Как узнать на основании чего действует директор
На каком основании действует ИП
На основании чего действует ИП в договоре
Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, не образуя при этом юридическое лицо (п. 1 ст. 23 ГК РФ).
В момент регистрации ИП приобретает определенные права и обязанности, реализовать которые он должен под своим именем, которое включает непосредственно имя, фамилию и отчество (п. 1 ст. 19 ГК РФ). Это значит, что предприниматель, подписывая договор, должен указывать в нем сведения о том, что он действует в качестве ИП. ИП в договоре действует на основании факта того, что он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
В том случае, если сделка заключается от имени предпринимателя его представителем, в договоре указывается, что последний действует на основании доверенности, а также приводятся ее реквизиты. Если представитель официально трудоустроен в качестве работника предпринимателя (например, в должности директора), потребуется указать реквизиты заключенного с ним трудового договора.
Пример формулировки преамбулы договора ИП с юрлицом на оказание услуг вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
В каких случаях организация, выплатившая доход ИП, является налоговым агентом и обязана перечислить НДФЛ, читайте здесь.
На основании какого документа действует ИП после регистрации
Представитель юридического лица, заключающий договор, приводит в нем ссылку на документ, предоставляющий ему полномочия на осуществление юридически значимых действий от имени компании. У ИП, действующего самостоятельно, таких документов нет. Именно поэтому у начинающих предпринимателей возникает вопрос: на основании чего действующий ИП в договоре может ставить свою подпись.
При регистрации гражданина в качестве ИП в ЕГРИП вносится соответствующая запись. В соответствии с п. 3 ст. 11 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ предпринимателю или его представителю выдается документ, подтверждающий факт внесения записи о регистрации в ЕГРИП (так называемая выписка). В нем содержится следующая информация:
Реквизиты выписки из ЕГРИП используются в качестве средства индивидуализации ИП при заключении договоров.
Таким образом, ИП, выступающий в качестве стороны гражданско-правового договора, может включить в текст документа запись следующего вида: «Индивидуальный предприниматель Ф.И.О., лист записи ЕГРИП выдан наименование налогового органа, дата выдачи в формате дд.мм.гггг».
До 2017 года предпринимателям выдавались свидетельства о государственной регистрации. Эти документы действуют и в настоящее время, поэтому при наличии такого свидетельства ИП может включить в договор строчку следующего вида: «Индивидуальный предприниматель Ф.И.О., действующий на основании свидетельства о государственной регистрации № … от дд.мм.гггг».
Кроме того, в документе стоит указать ОГРНИП и ИНН предпринимателя, паспортные данные, адрес проживания, реквизиты банковского счета. Как правило, эти данные указываются в конце документа и заверяются подписью и печатью (при наличии) предпринимателя.
Учредительные документы для ИП для заключения договора (уставные документы)
Учредительные документы — это документы, на основании которых действуют предприятия и организации. Статус учредительного документа имеет устав компании. В действующем гражданском законодательстве, согласно ст. 52 ГК РФ, термин «учредительные документы» применяется в отношении юридических лиц. Именно поэтому формально индивидуальный предприниматель, который в силу своей правовой природы не является юридическим лицом, не имеет учредительных (уставных) документов.
На практике же под уставными документами для ИП для заключения договора понимают пакет документов, подтверждающих факт госрегистрации гражданина в качестве предпринимателя и предоставляющих ему право вести собственный бизнес. Наличие таких документов позволяет контрагенту снизить риск возникновения негативных последствий от заключения договора, например риск отказа предпринимателя исполнять обязательства. В перечень документов, представляемых ИП при заключении договора, входят:
Как оформить доверенность от имени индивидуального предпринимателя, какие обязательные требования (включая нотариальное удостоверение) установлены для такой доверенности? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.
Итоги
Итак, при заключении договоров индивидуальный предприниматель в отличие от представителя юридического лица действует от собственного имени, поэтому оформлять документы, позволяющие ему представлять интересы собственного бизнеса, не требуется. Доверенность придется подготовить лишь в том случае, если от имени ИП действует третье лицо, представляющее его интересы. Уставных документов ИП не имеет, поэтому их наличие не нужно для успешного заключения договора с контрагентом. Документы, представляемые будущему партнеру, не обладают статусом уставных, но при этом подтверждают право бизнесмена заключать договоры в качестве ИП.
Как узнать на основании чего действует директор
Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 69
1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.
(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).
(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Устав общества может предусматривать предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).
По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.
(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров на совершение определенных сделок. При отсутствии такого согласия или последующего одобрения соответствующей сделки она может быть оспорена лицами, указанными в абзаце первом пункта 6 статьи 79 настоящего Федерального закона, по основаниям, установленным пунктом 1 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 343-ФЗ)
3. Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества.
На отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона.
Совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Общество, полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации или управляющему, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющую организацию или управляющего в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 146-ФЗ)
Если полномочия исполнительных органов общества ограничены определенным сроком и по истечении такого срока не принято решение об образовании новых исполнительных органов общества или решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации либо управляющему, полномочия исполнительных органов общества действуют до принятия указанных решений.
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)
4. Общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции). Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего.
В случае, если образование исполнительных органов отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, он вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и об образовании новых исполнительных органов.
В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий управляющей организации или управляющего. Одновременно с указанными решениями совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) управляющей организации или управляющему.
В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров и единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему.
Все указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта решения принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Временные исполнительные органы общества осуществляют руководство текущей деятельностью общества в пределах компетенции исполнительных органов общества, если компетенция временных исполнительных органов общества не ограничена уставом общества.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Если уставом общества решение вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества и определенный уставом общества кворум для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества составляет более чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и (или) для решения указанного вопроса в соответствии с уставом общества или внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, необходимо большее число голосов, чем простое большинство голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в таком заседании, указанный вопрос может быть вынесен на решение общего собрания акционеров в случаях, определенных пунктами 6 и 7 настоящей статьи.
Вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий не может быть вынесен на решение общего собрания акционеров, если уставом общества предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и 7 настоящей статьи.
Если условиями акционерного соглашения, заключенного акционерами общества, предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и 7 настоящей статьи, неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств по акционерному соглашению не является основанием для освобождения от ответственности или от реализации мер по обеспечению исполнения обязательств, предусмотренных таким соглашением.
(п. 5 введен Федеральным законом от 03.06.2009 N 115-ФЗ)
Уведомление в соответствии с настоящим пунктом направляется от имени общества председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества. После направления уведомления акционерам или после раскрытия информации в соответствии с абзацем первым настоящего пункта председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества действует от имени общества до момента образования временного единоличного исполнительного органа общества.
Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.
В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества, а также о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров.
Решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров и об образовании временного единоличного исполнительного органа общества принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, при наличии кворума, составляющего не менее чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
(п. 6 введен Федеральным законом от 03.06.2009 N 115-ФЗ)
Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.
В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров.
Решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, и при наличии кворума, составляющего половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
(п. 7 введен Федеральным законом от 03.06.2009 N 115-ФЗ)
8. Созыв внеочередного общего собрания акционеров по основаниям, указанным в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества в порядке, предусмотренном статьей 55 настоящего Федерального закона.
Внесение вопросов в повестку дня указанного общего собрания акционеров и выдвижение кандидатов в исполнительные органы общества в данном случае осуществляются в порядке, установленном статьей 53 настоящего Федерального закона.
Формулировки вопроса, подлежащего включению в повестку дня общего собрания акционеров, созываемого по основаниям, указанным в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, и вопроса, ранее включенного в повестку дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, не должны различаться.
Если вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящей статьи, выносится на решение общего собрания акционеров, в повестку дня такого общего собрания акционеров должен быть включен вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и об избрании нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества.
(п. 8 введен Федеральным законом от 03.06.2009 N 115-ФЗ)
9. Если в течение установленного настоящим Федеральным законом срока советом директоров (наблюдательным советом) общества не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров по требованию лиц, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, или принято решение об отказе в его созыве, внеочередное общее собрание акционеров может быть созвано в соответствии с пунктом 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.
(п. 9 введен Федеральным законом от 03.06.2009 N 115-ФЗ)
Как узнать на основании чего действует директор
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Какой документ, подтверждающий полномочия стороны, необходимо указать в преамбуле договора: приказ о назначении на должность директора или Устав (Положение)?
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Подписание гражданско-правового договора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Энциклопедия решений. Сведения в ЕГРЮЛ о директоре (управляющей компании) юридического лица
Сведения в ЕГРЮЛ о директоре юридического лица
Смотрите в этом материале:
Какие сведения о директоре содержатся в ЕГРЮЛ
Если учредительным документом предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, то сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ (абз. третий п. 1 ст. 53 ГК РФ). Однако формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, не предусматривают возможность внесения в ЕГРЮЛ записи о распределении полномочий между такими лицам.
Если уставом юридического лица предусмотрено, что полномочия выступать от его имени предоставлены нескольким лицам, то в отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о совместном осуществлении или ином распределении полномочий предполагается, что они действуют независимо по всем вопросам компетенции единоличного исполнительного органа (п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Как внести сведения о директоре в ЕГРЮЛ при создании организации
При создании юридического лица сведения о его директоре указываются в листе «Е» заявления формы N Р11001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Какие изменить сведения в ЕГРЮЛ при смене директора
Сведения о директоре не указываются в учредительных документах организации, поэтому при прекращении полномочий прежнего директора и избрании (назначении) нового директора действует порядок внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ, не связанных с изменением учредительных документов, установленный п. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации.
Юридическое лицо в течение 3 рабочих дней с момента смены директора обязано подать в регистрирующий заявление по форме N 14001 с приложением листов «К», которые заполняются в отношении старого и нового директоров. Государственная пошлина не уплачивается. Представлять вместе с заявлением иные документы (решения, протоколы, приказы о назначении на должность и т.п.) не требуется (п. 5 ст. 5 и п. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации, п.п. 14.2.05.85, 14.2.05.6 письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645). Если у организации несколько единоличных исполнительных органов, то при смене одного из них (либо их всех сразу), в регистрирующий орган предоставляется заявление по форме N 14001 с приложением листов «К», которые заполняются в отношении каждого директора, полномочий которого прекращены, и в отношении каждого нового директора.
Заявителем выступает новый директор юридического лица (постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12580/05, решение ВАС РФ от 29.05.2006 N 2817/06, письмо ФНС России от 16.03.2016 N ГД-4-14/4301). Обязанность по извещению регистрирующего органа об изменении сведений о единоличном исполнительном органе юридического лица существует и в том случае, если полномочия руководителя возложены на арбитражного управляющего в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (письмо ФНС России от 16.06.2017 N ГД-4-14/11530@, определение ВС РФ от 28.04.2018 N 306-АД18-4227).
Как изменить наименование должности руководителя в ЕГРЮЛ
Наименование должности руководителя указывается в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ. Если наименование должности руководителя, содержащееся в учредительных документах, было изменено (например, с директора на президент, генеральный директор и т.п.), то для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган необходимо подать:
— заявление по форме по форме N Р13001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, а также иные документы, необходимые для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица (п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации), более подробно см. в отдельном материале;
Если директор совместитель, что вносить в ЕГРЮЛ
Объем вносимых сведений о директоре юридического лица не зависит от характера работы директора в организации: по основному месту работы или по совместительству. При переоформлении трудовых отношений с директором с основного места работы на работу по совместительству или наоборот вносить изменения в ЕГРЮЛ в связи с этим не требуется.
Вносить ли изменения в ЕГРЮЛ при продлении полномочий директора
В ЕГРЮЛ не вносятся сведения о сроке полномочий директора организации или о сроке действия трудового договора, на основании которого такое лицо приобретает полномочия руководителя (пп. «л» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации). Поэтому представлять в регистрирующий орган какие-либо документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений, связанных с продлением срока полномочий директора, юридическое лицо не обязано (см. письмо ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645).
Что делать бывшему директору, если организация не внесла изменения в ЕГРЮЛ
Директор юридического лица, полномочия которого (трудовые отношения с которым) прекращены, но в отношении которого в ЕГРЮЛ содержатся сведения как о действующем руководителе, вправе подать в регистрирующий орган заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме N Р34001, утв. приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@. На основании такого заявления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (п. 5 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 1.1 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2018), направленного письмом ФНС России от 09.07.2018 N ГД-4-14/13083).
Когда регистрирующий орган может отказать в регистрации сведений о директоре
Регистрирующий орган может отказать в регистрации сведений о директоре по основаниям, предусмотренным ст. 23 Закона о госрегистрации.
Например, если директор относится к категориям лиц, перечисленным в пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации, в частности, если такое физическое лицо на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица имело право без доверенности действовать от имени юридического лица, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ. Соответствующие отказы имеют место, как при создании организации, так и при смене директора действующего юридического лица (см. например, определения ВС РФ от 27.03.2019 N 304-ЭС19-2942, от 25.03.2019 N 304-ЭС19-2633, от 28.03.2018 N 305-КГ18-1569, постановление АС Московского округа от 22.02.2018 N Ф05-806/18).
Отметим, что если к моменту исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ полномочия физического лица как директора недействующего юридического лица были прекращены, но соответствующие сведения не были внесены недействующим юридическим лицом в ЕГРЮЛ, а сам гражданин не подавал заявление о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о нем как о директоре, то суд может признать отказ в регистрации законным (см. определение ВС РФ от 23.09.2019 N 309-ЭС19-15791, постановление АС Поволжского округа от 28.01.2019 N Ф06-42179/18). Вместе с тем, при обжаловании отказа в регистрации суды должны учитывать наличие (отсутствие) вины директора в том, что в отношении ликвидированной организации в ЕГРЮЛ не были внесены достоверные сведений (определение ВС РФ от 10.12.2019 N 307-ЭС19-136730).
Наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о директоре юридического лица либо отказ регистрирующего органа во внесении сведений о директоре на основании пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации никак не скажется на действительности полномочий вновь избранного директора, поскольку его полномочия возникают и прекращаются с момента принятия соответствующих решений уполномоченным органом управления юридического лица (либо с даты, указанной в таком решении) и не зависят от внесения записей в ЕГРЮЛ (постановления ВС РФ от 12.04.2017 N 41-АД17-12, Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12049/05, АС Московского округа от 04.05.2017 N Ф05-6087/16, Девятого ААС от 26.07.2017 N 09АП-30414/17).
Однако поскольку ЕГРЮЛ открыт для всеобщего ознакомления, а лицо, добросовестно полагающееся на ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 ст. 51 ГК РФ, п. 1 и п. 8 ст. 6, ст. 7 Закона о госрегистрации), можно предположить, что при наличии в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о директоре или отсутствии записи о новом директоре новый директор может не восприниматься третьими лицами как уполномоченный орган юридического лица, и, например, контрагенты юридического лица могут отказаться заключать сделки с юридическим лицом в лице нового директора.
Также следует учитывать, что наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о директоре в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, может явиться основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).