Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие

Три парадигмы истории политической мысли

В изучении истории политической мысли огромную методологическую роль играет парадигматический подход. Учение о парадигме как об эффективном методе изучения истории мысли было создано в середине XX в. американским историком науки Т. Куном.

Парадигма, согласно Т. Куну, это способ мышления, принятый в научном сообществе в определенную историческую эпоху. Члены научного сообщества, за исключением мыслителей-революционеров, не вольны выбирать или менять парадигму. Парадигма — это образец, которому следуют с очевидной необходимостью все, причастные конкретному сообществу.

Опираясь на концепцию Т. Куна, в истории политической мысли можно выделить следующие парадигмы:

Сущность политики ближайшего будущего – преодоление глобального противоречия между обществом и природой. Природа становится вместе с человеком творцом общественных отношений. Политические угрозы человеку исходят от него самого, превращают экологическую проблему в политическую.

Есть и другие классификации парадигм по различным основаниям. Историко-хронологический критерий позволяет выделить парадигмы: античную, средневековую, эпохи Возрождения и Реформации, Нового времени. На основании критерия «природа политики» парадигмы: теологическую, натуралистическую, социальную, рационально-критическую.

Традиционно считается, что политическая наука возникла в античной Греции, и главными ее представителями были софисты, Платон и Аристотель. На Востоке, как и в Европе, политические идеи у многих мыслителей были «спрятаны» в философских учениях, в мифологии, религии, фольклоре.

Политическая мысль античности: Платон

Платон (427-347 гг. до н. э.) одна из ключевых фигур политической мысли античности.

Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном в его работах «Государство», «Законы» и др.. Но их можно назвать утопическими, т.к. в них Платон говорит не о реальном, а об идеальном справедливом государстве, которое является максимальным воплощением мира идей в политической жизни общества. В нём правят лучшие и благородные и оно должно быть «красивым в целом». В нём гармонично существуют три основных сословия: правители (философы), стражи и ремесленники. В нём правит закон, который выше правителей.

Идеальному гос-ву противостоят несовершенные формы реального гос-ва:

1 – Тимократия – власть честолюбивых, жадных, грубых правителей, рабов своих низменных страстей.

2 – Олигархия – власть узкой группы богатых правителей (бедные не участвуют в управлении)

3 – Демократия – власть всех. Нет должной системы управления.

Немного о полит.мысли в античности (самое-самое начало развития полит.мысли):

Термин «политика» создан греками и связан с понятием «полиса». Полисами именовались древнегреческие города-государства, в которых только свободные горожане могли стать «политиками», т. е. участвовать в управлении полисом. Рабы и негреки, приравнивавшиеся к варварам, были лишены гражданских прав, исключались из политики, оставаясь на положении людей подвластных, несвободных.

В центре внимания греческих мыслителей с древних времен был вопрос о сохранении целостности, гармонии полиса, противостоящей хаосу.

Божественный закон как характеристика устойчивого порядка в космосе обозначается словом «фюзис» — природа, то, что не произведено человеком. Понятие «номос» подразумевает закон как характеристику становления общества, преходящее творение человека. Теоретическим основанием для политической деятельности служил тезис о противоположности фюзиса и номоса. Эту проблему сформулировали софисты (Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин, Продик с Кеоса, Фразимах Халкедонский, Гиппий из Элиды).

Политическая мысль античности: Аристотель

Аристотель (384-322 до н.э.) в работе «Политика» анализирует существующие в его время формы государства.

Отмечает, что само гос-во – это форма общежития людей, способ организации общественных связей и отношений, т.к. «человек – есть животное политическое». В гос-ве должны действовать власть закона и соблюдаться порядок. Граждане гос-ва обязаны уметь исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции.

Выделяет правильные и неправильные формы гос-ва. В правильных: цель и смысл власти в достижении общего блага. В них правят многие или один руководитель. В неправильных: реализуется воля только правителей.

1 – Монархия – единоличная власть государя, которая может быть абсолютной либо патриархальной.

2 – Аристократия – власть лучших людей. Более предпочтительна, чем монархия.

3 – Республика (Полития) – выборная власть многих (большинства).

1 – Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только свою выгоду.

2 – Олигархия – власть группы недостойных богачей, цель: своя выгода.

3 – Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. Есть 5 видов демократии. Худшей из них Аристотель считает охлократию – власть толпы.

Политический идеал: смешанная форма гос-ва, синтез аристократии и республики. Здесь правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма примиряет бедных и богатых, в равной степени представляет их основные интересы.

Источник

Основные парадигмы политической мысли

Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Смотреть фото Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Смотреть картинку Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Картинка про Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Фото Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Смотреть фото Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Смотреть картинку Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Картинка про Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Фото Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Смотреть фото Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Смотреть картинку Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Картинка про Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Фото Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Смотреть фото Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Смотреть картинку Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Картинка про Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Фото Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие

Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Смотреть фото Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Смотреть картинку Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Картинка про Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Фото Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие

Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Смотреть фото Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Смотреть картинку Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Картинка про Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие. Фото Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие

Парадигма (от греч.paradeigmа – пример, образец) – образец, теория, модель постановки проблем.

Теологическая— базируется на сверхъестественном объяснении происхождении политики, государства, государственной власти и видит её истоки в божественной воле.

Натуралистическая— рассматривает человека и общество как часть природы, объясняет политику природными факторами: географическими условиями, биологическими, психическими свойствами человека.

Социальная— определяет политику через влияние на неё других сфер общественной жизни (экономики, религии, культуры и т.д.)

Политическая мысль Древнего мира, Древней Греции

В политических представлениях периода Древнего мира преобладает теологическая парадигма.

Классификация форм правления по Аристотелю

Источник

3.1. Парадигмы истории политической мысли

В изучении истории политической мысли огромную методологическую роль играет парадигматический подход. Учение о парадигме (греч. «образец», «при­мер») как об эффективном методе изучения истории мысли было создано в сере­дине XX в. американским историком науки Т. Куном.

Парадигма, согласно Т. Куну, это способ мышления, принятый в научном сооб­ществе в определенную историческую эпоху. Члены научного сообщества, за ис­ключением мыслителей-революционеров, не вольны выбирать или менять пара­дигму. Парадигма — это образец, которому следуют с очевидной необходимостью все, причастные конкретному сообществу.

Под политической парадигмой следует понимать способ осмысления основа­ния, по которому человеческое сообщество делится на политические единства. Она отражает единство мышления и тех форм действительности, которые проду­цируют определенность мышления.

В каждую эпоху противоборство политических сил, выражающее сущностное противоречие эпохи, стремится завершиться победой и верховенством одной из сторон этого конфликта. Идеологически это интерпретируется как борьба за власть прогрессивных сил против сил реакции.

Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом про­тиворечии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой стороны — противостояние рождающейся личной моральной воли, принципиально не признающей тождества с общей волей, нравственностью общественного человека. Политические единства подразделяются на цивилизо­ванные и варварские, а внутри единств люди классифицируются на свободных и рабов по нравственному основанию.

Сущность европейской средневековой политики осмыслялась как противоре­чие религиозного характера, содержанием которого являлась борьба за иерархи­ческое религиозно-политическое единство христианского мира, выражавшаяся в противостоянии церкви и государства, христианского и нехристианских миров, ересей и ортодоксии. Религиозная проблематика, пропитывающая все самые при­земленные заботы людей, оказалась водоразделом, образующим и различающим политические общности средневекового мира. Политические единства делятся на миры: христианский, мусульманский, иудейский, языческий. Внутри миров люди делятся на ортодоксов и еретиков.

Сущностью политики Нового времени являются противоречия национально- экономического характера, выливающиеся в социальные конфликты, конфликты государства и общества, конфликты наций-государств. Политические единства классифицируются на нации и глобальные экономические системы. Внутри по­литических единств люди классифицируются на патриотов и космополитов.

Сущностью политики ближайшего будущего является преодоление глобаль­ного противоречия между обществом и природой. Сегодня природа с неизбежно­стью становится вместе с человеком творцом общественных отношений. Поли­тические угрозы человеку исходят от него самого, превращают экологическую проблему в политическую.

1) цивилизационно-этическая (полисная) парадигма политики;

2) теологическая парадигма политики;

3) национально-экономическая парадигма политики.

Могут быть предложены и другие классификации парадигм по различным ос­нованиям (критериям). Историко-хроно логический критерий отбора позволяет выделить парадигмы: античную, средневековую, эпохи Возрождения и Реформа­ции, Нового времени. На основании критерия «природа политики» можно ука­зать парадигмы: теологическую, натуралистическую, социальную, рационально- критическую.

Данные парадигмы позволяют рассматривать всю историю политической мыс­ли через призму существования и сосуществования в различные эпохи человече­ской истории основных мировоззренческих систем.

Традиционно считается, что политическая наука возникла в античной Греции, и главными ее представителями были софисты, Платон и Аристотель. На Восто­ке, как и в Европе, политические идеи у многих мыслителей были «спрятаны» в философских учениях, в мифологии, религии, фольклоре. Мифологически-ре­лигиозный принцип освоения реальной жизни, характерный более всего для древ­них восточных цивилизаций и ранних периодов греческой истории, уступает ме­сто в V-IV вв. до н. э. рационалистическому методу постижения мира.

Почвой политики является практическое отношение человека к общественной жизни. Общественная жизнь требует соучастия людей, поскольку она и реализу­ется через деятельность индивидов. Иначе говоря, свободный человек, сообщест­во свободных людей, свобода являются безусловными предпосылками политиче­ской жизни и политической рефлексии. Поэтому общества в древности подраз­деляются на варварские и политические, власть — на деспотическую и полити­ческую. Важнейшим результатом такой деятельности оказывается создание со­циальных форм, институтов, опосредствующих отношения человека и общества, формирующих человека общественного и свободное общество.

Источник

Парадигмы истории политической мысли

История политической мысли как один из важнейших разделов политической науки представляет собой совокупность идей, концепций, теорий о политике и «политическом», выработанных человечеством на протяжении многих тысячелетий. Предмет политики заключает в себе отношение общества и индивида. Взаимная зависимость и противопоставление усложняют и обогащают политику, а термин делают многомерным. Политическая мысль от представлений, возникших в Древнем мире во II тыс. до н. э., до стройных систем XIX в. н. э. — это фундаментальное знание, на котором возникает новая политическая наука XX в. и вне которого невозможно осмыслить путь, пройденный человечеством от первых форм государственных образований до политических систем нашего времени.

В изучении истории политической мысли огромную методологическую роль играет парадигматический подход. Учение о парадигме (греч. «образец», «пример») как об эффективном методе изучения истории мысли было создано в середине XX в. американским историком науки Т. Куном.

Парадигма, согласно Т. Куну, это способ мышления, принятый в научном сообществе в определенную историческую эпоху. Члены научного сообщества, за исключением мыслителей-революционеров, не вольны выбирать или менять парадигму. Парадигма — это образец, которому следуют с очевидной необходимостью все, причастные конкретному сообществу.

Под политической парадигмой следует понимать способ осмысления основания, по которому человеческое сообщество делится на политические единства. Она отражает единство мышления и тех форм действительности, которые продуцируют определенность мышления.

В каждую эпоху противоборство политических сил, выражающее сущностное противоречие эпохи, стремится завершиться победой и верховенством одной из сторон этого конфликта. Идеологически это интерпретируется как борьба за власть прогрессивных сил против сил реакции. В то же время историческим результатом борьбы сторон становится разрешение, снятие противоречий, структурирующих данную эпоху, и освобождение общества, как от данного типа противоречий, так и от их носителей.

Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой стороны — противостояние рождающейся личной моральной воли, принципиально не признающей тождества с общей волей, нравственностью общественного человека. Политические единства подразделяются на цивилизованные и варварские, а внутри единств люди классифицируются на свободных и рабов по нравственному основанию.

Сущность европейской средневековой политики осмыслялась как противоречие религиозного характера, содержанием которого являлась борьба за иерархическое религиозно-политическое единство христианского мира, выражавшаяся в противостоянии церкви и государства, христианского и нехристианских миров, ересей и ортодоксии. Религиозная проблематика, пропитывающая все самые приземленные заботы людей, оказалась водоразделом, образующим и различающим политические общности средневекового мира. Политические единства делятся на миры: христианский, мусульманский, иудейский, языческий. Внутри миров люди делятся на ортодоксов и еретиков.

Сущностью политики Нового времени являются противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальные конфликты, конфликты государства и общества, конфликты наций-государств. Политические единства классифицируются на нации и глобальные экономические системы. Внутри политических единств люди классифицируются на патриотов и космополитов.

Сущностью политики ближайшего будущего является преодоление глобального противоречия между обществом и природой. Сегодня природа с неизбежностью становится вместе с человеком творцом общественных отношений. Политические угрозы человеку исходят от него самого, превращают экологическую проблему в политическую. Опираясь на концепцию Т. Куна, в истории политической мысли можно выделить следующие парадигмы:

Могут быть предложены и другие классификации парадигм по различным основаниям (критериям). Историко-хронологический критерий отбора позволяет выделить парадигмы: античную, средневековую, эпохи Возрождения и Реформации, Нового времени. На основании критерия «природа политики» можно указать парадигмы: теологическую, натуралистическую, социальную, рационально-критическую.

Данные парадигмы позволяют рассматривать всю историю политической мысли через призму существования и сосуществования в различные эпохи человеческой истории основных мировоззренческих систем.

Традиционно считается, что политическая наука возникла в античной Греции, и главными ее представителями были софисты, Платон и Аристотель. На Востоке, как и в Европе, политические идеи у многих мыслителей были «спрятаны» в философских учениях, в мифологии, религии, фольклоре. Мифологически-религиозный принцип освоения реальной жизни, характерный более всего для древних восточных цивилизаций и ранних периодов греческой истории, уступает место в V-IV вв. до н. э. рационалистическому методу постижения мира.

Почвой политики является практическое отношение человека к общественной жизни. Общественная жизнь требует соучастия людей, поскольку она и реализуется через деятельность индивидов. Иначе говоря, свободный человек, сообщество свободных людей, свобода являются безусловными предпосылками политической жизни и политической рефлексии. Поэтому общества в древности подразделяются на варварские и политические, власть — на деспотическую и политическую. Важнейшим результатом такой деятельности оказывается создание социальных форм, институтов, опосредствующих отношения человека и общества, формирующих человека общественного и свободное общество.

Источник

Какие парадигмы в истории политической мысли выделяют в чем их отличие

Парадигматический подход занимает важное место в методологии научных исследований истории мысли, в том числе политической.

Понятие «парадигма» (paradeigma (греч.) – пример, образец) означает совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе, или теорию (или модель, тип постановки проблемы), принятую в качестве образца решения исследовательских задач. Понятие парадигмы получило широкое распространение благодаря деятельности американского физика и историка науки Т. Куна (1922–1996). По Куну, парадигма – это метод получения новых знаний в периоды экстенсивного развития знаний; это система постулатов, правил, форм, способ мышления, принятый в научном сообществе в определенную историческую эпоху. Парадигма является критерием выбора проблем и результатов. Они обычно и признаются научными и социально значимыми. Парадигма – это образец, которому с необходимостью следуют все причастные конкретному времени.

Т. Кун предложил рассматривать научный процесс как «радикальную смену парадигмальных подходов». Согласно Т. Куну, в истории политической мысли могут быть выделены следующие парадигмы, соответствующие основным этапам развития человеческого общества (античность, Средневековье, Новое время, ХХ век):

1) цивилизационно-этическая (полисная);

Итак, политическая парадигма – это глобальный исследовательский подход, включающий в себя множество непротиворечивых методов, позволяющий создать целостную картину политического мира. В рамках одной политической парадигмы могут сосуществовать как отдельные идеи, так и завершенные концепции, теории. В современной политической науке признается множество типологий парадигм. К наиболее конструктивным и наиболее эвристичным можно отнести типологии, созданные с помощью историко-хронологического критерия и с использованием критерия природы (источника) политики. Таковыми источниками, определяющими природу политики и сущность всего политического мира, являются: Бог (теологическая парадигма); природа, в том числе природа человека (натуралистическая парадигма); общество в целом и отдельные его элементы: право, экономика, власть, этика, религия, культура и т. д. (социальная парадигма); противоречие и конфликт (рационально-критическая парадигма).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *