Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается
Проверим себя
1. Кого называют отроком?
2. Почему принято считать подростковый возраст переходным?
Человек переходит из детства во взрослую жизнь
3. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?
4. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?
В классе и дома
1. Прочитай строки из стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы»:
Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст от других периодов жизни человека?
Изменения в организме, резкая смена настроения, быстрая усталость.
2. Древнегреческий ученый Пифагор выделял такие периоды жизни человека:
Выскажи свое мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года.
3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам?
Желания приобрести модные вещи и ценности, отдых и путешествия.
5. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари». Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи свое мнение, в чем может быть причина такого поведения.
Особенности подросткового возраста
Психофизиологические особенности подростков
Подростковый возраст охватывает период жизни человека от 11 до 18 лет. Период перехода из детства во взрослый мир. Это самый трудный кризисный период в жизни человека, сопровождающийся как физиологической и физической, так и психологической перестройкой организма.
Перестройка начинается с изменений в системе желез внутренней секреции и наступлением полового созревания. Наиболее интенсивно эти процессы протекают у девочек в 11-13 лет, а у мальчиков – в 13-15 лет. Физические изменения захватывают рост тела, развитие мышечной массы у мальчиков и жировых отложений у девочек, развитие фигуры по мужскому и по женскому типу соответственно полу, изменяются черты лица. Однако из-за неравномерности развития возможны нарушения здоровья: искривление позвоночника, подростковая гипертония, вегетососудистая дистония, повышенная утомляемость, тревожность и нервозность, различные неврозы и депрессия, которая протекает у подростков особенно остро и может окончиться самоубийством. Перестройка организма сказывается, прежде всего, на эмоциональной и поведенческой сфере и проявляется частой смене настроения, в общей неуравновешенности поведения, раздражительности, двигательной расторможенности и периодической вялости, апатии.
Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в возникновении новых психологических образований: ощущение взрослости, рост интереса к противоположному полу и сексуальной стороне жизни человека, пробуждение романтических чувств.
Основные потребности подростков:
1. Самоутверждение среди сверстников.
2. Самореализация в общении.
3. Развитие независимости и самостоятельности.
4. Стремление к смене впечатлений и поиск острых ощущений.
5. Самопознание, саморазвитие и самосовершенствование.
6. Достижение личного благополучия и обретение материальных благ.
Основные проблемы подростков:
1. Любовь и дружба (для девочек, мальчиков эти проблемы начнут волновать позже).
2. Отношения с родителями и другими взрослыми (не разрешают, не отпускают, не понимают, не дают, заставляют и т.п.).
3. Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением).
4. Ощущение перегрузки, усталость (не умеют контролировать свои желания и организовать свое время, не умеют учиться; физические недомогания, связанные с перестройкой организма).
5. Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться).
6. Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии).
7. Развлечения и увлечения (в основном для мальчиков, их интересуют: еда, увеселительные вечеринки, музыка, машины, спорт и т.п.).
Оказание помощи подростку:
1. Безусловная любовь и принятие подростка, которые проявляются в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от его успехов и неудач, не сравнивают его с другими.
3. Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций.
4. Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к его мнению, особенно, если речь идет о его потребностях или о его будущем.
5. Если случается неприятность, совместно разобрать случившееся, внимательно выслушав подростка.
6. Наказание должно соответствовать тяжести проступка, подросток должен понимать, за что его наказывают. Наказание не должно принести физический вред и родители должны иметь мужество извиниться, если наказание было несправедливо.
Подростковый возраст — сложности взросления
Подростковый возраст называют самым сложным периодом в жизни человека. В течение нескольких лет молодой организм претерпевает кардинальные физиологические изменения, формируется мировоззрение и представление о себе, как о личности. Нелегко приходится в период взросления самому ребенку и его родителям. Но, зная обо всех нюансах возраста, когда человек еще не взрослый, но уже и не маленький, можно избежать многих проблем.
Какой возраст считается переходным
Период полового созревания, или пубертат, длится несколько лет. Классик отечественной психологии Д. Б. Эльконин писал, что возраст подростков распространяется на период с 11 до 17 лет. Всемирная организация здравоохранения расширяет рамки с 10 до 19 лет.
Многие современные психологи считают, что критический период в жизни человека длится еще дольше. Первые его проявления можно заметить у детей уже с 8-9 лет. Завершается же взросление у некоторых людей ближе к 22-23 годам.
Специалисты выделяют 3 этапа взросления.
Ранний подростковый возраст 10-14 лет
В этот период в организме ребенка начинается активное физиологическое развитие. На фоне интенсивной выработки гормонов становятся заметными вторичные половые признаки.
Изменения у девочек начинаются с перепадов настроения, повышенной эмоциональности. Девичье тело приобретает более округлые формы, вырисовывается талия, бедра, на лобке, под мышками появляется растительность. Признаком наступления половой зрелости считаются первые месячные. В норме они приходят в период с 11 до 13 лет.
У мальчиков изменения наступают на 1-1,5 года позже. Признаком начавшегося взросления у будущих мужчин считается:
Гормональные перепады провоцируют у мальчиков такие же эмоциональные перепады, как и у девочек.
Средний подростковый возраст 15-17 лет
К 15-17 годам период первых серьезных физиологических изменений завершается. Тело приобретает взрослые формы, стабилизируется работа гормональной системы. Физиологически подросток уже готов к продолжению рода.
Но психологическое взросление еще продолжается. Психика подростков очень нестабильна, что отражается в поведении. Молодые люди импульсивны, категоричны, склонны к необдуманным поступкам.
С одной стороны, они ощущают в себе силу действовать по-взрослому. С другой, еще не умеют предвидеть последствия своих поступков.
Значимыми людьми в этот период подросткового возраста становятся сверстники. Юноши и девушки прислушиваются к их мнению, отвергая и считаются устаревшими взгляды родителей.
Поздний подростковый возраст — старше 18 лет
Начинаясь в 17-18 лет, поздний подростковый период завершается к 20-23 годам. К этому времени человек приобретает умение рационально мыслить, становится независимым от родителей, часто уже владеет профессией и знает, чего хочет от жизни.
Повзрослевший человек уже не зависит от мнения окружающих, становится авторитетом сам для себя.
Каковы особенности детей переходного возраста
Родителям, учителям необходимо знать, в чем отличия подросткового возраст а от других периодов жизни. Понимание процессов, которые происходят на физиологическом и психическом уровне, позволяет более спокойно, без серьезных потрясений пережить кризис, сохранить теплые отношения с ребенком.
Гормональные бури и психологическое взросление, стремление к отделению от семьи создает большую нагрузку. Она становится причиной особого поведения и реакций у подростков.
Они смущаются пристальных взглядов. Смущение связано с чрезмерно критичным отношением к собственной внешности, болезненным восприятием критики.
Взрослеющие дети зависят от мнения друзей, одноклассников. Под влиянием сверстников могут причинить себе вред. Подросткам важно показать свою силу и бесстрашие, не “опозориться”.
Особенно опасным считается отрезок времени с 13 до 15 лет. Именно тогда дети часто совершают необдуманные, опасные для себя и окружающих поступки.
Активная гормональная перестройка дает о себе знать не только перепадами настроения, но и снижением памяти. Детям 13-15 лет часто бывает трудно удерживать внимание на уроках, запоминать новый материал.
Подростки задумываются о своем предназначении в жизни, изучают, что им нравится, а что — не подходит. Это проявляется как в мировоззрении, так и во внешности. Именно поэтому часто можно увидеть подростков в необычной одежде, с пирсингом и татуировками, с окрашенными во все цвета радуги волосами.
Как общаться с подростком
Подростками когда-то были все взрослые люди. Воспоминания о себе в переходный период, о своих поступках, пережитых эмоциях могут помочь родителям понять причины непростого поведения детей. Но сравнивать сына или дочь с собой — не лучшее решение. Ребенок — совсем другой человек, с собственной психической реальностью и видением мира.
Чтобы не потерять контакт с ребенком, стоит:
Примите своего ребенка таким, какой он есть. Не старайтесь сделать из него свою копию или слепить несуществующий идеал. Ваш ребенок — личность, которой не нужна маска.
Психологическая ломка
Психологический дискомфорт в период активного взросления испытывают не все, но большинство подростков. Причин для ломки немало — это и физиологические изменения, и неприятие со стороны родителей, отвержение сверстниками, непонимание собственных задач и места в мире. На фоне психологической нестабильности подростковый период становится временем появления серьезных нарушений — депрессии, повышенной тревожности и более тяжелых расстройств психической сферы.
Самомнение подростков
В подростковом возрасте ребенок начинает ощущать себя не как часть родителя, а как отдельную, полноценную личность. Это проявляется в демонстрации своего несогласия с родителями, конфликтах с ними. Ребенок настаивает на своем мнении — именно его он считает самым правильным.
Не все мамы и папы готовы принять и понять такое поведение еще вчера такого послушного малыша. Подобное неприятие влечет за собой проблемы в отношениях внутри семьи, отстраненность и недоверие со стороны подростка. Но он нуждается в том, чтобы делиться и получать эмоции, в понимании, чувствовать свою причастность к группе. Находит подросток это в компании сверстников — одноклассников, или друзей со двора.
Быстрые изменения в подростке и статичность родителей, их неготовность к изменениям — главная причина проблемы. Если же мать с отцом проявляют гибкость, не стремятся демонстрировать свой авторитет и с уважением относятся к ребенку, ломка проходит мягко.
Внутренний конфликт
Основное противоречие, которое не дает покоя подросткам — несоответствие между “я сильный и взрослый, я могу и хочу” и “мне нельзя”. Действительно, подросток уже физиологически созрел для продолжения рода, достаточно силен чтобы работать, считает, что так же умен, как взрослые. Но поступать, как взрослые, нельзя.
Ограничение не только в том, что у подростка нет тех прав, которые предоставлены совершеннолетним людям. Особенности строения мозга в возрасте 14-17 лет таковы, что подросткам сложно прогнозировать последствия своих действий. Отсюда возникает тревожность, страх будущего и неуверенность в своих силах.
Отрицание действительности
Средний подростковый период — время отрицания. Негативизм возникает на фоне того, что ребенок дезориентирован во внутреннем и внешнем мире. Он больше не видит в зеркале знакомого человека, воспринимает окружающий мир не так, как раньше. Это создает в его душе раздрай, непонимание ситуации.
Переход из детства в состояние взросления сопровождается ломкой устоявшихся интересов, разрушением привычных схем поведения. Для подростка особую трудность представляет соприкосновение с различными психологическими установками, что создает почву для внутреннего и внешнего протеста, отрицания всего и вся.
Проявления кризиса независимости
Проявления кризиса зависимости
Выдержка, спокойствие и понимание требуется от родителей ребенка в период отрицания. Такое состояние ребенка большинство психологов считает необходимым элементом взросления, а отсутствие отрицания — неблагоприятным признаком.
Юноши и девушки — окончание пубертатного периода
Завершение пубертата (переходного возраста) приходится на 16-19 лет. В это время оргнизм юношей и девушек сформирован по маскулинному или феминному типу. Они имеют четкие представления о себе, зачастую уже успевают закончить учебу в школе, определиться с будущей профессией.
Подростковый возраст юноши
Пубертат сопровождается активными изменениями в организме. В большом количестве вырабатываются половые гормоны, развиваются мускулы, меняется голос. Юноша становится сильным, выносливым. На лице, груди и других частях тела появляется растительность.
Трудностью завершающей стадии пубертата может стать повышенная половая активность. На фоне гормональных перепадов юноши часто проявляют нетерпение, грубость, неуправляемое поведение. Снять эмоциональное и физическое напряжение в этом возрасте подросткам помогают регулярные занятия спортом, посещение группы психологической помощи.
В период окончания пубертата важной фигурой в жизни мальчика становится отец, дедушка, тренер или другой уважаемый им мужчина. Старший товарищ имеет возможность влиять на юношу, передать ему свой опыт, сформировать гармоничную личность.
Взросление девушки
Период полового развития у девушек завершается в 15-16 лет, иногда немного раньше. Девушки имеют женственную внешность, готовы к воспроизведению потомства.
Большинство девушек привлекательны, но сами этого не осознают. Они уделяют большое внимание изъянам внешности (высыпаниям на лице, лишним килограммам), гиперболизируют их.
Одновременно девушки активно интересуются представителями сильной половины человечества. Первая влюбленность, желание доказать свою взрослость, часто заставляют девушек совершать необдуманные поступки.
Задача родителей подростков — сохранить доброжелательные, доверительные отношения со своими детьми. Тогда подростковый возраст не станет проблемой, а будет восприниматься как ступенька к зрелой, ответственной жизни.
Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Что с ними происходит? Особенности подросткового периода.
Общеизвестно, что весь жизненный цикл человека условно можно разделить на три основных этапа: созревание, зрелый возраст и, к сожалению, старение. При переходе от одного периода к другому выделяют критические возрастные периоды, в течение которых происходят качественные изменения в росте и развитии организма, его взаимодействии с окружающей средой.
Одним из таких очень ответственных периодов является подростковый (пубертатный) период. Это отрезок времени, когда происходит биологическая и психологическая перестройка организма, ведущая к зрелости. Что же происходит в это время?
Физиологические изменения
В этот период происходит очень быстрое биологическое созревание организма. Некоторые исследователи говорят даже о «физиологической буре», имея в виду изменения, происходящие в подростковом периоде. Природа словно торопится завершить свое творение и в этой спешке не замечает, что в нем еще много «недоработок».
Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета. Из-за этого нередко бывают боли в мускулах, что удивляет и пугает самих подростков и их родителей. Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, руки и ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими.
Многие начинают стесняться своего роста, а в связи с этим сутулиться, пытаясь уменьшить свой рост и сравняться с остальными в классе. Другие наоборот переживают из-за своего якобы маленького роста. Молодые девушки начинают переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом деле большинство этих проявлений временного порядка и исчезнут через некоторое время.
Противоречия в изменениях
В физиологических процессах, которые происходят в организме подростка, есть внутренние противоречия. Затраты на рост так велики, что в этот период человек часто ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха. Это время внутреннего противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового физического «Я».
Любые изменения в состоянии организма пробуждаю тревогу: физическое и половое созревание вызывают в первую очередь сомнение: «А правильно ли я развиваюсь?» Некоторые исследователи называют это комплексом «гадкого утенка»: человек сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же. Но он видит только их внешность, а не переживания, отчего приходит к выводу, что он не такой; в этот период никто не знает, каким он будет, а воображение рисует самое худшее. Сомнения и тревога выдают себя раздражительностью, нарочитой «крикливостью» одежды, прически, манер.
Гормональная перестройка организма
Важнейшее влияние на формирование подростка в период взросления оказывают гормоны. Железы внутренней секреции вырабатывают одинаковые гормоны, как у женщин, так и у мужчин. Исключение составляют половые железы: у мужчин – яички, продуцирующие половые гормоны андрогены (по большей части тестостерон), а у женщин – яичники, вырабатывающие эстроген и прогестерон.
Помимо секреции половые железы выполняют и другую функцию: в них созревают половые клетки – сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.
Внешние изменения
Внешне это проявляется в первую очередь скачком роста, изменением фигуры, появлением вторичных половых признаков. Период полового созревания у девочек начинается, как правило, в 10-11 лет, т.е. несколько раньше, чем у мальчиков.
Как и было сказано, в этот период идет быстрый рост. У девочек, в отличие от мальчиков, заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра, фигура становится округлой. Увеличиваются наружные половые органы, кожа на них темнеет, начинают расти волосы в подмышечных впадинах, начинают развиваться молочные железы. Далее примерно через 2 года от начала полового созревания появляется первая менструация.
У мальчика также изменяется фигура: плечи становятся шире, а таз более узким, ноги длиннее и мускулистее; быстро растет скелет. Ежегодная прибавка роста у некоторых мальчиков доходит до 10 см. Начинают расти волосы на лобке, подмышечных впадинах и на лице (сначала над верхней губой, на подбородке, а затем и на щеках). Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, а голосовые связки становятся толще – голос «ломается» и в дальнейшем тембр его становится ниже.
Под влиянием мужских половых гормонов усиливается секреция сальных желез, особенно на коже спины и лица. При недостаточном гигиеническом уходе нередко появляется угревая сыпь. Как правило, к 14 годам начинается выработка и выделение спермы (жидкости, вырабатываемая яичками и содержащая мужские половые клетки – сперматозоиды). В половых органах также происходят значительные изменения: увеличиваются яички и половой член (в длину и толщину). Кожа на них темнеет.
Все эти изменения касаются физиологического аспекта. Но важно также помнить и о том, что происходит во внутреннем мире подростка.
Психологические особенности подросткового периода
Такая картинка получается, если рассматривать этот период отстраненно. Если же посмотреть на все глазами самого подростка, то картина изменяется: вместо простой констатации фактов появляются реальные и очень сложные жизненные задачи, которые и взрослым, подчас, бывает трудно решить. Что же получается?
Подросток – уже не ребенок и еще не взрослый. Но ему предстоит осознать себя, понять, чего он хочет и что он может, выстроить свой внутренний мир и научиться эффективно общаться с внешним миром. При этом подростку необходимо еще и определиться с выбором профессии, научиться находить общий язык со сверстниками, изменить отношения с родителями… И все эти задачи встают перед подростком одновременно.
Внутренняя позиция подростка
Важно также помнить, что позиция, в которой находится в это время подросток, очень уязвима. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, стремится отстаивать свои права. С другой же стороны, он не обладает жизненным опытом, знаниями, необходимыми навыками.
Нестабильность в позицию подростка вносит и изменяющаяся самооценка. В этом возрасте очень важно чувствовать себя уникальной, значимой личностью. Но как раз в это время подросток сталкивается с серьезной критикой в свой адрес: и учиться он мог бы лучше, и давно пора стать самостоятельным.
Вот и представьте, что чувствует подросток. Коротко можно обозначить его состояние как продолжительный стресс, который может распространиться на всю семью. Что же можно сделать, чтобы благополучно пережить этот, несомненно, сложный и для родителей, и для самих подростков период?
Что может помочь?
Другие полезные статьи:
Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от (см)?
других периодов?
Возможно взрослым было бы не так заметны черты, присущие подростковому возрасту, если бы сами подростки не стремились их «демонстрировать».
Подростки стремятся к самостоятельности и по каждому случаю показывают свою «взрослость». Есть даже такой термин, как «Чувство взрослости».
Заметный рост, увеличение выносливости и силы, появление вторичных половых признаков, конечно заставляют подростка чувствовать себя достаточно взрослым и физически зрелым. У детей такого возраста даже появляется мнение, что они превосходят взрослых и не только в силе, но и по уму.
Подростки стремятся к независимости, правда это часто оборачивается болезненным самолюбием и обидчивостью.
Характерными для подростка являются и такие черты, как неуравновешенность, повышенная возбудимость, частая и быстрая смена настроения и форма поведения.
Подростки «страдают» напускной грубостью (резкостью), агрессивностью, ложным понятием дружбы, максимализмом.
Говоря об особенностях, которые отличают подростковый возраст от других возрастов, я бы выделила следующие:
Мысли о суициде могут появиться от разных фильмов, которые влияют на психику, или от разных новостей, или у человека уже пропал смысл в этой жизни, и ребенок хочет перейти в иной мир, даже когда в семье все хорошо.
Это действительно не ловко, когда проходить по улицы и видишь парочку которая целуеться у всех на глазах.
Во- первых сам этот момент неловок, ты как бы не хотя вторгаешься в чужую личную жизнь.
Во- вторых лично мне за них стыдно, я уже вполне взрослый человек и себе не могу такого позволить.
Наверно, это все таки зависит от воспитания.
Все время возникают вопросы, когда смотрю такие видео, кто и для чего, это снимает?
Реально ли спасти наркомана? Думаю да.Но это очень тяжелая работа.В зависимости от стадии и времени пристрастия к наркотикам.Если он только начал употреблять легкие наркотики, это одно.Если он уже долгое время сидит на тяжелых( к примеру на героине) это уже другое.
Тут очень важна твердая воля и сильное желание самого наркомана.Без его воли и желания, сделать что-либо сложно.Сойти с такого пути очень и очень не просто.Наркотическая зависимость, одна из самых тяжелых зависимостей.По идеи человека надо чистить сначала, как следует.Отмаливать его.Ну и конечно нужны хорошие клиники и специалисты, наркологи, психологи итп.Такие зависимости обычно вызывают темные сущности, которые вселяются в человека и разлагают его душу и тело.(Один из примеров их проявления, это поведение девушки на видео)Последствия этого, могут быть очень плачевными.Тут все идет изнутри.Из души.Когда душа не чиста, начинается это.
Я думаю, это возможно.Но тяжело.Есть методики по управлению сознанием человека.Можно сделать так, что человек сможет перебороть эту зависимость.Но сложность в том, что его мозг и организм в целом, уже отравлен токсинами.Сознание нечисто и поэтому корректировать и изменять его очень сложно.Со здоровой более менее головой, работать попроще конечно.Но тут начинается все с души.Человека надо чистить, душу отмаливать как следует.Тогда может быть.Работа это тяжелая.Потому что еще приходится сталкиваться с теми, кто это все в человеке провоцирует.А они, ой как не хотят такого человека от себя отпускать
Что касательно медицины, тоже в принципе возможно, но сложно.И опять таки без желания.Если человеку нравится тот образ жизни который он ведет, то тут все очень сложно.А насильно, как говорят, мил не будешь.Это надо что бы человек в своей голове сам решение принял и что бы это решение, было четким и взвешенным.Потом нужна очень сильная воля, которой у такого больного, может просто напросто не хватить.И даже если он начнет бороться, долгих ломок не вытерпит.
Подростки, конечно, читать умеют. Но вряд ли они будут тратить на это время. Это первое.
Второе. Подростки рассуждают так: с кем угодно может что-нибудь плохое случиться, но только не со мной! Они искренне верят в свою силу, ловкость и защищенность. И это придает им смелости.