Какие функции президента государства свидетельствуют что именно он становится ключевой фигурой сша
США во второй половине ХХ века
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Конспект урока на тему США во второй половине ХХ века.docx
Тема: США во второй половине ХХ века
Определить основные черты развития США
Охарактеризовать внутреннюю политику США во второй половине ХХ века
Формировать лексические навыки говорения;
Развивать навыки аудирования и монологической речи
Расширить кругозор учащихся.
Флаг Америки( на мониторе )
Политическая карта мира (на мониторе)
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Отношения между США и СССР в годы холодной войны
Политическая система США
Президентство Дж. Кеннеди
Президент Рейган и его внутренняя политика
Первые компьютеры и Интернет (просмотр фильма)
Подведение итогов урока.
Опрос домашнего задания:
3.Изучение новой темы:
Вы прослушали песню в исполнении Элвиса Пресли, одного из наиболее известных американских исполнителей 50-60-х гг. Выбор песни не случаен, Ведь речь сегодня пойдёт о Соединённых Штатах Америки.
Объясните, почему США заняли ведущее положение в западном мире после Второй мировой войны.
Назовите преимущества США перед остальными странами Запада. (ответы учеников).
— А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ о внешнеполитическом курсе страны во второй половине ХХ в.
Сообщение. После Второй мировой войны две великие державы, СССР и США, оказались самыми сильными в военном отношении. Но США вышли из войны и самой мощной в экономическом отношении страной. Здесь производилось более половины всей мировой промышленной продукции. Американская армия размещалась в Германии, Италии, Японии и ряде других стран. Президент США Гарри Трумэн, занявший этот пост 12 апреля 1945 г. после смерти Рузвельта, заявил, что США берут на себя «мировую ответственность». С изоляционизмом 1930-х годов было покончено. Отныне США стали в центре мировой политики.
Сверхдержавы пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Исходной датой поворота внешнеполитического курса США и стран Запада принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнёс в присутствии американского президента Гарри Трумэна 5 марта 1946 года в Фултоне. Черчилль заявил, что американский занавес отделил Восточную Европу от европейской цивилизации и англо-саксонскому миру надо объединиться перед лицом коммунистической угрозы.
Гонка вооружений, или милитаризация, была важнейшей сферой противостояния двух великих держав и их союзников. СССР стал форсировать создание своей атомной бомбы и в 1949 г. получил её. В 1953 г. Советский Союз испытал водородную, а США – спустя год. В США появились стратегические бомбардировщики, а в СССР – межконтинентальные ракеты. Совершенствовались странами средства зенитной обороны и противоракетные комплексы.
— Как изменился внешнеполитический курс США по сравнению с довоенным временем?
(В 1945 г. Трумэн заявил, что США берут на себя «мировую ответственность»
Был осуществлен переход от сотрудничества стран антифашистской коалиции периода Второй мировой войны к «холодной войне»,)
США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками – НАТО и Организация Варшавского договора. Президент Р. Рейган назвал СССР «Империей зла». Была начата программа стратегической оборонной инициативы (СОИ). Велась активная помощь афганским моджахедам.
Во второй половине президентства Рейгана США и СССР удалось договориться по ограничению ядерных вооружений. «Холодная война» подходила к концу. Но по-прежнему международная политика США была направлена на экспансию американского образа жизни и американской модели демократии. После распада социалистического блока и СССР Соединенные Штаты оказались единственной супердержавой. В самом начале 90-х гг. американские войска в составе войск NATO участвовали в операции «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта от иракских войск.
В последующем США активно вели курс на расширение НАТО на восток и попытались подменить ООН при разрешении конфликтов на Балканах (в Боснии, Хорватии и югославском Косово при решении вопроса косовских албанцев).
— Что является определяющим во внешней политике США после распада соцлагеря?
( После распада социалистического блока и СССР Соединенные Штаты оказались единственной супердержавой. США активно вели курс на расширение НАТО на восток и попытались подменить ООН в различных международных конфликтах)
Мы предлагаем вам текст об изменении политического курса США. После ознакомления с ним вам предстоит ответить на вопросы.
Изменения в политической системе
Широкие полномочия президента страны, совмещающего функции главы государства и главы правительства, верховного главнокомандующего и руководителя внешней политики, назначающего (при согласии сената) и смещающего членов кабинета министров, делают его ключевой фигурой в принятии и осуществлении решений по всем вопросам внутренней и внешней политики. Вместе с тем действия президента страны, возглавляющего исполнительную власть, уравновешиваются так называемой системой «сдержек и противовесов». Это означает, что органы законодательной власти (конгресс, состоящий из сената и палаты представителей) и судебной власти (Верховный суд) имеют возможность в установленном конституцией порядке приостановить или отменить выполнение решений президента, выдвинуть свои инициативы.
Две основные партии США, выдвигающие кандидатов на высшие государственные посты, — демократическая и республиканская — отличаются от большинства известных партий тем, что являются не столько представителями интересов определенной социальной группы — крупных предпринимателей или мелких собственников, рабочих или фермеров, сколько частью избирательной машины. Их главная задача — борьба за власть во время выборов. Общенациональные съезды партий, как правило, созываются в год президентских выборов, чтобы утвердить предвыборную программу и кандидатов на посты президента и вице-президента (при этом партия выставляет только по одному кандидату на каждый пост). Большую роль в исходе борьбы играет личность выдвинутого кандидата, американцы нередко голосуют не столько за партию, сколько за будущего лидера страны. Отсутствие у демократов и республиканцев централизованных партийных структур, обязательного членства обостряет борьбу за «среднего избирателя». В ход идут все средства — от неограниченных предвыборных обещаний и рекламы своих кандидатов до обличения соперников во всевозможных проступках. Скандальную известность приобрело Уотергейтское дело, связанное с проникновением республиканцев в штаб-квартиру демократической партии во время предвыборной кампании 1972 г. Расследование по этому делу и серия других разоблачений вынудили президента-республиканца Р. Никсона уйти в 1974 г. в отставку.
— Какие функции президента государства свидетельствую, что именно он становится ключевой фигурой политической системы США?
— Какие органы власти имеют возможность в установленном конституцией порядке приостановить или отменить выполнение решений президента, выдвинуть свои инициативы?
— Какие политические партии представляют политическую систему США?
— Как происходит выдвижение кандидатов на пост президента?
— Что является определяющим для избирателя при выборе кандидатуры будущего президента?
— Что вы узнали об Уотергейтском скандале?
На основании текста мы сделали вывод о том, что широкие полномочия президента страны, делают его ключевой фигурой в принятии и осуществлении решений по всем вопросам внутренней и внешней политики. Вот почему чрезвычайно важно, какой человек занимает этот пост.Такой, безусловно, яркой личностью был президент Дж. Кеннеди. О нём следующий рассказ.
В 70-е гг. выявился кризис государства благосостояния. Государство оказалось перегружено социальными обязательствами. Начался кризис индустриального типа производства (растущего вширь, производящего одни и те же товары и поглощающего все больше сырья, энергии, капиталов). Государственное регулирование оказалось неэффективным – инфляция и безработица стали расти одновременно. Ситуация требовала изменения внутренней политики. На президентских выборах побеждает представитель республиканской партии Рональд Рейган. Администрация Рейгана начала проводить прямо противоположный кейнсианству курс, основываясь на теории МОНЕТАРИЗМА. Что означает этот термин?
Познакомимся с основными составляющими нового экономического курса.
ликвидация незначительной государственной собственности в экономике.
масштабное снижение налогов (с 50 до 28%) не только на корпорации, но и на всех граждан.
освобождение бизнеса от налогов.
свертывание многих программ социальной помощи
увеличение военных расходов.
роспуск профсоюзов, требовавших социальных гарантий и выплат
Двадцать первый век мало кто представляет себе без компьютера.
Теперь все операции мы проводим только на компьютере. Нам становится страшно подумать о том, что какой-то текст придется писать на бумаге ручкой, ведь мы это можем сделать на компьютере, проверить все ошибки и распечатать на принтере. В этом разделе, мы бы хотели рассказать Вам о том, как и когда появился первый компьютер.
Еще в далекие сороковые годы внешний вид компьютера можно было сравнить только с каким-то очень большим устройством. Вы только представьте себе, что для одного компьютера требовалось очень много электронного оборудования и большая просторная комната. В то время, самые первые компьютеры работали только на очень дорогостоящих электронных лампах. Позволить себе пользоваться компьютером могли себе далеко не все. Компьютеры имели только большие компании и крупные учреждения.
После того, как в сорок восьмом году были изобретены транзисторы, ситуация немного изменилась в лучшую сторону, так как это привело к значительному уменьшению габаритов.
Примерно в шестьдесят пятом году был выпущен первый мини-компьютер. О том как это происходило вы узнаете из видеоролика, но прежде, чем вы его увидите, повторите лексику, которая поможет лучше понять содержание увиденного.
Президент США: полномочия, порядок выборов. Институт импичмента
Порядок выборов президента США
Президент США – это глава исполнительной власти и высшие должностное лицо страны.
Косвенные выборы, которые состоят из двух ступеней, избирают президента США сроком на четыре года. В момент, когда проходят выборы, происходит формирование особого органа, которые носит название «коллегия выборщиков». Именно благодаря подобному органу в дальнейшем избирается президент.
Данная коллегия состоит из определенного количества выборщиков. Их количество подобно числу конгрессменов (представителей) и сенаторов. Любой из штатов обладает правом избирать такое количество выборщиков, какое от штата в сумме избирается сенаторов и представителей. Количество выборщиков от любого штата разнообразно.
К примеру, в штатах Род-Айленд, Аляска избирается минимальная численность выборщиков – три (по причине того, что штаты представляются в Конгрессе двумя сенаторами и одним представителем), штате Арканзас – шесть, в Пенсильвании – 23, в Техасе – 32. Самая большая численность выборщиков избирается в Калифорни – 54.
Каждой партией в любом из штатов выдвигается единый список выборщиков. Голоса отдаются за весь список, а не по отдельности. В том случае, когда партия получает сравнительное большинство голосов в пределах одного штата, в коллегию выборщиков попадает весь ее список. То есть, другими словами, та партия, которая побеждает в штате,
зарабатывает сразу все голоса выборщиков от данного штата).
К примеру, партия, которая получила 51% голосов избирателей Калифорнии, приобретает все 54 голоса выборщиков от Калифорнии, а партия, которая набрала 49% голосов избирателей данного штата, не получает ничего.
Порядок избрания президента США
Чтобы президент был избран, есть необходимость набрать 270 голосов выборщиков или значительнее, т.е. больше половины от их общего числа. Довольно-таки сложной и запутанной является система косвенных выборов президента США. Она может сильно исказить волю народа.
К примеру, когда проходили выборы в 1992 г.Б. Клинтон получил 43 миллионов голосов избирателей, однако при этом получил 75% голосов выборщиков, Д. Буш – 37 миллион голосов, но 25% выборщиков, Р. Перо – 19 миллионов голосов и 0% выборщиков.
Однако это уже закоренелая традиция. Конец 60-х гг. XX столетия знаменуется выдвижением предложений об отмене выборов через коллегию выборщиков и переходом по примеру других стран к прямым выборам президента. Из-за этого предложения начали резко сопротивляться мелкие и средние штаты, которые составляют большую часть. На сегодняшний день благодаря действующей системе существует возможность решать судьбу выборов.
Если никто из кандидатов не получит большинство голосов членов коллегии выборщиков (т.е. 270 и более), президент США из трех лучших согласно результатам выборов кандидатов будет избираться Палатой представителей Конгресса, а вице-президент – Сенатом.
Президентом США может быть избран:
Одновременно с выборами президента США избирается вице-президент. К нему предъявляются точно такие же требования, как и к кандидатам в президенты. Вице-президент занимается председательством в Сенате и оказывает помощь президенту в его деятельности. Если умирает президент, либо уходит в отставку, то вице-президент автоматически становится президентом до окончания текущего четырехлетнего срока. Выбором нового вице-президента занимается президент, после чего он должен быть утвержден обеими палатами Конгресса большинством голосов.
Важно отметить, что президент не может быть избран на несколько сроков. Он может являться президентом лишь два срока (подобную норму установила XXII поправка к Конституции в 1951 г. Это произошло после того, президент Ф. Рузвельт был четыре раза избран на данный пост и на нем умер).
Для выборов президента США отчетливо назначен срок. Срок представлен первым вторником вслед за первым понедельником в ноябре високосного года. А вступить в должность президент должен 20 января следующего года.
Полномочия президента
Президент США обладает значительным объемом полномочий, которые выражаются:
Самое значительное полномочие президента, которое принадлежит сфере процесса законодательства – это право вето. Президент обладает правом в течение 10 дней наложить вето на любой закон, который был принят Конгрессом. Вето преодолевается две трети голосов депутатов любой из палат Конгресса. Условия США практически не позволяют преодолеть вето президента. Зачастую, вето преодолевается примерно в 10% случаях.
Институт импичмента
В Конституции США предусмотрена возможность особой процедуры – импичмента.
Импичмент – это парламентский суд с возможным освобождением от должности президента и других должностных лиц.
Процедура импичмента представлена следующими стадиями:
За то время, пока существует США, суд импичмента осудил лишь четырех судей.
Три раза суд импичмента привлекал президентов США:
В каждом из этих трех случаев, если рассматривать ситуации с юридической стороны, импичмент оказался безрезультатным. Вся история не помнит ни одного американского президента, которого сместили с должности в порядке импичмента. В 1974 г. дабы избежать импичмента со своего поста добровольно ушёл Р. Никсон.
Полномочия президента на примере США, Франции, Ита
Полномочия президента в конституционно-правовом механизме государственной власти.
На примере США, Франции, Италии
1.Введение
2.История становления института президента в Соединенных Штатах Америки, Франции, Италии
2.1.США
2.2.Франция
2.3.Италия
3.Общая характеристика полномочий президента как главы государства в современном мире
4.Сравнительно-правовой анализ полномочий президентов США и Франции
5.Сравнительно-правовой анализ полномочий президентов США и Франции, с одной стороны, и Италии – с другой
6.Заключение
7.Список литературы
История становления института президента в США, Франции, Италии
Таким образом, сегодня в мире существуют три основных модели президентской власти: президентская (США), полупрезидентская (Франция) и парламентарная (Италия). При этом если в Италии президент выполняет в основном представительские функции, а «лицом» государства является премьер-министр, то государства старейших демократий – французской и американской – возглавляются президентами, обладающими широкими полномочиями.
Перед тем как приступить к непосредственному сравнению полномочий президентов рассматриваемых государств, представляется оправданным дать общую характеристику положения президента как главы государства в зарубежных странах; для этой цели предусмотрен следующий раздел.
Общая характеристика полномочий президента как главы государства в современном мире
Полномочия главы государства в области правительственной деятельности включают в себя руководство административным аппаратом и вооруженными силами. Он производит назначения на высшие военные и гражданские должности.
Важнейшими полномочиями в судебной области являются: назначение на судебные или высшие судебные должности; председательствование в высших консультативных учреждениях, которые ведают дисциплинарными и отчасти административными вопросами, относящимися к судейскому корпусу; осуществление права помилования.
Сравнительно-правовой анализ полномочий президентов США и Франции
Сравнительно-правовой анализ полномочий президентов США и Франции, с одной стороны, и Италии – с другой
Список литературы:
1.Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран: учеб. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2007. 624 с.
2.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. 8-е изд. изм. и доп. М.: Норма, 2009. 800 с.
3.История государства и права России: учеб. / под ред. Титова. 2-е изд. перераб. и доп. М.: 2009. 576 с.
4.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Проспект 2010. 608 с.
5.Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соедин. Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие /[ сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков]. 5-е изд., перер. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2006. 608 с.
6.Конституционное право зарубежных стран : учебник / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. — 2-е изд., перераб. — М. : Норма, 2009. 1056 с.
7.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. д. ю. н., проф. Б. А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2007. 896 с.
8.Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. М. : Норма, 2001. 656 с.
9.Кучма В. В. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие/ В. В. Кучма; ВолГУ, Юрид. Фак. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. 608 с.
10.Конин Н. М. Административное право России: учеб. 2-е изд., перер. и доп. М.: Проспект, 2010. 448 с.
11.Смоленский М. Б. Административное право: учебник / М. Б. Смоленский, Э. В. Дригола. М., 2010. 320 с.
Какие функции президента государства свидетельствуют что именно он становится ключевой фигурой сша
Кафедра политических наук
Российский Университет дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, б, 117198, Москва, Россия
“Каждый народ имеет такое правительство, какого заслуживает”.
Характерными чертами политической системы США являются: четкое разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную при президентской форме правления; важная роль двухпартийной политической системы; активистская, демократическая политическая культура.
В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и правительства. Первым президентом США в ходе всеобщих выборов был избран Джордж Вашингтон, который был не просто выдающимся политическим деятелем, но и отцом нации и ее героем одновременно. Недаром многие избиратели требовали его провозглашения не президентом, а королем.
Конституция США основывается на трех основных источниках. Во-первых, на идеях французского Просвещения XVIII века, прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое “оформление” в теории Локка и др. В-третьих, на собственном историческом опыте американских колоний и штатов, отраженном в идеях Б. Франклина, Т. Джефферсона, Дж. Мэдсона, А. Гамильтона, Д. Джея, в выдающемся произведении американской политической мысли – “Федералисте”. При столь солидной теоретической базе Конституция США явилась плодом коллективных усилий политиков прагматиков.[c.105]
Анализ содержания Конституции США позволяет выделить следующие демократические принципы, определяющую политическую систему: верховенство власти народа, гарантия прав и свобод человека; верховенство закона; разделение властей, система издержек и противовесов; федерализм; надзор судов за конституционностью закона и их соблюдением.
Создатели Конституции США стремились рассматривать президента как высшее должностное лицо в государстве. Уникальность президентской власти заключалась в том, что она одновременно выступала как высшая государственная и исполнительная власть. Такой статус наделял президента беспрецедентной властью. Не случайно поэтому политическую историю США чаще всего делят на периоды (или даже эпохи) правления, того или иного президента. Особенно заметный след в истории США оставили три великих президента Дж. Вашингтон, А. Линкольн и Ф. Рузвельт.
В США президентские выборы проводятся вместе с выборами в конгресс. Срок пребывания на посту президента США ограничен 8 годами. Президент и вице-президент избираются сроком на 4 года. В США проводятся всеобщие выборы, но президента выбирают коллегией выборщиков. Создатели американской конституции при этом считали, что на мнение самих избирателей полагаться нельзя, и поэтому сознательно отказались от прямых выборов президента.
В США почти все президенты принадлежали к тому или иному направлению протестантизма. Единственным исключением стал 35-й президент Дж. Кеннеди, который был католиком, и для которого приверженность своей религии стала одним из самых главных препятствий на пути в Белый дом. Возрастной ценз для Президента США составляет 35 лет.
42-й президент США Билл (Уильям Джефферсон) Клинтон, переизбранный на второй срок в ноябре 1996 г., вступая официально в должность президента заявил, что к началу XXI века он сделает все, “чтобы перенести каждого американца туда, для всех найдется работа, пенсионерам не придется бояться за уменьшение своих пенсий, а воздух, вода и.[c.106] волшебная земля всегда будут блистать чистотой и свежестью. Там лежат реальные возможности для лучшей жизни всех и каждого. Там сложится более совершенный союз штатов и там старая американская демократия останется вечно молодой”. Он также поставил задачу свободного владения навыками работы в Интернете каждым американским подростком в возрасте с 13 лет.
Вместе с тем для США характерны и свои негативные явления, особенно в социальной и духовной жизни: растет разрыв между богатыми и бедными, число людей, живущих за чертой бедности (понимаемой по-американски), составляет 20% населения, по продолжительности жизни США занимают 18-е место в мире в списке развитых стран, они лидируют по инфицированности СПИДом, потреблению наркотиков, преступности и т. п. Все это свидетельствует о том, что перед президентской властью США стоят сложные, трудные и противоречивые проблемы в совершенствовании демократического режима.
В условиях президентской системы управления важное значение имеет в США четкое распределение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эта система характеризуется наличием сдержек и противовесов, которые наделяют каждую ветвь власти правом и возможностью контролировать действия других властей и оказывать на них непосредственное влияние. Так, например, конгресс может контролировать действия президента через бюджет, утверждение которого является исключительно привилегией законодательного органа. Президент, в свою очередь, может “сдержать” конгресс, используя право вето (отклонения) законов, принимаемых конгрессом. Верховный суд, в свою очередь, имеет полномочия признать противоречащим Конституции и утратившим силу законы, принятые конгрессом и одобренные президентом. Законодательная власть в США принадлежит конгрессу, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей. В состав сената (100 членов) входят по 2 сенатора от каждого штата, избираемые прямым равным голосованием, сроком на 6 лет. Каждые 2 года сенат обновляется на треть. Палата представителей (435 членов) избирается прямым равным голосованием по мажоритарной системе представительства сроком на 2 года, за исключением финансовых, которые могут исходить только от палаты представителей. Он может отменить или изменить любой законопроект, внесенный палатой представителей. Сенат ратифицирует международные договора, заключенные президентом, и утверждает сделанные им назначения.
Жалование конгрессменов составляет до 125.000 долл. в год. Кроме того, им оплачиваются транспортные расходы на поездку в свои округа и содержание штатов личных помощников и советников (у каждого члена палаты представителей было в среднем 17 помощников, а у каждого “среднего” сенатора – 40).
Члены конгресса не могут занимать какие-либо должности на государственной службе, и соответственно, лица, занимающие такие должности, не могут быть членами конгресса, пока стоят на государственной службе. Таким образом, Конституция четко закрепляет и на личном уровне принцип разделения властей.
В Конгрессе США воплощена идея представительной демократии. Не случайно из трех равнозначных ветвей государственной власти конгрессу посвящена первая статья Конституции, составляющая более половины ее текста. В Основном законе США записано: “Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу США”. Данная конституционная норма означает, что только сенаторы или члены палаты представителей Конгресса США вправе вносить законопроекты. Президент США, министры федерального правительства, губернаторы штатов и иные должностные лица таким правом не обладают, и в этом состоит один из важнейших принципов разделения властей по-американски.
Вместе с тем, Конгресс законодательно делегирует президенту важнейшее полномочие ежегодно вносить на рассмотрение Конгресса проект очередного федерального бюджета. Президент США также выдвигает законодательные предложения своей администрации по всем направлениям внутренней и внешней политики. Президент, помимо этого, в качестве основных прерогатив утверждает законы, принятые Конгрессом. Таким образом, парламент принимает законы, а президент их утверждает. В этом обнаруживается внутреннее единство государственной власти и активная, а часто ведущая роль не только конгресса, но и президента в законодательном процессе.
Конституция предусматривает, что президент должен в течение 10 дней подписать направленный ему из Конгресса закон или вернуть его законодателям, т. е. реализовать свое право вето. В случае использования этого права президент обязан предоставить в Конгресс письменное мотивированное заключение с обоснованием своего отказа от утвержденного закона. Для преодоления президентского вето депутаты обеих палат Конгресса должны повторно проголосовать за отвергнутый президентом закон. Если им не удается собрать 2/3 голосов, то президентское вето остается в силе.
Законодательный процесс в США включает в себя не только принятие парламентом законов, но и издание исполнительной властью указов, декретов, постановлений, имеющих силу закона. В США президент обладает правом издавать указы, которые называются исполнительными приказами. Примечательно, что само это право специально не оговорено в конституции и оно возникло на основе прецедентного права. Президент США постоянно использует данное полномочие, но оно применяется главным образом в сфере деятельности федерального правительства. Указы, прокламации и другие исполнительные акты, изданные президентом, имеют силу закона. Они не подлежат отмене Конгрессом, но могут быть аннулированы Верховным судом США, если тот сочтет эти факты не соответствующими Конституции США. Именно Верховный суд как высшая инстанция конституционного надзора в США определяет, превысил ли президент свои полномочия, издав тот или иной указ. В США глава государства и правительства вообще не имеет право на роспуск Конгресса, что отвечает внутренней логике американской модели президентства, ибо у Конгресса отсутствует право на смещение правительства.
Степень успеха политической программы президента и его законодательных инициатив находится в прямой зависимости от степени его взаимодействия с высшим законодательным органом. Главным средством общения между президентом и парламентом являются президентские послания. В США это предусмотрено Конституцией.
Следует подчеркнуть, что конституционное право президента США обращаться к Конгрессу с посланием является не только полномочием, но и обязанностью, поскольку президент должен ежегодно информировать законодателей о своих намерениях и[c.108] инициативах. Президенту вменяется в обязанность представить три послания: О состоянии союза; Экономический доклад президента; Проект государственного бюджета на очередной год.
Все послания направляются Конгрессу в письменном виде, и брошюры с текстами этих президентских документов предоставляются каждому члену обеих палат Конгресса, а также становятся доступными для журналистов и всех заинтересованных граждан, если они не носят закрытого характера. Президент, закончив свое выступление, покидает зал заседаний Конгресса, и законодатели имеют полную свободу в высказывании своих позиций по поводу предложений главы федеральной исполнительной власти. Далеко не всегда взаимоотношения президента и Конгресса носят характер сотрудничества и согласия. Нередко по тем или иным вопросам они становятся конфликтными и предельно напряженными. Однако даже в самых острых ситуациях президент и Конгресс сохраняют этику официальных отношений.
Для многих американцев и жителей других стран конгресс США остается символом демократии. Он располагается в специально отведенном для него огромном, классического стиля здании Капитолия, которая является архитектурной доминантой Вашингтона. Примечательно и то, что по принятому в свое время закону ни одно здание в столице США не должно быть выше купола Капитолия. Это было призвано продемонстрировать, что в стране не может быть власти выше, чем власть избранного народом Конгресса.
Исполнительная власть в США принадлежит президенту. Он, будучи главой правительства, лично несет ответственность за действия высшей исполнительной власти и обладает всей полнотой полномочий в руководстве федеральным правительством- от назначения на правительственный пост до единоличного принятия правительственных решений. Сам президент не в состоянии лично руководить огромным бюрократическим аппаратом правительства, и он осуществляет общий контроль, делегируя часть своих полномочий различным должностным лицам.
В состав так называемого внутреннего кабинета входят главные наиболее престижные министры: государственный секретарь и министры обороны, финансов и юстиции.
В состав внешнего кабинета: министры внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социального обслуживания, жилищного и городского строительства, транспорта, энергетики, образования, по делам ветеранов.
В структуре исполнительной и законодательной власти важное место занимает вице-президент США. По своему должностному положению он обязан быть абсолютно лояльным помощником президента, максимально содействующим реализации его политики, и при этом он должен быть советником и представителем президента во взаимоотношениях с членами кабинета. В соответствии с конституционными полномочиями вице-президент США является председателем сената т. е. имеет право[c.109] председательствовать на заседаниях этой палаты высшего законодательного органа страны.
Впервые пост вице-премьера возник одновременно с постом президента в США. Конституция этой страны достаточно четко и недвусмысленно определяет статус этого должностного лица. Он избирается на всеобщих президентских выборах одновременно с президентом. Вице-президент в США не является полномочным заместителем президента, чьи прерогативы неделимы и принадлежат только главе государства и правительства. В случае отстранения президента с его поста, его смерти или отставки вице-президент становится президентом и имеет право назначить нового вице-президента с одобрения большинством голосов в обеих палатах конгресса США.
Современный аппарат федерального правительства США насчитывает более 2 млн. человек. Сам президент не назначает каждого лично из этой массы должностных лиц, но за его подписью производятся назначения на руководящие посты в федеральных органах исполнительной власти. Лично президент назначает: министров и их заместителей; сотрудников аппарата Белого дома; руководителей подразделений Исполнительного управления президента; глав федеральных ведомств; председателя и членов совета управляющих Федеральной резервной системой; председателя Экспортно-импортного банка США; директора ФБР; директора ЦРУ; председателя Комитета начальников штабов; высший офицерский состав всех родов войск; послов США за рубежом и представителей США в международных организациях.
В общей сложности из примерно 11 тысяч руководящих лиц в исполнительном аппарате федерального правительства президент США лично назначает около тысячи человек. В структуре исполнительных органов центр тяжести по государственному управлению при всех моделях власти неизменно падает на правительство. Президент сам ведет заседания кабинета министров и утверждает их повестку дня. Кабинет министров США не является коллегиальным органом с точки зрения принципа принятия решений на его заседаниях. Обсуждение различных вопросов государственной политики может носить коллективный характер, но все решения на заседаниях кабинета принимаются лично президентом, даже если против этих решений выступает большинство членов кабинета.
В каждом штате губернатор, члены законодательного собрания штата, меры городов США избираются местными жителями и ответственны прежде всего перед своими избирателями. Законодательные органы штатов представлены двухпалатными и однопалатными законодательными собраниями. Исполнительная власть в штатах осуществляется губернаторами, избираемыми населением штатов на срок в 2 или 4 года. У штатов имеются все атрибуты государственного суверенитета (флаг, герб, гимн).
Президентская республика в США предусматривает как наличие сильной президентской власти, так и децентрализацию властных полномочий законодательных и исполнительных органов американской федерации. При этом в США отсутствует институт представителей президента в штатах. Власти штатов обладают большими полномочиями и реальной независимостью от центра, хотя они обязаны соблюдать федеральную конституцию и федеральные законы. [c.110]
В круг полномочий штатов входит: принятие собственных законов и конституций, создание органов местной власти и охрана общественного порядка, проведение выборов в законодательные и исполнительные органы штатов и местных самоуправлений, установление принципов судопроизводства и судоустройства, регулирование экономикой и торговлей внутри штатов и т. д. Вместе с тем они не имеют право на изменение у себя формы правления, закрепленную Конституцией США, на выход из федерации по собственному волеизъявлению, на внешнеполитическую и военную деятельность, эмиссию денег и контроль над денежным обращением, ограничены в финансовой сфере и установлении квот на иммиграцию и ряд других прав, определенными общенациональными программами и паритетами.
В то же время к преимущественному ведению штатов относится, помимо вышеперечисленных полномочий, организация народного образования и здравоохранения, обеспечение общественного порядка, строительство и поддержание дорог и коммуникаций, контроль за использованием земли и природных ресурсов и т. п.
Практика судебной власти в США показывает, что их независимость от исполнительной власти не является абсолютной, но все же судебные инстанции в подавляющем большинстве выносят вердикты, основанные не на политической целесообразности, а на нормах права.
В то же время президент должен заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись и эти полномочия президент делегирует министру юстиции США, который обязан, используя аппарат своего министерства, обеспечивать неуклонное исполнение законов.
Конечно, каждый президент США стремится заручиться поддержкой ведущих лидеров своей партии, но при этом у него нет никаких уставных партийно-административных рычагов воздействия на них. Президент может только просить или убеждать своих коллег по партии, идти с ним на компромиссы и политические сделки. [c.111] Таким образом, теоретически президент США может проводить политический курс, совершенно независимый от программных установок собственной партии.
Сфера внешней политики принадлежит к числу важнейших направлений в деятельности государства, и закономерно, что в ней роль главы государства особенно значительна. Президент США имеет всю полноту полномочий для ведения международных переговоров по своему усмотрению, и в то же время на его позиции и действия в сфере внешней политики оказывают значительное воздействие многие влиятельные круги как в правительстве, так и вне его. При президентской системе правления в США президент предварительно подписывает договор, что еще не придает этому документу международно-правовой силы. Затем президент направляет этот договор на утверждение высшего законодательного органа или одного из его палат. Для утверждения любого межгосударственного договора в США Конституция требует согласия не менее двух третей присутствующих на заседании членов сената. Сам сенат не ратифицирует договор, а участвует в процессе ратификации. Этот процесс окончательно завершается лишь тогда, когда после утверждения сенатом договора президент подписывает ратификационные грамоты и обменивается ими с главой государства- партнера по договору.
Сегодня институт президентства – один из распространенных в мире. Несмотря на то, что статус главы государства достаточно универсален, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных систем государственного правления. Пост президента является основополагающим, но лишь одним из составных элементов президентства. Для того чтобы этот институт занял подобающее ему место в политической системе, необходимы прежде всего прочная конституционная база президентства и широкая общественно-политическая поддержка президентской власти. Оставаясь в рамках своих конституционных полномочий, президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие насущные проблемы общественного развития.