Какие бывают дожди паустовский о чем
Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского «Какие бывают дожди». 3-й класс
Класс: 3
Цель урока: формирование умений работать с текстом произведения К.Г. Паустовского, видеть выразительные средства, составлять план текста, работать в паре, группе, коллективно.
Оборудование: презентация, проектор, компьютер, у детей: МасВоок, «Точное слово» – биография писателя, карточки для заполнения синквейна; название видов дождя, название частей рассказа для составления плана.
1. Выявление читательского опыта
– Прочитайте фразу: “Ничего нет в мире милее для меня, чем трогающая сердце то силой, то грустью, то покоем и радостью наша природа. ”
– Как вы думаете, кому принадлежат эти строки?
– Откройте МасВоок, выполните задание «биография». (портреты писателей: Есенин, Крылов, Паустовский)
Прочитайте факты из биографии писателя.
(Он переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, санитаром в старой армии во время первой Мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом и, наконец, писателем. За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он. Всё его творчество тесно связано с Мещерским краем, который стал для него второй родиной.)
– Какова цель нашего сегодняшнего урока? (продолжить знакомство с творчеством Паустовского, (фамилию на доску)
– Да, слова принадлежат Паустовскому.
Слайд
Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель ХХ века.
– Почему он писал не только для взрослых, но и для детей?
– Прочитайте информацию, выполните задание. (работа в паре)
(Он был великолепным рассказчиком, умел видеть и по-новому открывать мир, всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Паустовский умел видеть в обыкновенном необычное. Звери и птицы способны вести с человеком очень интересный диалог, при этом основная авторская мысль всегда выражена ненавязчиво и тонко. Рассказы Паустовского похожи на сказки, их отличает какое-то особое изящество, они написаны простым языком.)
– У кого 100% при выполнении задания? Молодцы.
– Прочитайте отрывки. (Чтение отрывка, Озвучивание заголовка.)
– Писатель искренен и точен в своих описаниях природы.
– А какие это произведения по жанру? (рассказы)
– Предположите,о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о рассказе Паустовского, о природе)
2. Обогащение читательской деятельности
Работа с репродукцией картины Шишкина.
– Посмотрите на репродукцию картины.
– Предположите, как она называется?
– Какие звуки вы слышите? (Шум дождя)
– Да, эта картина, «Дождь в дубовом лесу», её нарисовал известный русский художник Иван Иванович Шишкин.
– А что такое дождь? (Поиск информации в разных источниках – словарь, интернет, свои знания)
Слайд. Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.
– Вы знаете какими могут быть дожди? (Дети говорят то, что они знают о дожде).
– А разве может быть так много разных дождей?
– Какие высказывания о дожде вы знаете?
В народе говорят: дождь идёт, вчера был сильный дождь, «льет как из ведра», «льет стеной».
– Почему о дожде говорят по-разному? Вам это интересно?
– Что предстоит узнать на уроке? (Будем знакомиться с новым произведением. Узнаем, какие бывают дожди. Определим жанр произведения.)
(Жанр, тема, какие бывают дожди – карточки на доску)
Вывод:
– Нам предстоит познакомиться с произведением К.Г. Паустовского, определить жанр и тему произведения.
– Откройте учебник стр. 92.
Чтение текста произведения
– Прочитайте заголовок.
– Предположите, о чем пойдет речь в произведении?
– Паустовский умел слушать и понимать природу, давайте и мы вслушаемся в звуки, представим красоту описанной природы.
– Следите, вслушивайтесь в звуки природы.
Беседа по первичному восприятию произведения
Вывод:
– Для чего автор использует средства художественной выразительности? (Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок)
– Каков жанр произведения, тема произведения? (Рассказ о природе)
Заполнение модели обложки
Работа в тетради стр.60
– Прочитайте задание №1.
– Что вам необходимо сделать?
– Заполните модель обложки книжки самостоятельно.
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу? (взаимопроверка)
– У кого задание выполнено так же. Молодцы.
– Объясните обозначения.
– Похож ли этот рассказ на произведения, изученные ранее? (Нет)
– Какие бывают рассказы? (Дети отвечают)
– А этот рассказ какой? (Объясняют)
– Да, это научно-познавательный рассказ, и он отличается от художественного.
– А чем? (Нет отношения автора. Рассказ не передаёт чувств.)
– Что же он передаёт? Зачем его написал Паустовский? (Он даёт нам сведения о дожде.)
Вывод: Да, научно-познавательные рассказы передают факты и их описание.
Выборочное чтение, составление плана (работа в группах) самостоятельное обсуждение 1-2 мин.
– О чем автор сообщает в начале рассказа? (о приближении дождя)
– Прочитайте.
– Какие приметы выделил автор? (Первый абзац)
– Как понимаете слово голосят? (Свое понимание, объяснение в словаре)
– Как автор передает состояние природы перед дождём?
– Как озаглавим часть? («Перед дождем»)
– Запишите заголовок части в схему.
– Как описывает начало дождя? (Второй абзац)
– Что значит крапает?
– Как озаглавим эту часть? («Начало дождя»)
– Запишите заголовок части в схему.
– Что происходит дальше? Автор рассказывает о дождях («Виды дождя»)
– Запишите заголовок части в схему.
– Какие дожди автор описал?
– Запишите заголовки в схему. (спорый, грибной, слепой)
Поиск информации и заполнение схемы по «видам дождя» (самостоятельная работа в группах)
– Найдите, как автор в тексте описывает дожди, заполните таблицу (1 группа), что объясняется о видах дождя в интернете (2 группа).
– Проверим. (Чтение записей)
– Где информация о дожде более полная, красивая в тексте или в интернете?
– Почему?
Вывод: информация более полная в тексте, т.к. автор передает факты и их описание используя художественные средства выразительности. Поработав с описанием дождя, теперь вы узнаете любой дождь.
3. Обобщение читательской деятельности
– Что автору удалось нам рассказать?
– Как вы думаете, все ли виды дождя описал автор?
– Как говорил об этом сам автор, прочитайте.
– Нужно ли было Паустовскому написать о всех видах дождя?
– Какова цель создания этого и любого другого произведения? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
– Чем удивил вас автор? Над чем задумались?
– А вы любите дождь?
– Почему?
– Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему некоторые люди становятся поэтами, писателями.
– Я знаю, что среди вас есть такие способные и талантливые дети, кто уже в себе ощущает такие задатки.
Составление синквейна
– А сейчас, ребята, мы с вами попробуем выразить свои чувства, эмоции и мысли на бумаге. Мы напишем синквейн. Вы знаете, что такое синквейн? (Пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии)
Возьмите листочки, заполните.
1 строка – название темы (Дождь)
2 строка – два прилагательных (Спорый, проливной)
3 строка — три глагола (Льет, припустил, расходится)
4 строка – Личное отношение к теме Мне нравится …
5 строка – вывод (Как разнообразны дожди!)
– Давайте прочитаем. (Чтение детьми вариантов синквейнов.)
4. Рефлексия. Итог
5. Оценки
6. Домашнее задание
Для желающих – придумать текст “Мой любимый дождь”; для всех – прочитать и рассказать понравившийся отрывок о каком-либо из видов дождя, описанном К.Г. Паустовским;
т. стр. 60-62 № 2,5
– Какое у вас настроение? Какого цвета вы представили капельки, которые падали с неба, с веток после дождя?
– Дополните рисунок в программе ПервоЛого своими капельками. (Рисуют под музыку песни).
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » К.Г. Паустовский “Какие бывают дожди” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь
К.Г. Паустовский “Какие бывают дожди” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь
Заполните схему обложки
Это научно-познавательный рассказ о природе. Выберем зеленый прямоугольник.
2. Точное слово
Перечитайте описание дождей. Какие признаки называет автор? Найдите эти слова и подчеркните.
Спорый дождь льется сильно и отвесно, приближается с шумом.
Грибной дождь теплый, мелкий.
Слепой дождь идет при солнце.
3. Соответствие
Укажите стрелками вид дождя.
Сильный дождь, идущий стеной, называется спорым.
4. Поиск
Прочитайте загадки. Какие слова помогли найти отгадку? Подчеркните. В какой загадке говорится о спором дожде? Отметьте галочкой.
Эти загадки про дождь, но вторая про спорый дождь.
5. Точное слово
О каких приметах дождя говорится в рассказе? Подчеркните.
О дожде говорят многие приметы — если солнце садится в тучи, дым стелется по земле, низко летают ласточки, голосят не вовремя петухи, облака вытягиваются в туманные пряди.
6. Книгочей
Дополните таблицу по произведениям Паустовского.
Добавим рассказы “Какие бывают дожди” и “Стальное колечко”.
Тема урока: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди»»
Ход урока
1. Оргмомент.
– Сегодня на уроке мы беседовать друг с другом и с главным героем урока чтения – книгой. Учиться слушать и слышать друг друга.
– А что нужно делать, чтобы вести с книгой разговор? (Думать, рассуждать, искать ответы в книге; задавать вопросы; представлять)
2. Актуализация знаний.
– Вспомните, какое произведение мы открыли для себя вчера?
** Пересказ произведения от лица кота.
3. Стадия вызова.
– Сегодня мы познакомимся с новым произведением Константина Георгиевича.
Фонограмма “Звуки дождя”. На фоне звука дождя – загадка.
Он застучал по нашей крыше,
Пробежался по дорожке.
Мне досталось, всем прохожим,
И соседской рыжей кошке.
А потом с каким-то звоном
Налетел он на скамейку.
Я решил, наверно кто-то
Опрокинул в небе лейку. (Дождь)
– Нравится ли вам, когда идет дождь?
– Какое настроение у вас вызывает дождь?
– Какие бывают дожди?
Запишите на листе всё, что вы знаете о дожде.
Собираем в корзину идеи. Работа в группах (3-4 человека).
– Сегодня мы познакомимся с произведением Паустовского “Какие бывают дожди”, которое нам поможет ответить на наш вопрос.
4. Стадия осмысления.
ИНСЕРТ (“Пометки на полях”)
Каждый из вас прочитает текст “про себя”, используя “Пометки на полях”.
“v” – уже знал,
“+” – новое,
“–” – думал иначе,
“?” – не понял, есть вопросы.
Индивидуальное чтение с пометами. Во время чтения идёт дождь. Звуки дождя.
Как вы понимаете слово “спорый”? Найдите ответ в тексте.
Найдите и прочитайте описание спорого дождя в тексте.
Выполните задание в тетради самостоятельно
Проталинки. Вставьте пропущенные слова в данном отрывке. Рабочая тетрадь.
Задание в тетради самостоятельно
Поиск. Из текста выпишите названия грибов.
Слепой дождь
Как вы понимаете выражение слепой дождь?
Почему в народе говорят “Царевна плачет”? Найдите ответ в тексте.
Перечислите признаки слепого дождя.
Выполните задание в тетради. Работа в парах
спорый дождь | шепчет | капля похожа на слезы |
грибной дождь | гудит | капля похожа на жемчуг |
слепой дождь | звенит | капля мелкая и теплая |
– Представьте, что это произведение напечатано в отдельной книге.
– Какой могла быть обложка? Создадим свою модель.
– Назовите фамилию, имя, отчество автора произведения.
– Определите жанр произведения (рассказ, научно-популярный).
– Назовите тему рассказа. Каким символом ее обозначим? (зеленый прямоугольник).
5. Стадия рефлексии.
Возвращение к корзине идей.
– Какие предположения подтвердились? (обсуждение, ошибочные мнения убрать, новое – добавить).
Тест “Какие бывают дожди”
Об этом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: “Царевна плачет”.
Особенно хорош этот дождь на реке. Этот дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
– А теперь попробуем выразить свои чувства, эмоции и мысли на бумаге. Мы напишем Синквейн (фронтально).
Сопроводительный лист урока
2. Пометки на полях
______________, __________________.
______________, __________________, ________________.
______________ _______________ ______________ ______________.
______________.
Конспект урока. К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литературного чтения в 3 классе
( УМК «Начальная школа ХХ I века»).
Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди»
Ребята, я рада вновь видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний день принесет нам много радости от общения друг с другом и с художественной книгой.
Настраиваются на работу
Актуализация полученных знаний.
Прочитайте фразу. “ Ничего нет в мире милее для меня, чем трогающая сердце то силой, то грустью, то покоем и радостью наша природа. ”
Как вы думаете, что хотел передать автор этих строк вам, своим читателям? Эти строки принадлежат К.Г.Паустовскому.
Что вы знаете об этом писателе?
В чем особенность его произведений?
Назовите произведения, которые мы уже изучили.
Предположите, какова же цель сегодняшнего урока литературного чтения?
Автор этими строками хотел передать свою любовь к природе.
Русский писатель. Родился в Москве. Переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором трамвая, рабочим на заводах, санитаром в армии во время Первой мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны.
Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину.
Стальное колечко. Заячьи лапы. Кот-ворюга.
Продолжить знакомство с произведениями Паустовского.
Изучение нового произведения.
Работа с текстом «Какие бывают дожди» до чтения.
1) Эмоциональная минутка
– А сейчас нам надо настроиться на восприятие нового произведения. Я прошу вас закрыть учебники, закрыть глаза и окунуться в мир звуков, прислушаться, что происходит?
(Звучит фонограмма дождя)
2) Эвристическая беседа
Что вы услышали? Что вы можете сказать об этом дожде? Опишите его.
Можем мы с вами догадаться, о чём будет сегодняшнее произведение?
Рассмотрите иллюстрации на доске и прочитайте название произведения. А что, разве дожди бывают разные? А каким бывает дождь?
Как вы думаете, какую проблему мы постараемся решить сегодня на уроке?
( Дети высказывают свои предположения)
Какие бывают дожди.
Работа с текстом во время чтения
1.Чтение текста с остановками. Начинает читать учитель, затем хорошо читающие дети.
А сейчас открываем учебник на с.92
Выскажите свои предположения, о каких приметах будет писать автор?
Какие приметы связаны с дождём?
Голосят- громко поют. (лексическая работа)
Попробуйте объяснить, как вы понимаете это слово? Давайте сверим со словарем в учебнике.
—Крапать. Как вы понимаете значение этого слова?
Давайте найдем, как объясняет Паустовский это слово в тексте. Подберите синонимы к слову «крапать»
Как автор описывает начало дождя? Прочтите.
Какое объяснение этому слову даётся в толковом словаре? (эксперт по словарю ищет ответ).
Выскажите свои предположения, чем отличается спорый дождик от грибного?
Какие признаки спорого дождя описывает автор? Прочитайте.
Найдите образные сравления, которые употребляет писатель, описывая спорый дождь.
А грибного дождя? Прочтите.
Какие средства выразительности использует Паустовский, описывая грибной дождь?
4 остановка . (О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет»)
Прочтите, какие признаки слепого дождя описывает К.Г. Паустовский.
Найдите образные сравнения.
Посмотрите на слайд.
— Как вы понимаете значение этих словосочетаний?
Какое значение даётся в толковом словаре словам : мерный? (словарная работа)
Давайте опять окунемся в мир звуков и послушаем мерный стук по крыше. Жидкий звон в водосточной трубе. Объясните, что такое тесовая крыша, опираясь на иллюстрацию.
О приметах, связанных с дождем.
Ласточки низко летают- к дождю, перистые облака.
Крапать – это капать.
Капать, моросить, идти, лить.
Редкие капли оставляют темные крапинки на пыль на дорогах и крышах.
Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с нарастающим шумом.
маленькая водяная чаша, похожа на жемчуг, стеклянный звон.
Мелкий, сонно сыплется из низких туч. Лужи теплые. Не звенит, а шепчет.
Олицетворение – сонно сыплется, шепчет, возится в кустах, трогает мягкой лапкой.
Идет при солнце. Капли похожи на крупные слезы.
сверкающие капли- крупные слёзы сказочной царевны – образное сравнение
Создание имитации дождя, с помощью разных звуков.
Что нового вы узнали из данного произведения? Каким бывает дождь?
Что вам пригодится для дальнейшего наблюдения за природой?
Текст, в котором много научной, полезной познавательной информации, это какой текст?
Где публикуется научный текст?
В этом тексте много научных фактов, но его можно назвать научным? Почему?
Текст, в котором есть научные факты и познавательная информация называется: научно-познавательным. В нем нет оценки автора к происходящему.
Дождь бывает разным: спорим, грибным, слепым.
приметы надвигающегося дождя
В энциклопедиях, справочниках, научных журналах.
Работа после прочтения текста
Дети делятся на 6 групп и создают интерактивную страничку книги о виде дождя (слепой, грибной, спорый). На столе лежат готовые заготовки для всех, дети выбирают то, что нужно именно для их вида дождя. (лист, капли, тучи, ромашка, солнце и т.д. Заготовки в виде: книжечек, блокнотиков, кармашков, конвертиков. Также ребята придумывают на этой страничке задания для своего вида дождя.
Задания: проиллюстрировать свой дождь.
Использую ромашку Блума составить 6 вопросов о своем дожде.
В тучке написать прилагательные, которые описывают данный вид дождя.Подбирают стихи про дождь.
Зачитайте стихи, которые вы выбрали для своего вида дождя. (каждая группа по 1 стиху). Оцените свою работу.
Что нового мы узнали, прочитав рассказ К.Г.Паустовского «Какие бывают дожди»?
Чему учит нас автор?
Что бы вы хотели сказать Паустовскому?
быть более наблюдательными, любить природу, видеть красоту и беречь её
Всем: каждая группа меняется сделанной работой о дожде и отвечает на вопросы другой группы.
Выучить наизусть абзац о грибном дожде.
Придумать рассказ «Мой любимый дождик»
Сочините стихотворение про дождь.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Конспект урока литературного чтения.Тема: Константин Георгиевич Паустовский «Какие бывают дожди?»Класс: 3.Программа «Начальная школа 21 века»
Общая информация
Похожие материалы
Сопровождающая презентация доклада на тему «Личностно- ориентированный урок, как средство развития основных УУД в реализации ФГОС»
Доклад «Личностно- ориентированный урок, как средство развития основных УУД в реализации ФГОС»
Классный час «Ступени ведущие вниз»
Конспект урока «Безударные гласные в корне слова»
Технологическая карта урока математики во 2 классе для обучающихся с ОВЗ (слабовидение) по теме «Устные приёмы вычислений для случаев вида 60 – 24 «
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе для обучающихся с ОВЗ (слабовидение) по теме «Общее понятие о предлоге»
Сценарий праздника «Прощание с начальной школой» 4 класс школы 8 вида
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5371895 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.