Какие общие характеристики имеют информационные и исследовательские проекты чем отличаются
Проектная деятельность
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
Действия ученика на этом этапе работы:
Информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)
Исследовательский (проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)
Прикладной (практико-ориентированный) (проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)
Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)
Творческий (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта, предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы)
Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)
Инженерный (создание планов, чертежей, расчетов, макетов)
РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
? письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)
? художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель
? отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
? формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
? формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
? определение этапов работы
? подбор методов и средств решения проблемы
? проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
? получение и анализ данных
? оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
? обсуждение и корректировка данных
? выражение ожидаемого результата (представление)
! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)
Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц
II РАЗДЕЛ 2. (Практический)
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц
Заключение по объему не более 1 страницы
Список литературы включает не менее 8 источников
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Какие общие характеристики имеют информационные и исследовательские проекты чем отличаются
При овладении учеником методом проектов, необходимо, прежде всего, понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов, предложенная Е. С. Полат, может быть условно определена по следующим признакам.
1. По доминирующему методу:
Творческие проекты
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, он а только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, совместной деятельности и интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.
Имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуа льности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обознач ение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на д альнейшую перспективу исследования.
Приключенческие (игровые) проекты
Предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи и т.д. Результаты не всегда можно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
Это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечный фонд, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).
Практико– ориентированные проекты
Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
2. По количеству участников:
Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).
Парные (между парами участников).
Групповые (между группами участников).
3. По продолжительности:
Краткосрочные ( д ля решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).
Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по про грамме одного предмета или как междисциплинарные. К раткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета.
Средней продолжительности (от недели до месяца)
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов.
Зачетная работа по теме»Типы индивидуального проекта: социальный, творческий, исследовательский и их отличия» в рамках модульного курса «Учебно-исследовательская деятельность как способ развития одаренности обучающихся.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 126
имени Героя России Д.Г.Новосёлова»
«Типы индивидуального проекта:
в рамках модульного курса
как способ развития одаренности
Выполнил: Селезнева Светлана Михайловна,
учитель истории и обществознания
Проверил: Коликова Елена Георгиевна,
старший преподаватель ГБУ ДПО «ЧИППКРО »
1. Актуальность выбранной темы.
2. Индивидуальный проект и его классификация.
3. Особенности социального проекта.
4. Особенности творческого проекта.
5. Особенности исследовательского проекта.
6. Заключение:отличия социального, исследовательского творческого проекта.
7.Список используемой литературы.
1. Актуальность выбранной темы.
2.Индивидуальный проект и его классификация.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся, направленную на решение научной, личностной и социально значимой проблемы.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных дисциплин в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно- творческой).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени в соответствие с учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.
Цели и задачи реализации индивидуального проекта в школе
Цель: создание психолого-педагогических условий для разработки, сопровождения и защиты индивидуального проекта обучающимися как
обязательного условия достижения метапредметных результатов образования.
1. Сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления у обучающихся;
2. Сформировать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
3. Сформировать навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний одной или нескольких учебных дисциплин или предметных областей и поиска способов действий при решении поставленных задач;
4. Сформировать способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
5. Сформировать ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации и самостоятельно получить планируемый результат с последующей аналитической самооценкой созданного продукта;
Классификация индивидуальных проектов.
По видовым характеристикам индивидуальный проект может быть:
-инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения),
3.Особенности социального проекта.
Такое понятие, как «социальные проекты» имеет латинское происхождение. В переводе данный термин означает создание объекта, специфическую деятельность, в ходе которой изучается определенное явление или процесс. Проанализируем основные моменты, касающиеся социального проектирования.
Именно социальные проекты помогают моделировать некоторые ситуации. Существует определенный порядок работы, о котором следует поговорить подробнее. В первую очередь определяются темы социальных проектов. При выборе направления работы, учитываются разные моменты: психологические особенности участников, направленность интересов, технические возможности для реализации намеченных планов.
Структура социального проекта есть специальная база, без которой невозможна реализация социального проекта: планирование; проекция; предвидение; предвосхищение; прогнозирование результатов; конструирование; моделирование; анализ результатов. Все социальные проекты, создаваемые в образовательных учреждениях, должны быть четко спланированы. Они всегда направлены на развитие обучающихся детей, формирование у школьников полезных умений и навыков.
Особенности планирования Планирование предполагает выдвижение научных и практически обоснованных целей исследования. На данном этапе проводится определение сроков выполнения поставленных задач, алгоритм работы. Кроме того, во время планирования, обозначается суть социального проекта, выявляется его уникальность, индивидуальность. Постановка проблемы. По сути, речь идет о той проблеме, которую содержит социальный проект в школе, созданный, и реализуемый с участием воспитанников. Проблема должна содержать ту основную мысль, которая и будет рассматриваться в процессе реализации проекта..
В роли консультанта по проекту могут выступать как педагоги, так и сотрудники специализированных ведомств, владеющие теоретическим и практическим материалом, рассматриваемым в проекте.
Литературный обзор Любой социальный проект в школе, на производстве, невозможен без полноценного предварительного анализа той проблемы, о которой пойдет речь в исследовании. Нет необходимости «изобретать велосипед» заново, для начала нужно изучить литературу, выбрать ключевые моменты, связанные с тематикой исследования. Только после получения теоретических знаний, можно переходить к разработке собственного социального проекта. Разработка плана действий по проекту Далее, можно переходить к продумыванию всех деталей. Если цель социального проекта поставлена четко, проблем с выделением этапов не возникнет. В плане действий желательно указывать временные рамки, чтобы в итоге получить четкий перечень.
Реализация поставленных задач Данный этап будет самым продолжительным, трудоемким, но наиболее интересным и результативным. Именно во время реализации намеченных целей, появляется чувство удовлетворения от результатов проведенной работы. После завершения проекта, важно провести его полноценный анализ, сделать выводы, продумать рекомендации. Примеры социальных школьных проектов
Если рассматривать темы социальных проектов, можно выделить два направления: научно-техническое, и гуманитарно-эстетическое. Среди распространенных школьных исследований, особое место принадлежит экологической тематике. Например, разнообразные социальные проекты, касающиеся благоустройства территории школы, приусадебных участков, имеют практическую направленность. Участники подобных исследований не просто создают красоту и уют, но и получают теоретические знания о растениях, цветах, условиях ухода за зелеными насаждениями. Безусловно, опыт, приобретенный в ходе работы над подобными проектами, является полезным для детей.
Есть и такие социальные проекты, которые направлены на помощь самим детям. В нашей стране функционирует проект, помогающий ребятам с проблемами в физическом развитии, получить полноценное образование. Проект «Доступная среда» предполагает создание в обычных государственных образовательных учреждениях нормальных условий для передвижения детей – колясочников. По данному социальному проекту, дети –-инвалиды обучаются вместе со своими сверстниками, то есть их не лишают полноценного общения с ровесниками. Если по медицинским показаниям, подобный вариант обучения невозможен, существуют примеры социальных проектов, помогающих больным детям. Инклюзивное обучение Национальный проект «Образование» содержит специальный раздел, посвященный индивидуальному и домашнему обучению детей с отклонениями в развитии. Дистанционный педагог помогает ребенку не только получать определенные знания, но и становится его другом и полноценным собеседником. Прежде чем приступать к реализации данного проекта, и дети, и педагоги проходят специальную курсовую подготовку.
Анализ результатов проекта Каждый социальный проект предполагает определенные временные рамки. После того как все этапы, предусмотренные исследованием, будут завершены, необходимо провести их детальный анализ. В ходе анкетирования выявляется реальное количество участников проекта, их удовлетворенность в результате исследования. составляется диаграмма либо график, оценивается результативность проекта. Заключение В последнее время интерес к социальным проектам возрос. Набирает популярность и проведение социальных проектов самими школьниками. С полученными результатами, ребята могут выступать на конференциях и конкурсах разного уровня: школьных, районных, муниципальных, российских. Ребята, принимающие участие хотя бы в одном социальном проекте, получают бесценный опыт, который они могут использовать в своей последующей жизни. Часто, именно социальные проекты помогают школьникам определиться с выбором будущей профессии.
4.Особенности творческого проекта
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.
Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творчеством.Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.
Самостоятельный творческий проект обучающегося направляется руководителем проекта – учителем.
К выполнению и защите творческого проекта допускаются все желающие обучающиеся.
Творческий проект должен иметь:
· художественный, технологичный характер;
· глубину знаний, объем используемого материала, самостоятельность в решении задач при разборке идей и формулирования темы;
· связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний;
Проект – самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т.п., а в теоретической является пояснительная записка.
Для успешного выполнения и своевременной защиты творческого проекта учителем разработаны и утверждены сроки поэтапного контроля и самоконтроля за выполнением работы в течение отведенного времени над творческим проектом.
Обучающийся защищает творческий проект :
обосновывает актуальность темы, характеризует основные разделы проекта, обобщает собственную проектную деятельность.
Отвечает на поставленные вопросы членов жюри в рамках темы исследования (в течение 7-10 минут).
Лучшие творческие проекты рекомендуются для выступления на «Научно-практической конференции» и на районных, городских конкурсах творческих проектов.
Творческие проекты могут использоваться как методическое пособие и представлятся на выставках.
Структура творческого проекта.
Оглавление – раскрывает содержание пояснительной записки: введение, основная часть, заключение, приложени
В ведении учащийся обосновывает выбор темы проекта, ее актуальность, цели и задачи проекта, объект, предмет исследования, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (научных, литературных, библиографических). Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимость проекта и предполагаемых результатов, раскрывается возможность их использование на практике. (1-2 страницы рукописного текста).
В основной части – дается обзор и анализ литературы, излагается сущность теории вопроса, рассматривается предполагаемая методика и техника выполнения проекта.
Необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, выполнить эскизы.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения изделия. Заполнить технологическую карту.
В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляется проект рекламы и маркетинговое исследование. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличие рынка сбыта.
Особое внимание надо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде.
В заключении – формулируются основные выводы, практические рекомендации, полученные результаты определяются их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимися о проделанной работе.
В конце – дается перечень литературы, используемой в написании творческого проекта.
Творческий проект может содержать приложение в виде таблиц, схем, наглядного материала, шаблонов, выкроек.
5. Особенности исследовательского проекта.
Исследовательский проект выполняется учащимся по материалам, собранным им лично за некий промежуток времени. Этот промежуток времени нельзя установить. Работа над исследованием может быть один год, а может быть и более. Исследовательский проект учащихся должен содержать совокупность и научных положений, выдвигаемых автором для защиты. Выполняемая работа должна свидетельствовать о способности автора вести научный список (самостоятельно или с научным руководителем, консультантом). Учащийся должен использовать теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, знать методы и приёмы их решения. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера. Исследовательский проект не должен быть реферативной работой! Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Этапы исследовательского проекта:
Первый этап – выбор темы
Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим требованиям:
1. Тема должна соответствовать склонностям автора.
2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для автора).
3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для автора).
Второй этап — определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования
Любая работа требует от ее автора формулирования целей и задач исследования.
При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:
1. Какой результат предполагается получить?
2. Каким видится этот результат ещё до его получения?
Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Гипотеза- научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Определяются также объект, предмет проекта.
Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:
1. Как рассматривать объект?
2. Какие отношения ему присущи?
3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.
При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.
При работе с книгами первоисточниками считается первое издание или академическое издание текста
Перевод, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.
Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Существуют следующие методы исследования (тебе нужно выбрать подходящие для своей работы):
— Наблюдение. (Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния),.
— Сравнение. (Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.)
— Измерение. (Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.)
— Эксперимент или опыт. (Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях)
— Моделирование. (Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.).
При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.
Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Далее идет его реализация: проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, беседы, опросы, анкетирования и т.п. согласно выбранным методам.
При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его — научный.
Научный стиль имеет свои особенности:
— подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;
— точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов;
— объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я «и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);
Структура написания проекта:
1.Титульный лист исследовательской работы
Титульный лист содержит название работы, ФИО автора, класс, учреждение, ФИО научного руководителя.
2. Содержание или оглавление исследовательской работы.
3. Введение исследовательской работы
Во введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы (зачем вы взяли для изучения эту тему, чем полезно это изучение), определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования (если имеется).
В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) работы.
4. Историческая справка по проблеме исследовательской работы (анализ прочитанной литературы)
5. Основная часть исследовательской работы
Описание этапов проведения исследования.
6. Заключение (краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач, сопоставление полученных результатов с гипотезой, подтвердилась ли гипотеза или нет).
В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе. В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
7. Список использованной литературы
После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.
(диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
6. Заключение: отличия социального, исследовательского творческого проекта.
Таким образом, изучив особенности социального, исследовательского и творческого индивидуального проекта, мы выделили отличия этих проектов.
Отличия социального проекта от других видов проектов:
— направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем;
— осуществление в процессе проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы(общегосударственного, мирового) к локальному( на уровне школы, микрорайона, города);
— предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации;
— командный характер работы над проектом;
— проведение в рамках работы над проектом социалогического исследования в том или ином виде;
— осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта;
— участие в социальных проектах способствует формированию социального опыта, помогает осваивать правила общественного поведения.
— социальный проект позволяет обучающимся решить проблемы социума.
Отличия исследовательского проекта от других видов проектов.
Исследовательский проект требует:
— хорошо продуманной структуры;
— четко обозначенных целей;
— применение экспериментальных и опытных методов исследоания;
— обработки результатов исследования.
Исследовательский проект предполагает:
— определение методов исследования и первоисточников информации;
— обсуждение и оформление полученных результатов;
— выявление новой проблемы для дальнейшего исследования.
— структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием
Отличия творческого проекта от других видов проектов.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.
Творческий проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творчеством. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры.
В творческом проекте как и в социальном предпочтительна совместная деятельность участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.
Творческий проект это работа по решению определенной и ясно осознаваемой задачи, это «творчество по плану».
Ценность проекта заключается в реально созданном продукте, который можно использовать в дальнейшем в жизни.