Как учить то что не интересно
Как выучить то, что неинтересно
Всем студентам знакома проблема подготовки к экзаменам и зачетам. Одно дело, когда та или иная дисциплина тебе интересна или же, на крайний случай, ты понимаешь, что эта дисциплина тебе пригодиться в будущем, а совсем другое – когда ты уверен, что это бесполезно (хотя жизнь может повернуться как угодно) и совершенно неинтересно, что, как правило, является ключевым моментом. Но сдавать экзамены необходимо и никто не будет их отменять лишь только из-за того, что это студенту неинтересно. Итак, студенту нужно заставить свой мозг воспринять и выучить то, что совершенно неинтересно.
Эта задача не является невыполнимой и тут сеть некоторые возможности (совершенно простые в своем применении), которые помогут преодолеть «неинтересность» предмета.
Во-первых, следует позаботиться о своем комфорте. Заниматься следует в тишине и покое. Исследования показали, что один час занятий в тишине соответствует трем часам учебы с тихо включенной (даже спокойной) музыкой. Если есть возможность уехать на дачу за город или в тихий отдаленный район города, то это создаст идеальные условия. Кроме тишины тут будет и свежий воздух. В свою очередь, чистый воздух улучшает насыщенность головного мозга кислородом и стимулирует работу его клеток, в том числе отвечающих и за запоминание.
Уделите внимание порядку на рабочем месте. Систематизация на рабочем столе книг, конспектов, распечаток позволит «навести порядок» и в голове. Кроме этого, порядок сокращает время поиска необходимой информации.
Создав себе удобные условия, способствующие получению и запоминанию знаний, следует уделить время самой информации. Стоит постараться сделать неинтересное интересным. Это может оказаться не так и сложно. Можно представить ту или иную лекцию в виде комикса или представить себе целое кино. Например, печать плакатов, листовок, памяток в виде схем и картинок сможет помочь в запоминании. Информация проще запоминается, если с ней что-то сделать. Почему бы это «что-то» не стало игрой воображения. И даже самые бесполезные вещи могут найти применение в реальной жизни. Если это будет совершенно не по назначению, то это только плюс: чем абсурднее и ярче образ, тем проще его запомнить. И помните, что настолько популярная сейчас палка для селфи была придумана в 1983г в Японии и попала в список наиболее бесполезных изобретений, так что все может быть.
Еще один простой секрет заставить мозг активизировать запоминающие функции – это хождение по комнате. Ходите кругами, вперед и назад – даже такая легкая аэробная нагрузка ускоряет движение крови, т.е. питание и кислород поступают в мозг интенсивнее.
Если не хочется ходить по дому, то во время устного повторения материала можно рисовать небольшие рисунки или каракули на бумаге. Ученые говорят, что концентрация и запоминание неинтересного материала улучшается в этом случае, т.к. «мелкие занятия» руками не дают вниманию отвлечься на другие мысли. Можно схематично зарисовывать то, что в данный момент учите, так можно создать яркий и смешной (не все в идеале владеют мастерством рисунка) дизайн буклета по неинтересному материалу.
При изучении неинтересного материала необходимо максимально задействовать все возможности памяти. Читайте текст лекции вслух, а не про себя, сделайте ее блок-схему. Так можно информация отпечатается в памяти через слух, зрение и даже моторика рук поможет запечатать информацию в сознании. Многие рекомендуют громко выкрикивать особенно важные моменты в лекции.
Также не забывайте отдыхать. Рекомендуется делать десятиминутные перерывы в течение часа обучения. Мозг должен «уложить» информацию по полочкам для того, чтобы освободить место для следующих данных. Обязательно высыпайтесь. Во время подготовки к экзаменам огромное значение имеет правильный график: не следует засиживаться допоздна, т.к. ночью запоминается информация труднее и хуже, а если поздно лечь, то рано встать отдохнувшим не получиться и мозг не сможет полноценно воспринимать информацию. Сон необходим, т.к. мозг в это время «перезагружается» и происходят завершающие этапы запоминания. Также перезагружает мозг и физическая нагрузка: побегайте-попрыгайте и можно будет выучить еще один абзац лекции. Немного подстегнуть мозг можно и с помощью шоколада: глюкоза может заставить работать мозг более интенсивно.
Попробуйте применить на практике данные рекомендации: они не потребуют особых усилий, но обязательно помогут.
Как учить то что не интересно
Василий Ключевский говорил: «Найти причину зла — почти то же, что найти против него лекарство».
Подумайте, почему вы не любите тот или иной предмет. Будьте честны. Ответы «он бесполезный» или «я гуманитарий» слишком поверхностные. Копайте глубже. Вспомните, как познакомились с этой дисциплиной и в какой момент перестали её понимать.
Быть может, это было, когда вы, отвечая у доски, сделали что-то не так, и ребята посмеялись над ошибкой? А может, вы однажды проболели целую четверть, и одноклассники ушли далеко вперёд? В первом случае необходимо обсудить ситуацию с родителями или психологом, а во втором — ещё раз начать с азов. Ведь каждая наука изучается последовательно: от простого к сложному. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» в любой момент можно «вернуться в прошлое» и пересмотреть занятия по предмету, который не понимаешь.
Лайфхак 2. Определите, в чём польза нелюбимого предмета
Не существует бесполезных наук (ну или, по крайней мере, их не проходят в школе). Нужно понять, какую выгоду может принести нелюбимый предмет, сейчас или в будущем. Например:
Чем конкретнее формулировка и больше прикладное значение, тем проще переломить отношение к нелюбимому предмету.
Лайфхак 3. Измените подход к изучению
В 1987 году новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг исследовал эффективность обучения старшеклассников. Он задался вопросом, почему от природы любознательные малыши постепенно охладевают к учёбе (по крайней мере, по некоторым предметам).
Флеминг разработал теорию, согласно которой человек познаёт мир сквозь призму пяти чувств, и разделил людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков (современные психологи выделяют ещё дигиталов).
Со временем в силу функциональной асимметрии мозга один из каналов восприятия начинает доминировать. Поэтому необходимо комбинировать разные способы подачи информации и типы заданий по нелюбимому предмету. Например:
Выясните, кто вы — аудиал, визуал, кинестетик или дигитал. В Сети множество тестов на определение преобладающего канала восприятия. Старайтесь изучать сложные темы по любому предмету в наиболее удобном для вас формате.
Допустим, вы кинестетик и испытываете сложности с биологией. Попробуйте смастерить модель клетки или макет классификации живых организмов. «Потрогав» тему, вам будет проще в ней разобраться.
Лайфхак 4. Найдите смежное с нелюбимым предметом хобби
Этот приём тесно связан с двумя предыдущими. Пересмотрев формат изучения нелюбимого предмета и отыскав его практическую пользу, вы начнёте им увлекаться.
Например, если вы не дружите с алгеброй и геометрией, займитесь спидкубингом, а если терпеть не можете историю, сходите на историческую реконструкцию.
Лайфхак 5. Заручитесь поддержкой наставника
Вам знакомо высказывание «Всё зависит от учителя»? Мол, у одного преподавателя можно быть отличником, а у другого съехать на «тройки». Педагогический талант действительно важен. Но влюбиться в любой предмет можно и в простом общении с увлечённым человеком.
Попробуйте подружиться с тем, кому нравится ваш проблемный предмет. Желательно, чтобы новый приятель был примерно вашего возраста и импонировал вам. Вдохновляясь общением, вы постепенно начнёте перенимать его интересы (а он ваши).
Если подружиться с антиподом не получается, заручитесь поддержкой старшего товарища. Такого, кому вы сможете пожаловаться на нелюбимый предмет или пообещать выучить параграф. Внимание и поддержка постороннего человека, а также ответственность перед ним — отличные мотиваторы при изучении любого предмета, который не понимаешь. В Домашней школе Фоксфорда таким человеком для вас может стать персональный наставник.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Топ-5 методов запоминания для профессионалов
Метод локусов
Название этого метода происходит от латинского слова locus — «место». Он также имеет ряд других названий: пространственная мнемоника, дворец памяти, чертоги разума, умственная прогулка.
Принято считать, что метод локусов зародился еще в Древнем Риме благодаря ораторам, которым всю информацию для многочасовых выступлений приходилось держать в памяти. Суть метода заключается в визуализации, в привязывании фактов, которые нужно запомнить, к хорошо известным локациям. К фактам может относиться что угодно: иностранные слова, список покупок, имена людей и др.
Как работает метод локусов? Представьте, что вы стоите в своем доме (дворце памяти). Мысленно пройдитесь по этому дому, запоминая его отличительные особенности — их можно использовать для хранения информации, которую вы хотите запомнить. Каждая остановка на вашем пути будет тем самым «локусом», к которому вы можете привязать идею или объект. Например, входная дверь может быть одним локусом, тумбочка в коридоре — вторым локусом, лампа в гостиной — третьим. Если вам нужно запомнить какое-то слово, создайте ассоциацию между этим словом и одним из объектов в доме. Зафиксируйте это в голове. Когда вы будете думать о своем дворце памяти, вы вспомните не только маршрут, но и объекты, привязанные к локациям.
Мнемоника
Этот метод представляет собой совокупность приемов и способов, которые упрощают запоминание различной информации. Обычно он требует больше усилий для эффективного использования, но зато лучше применяется в таких ситуациях, когда нужно запомнить, например, списки или структуры. Например, если вам нужно запомнить список лекарственных препаратов определенного типа, мнемоника поможет вам сделать это лучше остальных методов.
Мнемоника основывается на образовании ассоциативных рядов и последовательностей, когда человек заменяет абстрактные объекты реальными понятиями. Главное — использовать яркие, интересные ассоциации.
В мнемонике можно выделить несколько наиболее известных техник:
Чанкинг-метод (дробление, фрагментирование)
Это метод подразумевает объединение нескольких элементов, которые нужно запомнить, в одну небольшую группу. Многие люди пользуются им, когда пытаются запомнить номера телефонов, номера банковских счетов, но этот метод может быть использован и для других типов информации. Чанкинг-подход часто отражается в том, как мы записываем номера телефонов — через черточку. Мы делаем это именно так, чтобы лучше воспринимать набор цифр и быстрее их запомнить. Есть разница между восприятием набора цифр: 89265660000 и 8-926-566-0000? Конечно, есть.
Ключевым принципом, заставляющим эту технику работать, является комбинация предметов на основе семантического кодирования, то есть предметы помещаются в небольшие группы в соответствии с контекстом или каким-то шаблоном.
Например, одни могут группировать свой список продуктов по алфавиту, другие — по типу пищи. В любом случае этот метод успешно реализуется только тогда, когда вы определяете наиболее естественные для себя шаблоны и следуете им.
Интервальные повторения
Суть метода заключается в том, что человек повторяет выученную информацию согласно определенным, постоянно возрастающим интервалам. У этого метода даже есть конкретная формула: Y=2X+1, где Y означает день, когда информация начнет забываться, а X — день последнего повторения. Таким образом, если вы выучили информацию, например, неделю назад, то повторить ее вам нужно будет через 8 дней. При этом потенциал интервала равен бесконечности.
Методика интервальных повторений часто используется вместе с карточками. Наиболее распространенный пример: изучая иностранный язык, вы делаете карточки с незнакомыми словами и затем с определенной периодичностью их повторяете.
Метод сторителлинга
Если верить исследованиям, то наш мозг настолько любит истории, что хорошее повествование может вызвать высвобождение окситоцина — гормона, который усиливает эмпатию у людей.
Истории охватывают все качества информации, которые заставляют наш мозг любить и запоминать ее: яркие и красочные образы, привлекательные сюжетные линии. Рекламная индустрия постоянно эксплуатирует эти возможности, но вы тоже можете использовать метод сторителлинга для запоминания важной информации. Тем более что он довольно прост.
Смысл метода заключается в том, что вы создаете различные сюжетные линии, которые включают в себя элементы, необходимые для запоминания. В результате эти элементы соединяются в последовательности, и создаются истории, которые мозг лучше усваивает и воспринимает.
Точность повествования имеет мало значения в этом случае. Как и в методе локусов, в случае со сторителлингом важно органично вписать информацию, которая вас интересует, в нить повествования.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.