Какие черты присущи восточному обществу что оказало влияние на их формирование
Какие черты присущи восточному обществу что оказало влияние на их формирование
Подробное решение Параграфы § 28 по истории для учащихся 7 класса, авторов А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина 2014
Вопросы в начале параграфа
Вопрос. Какие формы политической власти существовали в странах Востока в Средние века? Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных восточных обществ? Какие ценности проповедовала древняя индийская религия буддизм?
В странах Востока преимущественно была деспотическая форма власти.
Хозяйственная жизнь характеризовалась прежде всего тем, что это были аграрные общества, в которых основным собственником земли являлось государство. Крестьяне испытывали очень сильный налоговый гнет.
Ценности буддизма: прекращение страдания и достижение пробуждения, духовного освобождения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», уход от мирской жизни
Вопросы в параграфе
Вопрос. Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры этой эпохи? Почему?
Вопросы к концу параграфа
Вопрос 1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?
формы собственности на землю: Государственная, общинная и частная. В Китае и Индии абсолютно преобладала государственная собственность на землю. Государство отдавало земли в пользование знатным людям за военную службу и крестьянам, за что они должны были платить налоги.
В Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений.
Вопрос 2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI–XVIII вв.
Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В отличие от Европы, горожане находились под неусыпным контролем государства. В Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан был дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей.
На Востоке XVI—XVII вв. – время быстрого развития городов. В городах прекрасно были развиты ремесло и торговля.
Вопрос 3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?
Государства регламентировали жизнь подданных через жёсткую сословную систему. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Государство регулировало хозяйственную жизнь. Власть устанавливала цены на важнейшие товары, на некоторые отрасли ремесла и торговли установлена государственная монополия. Так как государство являлось основным собственником земли, то, раздавая землю в пользование, оно устанавливало условия этого пользования, регулируя тем самым жизнь живущих на государственных землях людей.
Вопрос 4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.
Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал — стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания.
Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.
Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.
Задания к параграфу
Вопрос 1. Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».
Деревенская община на Востоке
Главным занятием населения в условиях традиционного общества является с/х. В Китае сложились районы интенсивного земледелия, в котором было занято абсолютное большинство населения. Обрабатывалась вся земля, пригодная для земледелия. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды. Крестьянская община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятскими. И староста и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Крестьянский труд был очень тяжёл, люди трудились от зари до зари, несли непомерные налоги, всегда были в долгах. Но именно на крестьянском труде держалось могущество государства.
Вопрос 2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.
Буддизм превратился в мировую религию, потому что основная его идея о страдании и избавления от страданий находила отклик в угнетаемых слоях населения, которых было абсолютное большинство. Если стать просветлённым, получить духовное освобождение может любой человек, значит, все люди равны.
Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения.
Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.
Вопрос 3. Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI–XVIII вв.?
Общие черты, характерные для традиционных обществ стран Востока:
— верховным собственником земель являлось государство;
— главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство;
— крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство;
Содержание верного ответа к заданию № 3
Содержание верного ответа к заданию № 3
Известно, что мировая история началась с Востока, именно он – очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты.
Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном, историко-культурном понятии. Это гигантская человеческая целостность, весьма неоднородная и противоречивая. Ей присущи некоторые общие черты: воспроизводство сложившихся социальных культур, стабильность образа жизни, жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, растворение личности в коллективе.
Восток – это, прежде всего, традиционное общество и традиционный путь развития. Откуда взялась эта традиция, как и кем она была установлена? По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых напрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, их население всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.
Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды…
Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета, и земля принадлежит сельской общине. В целях организации межобщинных работ формируется орган власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам. Однако эта власть не лишает общину автономии в решении собственных проблем. Отчисляя в пользу государства ренту-налог, община жила собственными заботами, и общинников мало интересовало, кто кого сменяет на вершине политической пирамиды. Впрочем, и государственных правителей, и их прислужников не интересовали радости и беды крестьян. Главное – вовремя получить традиционно установленную ренту-налог. (Е. И. Попов)
1. Раскройте с опорой на текст авторское понимание восточной цивилизации («Востока»). Приведите четыре признака, отличающие восточное общество.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) в нём должно быть сформулировано понимание восточной цивилизации:
Автор понимает Восток не в географическом, а в историко-культурном, цивилизационном ключе, как «гигантскую человеческую целостность, весьма неоднородную и противоречивую»;
2) приведены признаки восточных обществ:
· воспроизводство сложившихся социальных культур;
· стабильность образа жизни;
· жесткий приоритет религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления;
· растворение личности в коллективе.
2. Какие условия формирования восточного традиционного общества приводит автор, ссылаясь на ученых-востоковедов? Приведите их с опорой на текст и проиллюстрируйте любое из них конкретным примером.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) условия (признаки) формирования восточных обществ:
· во-первых, цикличность сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации;
· во-вторых, стремление противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.
2) пример, иллюстрирующий один из признаков, например:
· жизнь древних египтян полностью зависела от разливов Нила и плодородного ила, наносимого разливами (первый признак);
· древние греки всячески подчеркивали своё превосходство по отношению к другим народам, которых они считали дикарями, варварами, противопоставляли себя другим народам (второй признак).
Могут быть приведены иные верные примеры.
3. Что автор усматривает в качестве важнейшего элемента, характеризующего Восток? Каковы, по мнению автора, причины формирования особой политической организации на Востоке? (укажите две причины). В чём специфика отношений государства и общины на Востоке? Опираясь на знание курса, приведите любой признак восточного общества, помимо тех, которые указаны в тексте.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В правильном ответе должны быть приведены элементы:
1) «важнейший элемент», характеризующий восточное общество – «восточная деспотия»;
2) причины, способствующие ее возникновению:
· отсутствие у частной собственности приоритета, принадлежность земли сельской общине;
· необходимость организации межобщинных работ, способствующая формированию органа власти, который, постепенно набирая силу, становится деспотичным по отношению к общинникам.
3) приведен дополнительный признак, например:
· преобладание статики, настороженное отношение к переменам, изменениям.
Могут быть приведены иные дополнительные признаки.
4. Автор подчеркивает, что основной культурной доминантой восточного общества выступают мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды. Поясните мысль автора. Опираясь на курсы обществознания и истории, приведите три конкретных примера, иллюстрирующих культурное достояние восточной цивилизации.
Содержание верного ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:
1) пояснение, например:
Автор полагает, что в основе духовного потенциала Востока лежат мифологические религиозно-философские системы, ритуалы, в меньшей степени – наука, технологии.
2) приведены примеры:
· мировоззренческие духовные основы буддизма, возникшего в Индии;
· философия конфуцианства, появившаяся в Древнем Китае;
· «Авеста» – собрание древнейших текстов зороастризма в Древнем Иране.
Может быть приведено иное пояснение, указаны иные примеры.
§ 9. Кризис традиционного общества в странах Востока
1. Назовите характерные черты восточных традиционных обществ.
Характерные черты восточных традиционных обществ:
— государство — основной собственник земли;
— строгий контроль государства и религии всех сфер жизни человека;
— сохранение общинного хозяйства;
— деление общества на сословия и касты.
2. Сравните колониальную экспансию европейских государств в XVI—XVIII вв. с колониальной экспансией в XIX — начале ХХ в. Почему страны Востока не смогли ей противостоять?
Колониальная экспансия европейских государств в XVI-XVIII вв. совпала с эпохой Великих географических открытий. Были открыты новые морские пути, новые континенты (Австралия, Южная и Северная Америка), развивалась работорговля.
К концу XIX века образовались колониальные империи (Португалия, Испания, Голландия, Великобритания, Франция), началась борьба за расширение и приобретение новых территорий. К началу XX века завершился территориальный раздел мира между крупнейшими державами. Государства Азии и Африки разделились на две категории: колонии и полуколонии. Колонии были тесно связаны с метрополиями, они превращались в сырьевые придатки и рынки сбыта европейских товаров.
Страны Востока не смогли противостоять агрессивной европейской экспансии, так как для их были характерны традиционное общество, феодальный уклад и нежелание заимствовать научно-технические достижения Запада.
3. Почему Япония смогла прийти к модернизации, превратиться в одно из наиболее развитых государств мира и стать в конце XIX — начале ХХ в. на путь колониальной экспансии?
Япония смогла прийти к модернизации, превратиться в одно из наиболее развитых государств мира и стать в конце XIX-начале ХХ в. на путь колониальной экспансии благодаря проведению буржуазных преобразований в стране. В государстве была ликвидирована раздробленность, вытеснялся феодальный уклад. По примеру западных стран Япония стала проводить индустриализацию. Экономика государства встала на капиталистический путь развития, но из-за отсутствия ресурсов стала проводить политику колониальных захватов.
4. Охарактеризуйте национально-освободительное движение в странах Востока в первой половине XIX в. Какие изменения произошли во второй половине XIX в.? Чем они были обусловлены?
В первой половине XIX века началось национально-освободительное движение в странах Востока. В Китае была создана тайная революционная организация — «Союз возрождения Китая», а в 1898-1901 гг. произошло восстание ихэтуаней против оккупантов. Были проведены революции в Иране (1905—1911), Турции (1908) и Китае (1911—1912). Носителями идей национализма были представители интеллигенции, которые ориентировались на европейские образцы общественного и государственного устройства.
Во второй половине XIX века произошли изменения в освободительном движении. Оно стало принимать более организованные формы социального и антиколониального протеста. Изменения были обусловлены влиянием Запада, появлением первых общественно-политических организаций и обществ культурно-просветительского характера, началом формироваться идеологии национально-освободительного движения.
5. Что означает понятие «пробуждение Азии»? Приведите факты, свидетельствующие о пробуждении Азии.
«Пробуждение Азии» — череда антиколониальных и революционных выступлений в странах Востока в начале XX века.
Факты, свидетельствующие о пробуждении Азии:
— появление первых общественно-политических организаций и обществ культурно-просветительского характера;
— формирование идеологии национально-освободительного движения;
— проведение революций в Иране (1905—1911), Турции (1908), Китае (1911—1912);
— подъем национально-освободительного движения в Индии (1905—1908).
6. Используя дополнительные источники информации, составьте таблицу колониальных владений в Африке.
Страна-метрополия | Колониальные владения в Африке |
Бельгия | Бурунди, Конго |
США | — |
Германия | Танзания, Камерун |
Великобритания | Ботсвана, Гамбия, Гана, Египет, Замбия, Зимбабве, Кения, Лесото, Малави |
Франция | Алжир, Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Гвинея, Джибути, Камерун, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Тунис |
Португалия | Ангола, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Мозамбик |
Испания | Марокко |
Италия | Ливия, Сомали |
7. Объясните, почему страны Азии и Африки, достигшие в прошлом высокого уровня развития, к началу ХХ в. либо утратили независимость, либо попали под контроль европейских государств.
Страны Азии и Африки, достигшие в прошлом высокого уровня развития, к началу ХХ в. либо утратили независимость, либо попали под контроль европейских государств, так как не имели к этому времени технических и экономических возможностей, чтобы противостоять напору ведущих стран Европы, которые пережили промышленную революцию.
§ 28. Традиционные общества Востока
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ по Новой истории Юдовская 7◄
Вопрос в начале параграфа
Какие формы политической власти существовали в странах Востока в Средние века? Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных восточных обществ? Какие ценности проповедовала древняя индийская религия буддизм?
В странах Востока преимущественно была деспотическая форма власти.
Хозяйственная жизнь характеризовалась прежде всего тем, что это были аграрные общества, в которых основным собственником земли являлось государство. Крестьяне испытывали очень сильный налоговый гнет.
Ценности буддизма: прекращение страдания и достижение пробуждения, духовного освобождения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», уход от мирской жизни
Вопрос в параграфе
Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры этой эпохи? Почему?
Китайская архитектура отличается от европейской прежде всего устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. А в европейской архитектуре всегда был поиск новых форм, материалов, строительных технологий. Планировка китайских зданий и городов связна с принципом “фэн шуй”, древнего учения о гармоничной организации пространства.
Главным строительным материалом в Китае было дерево, а в Европе всё большее распространение получают каменные здания, прежде всего в городах. Главный отличительный элемент китайской архитектуры – изогнутые крыши. Это связано с технологией строительства – для крыш никогда не делали стропил, а пользовались стоечно-балочной системой
Вопросы к параграфу – Традиционные общества Востока
Вопрос 1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?
формы собственности на землю: Государственная, общинная и частная. В Китае и Индии абсолютно преобладала государственная собственность на землю. Государство отдавало земли в пользование знатным людям за военную службу и крестьянам, за что они должны были платить налоги.
В Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений.
Вопрос 2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI–XVIII вв.
Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В отличие от Европы, горожане находились под неусыпным контролем государства. В Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан был дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей.
На Востоке XVI—XVII вв. – время быстрого развития городов. В городах прекрасно были развиты ремесло и торговля.
Вопрос 3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?
Государства регламентировали жизнь подданных через жёсткую сословную систему. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Государство регулировало хозяйственную жизнь.
Власть устанавливала цены на важнейшие товары, на некоторые отрасли ремесла и торговли установлена государственная монополия. Так как государство являлось основным собственником земли, то, раздавая землю в пользование, оно устанавливало условия этого пользования, регулируя тем самым жизнь живущих на государственных землях людей.
Вопрос 4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.
Буддизм – религиозное учение, ставшее мировой религией. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Согласно его учению, вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, причина которых неудовлетворённые земные желания. После смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова.
Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека — стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.
Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал — стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания.
Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.
Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.
Задания к параграфу – Традиционные общества Востока
Вопрос 1. Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».
Деревенская община на Востоке
Главным занятием населения в условиях традиционного общества является с/х. В Китае сложились районы интенсивного земледелия, в котором было занято абсолютное большинство населения. Обрабатывалась вся земля, пригодная для земледелия. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды.
Крестьянская община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятскими. И староста и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Крестьянский труд был очень тяжёл, люди трудились от зари до зари, несли непомерные налоги, всегда были в долгах. Но именно на крестьянском труде держалось могущество государства.
Вопрос 2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.
Буддизм превратился в мировую религию, потому что основная его идея о страдании и избавления от страданий находила отклик в угнетаемых слоях населения, которых было абсолютное большинство. Если стать просветлённым, получить духовное освобождение может любой человек, значит, все люди равны.
Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения.
Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.
Вопрос 3. Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI–XVIII вв.?
Общие черты, характерные для традиционных обществ стран Востока: