Какие функции выполняют комплименты в общении на что они могут быть направлены

Комплимент и похвала как эмоционально настраивающие тактики

В современном обществе, в котором преобладают негативные эмоции и потребительские отношения, важны и необходимы положительные коммуникативные ситуации, т.к. индивид не может постоянно существовать в атмосфере отрицательных эмоций, ему необходимы приятные слова, сказанные в его адрес. К эмоционально настраивающим тактикам относятся: одобрение, похвала, комплимент. Рассмотрим похвалу и комплимент как компоненты эмоционально настраивающих тактик.

Похвала – хороший отзыв о ком-либо или о чём-либо [35,736]. Найдётся немного людей, которые бы отрицательно относились к произнесённым хвалебным словам в свой адрес. Положительная коммуникативная ситуация похвалы стимулирует деятельность человека. По значению очень близок похвале комплимент.

Комплимент – это лестное для кого-либо замечание, любезный отзыв [34,152]. В положительной коммуникативной ситуации, в которой используется комплимент, чаще всего имеется в виду общение знакомых людей. Именно с друзьями, родными, коллегами, с которыми человек сталкивается каждый день, особенно, когда несет в себе социальный статус старшего, необходимо быть особенно внимательным, чтобы не оскорбить человека, не уронить его достоинства.

Процесс общения невозможен без взаимодействия людей друг с другом. Общаясь между собой, они воздействуют друг на друга (убеждают и подчиняются, оскорбляют и извиняются, угрожают и дают отпор, хвалят и выказывают своё одобрение, утешают, дают советы, делают комплименты и т.д.) и при этом используют определенные приемы и методы, которые развертываются в виде стратегических задач – речевых стратегий, а, следовательно, речевых тактик.

Реализация стратегических задач во многом зависит от коммуникативного контекста, в условиях которого осуществляется положительное речевое общение. В качестве одной из ее составляющих следует рассматривать тип отношений между коммуникантами. При всем их разнообразии можно обнаружить ряд коммуникативных концептов, характеризующих отношения между участниками коммуникативного акта. К их числу следует отнести дистанцию между коммуникантами, которая представляет собой континуум, включающий разные по степени близости отношения (симпатию, любовь, равнодушие, враждебность и т.д.). Известно, что подобные психологические характеристики не являются неизменными, – в процессе общения они корректируются. Существуют особые приемы “управления дистанцией” – своего рода тактики “сближения” и “отдаления”. Говорящие используют вербальные сигналы “близости”, чтобы управлять межличностной дистанцией. Это прямые признания в симпатии, этикетные формулы, местоименные показатели включенности партнера в сферу интересов говорящего (личные местоимения множественного числа), сигналы эмфатического слушания и т.д. К репертуару тактик, реализующих вербальную стратегию “управления дистанцией”, относятся, в частности, тактики комплимента и похвалы [11, 177].

Сходства и различия тактик комплимента и похвалы

По коммуникативной цели тактика комплимента сближается с тактикой похвалы: в обоих случаях интенции коммуникантов тесно связаны с положительными оценками, с выражением одобрения и эмоционального отношения к собеседнику. Однако между комплиментом и похвалой есть существенные отличия, несмотря на некоторую размытость границ и вполне естественные в речевой коммуникации переходные случаи.

Главное отличие заключается в том, что для похвалы положительная оценка является основной целью, а для комплимента – способом сообщить о добрых чувствах, о благорасположении. Это легко заметить на таких примерах, где говорящий специально использует метатекстовые показатели, указывающие на речевую тактику: “Вы прекрасно выглядите. И это абсолютно не комплимент…”. Акцент делается на том, что положительная оценка внешности мотивируется не столько установкой на поддержание добрых отношений, сколько объективными данными.

Несовпадение коммуникативных целей в тактиках комплимента и похвалы обусловливает и различия в перлокутивных эффектах. Для похвалы показателем успешности тактики является принятие оценки, показателем неудачи – её отклонение:

– Елена Сергеевна, какая вы молодец, что спланировали этот вечер!

– Простите, но это не моя заслуга. Все благодарности и похвалы – в адрес Петра (разговорная речь).

Для комплимента даже несогласие адресата с адресантом не означает неуспеха тактики:

– Тётенька, голубушка, скажите, что такое?

– Нет, душенька, голубчик, милая, персик, я не отстану, я знаю, что вы знаете

Различия между комплиментом и похвалой обнаруживаются и в пропозициональном содержании. Похвала предполагает оценку качеств, знаний, умений адресата, то есть в область диктума включается поступок, действия, качества личности, проявленные при каких-либо обстоятельствах. Чтобы получить похвалу, нужно совершить нечто, проявить себя с положительной стороны, например:

Хорошо ездит, а? А на коне-то каков, а? (Л. Толстой).

Поводом для похвалы может послужить и отсутствие действий, например, интеллектуальных:

– Я ничего не думаю, – гордо заявил Лёва.

– Вот и молодец, – сказала Фаина (разговорная речь) – говорящий хвалит слушающего за отсутствие действия.

Условно говоря, похвала – оценка достижений. Комплимент не ограничен в этом плане: можно сделать комплимент, отметив голубые глаза, цвет кожи и т.п., но нельзя похвалить за голубоглазость [11,178–180].

Как было отмечено выше, существуют случаи, когда дифференцировать тактики комплимента и похвалы достаточно трудно, поскольку происходит нейтрализация дифференциальных признаков. Вследствие этого сами говорящие, оценивая те или иные речевые действия, не всегда точны в определении их иллокутивной силы.

Для коммуникативной ситуации похвалы характерна оценка достижений, то есть хвалят за непосредственно произведённое действие. Адресатом похвалы является непосредственно субъект произведённого действия. Хотя в коммуникативной ситуации может реализовываться тактика похвалы и при отсутствии действий со стороны адресата.

Вот храбрец отыскался! Ну, отвечайте, что это за дуэль? Что вы хотели этим доказать? Что? Я вас спрашиваю (Л. Толстой).

В коммуникативной ситуации комплиментарного характера наличие действия со стороны слушающего не является обязательным условием, т.к. целью комплимента является установление добрых отношений между коммуникантами, лестные слова произносят и при отсутствии действия адресата комплимента.

Сходство похвалы и комплимента заключается в том, что и комплимент может быть искренним и ложным, и похвала. С похвалой несколько сложнее, чем с комплиментом, т.к. оценку действия ложно можно выразить интонационно и только непосредственно в данном контексте.

Несмотря на то, что комплимент и похвала относятся к эмоционально настраивающим тактикам и по коммуникативной цели тактика комплимента сближается с тактикой похвалы (в обоих случаях цель тесно связана с миром положительных оценок), а также имеющиеся в прагмалингвистике определения комплимента и похвалы близки по семантике, между этими тактиками имеются существенные различия.

Прагматические условия и коммуникативные ходы реализации тактик похвалы и комплимента предполагают выбор определенных языковых средств: специфических семантических, лексико-стилистических и функционально-грамматических. Вследствие этого можно выделить характерные признаки высказываний, которые указывают на тип речевой стратегии и речевой тактики: похвалы или комплимента. В первую очередь, выделение маркеров этих положительных речевых тактик уговаривания зависит от полной интерпретации высказывания, его прагматико-семантического аспекта.

Средства выражения похвалы

Лексико-стилистический и функционально-грамматический языковой маркер – это лексема со специфической дополнительной коннотацией или словосочетание, или предложение, которое отражает похвалу или комплимент в положительной коммуникативной ситуации.

Основными средствами выражения похвалы и комплимента в большинстве ситуаций являются полные прилагательные единственного и множественного числа, а также одиночные прилагательные и прилагательные в сочетании с другими частями речи. Положительный коммуникативный акт может быть выражен формой краткого прилагательного. Но встречаются контексты, в которых похвалу можно выделить по смыслу или интонационно. Средствами выражения положительного речевого акта также являются оценочные существительные, в некоторых случаях – эпитеты и вопросительные предложения. Имя прилагательное – основной языковой маркер, характерный и для комплимента, и для похвалы.

Типичные маркеры выражения похвалы: краткое прилагательное:

Наши пограничники – храбрые ребята
Трое вызвались идти, а с ними капитан, –
Разве ж знать они могли про то, что азиаты
Порешили в ту же ночь вдарить по цветам! (В. Высоцкий)

– Что это было, картечь? – спросил он у Денисова.

Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал её. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.

– Я? что? я… – сказал Пьер.

– Я хочу попробовать опять петь, – сказала она. – Всё-таки это занятие, – прибавила она, как будто извиняясь.

И прекрасно! (Л.Толстой) – главную роль выражения похвалы в данной фразе выполняет интонация. В иной ситуации “и прекрасно” может выражать иное значение.

В большинстве речевых ситуаций похвала выражена прилагательным в той или иной форме, в сочетании с другими частями речи или без них. Встречаются интересные примеры, в которых своеобразно выражено окончание или форма единственного, множественного числа прилагательного.

На лексико-стилистическом уровне главным доказательством стратегического и тактического замысла положительных тактик является выбор лексем, который связан с соответствующими эмоционально окрашенными концептами и, следовательно, с возможными референциями похвалы и комплимента. Стилистические параметры свидетельствуют об определенной ценностной ориентации говорящего и воздействуют на те или иные установки слушающего. Это позволяет идентифицировать коммуникативную задачу речевых действий похвалы или комплимента.

Функционально-грамматические маркеры и синтаксические конструкции вместе с интонационными характеристиками (вопросительной интонацией, интонацией восхищения, эмоционального подъёма и т.д.) также идентифицируют тактики похвалы и комплимента.

Все эти показатели позволяют определить специфику эмоционально настраивающих тактик, охарактеризовать способы их реализации, определить модели построения успешных реализаций похвалы и комплимента, выявить конструкции, являющиеся причинами коммуникативных неудач в положительных коммуникативных ситуациях.

Комплимент и похвала несут в себе большую эмоциональную нагрузку. Функцией этих положительных коммуникативных тактик является установление контакта, добрых отношений с адресатом, способность вызывать положительные эмоции. Эмоциональное удовлетворение может получать не только адресат, но, в некоторых случаях, и адресант. Это возможно в случае соблюдения ритуала комплимента. В некоторых комплиментарных ситуациях вместо положительных эмоций лестные слова могут вызвать несколько иные чувства и эмоции. Примером подобной реакции может служить антикомплимент.

Речевая тактика может реализовываться в нескольких коммуникативных ходах, причём тот или иной ход может быть в определённой степени и для достижения коммуникативной цели требовать корректировки.

Типовая коммуникативная ситуация комплимента, где инициатива принадлежит говорящему, обычно представляет собой минимальную диалогическую единицу, в которой реплика слушающего является иллокутивно выраженной.

С успехом речевой тактики похвалы и комплимента тесно связаны условия коммуникации. Чем более непринуждённой является обстановка общения, тем больше шансов на положительный результат у автора похвалы и комплимента. Поэтому данные положительные тактики функционируют в неформальной обстановке.

По коммуникативной цели тактика комплимента сближается с тактикой похвалы. Однако, несмотря на размытость границ между комплиментом и похвалой, они имеют существенные различия: похвала предполагает оценку какого-либо действия, в редких случаях – отсутствие его. Тогда как комплимент не предполагает оценку действия.

Анализ коммуникативных ситуаций позволил выявить особенности комплимента и похвалы в русской речи: 1) говорящий стремится повлиять на “модель мира” слушающего; 2) комплимент относится к ритуальным речевым действиям; 3) похвала и комплимент направлены на установление и поддержание добрых отношений; 4) стратегическая задача говорящего при использовании комплиментарной тактики – вызвать симпатию, расположить к себе собеседника; 5) существуют определённые условия успешности речевой тактики похвалы и комплимента.

Автором предоставлена разработка тематической недели внеклассных мероприятий по русскому языку “Давайте говорить друг другу комплименты!” (Приложение 1). На наш взгляд данная разработка вызовет большой интерес у читателей, т.к. в учебной программе понятия “комплимент” и “похвала” подробно не рассматриваются, а для воспитания молодого поколения понимание данных аспектов очень важно.

Источник

Функции комплимента в деловом взаимодействии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:19, реферат

Краткое описание

Цель комплимента — доставить удовольствие собеседнику, тем самым запрограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмоции и чувства) на дальнейшее сотрудничество с вами.
Итак, посмотрим, что же представляет собой комплимент и как его использовать при деловом взаимодействии?

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

функции комплимента в деловом взаимодействии.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»

Реферат по дисциплине: «Культура речи и деловое общение»

Тема: «Функции комплимента в деловом взаимодействии»

Работу выполнила студентка: Малыхина К.А.

ФЭФ, I курс, группа 2212

Научный руководитель (к.э.н., доцент ) :

1.1 Что такое комплимент………………………… ………………………. 3

1.3 Как правильно нужно делать комплименты……………… …………. 4

Раздел 3. Комплименты в делоом общении………. ………………………. 12

Список использованной литературы…………………………………………. 19

Виляя хвостом, собака добывает себе пропитание, а лая, получает лишь побои. Восточная мудрость

Для успеха в деловой коммуникации следует помнить о том, что чем приятнее будет людям общаться, тем выше будет шанс удачно решить деловую проблему или заключить сделку. Показать деловым партнерам, что вы ими интересуетесь, позволяют комплименты, то есть приятные слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.

Умение дать человеку возможность осознать собственную значимость помогает быстрее получить желаемое. Способность оценить чей-то труд, признать его полезность и незаменимость, сказать приятные слова человеку создает условия для эффективного взаимодействия.

Известно, что мы все чувствительны к комплиментам. Эта чувствительность проявляется в том, что человек, выслушивая приятные слова в свой адрес, испытывает особый вид удовольствия, реализуя при этом потребность в получении положительных эмоций. Эта потребность свойственна каждому, вот почему человек, делающий комплименты, — для окружающих желательный собеседник: ведь он является для многих источником положительных эмоций. Таким образом, цель комплимента — доставить удовольствие собеседнику, тем самым запрограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмоции и чувства) на дальнейшее сотрудничество с вами.

Итак, посмотрим, что же представляет собой комплимент и как его использовать при деловом взаимодействии?

Раздел 1. Понятие комплимента

Комплиме’нты (фр. compliment) — это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв.

Комплименты — это отличное средство для того, чтобы установить хорошие отношения с другими людьми. Их говорят по разным причинам, но все они обычно доставляют удовольствие и поднимают самооценку собеседника. Симпатия к человеку, как правило, начинается с того, что он умело, подчеркнул некое наше достоинство.

Говоря комплимент, нужно быть честным и откровенным; наши слова не должны содержать в себе лести. Когда мы произносим искренний комплимент, мы сосредотачиваемся на другом человеке, мы ищем в нем положительные качества, и наше мнение о нем растет. Считается, что когда человек говорит другому приятные слова, он поднимает собственную самооценку, потому что нужна определенная доля уверенности в себе, чтобы замечать хорошее в других людях и озвучивать эти мысли. Кроме того, внимательность и умение подмечать положительные качества в других поможет вам замечать больше хорошего в вас самих. Умением делать тонкие, изящные комплименты отличались, например, Александр Сергеевич Пушкин и фельдмаршал Кутузов.

Похвала – это положительная оценка в пристройке сверху, то есть ею могут одаривать либо старшие по возрасту, либо по рангу, званию. Потому в общении с клиентом, когда он либо выше по статусу, либо на уровне с продавцом, похвале не место. Неумело сделанный комплимент может принять окраску грубой лести, или высокомерной похвалы.

А.Ю.Панасюк в книге «Управленческое общение. Практические советы» сформулировал правила, в которых раскрывается психологический механизм влияния комплимента на человека.

· Учитывая высокое мнение (Важным фактором в результативности этого приема является собственное мнение человека об уровне отраженных в комплименте качеств. Если комплимент по значимости ниже уровня самооценки партнера, то для него такой комплимент является банальностью, и последствия могут быть отрицательными)

· Без дидактики (Это правило заключается в том, что комплимент должен только констатировать наличие данного качества, а не содержать рекомендаций или практических советов по его улучшению).

Например, «Руки у тебя золотые, а вот язык – враг твой» или «Мне очень импонирует ваша способность располагать людей к себе. Только вот если бы эту способность да в интересах дела». Такие «приправы» являются «ложкой дегтя» и снижают или вообще сводят на нет даже самый хороший комплимент.

Технические правила комплимента:

· встраивайте слова-комплименты в общую фразу;

· конструируйте фразу так, чтобы после комплимента следовал содержательный текст; чем длиннее общая фраза после слов-комплиментов, тем лучше;

· желательно выстраивать высказывание так, чтобы часть общей фразы после слов-комплиментов содержала нечто такое, что захватывало бы внимание слушающего.

Психологические правила комплимента:

1.4 Как реагировать на комплименты

Каждый человек должен не только уметь говорить комплименты, но и научиться их правильно принимать. Как показывает практика делового взаимодействия, людям очень трудно бывает принять похвалу в свой адрес. Большинство автоматически отвергают комплименты, что делать не следует ни при каких обстоятельствах. Во-первых, вы обижаете того, кто вам сказал приятные слова, во-вторых, вы должны быть благодарны этому человеку: вы принимаете положительную оценку и начинаете верить ей.

Следуйте простому правилу, отвечайте просто «Благодарю вас».

1.5 Мифы о комплиментах

Миф 1. На комплимент всегда следует отвечать комплиментом.
Такой обмен любезностями, конечно, приятен, но не всегда уместен. Ещё Иван Андреевич Крылов в своей бессмертной басне о кукушке и петухе подметил неискренность таких комплиментов. Настоящий комплимент должен идти от души. Если вам сделали комплимент, и вы не находите в говорящем ничего, достойного ответного комплимента, лучше просто радушно поблагодарить, чем в спешке выдумывать неискренние ответные любезности. Комплимент, идущий не от чистого сердца, не будет принят с радостью и не сотворит того чуда, на которое способны искренние слова восхищения. Разумеется, иногда этикет требует сказать что-нибудь приятное другому человеку, и ждать веления сердца нет ни времени, ни возможности. Здесь достаточно сдержанной похвалы относительно чего-нибудь нейтрального.

Миф 2. Комплименты не уместны в деловом общении.
Этот миф является чисто российским, ведь в Европе комплимент давно стал обязательной частью делового общения, в то время как в России он до сих пор считается чисто личной похвалой и даже вариантом флирта. В начале делового разговора комплимент способен расположить собеседников друг к другу, сделать разговор более доверительным и непринуждённым. Разумеется, деловые комплименты значительно отличаются от личных. Так, деловой комплимент обычно не касается внешности собеседника и его характера, это очень личные моменты. В деловом общении можно выразить восхищение красивыми аксессуарами, убранством офиса, карьерными успехами собеседника. Поводом для комплимента может стать повышение по службе, получение награды, хорошая работа над проектом.

Миф 3. Комплименты следует делать с глазу на глаз.
Ввиду того, что в России комплимент часто является частью флирта, его принято считать чем-то очень личным. Некоторые люди считают, что делать комплименты следует только с глазу на глаз, и присутствие третьих лиц может помешать. Психологи полностью опровергли этот миф, убедившись в том, что похвалы, полученные в присутствии других людей, значительно приятнее. Такой комплимент слышат и окружающие люди, убеждаются в правоте автора комплименты, иногда подтверждают его слова. Есть даже так называемые косвенные комплименты, когда восхищение выражают не самому человеку, а другому лицу в его присутствии, так, чтобы человек мог услышать слова восхищения в свой адрес как бы со стороны. Этот «подслушанный» комплимент особенно приятен, он кажется более искренним, исключает момент лести.

Миф 4. Мужчины не нуждаются в комплиментах.
Кто бы ни придумал этот миф, он жестоко заблуждался. Мужчины нуждаются в комплиментах иногда даже больше, чем женщины. Мужчины очень чутко реагируют на похвалы в свой адрес. Более того, российские мужчины не приучены к комплиментам, поэтому даже короткое замечание о красивом галстуке, хорошей туалетной воде, новой причёске способно сотворить чудо. Мужчина оживляется на глазах, проявляет интерес к автору комплимента, его настроение заметно поднимается. Конечно, комплименты мужчинам и женщинам следует говорить разные, хотя есть и общие темы. Если женщин больше порадуют похвалы в адрес внешности и нарядов, то мужчины оценят комплименты об аксессуарах, интеллектуальных и карьерных достижениях.

Источник

Функции комплимента в деловом взаимодействии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:19, реферат

Краткое описание

Цель комплимента — доставить удовольствие собеседнику, тем самым запрограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмоции и чувства) на дальнейшее сотрудничество с вами.
Итак, посмотрим, что же представляет собой комплимент и как его использовать при деловом взаимодействии?

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

функции комплимента в деловом взаимодействии.docx

В письменном деловом этикете деловой комплимент – это выражение вежливости, которым заканчивается любое официальное и полуофициальное письмо. Комплимент в конце письма является обязательной частью корреспонденции («Искренне ваш», «С уважением ваш» и др.). По своему стилю и тону заключительные формулы вежливости должны быть гармоничны обращению и основному тексту письма.

В качестве обращения могут выступать: одночленная номинация, представленная именем адресата; двучленная номинация, состоящая из имени и отчества; подлежащее – местоимение; дополнение – местоимение («Вам к лицу этот цвет»).

Обращение в комплименте к адресату по фамилии для русской речевой культуры не свойственно. Кроме того, одночленная номинация, состоящая только из отчества, допустима лишь в тех редких случаях, когда между коммуникантами существуют близкие отношения, поскольку это придает высказыванию оттенок фамильярности: «Васильевна! Ты замечательная женщина!»

В комплиментах, которые произносятся при приветствии, встрече, обращение может отсутствовать. Довольно часто в прямых комплиментах отсутствует мотивация. В прямых комплиментах используются как краткие, так и полные прилагательные. Очень часто используются распространители, указывающие на время: «Вы, как всегда, очаровательны!». Широко используются качественные прилагательные в сравнительной и превосходной степенях. Под воздействием закона усиления в комплименте часто употребляются гиперболы, сравнения, градация.

Объектами прямых комплиментов могут стать:
— Одежда, прическа, внешность собеседника;
— Положительные качества собеседника;
— Положительная оценка действий, поведения собеседника.

А. Адресант хвалит не самого адресата, но то, что ему дорого;

Б. Похвала относится к адресату опосредованно: «У меня была знакомая – восхитительнейшая женщина. Вы удивительно похожи на нее!»;

В. Адресант отмечает то положительное воздействие, которое оказывает на него адресат;

Г. Адресант хвалит какие-либо достижения адресанта;

Д. При похвале адресант ссылается на общепризнанные закономерности, на сентенции, которые показывают собеседника в выгодном свете.

Структура у косвенного и прямого комплимента одинакова. Косвенные комплименты могут, как обладать, так и не обладать мотивировкой. Для них характерно использование тех же тропов, что и в прямых комплиментах: градации, сравнений, гипербол.

Этот вид комплиментов психологи считают самым эмоциональным и запоминающимся. Однако «минус» ни в коем случае не должен перевесить «плюс», иначе результат может оказаться обратным тому, на который рассчитывал адресант. Подобные комплименты довольно редко содержат мотивацию, поскольку это может придать ему напыщенность и лишить искренности, и состоят из обращения и собственно сообщения. Обращения в таких комплиментах может быть представлено по-разному. Из всех видов тропов наиболее частотной в комплиментах-антитезах является использование гиперболы.

Основными объектами комплиментов этого вида являются природные способности, качества характера и внешность адресата.

Комплименты этого типа рассматриваются адресатом, часто, только как этикетная норма и всерьез воспринимаются крайне редко.

Существует так же разделение комплиментов на искренние и манипулятивные.

Раздел 3. Комплименты в деловом общении

3.1 Зачем нужны комплименты в деловом взаимодействии

Зачем говорить комплименты?

· человек услышал в свой адрес комплимент по поводу определенного качества его личности;

· благодаря функционированию установки на желательность этого качества оно на уровне подсознания принимается за реальность;

· возникает чувство удовлетворения;

· чувство удовлетворения всегда сопровождается возникновением положительных эмоций (чувство приятного);

· возникшие положительные эмоции связываются по закону ассоциации с их источником и переносятся на того, кто их вызвал;

· возникает притяжение к этому человеку.

Хваля деловых партнеров, мы помогаем им чувствовать себя значимыми в глазах других, создаем доброжелательную атмосферу делового контакта. Вызывая своими словами у партнера улыбку или приятное удивление, мы отвлекаемся от собственных проблем и поднимаем свое настроение. Наконец, чем больше комплиментов мы делаем людям, тем больше приятных слов возвращается к нам.

3.2 Требования к комплименту

Комплиментарное воздействие в деловом общении требует определенного искусства. Существуют особые требования к комплименту, основными из которых являются следующие:

• сосредоточить внимание не на внешних достоинствах собеседника, а на его внутренних, душевных качествах;

• выделить не очевидные, а скрытые достоинства собеседника (чем больше скрытых достоинств удается подчеркнуть в партнере, тем более искренними покажутся ему слова собеседника);

• быть искренним при высказывании комплимента (или хотя бы убедительно производить впечатление искренности);

• быть максимально конкретным при высказывании комплиментов, конкретные и персонифицированные комплименты кажутся людям более искренними и откровенными; для этой цели, в частности, следует использовать слова «потому что. » с последующим описанием очевидных наблюдений;

• строить комплимент на фактической основе, при этом использовать в нем факты, известные обоим партнерам;

• быть кратким при высказывании комплимента (комплиментарное высказывание должно содержать одну-две мысли, не более, простая конструкция заведомо будет понята);

• не включать в комплимент поучений (комплимент должен констатировать наличие характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению);

• в комплименте не должно быть двусмысленных оборотов, двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента;

• следует лишь немного преувеличивать отражаемое в комплименте положительное качество (большое преувеличение переводит комплимент в издевательство);

• не следует делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек хотел бы избавиться;

• делая комплименты, следует учитывать половозрастные особенности собеседника.

3.3 Примеры комплиментов в деловом общении

Когда партнер сумел во время переговоров добиться большего, чем было намечено

Как вам удается так расположить к себе людей?

Когда партнер отметил что-то характерное и важное для фирмы

Я раньше не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях, вы потрясающий аналитик!

В ответ на добрую улыбку, явно адресованную вам

Знаете ли вы, что ваша улыбка просто обезоруживает!

После длительных переговоров, завершившихся для вас удачно

Всегда приятно иметь дело с таким партнером!

Когда беседа закончилась успешно

До чего же приятно взаимодействовать с таким интересным партнером!

Партнеру, который неожиданно для вас открыл вам на что-то глаза

Общаясь с вами, можно многому научиться!

Партнеру, который неожиданно для участников дискуссии блеснул эрудицией

Меня всегда поражает широта вашего кругозора!

Партнеру, который был участником конфликта, но удержался от ответного выпада

Как вам удалось воспитать в себе такую сдержанность?

В ситуации, когда партнер легко мог «сорваться», но не сделал этого

Ваша стойкость и выдержка меня всегда восхищают!

Партнеру, который, несмотря на трудности, довел дело до конца

Вашей воле можно позавидовать!

Партнеру, который все-таки добился своего

Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер! Вы такой целеустремленный человек, как мне этого не хватает!

Партнеру, который чем-то бескорыстно пожертвовал ради другого

Меня подкупают ваша доброта и отзывчивость!

Партнеру, который вел переговоры в трудной, конфликтной ситуации и сумел их эффективно завершить

Знаете ли вы, что ваша энергия просто заряжает других!

Партнеру, сделавшему хороший доклад или сообщение

Какая у вас прекрасная речь! Слушать вас – одно наслаждение!

Партнеру, который впервые достиг больших результатов в переговорах и сам смущен этим

Вы скромничаете! Ваши способности говорят за вас! (давно известны!)

Партнеру, который в ходе дискуссии по памяти привел необходимые данные, интересную информацию

У вас энциклопедическая память! Ваша эрудиция поражает!

Партнеру, сумевшему кого-то переубедить

Вашей логике и умению убеждать можно позавидовать!

Исполнителю, справившемуся с неприятной, рутинной работой

Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер!

Человеку, нашедшему подход к сложному клиенту

Я раньше и не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях!

Организатору различных мероприятий

Уверен, что в этом деле вас трудно превзойти!

Мастеру на все руки

Верно говорят, у вас действительно «золотые руки»!

Примеры деловых комплиментов:

— комплимент деловым качествам: Точность – вежливость королей. Благодарю за вашу пунктуальность, так мы быстрее сможем достичь консенсуса в переговорах. Позитивный настрой в самом начале контакта помогает комфортно и быстро провести взаимовыгодные переговоры.

— комплимент на отрицании: Вы не умеете выбирать товар… Вы его чувствуете, интуитивно. Редчайшее качество. Такие комплименты нужно употреблять крайне осторожно, поскольку сначала клиент теряется, занимает оборону, ищет слова возмущения. Это комплимент-провокация, с вложенной оценкой.

— сравнительный комплимент: Моя мечта – иметь такую же яхту, (машину, квартиру, жену, сына и т.д.), как у Вас. Счастливый. Человек заметил особые достижения, отметил их в комплименте, это для него важно, ценно, он сравнивает с собой. При этом важно, чтобы такой вид комплимента был сказан по существу, доверительно.

Комплимент – самое простое средство выстраивания долгосрочных взаимовыгодных отношений с людьми. С помощью него можно не только поднять настроение себе и окружающим, но и наладить отношения с сотрудниками и с начальством, умело договориться о сделке с вашим потенциальным партнером.

Овладение искусством комплимента требует тренировки. Не имея опыта, делая комплименты «по пустякам», вряд ли можно добиться успеха.

Поэтому, готовясь к деловому разговору, целесообразно заранее подготовить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций, людей. Например, прочитывать деловую прессу, больше интересоваться компанией делового партнера. В общем, узнать – что больше всего интересует вашего собеседника. Нужно определить, что он ценит превыше всего. И тогда будет легче высказать искренний, неподдельный комплимент в его адрес. И ваша репутация делового человека будет укрепляться.

Секрет делового общения заключается в том, что бы научиться предугадывать, что именно интересно вашему собеседнику. И к чему он может быть равнодушен. Важно не только иметь набор различных комплиментов, но и соблюдать технику комплимента, создавать внешнюю благоприятную атмосферу для собеседника. Необходимо стремится к тому, чтобы деловое общение во всех отношениях было безупречным!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *