Какие общественные животные вам известны в чем заключается на ваш

Какие «общественные» животные вам известны? В чём заключается, на ваш взгляд

Какие «общественные» животные вам известны? В чём заключается, на ваш взгляд, принципиальное отличие их поведения от поведения человека?

Общественные или социальные животные – это живые существа, которые отличаются общественным образом жизни. К ним относятся насекомые – пчелы, осы, муравьи, шмели, термиты и т.д. Их поведение подчиняется инстинктам и является предметом изучения социобиологии.

Для общественных животных характерно обитание в совместно обустроенном жилище (гнезде), разделение обязанностей среди членов семей, перекрывание нескольких поколений, уход за потомством. Их семьи состоят из нескольких каст: бесплодных рабочих особей, которые выполняют все функции в семье (кроме размножения) и половых (репродуктивных самцов и самок). Также у них отмечена способность к партеногенезу.

В то же время социальное животное является только биологическим организмом, поведение которого представляет собой одну из форм его функционирования. То есть, в структуре биологического организма заложены корни его потребностей и всех тех сил, которые побуждают этот организм к действиям. Основные стимулы поведения животного – пищевой и половой инстинкты, а также инстинкт самосохранения. В дополнение – родительский инстинкт.

Благодаря значительным изменениям в строении и функционировании организма, поведение человека разнообразное и сложное. Он умеет адаптироваться к условиям окружающей среды и использовать подручные средства, чтобы воздействовать на эту самую среду, изменяя ее и делая комфортной для своего пребывания. Таким образом, значимыми и определяющими факторами в поведении человека являются общественно-трудовые отношения.

Источник

Какие общественные животные вам известны в чем заключается на ваш

Подробное решение § 3 по биологии для учащихся 8 класса, авторов В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов 2016

Вопрос 1. Что такое эволюция органического мира?

Эволюция – это постепенное длительное развитие органического мира, сопровождающееся его изменением и появлением новых форм организма, при этом развитие идет от простого к сложному.

Вопрос 2. Приведите известные вам примеры эволюции.

Примером эволюции может служить возникновение хордовых. Вначале возникли низшие хордовые, затем последовательно во времени возникают рыбы, амфибии, рептилии. Рептилии, в свою очередь, дают начало млекопитающим и птицам. На заре своего эволюционного развития млекопитающие были представлены небольшим числом видов, в то время процветали рептилии. Позднее резко увеличивается число видов млекопитающих и птиц и исчезает большинство видов рептилий. Таким образом, палеонтологические данные указывают на смену форм животных и растений во времени.

Вопрос 3. Что вам известно о происхождении человека?

Изучением происхождения и эволюции человека занимается наука антропология. Именно она ищет ответы на вопросы, связанные с процессом формирования анатомического типа человека, развития его трудовой деятельности, речи, общественных отношений. Этот процесс называют антропогенезом.

Выделяют четыре стадии антропогенеза : предшественники человека, древнейшие люди, древние люди и ископаемые люди современного анатомического типа.

ВОПРОСЫ К ПАРАГРАФУ

Вопрос 1. Что лежит в основе современных представлений об эволюции человека?

В основе современных научных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных. Широко распространено мнение, что человек произошёл от человекообразных обезьян. Это не совсем верно. Развитие человека и человекообразных обезьян — это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми с эволюционной точки зрения очень глубокое.

Вопрос 2. Какие стадии антропогенеза выделяют учёные?

Выделяют четыре стадии антропогенеза : предшественники человека, древнейшие люди, древние люди и ископаемые люди современного анатомического типа.

Вопрос 3. Какие «общественные» животные вам известны? В чём заключается, на ваш взгляд, принципиальное отличие их поведения от поведения человека?

Общественные животные — животные, ведущие общественный образ жизни. К ним относят пчел, термитов, муравьев и других. Поведение общественных животных подчинено инстинктам.

Современный человек является не только биологическим существом, но и существом социальным — общественным. Благодаря значительным изменениям в строении тела и его функционировании человек смог приспособиться к систематическому труду с использованием изготовленных им самим орудий. Их применение позволило ему более эффективно воздействовать на окружающую среду и тем самым её изменять.

Таким образом, для современного человека ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. Но это не означает, что возникновение социальной сферы отменило действие биологических факторов, оно лишь изменило их проявление.

Вопрос 4. Какое значение для человека имело появление речи, а затем письма?

Существование в окружении других людей способствовало формированию у человека членораздельной речи, а затем и письма. Всё это позволило людям общаться и передавать накопленный опыт не только друг другу, но и из поколения в поколение.

Изучив материал параграфа, обсудите, какую роль играли в прошлом и играют в настоящее время биологические и социальные факторы в эволюции человека.

Биологические факторы эволюции человека. Человек, как любой другой биологический вид, появился на Земле в результате взаимосвязанного действия факторов эволюции живого мира.

Основными причинами, заставившими некогда древесных животных перейти к жизни на земле, были сокращение площади тропических лесов, соответственное уменьшение кормовой базы и, как следствие, укрупнение размеров тела. Дело в том, что увеличение размеров тела сопровождается возрастанием абсолютных, но снижением относительных (т. е. на единицу массы тела) потребностей в пище. Крупные животные могут позволить себе питание менее калорийной пищей. Сокращение площади тропических лесов усилило конкуренцию между обезьянами. Разные виды по-разному подошли к решению вставших перед ними проблем.

Одним из следствий увеличения размеров тела является удлинение продолжительности жизни, что сопровождается удлинением периода беременности и замедлением темпов размножения. У человекообразных обезьян один детеныш рождается раз в 5—6 лет. Его гибель в результате несчастного случая оказывается очень дорогой потерей для популяции. Двуногим человекообразным обезьянам удалось избежать подобной критической ситуации. Гоминиды научились заботиться одновременно о двух, трех, четырех детенышах. Но это потребовало больше времени, сил и внимания, которые самка должна была уделять своему потомству. Она вынуждена была отказаться от многих других форм активности, в том числе и от поиска пищи. Этим занимались самцы и бездетные самки. Освобождение передних конечностей от участия в передвижении позволило приносить больше пищи для самок и детенышей. В сложившейся ситуации передвижение на четырех конечностях стало ненужным. Напротив, прямохождение дало гоминидам ряд преимуществ, самым ценным из которых оказалась спустя 2 млн лет возможность изготовления орудий труда.

Социальные факторы эволюции человека. Создание и использование орудий труда повысило приспособленность древнего человека. С этого момента любые наследственные изменения в его организме, оказывавшиеся полезными в орудийной деятельности, закреплялись естественным отбором. Эволюционным преобразованием подвергались передние конечности. Судя по окаменелостям и орудиям труда, постепенно менялась рабочая позиция руки, способ захвата, положение пальцев, силовое напряжение. В технологии изготовления орудий сокращалось число сильных ударов, увеличивалось количество мелких и точных движений кисти и пальцев, фактор силы стал уступать фактору точности и ловкости.

Следствием использования орудий при разделке туш и приготовления пищи на огне стало уменьшение нагрузки на жевательный аппарат. На черепе человека постепенно исчезли те костные выступы, к которым у обезьян крепятся мощные жевательные мышцы. Череп стал более округлым, челюсти — менее массивными, лицевой отдел — выпрямленным.

Источник

ГДЗ биология 8 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: § 3 Происхождение и эволюция человека Антропогенез

Стр. 14. Вспомните

№ 1. Что такое эволюция органического мира?

Эволюцией органического мира называют непрерывный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменениями генетического состава популяций, видообразованием и вымиранием видов, формированием у них адаптаций, а также преобразованием биосферы в целом.

№ 2. Приведите известные вам примеры эволюции.

Ярким примером современной эволюции служит то, что многие представители разных видов не могут скрещиваться и давать плодовитое потомство. В свое время, около 50 лет назад, домовые и алжирские мыши все-таки преодолели барьер, который был поставлен природой. В результате скрещивания получилось плодовитое потомство, которое получило от предков часть генетического кода, который сделал молодых грызунов невосприимчивыми к яду. Таким образом, летальные исходы от пестицидов для этого вида мышей сошли к нулю.

Аналогичный пример эволюции – устойчивость некоторых видов микроорганизмов, которые вызывают инфекции у людей и животных, к действию антибиотиков. Механизм выработки защиты у них от лекарственных препаратов вырабатывался и совершенствовался десятками лет. Ученые опасаются, так как устойчивость к антибиотикам у бактерий ставит под угрозу существование всего живого на планете.

№ 3. Что вам известно о происхождении человека?

На сегодняшний день известно две гипотезы происхождения человека. Первая из них была предложена в 1984 году. Согласно ее положению, непосредственным предком современного человека является архантроп, который пришел в свое время из Африки и постепенно расселился по всей Евразии еще во времена раннего и среднего плейстоцена. Отдельные популяции первого человека дали начало всем существующим ныне расам: европеоидам, монголоидам, негроидам, австралоидам. Также, согласно этой теории, неандертальцы, денисовцы, эректусы относятся к единому виду – люди, и представляют собой отдельные его формы.

Однако опровержением этой гипотезы являются генетические данные, которые были получены в 1987 году в результате анализа митохондриальной ДНК. Он показал, что все современные люди являются потомками одной женщины, проживающей на планете около 200 000 лет назад.

Стр. 17. Вопросы после параграфа

№ 1. Что лежит в основе современных представлений об эволюции человека?

Согласно современным представлениям, человек получил свое начало от животных. Сравнение последовательностей ДНК показало, что самым близким родственником человека являются человекоподобные обезьяны, а ныне живущие – шимпанзе бонобо и обыкновенный.

Однако, некоторые ученые пришли к выводу, что развитие человекоподобных обезьян и человека это параллельные направления эволюции, а не последовательные ступени перехода из одного вида к другому. И расхождение между этими ветками эволюции достаточно большое.

Ближайшим и относительно надежно установленным предком человека разумного является эректус. А вот потомок эректусов – гейдельбергский человек, который является предком неандертальцев, был представителем боковой эволюционной линии, а никак не прямым предком современного человека.

№ 2. Какие стадии антропогенеза выделяют учёные?

Антропогенез является частью биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося в свое время от плацентарных млекопитающих, гоминид и человекообразных обезьян. Принято выделять четыре стадии антропогенеза:

Предшественники человека – австралопитековые;

Древнейшие люди – архантропы, прогрессивные австралопитеки;

Древние люди – неандертальцы (палеоантропы);

Ископаемые люди современного анатомического типа – кроманьонцы (неоантропы).

№ 3. Какие «общественные» животные вам известны? В чём заключается, на ваш взгляд, принципиальное отличие их поведения от поведения человека?

Общественные или социальные животные – это живые существа, которые отличаются общественным образом жизни. К ним относятся насекомые – пчелы, осы, муравьи, шмели, термиты и т.д. Их поведение подчиняется инстинктам и является предметом изучения социобиологии.

Для общественных животных характерно обитание в совместно обустроенном жилище (гнезде), разделение обязанностей среди членов семей, перекрывание нескольких поколений, уход за потомством. Их семьи состоят из нескольких каст: бесплодных рабочих особей, которые выполняют все функции в семье (кроме размножения) и половых (репродуктивных самцов и самок). Также у них отмечена способность к партеногенезу.

В то же время социальное животное является только биологическим организмом, поведение которого представляет собой одну из форм его функционирования. То есть, в структуре биологического организма заложены корни его потребностей и всех тех сил, которые побуждают этот организм к действиям. Основные стимулы поведения животного – пищевой и половой инстинкты, а также инстинкт самосохранения. В дополнение – родительский инстинкт.

Благодаря значительным изменениям в строении и функционировании организма, поведение человека разнообразное и сложное. Он умеет адаптироваться к условиям окружающей среды и использовать подручные средства, чтобы воздействовать на эту самую среду, изменяя ее и делая комфортной для своего пребывания. Таким образом, значимыми и определяющими факторами в поведении человека являются общественно-трудовые отношения.

№ 4. Какое значение для человека имело появление речи, а затем письма?

Овладение членораздельной речью благодаря существованию в окружении других людей дало возможность человеку обмениваться и получать нужную информацию как в пределах одной семьи и одного поколения, так и между разными семьями и поколениями.

Развитие речи, а затем и письма поспособствовало появлению совместной деятельности, накоплению и передачи опыта, коллективной охоте. В результате значимым фактором, который оказывал направляющее воздействие в эволюции человека, стала социальная значимость отдельной особи для целого племени.

Стр. 17. Задание

Изучив материал параграфа, обсудите, какую роль играли в прошлом и играют в настоящее время биологические и социальные факторы в эволюции человека.

Как и любой другой биологический вид, человек сформировался под влиянием различных биологических факторов эволюции: изоляция, мутации, популяционные волны, естественный отбор и борьба за существование. На ранних этапах огромное значение имел естественный отбор. Тем более, когда происходил переход предков человека к наземному образу жизни, который был вызван необходимостью существования на открытых пространствах и привел к развитию прямохождения. Это увеличило обзор территорий и дало возможность быстрее реагировать во время охоты или защиты. А освободившиеся от функции опоры верхние конечности появилась возможность использовать для изготовления и применения разных предметов. Таким образом, руки стали выполнять разные действия – удержание, хватание, бросание.

К социальным факторам в эволюции человека относятся: общественный образ жизни и труд, мышление и речь. Освобожденные верхние конечности совершенствовались в движениях и использовались для трудовой деятельности. Применение орудий труда и охоты дало возможность человеку разнообразить рацион своего питания.

Совместная охота и трудовая деятельность также объединяли людей в группы. Жизнь в таких условиях обеспечивала более надежную защиту от нападений хищников и дала возможность успешнее охотиться и добывать себе пищу. В вечной борьбе за существование могли побеждать те группы, в которых древние люди умели согласовывать свои действия, перенимать опыт старшего поколения и использовать его для себя и своих потомков. Наследственная изменчивость и естественный отбор привели к формированию у человека членораздельной речи, а значит, и к активному развитию головного мозга. Успешное сосуществование в группах, умение адаптироваться к создавшимся условиям, желание добиваться поставленных целей, перенимать опыт и передавать его дальше позволяет современному человеку обеспечить себе комфортное пребывание в окружающей среде.

Стр. 17. Подумайте

Стоит ли согласиться с выражением «Рука человека не только орудие труда, но и его продукт»? Почему?

В процессе эволюции у человека верхние конечности утратили опорную функцию, но стали отвечать за хватание, удержание орудия труда, ловлю и т.д. Таким образом, руки стали использоваться как для постройки жилья, удержания орудия труда, но и для добывания пищи, ее разделывания.

Это в сочетании с течением времени и накоплением опыта поспособствовало дальнейшему усовершенствованию мелкой моторики, повышению степени развития мышц, связок и сухожилий. Поэтому можно сказать, что рука человека является не только орудием труда, но и результатом, продуктом этого самого труда, который появился в процессе развития.

Глава 1. Общий обзор организма человека

Источник

Обществознание (15 стр.)

Современный тип человека – homo sapiens – человек разумный – появился 50–40 тыс. лет назад.

Выделение человека из животного мира было обусловлено целым рядом природно-биологических и социальных факторов. Под влиянием природно-климатических условий (изменение климата, исчезновение тропических лесов на обширных территориях) некоторые виды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, что привело к освобождению рук, усвоению прямохождения. Постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда.

Так, наряду с природными вступают в силу и социальные факторы антропогенеза, и, прежде всего – трудовая деятельность. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для становления человека. В ходе трудовой деятельности человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями. Совершенствуя орудия труда, человек развивался одновременно и сам. Благодаря труду, изменяется физиология древних людей, развивается мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.

Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми. Усложнение коммуникативного взаимодействия, потребности обмена информацией обусловили появление языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важных факторов антропогенеза.

Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Орудия рыболовства и охоты давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мяса. Мозг получил все необходимое для питания и быстрого развития. Употребление мяса привело также к использованию огня и приручению животных.

Существенное значение в процессе антропогенеза имело изменение и регулирование семейно брачных отношений. Животное стадо гоминидов основывается на эндогамии – близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений внутри стада и переходу к экзогамии – установлению брачных отношений с членами других общин. Экзогамия способствовала переходу от животного стада к самой простой из форм человеческого сообщества – первобытно-родовой общине.

Табу на близкородственные отношения, на кровосмесительство – первый в ряду простейших социально-нравственных запретов, возникших в глубокой древности. Помимо этого уже самым примитивным сообществам были известны абсолютный запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни. Данные запреты касаются всех членов родовой общины и имеют характер обязательств, требований, нарушение которых влечет за собой наказание – остракизм. Эти запреты имеют надбиологический, социальный характер, способствуют переходу к человеческому нравственному существованию и потому выступают как еще один важный фактор становления человека.

Завершающей стадией антропосоциогенеза стала так называемая «неолитическая революция», ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Совершенствование орудий труда, переход к оседлому образу жизни (формирование крупных племенных объединений), начало социального расслоения общества, дифференциация форм сознания, появление письменности и др., создавали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.

Человек – это физическое тело со специфическими земными свойствами, целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух – природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.

С одной стороны, Человек разумный (Нота sapieпs) – это результат биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Однако отличия человека от животного очень существенны. Животное, рождаясь на свет, обладает определенным набором инстинктов, которые задают поведенческие стереотипы и одновременно вариации этого поведения. Животные просто обречены вести себя тем или иным образом и не могут выйти за рамки своего вида.

У человека ситуация совершенно иная. Человечество развивается на протяжении 40 тысяч лет, имеет приблизительно около 1200 поколений, относится к одному биологическому виду (Ното sapieпs), но тем не менее обнаруживает потрясающее многообразие в процессе поведения.

Маркс прокомментировал эту ситуацию так: «Человек может вести себя по мерке любого вида».

Среди представителей Ноmо sapiens присутствует индивидуальная вариативность поведения, которая неизвестна животному миру. Человеческая способность к преобразованиям неиссякаема. Биологические предпосылки поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК. Поведение людей определяет членораздельная речь, показ и пример. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. И если говорить о программировании поведения человека, то его определяет культура. Она является своеобразной программой поведения человека.

Однако культура порождена социальным статусом индивида и не имеет прямого отношения к его биологическим характеристикам. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным отличительным признаком того типа сообщества, который характерен для Ното sapieпs.

Таким образом, человек – это существо биосоциальное, особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества.

Выделение человека из природы произошло благодаря:

– умению производить орудия труда;

– обладанию членораздельной речью;

– наличию сознания и разума;

– способности быть нpaвcтвeнным, подниматься над своими естественными влечениями и осуществлять свободный выбор.

С другой стороны, человек существо социальное. Он представитель определенной нации, государства, класса, сословия; он – член семьи, каких-либо сообществ и коллективов. Человек преобразует природные объекты, Т. е. занимается производством, предметно-практической деятельностью. Именно в ходе этой деятельности человек формируется как социальное существо.

Впервые это определение было дано Аристотелем, который назвал человека «общественным животным». С течением времени возникла масса других определений человека, которые акцентируют тот или иной аспект его жизнедеятельности. Примером могут служить такие рассуждения: человек – это существо моральное, свободное, обладающее самосознанием и пр.

При анализе соотношения биологического и социального начал в человеке существуют вопросы, которые являются предметом неутихающих дискуссий, споров и обсуждений. Что определяет сущность человека: его биологическое происхождение или социальный статус? Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей? В зависимости от ответа на эти вопросы получают одобрение или осуждение проявления расизма и шовинизма, решаются вопросы женского равноправия и пр.

Существуют разные точки зрения на вопрос о том, какой фактор оказал решающее воздействие на эволюцию человека и формирование столь разительных отличий человека от животных. Это деятельностный подход (т. е. роль деятельности, труда), социализирующей (т. е. роль игры, общения), культурологический (роль становления и развития языка, сознания, нравственности) и т. д. Комплексный подход учитывает все эти факторы и исходит из того, что биологическая эволюция человека происходила вместе с социальной и культурной эволюцией. Так, в результате длительной биологической, социальной и культурной эволюции появился человек как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, преобразующего природу.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного, биологического и социального. Биологический уровень человека включает в себя такие компоненты как темперамент, пол, возраст, состояние здоровья, рост, вес, внешность. Таким образом, каждый из нас, относясь к виду Homo sapiens (человек) является ещё и индивидом.

Индивид (от слова – неделимое, особь)это человек как единичный, индивидуально-целостный, неповторимый представитель человеческого рода, который является конкретным носителем всех физиологических и социальных черт человечества.

Индивид выступает в качестве:

– носителя предметно-традиционного действия;

– выразителя некоего слитного родового сознания.

Индивидом может быть любой человек, которого мы пpocто выделяем из человеческого сообщества.

Биологическое и социальное в человеке не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причём интенсивность и качество их воздействий бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *