Какие биологические науки ты знаешь что они изучают
Биологические науки и их методы
Анатомия изучает внутреннее строение организмов.
Морфология изучает внешнее строение организмов.
Физиология изучает работу организма.
Биохимия изучает химический состав живых организмов и химические реакции обмена веществ.
Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости.
Селекция занимается выведением новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.
Микробиология изучает микроорганизмы (бактерии и грибы).
Биотехнология использует биологические системы и процессы в сельском хозяйстве и промышленности.
Цитология (клеточная биология) изучает строение и работу органоидов клетки.
Гистология изучает ткани.
Систематика (классификация, таксономия) изучает многообразие живых организмов и распределяет их по группам на основании эволюционного родства.
Эволюционная теория изучает закономерности возникновения приспособлений организмов к среде обитания.
Палеонтология изучает ископаемые остатки организмов.
Экология изучает взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их средой (в том числе загрязнённой).
Эмбриология изучает развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения (начальные стадии онтогенеза).
Этология изучает поведение животных.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Влияние условий среды обитания на формирование признаков организма изучает наука
1) систематика
2) генетика
3) селекция
4) анатомия
Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой метод позволил получить гибрид табака и картофеля?
1) искусственный мутагенез
2) гетерозис у гибридов
3) гибридизация соматических клеток
4) массовый отбор потомства
АНАТОМИЯ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей анатомии древних людей неандертальцев. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
(1) Неандертальцы жили 150тыс. лет назад, останки найдены в Германии в 1856 году. (2) Жили группами по 50-100 человек в пещерах, которые отвоевывали у медведей, львов, гиен. (3) Рост 155-160 см, объем мозга 1200 – 1400 см3, извилин мало. (4) Лицо широкое, скуластое. (5) Охотились коллективно, устраивая облавы на северных оленей, лошадей, слонов, медведей, зубров, шерстистых носорогов. (6) Ходили согнувшись, позвоночник без изгибов, мускулатура развита хорошо.
ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Гибридологический метод исследования используют.
1) эмбриологи
2) селекционеры
3) генетики
4) экологи
5) биохимики
ЦИТОЛОГИЯ
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие методы исследования используют в цитологии?
1) центрифугирование
2) культура ткани
3) хроматография
4) генеалогический
5) гибридологический
2. Выберите два верных ответа из пяти. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?
1) генная инженерия
2) микроскопирование
3) цитогенетический анализ
4) гибридизация
5) центрифугирование
3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Процессы деления клеток изучают с помощью методов
1) дифференциального центрифугирования
2) культуры клеток
3) микроскопии
4) микрохирургии
5) фото- и киносъемки
ОБЩЕНАУЧНЫЕ
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К эмпирическим методам изучения живой природы относят:
1) наблюдение
2) сравнение
3) абстрагирование
4) моделирование
5) эксперимент
2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Изучение биологических объектов, процессов в различных специально созданных условиях осуществляют с помощью методов:
1) абстрагирования
2) клонирования
3) моделирования
4) обобщения
5) эксперимента
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К теоретическим методам биологических исследований относят
1) сравнение
2) экспериментальный метод
3) обобщение
4) измерение
5) наблюдение
ЭКСПЕРИМЕНТ
Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки
2) слежение за миграцией косяка трески
3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок
4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья
5) описание внешних признаков бобовых растений
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В каких из указанных научных исследований применялся экспериментальный метод?
1) исследование растительного мира тундры
2) опровержение теории самозарождения Л. Пастером
3) создание клеточной теории
4) создание модели молекулы ДНК
5) исследование процессов фотосинтеза
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Примеры каких научных методов иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс»?
1) абстрагирование
2) моделирование
3) эксперимент
4) измерение
5) наблюдение
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖП
1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Организменный уровень организации живого изучают
1) биохимия
2) гистология
3) морфология
4) физиология
5) цитология
2. Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анатомия
2) биоценология
3) физиология
4) молекулярная биология
5) эволюционное учение
3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки работают с объектами, относящимися к организменному уровню организации жизни?
1) генетика
2) биохимия
3) биология
4) цитология
5) анатомия
4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки изучают надорганизменные уровни организации жизни?
1) молекулярная биология
2) экология
3) биоценология
4) цитология
5) гистология
5. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки работают с объектами, oтносящимися к клеточному уровню организации жизни?
1) цитология
2) палеонтология
3) эмбриология
4) генетика
5) микробиология
6. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие биологические науки работают с объектами, относящимися к популяционно-видовому уровню организации жизни?
1) генетика
2) экология
3) эмбриология
4) эволюционное учение
5) анатомия
7. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Объекты изучения каких из приведённых наук находятся на надорганизменном уровне организации живого.
1) молекулярная биология
2) экология
3) эмбриология
4) систематика
5) анатомия
============
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие методы исследования позволили установить структуру молекулы ДНК?
1) микроскопия
2) наблюдение
3) рентгенологический
4) цитогенетический
5) моделирование
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для определения количества эритроцитов в крови человека используют методы
1) гибридизации
2) измерения
3) эксперимента
4) клонирования
5) микроскопирования
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие методы исследования помогают изучить процесс фотосинтеза в клетке?
1) экспериментальный метод
2) метод микроскопирования
3) метод меченных атомов
4) метод клеточных культур
5) метод центрифугирования
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Метод меченых атомов используют для определения
1) наличия исследуемого белка в клетке
2) наследования сцепленных с полом признаков
3) концентрации ядовитых веществ в воде
4) положения генов на хромосомах
5) возможности проявления признаков у потомков
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Методами, с помощью которых можно разделить смеси веществ, являются
1) хроматография
2) цитологический
3) центрифугирование
4) меченых атомов
5) замораживание
Установите соответствие между описанием и научным методом: 1) центрифугирования, 2) меченых атомов, 3) хроматография. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) разделение смесей на основе разной скорости движения молекул в абсорбенте
Б) разделение пигментов в зависимости от их цвета и состава
В) осаждение клеточных структур в зависимости от их плотности и массы
Г) обнаружение вещества в месте его накопления
Д) выяснение времени продвижения вещества через клеточные мембраны к больному органу
ГДЗ биология 8 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § 1 Науки о человеке и их методы
Стр. 6. Вспомните
№ 1. Какие биологические науки вы знаете? Что они изучают?
Я знаю несколько биологических наук, которые изучают:
Анатомия – форму и внутреннее строение живых организмов.
Биотехнология – биологические системы и процессы в промышленности и сельском хозяйстве.
Биохимия – химические реакции обмена веществ и химический состав живых организмов.
Гистология – строение тканей.
Палеонтология – ископаемые остатки организмов, которые существовали много лет назад.
Микробиология – микроорганизмы (грибы и бактерии).
Генетика – закономерности наследственности и изменчивости организмов.
Селекция – выведение новых пород животных, сортов растений и т.д.
Цитология – строение и работу органоидов клетки.
Систематика – многообразие живых организмов и распределение их на основании эволюционного родства по группам, видам и т.д.
№ 2. Какое значение для человека имеют биологические науки?
Биологические науки являются базовой основой в развитии остальных сфер знаний человечества. Прежде всего, это медицина, для функционирования которой значимы результаты данных микробиологии, цитологии, биохимии, анатомии и т.д. Также общебиологические закономерности используются в промышленности, сельском хозяйстве (выведение новых сортов растений, пород животных), в охране окружающей среды (значимость живых организмов для природы) и производстве продуктов питания.
Тесно связаны с биологическими науками химия, математика, физика, геология, астрономия, география и многие другие. Нельзя также недооценивать постоянный рост значимости биологии в будущем человечества. Например, в развитии генетики или молекулярной биологии.
№ 3. Могут ли названные вами науки изучать человека и почему?
Могут, потому что организм человека состоит из систем, органов, тканей и клеток, а также является важной составляющей живой природы.
Стр. 9. Вопросы после параграфа
№ 1. Почему человеку необходимо изучать самого себя?
В течение своего сознательного существования человек все время пытался изучать себя самого, чтобы познать свое место в глобальной системе органического мира. Знания о внутреннем и внешнем строении и особенностях человеческого организма позволяют определить закономерности, которым подвластно существование Человека разумного, понять сущность и найти ответы на разные вопросы.
Например, знания о том, как построен организм, как работают органы, ткани и системы в нем, позволяют определить, от чего зависит здоровье, что негативно сказывается на его состоянии и что нужно делать, чтобы сохранить его на более долгие сроки. Также, изучая самого себя, человек может понять, что происходит с его состоянием и как это исправить, используя разные лекарства и т.д.
№ 2. Какие науки о человеке вы знаете? Что они изучают?
Я знаю такие науки, которые изучают:
Анатомия – строение организма, его органов и систем;
Генетика – наследственные особенности и изменчивость организмов, а также способы управления ими;
Гигиена – влияние условий труда и жизни на организм, а также занимается разработкой профилактических мер различных заболеваний;
Медицина – живые организмы в здоровом и болезненном состоянии, укреплением здоровья при помощи лечения, а также занимается охраной организмов от болезней;
Физиология – процессы жизнедеятельности организма, его органов и систем;
Психология – закономерности, состояние, функционирование и развитие психики и психической деятельности, как отдельного человека, так и групп людей.
№ 3. Как, по вашему мнению, называется применение гигиенических знаний на практике?
Применение гигиенических знаний на практике называется санитарией, которая объединяет два основных аспекта – гигиену труда и гигиену отдыха.
Стр. 9. Задание
Назовите и охарактеризуйте известные вам методы изучения организма человека.
К методам изучения организма человека относят:
Микроскопические – исследование при помощи микроскопа;
Эндоскопический – осмотр полых внутренних органов человека с использованием эндоскопа;
Препарирование или вскрытие – рассечение мертвых тканей для детального изучения;
Осмотр тела, пальпация, наблюдение;
Инъекции – введение окрашивающих веществ;
Рентгенография – изучение состояния внутренних органов при помощи рентгеновских лучей;
Ультразвуковое исследование – изучение строения, состояния внутренних органов и тканей при помощи ультразвуковых волн;
Электрокардиография – исследование электрической активности сердца;
Лабораторные анализы (биохимический состав жидкостей организма).
Компьютерная томография – получение послойного изображения исследуемого объекта благодаря воздействию рентгеновских лучей и последующей компьютерной обработкой снимков;
Магнитно-резонансная томография – получение послойного изображения объекта без воздействия рентгеновских лучей.
Стр. 9. Подумайте
Почему здоровье человека (по определению Всемирной организации здравоохранения) не только объективное (реальное) состояние, но и субъективное (личное) чувство полного физического, психического и социального комфорта?
Потому что здоровье – это не только отсутствие физических дефектов и болезней, но и состояние полного физического, социального и душевного благополучия. При этом важно учитывать, что социальное и душевное благополучие для каждого отдельного человека имеет свое воплощение. Например, для одного отдых на берегу под палящим солнцем и вечерние гуляния могут быть вершиной благополучия и комфорта. А у другого человека это может вызывать дискомфорт и как результат – нарушение того самого идеального здорового состояния. Разное отношение к ситуации, к отдыху, к самовыражению также позволяет сделать вывод, что понятие здоровье для каждого человека индивидуально.
1. Что изучает биология? Какие еще науки, изучающие природу, вы знаете? Какую часть природы изучает каждая из них?
Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.
Науки, изучающие природу: естествознание – наука о природе как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое. Астрономия – наука о Вселенной.
Химия – наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях.
Физика – наука, которая изучает наиболее общие свойства материи и формы ее движения.
Ботаника – наука о растениях.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
География – изучает и объясняет особенности явлений природы на Земле, отдельных материках, в конкретной стране либо населенном пункте.
2. Какие потребности человека привели к возникновению науки биологии?
Человечество издавна интересовали различные вопросы: как устроен мир, как продлить жизнь, из чего состоят организмы, как зародилась жизнь эти и несомненно многие другие вопросы и привели к возникновению биологии-науки о жизни.
3. Назовите древнегреческого ученого, который был одним из основателей биологии. В чем состоит его вклад в развитие биологии; других наук?
Аристотель стал одним из основателей биологии как науки, впервые обобщив биологические знания, накопленные до него человечеством. Он разработал систематику животных, определив в ней место и человеку, которого он назвал «общественным животным, наделенным разумом». Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни.
4. Какую роль играют биологические знания для современного человечества?
Биология объединяет сразу несколько наук, которые изучают самые разные живые организмы и особенности их существования. Например, никому не надо говорить о пользе анатомии, которая дала нам знания о человеческом теле, а следовательно двинула вперед медицину. Сейчас любой человек знает из чего состоит его организм, как он функционирует. А к элементарным биологическим знаниям относится и умение применить средства первой помощи при болезни и травме.
Биология помогает нам выращивать новые сорта растений и выводит новые породы животных, благодаря которым мы получаем вкусную пищу в больших объемах. Для любого человека может оказаться важным знать о влиянии растений на атмосферу в целом и на состав воздуха в квартире.
5*Перечислите известные вам биологические науки. Что изучает каждая из них?
Зоология-наука о животных.
Морфология- внешнее строение.
Анатомия- внутреннее строение.
Физиология- процесс жизнедеятельности.
6. Какую роль в вашей жизни уже сейчас играют биологические знания?
Особенности биологии как науки: субдисциплины, особенности цитологии, генетики и молекулярной биологии
Что собой представляет биология как наука?
Особенности биологии как науки
Биология — одна из естественных наук, которая занимается изучением жизни и живых организмов: их физическую и химическую структуру, функции, развитие и эволюцию.
Современная биология представляет собой широкую область, в которую включено множество отраслей. Биология как наука сложная и затрагивает широкий спектр вопросов, но несмотря на это в ней можно выделить определенные концепции, объединяющие ее в одно целое.
Если говорить очень коротко, то клетка в биологии — основная единица жизни, ген — основная единица наследственности, а эволюция — двигатель в создании новых видов. Выживание организмов связано с потреблением и трансформацией энергии, а также с регуляцией их внутренней среды.
Какие субдисциплины включены в биологию
Количество биологических субдисциплин определяется такими показателями как:
Исходя из этого выделяют следующие науки, входящие в биологию:
Это основные субдисциплины, но далеко не все. Кроме них можно также упомянуть еще как минимум 10 биологических наук: биоинформатику, биохимию, биофизику, вирусологию, гистологию, зоологию, математическую биологию, микробиологию, микологию, экологию.
Среди других наук выделю биоакустику, биологию развития, биологию океана, биологическую систематику, общую биологию человека, возникновение жизни, геномику, зоопсихологию, протистологию, палеонтологию, патологию, таксономию, эволюционную биологию, физиологию, этологию, космическую биологию, гидробиологию, криобиологию, паразитологию и ботанику.
Большинство биологических наук появилось в процессе дифференциации — они постепенно отделились от других. Это привело к тому, что исследования в новых направлениях стали более глубокими.
Особенности молекулярной биологии
Молекулярная биология — изучение биологии на молекулярном уровне. Молекулярная биология пересекается с другими биологическими дисциплинами, в частности — с генетикой и биохимией.
Молекулярная биология — исследование взаимодействий различных систем, происходящих внутри клетки, включая взаимосвязь синтеза ДНК, РНК, белка, а также особенностей регулирования этих взаимодействий.
Существенная часть молекулярной биологии — количественная. По этой причине понятна тесная связь этой науки с математикой и информатикой, которая проявляется в таких дисциплинах как биоинформатика и вычислительная биология. Начало 2000-х годов в области молекулярной биологии — пик изучения структуры и функции генов, молекулярной генетики.
Молекулам уделяют внимание и другие области биологии. Они либо непосредственно изучают различные взаимодействия в своей области (клеточная биология, биология развития), либо косвенно — в таких случаях молекулярные методы используются с целью определить исторические характеристики видов или популяций (филогенетика, популяционная генетика).
В биофизике биомолекулы изучают «с нуля».
Специфика цитологии
Цитология или клеточная биология занимается изучением структурных и физиологических свойств клеток: внутреннее поведение, взаимодействие с другими клетками и с окружением и т. д.
Клеточная биология занимается вопросами структуры и организации органелл, их физиологических свойств, метаболических процессов, путей сигнализации, жизненного цикла и взаимодействия с окружающей средой. Важно, что эти вопросы изучаются на микроскопическом и молекулярном уровнях. Это объясняется тем, что изучение охватывает прокариотические и эукариотические клетки.
В любой биологической науке знание того, какие в клетке есть компоненты, и способы работы клеток, имеет первостепенное значение. В том числе это важно в рамках исследований в биомедицинских областях (раковые и прочие заболевания).
Для молекулярной биологии, к примеру, актуальны знания в области сходств и различий между типами клеток.
Особенности генетики
Генетика — наука о генах, вариации организмов и наследственности.
Гены отвечают за кодирование информации, которая нужна клеткам, чтобы синтезировать белки. Последние играют важную роль в формировании окончательного фенотипа организма.
Генетика дает инструменты исследования, которые используются при изучении функций конкретного гена или анализе генетических взаимодействий. Генетическая информация внутри организмов представлена физически в виде хромосом: это определенная последовательность аминокислот, а в частности — молекул ДНК.
Чаще всего генетику считают областью биологии, хотя она нередко пересекается и с другими науками о жизни и тесно связана с изучением информационных систем.
Августингский монах Грегор Мендель, деятельность которого связана с концом 19-го века, считается отцом и первооткрывателем генетики. Он занимался изучением «наследства признаков», способы передачи потомству родительских черт. Мендель подметил, что организмы (эксперименты он проводил на горохе) наследуют черты с помощью дискретных «единиц наследования». Этот термин широко можно встретить и сейчас — в довольно двусмысленном определении гена.
Принципы генетики
Мендель сформулировал основные принципы генетики:
Первичными признаками генетики до сих пор считаются наследование генов и механизмы молекулярного наследования. И это несмотря на то, что современная генетика изучает не только наследование, но также функции и поведение генов.
Сегодня также активно изучают структуру и функцию гена, вариации и распределение в контексте клетки, целого организма и популяции. Внутри генетики есть отдельные подобласти такие как эпигенетика и популяционная генетика. Широко изучаются организмы, охватывающие область жизни: бактерии, растения, животные и люди.
Генетические процессы тесно связаны с окружающей средой и опытом конкретного организма, которые влияют на его развитие и поведение. В этом контексте природа противостоит воспитанию.
Транскрипция гена может включаться или выключаться — это может сделать внутриклеточная или внеклеточная среда клетки или организма.
Пример — генетически идентичные кукурузные семена. Одно находится в умеренном климате, другое — в засушливом.
Генетически, высота кукурузных стеблей равна, но в засушливом климате стебель сможет вырасти только до половины того, который вырастет в умеренном. Все из-за недостатка влаги и питательных веществ в окружающей среде.