Как узнать что ребенок глухонемой
Как узнать что ребенок глухонемой
Молодых родителей тревожит все, что вызывает сомнение в нормальном развитии малыша. Особенно сильно их настораживает, когда малышу уже 3-4 месяца, а он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону, где работает телевизор и не просыпается, когда издается резкий звук после падения какого-то предмета на пол.
На самом деле ребенок видит и слышит уже с первых дней рождения. Он настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от неожиданных звуков, а услышав голос мамы, радостно начинает перебирать ножками, сжав кулачки. Но спят новорожденные дети крепко, не реагируя на громкие звуки. При этом интересно то, что просыпаются они чаще от маминого шепота, чем от звука громкого голоса мамы.
Исследования ученых показали, ребенок начинает отличать голос мамы и папы уже на последних месяцах беременности. Уже в утробе матери он способен различать музыку и сказки, которые чаще всего слушают и читают родители. Поэтому после рождения младенцы лучше всего засыпают под колыбельные песни, которые поют им родители, музыку и сказки, знакомые им до рождения.
Для проверки слуха чаще всего один из родителей берет ребенка на руки, а другой зовет его по имени с отдаленного на несколько метров расстояния. Или один родитель сидит с ребенком на руках, а другой незаметно подходит к нему сзади и заводит музыкальную игрушку.
В 4 месяца малыш реагирует на звучание игрушек, голос родителей и посторонние шумы одинаково как правым, так и левым ухом. При нормальном слухе у 4-х месячного ребенка должны отмечаться реакции на любой звуковой сигнал в виде поиска источника звука, поворачивания головы, замирания и моргания. Однако при повторных звучаниях одних и тех же звуков реакция малышей быстро угасает, поэтому родители не должны думать, что со слухом у ребенка что-то не в порядке, если он оставляет без внимания синхронно повторяющиеся звуки.
У молодых неопытных родителей вызывает страх, когда они с некоторого расстояния зовут малыша по имени, а он продолжает играть своими погремушками или разглядывать обои. На самом деле дети начинаются окликаться на свое имя только в возрасте 6-7 месяцев, а беспокоиться о том, что малыш не реагирует на свое имя стоит только тогда, если ему уже исполнился год, а он не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы зовете его по имени.
Врачи пока не научились определять, слышит ли младенец в утробе матери, но в развитых зарубежных странах, например, в Скандинавии, обследуют органы слуха у всех новорожденных методом регистрации отаакустической эмиссии. Это метод помогает выявить тугоухость у детей с первых дней жизни, но в нашей стране еще не практикуют подобную методику. У нас родителям рекомендуется самим быть внимательным при уходе за новорожденным малышом и понаблюдать за его реакцией.
Таблица Л.Н. Неймана для оценки слуха ребенка дошкольного возраста речью
Чем раньше родители выявят проблемы со слухом ребенка, тем больше шансов на то, что правильное лечение оградит его от потери слуха. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу, если он:
— в 4-5 месяцев не лепечет и радостно не реагирует на появление родителей;
— в 6 месяцев не издает никаких звуков, постоянно молчит;
— в 8-10 месяцев не пытается произносить отдельные звуки;
— в 1 год не выполняет просьбы родителей;
— в 2 года не произносит слов и фраз.
Проверить слух ребенка старше 1 года, который уже начал произносить слова, рекомендуется следующим способом: дайте ребенку мягкую игрушку и нормальным голосом попросите его показать, где у него ножки, ушки и глазки. Затем повторите эту просьбу шепотом, вначале около ребенка, а затем с расстояния 6 метров от него. Если ребенок выполняет просьбу только тогда, когда вы просите его что-то делать громко, а все сказанное шепотом игнорирует, то есть смысл проверить его слух у врача.
На втором году жизни малыши должны уже слышать отдельные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 метров, хотя причиной отсутствия реакции на шепот могут быть и такие факторы, как увлеченная игра с новой игрушкой, смена месторасположения, первые шаги, вкусная еда и т.д. Каждый ребенок растет и развивается по-разному, и от того, как заботятся о нем родители и сколько времени проводят с ним вместе, зависит то, как он будет реагировать на их шепот и окликаться на свое имя.
— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Проверка слуха у новорожденных и детей раннего возраста
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Нарушения слуха различной степени тяжести диагностируют у 0,1-0,3% новорожденных. Негативные факторы могут повреждать структуры уха, головной мозг малыша во время беременности, в родах или уже после рождения. Вероятность глухоты или тугоухости выше у детей, что родились раньше срока, длительно находились в отделении интенсивной терапии. Проверка слуха у новорожденных проводится в первые несколько дней жизни и позволяет оценить, нуждается ли ребенок в помощи или наблюдении у отоларинголога.
Как проверяют слух у новорожденных
Нарушения слуха, которые выявляются в периоде новорожденности, чаще связаны:
Для диагностики нарушений слуха применяют субъективные и объективные методики. Субъективные связаны с получением от ребенка ответа, как он слышит, понимает звуки и до определенного возраста технически недоступны. Объективное исследование основано на регистрации рефлекторных, физиологических реакций на стимуляцию звуком.
Первая проверка проводится в условиях роддома. Она включает в себя визуальный осмотр, инструментальные методы диагностики. Результат заносится в медицинскую документацию, которую выдают родителям при выписке. Если в медицинском учреждении не было возможности провести обследование, его не стоит откладывать на более поздний срок. При первом посещении педиатра на дому можно уточнить, как проверить слух у новорожденного, если процедура по каким-то причинам не была проведена в условиях роддома.
Для чего врачи так «спешат»? Слух обеспечивает связь ребенка с внешним миром, воспитание в «звучащей» среде формирует нейронные связи. Особенно это важно для детей с поражениями головного мозга вследствие осложнений беременности, родов. В первые годы жизни компенсаторные способности нервных клеток наиболее высоки, раннее обращение за помощью — шанс на своевременную реабилитацию.
К сожалению, нарушения слуха невозможно «перерасти», отсутствие своевременной реабилитации приводит к нарушениям в психическом развитии — страдает речь, интеллект, эмоциональная сфера.
Что такое аудиологический скрининг
Объединенная комиссия по слуху у детей в США более 10 лет назад создала стандартны диагностики (так называемый Принцип 1-3-6), которых придерживаются во всем мире:
К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.
Обследование включает в себя:
Метод ОАЭ, или как его называют, проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом, рекомендуют проводить не ранее 4 дня от момента рождения: в более раннем возрасте у ряда малышей эмиссия не регистрируется. Во время исследования в ухо ребенка поступает звуковой сигнал. В норме он проводится в среднее ухо, внутреннее ухо, затем возвращается обратно и регистрируется в наружном слуховом проходе с определенной задержкой от времени подачи. Возвращенный сигнал очень слаб, чтобы уловить его, используют высокочувствительный микрофон.
Проверка слуха у детей раннего возраста
После выписки из роддома родители наблюдают за малышом и оценивают, как он начинает реагировать на звуки, речь, пытается «говорить» сам. Состояние слуха до 1 года оценивают с помощью безусловно-рефлекторных методик, которые описывают изменение поведения малыша в ответ на звук: реакция вздрагивания, испуга, широкое раскрытие глаз, расширение зрачков, поворот головы в направлении источника звука, движения конечностей, изменение частоты дыхания, сердцебиения. Родители должны обратиться к врачу, если замечают хотя бы один пункт из списка:
Такие особенности в развитии могут сопровождать ребенка с рождения — самостоятельно, в сочетании с другой патологией или же возникают внезапно после травмы, инфекционного заболевания, приема препаратов.
При подозрении на ухудшение слуха родители могут провести тесты с крупой, помещенной в герметичные емкости (например, от шоколадного яйца). Одну из них оставляют пустой, в другие насыпают манку, гречку, горох и последовательно потряхивают ими на расстоянии до 20 см от уха, оценивая реакцию малыша. От размера крупинок зависит громкость звука. Пустая емкость используется для контроля. При отсутствии реакции на звук следует немедленно обратиться к отоларингологу.
Проверка слуха у детей до 3 лет врачом включает в себя сбор анамнестических сведений (наследственность, перенесенные заболевания, прием препаратов), осмотр наружного уха, тимпанометрию с использованием высокочастотного зонда. Поведенческие методы недостоверны, так как ребенок еще не в состоянии усваивать инструкции и сохранять произвольное внимание продолжительное время.
Даже незначительное снижение слуха нарушает развитие ребенка и может привести к его социальной изоляции. Своевременно обследование поможет вовремя обнаружить заболевание и оказать квалифицированную помощь.
Кречетов Владимир Васильевич
Специалист по слуху «Аудионика». Сертификат об обучении в Москве у ведущих сурдоакустиков компании WIDEX
Почему я?!
Автор: Редакция Мастерслух
Пять советов родителям, узнавшим, что их ребенок глухой
О принятии себя, любви к жизни и позитивном восприятии мира сейчас не пишет только ленивый. Потоки «добра и света» льются из всемирной сети таким плотным и вязким потоком, что, порой, становится неловко. От того, что ты – обычный человек. У которого в жизни боль. Шок. Слезы. Обида и горечь. И единственный вопрос: «За что? За что вот все это досталось именно мне?» Обида и горечь вместо (или вместе) с «оглушающим счастьем материнства».
Диагноз «сенсоневральная тугоухость» или «глухота» всегда застает врасплох. Он — подтверждение худших предчувствий, от которых «отмахиваешься» до последней минуты. Диагнозы под вопросом, предложения подождать, пока ребенок «сам заговорит». Обращение в сурдологический центр. Объективная диагностика. И — приговор. Сенсоневральная тугоухость 4 степени. Первая реакция: «Не может быть!». И жизнь, расколовшаяся на две половины: до и после.
Есть ли жизнь после диагноза?
Сейчас родителям кажется, что жизнь – в привычном смысле слова – закончена. Но ваш ребенок – жив. И относительно здоров. Да, сенсоневральная тугоухость не поддается лечению. Никакому. Никогда. Ни с помощью «стимуляции мозга магнитными волнами». Ни любыми другими методами нетрадиционной, альтернативной и шаманской терапии. Что бы не обещали вам газеты из почтового ящика и потомственные ведуньи в пятом поколении Впрочем, об этом мы поговорим чуть позже.
Итак, что такое сенсоневральная тугоухость? Это хроническое, врожденное или приобретенное, чаще всего – прогрессирующее заболевание, которое поражает слуховой нерв и систему звуковосприятия. Глухота – последняя его стадия, при которой слух теряется полностью.
Тем не менее – это не конец. Это начало. Начало пути, который вы пройдете вместе со своим ребенком. Если примете мысль о том, что вы в силах ему помочь. И о том, что идти придется по незнакомому и непривычному пути.
Конечно, решение и решимость придутся не сразу. Так устроен человек.
Существует четыре этапа психологического принятия диагноза «глухота» родителями ребенка. И только пройдя все круги личного психологического ада, родитель готов к конструктивному принятию решений. И к работе. Он готов к взаимодействию со специалистами. На любой из промежуточных стадий — реабилитация будет малоэффективна.
Первая стадия: шок.
Вы оглушены. Ничего не понимаете, не готовы воспринимать любую информацию об особенностях заболевания, о возможных вариантах реабилитации. Вы не в состоянии никого и ничего слышать.
Совет первый:
Даже если кажется, что вы способны трезво и взвешенно оценивать происходящее – дайте себе время. Отложите принятие решений и действий на какой-то срок, скажите себе, что «подумаете об этом завтра». Несколько дней ничего не изменят кардинально, но дадут возможность прожить свои эмоции и подойти к следующему этапу.
Вторая стадия — понимание
Именно на этом этапе родители чаще всего оказываются на приеме у сурдолога, а затем – у сурдопедагога. Самые часто задаваемые вопросы, которыми задаются практически все мамы и папы: почему я? Почему именно у меня глухой ребенок?
Есть такая притча. Возможно, это и не догма. Но очень часто такой взгляд на природу вещей позволяет родителям ребенка с особенностями перейти на следующий этап. И ответить для себя на вопрос, почему тяжкий крест нести пришлось именно ему.
Мы говорим родителям, что в мире всегда рождается определенное количество детей с особенностями: аутизмом, умственной отсталостью. Детей слепых, глухих. Детей с «букетом» проблем. Они всегда будут рождаться. И лучше если родителями такого малыша станут не наркоманы-алкоголики, которые не смогут (да и вряд ли захотят) ему помочь.
Совет второй:
Вы — успешный, позитивный и главное – социально адекватный человек. Постарайтесь принять мысль о том, что у вас достаточно сил, мудрости, терпения и средств… Да, да! Именно средств, чтобы подарить своему ребенку полноценную жизнь. А не существование на государственном попечении.
Третья стадия — отрицание
Как раз на этом этапе родители пытаются вылечить болезнь. Повторюсь: сенсоневральная тугоухость — не подлежит никакому виду лечения. Только протезированию. С последующей реабилитацией. Эту догму, аксиому, правило из которого нет исключения, с высоту своего профессионального, педагогического и человеческого опыта мы – сурдологи, сурдопедагоги, специалисты по слухопротезированию – повторяем раз за разом. Каждый раз. Каждой семье. И что произойдет дальше?
Родители все равно не поверят… Все равно пойдут к шаманам, к бабкам, в центры альтернативной, нетрадиционной, тибетской и прочей «медицины». К альтернативно «просветленным» специалистам, якобы излечивающим глухоту. Дельфины, кони, мед, остеопаты, гомеопаты, экстрасенсы, бабки и прочее.
В Санкт-Петербурге, где я работаю и веду прием, я знаю адреса всех таких центров. И знаете, что я делаю? Я сразу даю их, эти адреса. Чтобы не тратить время родителей хотя бы на поиск чудо-целителей. Все «методы» нам хорошо известны. Также как и то, почему они не эффективны, по какой причине.
Но многие все равно не поверят. Все равно поедут. Так устроен человек…
Совет третий:
решили, что хотите попробовать, потому что не можете не попробовать всё – идите. Но не упорствуйте. Не «подкармливайте» собственные страхи и иллюзии, что «все как-нибудь устроится само». Не устроится. Точнее – устроится только в том случае, когда вы примете как факт, что помочь вашему ребенку могут лишь специалисты-сурдологи. Сурдопедагогик. Слухопротезисты. При вашем деятельном участии.
На четвертой стадии — принятие
Совет четвертый:
относитесь к своему ребенку с пониманием, но трезво. Не «упаковывайте» его как хрустальную вазу, пытаясь сделать за него все, что можно. И чего нельзя. Позвольте ему жить, учиться и ошибаться самостоятельно.
Прикладывайте усилия, но делайте это мудро. Стройте взаимодействие со своим малышом с учетом его особенностей: не стесняйтесь использовать жесты, говорите так, чтобы ребенок мог различать артикуляцию. И повторяйте, повторяйте для него все, чего он не смог, либо не успел усвоить с первого раза. Это не стыдно. Это – правильно. Это проявление заботы и любви.
Стадия пятая — конструктивные действия.
Родители готовы действовать, посещать сурдопедагога. Готовы купить слуховой аппарат, даже в кредит. Только после этого специалист может в полной мере вложить свои знания и возможности в конкретного маленького пациента.
Совет пятый:
просчитайте перспективы, найдите специалистов, используйте методики самостоятельного обучения. Вам предстоит работа, которую мы называем «реабилитация». Учтите, что под этим словом врачи понимают свое, педагоги — свое. Россия — страна большая, центров и специалистов по реабилитации не хватает. Но они есть. Найти их – ваша задача. Имейте в виду, что успех напрямую зависит от возраста ребенка. Можно ли просчитать примерные сроки? Можно. Для этого возраст адекватного протезирования нужно умножить на два и получится тот возраст, к которому уровень развития вашего ребенка (при условии реабилитации) не будет отличаться от сверстников. Например, если ребенка со сниженным слухом протезировать в два года, по развитию он догонит слышащих сверстников примерно к четырем годам.
сурдопедагог, методист по реабилитации детей после кохлеарной имплантации ЛОР НИИ, г. Санкт-Петербург
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
STOP шум. Поговорим о шумозащите
Почему вреден сильный шум, какой звук считается опасным и как от него защититься, есть ли отличия в шумозащите для людей с нормальным слухом и слабослышащих? Рассказывает сурдолог-оториноларинголог ООО «МастерСлух-Москва» Зинаида Морозова. Читать далее →
Все работы хороши, выбирай на вкус! Востребованные профессии для глухих и слабослышащих
«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности. Читать далее →
«Чтобы лучше слышать тебя, внученька». Три лайфхака, которые помогут убедить пожилого члена семьи носить слуховой аппарат
Заставлять никогда никого нельзя. Но попытаться кое-что сделать можно… Читать далее →
Как понять и что делать, если у ребенка нарушен слух?
Нарушение слуха у ребенка первыми замечают, чаще всего, его родители.
В период с одного года до трех лет малыши учатся говорить, проявляют повышенный интерес к различным звукам, поворачивают голову, услышав свое имя, подражают взрослым, повторяя слова и целые фразы. Если речь у малыша развивается правильно, то и слух у ребенка не нарушен. И в то же время отставание в речевом развитии не всегда указывает на слуховые расстройства.
Как понять, что у ребенка нарушен слух? Для этого нужно обращать внимание на особенности поведения малыша, которые могут свидетельствовать о нарушении звуковосприятия:
— малыш не просыпается при громком шуме;
— нет реакции на звучащие игрушки, мамин голос;
— ребенок неадекватно издает звуки, кричит, пищит (создается впечатление, что он не слышит своего голоса);
— в возрасте около 12 месяцев у малыша нет зачатков развития речи. Что делать, если у ребенка нарушен слух?
Двустороннее нарушение слуха легче заметить и диагностировать. Тяжелее заметить слабую тугоухость с одной стороны. Такие дети обычно поворачиваются к источнику звука тем ухом, которым лучше слышат. Эта привычка должна обязательно насторожить родителей и стать поводом для обращения к специалистам, сначала к педиатру или оториноларингологу, а затем к сурдологу. Вот простой способ определения слуха у детей, которые могут повторять сказанное взрослым. Нужно стать за спиной ребенка на расстоянии 3 метров и выразительным шепотом, на выдохе, произнести пять простых фраз. Одно ухо малыш должен закрыть ладонью для более достоверного результата, а затем поменять. Если ребенок не слышит две и больше фраз из пяти, то необходимо обратиться к врачу-сурдологу для комплексного обследования и принятия мер по коррекции слуховых нарушений.
Врачи «СМ-Доктор» рассказали о симптомах глухоты у ребенка, которые можно пропустить
Человек получает до 20% информации из внешнего мира с помощью звуков. Слух у малыша закладывается еще во время внутриутробного развития. Но и потом что-то может пойти не так — и ребенок начинает терять способность слышать.
Евгения Новячкова
ЕВГЕНИЯ НОВЯЧКОВА
Врач-невролог, врач функциональной диагностики, врач-эпилептолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще
«Наш мир полон разнообразных звуков, от полноты их восприятия напрямую зависит качество жизни. Поэтому задача будущих мам — позаботиться о здоровье малыша еще в период вынашивания, поскольку не всегда нарушение слуха связано с заболеванием лор-органов.
Большую группу причин снижения слуха составляют проблемы в нервной системе, об этом знают далеко не все. Дело в том, что звук в органе слуха трансформируется в биоэлектрические импульсы, которые по слуховому нерву следуют в мозг и там распознаются. Поэтому сбой в этих процессах в той или иной степени приводит к снижению слуха. По статистике, около 90% детей с диагнозом «врожденная тугоухость» рождаются у хорошо слышащих родителей. В каких случаях нужно особенно быть начеку?»
1. Неблагоприятное воздействие во время беременности и родов. При инфекции, ожирении, сахарном диабете, гипоксии у еще не родившегося малыша могут пострадать нейроны головного мозга. К таким же последствиям может привести желтуха новорожденных. Кроме того, громкий звук рядом с младенцем и даже с беременной женщиной способен повредить внутреннее ухо и нарушить слух.
2. Генетические заболевания. Все их не перечислить — группа достаточно большая. Например, при нейрофиброматозе II типа могут развиваться опухоли слухового нерва, а врожденные пороки развития черепа и лица — сопровождаться недоразвитием структур внутреннего и среднего уха (брахио-ото-ренальный синдром, синдром Charge и др.).
3. Врожденные инфекции. Нарушение слуха у малыша может быть последствием таких заболеваний у мамы, как краснуха, цитомегаловирус, вирус герпеса и токсоплазмоз. Чаще всего при этом потеря слуха необратима. Поэтому так важно вовремя сделать прививку против некоторых детских болезней.
4. Воспалительные заболевания нервной системы (менингит, энцефалит и др.). К примеру, менингит в возрасте до одного месяца и поздно начатое лечение значительно повышает риск потери слуха. И таких случаев — 40–50 на 100 тысяч человек.
5. Токсическое действие лекарств. В списке потенциально опасных — некоторые антибиотики и другие противомикробные препараты (аминогликозиды, эритромицин, ванкомицин, хлорамфеникол), противовоспалительные препараты (аспирин, индомитоцин), диуретики (фуросемид), противомалярийные препараты (хинин, хлорохин).
Некоторые из этих препаратов, как, например индометацин и аспирин, имеют возрастные ограничения — с 14 лет. Другие хоть и разрешены в детской практике (как, например, антибиотик гентамицин с одного месяца), но грамотные педиатры не назначают их амбулаторно, а только в стационаре тяжелым больным. Нередко родители ошибаются с дозировкой, а это также играет отрицательную роль и повышает риск потери слуха.
6. Эпилепсия. Избыточные электрические разряды в головном мозге препятствуют нормальной его работе, в том числе пониманию речи. При этом эпилептические приступы с судорогами могут отсутствовать или присоединяться позже.
7. Инсульт. Чаще всего причинами нарушения мозгового кровообращения у детей являются пороки развития сосудов головного мозга — артериовенозные мальформации, аневризмы, а также патология свертывающей системы крови, васкулиты.
8. Новообразования среднего и наружного уха, головного мозга (опухоли, атеромы, холестеатомы и др.)
НАТАЛЬЯ ЯРЕМИНА
Врач-невролог, врач функциональной диагностики, врач-эпилептолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще
«Зачастую главным проявлением нарушения слуха является задержка речевого развития. Чем глубже первая проблема, тем более выражена вторая. И, напротив, при легких отклонениях от нормы снижение слуха может быть не распознано вплоть до подросткового возраста. Судите сами!»
Какие еще неочевидные симптомы говорят о снижении слуха?
ЕЛЕНА ИГНАТЕНКО (ЦИВИЛЕВА)
Врач отоларинголог-сурдолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще
Причин плохого слуха у ребенка — множество. Но даже при таких, на первый взгляд, безобидных, как серная пробка или посторонний предмет, необходима консультация врача. Большое значение имеет своевременное обращение — от этого напрямую зависит благоприятный исход. Не занимайтесь самолечением! Любые непрофессиональные действия могут привести к осложнениям, опасным как для слуха, так и для жизни маленького пациента.
Ребенок с серной пробкой в ухе, как правило, ни на что не жалуется, потому что не испытывает боли. Исключение — когда за серной пробкой воспаляется барабанная перепонка. Часто серные пробки бывают просто «случайными находками» для врачей и родителей на плановом приеме. А слух тем временем ухудшается.
Посторонний предмет в слуховом проходе обычно кто-то из близких замечает. Но бывают исключения! И тогда инородное тело буквально врастает в тело, вызывая либо заложенность уха, и, как следствие, снижение слуха, либо гнойное воспаление, что и является поводом для обращения к врачу.
Экссудативный средний отит также редко вызывает болевой синдром, из-за чего может долгое время оставаться незамеченным. Понаблюдайте за крохой. Если ребенок не сразу отзывается на свое имя, начал переспрашивать, стоит задуматься, а все ли с ним в порядке?