до изменения условий трудового договора. Что именно нужно вам? Если вы чётко осознаете и обозначите для себя цель разговора, вам будет существенно легче двигаться дальше. Второй шаг — определить, что препятствует достижению вашей цели. Почему сейчас нет сочувствия, которое вы ищете? Почему нет понимания, которое так необходимо? По каким причинам он сейчас не может, например, предоставить вам свободный график? Зафиксируйте всё в один перечень. Только сделав это, вы будете готовы к третьему шагу. Что нужно сделать, чтобы обойти эти барьеры? Как прийти к нужному вам результату, обойдя эти препятствия? Запишите возле каждого барьера конкретные шаги, которые позволят вам воплотить задуманное в этих условиях.
Сделав эти три шага, вы лишь подготовили почву. Причём только свою. Дальше — семена. Какими аргументами вы покажете начальнику выгоды для него от предлагаемого плана действий? Не забывайте, что, аргументируя, полезно говорить на языке визави. Он любит цифры? Подготовьте именно их. Ему нужен рост производительности? Не забудьте связать свою аргументацию с этим. Он переживает за климат в коллективе? Подумайте, как сыграть на этом поле. Только пройдя все три этапа, инициируйте разговор. В противном случае вам будет существенно труднее.
«Нескончаемый» больничный лист: что делать работодателю, если работник болеет много и часто
Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву
Нетрудоспособность является одним из самых распространенных случаев злоупотребления правом отдельными категориями работников. Такие работники, имея в анамнезе стабильное заболевание, хорошо изучают все признаки его обострения и обращаются в различные медицинские учреждения, бесконечно предоставляя работодателю множество листов нетрудоспособности. После получения очередного больничного листка работодатель задается вопросами: может ли работник фактически выполнять трудовые обязанности, как прекратить череду больничных, обоснованно ли выдаются эти документы…
На что работодатель не может повлиять
Зачастую здоровье работника позволяет выполнять трудовую функцию, ибо наличие продолжительных ограничений здоровья свидетельствует о значительных ограничениях жизнедеятельности и влечет установление степени утраты профессиональной трудоспособности, т.е. признание работника инвалидом.
Гражданин при необходимости вправе обратиться за медицинской помощью в любое удобное ему учреждение, к любому врачу, которые при наличии показаний оформляют соответствующие документы, в том числе и больничный лист.
Сам факт обращения гражданина в медицинское учреждение, не говоря о сведениях о заболевании, относится к врачебной тайне. Соответственно, ни медицинская организация, ни любой работник этой организации не может предоставлять законом защищаемые сведения ненадлежащему лицу, к которым. в данной ситуации относится сам работодатель.
Именно законом защищаемые сведения не позволяют работодателю обратиться с запросом о нетрудоспособности работника в медицинскую организацию, а медицинской организации предоставить работодателю данные о заболевании гражданина.
Что работодатель может сделать
Предоставленный работником листок нетрудоспособности обязывает работодателя не только учесть уважительность причины отсутствия работника на рабочем месте, но и предоставить пособие.
Злоупотребление работником своим правом на страховое покрытие, на отсутствие на работе создает значительные сложности работодателю, вынужденному искать внутренние ресурсы по выполнению работы и нести дополнительную финансовую нагрузку. В такой ситуации возникают подозрения о наличии сговора работника с представителем медицинской организации, но доказать это достаточно затруднительно.
Учитывая, что листок нетрудоспособности выдается полномочной организацией на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, угроза лишиться этой лицензии обязывает руководителя медицинского учреждения реагировать на любую информацию, предупреждающую отзыв лицензии.
Соответственно, уточнение работодателем факта многократной выдачи больничных листов не нарушит требований о защите информации, но обратит внимание руководителя медицинской организации о возможном правонарушении.
Следующей возможностью работодателя прекратить злоупотребление правом работником является закрепленные за Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 7 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») полномочия проверки соблюдения установленного порядка выдачи, соблюдения сроков выдачи и продления, оформления листков нетрудоспособности, а также проверки ведения документов, подтверждающих выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности (п. 5 Приказа Минздрава России от 21.12.2012 N 1345н «Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности»).
Проведение проверок может осуществляться на основании обращения (жалобы) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на действия (бездействие) лиц, осуществляющих выдачу листков нетрудоспособности, связанные с нарушением порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности (п. 8 названного выше Приказа).
Обращение в ФСС не только инициирует внеплановую проверку, но и обязывает ФСС предоставить страхователю информацию по существу обращения (жалобы), тем самым практически прекращая поток листков нетрудоспособности определенного гражданина.
Электронные больничные
В настоящее время практически завершается переход от бумажных листков нетрудоспособности к электронным документам (Приказ Минздрава России от 01.09.2020 N 925н «Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа»), что тоже значительно ограничивает работника в количестве обращений за листками нетрудоспособности.
Принципиально изменен подход к документированию: ранее документировался факт заболевания, а сейчас документируется собственно нетрудоспособность определенного человека, который подлежит социальному страхованию.
В частности, с вступлением в силу Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (вместе с «Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения») оформляется только один больничный для всех работодателей. Исправление работодателем своих ошибок в заполнении больничного будет происходить в ФСС на основании электронного обмена сообщениями, в том числе и с использованием Федеральной интегрированной электронной медицинской карты, которой названа подсистема единой системы, предназначенная для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что эпоха нескончаемых больничных листов работников, злоупотребляющих своим правом нетрудоспособности, завершается. А это значит, работодателю придется меньше времени тратить на объяснения с работником, на обращения в медицинское учреждение, в фонд социального страхования, предоставляя все социальные гарантии только действительно нуждающимся сотрудникам.
Работник постоянно болеет: что делать работодателю
Проверьте свои действия с помощью КонсультантПлюс. Не тратьте время на поиски решений в разных источниках, обезопасьте себя от ошибок и штрафов.
Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Приглашаем на конференцию «Территория права»
Поможем не забыть сделать главное
Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.
#Специалист по кадрам #Трудовое законодательство. КДП
Возможно, вам будут интересны эти темы:
Начал действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Теперь ряд сроков нужно измерять в рабочих днях, а от сотрудников требовать меньше подписей.
Новые требования к аптечкам первой помощи действуют с 1 сентября в течение 6 лет.
Пенсионные фонд уточнил порядок заполнения формы СЗВ-СТАЖ, в том числе в отношении работников, имеющих право на досрочную пенсию.
К должности «Главный бухгалтер» применим профессиональный стандарт, установленный Приказом Минтруда России от 21.02.2019 N 103н.
30 ноября Роспотребнадзор сообщил о решении сократить сроки действия ПЦР-теста с 72 до 48 часов включительно.
Ведомство планирует утвердить 75 новых форм проверочных листов. Действующие (их 132) утратят силу.
Установили квоты для иностранных работников по видам деятельности на 2022 год. Интересные решения высших судов. Утвержден сертификат о.
Собрали значимые для кадровых подразделений события сентября в одном чек-листе.