Какие образы подтверждают что тютчев одухотворяет природу
Природа в стихах Тютчева: раскрытие темы природы в поэзии
Содержание:
Федор Иванович – великий русский талант, который написал более четырех сотен стихов за свою жизнь. На самом деле их было намного больше. Однако автор не считал поэзию своим основным делом, поэтому не сдавал стихотворения в печать. Это было его увлечение, способ выражения эмоций. Большинство работ вышли в свет благодаря друзьям Тютчева, которые настаивали на публикации.
Жизнь поэта сказывалась на его творчестве. Жена Элеонора оказала большое влияние на любовную лирику. Второй женой поэта стала Эрнестина. Она родила ему дочь и двух сыновей. Елена – последняя любовь писателя, но их отношения были незаконными, поэтому третьей свадьбы не было. Несмотря на постоянное присутствие любви в жизни писателя, основной тематикой его стихов являлась природа и философская лирика. Как представляет природу Федор Иванович:
Тема природы в творчестве Тютчева
Тютчев уверен – люди являются источниками хаоса, они не контролируют своих страстей, в отличие от природы. Она знает тайну вечного покоя, упорядоченно живет, развивается, действует по неизвестным, высшим законам. Окружающие растения, деревья, птицы – это единый с человеком мир, который автор воспевает в стихах.
Невозможно не любить природу, так как она является частью одного единого бытия. Писатель часто использовал космические мотивы и теории. Жизнь вокруг человека движется по кругу, циклы зависимы между собой. Жизнь одного дерева повторяется из года в год, каждую осень оно сбрасывает листву, весной снова расцветает. Эту цикличность автор ассоциирует с четким порядком, прерывание жизни человека – с хаосом.
Какую роль играет природа в стихах Тютчева
Каждый стих о природе передает чувство, которое испытывает автор в данный момент. Тютчев проводит параллель между человеческими ощущениями и состоянием неба, земли, растений. Эти образы имеют большое значение в стихотворениях Федора Ивановича.
Философия осени сравнивается с состоянием души человека в период апатии, усталости, расстройства. В произведениях, даже описывая уходящее лето, писатель вносит положительные мотивы. Так он передает мысль, что в любом сезоне есть своя прелесть, как и в любом жизненном этапе человека.
Автора восхищает ночное время, он считает его таинственным, открывающим новые возможности. Это лучшее время для единения с бытием, космосом и силами природы. Сердце поэта открыто для новых ощущений, он пребывает в постоянном поиске гармонии, спокойствия, порядка и смысла бытия.
Природа в произведениях Тютчева: подборка цитат
Тема природы в поэзии Тютчева часто связана с сезонами. В своих строках поэт показывает любовь к весне – он считает это время особенным. Даже грозу Федор Иванович изображает смеющейся, веселой:
«Ты скажешь: Ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила».
К зиме в стихотворении «Зима недаром злится» показано его отношение к этому времени года. В поэзии можно заметить, как автор ассоциирует осень с увяданием, зиму – с холодом. Однако в описании любого периода присутствуют позитивные, добрые мотивы. В его стихах природа смеется, хохочет:
«Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит».
Противопоставление человеческого одиночества и гармонии выражается через образ неба и земли:
Природа в лирике Тютчева в творчестве, поэзии сочинение
Основное значение поэзии Тютчева – понимание природы через внутренние человеческие переживания. Все лирические стихотворения поэта пронизаны возвышенным драматизмом и необыкновенной красотой.
Поэт точно изображает загадочную привлекательность природы, используя красочные эпитеты и сравнения, мягко переходя от одного времени года к другому. Одухотворение природных явлений и наделение их чувствами, по мнению поэта, рождает в человеке все самое невероятное и прекрасное.
Произведение «Осенний вечер» заставляет читателя задуматься о тихом увядании природы, не теряющей при этом своей чудесной красоты. Тютчев в спокойных тонах описывает осеннее небо, летящий с дерева лист, сорвавшийся под порывом резкого ветра, и в тоже время наслаждается последним теплым вечером. Картина осени насыщена живым, трепетным дыханием, поэтому и легкий шелест деревьев, и светлость вечера полны необъяснимой прелестью и грустью осиротевшей планеты.
Описывая окружающую природу в виде живого существа, поэт раскрашивает в разнообразные краски, оттенки и состояния, пытаясь передать бытие природы.
Стихотворение «Весенняя гроза», наоборот, передает предчувствие новой зарождающейся жизни, повествует о пробуждении природы, ведь первая майская гроза – это безумная и мощная стихия, способная на неистовства.
Глубокомысленными размышлениями наполнены и стихи «Море и утес», в которых поэт описывает разрушающую и неистовую силу природных явлений, ее агрессивную темную сторону, но в то же время завораживающую своим могуществом, своенравием и буйством.
Другой темой лирики природы поэта являются не только разные времена года, но и разные времена суток, в частности, ночная тема, которой посвящены многие его стихи. В них природа имеет философское значение и позволяет проникнуть в потайные уголки человеческой души. Ночь в изображении Тютчева не только красива, величественна, но и священна, но и полна тайн и загадок.
Творчество Тютчева – это неповторимая и возвышенная поэзия, которая бывает и грустной, и радостной, живой, и холодной. С точки зрения поэта, природа – самый лучший задушевный собеседник.
Сочинение Изображение природы в лирике Тютчева
Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество, является взаимодействие человека и природы, его места в огромном мире. Поэзия Тютчева пропитана его мироощущением, мировоззренческой концепцией. Человек, по его мнению, всегда несёт в себе хаос, так как не в состоянии справиться со своими страстями. Природа же представляется как часть единого, непостижимого мира.
В отличие от человека, природа есть вечный покой, который, однако, не подразумевает отсутствие изменений. Жизнь и развитие природы упорядочены: подчиняются некоему высшему закону. Природа всегда в движении, постоянно перетекает из одного состояния в другое. Однако, все эти процессы лишь звенья в замкнутой цепи. Жизнь природы циклична: каждый процесс повторяется, имея при этом связь с предыдущим и последующим.
В лирике Тютчева природа всегда одушевлена: жива и способна чувствовать. То есть она видится ему таким же живым организмом, как человек (эта мысль схожа с воззрениями философов античности, которой в юности увлекался Тютчев). Она содержит в себе величие и красоту, которые воодушевляют Тютчева, в них он черпает жизненные силы и любовь к миру.
Поэт в особых отношениях с этой частью мира: его любовь прослеживается в восторженных чувствах и внимательности к деталям. Фёдор Иванович подмечает мельчайшие, не видимые для обывательского глаза подробности, которые позволяют ему в полной мере насладиться дивно созданной природой. Она преподносится автором как некая колдунья, способная красотой своей обольстить человека. Она очаровывает своим прекрасным устройством.
Особенное место среди системы образов природы занимает ночь. В разные времена года, в любой обстановке она символизирует некое таинство. Минула дневная суета и солнечный свет: человек остаётся наедине с собой и огромным, недоступным его сознанию, миром. Обстановка этого уединения и отрешения от земных забот приводит к тому, что человек как бы «очищается» от всего мирского и может ступить за порог обыденности. Ночь приносит человеку чувство причастности к тем самым непостижимым законам и силам, движущим все процессы в мире. В это время суток человек становится частью единого целого, которое включает в себя и природу.
В своей лирике через тему природы Тютчев передаёт, в первую очередь, мировоззрение, жизненную философию. Очаровательная в своей непостижимой красоте, земная природа есть единственное первозданное, к чему может прикоснуться человек. Поэт восторгается её величием и прелестью, чувствуя при этом её причастность к первоосновам мира. Именно через единение с природой, которое становится достижимо в состоянии покоя (чаще всего ночью), человек может приблизиться к основам мироздания, к великому таинству жизни.
Вариант 3
Как и большинство русских писателей к этой теме о природе, Тютчев относился с особым чувством, которое не понять многим, он старался раскрыть и передать всю красоту скрытой и девственно чистой природы. Автор в своей лирике природу изображал как живого человека, который может все чувствовать и переживать грустить и радость. А также тонко передавать боль, причиненную, от руки человека природе мог, только Тютчев.
Проанализировав всю творческую жизнь Ф.И.Тютчева можно с уверенностью сказать, что с особым и тонким чувством он писал больше всего про осень и весну. Он любил передавать красоту этих времен года. Довольно подробно это можно увидеть в его стихотворениях посвященным этим временам года. Он с трепетностью пытался показать людям того, что они из-за повседневной суеты не замечают всей красоты природы.
Прочитав хоть одно его произведение, оно не вызывает негативных чувств, а наоборот, только положительные чувства и на душе становиться так легко и спокойно. Ведь Тютчев был писателем широкого профиля и писал с разных взглядов, но в любых его направлениях изображается образ природы как самый прекрасный, яркий и неповторимый образ, который, живет и все чувствует.
С глубочайшей уверенностью можно сказать, что Федор Иванович Тютчев был добрым и душевным человеком, гениальным поэтом того времени. Ведь только такой человек мог разглядеть в окружающей природе, того, что не видит вооруженным взглядом обычный человек. И не смотря, не на что он остался, известным и по сей день. И с особым удовольствием читают и изучают его творчество. Автор в своих произведениях, раскрывает все тонкости и красоты непревзойденной природы. С душевным трепетом старается донести все же до читателя, чтоб хоть прочитав, его произведение он обратил, внимание на прекрасную природу. И от чистого сердца всем писателям русской литературы можно сказать большое спасибо, за то, что открывают глаза читателя на происходящее вокруг. На то, что не видит и не обращает внимания человек на происходящее и это печально.
Также читают:
Картинка к сочинению Природа в творчестве Тютчева
Популярные сегодня темы
Ярким пятном творческого наследия Н. В. Гоголя является рождественская сказка «Ночь перед Рождеством». Благодаря интересным образам, действующим в произведении на фоне местных традиций
Мария Владимировна Вишняк – один из выдающихся художников современности. В своих картинах она продолжила традиции классической живописи. Ее полотна пленяют зрителей очарованием и простой тех предметов, которые она использует для их создания
Многоточие – интересный и необычный знак препинания. Он используется авторами в разных целях. Рассмотрим это утверждение, чтобы понять, когда ставится многоточие.
Из моего окна осенью вид очень приятный. В смысле, когда осень ещё золотая, не когда дождь целый день – тогда, понятно, в окне всё просто размыто, только капли видны. Но когда это золотая осень – вид шикарный!
А я так мечтал! Так мне хотелось пойти с отцом и братом на рыбалку… Давно уже хотел, но даже спросить не решался. Всегда представлял, как это здорово – взять удочку, как взрослый, выйти на речку
Тема природы в лирике Федора Ивановича Тютчева
Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». И этому имеется предельно ясное объяснение.
Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая толику эмоций и чувств.
В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, прелестный переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком.
Такие глубокие по своей натуре описания природы можно заметить в большинстве произведений автора («Люблю грозу в начале мая», «Осенний вечер» и др.). Отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа»:
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык …»
В этом стихотворении Тютчев становится на защиту природы, заявляя, что она по своей сущности ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»). Тютчев считает, что те, кто видит в окружающем мире лишь кладовую полезных материалов, жалок, нравственно уродлив и духовно ограничен.
Такие люди никогда не поймут неповторимость окружающего мира, его красоту и их никогда не постигнет вдохновение. Тютчев не понимал, как можно быть такими черствыми и не проявлять уважения к природе (по мнению поэта, родной матери человека).
Тема природы в стихотворениях Тютчева для детей
Уважительному отношению к природе, пониманию окружающего мира стали обучать еще с ранних лет. И стихотворения из творчества Фёдора Ивановича, дошедшие до настоящего времени, сильно в этом помогают.
В раннем возрасте детям легче понять природу, насладиться ее роскошью. В процессе обучения дети понимают всю ценность окружающего мира и чувствуют с ним взаимосвязь.
Нельзя исключать того, что вместе с тем дети также обучаются проявлению чувств к родине. Ведь природа напрямую с ней связана, и, в первую очередь, любовь проявляется к родным пейзажам, деревьям, бескрайним просторам.
В школьную программу, начиная с младших классов, включены такие популярные произведения Тютчева, как «Весенняя гроза», «Листья».
А вот отрывок из стихотворения «Осенний вечер»:
«Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь».
В этом стихотворении Фёдор Иванович передал ощущения печали и внутреннюю опустошенность в период своего пребывания в Мюнхене. Поэт выразил чувства тоски по родине, показывая, что он не забыл свой дом, и связь с родной землей так же прочна.
Но в то же время поэт старается не поддаваться депрессивному настроению, описывая и приятные мгновения («таинственная прелесть», «легкий шелест», «тихая лазурь»).
Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. В произведении природа переживает изменения, и автор сочувствует этому, однако подчеркивает, что не стоит этого бояться.
История не пишется само собой, а создается человеком и окружающим его миром. Все когда-нибудь применит новые формы, осень сменится зимой, зрелость – старостью. Вместе с тем придет что-то новое и необычное: удивительная зима или мудрость.
Автор хотел объяснить, что жизнью надо наслаждаться здесь и сейчас, ценить каждый ее момент.
Пейзажная лирика
Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери».
Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.
Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой. Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.
Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом».
Анализ этого произведения прост и понятен. Стихотворение охарактеризовано приходом весны, вознесением творческого потенциала, описанием зрелищного и удивительного явления природы. Весенняя гроза в изображении автора несет в себе два смысла, одно из которых связано со страшным и опасным явлением.
С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:
«Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит».
Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.
Сочинение на тему: «Душа и природа в поэзии Тютчева»
Интересно, что Федор Тютчев оказался самым понятным и близким по духу автором для многих людей. Он настолько полно передавал настроение свое и природы, что в последствии стал почитаемым кумиром многих людей.
Тютчев помог людям прочувствовать их единство с окружающим миром, увидеть его красоту и начать ценить, дорожить каждым прожитым моментом.
И все это оправдано, ведь в творчестве Фёдора Ивановича тема природы играет значительную роль, отображает всю глубину эмоций, передающих состояние не только человека, но и природы в целом. Это может говорить лишь об одном: человеческая душа и природа неразрывно связаны между собой.
Даже самые короткие стихотворения отражают состояние природы, как озеро – облик человека. Такое явное сопоставление человека и природы можно увидеть в произведении «Еще земли печален вид»:
«Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?».
Всегда наступает момент, когда необходимо написать сочинение на заданную тему. Чаще всего при выборе темы, связанной с природой, многие учащиеся останавливаются на теме природы. Для того, чтобы добиться максимально положительного результата и получить удовольствие от проделанной работы, необходимо изучить всю возможную информацию.
Главное, не только прочитать, но и понять суть написанного, погрузиться в мир поэта, постараться уловить мысль и чувства, которыми тот хотел поделиться.
План сочинения в таком случае будет состоять из нескольких обязательных пунктов: биографии автора, главных тем его творчества, описания проблемы, которую поэт поднимает, и отрывков произведений с последующим анализом. В конце нужно высказать свое мнение по указанной теме, описать свои чувства и эмоции.
Тема природы в лирике Тютчева
Главная тема тютчевской поэзии – человек и мир, человек и Природа. Исследователи Тютчева говорят о поэте как «певце природы» и видят своеобразие его творчества в том, что «у одного Тютчева философское восприятие природы составляет в такой сильнейшей степени самую основу видения мира». Более того, как отмечает Б.Я. Бухштаб, «в русской литературе до Тютчева не было автора, в поэзии которого природа играла бы такую роль. Природа входит в поэзию Тютчева как основной объект художественных переживаний».
Мир в представлении Тютчева – это единое целое, но не застывшее в «торжественном покое», а вечно меняющееся и в то же время подверженное вечному повторению во всех своих изменениях. Исследователи говорят о «неслучайности» «пристрастия поэта к переходным явлениям в природе, ко всему, что несет с собой изменение, что в конечном итоге связано с понятием «движения».
Своеобразие тютчевских пейзажей отчетливо видно в стихотворении, созданном в родовом имении Овстуг в 1846 г.:
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной.
Анализируя это стихотворение, Н. Берковский точно подметил, что оно «держится на глаголах: рдеют – зреют – блестят. Дается как будто неподвижная картина полевой июльской ночи, а в ней, однако, мерным пульсом бьются глагольные слова, и они главные. Передано тихое действование жизни. От крестьянского трудового хлеба в полях Тютчев восходит к небу, к луне и звездам, свет их он связывает в одно с зреющими нивами… Жизнь хлебов, насущная жизнь мира, совершается в глубоком молчании. Для описания взят ночной час, когда жизнь эта полностью предоставлена самой себе и когда только она и может быть услышана. Ночной час выражает и то, насколько велика эта жизнь, – она никогда не останавливается, она идет днем, она идет и ночью, бессменно. ».
И в то же время вечная изменчивость природы подчиняется другому закону – вечной повторяемости этих изменений.
Интересно, что Тютчев не раз в письмах называет себя «врагом пространства». В отличие от фетовских пейзажей, его пейзажи открыты не столько вдаль, в пространство, сколько во время – в прошлое, настоящее, будущее. Поэт, живописуя мгновение в жизни природы, всегда представляет его как звено, связующее прошлое и будущее. Отчетливо эта особенность тютчевских пейзажей видна в стихотворении «Весенние воды»:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
В этом стихотворении дана вся картина весны – от раннего, мартовского ледохода – до теплого, веселого мая. Все здесь исполнено движения, и не случайно доминируют глаголы движения: бегут, идет, выслала, толпится. Настойчиво повторяя эти глаголы, автор и создает полную динамики картину весенней жизни мира. Ощущение радостного обновления, веселого, праздничного движения вносит не только образ бегущих вод-гонцов, но и образ «румяного светлого хоровода».
Нередко в той картине мира, которую рисует Тютчев, за настоящим отчетливо проступает древний облик мира, первозданные картины природы. Вечное в настоящем, вечную повторяемость природных явлений – вот что пытается увидеть, показать поэт:
Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой.
Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальней слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит.
На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул.
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся еженощный гул.
Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.
Ощущение единства мировой истории, «первого дня творенья» и настоящего, возникает не только потому, что в картине мира доминируют образы «вечных» звезд, месяца, ключа. Основное переживание лирического героя связано с услышанным им в ночной тишине таинственным «гулом» – «озвученными» тайными мыслями человечества. Истинная, тайная, скрытая в дневной жизни суть мира приоткрывается лирическому герою, обнаруживая нераздельность первоосновы вселенной – древнего и вечного хаоса – и мгновенных мыслей людей. Важно отметить, что описание красоты и гармонии мира в первой строфе предстает как «завеса» над подлинной сутью Вселенной – скрытым за «завесой» хаосом.
Тютчевское понимание мира во многом оказывается близким представлениям античных философов. А. Белый не случайно назвал Тютчева «архаическим эллином». Русский поэт в своем понимании мира, человека, природы «чудесным образом, до странности близко родствен» древним античным философам – Фалесу, Анаксимандру, Платону. Его знаменитое стихотворение 1836 г. «Не то, что мните вы, природа» отчетливо обнаруживает это родство миропониманий:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Представляя природу единым, дышащим, чувствующим живым существом, Тютчев оказывается близким античным мыслителям, например, Платону, который называл мир в его целостности одним видимым животным.
Резко выступая против своих оппонентов, не признающих в природе живое существо, Тютчев создает образ дышащего, живого, мыслящего, говорящего живого существа:
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Образ природы в этих стихах действительно «чудесно близок» представлениям древних философов о дышащем мире (идея Анаксимена), идеям Гераклита о множестве солнц, которое древний философ отождествлял с днем, полагая, что каждый день всходит новое солнце.
Утверждая свое представление о природе, Тютчев говорит и о «голосе» природы, и о неотделимости человека от этого мира. Эта неразделимость человеческого «я» и природного мира также роднит поэта с античными философами и резко разобщает его с теми современниками, кто не способен ощутить своего слияния с природой:
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
В стихотворениях Тютчева можно увидеть и другие представления, которые позволяют назвать поэта XIX века «архаичным эллином». Подобно Платону, он воспринимает мир как грандиозный шар и вместе с тем как «одно видимое животное», вмещающее в себя всех других животных, к которым античный философ относил и звезды, называемые им «божественными и вечными животными». Это представление и делает понятными тютчевские образы: «влажные главы звезд», «глава земли» – в стихотворении 1828 г. «Летний вечер»:
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
При этом, важно отметить, что не только природа и человек исполнены жизни в поэзии Тютчева. Живое у Тютчева – время («Бессонница», 1829), живые – сны (это стихия, властвующая по ночам над человеком), живым и страшным существом предстает Безумие, наделенное «чутким ухом», челом, «жадным слухом» («Безумие», 1830). Живым, особенным существом – исполином предстанет позднее и Россия в тютчевских стихотворениях.
Исследователями творчества Тютчева уже была отмечена близость представлений о мире Тютчева и Фалеса: прежде всего представления о воде как первооснове бытия. И действительно: основные стихии, которые Тютчев, подобно древним философам, признает первоэлементами вселенной: воздух, земля, вода, огонь, не только противостоят друг другу, но и способны превращаться в воду, обнаруживать свою водную природу. Это представление ярко проявилось и в стихотворении «Летний вечер»:
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
Здесь вода предстает как первоэлемент бытия, она составляет и основу воздушной стихии, и наполняет «жилы» природы, и, текущая под землей, омывает «ноги» природы. Ощущение живого потока, водных струй стремится передать Тютчев, описывая все составляющие Вселенную стихии:
Хоть я и свил гнездо в долине,
Но чувствую порой и я,
Как животворно на вершине
Бежит воздушная струя
На недоступные громады
Смотрю по целым я часам, –
Какие росы и прохлады
Оттуда с шумом льются к нам.
В стихах Тютчева струится лунное сиянье («Опять стою я над Невой. »), движется волной воздух («Утихла биза. Легче дышит. », 1864), льются солнечные струи («Смотри, как роща зеленеет. », 1854, «В часы, когда бывает. », 1858), льется в глубину души сумрак («Тени сизые смесились. », 1851). Сама метафора бытия тоже имеет водную природу – это «ключ жизни» («К Н.», 1824; «Летний вечер», 1828).
Явления природы почти всегда очеловечены в стихотворениях Тютчева. Солнце глядит исподлобья («Неохотно и несмело», 1849), вечер обрывает венок («Под дыханьем непогоды. », 1850), «в кисти винограда / Сверкает кровь сквозь зелени густой». Среди тютчевских метафор не только уже отмеченные «влажные главы звезд», глава земли, жилы и ноги природы, но и помертвелые очи Альп («Альпы»). Лазурь небесная может смеяться («Утро в горах»), полдень, как и солнца,– дышать («Полдень», 1829), море – дышать и ходить («Как хорошо ты, о море ночное. », 1865). Мир природный наделен своим голосом, своим языком, доступным для понимания человеческого сердца. Один из тютчевских мотивов – разговор, беседа явлений природы между собой или с человеком(«Там, где горы, убегая. », 1835; «Не то, что мните вы, природа. », 1836; «Как весел грохот летних бурь. », 1851).
И в то же время природа – не обычное существо. Среди постоянных эпитетов в пейзажных стихотворениях Тютчева – слова «волшебный» («Дым», 1867, и др.) и «таинственный» («Как сладко дремлет сад темно-зеленый. » и др.). И почти всегда природные явления наделены колдовской силой – Чародейка Зима («Чародейкою Зимою. », 1852), колдунья зима («Графине Е.П.Растопчиной»), холод-чародей («Давно ль, давно ль, о Юг блаженный. », 1837), север-чародей («Глядел я, стоя над Невой. », 1844). Так, в одном из самых известных тютчевских стихотворений Чародейка Зима наделяет лес сказочной красотой, погружает его в «сон волшебный»:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой
Колдовством объясняет поэт и красоту солнечных летних дней («Лето 1854»):
Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство –
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего.
О колдовской силе природы свидетельствует и ее способность очаровывать человека. Тютчев пишет именно об «очаровании» природы, ее «обаянии», причем, слова «очарование» и «обаяние» обнаруживают свой исконный смысл: обольстить, обворожить. Старинное слово «обавник» (обаянник) означало «чародея», напускателя «обаяния». Природа обладает обаяньем, той красотой, которая подчиняет сердце человека, привлекает его к природному миру, околдовывает его. Так, вспоминая о «волшебном» лесе, Тютчев восклицает:
Какая жизнь, какое обаянье,
Какой для чувств роскошный, светлый пир!
То же слово передает всю красоту ночной Невы:
Нет искр в небесной синеве,
Все стихло в бледном обаянье,
Лишь по задумчивой Неве
Струится лунное сиянье.
Но, в свою очередь, природа сама способна испытывать чары высших сил, также наделенных способностью «напускать обаяние»:
Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные глядят;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
Властью некой обаянны,
До восшествия Зари,
Дремлют, грозны и туманны,
Словно падшие цари.
Но Восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец –
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.
Удивительная красота природы может представать как воздействие колдовских сил: «Ночью тихо пламенеют / Разноцветные огни./ Очарованные ночи, / Очарованные дни».
Жизнь мира, природы в поэзии Тютчева подчиняется не только таинственному колдовству, но и непонятной для человека игре высших сил. «Игра» – еще одно характерно тютчевское слово в его пейзажах. Глагол «играть» почти неизменно сопутствует тютчевским описаниям – и природных явлений и человека. При этом «игра» понимается как полнота жизненных сил, а не как актерство (или «лицедейство»). Играет звезда («На Неве», 1850), природа («Снежные горы», 1829), жизнь («Тихо в озере струится. », 1866), играет с жизнью и людьми юная, полная сил девушка («Играй, покуда над тобою. », 1861). Играет – гром (в самом, вероятно, известном тютчевском стихотворении):
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
В этом стихотворении «игра» – центральный образ: играют небесные силы, гром и солнце, им весело вторят птицы и горный ключ. И вся эта радостная игра земных и небесных сил предстает как следствие игры богини Гебы, богини вечной юности. Характерно, что в ранней редакции не было образа «игры»: гром только весело «грохотал», хотя ощущение полноты жизни, полноты природных сил выразил поэт и в первоначальном варианте текста:
Люблю грозу в начале мая,
Как весело весенний гром
Из края до другого края
Грохочет в небе голубом.
Но законченность, цельность этой картине весеннего буйства сил придает именно образ «игры», объединяющей в единое целое мир земной и небесный, природный и божественный.
Играющая природа – мотив, который тоже основан на представлении природы живым существом. Но, важно отметить, «игра» – свойство только высших сил. Антитезой «игре» природы, полноте ее жизненных сил выступает «сон» – свойство более примитивного мира. Играют горы и небо – дремлет земля:
Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами, –
И задымилася гора
С своими черными лесами.
И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил, –
Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей,
Играют выси ледяные
С лазурью небе огневой.
Как справедливо отметили исследователи творчества Тютчева, поэт не раз живописует грозу. Возможно, потому, что гроза воплощает то состояние природной жизни, когда виден «некий жизни преизбыток» («В душном воздуха молчанье. »). Тютчева особенно привлекает – и в жизни природы, и в жизни человека ощущение полноты бытия, когда жизнь исполнена страстей и «огня», «пламени». Именно поэтому и идеал человеческого существования для Тютчева соотносится с горением. Но в поздней лирике Тютчева гроза воспринимается не как игра богов и стихий, а как пробуждение демонических природных сил:
Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не дума,
То вялый, безотрадный сон.
Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.
Не случайно в этом стихотворении нет и образов играющей природы и играющих богов. Гроза уподобляется своей антитезе – сну, вялому, безотрадному. Столь же не случайно природа утрачивает и свой голос: гроза – это беседа глухонемых демонов – огненные знаки и зловещая тишина.
Тютчев, как и античные философы, главными элементами бытия почитает Вражду и Любовь. Высшие силы чаще всего враждебны человеку. И между собой явления природы находятся в явной и скрытой вражде. Миропонимание Тютчева можно передать с помощью его же образов: поэт стремится показать «съединенье, сочетанье, роковое слиянье и поединок роковой» всех сил бытия. Враждуют между собой Зима и Весна («Зима недаром злится. »), запад и восток. Но в то же время они – неразделимы, они – части единого целого:
Смотри, как запад разгорелся
Вечерним заревом лучей,
Восток померкнувший оделся
Холодной, сизой чешуей!
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не съединяет их?
Вражда не отменяет ощущения единства бытия, его слитности: Солнце объединяет мир, красота мира источником имеет – Любовь:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен
В этом стихотворении ярко проявилась одна из особенностей тютчевских пейзажей: постоянными глаголами, участвующими в описании природы, становятся «блещут» или «сияют». Эти глаголы у Тютчева несут особенную смысловую нагрузку: они утверждает идею единства – слияния, слитности воды и света, природы и солнца, каждого природного явления и солнца:
Весь день, как летом, солнце греет,
Деревья блещут пестротой,
И воздух ласковой волной,
Их пышность ветхую лелеет.
А там, в торжественном покое,
Разоблаченная с утра,
Сияет Белая гора,
Как откровенье неземное.
Тот же смысл и те же идеальные значения содержит и эпитет «радужный» или синонимичный ему «огнецветный». Они означают абсолютность слияния земли и неба, солнца и земной природы.
Отчетливо ощущая природу как некую извечную, живую силу, Тютчев стремится заглянуть за скрывающую ее завесу. Каждое природное явление обнаруживает это полное жизни существо:
Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала.
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Все в зарницах трепетало.
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою.
Обращаясь к А.А. Фету, Тютчев написал в 1862 г.: «Великой Матерью любимый, / Стократ завидней твой удел – / Не раз под оболочкой зримой / Ты самое ее узрел. ». Но и ему самому в полной мере была свойственна эта способность «узреть» Великую Матерь – Природу, ее тайную суть под зримой оболочкой.
Ту незримую силу, которая стоит за каждым природным явлением, можно назвать Хаосом. Подобно древним грекам, Тютчев воспринимает его как живое существо. Это – первооснова бытия, скрываемая в дневной жизни тончайшим покровом и пробуждающаяся ночью и в непогоду в природе и в человеке. Но сам Хаос Тютчев не поэтизирует, идеал мироустройства он соотносит с другим понятием – «строй», т.е. с гармонией:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе
Именно отсутствие этого «строя» в жизни человека – «мыслящего тростника» и вызывает горькое раздумье поэта. Называя человека «мыслящим тростником», поэт подчеркивает и его родство с природой, принадлежность ей и одновременно его особенное место в природном мире:
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник.
«Музыкальные» образы (певучесть, хор, мусикийский шорох, созвучье) передают суть таинственной жизни мира. Природа не только живое, дышащее, чувствующее, единое существо, но внутренне гармоничное. Каждое природное явление не только подчиняется единым для всех законам, но и единому строю, единой гармонии, единой мелодии.
Однако Тютчев поэтизирует и нарушение «вечного строя», когда в «строгий чин» природы врывается «дух жизни и свободы», «вдохновения любви». Описывая «небывалый сентябрь» – возвращение, вторжение лета, горячего солнца в осенний мир, Тютчев пишет:
Словно строгий чин природы
Уступил права свои
Духу жизни и свободы,
Вдохновениям любви.
Словно, ввек ненарушимый,
Был нарушен вечный строй
И любившей и любимой
Человеческой душой.
Среди постоянных образов, используемых поэтом в его описании природных явлений, можно назвать «улыбку». Улыбка для поэта становится воплощением наибольшей интенсивности жизни – и человека, и природы. Улыбка, как и сознанье, – знаки жизни, души в природе:
В этом ласковом сиянье,
В этом небе голубом
Есть улыбка, есть сознанье,
Есть сочувственный прием.
Интересно отметить, что Тютчев стремится показать мир, как правило, в два высшие момента его жизни. Условно эти мгновения можно обозначить как «улыбку упоенья» и «улыбку изнуренья»: улыбка природы в момент переизбытка сил и улыбка изнуренной природы, улыбка прощания.
Улыбка природы и составляет истинную суть природы. Исследователи отмечают, что в лирике Тютчева можно найти как бы разные образы мира: мира гармоничного, пронизанного солнцем, мира мертвого, застывшего, мира грозного, бурного, в котором пробуждается хаос. Но столь же точным представляется и другое наблюдение: Тютчев стремится запечатлеть мир в его высшие моменты. Такими высшими моментами представляются расцвет и увядание – рождение, возрождение мира весной и осеннее увядание. И тот и другой мир исполнены «очарования»: изнеможенье, усталость природы – столь же неизменная тема тютчевской поэзии, как и весеннее возрождение. Но, важная деталь, Тютчев, стремясь передать очарование природы, говорит о ее улыбке – торжествующей или усталой, прощальной:
Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч!
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз.
Столь же значима для Тютчева и способность природы плакать. Слезы – такой же знак подлинной жизни для Тютчева, как и улыбка:
И святое умиленье
С благодатью чистых слез
К нам сошло как откровенье
И во всем отозвалось.
► Читайте также другие статьи о творчестве Ф.И. Тютчева:
► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века