Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст
Проверим себя
1. Кого называют отроком?
2. Почему принято считать подростковый возраст переходным?
Человек переходит из детства во взрослую жизнь
3. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?
4. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?
В классе и дома
1. Прочитай строки из стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы»:
Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст от других периодов жизни человека?
Изменения в организме, резкая смена настроения, быстрая усталость.
2. Древнегреческий ученый Пифагор выделял такие периоды жизни человека:
Выскажи свое мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года.
3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам?
Желания приобрести модные вещи и ценности, отдых и путешествия.
5. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари». Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи свое мнение, в чем может быть причина такого поведения.
Особенности подросткового возраста
Психофизиологические особенности подростков
Подростковый возраст охватывает период жизни человека от 11 до 18 лет. Период перехода из детства во взрослый мир. Это самый трудный кризисный период в жизни человека, сопровождающийся как физиологической и физической, так и психологической перестройкой организма.
Перестройка начинается с изменений в системе желез внутренней секреции и наступлением полового созревания. Наиболее интенсивно эти процессы протекают у девочек в 11-13 лет, а у мальчиков – в 13-15 лет. Физические изменения захватывают рост тела, развитие мышечной массы у мальчиков и жировых отложений у девочек, развитие фигуры по мужскому и по женскому типу соответственно полу, изменяются черты лица. Однако из-за неравномерности развития возможны нарушения здоровья: искривление позвоночника, подростковая гипертония, вегетососудистая дистония, повышенная утомляемость, тревожность и нервозность, различные неврозы и депрессия, которая протекает у подростков особенно остро и может окончиться самоубийством. Перестройка организма сказывается, прежде всего, на эмоциональной и поведенческой сфере и проявляется частой смене настроения, в общей неуравновешенности поведения, раздражительности, двигательной расторможенности и периодической вялости, апатии.
Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в возникновении новых психологических образований: ощущение взрослости, рост интереса к противоположному полу и сексуальной стороне жизни человека, пробуждение романтических чувств.
Основные потребности подростков:
1. Самоутверждение среди сверстников.
2. Самореализация в общении.
3. Развитие независимости и самостоятельности.
4. Стремление к смене впечатлений и поиск острых ощущений.
5. Самопознание, саморазвитие и самосовершенствование.
6. Достижение личного благополучия и обретение материальных благ.
Основные проблемы подростков:
1. Любовь и дружба (для девочек, мальчиков эти проблемы начнут волновать позже).
2. Отношения с родителями и другими взрослыми (не разрешают, не отпускают, не понимают, не дают, заставляют и т.п.).
3. Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением).
4. Ощущение перегрузки, усталость (не умеют контролировать свои желания и организовать свое время, не умеют учиться; физические недомогания, связанные с перестройкой организма).
5. Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться).
6. Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии).
7. Развлечения и увлечения (в основном для мальчиков, их интересуют: еда, увеселительные вечеринки, музыка, машины, спорт и т.п.).
Оказание помощи подростку:
1. Безусловная любовь и принятие подростка, которые проявляются в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от его успехов и неудач, не сравнивают его с другими.
3. Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций.
4. Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к его мнению, особенно, если речь идет о его потребностях или о его будущем.
5. Если случается неприятность, совместно разобрать случившееся, внимательно выслушав подростка.
6. Наказание должно соответствовать тяжести проступка, подросток должен понимать, за что его наказывают. Наказание не должно принести физический вред и родители должны иметь мужество извиниться, если наказание было несправедливо.
Подростковый возраст — сложности взросления
Подростковый возраст называют самым сложным периодом в жизни человека. В течение нескольких лет молодой организм претерпевает кардинальные физиологические изменения, формируется мировоззрение и представление о себе, как о личности. Нелегко приходится в период взросления самому ребенку и его родителям. Но, зная обо всех нюансах возраста, когда человек еще не взрослый, но уже и не маленький, можно избежать многих проблем.
Какой возраст считается переходным
Период полового созревания, или пубертат, длится несколько лет. Классик отечественной психологии Д. Б. Эльконин писал, что возраст подростков распространяется на период с 11 до 17 лет. Всемирная организация здравоохранения расширяет рамки с 10 до 19 лет.
Многие современные психологи считают, что критический период в жизни человека длится еще дольше. Первые его проявления можно заметить у детей уже с 8-9 лет. Завершается же взросление у некоторых людей ближе к 22-23 годам.
Специалисты выделяют 3 этапа взросления.
Ранний подростковый возраст 10-14 лет
В этот период в организме ребенка начинается активное физиологическое развитие. На фоне интенсивной выработки гормонов становятся заметными вторичные половые признаки.
Изменения у девочек начинаются с перепадов настроения, повышенной эмоциональности. Девичье тело приобретает более округлые формы, вырисовывается талия, бедра, на лобке, под мышками появляется растительность. Признаком наступления половой зрелости считаются первые месячные. В норме они приходят в период с 11 до 13 лет.
У мальчиков изменения наступают на 1-1,5 года позже. Признаком начавшегося взросления у будущих мужчин считается:
Гормональные перепады провоцируют у мальчиков такие же эмоциональные перепады, как и у девочек.
Средний подростковый возраст 15-17 лет
К 15-17 годам период первых серьезных физиологических изменений завершается. Тело приобретает взрослые формы, стабилизируется работа гормональной системы. Физиологически подросток уже готов к продолжению рода.
Но психологическое взросление еще продолжается. Психика подростков очень нестабильна, что отражается в поведении. Молодые люди импульсивны, категоричны, склонны к необдуманным поступкам.
С одной стороны, они ощущают в себе силу действовать по-взрослому. С другой, еще не умеют предвидеть последствия своих поступков.
Значимыми людьми в этот период подросткового возраста становятся сверстники. Юноши и девушки прислушиваются к их мнению, отвергая и считаются устаревшими взгляды родителей.
Поздний подростковый возраст — старше 18 лет
Начинаясь в 17-18 лет, поздний подростковый период завершается к 20-23 годам. К этому времени человек приобретает умение рационально мыслить, становится независимым от родителей, часто уже владеет профессией и знает, чего хочет от жизни.
Повзрослевший человек уже не зависит от мнения окружающих, становится авторитетом сам для себя.
Каковы особенности детей переходного возраста
Родителям, учителям необходимо знать, в чем отличия подросткового возраст а от других периодов жизни. Понимание процессов, которые происходят на физиологическом и психическом уровне, позволяет более спокойно, без серьезных потрясений пережить кризис, сохранить теплые отношения с ребенком.
Гормональные бури и психологическое взросление, стремление к отделению от семьи создает большую нагрузку. Она становится причиной особого поведения и реакций у подростков.
Они смущаются пристальных взглядов. Смущение связано с чрезмерно критичным отношением к собственной внешности, болезненным восприятием критики.
Взрослеющие дети зависят от мнения друзей, одноклассников. Под влиянием сверстников могут причинить себе вред. Подросткам важно показать свою силу и бесстрашие, не “опозориться”.
Особенно опасным считается отрезок времени с 13 до 15 лет. Именно тогда дети часто совершают необдуманные, опасные для себя и окружающих поступки.
Активная гормональная перестройка дает о себе знать не только перепадами настроения, но и снижением памяти. Детям 13-15 лет часто бывает трудно удерживать внимание на уроках, запоминать новый материал.
Подростки задумываются о своем предназначении в жизни, изучают, что им нравится, а что — не подходит. Это проявляется как в мировоззрении, так и во внешности. Именно поэтому часто можно увидеть подростков в необычной одежде, с пирсингом и татуировками, с окрашенными во все цвета радуги волосами.
Как общаться с подростком
Подростками когда-то были все взрослые люди. Воспоминания о себе в переходный период, о своих поступках, пережитых эмоциях могут помочь родителям понять причины непростого поведения детей. Но сравнивать сына или дочь с собой — не лучшее решение. Ребенок — совсем другой человек, с собственной психической реальностью и видением мира.
Чтобы не потерять контакт с ребенком, стоит:
Примите своего ребенка таким, какой он есть. Не старайтесь сделать из него свою копию или слепить несуществующий идеал. Ваш ребенок — личность, которой не нужна маска.
Психологическая ломка
Психологический дискомфорт в период активного взросления испытывают не все, но большинство подростков. Причин для ломки немало — это и физиологические изменения, и неприятие со стороны родителей, отвержение сверстниками, непонимание собственных задач и места в мире. На фоне психологической нестабильности подростковый период становится временем появления серьезных нарушений — депрессии, повышенной тревожности и более тяжелых расстройств психической сферы.
Самомнение подростков
В подростковом возрасте ребенок начинает ощущать себя не как часть родителя, а как отдельную, полноценную личность. Это проявляется в демонстрации своего несогласия с родителями, конфликтах с ними. Ребенок настаивает на своем мнении — именно его он считает самым правильным.
Не все мамы и папы готовы принять и понять такое поведение еще вчера такого послушного малыша. Подобное неприятие влечет за собой проблемы в отношениях внутри семьи, отстраненность и недоверие со стороны подростка. Но он нуждается в том, чтобы делиться и получать эмоции, в понимании, чувствовать свою причастность к группе. Находит подросток это в компании сверстников — одноклассников, или друзей со двора.
Быстрые изменения в подростке и статичность родителей, их неготовность к изменениям — главная причина проблемы. Если же мать с отцом проявляют гибкость, не стремятся демонстрировать свой авторитет и с уважением относятся к ребенку, ломка проходит мягко.
Внутренний конфликт
Основное противоречие, которое не дает покоя подросткам — несоответствие между “я сильный и взрослый, я могу и хочу” и “мне нельзя”. Действительно, подросток уже физиологически созрел для продолжения рода, достаточно силен чтобы работать, считает, что так же умен, как взрослые. Но поступать, как взрослые, нельзя.
Ограничение не только в том, что у подростка нет тех прав, которые предоставлены совершеннолетним людям. Особенности строения мозга в возрасте 14-17 лет таковы, что подросткам сложно прогнозировать последствия своих действий. Отсюда возникает тревожность, страх будущего и неуверенность в своих силах.
Отрицание действительности
Средний подростковый период — время отрицания. Негативизм возникает на фоне того, что ребенок дезориентирован во внутреннем и внешнем мире. Он больше не видит в зеркале знакомого человека, воспринимает окружающий мир не так, как раньше. Это создает в его душе раздрай, непонимание ситуации.
Переход из детства в состояние взросления сопровождается ломкой устоявшихся интересов, разрушением привычных схем поведения. Для подростка особую трудность представляет соприкосновение с различными психологическими установками, что создает почву для внутреннего и внешнего протеста, отрицания всего и вся.
Проявления кризиса независимости
Проявления кризиса зависимости
Выдержка, спокойствие и понимание требуется от родителей ребенка в период отрицания. Такое состояние ребенка большинство психологов считает необходимым элементом взросления, а отсутствие отрицания — неблагоприятным признаком.
Юноши и девушки — окончание пубертатного периода
Завершение пубертата (переходного возраста) приходится на 16-19 лет. В это время оргнизм юношей и девушек сформирован по маскулинному или феминному типу. Они имеют четкие представления о себе, зачастую уже успевают закончить учебу в школе, определиться с будущей профессией.
Подростковый возраст юноши
Пубертат сопровождается активными изменениями в организме. В большом количестве вырабатываются половые гормоны, развиваются мускулы, меняется голос. Юноша становится сильным, выносливым. На лице, груди и других частях тела появляется растительность.
Трудностью завершающей стадии пубертата может стать повышенная половая активность. На фоне гормональных перепадов юноши часто проявляют нетерпение, грубость, неуправляемое поведение. Снять эмоциональное и физическое напряжение в этом возрасте подросткам помогают регулярные занятия спортом, посещение группы психологической помощи.
В период окончания пубертата важной фигурой в жизни мальчика становится отец, дедушка, тренер или другой уважаемый им мужчина. Старший товарищ имеет возможность влиять на юношу, передать ему свой опыт, сформировать гармоничную личность.
Взросление девушки
Период полового развития у девушек завершается в 15-16 лет, иногда немного раньше. Девушки имеют женственную внешность, готовы к воспроизведению потомства.
Большинство девушек привлекательны, но сами этого не осознают. Они уделяют большое внимание изъянам внешности (высыпаниям на лице, лишним килограммам), гиперболизируют их.
Одновременно девушки активно интересуются представителями сильной половины человечества. Первая влюбленность, желание доказать свою взрослость, часто заставляют девушек совершать необдуманные поступки.
Задача родителей подростков — сохранить доброжелательные, доверительные отношения со своими детьми. Тогда подростковый возраст не станет проблемой, а будет восприниматься как ступенька к зрелой, ответственной жизни.
§ 3. Отрочество — особая пора. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)
Вспомним
Чем отличается дошкольник от школьника.
Дошкольник – ребенок до 7 лет – еще только учится жить в обществе. Происходит это при взаимодействии с окружающим миром, например через игры, сказки, мультики и разговоры с родителями. Дошкольник узнает о различных объектах, об их свойствах и качествах. Именно в этом возрасте закладываются основы понимания ребенком окружающего мира и отношения к нему, а также формируется основа личности ребенка.
С приходом ребенка в школу, обычно в 6 или 7 лет, завершается формирование основы личности. Школьник продолжает познавать окружающий мир, но уже способен изучать и более абстрактные вещи, например взаимосвязи между предметами, явлениями или взаимодействие живых существ.
Именно в этом возрасте заканчивается период «самоидентификации» маленькой личности, когда ребенок все чаще обращает пристальное внимание на себя самого и осознает себя как часть окружающего мира и человеческого общества. Его слова и поступки приобретают более осмысленный и ответственный характер.
Может ли маленький ребёнок обходиться без материнского ухода. В чём проявляется забота взрослых?
Без заботы взрослого человека ребенок не выживет. Просто потому, что он еще не умеет самостоятельно добывать себе пищу, устраивать себе жилище, защищать себя. Все это, пока ребенок маленький, дают ему находящиеся рядом с ним взрослые (мать, отец, воспитатели или опекуны).
Но этим забота взрослых о ребенке не ограничивается. Ребенок, помимо физической заботы о нем, нуждается в общении, воспитании, передаче от взрослых опыта, знаний, культурных особенностей. Все это крайне важно для формирования основ личности ребенка. Какие основы будут заложены ребенку в детстве, в таком направлении, вероятнее всего, ребенок и будет стремиться развиваться.
Обсудим вместе
Выбери высказывание, которое, по твоему мнению, характеризует подростка. Приведи примеры из собственной жизни. Сравни свой ответ с текстом учебника.
На мой взгляд, справедливо второе высказывание. Происходит это, в основном, по нескольким причинам:
— во-первых, у подростков происходит резкий рост организма и бурная «перестройка» практически всех его функций и органов – именно так организм человека в этом возрасте готовится стать взрослым. И пока все функции организма не будут окончательно «урегулированы», такой переходный период будет продолжаться;
— во-вторых, у подростка еще не сложились в полной мере система нравственных ценностей и принципов поведения. Подросток, чаще всего, в этот период осознает принятые в обществе нормы поведения и запреты, но они у него в голове еще не «уложились» в единую, логически обоснованную систему;
— в третьих, большинство подростков в этом возрасте очень эгоцентричны (т.е. сосредоточенный на себе). Дело в том, что главная задача человека в этом возрасте осознать себя и свое место в обществе. Поэтому довольно часто подростки чересчур увлекаются своим собственным «Я», нередко забывая о том, что существуют и другие, в том числе, и близкие ему люди.
Комментарий: Нередко подростки на первое место ставят свои собственные желания и потребности. Поэтому все действия и советы взрослых, которые противоречат мнению и целям подростка, воспринимаются ребятами как намерение взрослого ограничить их свободу и причинить ему вред.
Чаще всего это ощущение не соответствует действительности. Взрослый действительно искренне хочет помочь подростку и поделиться своим опытом и знаниями. Так что прислушиваться к словам взрослых довольно разумное решение.
Вопросы в тексте параграфа
Ты умеешь мечтать?
Конечно умею, как и любой человек. Мечта – это закономерный результат работы фантазии, одного из важнейших свойств человеческого сознания. Это то, что человек хотел бы получить или достичь в будущем.
Хотелось бы тебе поделиться своими мечтами со сверстниками?
Многие мечты совпадают с мечтами другими людьми. Например, о получении хорошего образования, высокого уровня благосостояния, любимой работы, о наличии крепкой и дружной семьи мечтают практически все люди на Земле. Такими «обычными» мечтами человек может с легкостью поделиться не только со сверстниками, но и с родителями, учителями и другими людьми.
А есть особые мечты которые не расскажешь первому встречному. Такие мечты еще называют «сокровенными», то есть тайными. С такими сокровенными мечтами человек делится только самыми близкими, с теми, кому доверяют как самому себе. К сожалению, таких близких людей найти достаточно проблематично.
Случалось ли с тобой то же самое, что с твоим сверстником — героем романа Ф. М. Достоевского «Подросток»?
«Я… порешил уйти в свою идею окончательно… Она создавалась у меня ещё с шестого класса гимназии. Она поглотила всю мою жизнь. Я и до неё жил в мечтах, жил с самого детства в мечтательном царстве, но с появлением этой главной и всё поглотившей идеи мечты мои скрепились и разом отлились в известную форму; из главных сделались разумными».
Отрывок из романа Ф. М. Достоевского «Подросток»
Такое, наверное, случается с каждым, кто имеет какую-нибудь главную мечту. Потому что мысли об этой мечте практически никогда не прекращаются. Главная мечта заставляет человека думать, анализировать, планировать и достигать поставленной цели. Но после достижения цели обычно появляется новая мечта.
Например я очень люблю биатлон и часто смотрю с родителями по телевизору соревнования по этому виду спорта. Иногда я мечтаю стать таким же знаменитым биатлонистом как Уле Бьёрндален. Для того, чтобы осуществить свою мечту я уже несколько лет занимаюсь лыжным спортом и достиг хороших результатов. Вскоре я планирую найти школу биатлона и продолжить тренировки там.
Используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких, знакомых, приведи пример, когда мечты и целеустремлённость человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов.
Мне очень нравится история успеха Уолта Диснея – знаменитого создателя целой отрасли мультипликации в США.
Не многие знают, что его путь к мечте был труден и поначалу он терпел только одни неудачи. Долгое время он считался классическим неудачником. Так, например, в 1919 году главный редактор газеты, в которой работал Уолт Дисней, уволил его со словами «не хватает воображения и нет хороших идей».
Эта неудача не остановила Уолта. Вскоре он приобрел анимационную студию, которая сделала Диснея достаточно известным в своем городе Канзас-Сити. Однако отсутствие опыта в управлении людьми и финансами сделали свое дело: Дисней обанкротился и ему пришлось уехать из родного города.
Попав в Голливуд, он основал новую компанию — Walt Disney Company. Со временем она стала широко известна на весь мир. Именно здесь были сняты мультфильмы про Микки Мауса, Белоснежку и семь гномов, Красавицу и чудовище, а также «Тачки», «Холодное сердце», «В поисках Немо», «Рапунцель» и многие другие.
Если бы У.Дисней опустил бы руки после череды неудач и не продолжил бы путь к своей мечте, то он никогда бы не стал таким успешным и знаменитым.
Среди подростков распространено мнение, что показателями взрослости являются такие поступки, которые присущи некоторым взрослым людям: курение, употребление спиртных напитков, развязность, хулиганство. Как ты относишься к такому мнению?
Для многих подростков характерен такой упрощенный подход к жизни – они просто не задумываясь копируют то, что делают некоторые взрослые, для чего не надо прилагать особых усилий. Логика таких подростков такова:
Но эта цепочка рассуждений ошибочна. Во-первых, далеко не все взрослые так себя ведут, так что такое поведение подростка вовсе не делает его автоматически взрослым.
Во-вторых, каждый человек независимо от его возраста всегда должен нести ответственность за свои действия, слова и поступки. По-настоящему взрослый человек как раз и отличается тем, что он самостоятельно принимает обдуманные решения, в полной мере их осознает и несет ответственность за последствия своих действий и решений.
Итак, копирование чужого поведения абсолютно не свидетельствует «о взрослости» подростка. Это говорит только о том, что у такого подростка до сих пор сохранилась «детская» модель поведения, когда маленький ребенок не задумываясь копирует подряд все слова, действия, привычки людей из своего окружения. То есть, в данном случае подтверждается только психологическая незрелость личности.
Картинная галерея
Рассмотри репродукцию. Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным?
То, что изображено на картине, не свидетельствует о самостоятельности, дисциплинированности и аккуратности чиновника. Ведь в комнате царит полный беспорядок, вещи разложены как попало и находятся явно не на своих местах, что не характерно для дисциплинированного и аккуратного человека.
Понятно, что накануне в этой комнате было грандиозное празднество, что подтверждает и второе название картины «Утро после пирушки». Но даже это не оправдывает чиновника, поскольку аккуратный дисциплинированный и самостоятельный человек не допустит такого свинства и всё равно будет придерживаться принятых норм поведения.
Предположи, какой образ жизни он ведёт. Каким он был в детстве?
Сразу видно, что этот человек очень любит хвастаться и казаться значительнее, чем он есть на самом деле. Получив самую мелкую награду он так гордиться ей и устроил такой праздник, как будто стал генералом или даже маршалом. Такое хвастовство вызывает смех даже у его прислуги.
Вполне очевидно, что изображенный на картине человек с самого детства ведет легкомысленный образ жизни, не заботясь и не вникая ни во что. Он привык, что за него все делают другие люди – родители, прислуга, сослуживцы и т.д. Можно сказать, что с самого детства это был хвастливый и пустой человек, не отличающийся ни интеллектом, ни особыми способностями.
Серьёзно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?
Конечно же, художник назвал свою картину с усмешкой. Потому что только что полученное чиновником новое (свежее) звание плохо соответствует тому, что в реальности из себя представляет этот человек. Автора картины, видимо, забавляет то, с какой гордостью мелкий чиновник хвастается мелкой наградой, выставляя это своим большим достижением.
Проверим себя
1. Кого называли отроком?
Отрок – устаревшее название подростка, то есть человека, который уже не ребенок, но еще и не взрослый. А еще раньше отроком называли младшего члена княжеской дружины.
2. Почему принято считать подростковый возраст переходным?
Подростковый возраст считается переходным потому, что человек из состояния детства переходит в состояние взрослой жизни. В подростковый период взрослый человек только формируется физически, психологически и духовно.
3. Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов жизни?
Наиболее заметные черты подростка – эмоциональность и резкая смена настроения, сильное стремление к самостоятельности, чрезмерная эгоцентричность (сосредоточенность на самом себе и своих проблемах).
4. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?
Самостоятельность – само по себе хорошее качество человека, так как самостоятельный человек сам принимает решения, сам переодевает возникшие перед ним трудности и сам приобретает необходимый жизненный опыт. Но не во всех ситуациях подросток может разобраться правильно. Иногда ему просто не хватает жизненного опыта или знаний.
Подростку необходимо стремиться к самостоятельности, но в разумных пределах. Важно понимать, какие проблемы он может решить сам, а для каких — потребуется помощь взрослых. Просить помощи у взрослых не нужно бояться – в этом нет ничего постыдного, так как подросток еще только учится жить и не может наперед знать всё обо всём на свете.
Комментарий: обратиться за помощью ко взрослым необходимо, если не можешь справиться с какими-то проблемами самостоятельно. Ведь иногда подросток, попавший, как ему кажется, в безвыходную ситуацию, может совершить непоправимый поступок (например, преступление).
Но на самом деле, безвыходных ситуаций не бывает. Доказывает это утверждение очень точная и емкая фраза американского психолога и психиатра Эрика Берна: «Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения».
Чтобы не принимать этих самых «неприятных решений», нужно тщательно обдумывать последствия своих поступков и то, как именно они отразятся на других людях (особенно, близких подростка) и на самой жизни подростка впоследствии.
5. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?
Конечно же, нужно. Взрослая личность должна быть самостоятельной и самодостаточной, не зависимо от того, мальчик это или девочка.
Как человек будет самостоятельным, если он не имеет элементарных бытовых навыков, не может обеспечить себя едой и чистой одеждой? Он постоянно будет от кого-то зависеть. Какой опыт и какие знания он будет передавать подрастающему поколению, если сам ничего не умеет?
Можно сказать, что получение навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности человека должно стать одной из главных задач любого подростка.
В классе и дома
1. Прочитай строки из стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы»:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь.
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я живой.
Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст от других периодов жизни человека?
В этом стихотворении наиболее заметна такая черта как изменчивость. Подросток – переходный возраст от состояния детства в состояние взрослого человека. Поэтому в этом возрасте нет ничего постоянного. Подросток активно приобретает новые опыт и знания, которые помогут ему во взрослой жизни.
Также подросток может часто менять свое мнение по одному и тому же вопросу, потому что в этом возрасте только ещё создается взрослая личность человека со своими понятиями, приоритетами и жизненными принципами.
Чтобы «дойти» до взрослого состояния, человек должен преодолеть определенные этапы развития. Вот и получается, что на каждом таком этапе человек, совершая ошибки и изменяя потом свое поведение, может быть совершенно разным.
2*. Древнегреческий учёный Пифагор выделял такие возрастные периоды жизни человека:
Выскажи своё мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года.
Весна — зарождение и рост. Весной рождается жизнь. Вся природа оживает: на деревьях появляются почки и первые листики, из земли прорастает трава и цветы. Весной на свет появляется потомство у большинства животных и птиц. Все в природе растет и развивается. Всё это относится и к ребенку, который родившись, начинает активно расти и познавать окружающий мир.
Лето — цветение и сила. Летом вся жизнь в природе «кипит» и «бьёт ключом». Эти же процессы происходят и в жизни взрослого молодого человека со сложившейся личностью. Именно в это время человек максимально активен: получает новые знания и профессиональные навыки, создаёт свою семью, у него рождаются дети. В этом возрасте человек способен добиться больших успехов за счет своей сильной жизненной энергии.
Осень — зрелость и изобилие. Осенью обычно происходит сбор урожая. Так и человек в зрелом возрасте обычно пожинает плоды той деятельности, что ему удалось осуществить в молодости. У людей в этот период ещё достаточно сил, но уже нет той энергии, как раньше. Зато они могут пользоваться знаниями и опытом, накопленном в течение всей жизни. А это значит, что зрелые люди могут достигать своих целей более эффективно, с наименьшими затратами сил и ресурсов.
Зима — угасание и мудрость. Зимой в природе также вся жизнь угасает: практически вся растительность или умирает, или переходит в режим «зимовки». Листья опадают, цветы не цветут, животные уходят в спячку. Природа отдыхает и запасается силами для новой весны.
Всё это в полной мере относится и к пожилым людям. В этот период обычно снижается физическая активность, энергии становится с каждым годом всё меньше, а чтобы сохранить умственную активность на прежнем уровне приходится прилагать всё больше усилий. Люди уходят на заслуженный отдых — на пенсию. Всё свое время они посвящают теперь своим детям и внукам, чтобы поделиться с ними накопленной мудростью и опытом.
На мой взгляд, сравнение Пифагора времен года в природе с периодами жизни человека очень точно отражает суть всей человеческой жизни. Ведь человек – тоже часть природы.
3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам?
Марина часто ссорится с сестрой, обижается на маму, но обида быстро проходит; первая на мир не пойдёт, но и сердиться долго не умеет. Хочет скорее стать взрослой, поэтому любит наряжаться в мамины платья, представлять себя модной девушкой.
Практически со всеми подростками происходит всё то же самое, хоть и со своими особенностями. Марине можно посоветовать поменьше обижаться, особенно на маму. Потому что мама, чаще всего, бывает права. Ведь не просто так обида Марины на маму быстро проходит!
В любом случае, обида – это негативное чувство, и к полезному результату никогда не приводит. Вместо того, чтобы обижаться, нужно попробовать понять другого человека и представить себя на его месте. А уже потом можно решить, что делать с возникшими противоречиями между людьми. И как сделать так, чтобы обоим это решение было выгодным.
Олег спокойный и рассудительный, но часто проявляет упрямство и непослушание. Всегда хочет всё сделать по-своему, самостоятельно принимать решения, поэтому часто спорит со взрослыми и сверстниками. Во всём проявляет самостоятельность, любимое выражение: «Я не маленький».
Спокойствие, рассудительность и даже самостоятельность Олега – положительные качества. Но нельзя забывать, что в некоторых вопросах взрослые имеют гораздо больший жизненный опыт, чем подростки. Поэтому упорство и непослушание в таких случаях могут привести к плохим последствиям как для самого Олега, так и для его родителей. И когда наступят эти последствия, слова «Я не маленький», как и другие слова, уже не помогут.
4. Запиши на листе бумаги всё, о чём ты мечтаешь.
Сейчас я мечтаю, чтобы у меня появилось что-нибудь из линейки лучшей в мире продукции от Apple (новый iPhone, iPad, а в идеале — Apple MacBook последнего поколения). Ещё я хочу поехать вместе с родителями и с друзьями на Мальдивы, потому что там всегда тепло.
А в будущем я бы хотел учиться в Америке или Великобритании, так как там, говорят, очень хорошее образование, получив которое можно много зарабатывать.
Оцени свои мечты: проанализируй, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или мечтаний о будущей профессии, учёбе, встречах с друзьями и интересными взрослыми людьми.
В списке моих желаний на данный момент больше материальных благ (мощный компьютер, путешествия). Но в то же время я понимаю, что приобрести новые полезные знания и выбрать профессию – тоже важно для меня. Надо хотя бы выучить английский язык и отлично сдать ЕГЭ.
Словарик
Переходный возраст – это переходный период жизни человека между его детством и юношеством, в который завершается формирование личности, а деятельность человека становится полностью осмысленной.
Подросток – это человек, находящийся в переходном возрасте.
Отрок — это устаревшее название подростка.
Эгоцентричность – от греч. «эго» — «Я» и лат. «centrum» — «круг» — означает сосредоточенность на самом себе в любой ситуации, неспособность понять и принять чужую точку зрения, кроме своей.
Кавалер – в данном случае титул лица, награжденного орденом (говорят: «Кавалер ордена Героя труда», это значит, что человек награждён этим орденом).
Самостоятельность – это способность человека без посторонней помощи выявить ту или иную проблему, проанализировать ее причины, найти пути, способы и этапы ее разрешения, а также решить эту проблему.
Метаморфоза – это превращение, преобразование чего-либо, наиболее общее понятие для происходящих с кем-то или чем-то серьезных изменений (например превращение гусеницы в бабочку называют метаморфозой).