Какие опыты подтверждают что молекулы образованы атомами
Урок по теме «Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры молекул»
Разделы: Физика
Тип урока: урок изучения нового материала.
Изложение нового материала
Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела физики, который называется “Основы молекулярно-кинетической теории” (МКТ).
Цель урока: познакомиться с основными положениями молекулярно-кинетической теории и их опытными подтверждениями.
Кто скажет: Что такое молекула?
I. Все, кто интересуется окружающим нас миром, хотели бы знать, как устроена материя. И даже не из праздного любопытства, а скорее всего для практических целей:
Отсюда видно, что вопрос о природе вещества имеет большое значение для нашего с вами благосостояния и является одной из вечных проблем физики.
Вот каково значение представлений о строении вещества!
II. Всегда ли существовала эта теория в том виде, в котором мы ее изучаем в школе? Каковы пути ее становления?
История МКТ
Еще в 4-ом веке до нашей эры греческий ученый Демокрит считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. Однако у древних греков эти идеи были не более чем гениальной догадкой.
В 17 веке атомистика возрождается вновь, но уже не как догадка, а как научная гипотеза.
Особенное развитие эта гипотеза получила в трудах Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765 г.), который пытался объяснить известные физические и химические явления, исходя из молекулярного строения вещества. Ломоносов причину тепла видел в движении частиц тела.
Таким образом, Ломоносовым были по существу сформулированы молекулярно-кинетические представления.
Во второй половине 19 века и в начале 20 века атомистика превратилась в научную теорию.
III. На что же опирается МКТ?
Основные положения МКТ:
IV. Опытные подтверждения МКТ
Многие опыты подтверждают представления о строении вещества. Рассмотрим некоторые из них.
Опыт 1. Шар Гравезанда
При нагревании тел объем увеличивается, вследствие чего увеличиваются и промежутки между частицами.
Доказывает наличие промежутков между частицами.
Опыт 2. Окрашивание воды марганцовокислым калием.
— Почему небольшим кристаллом КМnО4 можно окрасить воду?
— О чем свидетельствует проникновение одного вещества в другое?
Ответ: О существовании промежутков в веществе, т.е. о дискретности его строения.
Опыт 3. Смешивание 50 мл воды и 50 мл спирта.
V
Фотографии, полученные с помощью электронного проектора, позволяют рассмотреть расположение атомов в веществе.
Увеличение проектора (n) равно отношению радиуса сосуда (R) к радиусу острия ( r ) и достигает двух миллионов. Именно поэтому удается видеть отдельные атомы.
n =
Диаметр атома вольфрама, определяемый с помощью ионного проектора, оказывается равным приблизительно 2 * 10 –8 см. Размеры атомов, найденные другими методами, оказываются примерно такими же. Размеры молекул, состоящих из многих атомов, естественно, больше.
Эти размеры так малы, что их невозможно себе представить. В таких случаях прибегают к помощи сравнения. Вот одно из них. Если молекулу воды увеличить до размеров яблока, то само яблоко станет размером с земной шар.
V. Оценка размеров молекул
Для полной уверенности в реальности существования молекул необходимо определить их размеры.
Объем слоя масла равен произведению его площади поверхности S на толщину слоя d, Найти: d т.е. V = S d. Следовательно, размер молекулы оливкового масла равен: d =
VI. Отработка изученного материала
Вопросы обучающимся:
1. Приведите примеры доказательств существования молекул.
2. Приведите факты, показывающие делимость веществ.
3. В чем состоит явление диффузии?
4. Какие опыты доказывают, что между молекулами твердых и жидких тел действуют силы притяжения и отталкивания?
5. Почему полировка трущихся поверхностей может привести не к уменьшению трения, а, наоборот, к увеличению?
6. Как доказать, что кусок сахара состоит из частиц?
7. Как экспериментально доказать, что частицы сахара взаимодействуют между собой?
8. Как доказать, что частицы сахара движутся?
9. Почему в холодной воде сахар растворяется медленнее?
VII. Подведение итогов
IX. Рефлексия: предлагается учащимся ответить на “вопросы”:
Дается оценка своей учебной деятельности на уроке.
Молекулярное строение тел
Актуализация
Уже в глубокой древности, за 2500 тыс. лет до нашего времени, зародилось представление, что все окружающие нас тела состоят из мельчайших частиц, недоступных непосредственному наблюдению. Однако лишь за последние 150 лет развилось и было экспериментально обосновано современное учение о молекулах и атомах – молекулярная теория. Одним из основателей молекулярной теории был Демокрит. Суть учения Демокрита сводилась к следующему: не существует ничего, кроме атомов; атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме; различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественного различия между атомами нет. Учение Демокрита существует давно, однако и нынешнее учение основано на предположениях того времени.
Введение
Изучая физику в 7 классе, мы обнаружили в учебнике множество интересных экспериментов и решили провести некоторые из них. Нас очень заинтересовали эксперименты, связанные с такими явлениями как диффузия, смачиваемость, свойства газов и жидкостей.
Цель: проверить экспериментально, что все вещества состоят из молекул.
Задачи:
Гипотеза: все вещества состоят из молекул.
Основная часть
Эксперимент №1
Гипотеза: молекулы непрерывно движутся.
Приборы и материалы: два стакана с тёплой и холодной водой, кристаллики марганцовки, чайная ложка.
Ход опыта
Мы опустили в каждый стакан примерно одинаковое количество марганцовки. Мы видим, что в стакане с холодной водой марганцовка растворяется медленнее, чем в стакане с тёплой водой.
Это происходит потому, что явление диффузии протекает быстрее при более высоких температурах, так как скорость движения молекул с повышением температуры увеличивается.
Это явление мы часто встречаем в повседневной жизни. Например, когда утром готовим чай. Если вода горячая, сахар растворяется сразу. Если вода холодная, сахар нужно долго размешивать.
Это явление встречается и в природе. Осьминог, чтобы скрыться от преследования, выпускает в воду чернила, которые быстро растворяются в воде.
Эксперимент №2
Гипотеза: между молекулами есть расстояние.
Приборы и материалы: пластмассовая бутылка с водой, ёмкость для воды.
Ход опыта
Мы попытались сжать бутылку, наполненную водой. Она не поддалась.
Затем мы вылили воду и снова закрыли бутылку. Теперь мы попробовали её сжать. Она сжалась.
Это произошло из-за того, что расстояние между молекулами газа гораздо больше расстояния между молекулами воды, поэтому газы сжимаются легко, а вода практически несжимаема.
Это свойство применяется на заводах, где используется гидравлический пресс.
Эксперимент №3
Гипотеза: Между молекулами существует взаимное притяжение.
Приборы и материалы: кусок влажного мыла, стеклянная тарелка
Ход опыта
Мы сильно прижали кусок мыла, смоченного водой к тарелке и повернули его несколько раз. Перевернули тарелку и увидели, что мыло прилипло к ней и не падает.
Это объясняется тем, что между молекулами тарелки и молекулами воды, смочившей мыло. действует взаимное притяжение.
Это явление встречается в быту. Благодаря смачиваемости мы можем писать ручкой и рисовать красками, стирать одежду, мыть посуду.
Также это явление встречается и в природе. Например, если почва не смачивалась бы водой, то все растения погибли.
Выводы
Список используемой литературы: Учебник по физике Перышкина А.В. для 7 класса.
Какие опыты, известные вам из курсов физики и химии, подтверждают, что молекулы образованы атомами?
Какие опыты, известные вам из курсов физики и химии, подтверждают, что молекулы образованы атомами?
Изменение физического состояния вещества подтверждает молекулярное строение.
Например, диффузия, испарение, растворение веществ.
Б)Атомарное строение молекул подтверждает химические реакции, связанные с перегруппировкой атомов и образованием новых молекул.
Например — образование медного купороса.
Запишите химические формулы веществ, если известно, что их молекулы образованыа)двумя атомами углерода и шестью атомами водорода?
Запишите химические формулы веществ, если известно, что их молекулы образованы
а)двумя атомами углерода и шестью атомами водорода.
Б)двумя атомами фосфора и пятьюатомами кислорода.
Г)тремя атомами водорода.
Атомом фосфора и четырьма атомами кислорода.
Расскажите об этих опытах.
Расскажите об этих опытах.
Какие опыты известны вам тз курсов физики и химии подтверждают следующие положения : а)вещества состоят из молекул б) молекулы образлванны атомами?
Какие опыты известны вам тз курсов физики и химии подтверждают следующие положения : а)вещества состоят из молекул б) молекулы образлванны атомами.
Напишите формулы след?
Напишите формулы след.
Какой вид хим связи устанавливается между атомами в молекулах аминокислот?
Какой вид хим связи устанавливается между атомами в молекулах аминокислот?
В результате каких опытов можно убедиться, что в молекуле фенола функциональные группы атомов взаимно влияют друг на друга?
В результате каких опытов можно убедиться, что в молекуле фенола функциональные группы атомов взаимно влияют друг на друга?
Напишите уравнения реакций.
3)Молекула сероводорода состоит из 2 атомов водорода и 1 атома серы?
3)Молекула сероводорода состоит из 2 атомов водорода и 1 атома серы.
1)Молекула фосфина состоит из 1 атома фосфора 3 атомов водорода.
Написать химические формулы и хим.
Какие явления подтверждают существование а)молекул б)атомов?
Какие явления подтверждают существование а)молекул б)атомов.
Бензин, керосин, дизельное топливо, парафин, соляровое масло, смазочные масла и т. Д.
Massovaya dolya kisloroda 28. 57%.
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O CaCO3 + H2SO4 = CaSO4 + CO2 + H2O.
Ответ б : 250 и 250 (250 * 0, 3 + 250 * 0, 4) / 500 * 100% = 30%.
Fe(NO3)3 + H2O = Fe(OH)( NO3)2 + HNO3.
Смотри решение во вложении.
Описание опытов по строению вещества
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Строение вещества в простых опытах». 7 класс.
Тема «Строения вещества», изучаемая в самом начале курса физики является одной из сложных в том плане, что она абстрактна. Молекулы малы и невидимы, учащимся не всегда понятно, что происходит внутри вещества, почему нагретый шарик не проходит через кольцо, они чаще всего воспринимают этот самый первый в теме классический опыт как данность. Между тем учителю необходимо донести до учащихся МКТ строения вещества, доказать ее основные положения. Убедить учащихся только что начинающих изучать физику в непреложности физических законов, мне помогают самые простые опыты, которые можно провести без специального оборудования. Чтобы развить творческие способности учащихся, привить им интерес к изучению физики был разработан проект «Простые опыты о строении вещества». Проект проводился в несколько этапов по мере изучения темы. Учащиеся были поделены на группы, каждая группа заранее к уроку подбирала и готовила эксперименты по соответствующей теме.
Могут ли простые опыты рассказать о строении вещества?
Как доказать, что вещества состоят из молекул?
Как доказать, что молекулы находятся в движении?
Как доказать, что между молекулами есть промежутки?
Как доказать, что молекулы взаимодействуют друг с другом?