Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

В настоящее время не существует единой, целостной теории менеджмента. Поэтому нельзя предложить некую единую методику во всех практических ситуациях, с которыми сталкивается современный менеджмент. Из этого неотложно следует, что эффективность и качество управленческого решения определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов.

В современных теориях менеджмента и связанных с ним дисциплин, превалируют несколько подходов, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую практическую и теоретическую основу. Общим для них является понимание того факта, что все процессы, происходящие в организации и вне неё, тесно взаимосвязаны друг с другом. Следовательно, если в классических школах управление понималось и осуществлялось в виде воздействия на внутренние факторы организации (снижение издержек, создание рациональной системы управления производством и персоналом и т.п.), то в настоящее время на первый план выходят проблемы гибкости и адаптации к изменениям внешней среды.

Итак, современный менеджмент опирается на несколько общих мировоззренческих и методологических подходов. Некоторые из них мы рассмотрели ранее, когда говорили об истории развития менеджмента. Можно отметить, что одним из главных результатов работы школ менеджмента явилась разработка определенных подходов (поведенческого, административного, количественного).

Кроме них существуют и другие подходы, которые также отчасти связаны с историей развития менеджмента, а отчасти – являются результатом современных исследований. Наиболее универсальными и часто применяемыми являются процессный, системный и ситуационный подходы. Их мы рассмотрим подробнее.

Процессный подход

Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется в настоящее время. Процессный подход рассматривает управление как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей.

Процессный подход был впервые предложен в школе административного управления, где с его помощью пытались описать функции менеджера. Однако в том случае эти функции рассматривались как независимые друг от друга. В настоящее время процессный подход рассматривает все функции управления как взаимосвязанные. А. Файоль – первоначальный разработчик этой концепции –считал, что существует пять исходных функций. Другие авторы дополнили этот перечень. Из этого перечня наиболее употребимы следующие :

q Планирование – определение направления и способа деятельности для достижения необходимого результата в конкретной ситуации. Планированию предшествует прогнозирование – анализ спектра возможных вариантов развития на основе выявления основных тенденций.

q Организация и регулирование – создание конкретной структуры организации, обоснование параметров деятельности, определение совокупности прав, полномочий, ответственности.

q Мотивация – побуждение сотрудников к работе для выполнения целей организации Мотивация рассматривает все методы – от принуждения до самодеятельности, когда само выполнение работы является ценностью.

q Контроль – процесс сравнения реальной деятельности организации с планируемой. Включает установление критериев для достижения целей, решение задач, определенных в планах; измерение и оценку фактических результатов, сопоставление их с плановыми заданиями. Наконец, анализ отклонений, выявленных в процессе контроля, принятие мер на их устранение.

Подробнее эти функции мы рассмотрим в следующих разделах.

Кроме того, эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство при этом рассматривается как самостоятельная деятельность.

Системный подход

Системный подход является интеграцией всех подходов и концепций и способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Использование теории систем позволяет решать задачи управления в единстве всех составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход – это не набор методик и руководств к действию, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Как говорилось ранее, применение системного подхода связано с изменением общего, философского взгляда на менеджмент. Если раньше все классические школы менеджмента строились на принципе т.н. управленческого рационализма, основой которого было убеждение, что эффективность управления зависит от, в первую очередь, силы воздействия на внутренние факторы организации, то теперь на первое место выдвигается задача приспосабливаемости (адаптивности) организации к внешней среде. Поэтому, таким важным стало осознание организации как открытой (т.е. взаимодействующей с внешней средой) социотехнической системы[2].

Важнейшие принципы системного подхода:

q Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей, которые вытекают из анализа внешней среды.

q Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения.

q Необходимы выявления и анализ возможных альтернативных путей достижения цели.

q Цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт в целями всей системы и пр.

Ситуационный подход

Системный подход позволяет выявить некие общие закономерности, рассмотреть общие проблемы организации. Однако, он не позволяет проводить углубленного, качественного анализа элементов организации, особенно в части определения основных переменных, влияющих на функцию управления. Поэтому, логическим продолжением системных исследований явились разработки ситуационного подхода, который также соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. Этот подход позволяет, в частности, определять конкретные переменные и их влияние на эффективность организации.

Основой такого подхода является прямое приложение научных разработок для решения задач в конкретных ситуациях. Он базируется на анализе ситуаций с применением различных моделей. На этой основе выделяются различные переменные организации, определяются ситуационные различия между организациями и внутри их. Состав и содержание ситуационных переменных предопределяются системными чертами и свойствами как самой организации, так и ее окружения. На эффективность применения подхода влияют число проанализированных ситуаций, правильность их интерпретации. Это требует создания неоклассической теории, когда оперируют не отдельными параметрами, характеристиками, а конкретными многомерными ситуациями.

Практически методология ситуационного подхода рассматривается как четырехшаговый процесс:

1. Ознакомление с эффективными средствами профессионального управления (набором ситуаций).

2. Сопоставление и оценка имеющихся управленческих концепций и методик с имеющейся ситуацией, определение их сильных и слабых сторон в данном конкретном случае для предвидения вероятностных последствий их применения.

3. Интерпретация имеющейся ситуации, определение факторов, являющихся наиболее важными, и вероятностного эффекта от изменения одной или нескольких переменных.

4. Увязывание конкретных приёмов с конкретной ситуацией для обеспечения целей организации самым эффективным в условиях существующей обстановки способом.

Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от третьего шага. Иначе невозможно полностью оценить сравнительные характеристики или приспособленность метода к ситуации. Менеджеры в состоянии рассмотреть только те факторы, которые наиболее значимы для организации и в большей степени влияют на её успех.

Кроме этих трех подходов существуют и другие. Они не такие универсальные, но для полноты картины их также необходимо рассмотреть. Например, следующие два подхода можно считать упрощёнными практическими реализациями системного и ситуационного подходов.

Комплексный подход

При применении этого подхода учитываются конкретные технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. К сожалению, на практике редко выполняется это требование.

Например, при проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, из–за чего они становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические факторы.

Интеграционный подход

В этом подходе основным являются взаимосвязи, их исследование и усиление. Связи рассматриваются между:

q стадиями жизненного цикла объекта управления;

q отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

q уровнями управления по вертикали;

q субъектами управления по горизонтали.

Этот подход дает возможность углублять сотрудничество субъектов управления, усиливать взаимозависимость отдельных компонент системы управления.

Маркетинговый подход

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Основной идеей подхода является логическое продолжение мысли о приспосабливаемости организации к внешней среде (см. системный подход). Конкретная практическая реализация маркетингового подхода состоит в проведении подробных рыночных исследований, выборе на их основе целевых рынков и обеспечении на этих рынках сбыта продукции или услуг более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами. Из-за огромной практической значимости и влияния на все аспекты деятельности организации маркетинговый подход выделили в отдельную прикладную научную дисциплину «Маркетинг».

Нормативный подход

Как уже упоминалось в рассказе о научной школе управления, один из основателей этой школы Р. Тейлор предложил применить методы нормирования труда к процессам управления. Эти идеи сформировали нормативный подход.

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по всем важнейшим элементам:

q целевой подсистеме (показатели качества и ресурсоемкости, параметры рынка, показатели организационно–технического уровня производства и т.п.);

q функциональной подсистеме (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля и пр.).

q обеспечивающей подсистеме (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для работы и выполнения стоящих перед ними задач и т.п.).

Нормативный подход в современном менеджменте служит основой для оптимизации процессов управления в больших организациях и в сочетании с другими подходами позволяет решать самые сложные управленческие задачи.

В конце данного обзора приведем краткие сведения о том, что дало современной науке развитие некоторых основных школ и концепций (таблица 1).

Источник

Современные научные подходы к менеджменту

Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть

Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть

Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть

За пределами рассмотренных выше школ управления происходит дальнейшее развитие теории и практики менеджмента.

В качестве современных научных подходов к менеджменту можно выделить следующие:

1. системный подход,

2. ситуационный подход,

3. процессный подход.

Недостатком школ управления было то, что они сосредоточивали своё внимание на одном каком-то элементе управления, хотя достаточно и важном.

Но они не учитывали, что эффективность управления является результатом действия многих факторов.

Основным понятием системного подхода является понятие “системы”. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Все организации являются системами.

Крупные составляющие сложных систем образуют подсистемы.

Каждая система состоит из нескольких подсистем, имеющих свои функции и назначение.

Например, организация может включить такие подсистемы:

· производственную, которая осуществляет выпуск продукции;

· плановую, которая разрабатывает стратегию и тактику развития организации;

· учета и анализа и др.

Все подсистемы взаимосвязаны, поэтому неправильное функционирование одной подсистемы может негативно повлиять на функционирование другой.

Связи в системе – это обмен результатами деятельности, которые могут быть материальными (материалы, изделия и др.) и нематериальные (сведения, решения, идеи, знания).

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, её действия независимы от среды, окружающей системы.

Открытая система характеризуется взаимосвязью с внешней средой.

Любая открытая система характеризуется тремя аспектами: (см. рис. 3)

· входом в систему (поступающие ресурсы);

· процессом преобразования ресурсов в продукт (услугу);

· выходом из системы (продукт, услуги).

Входы и выходы системы – это то, чем система и внешняя среда взаимодействуют между собой.

Таким образом, основная заслуга системного подхода состоит в том, что он объединил в процессе управления отдельные части в единую систему, в качестве которой и выступает организация. При системном подходе руководители должны управлять не только отдельными подсистемами, но и организацией в целом, учитывая взаимосвязи внутри системы и её взаимоотношение с внешней средой.

Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть

Рис. 3 Система и внешняя среда

В современных условиях в России системный подход применяется как научная методология решения сложных производственно – хозяйственных проблем в условиях неопределенности поведения системы и неполноты информации о ней.

Но системный подход сам по себе еще не говорит руководителям, какие именно элементы организации как системы наиболее важны в данных условиях, какие факторы внешней среды могут повлиять на результаты деятельности организации.

Чтобы применить теорию систем к процессу управления, руководители должны знать характеристики внешней среды и основных элементов организации.

Определение характеристик внешней среды и внутренней среды и их влияния на деятельность организации является основным содержанием следующего, третьего подходаситуационного.

Ситуационный подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления.

Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть

Так как на организацию влияет множество факторов внешней среды и внутренних факторов, то не может быть единого способа управления, одинаково эффективно применяемого во всех ситуациях.

Наиболее эффективным способом управления конкретной ситуацией является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.

Согласно этому подходу в основе управления лежит ситуация, которой надо управлять

Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, который значительно влияет на организацию в данное конкретное время.

Ситуация должна находиться в центре внимания руководителя, это вынуждает его мыслить ситуационно.

Именно это помогает руководителю выбрать тот метод управленческого воздействия, который в данной ситуации будет в наибольшей степени способствовать достижению цели организации.

Ситуационный подход утверждает, что хотя общий процесс управления во всех организациях одинаков, но конкретные методы воздействия, который использует руководитель для достижения цели организации, могут быть абсолютно разными.

Таким образом, ситуационный подход увязывает конкретные приемы управления и научные теории с конкретными ситуациями для достижения целей организации.

Оптимальное решение в управлении организацией есть функция факторов внешней среды и внутренних факторов организации.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации.

Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства необходимо применять для достижения целей организации в конкретной ситуации.

И, наконец, четвертый подходпроцессный подход.

Сущность данного подхода заключается в том, что управление рассматривается как сложное явление, как процесс, состоящий из серии непрерывных, взаимосвязанных действий, направленных на достижение поставленных целей.

Действия, составляющий процесс управления, носят название функций управления. Эти функции охватывают все виды деятельности по созданию продукции или оказанию услуг.

Каждая управленческая функция в свою очередь также рассматривается как процесс, в котором выделяются связанные друг с другом этапы.

Выделение управленческих функций впервые было осуществлено в рамках административной школы, но она рассматривала функции изолировано друг от друга.

При процессном подходе функции рассматриваются как взаимосвязанные, как единый процесс.

Все функции одинаково необходимы для успеха организации. Ни одну функцию нельзя исключить из этого процесса.

Процесс управления, таким образом, является общей суммой всех функций.

Состав функций управления вам известен – это планирование, организация, мотивация и контроль.

Для осуществления функций управления необходимо выполнение 2-х процессов – принятия решений и коммуникации, которые называются связующими процессами – они объединяют функции управления в единое целое.

Как процессы, принятие решений и коммуникаций, также состоят из взаимосвязанных между собой этапов.

Таким образом, процессный подход позволяет рассматривать сложные явления по управлению как процессы, состоящие из совокупности взаимосвязанных этапов, изучать и осуществлять их анализ, выявлять особенности этих этапов, возможности их совершенствования.

Кроме отмеченных подходов, ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются такие положения; как

Источник

Современные подходы в менеджменте (процессный, системный, ситуационный и др.)

Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть

Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть

Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Смотреть картинку Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Картинка про Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть. Фото Какие подходы лежат в основе современного менеджмента в чем их суть

Современные подходы к управлению называют синтетическими, поскольку для них характерен взгляд на управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.

Ключевые положения современной системы взглядов на менеджмент:

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которым успех организации зависит от управления внутренними факторами. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянно меняющейся внешней среде.

2. Использование в управлении теории систем, т. е. рассмотрение организации в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.

3. Использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответные действия на различные внешние факторы.

4. Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации.

В современном менеджменте различают системный, ситуационный и процессный подходы.

Системный подход к управлению начали применять в конце 50-х годов XX в. Основные представители — американские исследователи Ч. Бернард, П. Друкер, Н. Винер, К. Шеннон.

В соответствии с этим подходом организация рассматривается как система — некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Организация является сложной (испытывающей воздействие внутренних факторов), открытой (находящейся под воздействием внешних факторов), социотехнической (люди — техника) системой. Все подсистемы (элементы) взаимосвязаны как по вертикали, так и по горизонтали.

Системный подход — это не набор каких-то принципов или правил для менеджеров, а способ мышления по отношению к управлению, к фирме. Он требует комплексного решения любых проблем организации.

Наиболее популярной теорией системного подхода является теория «7-С», которую разработали в конце 80-х годов XX в. Т. Питере, Р. Уотермен и др.

Ситуационный подход к управлению разработан в конце 60-х годов XX в. и вытекает из системного подхода к управлению.

При этом рассматривается ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию в то или иное конкретное время.

Ситуационный подход предполагает, что результаты одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях могут существенно различаться. Поэтому осуществляя необходимые управленческие действия, менеджеры обязаны исходить из ситуации, в которой они функционируют.

Рекомендации менеджерам по управлению с точки зрения ситуационного подхода:

• Управленческий персонал должен уметь анализировать ситуацию в зависимости от факторов, которые в тот или иной момент влияют на организацию (какие из них главные и второстепенные, что может произойти при изменении одного или нескольких из них).

• Необходимо выбрать соответствующий вариант действий, который в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации.

• При необходимости в организации должны быть предусмотрены возможности для ее изменений и приспособления к возникающим ситуациям.

• Управление должно привести к соответствующим изменениям, позволяющим приспособиться к сложившейся ситуации.

К основным ситуационным теориям относятся теория адаптации, теория глобальной стратегии и др.

Процессный подход к управлению впервые предложили представители школы административного управления (в частности, А. Файоль), которые пытались описать функции менеджера как независящие один от другого.

Однако процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с этим подходом — это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий — функций управления. В свою очередь, каждая функция управления представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий.

Таким образом, процесс управления, есть сумма всех функций: планирования, организации, координации, регулирования, администрирования, мотивации, контроля, учета, анализа и др.

Источник

Современные научные подходы к менеджменту

Сущность, этапы развития и характерные черты современного менеджмента.

Менеджмент можно определить как совокупность принципов, методов, средств и форм управления, направленную на рациональное использование всех ресурсов предприятия во имя достижения поставленных целей.

Менеджмент это один из видов человеческой деятельности самостоятельный, значимый, особенный и критически важный. Как вид человеческой деятельности менеджмент является искусством, наукой, функцией, процессом, профессией людей, аппаратом управления.

Менеджмент как искусство означает способность эффективно применять накопленный опыт на практике. Искусство управления накапливалось в течении всей истории развития менеджмента.

Менеджмент как наука направлена на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявленных факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным; разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы, и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Менеджмент как функция заключается в том, что управление выделилось в отдельную функцию, отличающуюся назначением и содержанием выполняемых работ от производственной функции. Как функция менеджмент реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функции управления.

Менеджмент как процесс – внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Следовательно, управление представляется как динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации.

Менеджмент – это люди, руководящие организацией. Это менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения определенных целей.

Менеджмент как аппарат – составная часть любой организации, специфический орган управления, без которого организация как целостное образование существовать не может.

Таблица 1. Основные этапы развития менеджмента.

Время существованияОснователи, основные представителиОсновные научные трудыКонцепция, суть
Школа научного менеджмента
к. XIX- н. XXФредерик Тейлор (1856-1915)«Управление предприятием», «Принципы научного управления»Тейлоризм – основная цель в повышении производительности труда, основная роль отводилась инструкциям, не учитывается личность рабочего.
Значение научной школы
Научный подход к менеджменту и его принципам; анализ содержания работы и способов ее выполнения; нормирование труда; работа с кадрами.
Классическая, или административная школа управления
Первая четверть XXАнри Файоль (1841-1925) Л. Урвик, Дж. Муни«Общая промышленная администрация» (1916)Объект интереса – организация в целом и процессы управления как таковые. Эффективность производства может быть повышена не только за счет совершенствования приспособлений труда и операций, которые выполняет работник, но и за счет правильной организации работы цело предприятия. Роль администрации возрастает (см. табл. 2).
Значение научной школы
Рассмотрение управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций, в изложении основных принципов управления, в разработке концепции менеджмента персонала.
Школа человеческих отношений (неоклассическая школа)
Вторая треть XXГ. Мюнстерберг, М. Фолетт, Элтон Мейо (1880-1949), Абрахам Маслоу (198-1970) и др.Основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отношения, человеком управляют не экономические силы, а разнообразные потребности. Утверждали: Эффективным управление может быть тогда, когда руководитель в остаточной степени знает личностные особенности своих подчиненных, их слабые и сильные стороны. Лишь в этом случае можно полно и продуктивно использовать их возможности.
Поведенческая школа (школа поведенческих наук)
Р. Лайкерт, Дуглас Макгрегор (1906-1964), К. Арджирис, Ф. ГерцбергОснова концепции – идеи бихевиоризма. Эффективность производства можно достигнуть воздействуя на каждого конкретного человека при помощи различных стимулов. Во главе угла раскрытие и развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого работника в отдельности. Исследовали аспекты социального взаимодействия работников и руководителя, мотивации, власти, авторитета, коммуникации.
Значение школы человеческой отношений и поведенческих наук
Отношение к работникам организации как к активным человеческим ресурсам; использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства; учет роли социальных, возрастных, половых, этнических и других факторов влияющих на эффективность труда
Количественная школа управления
70-80 гг. XXИ. Ансоф (1965), Л. Канторович (1976Концепция опирается на экономико-математический аппарат, теорию систем, достижение кибернетики и вычислительной техники; замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными занчениями
Значение для развития менеджмента
Заключается в развитии и использовании современных количественных методов обоснования решений путем внедрения в науку управления аппарата точных наук и компьютеров.

Таблица 2. Концепция управления Анри Файоля

Основные стороны деятельности организацииПроцессы управленияПринципы управления
ТехническаяПланированиеРазделение труда
Власть и ответственность
Дисциплина
ОрганизацияЕдиноначалие (единство распорядительства)
КоммерческаяЕдинство руководства
Подчинение частных интересов общим
КоординацияВознаграждение по труду
БухгалтерскаяЦентрализация и децентрализация
Иерархия руководства
КонтрольПорядок
Административная (воздействие на работников)Справедливость
Постоянство состава персонала
МотивацияИнициатива
Защитная (жизни, личности и собственности людей)Единение персонала (корпоративность)

Таблица 3. Теория X и Y Дуглоса Макгрегора

Современные научные подходы к менеджменту

Системный подход. Применение теории систем в управлении в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления и, в частности, американского ученого Дж. Пола Гетти. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Этот подход применяется сравнительно недавно, тем не менее уже сейчас его влияние велико и в дальнейшем будет расти. На системной основе, вероятно, можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться в будущем. Руководители должны знать переменные организации как системы, чтобы применять теорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом системного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Ситуационный подход. Главным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. Поскольку существует множество таких факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то отсутствует единый «лучший» способ управления деятельностью организации. Самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившейся ситуации. М. Фоллетт еще в 20-е гг. говорила о «законе ситуации». Однако должным образом этот подход был разработан лишь в конце 60-х гг. При ситуационном подходе внимание сосредоточивается на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. В связи с этим следует определять значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности организации.

Процессный подход.Этот подход широко применяется в настоящее время. Он был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Первоначальную разработку этой концепции приписывают А. Файолю. Согласно этому подходу управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий (функций), каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. При этом руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей.

Управление по целям (результатам) организации (Питер Друккер)

Основывается на следующих принципах: система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации; каждый руководитель должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей; цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при достижении сверху вниз. Во главе угла – цели организации!

Концепция «7-S»(80-е годы XX века), разработана Э.Атосом, Т. Питерсом и др.

Это семь взаимосвязанных элементов: стратегия, структура, система управления, персонал, квалификация сотрудников, организационные ценности, стиль руководства. Изменение одной переменной через систему связей оказывает влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними – главная задача современного менеджмента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *