Какие подходы к типологии государства вам известны и чем они отличаются
Вопрос 3. Основные подходы к типологии государства
Типология государства – это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.
Множество мнений ученых относительно типологии государств можно свести к двум основным подходам: формационному и цивилизационному.
Формационный подход был разработан классиками марксизма и господствовал в советской юридической науке. Данный подход исходит из идеи о том, что все государства в своем развитии проходят одни и те же стадии и в конечном счете их ожидает единое будущее — безгосударственное коммунистическое самоуправление. Основным критерием типологии государств является экономический — определенная общественно-экономическая формация. В рамках данной формации выделяются производительные силы и производственные отношения. Развитие производительных сил приводит к тому, что они приходят в противоречие с отставшими производственными отношениями. В результате смены исторического типа государства, которая нередко осуществляется в ходе революции, насильственным путем, данное противоречие преодолевается.
Сторонники формационного подхода выделили 4 исторических типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. На раннем этапе своего творчества классики марксизма также выделяли так называемое государство азиатского способа производства, но впоследствии от данной классификации отказались. Кроме того, согласно формационному подходу, в истории человечества существуют два безгосударственных состояния общества — первобытнообщинный строй и коммунистическое самоуправление.
Достоинства: 1) эффективна идея деления государство на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество; 2) показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства.
Недостатки: 1) однолинейность и излишняя запрограмированность развития, тогда как история многовариантна; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.д.).
Цивилизационный подход исходит из идей полицентризма и асинхронности в развитии человечества. Различные народы развиваются по своим собственным законам и проходят различные стадии развития. Критериями выделения типов (цивилизаций) являются культурный, религиозный и бытовой.
Из отечественных представителей цивилизационного подхода следует выделить Н.Я. Данилевского и Л. Гумилева. Так, Данилевский разделял народы на культурно-исторические типы, каждый из которых обладает специфичностью, уникальностью. Культурно-исторический тип существует лишь в течение определенного времени, его можно уничтожить, но нельзя дополнить чуждыми для него элементами.
Гумилев развил учение о суперэтносе, т. е. группе народов, сходных по своим культурно-бытовым характеристикам. Развитие суперэтноса Гумилев объяснял с помощью теории пассионарности (активности), разработанной академиком Вернадским, согласно которой люди обладают определенной биопсихической энергией, которая обычно находится в состоянии равновесия. Суперэтнос продолжает развитие, если в обществе преобладают пассионарии, т. е. люди с избытком подобной энергии.
Из зарубежных теорий типологии государств, которые можно отнести к цивилизационному подходу, наибольшую известность получили концепции А. Тойнби, О. Шпенглера, а также концепция постиндустриального общества Д. Белла.
Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.
В рамках данной теории выделяются также первичные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, иранская, сиамская, бирманская и др.) и вторичные (западноевропейская, североамериканская, восточно-европейская, латиноамериканская, и др.).
Согласно теории А. Тойнби – изменения происходят не в рамках мирового исторического процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, существующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство поколений людей.
Недостатки заключаются в недооценке социально-экономических факторов, а также переоценке значения духовных факторов, что присуще в большей степени обществу, а не типу государства.
Оба подхода не исключают и не заменяют друг друга, а наоборот – дополняют и углубляют познания в области изучения и понимания различных типов государств.
В литературе имелись и другие классификации государств. Так, Ж. Боден делил государства на северные, средние и южные. Критерием такого деления являлся народный характер, степень физического и интеллектуального развития. В современной литературе распространена классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические, хотя такое деление относится скорее к характеристике не типа государства, а типа политического режима.
Старший преподаватель кафедры ТиИГП,
подполковник внутренней службы
к.ю.н. ________Т.В. Барсукова
Старший преподаватель кафедры ТиИГП.
к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова
ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ
Кафедра теории и истории государства и права
Начальник кафедры ТиИГП
майор внутренней службы
«____» ___________ 2010 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)
проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»
Вопрос 1. Понятие, значение и основные подходы к типологии государств
История человечества предложила различные варианты государственной организации. В мире существовало и существует большое количество государственных форм. Каждое государство уникально в своем роде и несет на себе отпечаток тех природно-климатических, географических условий в которых оно возникло, развивалось и функционировало. Существование государств порождает сходство государственной организация. Это позволяет классифицировать государства, т.е. объединить их в группы в зависимости от того или иного основания. Необходимость классификации государств определяется тем, что она позволяет выявить общее и особенное в развитии государств, установить те причины, которые определяют сходство и различие, а так же выявить закономерности возникновения, развития и существования различных государственных форм.
Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя:
— исследование оснований деления на типы;
— характеристику самих типов
Долгое время в отечественном государствоведении доминирующее положение занимал формационный подход. Он основывается на марксистской концепции исторического процесса.
Суть ее состоит в том, что человечество в своем развитии проходит ряд последовательных этапов. Каждый из них характеризуется особым способом общественного производства, который, в свою очередь, определяется господствующими отношениями собственности. Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие частной собственности, эксплуатации человека человеком, антагонистичных классов, товарного производства. Эти этапы получили название общественно-экономических формаций, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и.т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.
Назовите достоинства и недостатки этого подхода:
Достоинства формационной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.
Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.
Цивилизационный подход выделяет три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
— природа государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленным в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого;
— государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали, ценностных ориентаций, сложившегося мировоззрения, символики и т.д.;
Цивилизационный подход кладет в основу классификации государств понятие «цивилизация», ее уровень достигнутый теми или иными народами. Сторонники цивилизационного подхода(Еллинек, Кельзен, Коркунов, Тойнби) отвергают формационный подход как одномерный и соотносят государство с духовно-нравственными и культурными факторами общественного развития.
По мнению английского историка А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических, психологических и других признаков.
Изучая всемирную историю, А. Тойнби предпринял попытку определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих особыми, неповторимыми свойствами.
Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды и других факторов сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на :
К первичным цивилизациям отнесены государства – древневосточное (Египет, Персия, шумеры, Вавилон и др.), эллинское (Спарта, Афины), римское, средневековое.
К вторичным – государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки и др.
Для первичных организаций характерна командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первых цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.)
Вторичные цивилизации (государства нового и новейшего времени, современные государства) возникли на основе изначально обозначившегося различия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, как она была в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная со времен античности, тяготеет к рыночно собственническому укладу, гражданскому обществу и правовой организации, Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.
Г.В. Назаренко, подчеркивая односторонность и отсутствие «собственно юридического подхода к государству» рассмотренных выше вариантов типологии государства, предлагает «собственно юридический подход». Критерием данной типологии являются особенности государственно-правовой системы и, прежде всего, «правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан».
Исходя из указанного основания Г.В. Назаренко считает возможным выделять три основных типа государств, которые существовали на протяжении государственной истории человеческого общества. Это: сословное, представительное и цивилизованное.
В сословном государстве имеет место законодательное закрепление и государственная защита неравного положения разных классов и сословий, а также привилегий различных социальных групп внутри сословий. Этому типу соответствует рабовладельческое и феодальное право.
Для современного представительного государства характерно законодательное закрепление формального равенства граждан. Ему соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.
В зависимости от уровня экономического развития (У. Ростоу) все общества можно отнести к одной из пяти стадий:
1. традиционное общество
1. переходное общество
2. общество, переживающее процесс сдвига
3. созревающее общество
4. общество, достигшее высокого уровня народного потребления
К первой стадии относится общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.
Вторая стадия- период трансформации гражданского общества в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности.
Третья стадия- «сдвиг», «взлет», научно-технического развития, как в промышленности так и сельском хозяйстве.
Пятая стадия – это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.
В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в стадию «зрелости».
1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.
1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
Вывод: типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
Типология государств: понятие и основные подходы
Типология государства– специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.
Тип государства– совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.
Подходы к типологии государств:
1) формационный,при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;
2) цивилизационный,согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.
Для определения типа государства при таком подходе учитываются:
1) соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений;
2) класс, инструментом политической власти которого является государство;
3) социальное назначение государства.
Типы государств по формационному подходу:
Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.
Достоинства формационного подхода:
1) продуктивность деления государств на основе социально—экономических факторов;
2) объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства.
Недостатки:
1) односторонность, формализм;
2) недооценка духовных факторов.
Цивилизация– это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби).В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.
Типология государств. Основные подходы к типологии государств
Понятие типа государства относится к числу важнейших категорий теории государства и права.
В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. Аналогично понятием типа государства охватываются общие, наиболее существенные признаки, характерные для всех государств одной и той же социально-экономической формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.
Для определения типа государства в данном значении необходимо ответить на три вопроса.
Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство? Орудием какого класса оно является? Каково социальное назначение данного государства?
Для обозначения выделяемых на этом основании типов государства используется термин «исторические типы государства». Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства.
Первые три из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства.
Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство — последний тип эксплуататорского государства — подлежит революционному слому, социалистическое государство — исторически последний тип государства вообще — постепенно «засыпает», «отмирает».
Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.
Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор которой известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, «бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории», все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия — это период трансформации «традиционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И, наконец, пятая стадия — это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.
В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в стадию «зрелости».
К теории «стадий экономического роста» тесно примыкают теории «менеджеризма», «единого индустриального общества», «постиндустриального общества» и др., согласно которым в современную эпоху необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпадает или уже отпала, ибо научно-техническая революция по своим социальным последствиям спонтанно, автоматически выступает как заменитель социальной революции, который, неся все основные социальные преобразования, не затрагивает основы капитализма — частной собственности. Значительное место в ряду этих теорий занимает идея «конвергенции», сближения двух систем, социалистической и капиталистической, в разработку которой весомый вклад внес академик А.Д. Сахаров. Суть ее в сближении и воплощении в едином типе общества и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на международной арене.
Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А.Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Обращает на себя внимание смешение А.Тойнби понятий общества и государства. Хотя его взгляды и представляют определенный интерес, выдвигаемые им признаки относятся скорее к типологии общества, а не государства.
Имеются и некоторые другие подходы к типологии государства, различающиеся между собой положенными в их основу критериями, но они, как правило, весьма субъективны. Поэтому в данном параграфе и было привлечено внимание к двум основным.
При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления. Позитивные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.