Ребенок не организован что это значит
Социально-педагогический проект «Неорганизованные дети»
Лаптева Светлана
Социально-педагогический проект «Неорганизованные дети»
Проект долгосрочный – 1 год
Участники проекта:
• Родители неорганизованных детей
• Дети до 6, 5 лет (но не старше 8 лет)
Социальные партнеры проекта: ДГП, СРЦН
Актуальность проекта:
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не на принципе параллельности.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают различные трудности в воспитании детей, которые объясняются не только экономическими факторами, но и личностными проблемами родителей: усталостью, психическим и физическим перенапряжением, тревогой, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии, они не владеют в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, поэтому порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно, а это, в свою очередь, неблагоприятно отражается на развитии и воспитании детей.
Проблема: По данным статистики 45-50% первоклассников приходят в школу, минуя дошкольные образовательные учреждения. Большинство таких детей испытывают в школе определенные трудности. Это и трудности в освоении программы начальной школы, и проблемы в общении со сверстниками, учителями и многое другое.
Цель проекта: привлечь неорганизованных детей в ДОУ.
1. Установить партнерские, диалоговые взаимоотношения с семьей.
2. Познакомить родителей с основными факторами и условиями развития ребенка в ДОУ
3. Вызывать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать с педагогами
4. Привлечь неорганизованных детей в ДОУ.
5. Оказать своевременную помощь детям, не посещающим детский сад с помощью кратковременного пребывания детей в ДОУ
Гипотеза: Посещение детского сада обеспечивает равные стартовые возможности для всех детей при поступление в школу.
Равные стартовые возможности при поступление детей в школу
Основные направления реализации проекта.
I этап. Подготовительный (сентябрь):
— Выявление неорганизованных детей (семей). Взаимодействие с ДГП, СРЦН. Оформление списков.
II этап. Обобщающий (октябрь-апрель):
— знакомство и взаимодействие с родителями по привлечению детей в ДОУ. Консультации, беседы с родителями: «О правах ребенка дошкольника», «Подготовка к школе», «Как организовать досуг ребенка». Пропаганда посещения ДОУ (фотогалерея на сайте ДОУ, приглашение семей на мероприятия в ДОУ)
— взаимодействие с педагогами, узкими специалистами ДОУ (кратковременное пребывание детей в ДОУ)
III этап. Заключительный
Анализ результатов по реализации педагогического проекта (май): мониторинг эффективности проекта.
Результат за 2017-2018 учебный год:
Всем родителям, имеющих неорганизованных детей, предложено кратковременное пребывание детей в ДОУ с 9-00 до 11-00 часов, посещение праздничных мероприятий в ДОУ.
Со всеми родителями проведены беседы о необходимости вовлечения детей в образовательную деятельность (ДОУ, ЦТР, ДК, даны консультации о работе ДОУ, о порядке оформления детей в ДОУ. Даны рекомендации по соблюдению пожарной безопасности (вручены памятки).
Совершен педагогический десант учителем-логопедом, педагогом психологом, социальным педагогом в семью ребенка имеющего ограниченные возможности здоровья с целью изучения обстановки в семье, осуществления образовательной деятельности и развития ребенка. Предложено посещение младшей группы в ДОУ, для успешной социализации ребенка ОВЗ. Ребенок посещает кратковременно посещает ДОУ, с ним проводятся индивидуальные занятия учителем-логопедом на дому и в ДОУ.
С семьями, имеющими неорганизованных детей, состоящих на учете в ТКДН (5 семей) проводятся беседы о выполнении родительских обязанностей по содержанию и воспитанию детей, об ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, о надлежащем контроле за детьми.
Семьям даны консультация по оформлению субсидии на коммунальные услуги, по оформлению детского пособия.
Гипотеза: По результатам проведённой работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Дети при создании определённых условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса осваивают дошкольную программу для успешного поступления в начальную школу.
2. Глебова С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
Ссылки на использованные интернет ресурсы:
Презентация «Инновационный проект «Здоровые дети — счастливые дети» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ – СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ» Направление: «Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных.
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста «Дети в гостях у доктора Айболита» Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста «Дети в гостях у доктора Айболита» Подготовила: воспитатель Нестулиева.
Педагогический опыт работы «Театрализованная деятельность как средство социально-нравственного воспитания дошкольников» С первых минут рождения, жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми,.
Педагогический проект «Первоклашка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка №3 Краснооктябрьского района г. Волгограда Педагогический проект.
Проект социально-педагогический «От сердца к сердцу» Проект социально – педагогический «От сердца к сердцу»совместно с Клинским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Согласие».
Социально-педагогический проект для всех возрастных групп «Твой безопасный мир» Социально- педагогический проект: «Твой безопасный мир» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА (паспорт проекта) 1. Название проекта: «Твой безопасный.
Социально-значимый проект «Засветись» Наши с вами дети – самые маленькие участники дорожного движения, но не смотря на это, они должны многое знать и понимать об опасности на.
Организованный ребенок
Слово «неряха», столь часто используемое нами, этимологически восходит к слову «рядиться». Неряха – значит «не ряженый», не наряженный, не приведший свой вид в порядок. Это слово вызывает у нас устойчивую ассоциацию с неопрятным, грязным, неорганизованным человеком, не желающим следить за своим внешним видом. В действительности же внешняя неряшливость – лишь одна из сторон более глобальной проблемы, поражающей многих людей: проблемы неорганизованности.
Откуда берутся неряхи?
Организованный ребенок – явление, скорее, выходящее за пределы обычного положения дел, чем наоборот. Другими словами, организованный ребенок (как, впрочем, и человек взрослый) – это тот, в отношении которого приложено некое усилие. Для того чтобы выработалась привычка, необходимо потратить некоторое время. Причем, важно привить эту привычку таким образом, чтобы она не стала тяжкой обузой для ребенка, чтобы он ее не ненавидел в течение всей своей жизни. Некоторые родители любят «поддавливать», применяя излишнюю строгость и педантичность по отношению к детям. Порой можно наблюдать, как мамы и папы совершают безрассудные поступки, пытаясь создать для своих чад такие условия, в которых бы они ни в чем не нуждались. Некоторые сверх организованные мамаши записывают детей во всевозможные студии, секции, кружки и курсы, считая, что посредством этого их дети опередят в развитии своих сверстников. Но опыт жизни показывает, что ребенок, чей график расписан по часам и минутам, не обязательно будет гармонично развиваться и вырастет в организованного интеллектуала-спортсмена. Как же оказаться мудрыми родителями: привить добрые навыки порядка и вместе с тем не вызвать чувство отвращения у детей ко всем этим правилам?
Что такое беспорядок?
Вспоминая выражение профессора Преображенского, можно сказать, что беспорядок начинается не в клозетах, а в головах. Все, что мы делаем – есть отражение нашего внутреннего мира, нашей души, эмоций, отношения к реальности. Если в душе разруха, беспорядок будет и в доме, и в отношениях с близкими и друзьями. Человек не может слишком долго иметь поведение, отличающееся от его реального состояния. Внутренняя гармония также выражается в гармонии внешней. Шедевры музыки, живописи, поэзии – это все лишь отражения состояния души отдельных личностей, умевших «ловить» впечатления и воплощать их в строки или ноты.
Беспорядок не может существовать сам по себе, он существует всегда как отрицание порядка. Следует согласиться с тем, что беспорядок – образ жизни (как и порядок), а не только способ раскладывания вещей в помещении. Организованность и порядок есть наличие системы, системы в мыслях, жизненных ценностях, воплощающихся в поступках. Человек так устроен, что ищет системы (ищет во всем причины и следствия; ищет для каждой вещи ее места в природе). Вспомните забавную «Путаницу» Корнея Чуковского, в которой животные перепутали свои роли (утята начали квакать, котята – хрюкать и т.п.). В это сказке показана в простейшей форме сама суть беспорядка – отсутствие системы и исполнения вещами своих ролей.
Порядок – есть оптимистичное отношение к жизни, а не тяжелая обуза, которую следует нести в силу чьей-то «злой» воли. В одном из английских военных училищ для подростков (наподобие Суворовского училища) воспитанников учили не просто складывать вещи аккуратно, но из стопки сложенной одежды формировать веселую рожицу: сложенные носки изображали улыбающийся рот и нос. Спрашивается, зачем это нужно? Не достаточно ли было просто заставить складывать одежду ровно, без морщин и складок? Ответ прост: командиры хотели этим простым действием показать детям, что порядок – это не просто перпендикуляры и параллели, а это веселая улыбка твоих собственных вещей тебе же.
Порядок не может быть частичным в жизни. Наверняка мы могли отметить для себя, каким диким бывает, например, такое сочетание: красивый, одетый с иголочки, опрятный молодой человек в разговоре «гнет матом как сапожник». Организованность и порядок – чистота во всех сферах жизни.
Итак, беспорядок нельзя просто отрицать, нужно утверждать порядок. В попытках привить ребенку аккуратность и организованность необходимо:
• Дать ребенку ясное представление о том, что такое порядок.
• Сделать понятным для детей то, почему порядок – это хорошо, почему порядок – гораздо лучше беспорядка.
Для того чтобы эти объяснения имели силу, нужно чтобы они шли «от сердца»: чтобы вы говорили о том, что действительно близко вам самим, иначе дети вам не поверят. Чтобы это состоялось, нужно самим быть порядочными людьми.
• Нужно иметь моральные ценности
• Нужно верить, что в жизни побеждает добро, а не зло
• Нужно делать эти принципы основанием любой мотивации и объяснениями поступков.
Практические советы по воспитанию организованности
Совет 1. Объясните ребенку, где живут его игрушки и вещи
Для того чтобы идея упорядоченности укоренилась в детском сознании, попытайтесь снизойти на детский уровень. Не пытайтесь требовать порядка от ребенка на уровне взрослого. Помните, что ребенку сложно запомнить такие простые (на взгляд взрослого) вещи как правило и порядок. Для детей все необходимо преподавать в примерах и образах.
Если вашему сыну или дочке уже есть 2 года, можно попробовать поиграть в игру «Царство вещей и игрушек». Представьте для него весь дом как некое царство, в котором живут книги, вещи, игрушки и т.д. Расскажите, что у каждой вещи в этом царстве есть свое место, свой дом. Вечером каждая вещь хочет возвращаться домой: книги на полку, игрушки – в коробку для игрушек, одежда в шкаф. Также объясните, что мама и папа также возвращают все вещи на их места, так как тоже живут в этом царстве. Объясните, что за игрушки, книжки, одежду отвечает именно он (ваш ребенок) и что вещи ждут, когда их вернут домой. Эта игра хорошо закрепляет в сознании детей идею, что каждая вещь имеет свое место.
Посмотрите с ребенком мультфильмы, которые рассказывают о том, что нужно быть аккуратным, почитайте сказки, рассказы, стихи на эту тему, чтобы фантазия ребенка порождала позитивные образы порядочного человека.
Совет 2. Поиграйте в порядок
Процесс наведения порядка может выражаться в игровой форме. Например, в виде веселых соревнований: если у вас несколько малышей, можно устроить соревнования для них, кто быстрее соберет вещи. Можно придумать символические призы, но не нужно делать большой разницы в ценности призов, чтобы дети не почувствовали себя обделенными или обезличенными. Главное в этом соревновании – участие детей. Центральной задачей во всех этих играх является формирование характера ребенка, а не качество уборки в первую очередь. Качество может улучшаться со временем, нужно чтобы была сформирована привычка.
Не злоупотребляйте вознаграждениями. Старайтесь почувствовать, когда ребенок начинает делать что-то ради вознаграждения. Изменяйте формы поощрения, проявляя в этом творчество.
Совет 3. Ведите за собой, а не подгоняйте сзади
Всегда ведите ребенка за собой, а не подгоняйте его. Если речь идет о наведении порядка, не просто провозглашайте свою волю с «башни из слоновой кости», а вместе с ребенком выполняйте то, к чему вы его подвигаете. Не заставляете его, а приглашайте принять участие. Через такой подход ребенок поймет, что порядок и организованность это:
• не тяжелая обязанность, а радостное увлечение,
• общие семейные ценности, которые вы уважаете.
Соберите вместе с ребенком игрушки, пригласите его с собой помыть посуду, скажите ему, что нуждаетесь в его помощи в приготовлении супа. Это важно для формирования отношения к повседневным делам.
Совет 4. Не уставайте напоминать о простых вещах
Если ребенок не запоминает всех правил порядка, не отчаивайтесь. Не уставайте напоминать о простых вещах день за днем. Повторяйте такие элементарные требования, как:
• Мытье рук после туалета,
• Чистка зубов после еды,
• Расправление полотенца на вешалке после вытирания рук,
• Уборка обуви на полку после того, как ребенок разулся и т.п.
Пусть каждое напоминание не вызывает у вас раздражение. Не нужно кричать на детей, если правила не выполняются автоматически. Не считайте, что дети умышленно вас раздражают, игнорируя ваши требования. Скорее всего, они просто не запоминают этих мелких деталей. Многократные повторения дают свои результаты: «кирпичики» напоминаний постепенно формируются в монолит организованности.
Совет 5. Создайте естественные ритмы наведения порядка
Не секрет, что вся наша жизнь состоит из определенных ритмов. Мы живем в суточном, недельном, месячном ритмах. Попытайтесь органически «привязать» элементы организованности к естественным событиям этих ритмов. Привяжите к пробуждению уборку постели, проветривание спальни, умывание, пусть это будет естественными моментами жизни. К приему пищи присовокупите уборку со стола и мытье посуды, тогда ваша раковина не будет ломиться от грязных тарелок: посуда будет всегда чистой и убранной. Отход ко сну свяжите с такими вещами как прием душа, складывание вещей, уборка игрушек. Если вы верующие, то пусть в вечерний набор действий входит молитва, постепенно формируя добрую привычку.
Не отчаивайтесь, если не получается все сразу по-вашему. Говорят, что для лидеров самое нелюбимое слово – «процесс». Руководители хотят всего сразу. Родители – также лидеры для своих детей. Пусть процесс не пугает вас, главное быть искренними и последовательными.
Невнимательный, неорганизованный ребенок в школе и дома
Книга писателя и педагога Ирины Лукьяновой в первую очередь для родителей, у чьих детей есть проблемы с вниманием, поведением, учебой, волей и самоорганизацией – в том числе детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Книга основана на собственном профессиональном и личном опыте: Ирина работает в школе, ее старшая дочь – ребенок с гиперактивностью, к тому же более 10 лет Ирина администрирует интернет-форум родителей детей с СДВГ.
Одни дети рождаются более трудными, чем другие
Если ребенок не спит по ночам, плюется едой, отказывается лечить зубы и сдавать кровь из пальца на анализ, если он по любому поводу обижается или бросается на других детей с кулаками, если на уроке он вскакивает с места и выкрикивает – окружающие традиционно думают, что этот ребенок плохо воспитан.
Многие родители даже не догадываются, что их спокойная жизнь с собственными детьми – результат не их педагогической безупречности, а удачного стечения обстоятельств. Иногда они прозревают, когда в семье появляется еще один ребенок, с которым привычные педагогические приемы не работают. А если трудный ребенок – первый, то только появление на свет следующего, обычного, помогает маме понять, что дело, кажется, не только в том, что она все делает не так.
Я сама до рождения младшего ребенка (а он на восемь лет младше сестры) не подозревала, что существуют дети, которые в раннем детстве спят по ночам. А когда он подрос – с удивлением поняла, что дети, оказывается, могут играть сами, а не висеть на маме с нытьем «мне нечем заняться».
Плохо воспитывали, мало наказывали?
Многие родители почему-то уверены, что дети от рождения ясно понимают, что такое хорошо и что такое плохо, отлично себя контролируют и вполне могут вести себя хорошо, если захотят. А если они себя ведут плохо – значит, или им недостаточно хорошо объяснили, что так нельзя (и тогда надо объяснить), или они нарочно ведут себя плохо (и тогда их надо наказать). Но на практике этот подход не только не работает, но и приносит вред.
Ребенок, который не выносит колючего прикосновения шерстяной ткани, все равно будет сопротивляться попытке надеть на него свитер. Ребенок, который не хочет есть, не будет есть, даже если мама приготовила его любимую еду. Ребенок, который с опаской и негативизмом относится ко всему новому, не будет прыгать от счастья при виде отличных новых ботинок. Ребенок, который не в состоянии сосредоточиться на уроках, не сделает уроки к приходу родителей с работы. Точно так же ребенок, дрожащий от холода, не перестанет дрожать, даже если его наказать.
Далеко не всякое плохое поведение ребенка – это поведение сознательное, нацеленное на проверку границ, манипуляцию, невыполнение задания и т. п. Родительское мастерство как раз в том и состоит, чтобы разобраться: когда ребенок раскричался от усталости, а когда – просто пытается напугать родителей криком, чтобы ему купили игрушку.
Если наказывать ребенка за то, что он не может контролировать, он, конечно, отреагирует на наказание. Но не так, как ожидают родители. Он может решить, что он плохой или дефективный. А может, наоборот, решить, что с ним все в порядке, это мир вокруг отвратительный.
Надо сказать, что и от мира трудный ребенок получает довольно однообразную обратную связь. Наша страна и в целом не очень доброжелательна к детям – от детей согражданам главным образом нужно, чтобы они вели себя тихо и сидели смирно. А если ребенок ведет себя громко, достается и ему, и родителям (а от родителей – ему). К младшему школьному возрасту трудный ребенок уже получил от мира солидную гору посланий типа «ты здесь не нужен», «от тебя одни проблемы» и «тебя здесь быть не должно».
В общем, на наказание ребенок обычно реагирует агрессивно. Агрессия его может быть обращена на себя («я плохой», «я ничтожество»). Так появляются проблемы с самооценкой, с чувством вины и стыда, отсюда произрастают депрессия и тревожность. А может быть агрессия, направленная на других, и тогда появляются антисоциальные поступки и попытки самоутверждаться неприемлемыми в обществе способами.
Следующий шаг взрослых предсказать довольно легко: они считают, что ребенок от рук отбился, и опять закручивают гайки. Проблема, однако, не решается. Поведение ребенка становится еще хуже, его школьная успеваемость падает, его отношения с собой и миром портятся еще больше. Вместо ожидаемого решения проблема выходит на новый виток. И родители опять закручивают гайки.
В конце концов, на каком-то из очередных кругов при очередном закручивании гаек срывает резьбу: результатом становятся нервные срывы, семейные скандалы, побеги из дома, а то и суицидальные попытки, если семья не поймет, что уже пора обратиться к специалисту.
Чем больше кругов наматывает эта семейная спираль, тем меньше ребенку хочется жить в семье и соблюдать общественные правила и нормы поведения. И его все больше тянет прочь из дома – куда-нибудь в компанию, где его принимают таким, какой он есть. А то и вон из этого мира – в мир иллюзорный, утешительный. И результатом мучительных педагогических усилий родителей становится именно то, что они так старались предотвратить: дурные компании, алкоголь, наркотики, ранний секс…
Трудный темперамент не означает природной склонности к правонарушению. Но если общество выталкивает трудного ребенка на обочину вместо того чтобы ему помогать, он рано или поздно может оказаться на обочине: не всякому достанет сил и упорства снова и снова с этой обочины возвращаться.
Однажды у нас на форуме появилась тема «Как его еще наказать?». Автор темы жаловалась на ребенка. Компьютера и телевизора его уже лишили, прогулки запретили, с друзьями общаться запретили, поездку в каникулы отменили, подарка на день рождения и Новый год лишили – а он все равно плохо себя ведет. Как его еще наказать, спрашивала мама. Кто-то из форумчан спросил: дустом не пробовали?
А как их упорядочивать, если ребенок сопротивляется, отец сердится, бабушка саботирует все усилия и закармливает дитя конфетами? Мы не можем изменить ребенка, папу и бабушку. Но мы можем сами начать меняться к лучшему. Чтобы что-то изменилось, обычно хватает усилий одного заинтересованного взрослого.
Домашняя обстановка может поддержать, а может свести на нет любые психолого-педагогические и медицинские усилия. Когда обстановка дома нормализуется, значительная часть поведенческих проблем у ребенка уходит сама собой, а оставшиеся удается взять под контроль.
Выбор учителя для ребенка с СДВГ
Когда мы только собираемся отдать своего СДВГшку в школу, надо понимать: мы ищем не школу, а учителя. Лучший способ узнать все про учителей – это прийти к школе, когда мамы ждут детей после уроков, и расспросить мам четвероклассников про их учительниц: скорее всего, именно они возьмут первые классы в следующем году.
Заслуженная учительница с десятилетиями стажа, у которой все дети показывают высокие достижения, может оказаться прекрасным вариантом для увлеченного учебой, усидчивого ребенка, но плохим – для неаккуратного, рассеянного СДВГшки. Его идеальный учитель – совсем другой. Не «строгая, но справедливая» дама из старого советского кино, а доброжелательный, терпеливый и спокойный человек, структурированный и организованный, но не ставящий перед собой сверхзадачу непременно показать «высокую обученность» детей. Скорее наседка с цыплятами, чем тренер со спортсменами.
Диагноз, как говорилось выше, учителю можно не сообщать, но имеет смысл сказать, что у ребенка есть проблемы с усидчивостью и вниманием.
Начальная школа
Письмо. У детей с СДВГ обычно отвратительный почерк. Родители и учителя тратят массу сил и времени на то, чтобы научить ребенка писать «не как кура лапой». Усилия эти чаще всего оказываются бесплодными и приводят к плохим оценкам и домашним скандалам.
Мамы рвут детские тетрадки, заставляют переписывать. На родительском форуме одна мама сказала: заставлять ребенка переписывать домашнюю работу – все равно что сказать человеку, который только что разгрузил вагон: плохо ты его разгрузил, некрасиво. Давай-ка еще один разгрузи – весело, с огоньком, образцово-показательно!
И в этом есть большая доля правды. Стоит ли красивый почерк того, чтобы за него биться? Я работаю со средними и старшими школьниками. У некоторых из них почерк почти идеальный, у некоторых – практически нечитаемый. Это мешает, особенно в тех случаях, когда человек сам не может прочитать, что он написал, но ставить за это двойки нет никакого смысла: он и так достаточно наказан тем, что потерял два часа на письменную работу и еще час на то, чтобы со мной ее прочитать. Я обычно просто прошу таких школьников присылать мне работы в электронном виде по мейлу.
Впрочем, если кто-то хочет сражаться, можно посоветовать методику Веры Илюхиной «Письмо с секретом».
Чтение. Надо помнить: чтение – тяжелый труд. Это очень сложный процесс: ребенок должен узнать буквы, отождествить их со звуками, соединить отдельные буквы или отдельные звуки в слова, связать слова друг с другом, понять их грамматические связи, увидеть общее значение фразы, создать образ… Чтение многим дается очень тяжело, особенно детям с СДВГ, которые забывают, что делать дальше, какой этап следует за каким, путают местами буквы и слова, пропускают слоги…
Чтение пока не доставляет им никакого удовольствия. Это работа. Удовольствием это станет, когда процесс чтения автоматизируется. Некоторые зарубежные ученые утверждают, что окончательно этот процесс автоматизируется только к тринадцати годам; впрочем, удовольствие от чтения можно получать и раньше.
Если трудности с чтением будут сохраняться и дальше, очень может быть, что ребенку понадобится от родителей дополнительная помощь: чтение параграфов по разным предметам, чтение заданий, поиск самой важной информации в тексте и т.п.
Если у ребенка есть проблемы с чтением и письмом, хорошо бы проконсультироваться у нейропсихолога. Многое можно исправить специально подобранными упражнениями.
Отечественные нейропсихологи разработали серию пособий для помощи детям, которые готовятся к школе, и ученикам начальной школы. Вот некоторые из них:
Начальная школа – самое подходящее время обзавестись хорошими привычками: например, привычкой регулярно делать уроки, распределять свое время, составлять программу своей работы (что сначала, что потом, какие этапы в работе потребуются), проверять себя.
Поскольку у детей с СДВГ есть серьезные трудности с мотивацией, они, скорее всего, будут ныть и задавать бесконечные вопросы «зачем мне эта школа», «зачем мне эта математика» и т.п. На эти вопросы им надо серьезно отвечать, но не каждый раз вместо того, чтобы делать уроки, а выделить время и серьезно поговорить. И не только в духе «для тренировки ума». О том, зачем человеку математика, можно рассказывать очень долго, и хорошо бы подобрать для ребенка книги, которые могли бы об этом интересно рассказать, и почитать их ребенку или рассказать самое интересное. Книг таких немало, родителям тоже придется делать свое родительское домашнее задание. Главное – не отмахиваться от этих вопросов, они все равно будут вставать. И еще: начальная школа – очень хорошее время для того, чтобы с самого начала не отбирать у ребенка ответственность за его работу. Место родителя – не сверху, а рядом. Он не надзиратель, а помощник, не наставник, а старший товарищ.
Когда мы делаем домашнюю работу с учеником начальной школы, помним о главных правилах:
Помощь ребенку с уроками может быть очень нервным делом. О своих чувствах надо говорить прямо, свой уровень раздражения контролировать, не позволяя себе дойти до точки невозврата. Если вскипаем, берем тайм-ауты, выходим успокоиться. Ищем приемлемые способы выразить свой гнев.
Позволяем ребенку после школы отдохнуть и восстановить силы. Находим другие темы для разговоров, кроме школы, и другие совместные занятия, кроме уроков. Философски относимся к оценкам, это нам очень пригодится в следующие десять лет. Помним, что отношения между родителями и детьми не определяются успехами в учебе.
Средняя школа
Пятый класс даже обычным детям дается трудно: меняется весь привычный образ жизни. Вместо одного кабинета – несколько, вместо одного учителя – много, у каждого свой характер и свои требования. Надо переходить из кабинета в кабинет, помнить сложное расписание уроков, успевать к ним подготовиться. В этой ситуации больше всего теряются негибкие дети, которым трудно приспосабливаться к переменам – и, конечно, неорганизованные СДВГшки. Именно в пятом классе даже собранные и внимательные начинают терять сменку, перчатки, варежки, куртки: голова настолько переполнена происходящим, что многое в ней просто не удерживается. Ругать их за это бессмысленно: если ребенок начал все терять, значит, он очень устал и не справляется со своими повседневными задачами. Ему надо отдохнуть.
Средняя школа – важное время для того, чтобы обучить ребенка метапредметным навыкам: структурировать информацию, представлять ее в виде таблиц и схем, анализировать, сравнивать, обобщать и т.п. Родители могут помочь там, где школа не слишком хорошо справляется со своими задачами. Самое время учить ребенка выделять и записывать главное, вести конспекты и пользоваться своими записями.
Мы по-прежнему можем читать ему вслух школьные учебники, если ему нужна такая помощь, по-прежнему присматриваем за тем, чтобы он распределял свои усилия и свое время.
Пятый-шестой класс – идеальное время для домашних опытов, экскурсий, арт-проектов: ребенок активно изучает окружающий мир. Но при этом дети постепенно теряют интерес к учебе. У них появляется новая возрастная задача: общаться. Эту тягу к общению (сейчас в основном через гаджеты) очень трудно держать под контролем. Постепенно назревает подростковый бунт. Вот тут родителям детей с СДВГ чрезвычайно важно помнить о правиле 30% и знать, сколько лет их подросшим детям на самом деле.
Старшая школа
Чем старше ребенок – тем меньше родительской помощи с повседневными делами ему нужно. И тем больше ему нужно родительского понимания, тепла и поддержки.
Общество требует, чтобы дети уже определялись с будущей профессией. В 9-10 классе обязательно стоит поискать хорошего консультанта по профориентации и подумать о выборе дальнейшего пути – вуза, колледжа, техникума.
Мы по-прежнему помним о правиле 30% и понимаем, что причины, по которым наши дети выбирают специальность и учебное заведение, могут оказаться фантастически инфантильными. Это просто надо знать и учитывать. Сердиться на них за это – все равно что сердиться на раннюю весну, мокрую и хмурую: она такая и другой не будет. Не рассчитывайте, что первый выбранный вашим ребенком вариант будет окончательным: весьма вероятно, что он разочаруется в специальности, вылетит из техникума, бросит вуз… И все это – тоже ошибки, на которых он учится. Сейчас важно помочь ему проанализировать, в чем причина ошибки, чего он на самом деле хочет и как этого добиться. Все это легко сказать, но трудно сделать: тут и сопротивление материала, и огромные денежные потери, и невозможная усталость от своего многолетнего экстремального материнства… Тем не менее:
Самая сложная родительская задача в это время – понять, когда ребенка уже можно отпустить, а когда еще надо контролировать и опекать. Никто ее за нас не решит и ничего умного здесь не подскажет: движемся методом проб и ошибок, отпускаем, смотрим, опять подхватываем. Заботимся, поддерживаем, разговариваем. Стараемся не терять человеческий контакт, не заменять его опекой, контролем, заботой о формальном образовании.