Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они

Архитектура Месопотамии

Содержание:

Предмет:История искусств
Тип работы:Доклад
Язык:Русский
Дата добавления:06.05.2020

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Смотреть фото Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Смотреть картинку Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Картинка про Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Фото Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они

Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.

Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Смотреть фото Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Смотреть картинку Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Картинка про Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Фото Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Территория, получившая это название, находилась на территории современного Ирака и части Сирии. В древности эта область никогда не имела четко определенных границ. Итак, Месопотамия не является точным определением, не все историки согласны с этим. Чаще всего они говорят о Ближнем Востоке в широком смысле, то есть площадью около 2000 кв. км, включая Ирак, Сирию, Палестину и Турцию.

Месопотамия не отождествляется с конкретной цивилизацией, а тем более с определенной этнической группой. В течение тысячелетий здесь существовали или преуспели различные цивилизации и народности, в основном семитские: шумеры, аккадцы, ассирийцы, хурри, касситы, вавилоняне.

Шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры были позже завоеваны более многочисленными нападениями, созданная ими культура оказала значительное влияние на все последующие культуры.

В первой половине III тысячелетия до н. е. в Шумере формируется общество раннего класса, появляются конкурирующие между собой рабовладельческие города-государства, среди которых наиболее значимыми были Ур, Урук, Лагаш, Браду Киш, Ниппур, Сиппар, Шуруппак, Адаб, Эшнунна. В этот период границы между культом и государственной властью были почти стерты, что повлияло на тип важнейших монументальных комплексов, в которых были объединены храмы и дворцы.

Земля между двумя реками

Первые городские поселения

Появление городов

Во II раннем династическом периоде в Северной Месопотамии начался новый этап строительства городов («вторая урбанизация»). Новые городские поселения были созданы на севере Сирии, в долинах рек Балих и Хабур, а также в Ассирии. Телль Хуэр, расположенный на западном краю бассейна Хабур, является одним из крупнейших центров так называемой культуры Кранжигеля, то есть круговых поселений. В долине Синджар одним из крупнейших центров был Телль Тайя, занимающий площадь около 100 га. Ярким примером развития города является Эбла в Сирии, обнаруженная в 1964 году экспедицией из Университета Рима.

Обзор архитектуры

По-видимому, первые месопотамские жилища были сделаны из тростника и тростника, которые мы все еще находим среди арабских племен на юге страны. Расположение зданий внутри забора в современных арабских домах в Месопотамии близко к тому, которое наблюдается в жилищах самых старых слоев. Следует иметь в виду, что прошлое Месопотамии далеко не так хорошо известно нам: существуют древние периоды, о которых мы имеем более обширную информацию, чем об относительно молодых эпохах. Это происходит главным образом из-за случайного характера археологических работ в Месопотамии, а также из-за специфических условий области, где заболачивание является легким или где, в результате эрозии, сырые массы покрыты естественными слоями лесса.

Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Смотреть фото Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Смотреть картинку Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Картинка про Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Фото Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они

В короткий нововавилонский период роскошь дворцовых построек достигает, возможно, еще больших масштабов. Тематически в отделке помещений в это время запланировано определенное возвращение к более сдержанным формам, некоторой большей строгости, в отличие от живописности поздней Ассирии. Стилистически архитектура Месопотамии и Ассирии относится к тому же кругу искусств, что и архитектура Древнего Египта. Их объединяет одинаковая монументальность, простота и геометрические формы. В нововавилонскую эру то же самое стремление к грандиозному, колоссальному. Если в Египте культовый момент доминирует над всеми другими проявлениями государства как такового, и храм занимает первое место в архитектуре, то в Передней Азии главная роль отводится дворцу и крепости, а культовый момент отходит на задний план. Интересно отметить, что в Месопотамии почти полная асимметрия соответствует принципу симметрии, выраженному в египетских структурах и всей тектонической тенденции. Египетский храм был построен горизонтально, и его пространство следует воспринимать как последовательно и постепенно разворачивающееся перед аудиторией. Месопотамский храм не подразумевает, что посетитель должен ожидать в нем конечной цели в вытянутых комнатах, один за другим, в люксе. Комнаты кажутся липкими, в зависимости от необходимости, одна к другой.

Архитектура и жилое пространство

Основой всех архитектурных сооружений Месопотамии было центральное пространство, квадратное или прямоугольное, вокруг которого были отдельные комнаты. Этот базовый дизайн может существовать автономно или вписываться в более сложный архитектурный контекст.

Гипотеза о наличии второго этажа как характерного элемента жилых зданий, храмов и дворцов была выдвинута археологом Жан-Клодом Маргероном. Иногда может быть три этажа. Например, ступенчатая структура «красного здания» в Телль-Шейх-Хамеде (древний город Дур-Катлиму) на реке Хабур в ново-ассирийский период имела три уровня.

В начале III тысячелетия до н. э. для потолков широко использовались как цилиндрический свод с радиальными элементами, так и свод с наклонными плитами из щебня или кирпича (необработанного и обожженного). С конца третьего тысячелетия до нашей эры. е. Существует три основных метода кладки: каменные плиты с выступающими краями («ложное хранилище»), цилиндрический свод, облицованный радиальными частями, и «ребристый свод» из наклонных элементов. Сводчатые этажи того времени известны нам по подземным сооружениям, таким как погребальные камеры и резервуары.

Они редки в земной архитектуре, так как большинство из них не сохранилось, за исключением арочных дверных проемов. Круглая крепость в Телль-Губба, в бассейне Хамрин в Центральном Ираке (I ранний династический период), является древним зданием, в котором были обнаружены комнаты, которые были покрыты «ложным сводом».

Система «ложных хранилищ» из каменных плит встречается в погребальных сооружениях Нижней Месопотамии (Ур), Мари и Северной Месопотамии, а также в помещениях продовольственных складов (Телль Хазна, Телль Ракай, Телль Аттидж) и домашнего хозяйства.

(Телль-Ясса-эль-Гарби и др.), Которые восходят к началу третьего тысячелетия до нашей эры. е. Археолог Дэвид Оутс (David Oates, 1966) полагает, что именно в Южной Месопотамии был изобретен метод строительства хранилища с радиальными элементами, который позднее был использован на севере (Tell Rimach). Бочковое хранилище, согласно Оутсу, могло быть разработано архитекторами 3-й династии Ур и, возможно, аккадскими архитекторами с 2350 года до нашей эры. е. Причину появления этой техники следует искать в отсутствии качественной древесины для строительства и прочности свода, способного выдерживать значительные нагрузки.

То же самое можно сказать и о храмах, которые иногда занимают целые кварталы. В Ассирии храмы, очевидно, имели свои владения и, следовательно, большую экономику. Слава Вавилона как города необычайной роскоши связана именно с этим периодом, когда жизнь высших слоев общества была пронизана великой утонченностью.

Город и его структура

Общий план городов, которые постоянно развивались и трансформировались с течением времени, развивался под несомненным влиянием ранее существовавших поселений, в свободном пространстве между архитектурными сооружениями и местами отправления культа.

Обычный план городского развития обычно встречается во вновь основанных городах, построенных с определенными целями: контроль над речными или сухопутными маршрутами или приближение к природным ресурсам, доминирование территории и т. д. иногда встречались поселения с круговой планировкой.

В северной Месопотамии такие поселения характерны для второй и третьей четверти третьего тысячелетия до нашей эры. е. Например, Телль Хуира (более 100 га) и Телль Бейдар (около 30 га) в Сирии. Структура Телль-Бейдара образована концентрическими кругами, которые выделяют 4 зоны: внешние укрепления; нижний город лишен построек; верхний город диаметром 400 м, который находился на высоте около 20 м; а центр представляет собой небольшой акрополь диаметром около 60 м и высотой 7,5 м, занимаемый дворцом. На южном склоне акрополя стояли храмы на ступенях; главные улицы расходились в лучах от центра, а пересекающие их улицы были проложены вдоль террас.

Была развитая дорожная сеть. На перекрестке улиц были широкие перекрестки; большие дороги внешнего города были расположены концентрическими кругами внутри городской стены.

Строительные материалы

По понятным причинам глина чаще всего использовалась из строительных материалов. Сырые кирпичи были сделаны из глины, смешанной с соломой. Из-за его пластичности из него также были созданы декоративные элементы: витые полуколонны украшают фасад храма в Телль Риме, древний Харран (на равнине Синджар), храм Е-Баббар в Ларсе (в мезопотамском аллювии) и храм мадам Апум в Телль-Лейлан, древний Шубат Энлиль (в Северной Сирии) II тысячелетия до нашей эры. е. Обожженный кирпич первоначально использовался в основном для фундаментов и подземных сооружений, а с 1-го тысячелетия до нашей эры. е. нашел более широкое применение в архитектуре.

В Нижней Месопотамии основными материалами, доступными для строителей, были тростник, кустарники и финиковая пальма. В частности, язычки использовались для покрытия крыш и стен. Слой тростника был заложен между каждыми 3-4 рядами кирпичей в фундаментах зданий или во время строительства зиккуратов (например, в Уруке). Сохранились изображения камышовых построек урукского периода, не найденные при раскопках.

Пальмовая древесина использовалась для кровли. Кроме того, наиболее распространенным местным деревом был тополь, из которого были сделаны бревна длиной до 3-4 м. По большей части древесина для строительства импортировалась в основном из северо-западных районов Сирии (горы Аман и Телец); кедр, можжевельник, кипарис и дуб были привезены из Ливана. Из длинных стволов кедра были изготовлены бревна длиной до 12 м, из-за аромата и прочности кедр был высоко оценен, его часто использовали в монументальной архитектуре. Деревянные доски с прямоугольным или круглым сечением «усилены» высокими постройками; Этот метод встречается в основном в северной Месопотамии.

В месопотамском аллювии нет щебня. В предгорных и горных районах можно найти камень, пригодный для строительства, а базальтовые породы и гипс (в небольших количествах) находятся, соответственно, в долинах среднего течения Евфрата и Тигра. Щебень использовался для фундаментов, лестниц и ступеней, каркасных проходов, порогов, ортостатов, для облицовки несущих конструкций и перегородок; это часто встречается в настиле, строительстве и облицовке таких конструкций, как причалы, платформы и различные контейнеры.

Битум доставлялся из Хита на Евфрат или из района Киркука и служил связующим строительным раствором для кирпичей, особенно если здания предназначались для контакта с водой (например, резервуарами), а также во время строительства гробниц. В I тысячелетии до нашей эры. е. битум часто использовался для соединения стен с фундаментом (например, южного дворца в Вавилоне) и крепления каменных стен забора.

Щебень использовался для фундаментов, лестниц и ступеней, каркасных проходов, порогов, ортостатов, для облицовки несущих конструкций и перегородок; это часто встречается в настиле, строительстве и облицовке таких конструкций, как причалы, платформы и различные контейнеры.

Дворец

С III тысячелетия до н. э. дворец был доминирующим городом. Дворец и храм не были связаны друг с другом и были четко разделены в структуре города. Мария является исключением, потому что здесь, с раннего периода династии, место храма находилось внутри стен дворца. В одном городе может быть несколько дворцов. Например, в Мари, в период Шакканакку, помимо королевского дворца, был построен второй (восточный) дворец. Он служил временной резиденцией короля, в то время как в главной резиденции велась реконструкция. В период новой Ассирии почти каждый царь построил свой собственный дворец, и, таким образом, в Нимруде и в Ниневии у нас есть несколько зданий, в которых короли, принцы или сановники жили в разное время.

Дворец Среднего и Нового Ассирийского периодов был построен по строгим правилам разделения пространства: официальные помещения (бабану) располагались вокруг входного двора, а частные палаты (битану) располагались на боковой стороне двора и были скрыты. от посторонних глаз. Аналогичный принцип наблюдался в северо-западном дворце Ашшурнацирапала II в Нимруде, завершенном и открытом в 879 году до нашей эры. как сказано на памятной стеле. Тронный зал шириной 10,5-11 м располагался рядом с лестницей, по которой правитель спускался из своих личных покоев. Дворец в Хорсабаде (на севере Ниневии) стоял на самом высоком месте цитадели, на террасе.

В самой высокой точке сооружения, его северо-восточной части, находился тронный зал. В целом, в Ново-Ассирийском дворце было два двора (публичный и частный), но здесь структура общественных помещений сложна. На южном склоне был комплекс храмов Сина, Шамаша, Адада, Нинурта, Эа и Нингаля; последний храм был расположен в южном дворе, который В.Плас принял за гарем.

Храм и зиккурат

Центральное положение храма в структуре города, установленного как архитектурный принцип в урукский период, можно проследить далее. Храм был не только религиозным центром, но и центром хозяйственной и административной деятельности. В структуре церкви важное место занимали склады для хранения товаров, продуктов и других ценностей, а также места, отведенные под архивы, рабочие помещения и т. д.

На основе пространственной структуры можно выделить пять наиболее распространенных типов храмов:

Зиккурат представлял собой монументальную ступенчатую башню, возникшую в доисторический период.

Наконец, зиккурат как религиозное сооружение сформировался в эпоху III династии Ур, особенно во времена правления короля Ур-Намму, которому приписывают строительство множества зиккуратов. По их наиболее хорошо сохранившимся образцам в Уре и Уруке можно судить о форме (Ур) и строительном оборудовании (Урук, поскольку здесь центральная часть сырцового кирпича лишена облицовки из обожженного кирпича). Зиккураты встречаются во многих городах Месопотамии, например, в Ашуре, Акар-Куфе, Уре, Уруке, Кар-Тукулти-Нинурте, Телле Римахе, Хорсабаде, Нимруде и Вавилоне (знаменитой Вавилонской башне).

Зиккурат в Уре был построен шумерским царем Ур-Намму; это вписано в священное место храма, посвященного богу Нанне. Центральное здание представляет собой массивное прямоугольное здание из глиняного кирпича (62,5 х 43 м), состоящее из трех террас, одна над другой, уменьшающейся площади с плиточными ступенями. Первая терраса высотой около 11 м была облицована обожженным кирпичом, скрепленным асфальтом; верхние террасы были более низкой высоты. На верхней террасе находился храм, во главе которого стояла монументальная лестница с тремя пролетами, расположенная посередине фасада здания.

Как выглядел верхний храм, неизвестно; не было найдено ни одного зиккурата с сохранившейся верхней частью. В Уруке центральное массивное здание все еще имеет прямоугольник в плане, размеры которого (55,1 х 55 м) соответствуют размеру храма в Уре.

В Северной Месопотамии зиккураты появились во II тысячелетии до нашей эры. е. Наиболее известными из них являются зиккурат бога Энлиля в Ашшуре и высокий храм в Телль Риме в Синджаре. В Нимруде руины зиккурата находятся в северо-западном углу акрополя. Он был разрушен и превращен в конический холм высотой около 43 м, но его первоначальная высота, очевидно, достигла 60 м. Зиккурат находился рядом с храмом Нинурты, ассирийского бога войны и охоты, покровителя города Халку. В северной традиции, к храму часто примыкали зиккураты и составляли с ним единый комплекс. Например, ансамбль II тысячелетия до н. э. в Телль-Риме или Центрально-Ассирийском комплексе храма бога Ашшура в Кар-Тукулти-Нинурте.

Архитектура жилых зданий

В отличие от монументальной архитектуры (дворца и храма), многие факторы непосредственно влияли на планировку и назначение жилого здания: климат, рельеф и т. д. Они обусловили выбор материалов и места для строительства (например, ветра, которые привносили прохладу были учтены ночи, водоснабжение и т. д.); несомненно, важными были методы строительства, экономические возможности владельцев и функциональность. Внешний вид жилого здания менялся в зависимости от потребностей людей, проживающих в нем, особенно в отношении архитектуры частных домов, не рассчитанных на долговечность (в отличие от дворцовых и храмовых построек). По найденным объектам можно определить социальный статус людей, которые жили в доме: например, фрагменты фресок в главном здании сохранились в некоторых домах города Нузу (современный поселок Иорган-Тепе к югу от Киркука). Дренажные системы, санузлы, хранилища продуктов питания, центры и места отправления культа обычно были оборудованы в домах.

В домах Дера, Ура и Ниппура, относящихся к древнему вавилонскому периоду, и в трехчастных постройках конца II тысячелетия до нашей эры. е. религиозные постройки и маленькие, умело оштукатуренные алтари были найдены в Телл-Лун-Бак на среднем Евфрате.

Помещения дома были построены вокруг пространства двора, почти квадратной формы. Такие дома встречаются уже в урукский период (например, Хабуб-Кабир в Среднем Евфрате), затем в III тысячелетии до нашей эры. е. (Скажите Асмар и Хафадж в долине Дияла, Абу Салабих в Южной Месопотамии, Скажите Тая в Синджаре и Мари в Среднем Евфрате) и во 2-м тысячелетии до нашей эры. е. (Ашур, Телл-Билл, Вавилон, Ур и Урук). Аналогичная планировка использовалась при строительстве дворцов, являясь основным элементом местной архитектуры; Центральный двор часто был покрыт сверху, как показали многочисленные исследования Маргерона.

В этом типе жилища, как в III («красное здание» в Мари), так и во II (Ур) и I тысячелетии до н. э. (Вавилон), часто был второй этаж. Археологические исследования в Уре (II тысячелетие до н. э.) Показывают, что галерея может проходить вдоль верхнего этажа вокруг двора.

Вывод:

Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этнических групп, составляющих ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур поздних периодов: греческой. Арабская, индийская, а затем и византийская культура.

Несмотря на ранний период становления этой культуры, в ней содержится множество удивительных догадок, а иногда и открытий, которые оказали значительное влияние на дальнейшее развитие письменных, астрономических, математических и других знаний.

В ходе работы над тезисом, цели и задачи этой работы были выполнены, материал по архитектуре Месопотамии был изучен.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Смотреть фото Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Смотреть картинку Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Картинка про Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Фото Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем ониКакие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Смотреть фото Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Смотреть картинку Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Картинка про Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Фото Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Презентация по МХК «Месопотамия»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Смотреть фото Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Смотреть картинку Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Картинка про Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они. Фото Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах государствах месопотамии чем они

Описание презентации по отдельным слайдам:

МЕСОПОТАМИЯ МЕОСПОТАМСКИЙ ЗИККУРАТ – ЖИЛИЩЕ БОГА. ЗИККУРАТЫ В УРЕ И ВАВИЛОНЕ. ГЛАЗУРОВАННЫЙ КИРПИЧ И РИТМИЧЕСКИЙ УЗОР – ОСНОВНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА. ВОРОТА ИШТАР, ДОРОГА ПРОЦЕССИЙ В НОВОМ ВАВИЛОНЕ.

Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н.э. на территории «плодородного полумесяца» между тигром и Евфратом, дав жизнь красочной культуре Месопотамии (двуречья). Эта культура, как было принято в древних земледельческих родоплеменных общинах, отражала главное для них – обеспечение плодородия на основе ведения общинно-ирригационного сельского хозяйства. Культуру Месопотамии делят на несколько периодов. По названию городов-государств Шумер на юге и Аккад на севере культура Месопотамии IV-II тыс. до н.э. именуется шумеро-аккадской. По Вавилону на юге (1894-732 гг. до н.э.) и Ассирии на севере (1380-625 гг. до н.э.) – ассиро-вавилонской. Новый Вавилон обусловил появление нововавилонской, или халдейской, культуры (626-538 гг. до н.э.), стиль которой продолжился в художественных традициях Персии.

Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов. Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Его размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные горы, долины, реки. Частые, а временами катастрофические подъёмы солёных грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.

Зиккурат этеменнигуру в уре (xxi в. до н.э.) – храм шумерского бога луны нанны: четыре кубических монолита, соединенные лестницами. Стены каждой платформы имели вертикальные кирпичные выступы, по которым струился зигзагообразный узор из перламутра, раковин, металлических пластин и керамических гвоздей, чьи шляпки под яркими лучами солнца вспыхивали красными. Чёрными, синими, золотистыми искрами. Широкие площадки платформ заполняли растения в кадках: гранаты, виноград, розы, жасмин. Подобные «висячие сады», возникшие как способ спасения от грунтовых вод, впоследствии стали главной изюминкой в украшении дворцов ассирийских и вавилонских царей.

Зиккурат этеменанки (vi в. до н.э.) Храм вавилонского бога солнца Мардука, возведенный на священной территории в Новом Вавилоне. В библейской легенде о том, как Бог в гневе смешал языки людей, решивших построить башню до небес, он получил название Вавилонская башня. Храм состоял из семи платформ. Вертикальные выступы на стенах каждой платформы дробили их тяжеловесные объёмы, придавая силуэту устремленность ввысь, к небу. Спираль пандуса, кольцом опоясывающая зиккурат, сообщала ему дополнительную легкость. Благодаря слепящей глазури пяти нижних платформ белого, чёрного, красного, синего, жёлтого цветов сооружение приобретало вид сказочного фантома, парящего в эфире, но не теряющего при этом монументального величия. Две последние платформы, облицованные серебряными и золотыми пластинами, отражая солнце, излучали такое сияние, что теряли очертания и казались воплощением лучезарного бога.

Зиккураты, ирак ур чога-замбиле

Красочны и монументальны были и сооружения общественного назначения, дворцы ассирийских и вавилонских владык. Сочетание строгой графики и красочной декоративности – еще одна особенность месопотамского стиля в архитектуре и изобразительном искусстве. При этом многократное воспроизведение одного и того же рельефа на глазурованных кирпичах белого, чёрного, красного, синего, жёлтого цветов создавало особый церемониальный ритм.

Дорогу процессий, которая вела от ворот к святилищам, обрамляла стена, также облицованная изразцами. По их бирюзовому полю величаво ступали рычащие львы кофейного цвета с роскошной рыжей гривой и оскаленной пастью; их мерная поступь как бы вторила шествию людей к храму.

Царская охота (рельеф дворца царя ашшурбанапала) Помимо монументальности и красочной декоративности искусство Месопотамии отличалось предельной точностью при изображении живой природы. Это видно по рельефам на алебастровых пластинах, сплошным ковром выстилавших стены ассиро-вавилонских дворцов снаружи и изнутри. Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению даров, царской охоте, а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с «древом жизни» – божеств возрождающейся весенней природы.

Человеческая фигура на ассирийских рельефах изображалась с полным или в три четверти разворотом плеч, ногами и лицом в профиль. При этом, не придавая значения портретному сходству, месопотамские художники достаточно точно воспроизводили азиатский типаж: коренастая мускулистая фигура, большая голова с тяжёлой нижней челюстью, крючковатым носом, торчащим, как птичий клюв, тонкими извилистыми губами, низким скошенным лбом и огромным глазом, глядящим на зрителя. Царя можно было узнать по длинной завитой бороде, густым волосам, тоже завитым и ниспадающим на плечи, могучему торсу и пышно изукрашенным одеждам из вышитых тканей с бахромой и тяжёлыми кистями.

выводы Характерные для народов Месопотамии обожествление царской власти и культ богов обусловили строительство посвященных им монументальных зиккуратов, ставших знаковым явлением месопотамского искусства. Вместе с тем не стесненное религиозными рамками, поскольку вся полнота власти была сосредоточена в руках царей, месопотамское искусство носило по преимуществу светский характер с преобладанием в зодчестве дворцовых и общественных сооружений. Наряду с масштабностью они отличались пышной декоративностью. Органичный сплав ликующей красочности глазурованного кирпича и жесткости линейного ритма рельефа составляет самобытность месопотамского стиля. Самобытное месопотамское искусство сильно повлияло на искусство ближайших соседей – египтян и персов. В более поздние века оно распространилось через Северную Африку на западноевропейское искусство, а через народы, населявшие бассейн Каспийского моря, на Восточную Русь.

? Какие черты характерны для архитектурных сооружений в городах-государствах Месопотамии? Чем они обусловлены? Какие декоративные средства использовали зодчие для украшения храмов Этеменнигуру в Уре и Этеменанки в Новом Вавилоне? Что общего в их декоре? Какие реалии отражены в ассиро-вавилонских рельефах?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *