Какие приемы обратной связи вы знаете для чего они нужны
Обратная связь – что это такое, для чего она нужна, основные виды и принципы, примеры
Для укрепления взаимосвязи в процессе общения необходимо совершать ответные поступки и проявлять реакцию на полученную информацию. Двусторонний обмен информацией влияет на наши цели, желания и действия, для этого и требуется обратная связь.
Обратная связь является ключевым инструментом для улучшения качества коммуникации между людьми. Ее применение актуально для всех сфер жизнедеятельности. Процесс обратной связи помогает улучшить качество обучения, повысить эффективность рабочего процесса, сделать переоценку ценностей в личной жизни.
Для чего нужна обратная связь?
Для чего нужна обратная связь? Простой пример – кондитер испек торт и пригласил знакомых на дегустацию. Он приложил усилия, разработал уникальный рецепт. Каждый гость высказал свое мнение относительно нового блюда. На основании услышанного кондитер либо оставит рецепт без изменений, либо учтет вкусовые предпочтения окружающих и дополнит свой шедевр. Чужое мнение поможет ему усовершенствовать свое кулинарное произведение или, в очередной раз, признать свое мастерство.
Время обратной связи
Разберем подробнее для чего нужна обратная связь:
Виды обратной связи
Обратная связь может выражаться словами, жестами, поступками и даже молчанием.
Главное результат
Рассмотрим основные виды обратной связи:
Правила подачи обратной связи
Обратная связь должна соответствовать действительности. Некачественный процесс обратной связи тормозит развитию и препятствует реализации всех своих возможностей.
Важно
При подаче различной информации необходимо соблюдать соответствующие правила и формы подачи обратной связи:
Техники обратной связи
Активный процесс обратной связи подразумевает качественное понимание сообщения или действия.
Структурно
Правильный бутерброд
Неправильно
На практике используются три ключевых техники активного слушания при обратной связи:
Примеры обратной связи
Разберем несколько наглядных примеров обратной связи:
«Согласно оговоренной дате не выполнен проект. Хочу поинтересоваться, почему так вышло? Твоя работа является очень значимой для всего коллектива. Задержка одного отдела тормозит работу всей структуры. Буду признателен, если следующий проект будет выполнен вовремя».
«Полученные навыки смогу эффективно применить в профессиональной деятельности. Технологии, освоенные на тренинге, легко применимы в реальной жизни. Хочу детальнее углубиться в одну из рассмотренных тем… В целом тренинг очень информативен и полезен».
«Все элементы были выполнены технически правильно. Наблюдал осознанное выполнение сложных элементов. Попытки воспроизвести новые трюки подчеркивают твой профессионализм, стремление к развитию. Чтобы сделать номер еще лучше, попробуй применить на практике свою фантазию».
Видео: Что такое обратная связь?
5 отличных способов поделиться с командой обратной связью
Если вы хотите, чтобы ваша команда работала хорошо, вы должны регулярно давать им обратную связь. Если они не знают ваших внутренних стандартов или ожиданий, маловероятно, что они будут соответствовать им постоянно.
Посмотреть еще конспект книги «Радикальная прямота: как управлять не теряя человечности», там есть полезные рекомендации по обратной связи.
Хотя намерения могут быть хорошими (не обижать людей), чаще всего это сводится к потворству и звучит как говнянная обратная связь.
Сегодня у нас есть 5 способов дать обратную связь, которая лучше этого быстрого «говённого пирога». В правильной ситуации каждый из этих методов обратной связи может помочь вам улучшить эффективность команды. Также используйте свой здравый смысл, чтобы решить, когда и как применить каждый из них для свей команды.
Его придумал генеральный директором Kayak Пол Инглиш. Он просто ненавидел некоторые комментарии о своей работе, которые ему давали как сотруднику. Поэтому, когда он стал руководителем, он решил что нужно что-то с этим делать.
Если вы хорошо знаете кого-то, вы можете довольно быстро выявить его проблемные места. Можно отлично совместить то, что хорошо в ком-то, с тем, что не очень, поэтому делаем две или три положительные оценки и две или три отрицательные. Пишем быстро, что сразу пришло в голову.
Важно увидеться с сотрудниками вне офиса в удобном нерабочем пространстве. Итак, например мы идем обедать. Я передаю лист бумаги за столом и сразу же получаю ответ. Мы поговорим около одного часа. Я приведу примеры, и мы посмотрим, будем ли мы интерпретировать их одинаково.
Это нетипичная управленческая техника, поэтому некоторых людей она сначала удивляет.
Я ненавижу, когда слабый или ленивый менеджер говорит: «Ну, я разговаривал с пятью вашими коллегами, и они сказали, что вы раздражительный». Это сводит меня с ума. Если он собирается дать мне оценку эффективности, я хочу узнать его мнение, а не мнение кого-то.
Учитывая простоту этого приема, не бойтесь попросить свою команду дать вам обзор из пяти слов.
Ключевой частью обратной связи является то, что она оглядывается назад. Что было в прошлом, хорошее или плохое?
Сила отзыва на будущее в том, что она смотрит в будущее. Это «позитивные предложения на будущее», как описано в этом видео.
Правила отзыва на будущее очень просты:
Эти простые шаги полностью отличаются от ваших обычных отзывов:
Такой подход ломает стереотип традиционного процесса обратной связи. Это отличный способ вовлечь вашу команду, помогая друг другу совершенствоваться.
В то время как мир переводит многие вещи в режим реального времени, обратная связь иногда должна подождать. В то время как вопиющие проблемы (домогательства, нарушения ценностей и т. д.) должны решаться немедленно, многие другие ситуации лучше решить после некоторого размышления.
В книге «Как заводить друзей и оказывать влияние на людей» Дейл Карнеги делится историей об Аврааме Линкольне, которая хорошо передает этот урок.
Линкольн писал письма тем, к кому у него была не закрытая обратная связь (например, к генералам Гражданской войны), в то время как он был возмущен. Он писал, но не стал отправлять эти письма. Вместо этого он прятал их, и со временем получал ответ.
Что не менее важно, написание отклика не так эффективно, как их личное общение. Слишком много места для недопонимания. Контекст слишком ограничен, чтобы полностью понять обратную связь, которая просто отправляется по электронной почте или иным образом.
Если вы потратите время перед личным разговором, чтобы подумать, как лучше всего обсудить обратную связь, ваша эффективность действительно повысится. Это дает вам возможность получить совет, рассмотреть несколько вариантов и подготовить несколько примеров, которые могут помочь им лучше понять ваш отзыв.
Учитывая, что похвала длится не так долго, как критика, неудивительно, что результаты исследования Хифи и Лосада таковы: основным фактором, который имел наибольшее различие между наиболее и наименее успешными командами, было соотношение положительных и отрицательных комментариев.
Даже небольшая отрицательная обратная связь, а то как вы хвалите, имеет значение. Теперь зная важность положительного соотношения похвалы и критики, ваша работа еще не закончена. То, как вы отдали похвалу, не менее важно для получения желаемого эффекта.
Правильно похвала может стать мощным мотиватором. Это может заставить людей работать усерднее и дольше, в то же время прилагая усилия для роста. Если сделать это неправильно, это может привести к тому, что люди будут избегать новых проблем и работать хуже. Как показывает в этом видео ниже психолог и исследователь Кэрол Двек, похвала напрямую влияет на ваше мышление и трудовую этику.
В правильном контексте вы можете не только создать отличное решение, но и научить свою команду критически относиться к своей работе. По мере того, как вы тренируете и развиваете своих людей, чтобы они достигли зрелости, соответствующей задаче, их понимание разницы между плохой, хорошей и большой работой должно улучшиться.
По мере того, как они демонстрируют признаки мастерства в своей работе, задавайте им больше вопросов для создания обратной связи. Это поможет развить их критическое мышление и упростит вам работу с ними в этой области.
Виды вопросов для начала обсуждения:
Использование вопросов для вовлечения членов вашей команды в процесс обратной связи с ними дает много ключевых преимуществ:
Да, вы можете зайти слишком далеко, так что не превращайте это в допрос.
Методическая разработка по теме «Методы и приёмы обратной связи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методы и приёмы обратной связи.
В ходе осуществления обратной связи на занятиях используются следующие методы: наблюдение, тестирование, опросный метод (беседа, интервьюирование, анкетирование), экспериментальные методы (мысленный – воспроизведение действий и операций в уме, шепотом, друг другу, письменно; стендовый – ролевая игра; констатирующий –позволяет сформулировать тему, проблему, цель занятия; контрольный), социологические методы (определение эмоционального состояния учащихся на разных этапах урока, изучение успеваемости учащихся по смежным дисциплинам и темам, как по классным журналам, так и в результате бесед с педагогами).
Методы и приемы обратной связи, применяемые в начальной школе.
Метод наблюдения предполагает использование следующих приёмов:
— «Сопоставь и объясни».
— «Найди ответ на поставленный вопрос».
Метод тестирования подразумевает:
— «Программируемый опрос». Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).
— «Тестирование на всех этапах урока».
Опросный метод включает в себя следующие приёмы:
— «Опрос по цепочке». Рассказ одного обучающегося прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).
— «Тихий опрос». Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (педагог может контролировать знание основных понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала).
— «Взаимоопрос». Учащиеся опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: учащийся – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный).
В ходе реализации экспериментального метода используются такие приёмы как:
— «Показательный ответ». Один учащийся отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда учащийся демонстрирует блестящий ответ, чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться).
— «Лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Ученики должны заметить ошибку и доказать правильный ответ. Учитель может подсказать детям «опасные места» интонацией или жестом. В письменной работе не исправляются ошибки, а просто учитель пишет общее число ошибок в данной работе. Найти и исправить их – задача самого ученика.
Социологический метод используется в процессе реализации следующих приёмов:
— «Смайлики». Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.
Например, вот таких:
Хорошее Среднее Плохое
Можно начать урок с того, что каждый ребенок показывает один из «смайликов», соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем. Дети видят внимание к себе. А учителю этот приём дает возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом «смайликов» можно завершить урок.
— «Светофор». При опросе обучающиеся поднимают «Светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; обучающийся вынужден каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, т.е оценить свои знания).
— «Рейтинг». Завершая работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. Например, 5/4, где 5 – отметка ученика, а 4 – отметка учителя. Работа с приёмом «рейтинг» приучает учащихся к объективному оцениванию своего труда.
Методы и приемы обратной связи, применяемые в основной школе.
Метод наблюдения предполагает использование следующих приёмов:
— «Сопоставь и объясни».
— «Найди ответ на поставленный вопрос».
Метод тестирования подразумевает:
— «Программируемый опрос». Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).
— «Тестирование на всех этапах урока»:
тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);
тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда учащемуся необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).
Опросный метод включает в себя следующие приёмы:
— Беседа, интервьюирование, анкетирование.
— «Цепочка»: по ряду пускается листок, на котором помещено какое-то количество вопросов (по числу учеников), и каждый должен написать кратко ответ на один из вопросов (по порядку или на выбор); можно исправить то, что написал предыдущий, если видишь ошибку.
— Различные виды устного опроса. Например, устный опрос одного ученика, который сочетается с письменным опросом всех остальных учащихся; можно предложить классу одновременно составлять план ответа товарища или отмечать сильные и слабые стороны в специальной таблице и т.п.
— «Щадящий опрос». Педагог проводит тренировочный опрос, при этом сам педагог учащихся не выслушивает, позволяя им задать друг другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу педагога.
— «Идеальный опрос». Учащийся сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом педагогу.
Экспериментальный метод и его разновидности реализуются через следующие приемы:
мысленный (воспроизведение действий и операций в уме, шепотом, друг другу и письменно):
— вопросы-прогнозы: Как вы думаете, это решит данную проблему? Прав ли он был? Что из этого может получиться? Можно ли таким образом добиться результата?;
— нестандартное сочинение: сказка про растительную клетку или письмо Петру Первому от потомков.
2) стендовый – ролевая игра, подготовка к ролевой игре;
3) констатирующий (выступает в качестве обратной связи, позволяет сформулировать тему, проблему, цель занятия):
— прием «ПОПС-формула». Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС — формулы:
П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение)
Учащимся предлагается несколько формулировок, которыми он может начать предложения.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
— составление кластеров по теме;
— приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы …).
— составление викторин, кроссвордов или головоломок;
— составление «словаря темы»;
— проведение исследовательской или проектной работы;
— взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.
Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.
Социологический метод используется в процессе реализации следующих приёмов:
— «Смайлики» (для 5-6 класса). Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.
Например, вот таких:
Хорошее Среднее Плохое
Можно начать урок с того, что каждый ребенок показывает одну из «смайликов», соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем. Дети видят внимание к себе. А учителю этот приём дает возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом «смайликов» можно и завершить урок.
— «Рейтинг». Завершая работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. Например, 5/4, где 5 – отметка ученика, а 4 – отметка учителя. Работа с приёмом «рейтинг» приучает учащихся к объективному оцениванию своего труда.
— «Лестница успеха». Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
— «Рефлексивный экран». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Приемы обратной связи с обучающимися на уроке
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Приемы обратной связи с обучающимися на уроке
Приемы обратной связи с обучающимся на уроке
«Светофор»
При опросе обучающиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; обучающийся вынужден каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, т.е оценить свои знания).
«Опрос по цепочке»
Рассказ одного обучающегося прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).
«Тихий опрос»
Беседа с одним или несколькими студентами происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (педагог может контролировать знание основных формул и понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала).
«Программируемый опрос»
Студент выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).
«Взаимоопрос»
Студенты опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: студент – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный).
«Показательный ответ»
Один студент отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда студент демонстрирует блестящий ответ, чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться).
«Защитный лист»
Перед каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый студент без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Педагог, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем.
«Щадящий опрос»
Педагог проводит тренировочный опрос, при этом сам педагог студентов не выслушивает, позволяя им задать друг другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу педагога.
« Идеальный опрос»
Студент сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом педагогу.
Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
дневники обратной связи
тетради самоконтроля и др.
Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы.
При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа:
I.Напоминание (например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика: «Для того чтобы правильно вычислить площадь прямоугольника, тебе необходимо просмотреть правило на странице 65»)
Не делайте много комментариев к одной работе.
Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы.
Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценивания.
Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.
Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.
Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах в процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед.
Приемы обратной связи:
«Светофор». При опросе обучающиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; обучающийся вынужден каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, т.е оценить свои знания).
«Опрос по цепочке». Рассказ одного обучающегося прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).
«Тихий опрос». Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (педагог может контролировать знание основных формул и понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала).
«Программируемый опрос». Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).
«Взаимоопрос». Учащиеся опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: учащийся – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный).
«Показательный ответ». Один учащийся отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда учащийся демонстрирует блестящий ответ, чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться).
«Защитный лист». Перед каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый учащийся без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Педагог, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем.
«Щадящий опрос». Педагог проводит тренировочный опрос, при этом сам педагог учащихся не выслушивает, позволяя им задать друг другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу педагога.
« Идеальный опрос». Учащийся сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом педагогу.
Одним из методов, помогающих научить объективности при оценивании, развивать критическое мышление и осваивать приемы самоанализа является применение техник взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках.
Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.
Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.
Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.
выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих «коллег».
выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.
выполнение проекта. Группе учащихся дается задание, на выполнение которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад, презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы ученик.
В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)
Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени она много не занимает (минуты 3-4).
Работу с карточками можно применять уже в начальной школе.
Пример: Попросите учащихся подготовить дома карточки по какой-то теме (например, выделение грамматической основы в предложении). На одной стороне карточки ребята пишут свое предложение. На другой стороне записывается то же предложение, но уже с выделенной основой. Естественно, все карточки проверяются учителем. Затем карточки возвращаются детям и в течение следующего урока можно провести взаимопроверку. Ученик показывает лицевую сторону карточки соседу и проверяет его знания, ориентируясь на правильный ответ, записанный с другой стороны.
Чем старше ученики, тем более сложные задания можно предлагать для взаимоконтроля.
Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого избежать?
Как этого избежать?
Почаще меняйте состав пар.
Донесите до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать. То есть, если ученик поставил однокласснику «пятерку» за рассказанное стихотворение, значит, он уверен, что стихотворение рассказано без запинки, с должным выражением. Рекомендуется иногда проводить «контрольные срезы»: опросите несколько учеников из тех, кому учащиеся уже поставили свои оценки. Если ваша оценка и оценка проверяющего разнятся, стоит еще раз обсудить критерии выполнения задания и критерии оценивания.
Занимает много времени.
Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все же взаимопроверка носит вспомогательный характер и является одним их этапов подготовки учеников к самостоятельной работе. Работая с товарищем, ученик просто еще раз запоминает алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.
Об этом уже упоминалось выше. Рекомендуется этап взаимоконтроля предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя.
Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа.
Виды обратной связи по речевым навыкам на уроках русского языка и литературы
21. Список использованной литературы: 1. Шесть пар обуви образа действия. – Мн.: Попурри, 2003. 2. Формативное оценивание на уроках. Практическое пособие для учителя/ Сост. Р.Х. Шакиров, М.Ф. Кыдыралиева, Г.Н. Сахарова, А.А. Буркитова. – Б.: «Билим»,2012. – 76 с. 3. Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. « Учитель». Волгоград, 2006 4. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с. 5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010. 6. Айдарова Л.И. Младший школьник.- М.: Педагогика, 2009. 399 с.