Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко

ЕГЭ. Познание. Тема 6. Социальное познание

Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко. Смотреть фото Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко. Смотреть картинку Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко. Картинка про Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко. Фото Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко

Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.

Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.

Особенности социального познания

Принципы социального познания

Источники социального познания

Основные формы социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?

Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.

Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.

Объекты социального познания

Цели социального познания

Методы социального познания

Эмпирические

Теоретические

Итогом социального познания является знание

Типы социального знания

Социальное прогнозирование

В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.

Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.

Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.

Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.

Виды социальных прогнозов

Методы социального прогнозирования

Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний?

Содержание:

Социальное познание — это наука, объясняющая не только явления, происходящие в обществе. Она выявляет саму сущность этих событий, анализирует их. Это достаточно сложный процесс, основанный на конкретно историческом взгляде на явления в социуме. Конкретно исторический подход – это своеобразная методика, изучающая общественную жизнь, используя многообразные связи, особенности исторического развития и взаимную зависимость событий. Он позволяет вникнуть в ход одного социального явления, оценить его индивидуальные, неповторимые параметры. После проводится анализ на базе временной шкалы. Исследуется характер события в прошлом, настоящем, будущем. Создается перечень объективных закономерностей, присутствующих между идентичными событиями.

Что такое социальное познание – ЕГЭ

Социальное познание – это поэтапный процесс, в ходе которого изучается общество, социально значимые случаи и поведение индивидов. Наука помогает оценить причины происходящего, найти источники события, установить связи. В глобальном смысле, данное направление является основой изучения человеческой деятельности в различных сферах жизни и ситуациях. Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний. Науку характеризуют следующие аспекты:

Методы социального познания с примерами, в чем состоит специфика социального познания

Социальный институт основывается на использовании двух видов методик. Это теоретические и эмпирические подходы. Рассмотрим эмпирическую методологию и примеры ее применения:

Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко. Смотреть фото Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко. Смотреть картинку Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко. Картинка про Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко. Фото Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко

Теоретическая методология основывается на семи подходах. К ним относятся:

Направление исследует социальные процессы, явления и общество в целом. Его специфика заключается в нескольких аспектах:

Функции социального познания, признаки социального познания

Социальное познание обладает особой спецификой, которая обуславливает его функционал:

Источник

ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – представляет собой познание специфических объектов – общества [ОБЩЕСТВО], культуры [КУЛЬТУРА], человека [ЧЕЛОВЕК]. Разделяется на донаучное, вненаучное и научное. Донаучное социальное познание – это предшествующие науке формы познавательного освоения социальных объектов – мифологические, магические, осуществляемые в повседневной жизни и специализированных практиках – политической, юридической, художественной и др. С появлением научного социального знания многие из донаучных форм социального познания трансформируются во вненаучные, осуществляя свои познавательные функции одновременно с наукой. Специфической чертой научного социального познания, отличающей его от естественнонаучного, является его укорененность во вненаучных формах познания и деятельности, прежде всего в жизненном мире [ЖИЗНЕННЫЙ МИР]людей, в их повседневности [ПОВСЕДНЕВНОСТЬ](А.Шюц [ШЮЦ]). Др. отличительной чертой научного социального познания является специфика его объекта, его субъект-объектная природа, включенность субъекта, человека, в познаваемый социальный объект. Классическое познавательное субъект-объектное отношение трансформируется здесь в субъект-объект-субъектное отношение.

Несмотря на две указанные особенности – связь с повседневностью и вненаучным знанием и субъект-объектную природу объекта научного социального познания, производимые в ходе этого познания научные идеализации первоначально осуществлялись тем же образом, что в естествознании, – в рамках натуралистической исследовательской программы. В ней намеренно заостряются объектные свойства познаваемой социальной реальности и строится модель объяснения [ОБЪЯСНЕНИЕ], позволяющая раскрыть наиболее общие закономерности социальных процессов. Натуралистическая исследовательская программа часто использовала редукционизм [РЕДУКЦИОНИЗМ], сведение социальной реальности к более низшим формам – механике (Ж.Ламетри, Человек-машина), биологическим (Г.Спенсер [СПЕНСЕР]), экономическим (вульгарные экономисты, в определенной степени К.Маркс [МАРКС]), географическим (Г.Т.Бокль [БОКЛЬ], «История цивилизации в Англии», Тернер – сторонник «теории границ») и демографическим (А.Кост, M.M.Ковалевский) факторам. Высшей формой натуралистической исследовательской программы выступает позитивизм [ПОЗИТИВИЗМ], который не стремится к натуралистической редукции специфического социального объекта до его природной составляющей, признает особенности социальных объектов, но утверждает, что они не влияют на процедуру построения идеальных объектов науки, в частности ее предмета.

В 19 в. возникают представления об инонаучности социального познания, о том, что среди социальных наук есть такие, которые похожи на естествознание (напр., социология), и такие, которые имеют свои приемы идеализации. Неокантианец В.Виндельбанд [ВИНДЕЛЬБАНД]разделил науки на номотетические (науки о природе) и идиографические (науки о культуре). Науки о культуре, по его мнению, не имеют дело с повторяющимися явлениями, а изучают события в их единственности и неповторимости. Др. неокантианец, Г.Риккерт [РИККЕРТ], также утвердил принципиальное различие наук двух типов: науки обобщающие (генерализирующие), свободные от ценностей (естествознание и некоторые науки об обществе, напр., социология), и индивидуализирующие, отнесенные к ценностям, напр., история. В.Дильтей [ДИЛЬТЕЙ]ввел понимание [ПОНИМАНИЕ]как ведущую познавательную процедуру наук о духе, имеющих дело с культурно-исторической реальностью. Эти и др. исследователи заложили основы культур-центристской исследовательской программы в социальном познании, в которой природа, будучи первичной онтологической реальностью, уступила место рукотворной, но вместе с тем объективной «второй природе» – культуре. Культур-центристская исследовательская программа признавала такие правила идеализации, как следование методам соответствующей дисциплины; понимание вместо объяснения; тесная связь с повседневностью и ясность теоретических конструктов для того, кого они описывают.

Понимание становилось главным методом культур-центристского подхода, позволяющим раскрыть неповторимость культурных и исторических явлений, сделать индивидуализацию логической процедурой. Культур-центристская исследовательская программа намеренно подчеркивала присутствие субъекта в изучаемом науками о культуре, истории и духе объекте. Культур-центристская исследовательская программа предназначена для адекватной узкой группы наук – о культуре, об истории и духе – и не претендовала на общенаучное применение. Науки, которые строились с ее помощью, получили название гуманитарных, тогда как науки об обществе, следующие натуралистическому подходу, именовались социальными (в узком смысле слова). Так научное социальное познание расщепилось в своей методологии и начало называться социально-гуманитарным познанием.

В 20 в. по мере роста числа наук, перешедших из классической фазы развития в неклассическую и постнеклассическую (В.С.Степин), культур-центристская исследовательская программа приобрела общенаучное значение. Ее стали применять в социологии знания для изучения истории естествознания, методологии естествознания. Социальные науки в целом стали более рефлексивны по отношению к социально-культурной обусловленности своих познавательных средств, начали использовать метод понимания. Тем не менее между двумя типами наук об обществе – социальными и гуманитарными – сохранились отношения конкуренции, а между натуралистической и культур-центристской исследовательской программами отношения антагонизма. Многие ставили под сомнение возможность гуманитарных наук, относя их к вненаучному знанию. Наличие исследовательской программы этих наук (в отличие от вненаучного знания) убеждает в неверности этой точки зрения.

Сегодня, в связи с ростом интереса к методологическому плюрализму, обе исследовательские программы могут быть представлены как разные ракурсы интерпретации [ИНТЕРПРЕТАЦИЯ], достигаемые посредством методологического приема заострения, подчеркивания значимости одной из сторон неразрывного объект-субъекта социального познания – объективной стороны в натуралистической программе и субъективной стороны в культур-центристской программе. Эти подходы могут быть рассмотрены как взаимодополняющие и представляющие собой разные уровни научных экспертиз, анализирующих объективные условия и субъективные способности их освоения. Напр., натуралистические экономические теории говорят о максимально эффективном экономическом устройстве, в то время как результаты применения культур-центристской программы должны характеризовать мотивации и способности людей к достижению такого устройства. В этой экспертизе может участвовать также вненаучное социальное знание, связывающее выводы двух типов научного социального познания – социальных и гуманитарных наук с повседневной жизнью людей и их вненаучными практиками. Такая толерантность к разным подходам и их совместное использование имеют перспективы для социального познания в 21 в.

Социальное познание возникло на Западе первоначально для познания самого Запада и менеджмента его социальных трансформаций. По мере модернизации др. стран социальные науки стали проникать и использоваться и в них. Появились национальные научные школы социального познания и в незападных странах. Западные исследователи стали изучать незападные общества теми же методами, которыми они изучали самих себя. Научное социальное познание обрело глобальные рамки и социальную ответственность за события в мире.

Литература:

1. Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904;

2. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910;

3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911;

4. Вебер М. Исследования по методологии науки, ч. 1–2. М., 1980;

5. Гадамер Х. Истина и метод. М., 1988;

6. Объяснение и понимание в научном познании, под ред. А.Никифорова. М., 1995;

7. Теория и жизненный мир, под ред. В.Федотовой. М., 1995;

8. Wallerstein I. Unthinking Social Science. The Limits of Nineteenth Century Paradigms. Oxf., 1995;

9. Windelband W. Geschichte und Naturwissenschaft. Strassburg, 1904.

Источник

Тема 1. Введение. Содержание учебной дисциплины обществознание

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема 1. Введение . Содержание учебной дисциплины обществознание (2 часа).

1. Социальные науки. Специфика объекта их изучения.

2. Методы исследования социальных наук.

3. Значимость социального знания.

Основные термины и понятия: социальные науки, эмпатия, диалектика

1. Социальные науки. Специфика объекта их изучения.

Социальные науки (общественные науки) — это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности.

Они отличаются от искусства тем, что подчеркнуто используют научный метод и научные стандарты в исследовании человечества, включая количественный и качественный научные методы.

Социальные науки, в изучении и межсубъективных, и объективных или структурных аспектов общества, иногда рассматриваются как гуманитарные науки. Это отличает их от «заведомо» естественных наук, которые сосредоточены исключительно на объективных аспектах природы. Кроме того, социологи участвуют в теоретических и практических исследованиях как о совокупном, так и об индивидуальном поведении человека.

Основные социальные науки

Социальные знания подчиняется общим закономерностям. У социального знания имеются свои специфические черты, они носят социальный, общественный характер.

Специфика этого вида знания заключается в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами.

Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой — это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. К трудностям социального знания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор.

Таким образом, ценностная сторона социального познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества и наличие социальных наук. Более того, она способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах и с различных позиций.

2. Методы исследования социальных наук.

В сфере социально-гуманитарного исследования могут и должны использоваться все философские и общенаучные методы. Конечно, они здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом особенностей? познания и его предмета (общество, культура, личность).

Наблюдение, результаты которого зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентаций; простое – факты и события рассматриваются со стороны; соучаствующие – исследователь включается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события

Социальные эксперименты (объективно-определенные группы людей, с интересами которой приходится считаться); констит, формирующая, итоговая; социальная инженерия (Н.Поппер) – социальное проектирование. Сравнительный метод: сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и другим параметрам (метод поперечных срезов); многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени – лонгитюдный метод.

— идиографический метод – описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий;

— диалог – вопросно-ответный метод;

— ценностный – отнесение к ценностям;

— анализ документов – получение сведений о прошедших событиях (качественный и ком);

— методы опроса – основаны на высказываниях людей с целью выявления их мнений по каким-либо проблемам (анкетирование, интервью);

-метод экспертных оценок, метод групповых дискуссий;

— монографический метод – данная проблема или группа проблем тщательно и с многих сторон анализируется на одном социальном объекте→гипотетический вывод;

— биографический метод – метод исследования субъективной стороны общественной жизни индивида (личные документы);

— проективные методы – способ опосредованного изучения личных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности;

— тестирование – стандартизированные задания, результаты выполнения которых позволят измерить некоторые личностные характеристики;

— социометрия – применение математических средств к изучению социальных явлений (% подсчет);

— игровые методы – (психодрамы, социодрамы);

— иконография – сигтематическое изучение и описание изображений каких- либо сюжетов или лиц, истолкование их смысла, символики, характер особенностей.

Требуется разработка новой методологии гуманитарных наук.

3. Значимость социального знания.

Социальное знание позволяет общественными науками носить диалектический характер, обусловленный их взаимной связью и взаимодействием. Влияние социального знания на такие науки, как экономика, социология, политология, история, право, статистика и т.д., обусловлено прежде всего тем, что оно рассматривает общественную жизнь на более высоком уровне обобщений, нежели другие общественные науки. В соответствии с этим она формулирует свои выводы в более абстрактной форме.

Социальные знания формулируют наиболее общие закономерности, принципы и категории социального познания, неизбежно проникает в саму

ткань других общественных наук и помогает им в формулировке конкретных категорий и методов исследования. Возьмем для примера теорию права как одну из важнейших дисциплин в юридических науках. При объяснении таких ее категорий и вопросов, как правосознание, право, правовая справедливость, гуманизм права, толкование норм права (закона), правовой нигилизм и т.д., видимо, невозможно обойтись без понимания сопряженных с указанными правовыми категориями философских категорий и концепций: общественное сознание, философия справедливости, гуманизм, герменевтика и т.д. Социальные знания способствуют развитию теоретического и практического мышления, формируют общественное сознание.

Вопросы для контроля:

2. Перечислите методы исследования социальных наук.

3. Прокомментируйте, в чем заключается значение социального знания?

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Какова область исследования социальных наук?

2. В чем заключается роль социального знания в жизни современного общества?

3. Определите роль социального знания для современного российского общества.

1.Боголюбов Л.Н. Обществознание М., Просвещение, 2019г. 2.Баранов П.А, Шевченко С.В. Обществознание, М. Астрель 2019 г. Дополнительная

Школьный словарь по обществознанию.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Социальные науки, их классификация

Общество ¾ настолько сложный объект, что одной на­уке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить самое сложное образование, какое только существует на этом свете, человеческое общество. Совокупность всех наук, изучающих общество в целом, называют обществознанием. К ним относят философию, историю, социологию, экономику, политологию, психологию и социальную психологию, антропологию и культурологию. Это фундаментальные науки, состоящие из множества поддисциплин, разделов, направлений, научных школ.

Обществознание, возникнув позже многих других наук, вбирает в себя их понятия и конкретные результаты статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории.

Всю совокупность относящихся к обществознанию наук подразделяют на две разновидности – социальныхи гуманитарных.

Социология, психология, социальная психология, эко­номика, политология, а также антропология и этногра­фия (наука о народах) относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к не­му группа других, родственных ему, дисциплин: фило­софия, история, искусствознание, культурология, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию.

Поскольку представители соседних наук постоянно общаются и обогащают друг друга новыми знаниями, то границы между социальной философией, социальной психологией, экономикой, социологией и антропологией можно считать весьма условными. На их пересечении постоянно возникают междисциплинарные науки, с примеру на стыке социологии и антропологии появилась социальная антропология, на стыке экономики и психологии – экономическая психология. Помимо того существуют такие интегративные дисциплины, как юридическая антропология, социология права, экономическая социология, культурная антропология, психологическая и экономическая антропология, историческая социология.

Познакомимся более основательно со спецификой ведущих общественных наук:

Социология–наука изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов.

Политология– наука,изучающая феномен власти, специфику социального управления, отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности.

Возникновение исторической науки относится ко временам древних цивилизаций. «Отцом истории» принято считать древнегреческого историка Геродота, составившего труд, посвященный греко-персидским войнам. Однако, это вряд ли справедливо, так как Геродот использовал не столько исторические данные, сколько сказания, предания и мифы. И труд его не может считаться вполне достоверным. Значительно больше оснований считаться отцами истории у Фукидида, Полибия, Арриана, Публия Корнелия Тацита, Аммиана Марцеллина. Эти древние историки использовали для описания событий документы, собственные наблюдения, свидетельства очевидцев. Все древние народы считали себя народами-историографами и почитали историю как учительницу жизни. Полибий писал: «уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами, повесть об испытаниях других людей есть вразумительнейшая или единственная наставница, научающая нас мужественно переносить превратности судьбы.».

И хотя, с течением времени, люди стали сомневаться в том, что история может научить последующие поколения не повторять ошибки предыдущих, важность изучения истории не оспаривалась. Известнейший русский историк В.О.Ключевский в своих размышлениях об истории писал: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

3.7. Социальное и гуманитарное знание

1. Общество является самым сложным из объектов познания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.

2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Эти отношения значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.

3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, и они же познают ее.

Говоря о специфике социального познания, следует избегать крайностей. С одной стороны, нельзя с помощью теории относительности Эйнштейна объяснить причины исторического отставания России. С другой стороны, нельзя утверждать непригодность для обществознания всех тех методов, которыми исследуется природа.

Первичным и элементарным методом познания является наблюдение. Но оно отличается от того наблюдения, которое используют в естествознании, наблюдая звезды. В обществознании познание касается одушевленных, наделенных сознанием объектов. И если, например, звезды даже при многолетнем наблюдении за ними остаются совершенно невозмутимыми по отношению к наблюдателю и его намерениям, то в общественной жизни все иначе. Как правило, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что-либо делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает его где-то посередине, либо вносит в него такие помехи, которые существенно искажают результаты исследования. Поэтому невключенное наблюдение в обществоведении дает недостаточно достоверные результаты. Необходим другой метод, который носит название включенное наблюдение. Оно осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его.

При всей своей значимости и необходимости наблюдение в обществознании демонстрирует те же самые принципиальные недостатки, что и в других науках. Наблюдая, мы не можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его настолько многократно, насколько это требуется для завершенности наблюдения. Существенные недостатки наблюдения в значительной степени преодолеваются в эксперименте.

Эксперимент носит активный, преобразующий характер. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий. По В.А. Штоффу, эксперимент можно определить как вид деятельности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящей в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и приборов. Благодаря эксперименту удается: 1) изолировать исследуемый объект от влияния побочных, несущественных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в «чистом» виде; 2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата..

Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей.

1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. Социальные же эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т. д., могут давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только разные, но и прямо противоположные результаты.

2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».

3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный эксперимент в любой точке своего протекания постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, любой сбой в ходе эксперимента может оказать пагубное воздействие на людей и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно.

Одним из теоретических методов познания является исторический метод исследования, т. е. такой метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.

В своей целеполагающей деятельности, из которой складывается история, человек всегда стремился постичь будущее. Особенно обострился интерес к будущему в современную эпоху в связи со становлением информационно-компьютерного общества, в связи с теми глобальными проблемами, которые ставят под вопрос само существование человечества. Предвидение вышло на первое место.

Научное предвидение представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития. Научное предвидение не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности.

Раздел «Духовная культура»

Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко. Смотреть фото Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко. Смотреть картинку Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко. Картинка про Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко. Фото Какие науки изучают общество в чем специфика познания социальных явлений кратко

Культура и духовная жизнь

Слово «культура» в переводе с латыни означает «возделывание, обработка земли». В последующие времена смысл этого слова существенно изменился. Например, о культуре пишут как о том, что не является природой, о том, что создано человечеством за все время его существования. Культура — человеческое творение. По мнению австрийского ученого З. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, и чем она отличается от жизни животных. По подсчетам ученых, ныне существует уже более сотни определений культуры. При всем многообразии определений и подходов, всех их объединяет одно — человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры.

Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.

Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что используется в обыденной жизни. Когда имеются в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность, говорят о культурности. Культура рассматривается как определенный ориентир, норма поведения в обществе, норма отношения к природе. В то же время нельзя отождествлять культуру и образованность, обладание большим объемом знаний. Человек может быть и очень образованным, но бескультурным. И, наоборот, человек, не закончивший никаких университетов, проведший всю свою жизнь где-нибудь в отдаленной от крупных городов местности, может быть очень культурным по отношению к другим людям, много знать и уметь, уважительно и бережно относиться к природе. Но в реальной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что бескультурие и необразованность тесно связаны друг с другом.

Культурность как качество человека невозможно приобрести только благодаря факту рождения. Каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его поведения. Приобщение к культурному наследству, собственно, и делает человека человеком. Детей, подобно герою книги Р. Киплинга «Маугли» выросших в джунглях среди диких зверей, шведский натуралист XVIII века К. Линней называл не людьми, а представителями особого вида.

Нужно подчеркнуть, что в каждом обществе складываются свои культурные традиции, обусловленные его особенностями, историей развития. Люди, представляющие разные культуры, по-разному относятся к деньгам, техническим достижениям и т.д. Изучая историю завоевания европейцами Нового Света, вы наверняка обратили внимание на то, что у индейцев не был распространен культ золота, вот почему они удивлялись златолюбию и алчности конкистадоров Кортеса и Писарро. А если посмотреть еще дальше, в глубь веков, вы увидите, что римляне, грабя завоеванные Карфаген или Коринф, безжалостно уничтожали памятники изобразительного искусства, ибо не видели в них никакой ценности. А уже в начале нашей эры варварские племена разрушали культурные ценности римской цивилизации, уничтожая библиотеки, храмы, колонны, все, что они считали ненужным, никчемным.

Ученые-культурологи выделяют четыре важнейших составляющих элемента культуры. Это прежде всего понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира. Но важно не только дать определение явлениям и предметам окружающего мира, но и выявить их взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Третьим элементом культуры выступают ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. И, наконец, культуру составляют правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Культурная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Политика — основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти. Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

В современном мире в течение жизни одного поколения происходит 2-3 смены социокультурных ценностей. Это приводит к тому, что многие группы не могут быстро реагировать на изменения и «отстают». Поэтому субкультурные и контркультурные ориентации в обществе – это способ рождения новых норм и ценностей, новых мотивов и способов деятельности, альтернатива, без которой невозможно движение вперед, локомотив или двигатель происходящих изменений.

Для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов:

Культура труда – умение человека проявить свои творческие способности с максимальной эффективностью в организации и реализации своей трудовой профессиональной деятельности.

Культура общения – гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, соблюдения условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.п. Важными элементами этой культуры являются следующие: тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих поступков, проявление точности и обязательности.

Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят свое внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Культура образования – способность человека организовать процесс образования и самообразования для получения знаний и умений различными способами.

Культура речи и языка – уровень речевого развития, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение владеть смысловыми оттенками различных понятий, использование большого словарного запаса, эмоциональность и стройность речи, владение яркими образами, убедительность.

Культура мышления – способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.

Культура питания – осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой пищи для жизни и здоровья, понимание необходимости здорового питания и умение организовать свое питание.

Культура чувств – степень эмоциональной одухотворенности человека, его умение чувствовать и улавливать чувства других людей, тактичное отношение к своим и чужим чувствам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *