Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 54 Врождённые и приобретенные программы поведения

Стр. 337. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Как возникли врождённые формы поведения?

Врожденные формы поведения являются инстинктами или безусловными рефлексами животных или человека. Они, как правило, направлены на то, чтобы выживать в определённых условиях, удовлетворять основные потребности, несмотря на возраст и пол индивидуума.

№ 2. Почему в детстве люди легко овладевают языком?

Я думаю, что в детстве ресурс мозга не использован, а потому с его развитием происходит и активная работа, которая позволяет усвоить больше новой информации.

№ 3. Чем рассудочная деятельность отличается от условно-рефлекторной?

Условно-рефлекторная деятельность регулируется исключительно условными раздражителями, которые меняются и активируют последовательность разных рефлексов, которые направлены на реализацию того, что может удовлетворить потребность.

Рассудочная деятельность регулируется уже высшей нервной деятельностью. С ее помощью человек или животное может контролировать свои рефлексы и направлять их на достижение других целей.

4. Почему в ходе выработки навыка временно ухудшаются результаты?

В процессе выработки навыка происходит перестройка динамического стереотипа и образование новых систем связей.

Лабораторная работа. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа

Стр. 342

Условия работы:

Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестрой­кой динамического стереотипа.

Ход работы:

Измеряем, сколько секунд потребуется, чтобы написать скоро­писью какое-либо слово, например «Психология».

С правой сторо­ны ставим затраченное время.

Предлагаем испытуемому написать то же слово зеркальным шриф­том: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Делаем 10 попыток, око­ло каждой из них с правой стороны ставим время в секундах.

Оформление результатов:

Строим график. На оси X (абсциссе) отмечаем порядковый но­мер попытки, на оси У (ординате) — время, которое было потрачено на написание очередного слова.

Считаем, сколько разрывов между буквами было при написа­нии слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Называем число букв, в которых встречаются элементы, написан­ные старым способом.

Время на написание слова, с.
Обычным способомСпособом зеркального письма
6Попытки
12345678910
424039,53837,536,236353330

Вывод: при написании слова «Психология» обычным способом организм не ощущает дискомфорт. Все выполняется автоматически и занимает всего 6 секунд. При написании слова «Психология» зеркальным шрифтом справа налево организм начинает учиться новым действиям, затрачивается дополнительное время на написание каждого элемента буквы. Происходит угасание выработанных условно-рефлекторных реакций. С каждой попыткой навык обратного письма улучшается, а потому времени затрачивается меньше.

Ответы:

№ 1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?

При написании слова новым росчерком происходит обдумывание движений по выведению той или иной буквы.

№ 2. Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?

Да, такие попытки делаются, происходит формирование нового динамического стереотипа, а потому все действия выполняются без инструкции.

№ 3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами – вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.

При написании слова в зеркальном отражении старый стереотип держится долго, но потом он уступает место новому – происходит повторение одного и того же раздражителя. В результате образуется новый навык, который продолжает конкурировать со старым.

Стр. 344. Вопросы

№ 1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врождённым, а какие — к приобретённым?

К врожденным формам поведения можно отнести:

наследственные рефлексы (инстинкты);

безусловные рефлексы (пищевой рефлекс – сосание, глотание);

рефлексы, которые обеспечивают приспособленность организма к окружающим условиям постоянной среды (защитный рефлекс – мигание; ориентировочный рефлекс).

К приобретенным формам поведения можно отнести условные рефлексы, которые подкрепляются рассудочной деятельностью.

№ 2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?

Человек унаследовал от обезьяноподобных предков пищевой, защитный, ориентировочный рефлекс и рефлекс продолжения жизни.

№ 3. Что такое инстинкт?

Инстинкт – это совокупность врожденных тенденций и стремлений, которые выражены в форме сложного автоматического поведения в ответ на внутренние или внешние раздражения.

№ 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?

У новорожденных животных и птиц развито свойство запечатления, благодаря которому с рождения они запоминают определенные часто появляющиеся перед ними образы, предметы. По ним в будущем они будут ориентироваться в пространстве. Утята, выведенные курицей, следуют за ней как за объектом, который был первым попавшим им на глаза.

№ 5. Объясните, почему условные рефлексы получили такое название.

Для выработки условных (приобретенных) рефлексов должны существовать определенные условия.

Стр. 344. Задания

№ 1. Примером динамического стереотипа может быть письмо и чтение. Нередко мы пишем под диктовку, пропуская звуки, которые слышатся, но не пишутся, либо, проставляя те, что не слышатся, но пишутся. Вспомните, как вырабатывался у нас этот динамический стереотип.

Долгие тренировки и повторение звуков, написание букв и слов помогло нам освоить чтение и письмо.

№ 2. Обобщите изученный материал о безусловных и условных рефлексах. Выберите критерии сравнения. Составьте и заполните таблицу «Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов».

ОсобенностиБезусловные рефлексыУсловные рефлексы
ВозникновениеВрожденныеПриобретенные
Причина возникновенияВ ответ на адекватные раздражителиВ ответ на индифферентный раздражитель
СуществованиеВ течение жизни сохраняютсяМогут угасать из-за отсутствия повторения
НаследственностьНаследуютсяНе наследуются
ФормаВидовыеИндивидуальные

3. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение или презентацию о работе австрийского учёного Конрада Лоренца.

Конрад Лоренц – австрийский этолог и зоолог, который стал первооткрывателем новой науки – этологии – изучение характера и поведения животных в естественных для них условиях. Родился ученый в Альтенберге в 1903 году и уже с малых лет стал интересоваться жизнью животных. Получив образование в обычной школе, он поступил в гимназию при шотландском монастыре в Вене, а в 1922 году поступил в Колумбийский университет Нью-Йорка. Через полгода Конрад вернулся в Австрию и поступил на медицинский факультет Венского университета. Некоторое время после его окончания он работал лаборантом на кафедре анатомии и занимался написанием диссертации по медицине, параллельно исследуя инстинктивное поведение животных.

В 1928 году Лоренц защитил диссертацию, но по-прежнему занимался исследованиями по зоологии. Он впервые применил сравнительный метод к моделям поведения животных – сопоставлял поведение разных видов. Чуть позже стал создателем теории импринтинга. В ее основе лежало запечатление в памяти животных определенных объектов, которые потом использовались для ориентации в пространстве. Ярким тому примером является реакция следования, которую Лоренц мог наблюдать у маленьких утят еще в детстве.

Собрав все свои наработки, вместе с К. Фришем и Н. Тинбергеном Лоренц разработал учение об инстинктивном поведении животных, исследовал все процессы, которые лежат в общении и поведении животных друг с другом. В основе его теории об инстинктах лежало поведение особей, которое начинается именно с внутренних мотивов, заставляющих животное искать определенный набор стимулов, обусловленных окружающей средой.

№ 4. Опираясь на знания, полученные из предыдущих курсов биологии, предположите, для представителей каких групп животных условные рефлексы имеют наибольшее значение.

Условные рефлексы имеют наибольшее значение для животных, у которых есть кора головного мозга. Это все позвоночные, включая птиц, рыб, амфибий, рептилий и млекопитающих.

Источник

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

1 При написании обычным способом разрывов мало, когда человек пишет слово зеркально первый раз у него количество разрывов уменьшается.

Постепенно рука начинает привыкать к новой манере письма.

Это случается несколько раз пока результат становится стабильным.

3 Слово написанное в зеркальном виде с каждым разом смещаентся влево.

Рука сама пытается написать слова обычным способом.

Это говорит о борьбе между старым и новым сериотипами.

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции?

Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции?

Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Пример динамического стереотипа, срочно?

Пример динамического стереотипа, срочно.

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Сопоставьте инстинкты с выработанным динамическим стереотипом?

Сопоставьте инстинкты с выработанным динамическим стереотипом.

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Заранее Спасибо?

Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные эле¬менты, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Сопоставьте инстинкты с выработанным динамическим стереотипом?

Сопоставьте инстинкты с выработанным динамическим стереотипом.

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Написать 1)условный рефлекс : а)значение ; 2)отличительные черты?

Написать 1)условный рефлекс : а)значение ; 2)отличительные черты.

2)рассудочная деятельность : а)значение ; б)отличительные черты.

И 3)динамический стереотип : а)значение б)отличительные черты.

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Пжл)) Отличительные черты и пример : 1?

Пжл)) Отличительные черты и пример : 1.

Условный рефлекс 2.

Рассудочная деятельность 3.

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Ребят, помогите В основе навыка вождения автомобиля у опытного водителя лежит 1) динамический стереотип 2) инстинкт 3) рассудочная деятельность 4) безусловный рефлекс?

Ребят, помогите В основе навыка вождения автомобиля у опытного водителя лежит 1) динамический стереотип 2) инстинкт 3) рассудочная деятельность 4) безусловный рефлекс.

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

В основе навыка вождения автомобиля у опытного водителя лежит?

В основе навыка вождения автомобиля у опытного водителя лежит.

1) Динамический стереотип 2) Инстинкт 3) Рассудочная деятельность 4) Безусловный рефлекс.

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

1. Корень 2. Семя 3. Плод 4. Семя 5. Плод 6. Листья 7. Корень 8. Плод 9. Листья 10. Плод 11. Корень.

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Гормоны выполняют функцию защиты, а фермент и витамины питают.

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Ответ : из подсолнечника и сои б) и г).

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Человека создал Бог и все! Ну можно еще написать что первыми людьми были Адам и Ева все.

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Растения играют очень важную роль в природе и в жизни человека. Если бы не было их, не было бы и нас. Они выделяют кислород, без которого человек не может существовать. Так же они являются прекрасной частью декора.

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Побег лишнее, т. К. это начинающее расти растение.

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

У грызунов есть пара верхних и нижних резцов, которыми они откусывают пищу, коренные зубы с плоской жевательной поверхностью. Есть пустое пространство между резцами и коренными зубами. Передняя сторона резцов покрыто твердой эмалью, при поедании пи..

Источник

Динамический стереотип: это хорошо или плохо?

Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Смотреть картинку Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Картинка про Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа. Фото Какие факты говорят что при разрушении динамического стереотипа

Любое утро может быть добрым! Даже если вы сова и ни разу не жаворонок! А сомневающимся принято рассказывать историю о том, как один офисный служащий спросонья залил в домашнюю кофе-машину энергетический напиток вместо воды. И лишь на полпути к офису спохватился, что забыл воспользоваться своим автомобилем и идет пешком.

Есть, разумеется, и другие способы сделать утро добрым, о чем мы вам расскажем на наших программах «Самопознание» и «Когнитивистика». А сегодня речь пойдет про динамический стереотип и то, как он формируется, функционирует, разрушается, перестраивается.

Забегая чуть-чуть вперед, уточним, что делать по утрам кофе и уезжать на работу личным автомобилем – это динамические стереотипы. А вот если забыть сделать привычный набор действий – дойти до парковки, сесть в машину и уехать на ней – это будет пример нарушения динамического стереотипа. И всего-то нужно для этого, чтобы в предшествующий динамический стереотип закралась одна маленькая неточность.

Впрочем, мы обещали забежать вперед не очень далеко, а лишь чуть-чуть, поэтому вернемся к началу и начнем с того, что же такое динамический стереотип.

Что такое динамический стереотип и как он работает?

Итак, динамическим стереотипом называют сложную условно-рефлекторную реакцию, которая вырабатывается через многократные повторы каких-либо действий или ситуаций путем формирования ответа на внешние раздражители. По сути, динамический стереотип представляет собой последовательность условно-рефлекторных актов, которые идут в определенном порядке.

Термин «динамический стереотип» ввел в научный оборот первый российский лауреат Нобелевской премии академик Иван Петрович Павлов (1849-1936), посвятивший жизнь изучению высшей нервной деятельности, условных и безусловных рефлексов у млекопитающих. Собственно, динамический стереотип – это и есть сложный условный рефлекс, сформировавшийся под воздействием определенных регулярно повторяющихся ситуаций и обстоятельств. Еще можно сказать, что динамический стереотип – это способность мозга объединять в систему отдельные рефлекторные акты так, чтобы они происходили в нужной последовательности.

Уточним, что стереотип – это часть прошлого опыта, закрепившегося в сознании и постоянно используемого для решения типовых задач. Как вариант, можно сказать, что это оценка чего-либо, сформированная на основе предыдущего опыта и предопределяющая ту или иную реакцию на событие либо явление.

Определение «динамический» подразумевает, что стереотип может находиться в динамике. В частности, постепенно формироваться, видоизменяться при изменении ситуации, разрушаться, если он окажется «невостребованным» обстоятельствами, и восстанавливаться вновь, если восстановятся условия, в которых он сформировался.

К теме условных рефлексов и динамических стереотипов Павлов неоднократно обращался в своих работах, с которыми можно ознакомиться в полном собрании сочинений [И. Павлов, 1951]. В более поздние годы интерес к теме не угас, о чем свидетельствуют дальнейшие исследования. В частности, к работам Павлова обращались его зарубежные коллеги. В качестве примера можно привести обзор Pavlov’s conceptualization of the dynamic stereotype in the theory of higher nervous activity («Осмысление Павловым динамического стереотипа в теории высшей нервной деятельности») [G. Windholz, 1996].

Из отечественных исследований, признанных широкой научной общественностью, стоит назвать работу «Роль экстраполяции и динамического стереотипа в механизмах формирования и совершенствования адекватных моторных координаций» (Role of extrapolation and dynamic stereotype in the mechanisms of the formation and improvement of adequate motor coordinations) [Н. Зимкин, 1982].

А для широкого круга читателей будет весьма интересна книга «Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности», вышедшая в свет на стыке тысячелетий [К. Судаков, 2002]. К слову, автор этой книги рассматривает «Динамический стереотип как системное свойство мозга», причем его работа вызывала в свое время интерес зарубежных ученых и была переведена английский язык [К. Судаков, 2001].

И даже если человеку неизвестен термин «динамический стереотип», примеры таких условно-рефлекторных реакций пронизывают всю его жизнь с самого раннего детства. Ходьба, бег, плаванье, пользование ложкой и вилкой, завязывание шнурков и застегивание пуговиц – это тот или иной динамический стереотип навыков, наработанный многократными повторами одного и того же действия. Это были самые простые примеры динамических стереотипов, однако к таковым относятся не только двигательные навыки.

Есть и более сложные динамические стереотипы. Однако какой динамический стереотип ни возьми, в основе, в любом случае, лежит повторяемость действий, простых или сложных, производимых ежедневно или ежесезонно, в определенное время или в определенных обстоятельствах.

Например, утром нужно вставать, а ночью спать, во время игры в футбол мячик пинают ногами, а во время игры в баскетбол бросают руками, зимой носят теплую одежду, а летом легкую, писать нужно слева направо, а придя на работу в офис, нужно сначала выпить кофе и разобрать почту. В принципе, любая трудовая, игровая, спортивная, мыслительная, производственная деятельность представляет собой динамический стереотип.

При желании можно составить алгоритм действий водителя, садящегося за руль автомобиля, фрезеровщика, включающего фрезерный станок, дворника, подметающего улицу, химика, ставящего опыты, музыканта, исполняющего музыкальное произведение.

Однако имеющий достаточный практический опыт водитель, фрезеровщик, дворник, химик, музыкант, представитель любой другой профессии выполняет свой алгоритм действий на «автомате», не задумываясь о последовательности перед каждым взмахом метлы, поворотом руля или касанием клавиш фортепиано.

Это и есть динамический стереотип в действии. Он работает, как слаженная система условно-рефлекторных процессов, на основе которой формируются привычки и навыки. Эта система позволяет человеку производить привычный набор действий с максимальной эффективностью, не затрачивая время и силы на обдумывание их последовательности, технологии или целесообразности.

Чтобы было легче понять суть явления, представьте, что водитель, садясь за руль, каждый раз был бы вынужден вспоминать, что сначала нужно включить зажигание, потом выжать сцепление, потом убедиться в отсутствии помех и начать движение. Или учитель химии перед каждым уроком вспоминал бы, как правильно крепить пробирку и что куда следует наливать: серную кислоту в воду или воду в серную кислоту. А любой человек, перед тем как что-то написать или напечатать, вспоминал бы, как правильно держать ручку или где находятся буквы на клавиатуре.

Динамический стереотип письма – это тоже определенная последовательность рефлекторных актов, начиная от того, как правильно держать ручку, и заканчивая оформлением текста. На этой же основе, кстати, формируется динамический стереотип зеркального письма, когда человек пишет не правой, а левой рукой, и не слева направо, а справа налево.

Такая практическая перестройка динамического стереотипа занимает, на самом деле, не так уж много времени, потому что основа уже заложена. Да и темп зеркального письма после некоторых тренировок может быть почти таким же, как обычного, в чем можно убедиться на примере видео «Зеркальное письмо»:

Желающие, к слову, могут попробовать научиться «зеркальному письму». Благо, сегодня доступны подробные разработки на эту тему и даже план лабораторной работы «Выработка навыка зеркального письма» для 9 класса общеобразовательной школы [infourok.ru, 2019].

Однако если для некоторых любознательных правшей перестройка динамического стереотипа письма – это всего лишь эксперимент, для многих левшей «зеркальное письмо» становится настоящей проблемой, потому что у них не получается писать, как нужно, и не удается сформировать стандартный динамический стереотип письма.

Как правило, им требуется помощь педагогов и психологов. Некоторые разъяснения и практические советы по работе с «леворукими» детьми можно найти в специальном видео «Леворукость у ребенка. Зеркальное письмо. Ребенок левша», автором которого является педагог начальной школы с большим практическим опытом работы:

Конечно, бывает, что самые простые действия кажутся сложными не только для левшей. Однако это, как правило, означает, что количество повторов действия было недостаточным для того, чтобы довести навык до автоматизма.

Кроме облегчения повседневного порядка действий, динамические стереотипы помогают человеку адаптироваться к привычно меняющимся ситуациям и обстоятельствам. Например, к тому, что день сменяет ночь, зима сменяет осень, урок физики сменяет урок физкультуры. Так, выпавший среди зимы снег никого не удивит (разве что представителей жилищно-коммунальной сферы). А вот если снег выпадет в середине июля, удивятся практически все жители северного полушария, где с июня по август как бы лето.

К слову, принятие однотипных повторяющихся явлений в качестве нормы и удивление по поводу явлений, входящих за пределы привычной нормы, – это тоже динамические стереотипы. И если ранее мы говорили, в том или ином виде, преимущественно про динамический стереотип навыков, здесь появляется повод задуматься о динамическом стереотипе мышления.

Немного о стереотипах мышления

Относительно стереотипов мышления все не так однозначно, как если речь идет о стереотипном повторении действий, связанных с профессиональной деятельностью, занятиями спортом или двигательной активностью. Так, именно динамические стереотипы навыков позволяют раз и навсегда научиться плавать, ездить на велосипеде, писать от руки, пользоваться ложкой, вилкой и многими другими полезными предметами.

Сформировавшийся динамический стереотип мышления и поведения может быть полезен и в более мирных ситуациях. Вы быстро станете «своим человеком», если будете вести себя согласно социально ожидаемым нормам в незнакомой компании, на новой работе, отраслевой конференции, при знакомстве с родственниками жениха или невесты. Вы будете себя чувствовать комфортнее, если станете мыслить «в унисон» в социально однородном коллективе, будь то бригада строителей или конструкторское бюро, редакция журнала или международная корпорация.

В нашей субкультуре любой человек, который «выбивается» из общего шаблона и выглядит «белой вороной», вызывает некоторое недоверие. И это тоже пример динамического стереотипа или стереотипного мышления. Однако социальные стереотипы и прочие стереотипы мышления и поведения могут существенно навредить вам и вашей карьере, если они противоречат принятым внутри вашего профессионального сообщества нормам или вовсе «отжили свой век» и поддерживаются только такими же, как вы, консерваторами.

Например, в каком-нибудь глухом селе, где проблемой является не только Интернет и мобильная связь, но даже автобусное сообщение с райцентром, среди жителей будет считаться нормой острожное и даже настороженное отношение к представителям не титульной нации или выходцам с другого континента. Просто потому, что никто из жителей села не имел опыта совместной работы или хотя бы простого человеческого общения с людьми, приехавшими, например, из Африки или Юго-Восточной Азии. Однако в международной компании и мультикультурной среде отсутствие толерантности будет воспринято негативно, а стереотипы мышления помешают, в первую очередь, носителю отживших шаблонов восприятия.

И, к слову, общение с представителями какого-либо африканского или азиатского государства достаточно быстро вызывает разрушение динамического стереотипа восприятия. Просто потому, что общего между всеми людьми на планете Земля гораздо больше, нежели различий. Мы все хотим счастья, любви, удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, признания в своей референтной группе.

Уточним, что референтная группа – это некая социальная группа, наиболее значимая для конкретного индивида. Соответственно, референтная группа у каждого человека может быть своя. Кому-то более важно мнение друзей, кого-то больше волнует мнение начальства или жены. Кто-то более склонен доверять старшему брату или сестре, а кто-то целиком и полностью погружается, например, в волонтерскую деятельность «Общества защиты животных» и свои поступки сопоставляет исключительно с ценностями своих коллег-волонтеров.

Впрочем, ценности любой социальной группы – это тоже пример динамического стереотипа, который предопределяет типовые реакции человека на те или другие внешние раздражители. Не зря же интеракционизм считает человека продуктом своей среды. И при выходе за пределы привычной социальной или профессиональной среды человек, слишком подверженный стереотипам мышления, может почувствовать себя неуютно. Особенно, если в его случае термин «стереотипы» впору использовать, как синоним слова «предрассудки» или «предубеждения».

С лингвистической точки зрения, ничего страшного вроде как нет. Мы уже разобрались, что стереотип – это оценка чего-либо, сформированная на основе предыдущего опыта, и предопределяющая ту или иную реакцию на событие либо явление. Другими словами, это некое «предварительное суждение» или «предварительное убеждение», что дело обстоит так, а не иначе. Тем не менее в русском языке слова «предрассудки» или «предубеждения» успели обрести негативное значение, поэтому и мы будем использовать их в привычном для большинства людей понимании.

С предрассудками разной степени обоснованности сталкивались все мы, и многократно. И разрушение динамических стереотипов мышления тоже наблюдали неоднократно. Когда-то царило предубеждение, что женщине за рулем не место. Теперь, когда в больших городах женщина за рулем стала привычным явлением, таких явных женоненавистников стало заметно меньше. Когда-то браки с большой разницей в возрасте, особенно в пользу женщины, считались чем-то «из ряда вон выходящим». По мере того, как таких браков становится все больше, а разница в возрасте – последнее, что волнует супругов, количество предрассудков на тему семьи и брака тоже уменьшилось.

Перечень можно продолжать до бесконечности. И даже пресловутые «наркоманы и проститутки» в понимании бабушек, сидящих у подъезда, это тоже проявление стереотипного мышления, в схеме которого молодость, активность и модная одежда являются признаками наркомании и проституции. Однако общие признаки есть у всех стереотипов.

Стереотипное мышление выполняет роль некой парадигмы, которая экономит силы и энергию для оценки ситуации и упрощает реагирование на нее. У некоторых людей упрощение доходит до крайней степени. Помимо экономии сил и упрощения реакций, психологи выделяют еще одну причину формирования стереотипов мышления: стремление сохранить ценности конкретной группы [Д. Милай, 2019]. У таких стереотипов есть общие признаки:

Мы уже начали говорить о том, что человек, слишком подверженный стереотипам, при выходе за пределы привычной социальной или профессиональной среды может почувствовать себя неуютно. Например, если закрылся завод, на котором он проработал 20 лет, а чтобы доработать до пенсии, нужно или менять профессию, или уезжать в другой город, потому что в этом городе такие специалисты больше не нужны. Обычно речь идет именно о том, что нужно «доработать до пенсии», а не о том, что увольнение открывает новые возможности, шанс попробовать себя в другой ипостаси и даже найти свое призвание.

Кроме того, подверженный стереотипам человек не может справиться с задачей, выходящей за рамки повседневных дел, не способен к творчеству, да и общение с людьми из других социальных групп у такого человека затруднено, потому как он не может поставить себя на их место. Таким образом, динамические стереотипы могут играть как положительную роль в жизни человека, так и отрицательную.

Функции динамического стереотипа

По мере того, как мы разбирались что такое динамический стереотип и как он работает, стало в целом понятно, зачем он нужен. Однако ввиду сложности темы видится нелишним подытожить его функции.

Итак, в самом общем виде функция динамического стереотипа заключается в подготовке и заблаговременном программировании реакции на однотипные повторяющиеся раздражители или стимуляторы.

К таким стимуляторам относятся природные и социальные явления, необходимость освоения двигательных и производственных навыков, реагирования на разные ситуации и вызовы.

В каких-то случаях динамические стереотипы очень выручают нас, экономя наши силы и время. В каких-то случаях они мешают нам, тормозя творческую активность и генерацию свежих идей. Поэтому распишем функции динамического стереотипа подробнее.

Положительные стороны динамического стеретотипа:

Негативные стороны динамического стеретотипа:

Если сформированная обстоятельствами последовательность условно-рефлекторных актов из раза в раз ведет вас к неправильным решениям и неадекватным действиям, пора задуматься о том, что от неработающих технологий нужно уметь отказываться. Мы уже рассматривали разрушение динамического стереотипа на примере выработки навыков зеркального письма. И убедились, что вернуться к обычному письму не составляет труда. Другими словами, разрушение в данном случае не означает уничтожение. Скорее, это означает расширение ваших возможностей.

И в любом случае это означает, что мы можем заставить работать по-другому, чем было до этого, свой мозг, потому что любая деятельность человека, будь то письмо, бег, плаванье, застегивание пуговиц или размышление о бренности бытия управляется мозгом. И это дает нам надежду!

Как разрушать динамические стереотипы?

Мы уже поняли, что в какой-то момент динамические стереотипы могут мешать, а не помогать. Например, если вы привыкли, что питьевая вода для кофе-машины всегда стоит строго в определенном месте, вы слишком зависимы от обстоятельств и невнимательных домочадцев, которые могут переставить воду, а на место воды поставить емкость с энергетическим напитком.

Поэтому даже в отработанных до автоматизма действиях нужно регулярно сверяться с реальностью, чтобы не стать жертвой динамического стереотипа. Что уж говорить о социальных стереотипах, которые, по сути, являются разновидностью динамических стереотипов, потому что формируются по тем же законам, что и любые другие. Поэтому, чтобы не стать жертвой «отживших свое» стереотипов, стоит прислушаться к советам психологов [Д. Милай, 2019].

Как не стать жертвой стереотипов:

Стоит отметить, что такие процессы как формирование и изменение стереотипа зависят от многих факторов: возраст, персональные особенности психики, социальная среда, в которой развивается человек. Так, у маленьких детей динамические стереотипы формируются достаточно быстро. Они практически каждый день узнают что-то новое, учатся ходить, бегать, играть, танцевать.

Именно поэтому будущих олимпийских чемпионов начинают растить с 3-4 лет. Чем позже человек приступил к освоению каких-либо двигательных навыков, какого-либо вида спорта, тем сложнее ему достичь совершенства и настоящих высот. В зрелом возрасте спорт не возбраняется и даже наоборот, однако освоить нужные стереотипы движения получится в большинстве случаев разве что на любительском уровне.

Такое наблюдение справедливо и в отношении мыслительных стереотипов. Молодежь легко принимает все новомодные течения, экспериментирует с одеждой, прической, цветом волос, пирсингом, татуировками, в то время как старшее поколение зачастую считает такие эксперименты с имиджем неприемлемыми. Молодежь быстро увлекается любыми новыми направлениями в музыке и культуре в целом, тогда как старшее готово в сотый раз пересматривать старые советские фильмы и слушать песни, бывшие хитами в 80-х годах прошлого столетия.

Зрелым людям тяжелее расстаться с привычным местом работы и привычной профессией, начав осваивать что-то новое. Хотя, казалось бы, большой жизненный опыт и накопленные за жизнь знания будут на стороне старшего поколения. Тем не менее большая сумма знаний вовсе не означает большую гибкость мышления и легкость формирования новых динамических стереотипов, которые лежат, как мы ранее выяснили, в основе любой деятельности.

Аналогичные закономерности мы увидим, если начнем рассматривать прочие сферы жизни. После 20 лет семейной жизни развод дается психологически тяжелее, в то время как молодежь легко расстается через год отношений, если что-то пошло не так. При переезде большой семьей в другую страну на постоянное место жительство быстрее всех адаптируются самые младшие члены семьи. Дети быстрее начинают говорить на новом для себя языке, молодые люди быстрее находят работу, чем те, кому за 50.

Конечно, скорость формирования динамических стереотипов зависит и от персональных особенностей психики и сенсомоторных качеств. Это легко заметить, набрав, например, в группу спортивной секции детей одного возраста. В футбол играют миллионы мальчишек по всему миру, а таких футболистов, как Диего Марадона, Криштиану Роналду, Лионель Месси, считанные единицы.

В какой-то степени на формирование и перестройку динамических стереотипов влияет и социальная среда. В семьях, где «шаг вправо, шаг влево равно побег», дети более послушны и консервативны и с большей степенью вероятности всю оставшуюся жизнь будут следовать привитым с детства нормам и шаблонам поведения, если только не взбунтуются в переходном возрасте. В семьях, где поощряется самостоятельность, а взрослые сами активно интересуются всем новым, условия для формирования творческой личности, конечно же, лучше.

Больше о разновидностях вредных стереотипов и о том, как от них избавиться, вы узнаете из статьи «Стереотипы мышления и методы избавления от них» [В. Кузнецов, 2019]. Еще больше возможностей мыслить нешаблонно и творчески решать нестандартные задачи перед вам откроется на наших программах «Самопознание» и «Когнитивистика».

Напоследок мы предлагаем вам занимательную подборку про «Популярные стереотипы, которые разбились о статистику» [Think with Google, 2019]. А еще желаем вам, чтобы любые стереотипы вам облегчали жизнь, а любые новшества были исключительно вам во благо. И попросим ответить на вопрос по теме статьи:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *