Каска класс 0 что значит
Защитные каски, их классификация
К средствам индивидуальной защиты помимо одежды относят еще и специальные головные уборы – каски. Защитная каска убережет от травмы, которую может нанести падающий предмет или при падении самого рабочего, от воздействия электрического тока и химических веществ.
Сейчас без защитных касок не работают практически ни в одной отрасли народного хозяйства. Ими пользуются представители множества профессий, связанных с погрузочно-разгрузочными и ремонтными работами, с работой с электричеством. Защитные каски при работе носят рабочие, занимающиеся физическим трудом – дровоколы, дворники, плотники, слесари.
Виды защитных касок
Всего видов касок существует одиннадцать, и всех их можно разделить на три большие группы – общего назначения, специального назначения и для работы под землей.
Каски также различаются по цвету корпуса, причем каждый предназначен для своей категории. Защитные каски белого цвета носит руководящий состав предприятия, начальники цехов и участков, общественные инспектора по охране усилий, работники службы охраны усилий. Красные каски – для прорабов, мастеров, инженерно-технических работников, главных механиков и энергетиков. Оранжевые и желтые носят рабочие и младший обслуживающий персонал.
Различаются защитные каски и по внешнему виду. Это обусловлено условиями их использования. Так, есть изделия с полями и козырьком, с фародержателем, со съемной пелериной. А для работы в зимнее время года есть каски со специальным теплым подшлемником, защищающим от переохлаждения. Чтобы защитить голову от атмосферных осадков и механических повреждений используют каски из текстолита и стекла в сочетании с пластиком.
Конструкция защитной каски
К защитным каскам предъявляются следующие требования:
— каска должна иметь подбородочный ремень;
— на ней не должно быть острых краев, выступов или кромок;
— ношение каски не должно препятствовать ношению защитных очков;
— подкасочное пространство должно свободно проветриваться;
— материал, из которого сделана каска, не должен давать искры от удара металлическим предметом.
Предъявляются требования и к корпусу защитной каски:
— корпус каски должен выдерживать влияние химических веществ без потери своих прочностных качеств и деформации;
— корпус должен защищать от поражения током напряжением 400 В. При этом ток утечки не должен быть более 0,5 Ма.
— после удара по каске поверхность корпуса должна оставаться целостной, без повреждений.
Характеристики защитных касок
Защитные каски должны отвечать определенным требованиям. Каждый такой головной убор должен обладать тремя группами свойств – защитными, эксплуатационными и физиолого-гигиеническими.
Защитные свойства:
— устойчивость к проникновению падающих острых предметов, ударной нагрузке;
— устойчивость к действию химических веществ;
— степень амортизации удара и долговечно лучей амортизатора;
— наличие зазора, который обезопасит в момент удара;
— термостойкость;
— электропроводность;
— горючесть.
Что касается физиолого-гигиенических свойств, то к ним относятся следующие:
— масса каски;
— степень проветривания подкасочного пространства;
— степень ограничения периферического зрения;
— устойчивость материала к воздействию пота и дезинфицирующих растворов;
— степень нетоксичности материала.
Эксплуатационные свойства защитных касок включают в себя:
— внешний вид изделия, степень его эстетичности;
— размеры изделия, в т.ч. возможность их регулирования;
— степень прочности фиксации каски, в т.ч. кабельной защелки;
— прочность крепления внутренней оснастки с корпусом;
— центровка фародержателя.
Защитные каски при проведении ремонтно-строительных работ
При использовании касок нужно регулярно осматривать их на предмет повреждений. Даже незначительные на первый взгляд вмятина или царапина могут привести к плохим последствиям, потому такая каска подлежит замене.
В случае необходимости санитарной обработки защитная каска обрабатывается раствором хлорамина (3%-5%) или хлорной извести (3%). Головной убор погружается в жидкость на полчаса-час, после чего каску необходимо промыть в холодной воде, протереть и высушить.
Что касается постоянного ухода за каской, то раз в неделю ее необходимо обмывать мыльным раствором (1%).
Дезинфекцию защитной каски перед ее передачей другому лицу следует провести раствором дихлорамина (0,5%).
Как правильно выбрать защитную каску?
Защитные каски — это средства индивидуальной защиты, предназначенные для защиты верхней части головы рабочих от падающих или летающих предметов, поражения электрическим током или ожогов. В строительной или горнодобывающей отрасли рабочие обязаны носить защитные каски.
Они поглощают энергию удара.
Каски могут регулироваться и должны идеально подходить по размеру головы рабочего для обеспечения максимальной защиты.
Каски изготавливаются из различных материалов: пластмассы, алюминия и т.д.
Как выбрать защитную каску?
Строительная каска марки Productos Climax
При выборе защитной каски необходимо учитывать определенные факторы.
Вид защиты, который необходимо выбрать, зависит от аварийности работ (устойчивость к ультрафиолету, наличие или отсутствие подбородочного ремня, добавление защиты для слуха или наличие системы охлаждения при работе на солнце и т.д.).
Необходимо также учитывать окружность головы рабочего и комфорт в использовании каски.
Нужно также знать, в течение какого времени оператор будет носить каску. Для непродолжительного ношения лучше всего подойдет строительная каска, так как ее легко надевать и снимать. При более длительном ношении следует учитывать вес каски. Наилучшим вариантом являются высокопрочные каски.
Наконец, необходимо соблюдать стандарты, действующие в вашей географической зоне.
Каковы различные типы защитных касок?
Существуют различные типы защитных касок, каждый из которых разработан для конкретного использования. Не все каски имеют одинаковый уровень защиты, выбирайте каску, специально разработанную для вашей рабочей среды.
Ниже представлена сводная таблица касок в зависимости от использования, уровня защиты, действующих стандартов и доступных аксессуаров.
Каска | Защита | Аксессуары | Применение | Действующие нормы |
Противоударная кепка | Устойчивость к легким ударам, которые могут привести к поверхностным травмам. Не подходит для деятельности, где существует риск падения предметов. | Может быть оснащена светодиодной подсветкой. | Основные виды работ в промышленной среде без значительного риска (сантехнические работы, техническое обслуживание, ремонт). Сельскохозяйственный сектор, потому что ее легко дезинфецировать. | EN 812 |
Защитная каска общего назначения | Защита от падающих и острых предметов. | Состоит из «колпака» и внутренней оснастки для амортизации при ударах. У них также имеется подбородочный ремень и затылочная лента. Может быть оснащена другими средствами защиты (защита слуха, защита от агрессивных материалов, высоких температур и т.д.). | Для строительных площадок Строительно-монтажные работы | EN 397 |
Высокопрочная защитная каска | Повышенная защита от падающих и острых предметов. | «Колпак» Внутренняя оснастка Подбородочный ремень Затылочная лента | Работы с повешенным риском | EN 14052 |
Каска для электромонтера | Высокое сопротивление электрическим токам (до 440 вольт, кратковременное воздействие). | «Колпак» Внутренняя оснастка Подбородочный ремень Затылочная лента | Работа с электричеством | EN 50365 EN 397 |
Каска для лесохозяйственных работ | Устойчивость к падениям веток деревьев. | Козырек (для защиты глаз). Шумопоглощающий слой (для защиты слуха). | Лесохозяйственные работы |
Каковы составляющие защитных касок?
Защитная каска состоит из трех элементов:
Некоторые каски, например, строительные каски, оснащены внутренним пластиковым или тканевым слоем для большего комфорта.
Защитные каски также изготавливаются из различных материалов. Три материала особенно прочны и долговечны:
Какие существуют европейские стандарты для защитных касок?
Защитные каски должны соответствовать различным стандартам и нормативам в зависимости от страны или географического региона.
В Европе каски должны иметь маркировку EC. Сегодня действуют четыре стандарта, предусматривающие четыре уровня защиты.
Стандарт EN 397
Стандарт EN 14052
Стандарт EN 812
Стандарт EN 50365
Какие существуют классы защитных касок в странах Северной Америки?
В соответствии с этим стандартом различают типы касок (для обозначения уровня защиты от ударов) и классы защиты (которые определяют электрические характеристики).
Типы касок: тип I и тип II
Классы касок
В соответствии с вышеупомянутыми американскими и канадскими стандартами, каски делятся на 3 класса защиты: класс C, класс G и класс E.
Как выбрать защитную каску?
Травма головы среди других производственных травм занимает далеко не последнее место. Значительную часть случаев можно было предотвратить, если бы работники использовали защитную каску. Этот головной убор является обязательным средством индивидуальной защиты для всех предприятий, где существует риск:
· падения тяжелого предмета или бокового удара;
· воздействия влаги и агрессивных сред;
· поражения электрическим током;
· получения теплового удара;
· возникновения ожога от раскаленных брызг металла и т.д.
Неудобные, подобранные не по размеру каски рабочие зачастую игнорируют. И действительно, тесные и слишком тяжелые головные уборы не только не помогают, но и наоборот, вызывают дискомфорт: натирают голову, плохо фиксируются и сползают на лоб. В результате пропадает рабочий настрой и, как следствие, падает производительность труда. В интересах работодателя обеспечить своих подчиненных качественными защитными головными уборами, предотвратив тем самым травматизм и падение доходов предприятия. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо учитывать несколько основных факторов.
Конструкция
Защитная каска состоит из корпуса с козырьком (или без него) и полями (или без них), оголовья, а также из внутренней оснастки. Корпус является главным защитным элементом, воспринимающим удары. Для придания большей прочности на корпусе может быть ребро жесткости. Козырек представляет собой небольшой выступ над глазами, размеры козырька на разных моделях варьируются. На полях могут быть предусмотрены желобки для стекания жидкости или скатывания искр и окалин.
Внутренняя оснастка необходима для оптимальной фиксации каски на голове и поглощения кинетической энергии при ударе. Она состоит из фиксирующих лент (несущей и затылочной) и амортизатора. В большинстве случаев ленты крепятся к корпусу в 4-х, 6-ти или в 8-ми точках. Чем больше точек, тем эффективнее распределяется ударная сила.
В конструкцию каски может быть включена внутренняя обивка, амортизирующие и смягчающие ленты. Для повышения комфортности на каске нередко предусмотрены вентиляционные отверстия, регулировка оголовья, подбородочный ремень и такие важные дополнения, как держатели фонаря, кабеля, устройств защиты глаз и лица.
Система регулировки оголовья может быть простой (ленточной), в виде штифтовой застежки или в виде храпового механизма. Наиболее удобным является храповик. С помощью него можно отрегулировать длину оголовья, не снимая каски с головы.
Каска может продаваться в комплекте с пелериной, подшлемником, наушниками, защитными очками и щитком.
Все защитные каски подлежат обязательной сертификации. Для их изготовления могут использоваться только материалы безопасные для здоровья человека. Ни один элемент каски не должен иметь острых углов, заусенцев, зазубрин и других дефектов, способных нанести травму или раздражение кожи.
Назначение
Существует несколько разновидностей касок относительно их предназначения – хоккейные, велосипедные, строительные, военные, мотоциклетные и т.д. Универсальных моделей не существует! В изготовлении каждого вида учитываются те нюансы, которые важны для конкретного вида деятельности. Велосипедная каска не способна защитить голову строителя от падающего сверху кирпича, так как выполнена из мягких материалов и призвана выполнять амортизирующее действие при падении спортсмена на асфальт. Также нет смысла приобретать военную титановую каску, предназначенную для защиты от осколков боевых снарядов, для того чтобы добывать руду в шахте.
Да и в одной только производственной отрасли применяются каски различных видов. В зависимости от сферы применения их условно можно разделить на:
· каски общепроизводственного назначения (для строителей, сельхозработников и т.п.);
· кислото- и щелочестойкие (для работников лабораторий и химических заводов);
· шахтерские;
· термостойкие (для энергетиков, металлургов и т.п.);
· пожарные;
· диэлектрические и т.д.
Отличаются они друг от друга материалами изготовления и конструкцией. Например, на каске шахтера предусматриваются специальные крепления для кабеля и фонаря. Ее корпус изготавливается из термостойких материалов. Она имеет укороченный козырек, что обеспечивает широкое поле зрения в условиях плохой видимости.
Пример. Каска СОМЗ-55 FAVORIT HAMMER изготовлена из высокопрочного полиамида Termotrek и оснащена приспособлениями для фары и кабеля головного светильника, а также имеет крепление для наушников, очков и щитков. Идеальное средство защиты головы для подземных, шахтных работ.
Термостойкие каски металлургов изготавливают из материалов, устойчивых к воздействию чрезмерно высоких температур и брызг металлов. В их конструкции предусмотрены широкие желобчатые поля и козырек, по которым скатываются раскаленные брызги металла.
Большинство представленных на современном рынке защитных касок промышленного назначения наделены комплексом защитных и эргономических характеристик, поэтому могут использоваться в различных сферах производства.
Технологии изготовления
Пример. Каска СТРОИТЕЛЬНАЯ изготовлена из полипропилена (корпус) и полиэтилена высокого давления (внутренняя оснастка). Подходит для защиты головы во время выполнения строительно-ремонтных работ.
Выбирая более серьезные каски, необходимо учитывать, из какого материала они изготовлены. Использование особо прочных и жестких материалов позволяет значительно снизить силу удара падающего предмета.
Пример. Каска 3М PELTOR G3000 изготовлена из особо прочного АБС-пластика, отвечает высоким требованиям защиты от ударов, обзора и вентиляции. Корпус устойчив к кислотам, щелочам, маслам и нефтепродуктам. Вращающееся оголовье позволяет носить каску козырьком вперед и назад.
Но в защите от бокового удара медленно движущегося предмета подойдет изделие из более мягких, амортизирующих за счет своей деформации материалов.
С точки зрения надежности, каски из жестких материалов более долговечны и способны сохранять свою целостность даже после нескольких механических воздействий. Каски из относительно мягких полимеров, скорее всего, выйдут из строя после первой же аварии.
Материалы
В производстве корпусов защитных касок используются следующие материалы:
· полиамид – конструкционный полимер с отличными антифрикционными и прочностными характеристиками, устойчив к химикатам, искрам и брызгам металла;
· AБС-пластик – ударопрочный термостойкий пластик, устойчивый к воздействию кислот, щелочей, масел;
· полиэтилен низкого давления (ПНД) – жесткий полимер с большим запасом прочности;
· полиэтилен высокого давления (ПВД) – слабопластичный материал, не восприимчивый к воздействию агрессивных сред;
Элементы внутренней оснастки изготавливают из эластичных синтетических материалов, термостойкого пластика, тканевых лент, искусственной и натуральной кожи.
Современные технологии позволяют комбинировать материалы, получая более надежные и долговечные каски, устойчивые к любым видам внешнего воздействия. Кроме того, они оснащаются встроенными средствами коммуникации, а также могут быть интегрированы со средствами защиты глаз и органов слуха.
Имеет ли значение цвет каски?
В настоящее время можно приобрести защитную каску практически любого цвета. Самые распространенные цвета: белый, оранжевый, коричневый, голубой, желтый, красный. Использование касок разных цветов на одном предприятии позволит визуально разделить всех сотрудников по должностным признакам. Так, в соответствии с Техническими условиями в строительных организациях защитные каски должны выдаваться по следующей схеме:
Белые – руководителям, начальникам цехов и участков, специалистам охраны труда и технической безопасности.
Красные – мастерам, прорабам, ИТР, главным энергетикам, главным механикам.
Желтые (или оранжевые) – младшему обслуживающему персоналу, рабочим.
Однако в системе государственных стандартов никаких требования относительно цвета каски нет, поэтому каждый руководитель может руководствоваться внутренними правилами своего предприятия или своей отрасли.
Как сделать правильный выбор?
Чтобы не ошибиться в выборе защитных касок, необходимо провести ретроспективный анализ рисков травматизма на предприятии, чтобы понять, каким видам травмы головы наиболее подвержены работники. Кроме того, следует выяснить, какие дополнительные возможности требуются от СИЗ, чтобы улучшить качество работы и повысить производительность труда. Возможно, для этого нужно будет посоветоваться с сотрудниками инженерно-технического состава и непосредственно с рабочими.
Не стоит экономить на качестве защитных средств. Контрафактную продукцию нередко изготавливают из переработанных материалов, не устойчивых к внешним воздействиям. Использование несертифицированных касок может привести к травмам и даже гибели. Такие последствия грозят предприятию неприятным юридическими тяжбами.
ГОСТ Р 12.4.207-99 ССБТ. Каски защитные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система стандартов безопасности труда
Общие технические требования.
Методы испытаний
1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой подкомитета ПК 7 Технического комитета по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 «СИЗ»
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 «СИЗ»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 1999 г. № 763-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст, кроме пунктов 6.2.8, 6.12.2 и 6.12.3, регионального стандарта ЕН 397-95 «Промышленные защитные шлемы» и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система стандартов безопасности труда
Общие технические требования. Методы испытаний
Occupational safety standards system.
Safety helmets. General technical requirements. Methods of testing.
Дата введения 2002-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования, методы испытаний, требования к маркировке для защитных касок и требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека.
Требования настоящего стандарта, кроме приложений А и Б, являются обязательными.
Настоящий стандарт подлежит применению всеми субъектами хозяйственной деятельности, действующими на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности и подчинения.
Выделенные курсивом требования отражают потребности экономики страны.
(Измененная ред., Изм. № 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ЕН 960-94* Макеты головы для испытания защитных касок
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 защитная каска: Головной убор, предназначенный для защиты верхней части головы от повреждений падающими предметами, от воздействия влаги, электрического тока, брызг металла.
3.3 козырек: Отогнутая часть корпуса, выступающая над глазами.
3.4 поля: Отогнутые края корпуса.
3.5 внутренняя оснастка: Общая конструкция, предназначенная для того, чтобы:
а) удерживать каску на голове/или
б) поглощать кинетическую энергию, возникающую при ударе, и распределять усилие по поверхности головы.
3.5.1 несущая лента: Элемент внутренней оснастки, который полностью или частично охватывает голову над бровями примерно в месте максимального горизонтального обхвата головы.
3.5.2 затылочная лента: Регулируемая по длине лента, проходящая по затылку ниже несущей ленты.
3.5.3 амортизатор: Часть внутренней оснастки, охватывающая голову, без несущей и затылочной ленты.
3.5.4 внутренняя обивка: Материал для повышения комфортности ношения защитной каски.
3.5.5 амортизационные ленты: Ленты амортизатора, поглощающие кинетическую энергию, возникающую при ударе.
3.5.6 смягчающая или внутренняя налобная лента: Дополнительный элемент, который покрывает, по меньшей мере, внутреннюю поверхность несущей ленты и повышает удобство ношения защитной каски.
3.6 защитная обивка: Материал, который поглощает часть кинетической энергии, возникающей при ударе.
3.7 вентиляционные отверстия: Отверстия в корпусе, обеспечивающие циркуляцию воздуха внутри защитной каски.
3.8 подбородочный ремень: Ремень, располагающийся под подбородком, который улучшает фиксацию защитной каски на голове.
3.9 крепление подбородочного ремня: Приспособления, с помощью которых подбородочный ремень крепится к защитной каске. Они могут включать в себя, например:
а) элементы, прикрепленные для этого к концам подбородочного ремня;
б) элемент корпуса каски или несущей ленты, к которым крепится подбородочный ремень.
3.10 принадлежности каски: Любые дополнительные детали специального назначения, как, например, приспособления для крепления фонаря, кабеля, устройства защиты лица и слуха.
3.11 высота ношения: Расстояние по вертикали от нижней кромки несущей ленты до верхней точки макета головы, на который надевается каска. Это расстояние измеряют спереди (в середине между височными частями макета головы) или сбоку (в середине между лобной и затылочной частями макета головы), в зависимости от того, какое расстояние больше.
3.12 внешнее вертикальное расстояние: Расстояние по вертикали от верхней точки макета головы, на котором крепится каска, до верхней точки на наружной поверхности защитной каски.
3.13 внутреннее вертикальное расстояние: Разница по высоте высшей точки наружной поверхности защитной каски над высшей точкой макета головы в случаях, когда в каске имеется внутренняя оснастка и когда корпус каски надет на макет головы без оснастки.
3.14 вертикальный безопасный зазор: Расстояние по вертикали между внешней поверхностью амортизатора и внутренней поверхностью корпуса каски.
3.15 кольцевой зазор: Расстояние между несущей лентой и внутренней поверхностью корпуса. Измеряется спереди по оси симметрии макета головы и сбоку (по середине между передней и задней сторонами макета головы).
4 Общие технические требования
4.1 Материалы и конструкция
Защитная каска состоит из корпуса и внутренней оснастки.
Требования к материалам и конструкции защитных касок приведены в приложении А.
Для изготовления элементов защитной каски, соприкасающихся с кожей, нельзя использовать материалы, о которых известно, что они могут вызвать раздражение кожи или могут быть вредными для здоровья.
Ни на одном элементе защитной каски или крепежном приспособлении, которых пользователь может касаться при ношении, не должно быть острых кромок, шероховатых мест или выступов, которые могут привести к телесным повреждениям.
Все элементы каски, которые можно регулировать или снимать с целью замены, должны иметь такую конструкцию, чтобы обеспечивалось регулирование, удаление и крепление этих элементов без каких-либо инструментов.
Все регулировочные приспособления внутри защитной каски должны иметь такую конструкцию, чтобы исключалась возможность изменения регулировки без ведома пользователя защитной каски.
4.2 Внешнее вертикальное расстояние
При измерении с соблюдением условий, указанных в 6.5, внешнее вертикальное расстояние должно быть не более 80 мм.
4.3 Внутреннее вертикальное расстояние
При измерении с соблюдением условий, указанных в 6.5, вертикальное расстояние должно быть не более 50 мм.
4.4 Вертикальный безопасный зазор
При измерении с соблюдением условий, указанных в 6.5, вертикальный безопасный зазор должен быть не менее 25 мм.
При измерении с соблюдением условий, указанных в 6.5, расстояние между несущей лентой и корпусом защитной каски (спереди и по бокам) должно быть не менее 5 мм.
Необходимо предусмотреть возможность регулирования высоты ношения защитной каски. При измерении с соблюдением условий, указанных в 6.5, высота ношения спереди и по бокам защитной каски должна быть не менее :
(Измененная ред., Изм. № 1).
4.7 Внутренняя оснастка
Внутренняя оснастка включает в себя амортизатор, несущую и затылочную ленты и др. элементы.
4.7.1 Несущая/затылочная лента
Должна быть предусмотрена возможность регулирования длины несущей и затылочной лент с шагом не более 5 мм.
Если амортизатор состоит из текстильных лент, то ширина каждой ленты должна быть не менее 15 мм, а общая ширина лент, исходящих из точки пересечения, должна быть не менее 72 мм.
4.7.3 Смягчающая или внутренняя налобная лента
При наличии внутренней налобной ленты она должна покрывать внутреннюю поверхность несущей ленты спереди на длине, как минимум, по 100 мм в каждую сторону от середины лба. Эту длину следует измерять измерительной рулеткой по линии, расположенной на (10 ± 1) мм выше нижней кромки несущей ленты. Ширина налобной ленты должна быть, как минимум, такой же, что и ширина несущей ленты.
(Измененная ред., Изм. № 1).
4.8 Подбородочный ремень
1 Могут быть предусмотрены приспособления для закрытия вентиляционных отверстий.
2 При наличии таких приспособлений отверстия во время выполнения вышеуказанных измерений должны быть полностью открыты.
3 Рекомендации, относящиеся к техническому решению системы вентиляции, даны в приложении А.
Для крепления принадлежностей к защитной каске, указанных в 7.2.3 в инструкции по применению, прилагаемой к защитной каске, изготовитель каски должен описать назначение необходимых крепежных приспособлений.
5 Требования к эксплуатационным характеристикам
5.1 Основные требования
При испытании защитной каски методом, описанным в 6.6, сила, передаваемая макету головы, должна быть не более 5,0 кН. Этому требованию должны удовлетворять каски, подвергнутые предварительной обработке методами, указанными в 6.2, в соответствии с перечнем испытаний, приведенным в 6.1.
5.1.2 Сопротивление перфорации
При испытании защитной каски методом, описанным в 6.7, острие бойка не должно касаться поверхности макета головы. Этому требованию должны удовлетворять каски, подвергнутые предварительной обработке методами, указанными в 6.2, в соответствии с перечнем испытаний, приведенным в 6.1.
При испытании защитной каски методом, описанным в 6.8, материал, из которого изготовлен корпус каски, через 5 с после отвода факела не должен гореть с образованием пламени.
5.1.4 Крепление подбородочного ремня
При испытании согласно 6.9 искусственная челюсть должна высвобождаться вследствие отказа крепления при усилии не менее 150 Н и не более 250 Н.
5.2 Дополнительные требования
5.2.1 Очень низкая температура минус 20, минус 30, минус 40, минус 50 ° С.
При испытании на амортизацию методом, описанным в 6.6, защитная каска, предварительно обработанная по 6.2.7, должна удовлетворять требованию 5.1.1.
При испытании на сопротивление перфорации методом, описанным в 6.7, вторая каска, предварительно обработанная по 6.2.7, должна удовлетворять требованию 5.1.2.
Защитные каски, которые по данным изготовителя удовлетворяют этому требованию, должны снабжаться этикеткой, закрепляемой на каске и содержащей текст, подтверждающий этот факт, в соответствии с 7.2.2.
5.2.2 Электрическая изоляция
При испытании всеми тремя методами, описанными в 6.10, ток утечки должен быть не более 1,2 мА.
1 При соблюдении этого требования обеспечивается защита носителя каски от кратковременного случайного контакта с находящимися под напряжением электрическими проводниками при напряжении до 440 В переменного тока.
2 При испытании 1 ( 6.10.1) моделируется ситуация, при которой ток утечки передается на носителя каски от находящегося под напряжением проводника, соприкасающегося с корпусом каски.
3 Результаты испытания определяются только электрическим сопротивлением корпуса каски (толщиной). Тем самым абсолютно исключается использование металлических крепежных элементов, проходящих сквозь каску.
4 Результаты испытания 3 ( 6.10.3) определяют только поверхностным сопротивлением каски и полностью исключают использование касок с токопроводящей поверхностью (например, с гальваническим покрытием). Это испытание считается необходимым для исключения опасности в случае, если носитель каски попытается снять каску, соприкасающуюся с проводником, находящимся под напряжением.
Каски, которые по данным изготовителя удовлетворяют этому требованию, должны снабжаться этикеткой, закрепляемой на каске и содержащей текст, подтверждающий этот факт, в соответствии с 7.2.2.
5.2.3 Боковая деформация
При испытании методом, описанным в 6.11, допускается боковая деформация каски не более чем на 40 мм, а остаточная боковая деформация должна быть не более 15 мм.
Каски, которые по данным изготовителя удовлетворяют этому требованию, должны снабжаться этикеткой, закрепляемой на каске и содержащей текст, подтверждающий этот факт, в соответствии с 7.2.2.
5.2.4 Брызги металла
При испытании методом, описанным в 6.12, не допускается:
а) проникновение расплавленного металла сквозь каску;
б) деформация более 10 мм, измеряемая под прямым углом к базисной плоскости каски;
в) горение каски с образованием пламени через 5 с после попадания на него расплавленного металла.
Каски, которые по данным изготовителя удовлетворяют этому требованию, должны снабжаться этикеткой, закрепляемой на каске и содержащей текст, подтверждающий этот факт, в соответствии с 7.2.2.
5.2.5 Очень высокая температура
При испытании на амортизацию методом, описанным в 6.6, защитная каска, предварительно обработанная по 6.2.8, должна удовлетворять требованию 5.1.1.
При испытании на сопротивление перфорации методом, описанным в 6.7, вторая каска, предварительно обработанная по 6.2.8, должна удовлетворять требованию 5.1.2.
Защитные каски, которые по данным изготовителя удовлетворяют этому требованию, должны снабжаться этикеткой, закрепляемой на каске и содержащей текст, подтверждающий этот факт, в соответствии с 7.2.2.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
6 Требования к испытаниям
Каски следует представлять на испытание в том состоянии, в котором они поступают в продажу, со всеми необходимыми отверстиями в корпусе и другими крепежными приспособлениями для всех принадлежностей, указанных изготовителем касок.
Для одной серии испытаний необходимо следующее минимальное число образцов. Основные испытания:
одна каска для испытаний на амортизацию при температуре минус 10 °С;
» » » » после погружения в воду;
» » » » при температуре 50 °С с последующим
испытанием на огнестойкость;
» » » на сопротивление перфорации при температуре
» » » » » после погружения в воду;
» » » » » при 50 °С с последующим
Каски для подземных работ допускается испытывать на амортизацию и перфорацию при высокой температуре 40 °С. Это требование должно быть указано на каске в соответствии с 7.2.2.
Две каски по одной для испытаний на амортизацию и сопротивление перфорации после выдержки при очень низкой температуре (в зависимости от предназначения при температуре минус 20, минус 30, минус 40, минус 50 °С);
одна каска для испытания электрической изоляции;
» » » на боковую деформацию;
(Измененная ред., Изм. № 1).
6.2 Предварительная обработка перед испытанием
6.2.1 Камера для климатических испытаний
Размер камеры для климатических испытаний должен обеспечивать такое размещение касок, при котором они не будут касаться ни стенок камеры, ни друг друга. Эти требования распространяются на камеры, используемые для выдержки при температурах плюс 50, плюс 20, минус 20, минус 30, минус 40, минус 50 °С.
6.2.2 Выдержка перед испытаниями
Перед испытанием каску выдерживают в течение не менее 24 ч при температуре (20 ± 5) °С и относительной влажности воздуха (55 ± 30) %, после чего, в зависимости от испытания, подвергают одному из следующих видов предварительной обработки.
6.2.3 Низкая температура
6.2.4 Высокая температура
6.2.5 Погружение в воду
6.2.6 Искусственное старение
Ксеноновая лампа высокого давления с колбой из кварцевого стекла номинальной мощностью 450 Вт, эксплуатируемая в соответствии с инструкциями изготовителя.
Приспособления для такого размещения касок, при котором они подвергаются облучению и при этом не касаются ни друг друга, ни стенок камеры.
6.2.6.2 Проведение испытания
Каску закрепляют таким образом, чтобы вертикальная ось, проходящая через вершину каски (в положении ношения) была перпендикулярна к оси лампы, а расстояние между вершиной каски и осью лампы составляло (150 ± 5) мм.
Каску подвергают облучению в течение (400 ± 4) ч.
После этого ее извлекают из камеры и перед испытанием охлаждают до комнатной температуры.
6.2.7 Очень низкая температура
6.2.8 Очень высокая температура
6.2.8.2 Выдержка перед испытанием
Корпус и внутренняя оснастка выдерживаются при заданных температурах в течение 4 ч. После выдержки корпус и оснастка должны быть состыкованы и установлены на макете головы стенда в течение не более 2 мин.
6.3 Атмосферные условия при испытаниях
Испытание касок проводят при температуре (22 ± 5) °С и относительной влажности воздуха (55 ± 30) %.
Макеты головы, применяемые для испытаний, должны соответствовать следующим требованиям ЕН 960:
6.5 Измерение вертикального безопасного зазора, расстояний и высоты ношения
К каске на макете головы прикладывают усилие в 50 Н, направленное вдоль вертикальной оси.
Для измерения высоты ношения и кольцевого зазора несущую ленту устанавливают в самое верхнее положение.
Амортизацию определяют непосредственным измерением максимальной силы, передаваемой жестко закрепленному макету головы, на который надета защитная каска.
6.6.2 Испытательный стенд
Фундамент испытательного стенда должен быть монолитным и иметь массу не менее 500 кг, чтобы полностью противостоять воздействию удара.
Макет головы жестко закрепляют на фундаменте в вертикальном положении.
Боек массой 5,0 +0,1 кг и сферической ударной поверхностью радиусом (50 ± 1) мм должен быть таким образом расположен над макетом, чтобы его ось совмещалась с осью макета и чтобы было возможно его свободное или управляемое падение. В случае управляемого падения измеряют скорость бойка на расстоянии не более 60 мм до точки приложения удара.
Силу удара следует измерять безынерционным датчиком силы, жестко закрепленным на фундаменте и расположенным таким образом, чтобы его ось была соосна траектории падения бойка. Датчик силы должен выдерживать без повреждения воздействие силы до 40 кН.
Измерительная система, включая макет головы и элементы его крепления, должна иметь частотную характеристику с полосой пропускания 500 Гц на уровне 3 дБ, неравномерностью ±1,5 дБ в полосе пропускания и подавлением частот за полосой пропускания не менее 12 дБ на октаву.
(Измененная ред., Изм. № 1).
6.6.3 Проведение испытания
Защитные каски с установленной максимальной высотой ношения подвергают предварительной обработке в соответствии с 6.2.
В течение минуты после окончания обработки необходимо:
а) закрепить каску на подходящем макете головы так, чтобы обеспечивалось минимальное свободное пространство между несущей лентой и макетом головы;
б) сбросить боек в центр верхней части каски с высоты (1000 ± 5) мм, измеряемой от точки удара по каске до нижней поверхности бойка.
6.7 Сопротивление перфорации
Испытательный боек роняют на жестко закрепленный макет головы, на который надета каска. При этом определяют факт касания бойком макета головы.
6.7.2 Испытательный стенд
Фундамент испытательного стенда должен быть монолитным и иметь массу не менее 500 кг, чтобы полностью противостоять воздействию удара.
Макет головы должен быть жестко закреплен на фундаменте в вертикальном положении.
Боек имеет следующие параметры:
Боек должен быть расположен над макетом головы таким образом, чтобы его ось совмещалась с вертикальной осью макета и чтобы было возможно его свободное или управляемое падение. В случае управляемого падения измеряют скорость бойка на расстоянии не более 60 мм до точки приложения удара.
6.7.3 Проведение испытания
Защитные каски с установленной максимальной высотой ношения подвергают предварительной обработке в соответствии с 6.2.
В течение минуты после окончания предварительной обработки необходимо:
а) закрепить образец на подходящем макете головы ( 6.4.2), обеспечив минимальное свободное пространство между несущей лентой и макетом головы;
б) уронить боек на каску с высоты (1000 ± 5) мм, измеряемой от точки удара по каске до острия бойка;
в) по каждой из указанных в 6.1 касок удары наносят по новому месту.
После испытания определяют, коснулся ли боек макета головы.
6.8.1 Принцип оценки
Защитную каску подвергают воздействию стандартного факела.
6.8.2 Испытательное оборудование
Горелка должна быть рассчитана на использование газообразного пропана, должна иметь отверстие диаметром 10 мм, регулятор подачи воздуха и сопло соответствующего размера. Система должна включать в себя устройство регулирования давления, манометр и запорный кран.
В качестве горячего газа следует использовать пропан чистотой не менее 95 %.
6.8.3 Проведение испытания
С помощью регулятора подачи воздуха факел регулируется таким образом, чтобы голубой конус имел пусть завихренную, но четкую форму длиной (45 ± 5) мм.
Испытание следует проводить на каске, использованной для испытания на амортизацию при 50 °С.
(Измененная ред., Изм. № 1).
6.9 Крепление подбородочного ремня
6.9.1 Принцип оценки крепления
Каску надевают на макет головы, а к подбородочному ремню прикладывают растягивающее усилие.
6.9.2 Испытательное оборудование
Испытательное оборудование состоит из подходящего макета головы, закрепленного соответствующим образом, а также из искусственной челюсти, образованной двумя цилиндрическими валиками диаметром (12,5 ± 0,5) мм, продольные оси которых разнесены на (75 ± 2) мм. Кроме того, требуется устройство для приложения известного изменяемого усилия к искусственной челюсти.
6.9.3 Проведение испытания
Испытание следует проводить на каске, использовавшейся при испытании на сопротивление перфорации при температуре 50 °С.
Каску закрепляют на макете головы, а подбородочный ремень пропускают вокруг искусственной челюсти.
К искусственной челюсти прикладывают растягивающее усилие 150 Н. Усилие увеличивают со скоростью (20 ± 2) Н/мин до момента высвобождения искусственной челюсти исключительно вследствие отказа элемента (элементов) крепления.
6.10 Электрическая изоляция
На каске, закрепленной на металлическом макете при заданном напряжении, измеряют ток утечки между наружной и внутренней поверхностями каски и подбородочным ремнем (поставляемым изготовителем касок).
Каску и подбородочный ремень следует полностью погрузить на (15 ± 2) мин в свежую водопроводную воду комнатной температуры. Затем следует извлечь каску из воды и дать ей возможность обсохнуть в течение не более 2 мин.
Каску крепят вершиной кверху на алюминиевом макете головы соответствующего размера, подбородочный ремень должен быть при этом туго затянут.
Между алюминиевым макетом и соответствующим образом изолированным металлическим щупом диаметром 4 мм с концом полусферической формы прикладывают испытательное напряжение переменного тока частотой 50 Гц.
Щуп прикладывают к наружной поверхности каски в любой точке. Измерения проводят в нескольких контрольных точках.
В каждой контрольной точке напряжение повышают до (1200 ± 25) В и сохраняют на этом уровне в течение 15 с. При этом регистрируют значение тока утечки и любой признак электрического пробоя.
При заданном напряжении измеряют ток утечки между наружной и внутренней поверхностями каски, помещенной в раствор поваренной соли.
Перед испытанием каску помещают на (24 ± 0,5) ч в раствор поваренной соли с массовой концентрацией (3 ± 0,2) г/дм 3 при температуре (20 ± 2) °С. Затем каску следует извлечь из раствора, вытереть и положить в перевернутом состоянии в контейнер подходящего размера. После этого в контейнер и вовнутрь каски необходимо залить раствор поваренной соли до уровня, расположенного на 10 мм ниже полей перевернутой каски.
Между электродом, погруженным в раствор внутри каски, и электродом, находящимся в контейнере, вне каски прикладывают испытательное напряжение переменного тока частотой 50 Гц.
Напряжение повышают до (1200 ± 25) В и удерживают на этом уровне в течение 15 с. При этом регистрируют значение тока утечки и любой признак электрического пробоя.
1 По возможности следует испытать каску перед тем, как выполнить в ней отверстия (на предприятии-изготовителе).
2 При необходимости положение каски в растворе поваренной соли следует изменить, чтобы:
а) не допустить попадания жидкости в отверстия в каске;
б) можно было разместить каски с нижней кромкой непрямолинейной формы.
При заданном напряжении измеряют ток утечки между любыми двумя точками на поверхности каски.
Перед испытанием необходимо обеспечить, чтобы каска была в сухом состоянии.
Испытательное напряжение переменного тока частотой 50 Гц прикладывают между соответствующим образом изолированными металлическими щупами диаметром 4 мм с концами полусферической формы.
Щупы прикладываются в любых двух точках на поверхности каски (внутри и/или снаружи), находящихся на расстоянии на менее 20 мм друг от друга. Испытание повторяют в нескольких контрольных точках.
В каждой контрольной точке напряжение повышают до (1200 ± 25) В и удерживают на этом уровне в течение 15 с. При этом регистрируют значение тока утечки и любой признак электрического пробоя.
6.11 Боковая деформация
Каску подвергают сжатию в поперечном направлении и измеряют деформацию.
6.11.2 Проведение испытания
Каску размещают в поперечном направлении между двумя параллельными плитами размером 300 ´ 250 мм, нижние кромки которых скруглены до (10 ± 0,5) мм. Поля каски должны быть за пределами плит, но в максимальной близости от них. У касок без полей нижняя кромка каски должна находиться между плитами.
К плитам прилагают вертикально действующее усилие 30 Н, чтобы каска подвергалась воздействию боковой силы. Через 30 с измеряют расстояние между плитами (размер X ).
Усилие повышают со скоростью 100 Н/мин до 430 Н. Это значение удерживают в течение 30 с. После этого снова измеряют расстояние между плитами (размер Y ).
Усилие уменьшается до 25 Н, а затем сразу же повышается до 30 Н. Это значение удерживается в течение 30 с. После этого снова измеряют расстояние между плитами (размер Z ).
Результаты измерений округляют до миллиметра.
Расплавленный металл выливают на каску, после чего каску проверяют на наличие повреждений.
6.12.2 Испытательное оборудование
(Измененная ред., Изм. № 1).
6.12.3 Проведение испытания
Каску таким образом надевают на макет, чтобы расплавленный металл попадал в круг радиусом 50 мм с центром в верхней части каски. Металл выливают с высоты (225 ± 5) мм из тигеля, поворачиваемого с постоянной угловой скоростью (36,0 ± 2,5) °С.
Вылив расплавленный металл на каску, следует проверить:
а) не просочился ли металл через корпус каски;
б) степень деформации корпуса каски;
в) не будет ли, спустя 5 с, корпус каски гореть с образованием пламени.
(Измененная ред., Изм. № 1).
7 Маркировка
7.1 Маркировка на защитной каске
Все каски должны иметь долговечную маркировку, в которой должны содержаться следующие данные:
а) номер настоящего стандарта;
б) наименование или идентификатор изготовителя;
в) год и квартал изготовления;
г) тип каски (обозначение, присвоенное изготовителем). Этот тип должен быть указан как на корпусе, так и на внутренней оснастке;
д) размер или диапазон размеров (в сантиметрах). Эта информация должна быть указана как на корпусе, так и на внутренней оснастке.
7.2 Дополнительная информация
7.2.1 К каждой каске прилагают этикетку со следующими данными, излагаемыми точно и полно на языке страны, где производится продажа:
«Для обеспечения надежной защиты каска должна подходить по размеру или должна быть отрегулирована по размеру головы пользователя каски.
За счет частичного разрушения или повреждения корпуса и внутренней оснастки каска должна поглотить энергию удара, и любая каска, подвергшаяся сильному удару, подлежит замене, даже если на ней отсутствуют явные признаки повреждения.
Пользователи касок должны быть проинформированы об опасности, которая может возникнуть при изменении или изъятии фирменных комплектующих элементов без согласия изготовителя. Каски не должны приспосабливаться к установке дополнительных элементов каким-либо способом, не рекомендованным изготовителем касок.
Не применяйте красящие вещества, растворители, клеи или самоклеящиеся этикетки, не предусмотренные в инструкциях изготовителя касок».
7.2.2 Каждая каска должна быть снабжена тисненой или напечатанной маркировкой или самоклеящейся этикеткой, на которой должны быть указаны следующие дополнительные требования:
Очень низкая температура
Очень высокая температура
(Измененная ред., Изм. № 1).
7.2.3 К каждой каске следует прилагать следующие точные и полные сведения на языке страны, в которой продают каски:
а) наименование и адрес изготовителя;
б) инструкции или рекомендации по хранению, применению, чистке, ремонту и дезинфекции. Вещества, рекомендуемые для очистки, ухода или дезинфекции, не должны неблагоприятным образом воздействовать на каску или обладать каким-либо известным потенциально вредным действием на носителя при применении в соответствии с инструкциями изготовителя;
в) сведения о дополнительных принадлежностях и необходимых запасных частях;
г) значение маркировки в соответствии с 7.2.2, а также сведения об ограничении использования каски ввиду тех или иных неблагоприятных факторов;
д) соответствующие сведения о сроке годности или периоде старения защитной каски и ее элементов;
е) соответствующие сведения о конструкции упаковки, пригодной для транспортирования каски.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рекомендации по выбору материалов и конструкции защитных касок
Применяемые материалы должны обладать долговечными качественными показателями, т.е. их качество не должно заметно изменяться под влиянием старения или обычных условий эксплуатации (солнце, осадки, холод, пыль, вибрация, контакт с кожей, влияние пота или косметических средств по уходу за кожей или волосами), воздействию которых каска обычно подвергается.
Корпус каски должен иметь единую толщину и ни в каком месте не должен иметь специальных утолщений. Это не исключает постепенного утолщения корпуса или ребер или приспособлений для крепления внутренней оснастки или принадлежностей, но исключает концентрированные утолщения в отдельных местах.
Корпус каски должен закрывать верхнюю часть головы и доходить, по меньшей мере, до верхней кромки несущей ленты спереди.
Каски должны быть, по возможности, легкими, но без ущерба для прочности и эффективности конструкции. Ни одна часть каски не должна иметь острых выступающих кромок, а наружная поверхность каски должна быть гладко обработана.
Для изготовления деталей внутренней оснастки, соприкасающихся с кожей, должны применяться материалы, разрешенные органами Минздрава России. Не следует использовать материалы, о которых известно, что они вызывают раздражение кожи. Перед использованием материалов узкого применения следует собрать информацию об их пригодности.
Даже при том, что внутренняя налобная лента настоящим стандартом не предусмотрена, для повышения комфорта рекомендуется ее применять. Материалы для нее должны обладать абсорбционной способностью и иметь следующие свойства:
Для повышения комфортности амортизатор следует изготавливать из текстильных лент. Этот материал позволяет также оптимально приспособить каску к форме головы, и он также более приемлем с учетом потовыделения и раздражения кожи.
Для достижения оптимального комфорта конструкция каски должна обеспечивать максимальный диапазон регулирования размеров внутренней оснастки каски.
Любые приспособления, прикрепляемые к каске, должны иметь такую конструкцию, чтобы исключить опасность травмирования носителя в случае какого-либо происшествия. В частности, внутри каски не должно быть никаких металлических или иных жестких выступов, которые могли бы стать причиной травм.
Швы внутренней оснастки должны быть защищены от истирания.
Если в конструкции предусмотрены вентиляционные отверстия, то следует помнить, что вентиляция может быть улучшена при поступлении свежего воздуха в каску снизу и выходе через отверстия в верхней трети оболочки.
(Измененная ред., Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Искусственное старение
В настоящем приложении приведены более подробные данные по испытанию посредством искусственного старения. Его можно принимать в качестве альтернативы, описанной в 6.2.6.
Каску, подвергаемую искусственному старению, облучают светом ксеноновой дуговой лампы. Энергию излучения лампы пропускают через фильтр, формирующий спектральное распределение мощности, близкое к дневному свету.
Каждая каска, которую впоследствии подвергают испытанию на амортизацию или на перфорацию, должна быть размещена таким образом, чтобы контрольная зона, подвергающаяся испытанию, была обращена к лампе. Плоскость, касательная к корпусу в той точке, должна быть перпендикулярна к радиусу цилиндрического держателя.
Энергию излучения, падающего на плоскость в контрольной зоне, измеряют или вычисляют на основе данных, предоставленных изготовителем испытательного стенда. Продолжительность облучения должна регулироваться таким образом, чтобы облучаемые образцы получили суммарную дозу 1 ГДж/м 2 в диапазоне длин волн от 280 до 800 нм.
Образцы следует периодически обрабатывать дистиллированной или деминерализованной водой (электропроводностью менее 5 мкСм/см) циклом, состоящим из фазы опрыскивания продолжительностью 18 мин и фазы без опрыскивания продолжительностью 102 мин. Во время последней фазы относительная влажность должна составлять (50 ± 5) %.
Температуру в испытательной камере следует измерять стандартным термометром, находящимся на таком же расстоянии от лампы, что и облучаемые контрольные зоны касок. Температуру следует удерживать на уровне (70 ± 3)°С.
1 Испытательные стенды должны быть снабжены рамочными держателями образцов, имеющими диаметр, достаточный для закрепления каски.
2 Положение водяных форсунок следует выбрать так, чтобы образцы не мешали работе.
3 Должна быть предусмотрена возможность снижения мощности ксеноновой дуговой лампы ниже нормального уровня, чтобы можно было поддерживать допустимую интенсивность излучения на поверхности образца, которая требуется при данном методе испытания.
Ключевые слова: охрана труда, предотвращение несчастных случаев, понятия, размеры, свойство, ударная прочность, испытание, маркировка, требование