Какие проблемы волновали просветителей больше всего чем это можно объяснить
Какие проблемы волновали просветителей больше всего чем это можно объяснить
Подробное решение параграфы § 2 по истории для учащихся 8 класса, авторов Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. 2019
Вспомните, какие открытия были сделаны в ходе научной революции.
17 в. — рождение современной науки, нового механистического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон. Основные особенности:
применение метода научного рассуждения, математических расчетов и эксперимента;
заложены основы физики, открыты законы движения тел, падения тел, вращение Солнца вокруг своей оси (Галилей), законы движения планет вокруг Солнца, теории солнечных и лунных затмений (Кеплер), теории «вихрей в мировом космическом пространстве», аналитической геометрии (Р. Декарт), создание дифференциального и интегрального исчисления, теории «динамики» — учение о силах и их взаимодействии, законах движения, которые легли в основу механики как науки: закон инерции, закон ускорения тела, закон равенства действия и противодействия, закон всемирного тяготения (И. Ньютон);
законы, установленные для механической сферы явлений, переносили на самые различные явления природы;
метафизический подход: все объекты изучаются как изолированные друг от друга, без учета их развития и взаимосвязей.
1. Как можно определить, что такое Просвещение?
Просвещение — это не только созидание, но и борьба — с невежеством, с предрассудками, с тиранами, забывшими истинные истоки своей власти. Произведения, содержавшие такую критику, вне зависимости от их жанра в то время называли философскими, а их авторов — философами, сегодня мы чаще называем их просветителями.
2. Почему для просветителей оказался столь важным разум?
Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.
Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.
В эпоху Просвещения появляется искренняя убеждённость в том, что человеческий разум может познать любые секреты вселенной, что это ключ, который отопрёт замок природы, стоит только правильно его применить.
3. Какие проблемы волновали философов больше всего?
В эпоху Просвещения учёные искали ответы на вопросы о том, по каким законам живёт общество и что нужно сделать, чтобы оно достигло процветания. Философы критиковали устоявшиеся традиции, полагая, что все их необходимо поверять одним инструментом — собственным разумом.
4. Как с точки зрения просветителей возникли общество и государство?
В 18 в. английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632 — 1704) высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное (т. е. природное состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы. Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому — то власть над собой, заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государство. Власть в нём должна быть сильной и способной подчинять себе, но тем не менее изначально эта власть дана не от бога, а от народа.
Если Гоббс выступает за абсолютную монархию, то для Локка власть обязательно должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за защитой от власти. Важнейшую роль у Локка играет равенство перед законом, который принимают по согласию большинства.
Помимо этого, Локк предложил, а Монтескьё разработал идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Они должны быть независимы друг от друга, но могут друг друга контролировать.
Согласно идеям Руссо, люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Но эта власть, возникающая из общего согласия, имеет право требовать от человека всё, что ей нужно, даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны.
5. Что нового появилось в науке в век Просвещения?
Возникает палеонтология (наука об ископаемых организмах и растениях), исследователи начинают интересоваться доисторическими временами, ставить вопросы о том, что представляла собой Земля до появления человека. Эти вопросы оказались довольно болезненными, поскольку их сложно было согласовать с Библией. Учёные начинают изучать прошлое Египта, раскапывают погибшие при извержении Везувия города в Италии, в т. ч. знаменитые Помпеи.
Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и учёных, заниматься многими науками одновременно оказывается затруднительно в силу большого объёма накопленных специальных знаний. Собирать материал для исследований становится модным: учёные и просто состоятельные люди увлекаются составлением коллекций окаменелостей, гербариев, в которых были собраны в том числе и растения из экзотических стран. Возникают и крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов: Британский музей (Лондон), Эрмитаж (Санкт — Петербург), к концу века открывается для посетителей королевское собрание в Лувре (Париж).
Появляются всё новые и новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках), начинают активно ставиться опыты с электричеством.
1. Почему, с вашей точки зрения, просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран той эпохи были монархиями?
C 18 в. неотъемлемой частью европейской политической мысли становятся представления о том, что если все люди одинаковы, если все общества живут по одним законам, то развитие истории неминуемо приведёт к созданию всемирной республики.
2. Используя дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу с указанием особенностей Просвещения в различных странах.
3. Как вы полагаете, почему в XVIII в. прозвучал призыв к веротерпимости?
Призыв к веротерпимости, сформулированный такими выдающимися просветителями, как Джон Локк и Вольтер, стал одним из основополагающих в 18 в. Идеи толерантности легли на почву, подготовленную предшествующими поколениями христианских мыслителей. Одни философы эпохи Просвещения были людьми неверующими, другие — католиками и протестантами, но для всех было важно одно: на пути свободы человека думать, работать и творить должны быть уничтожены все препоны.
4. Почему в век национальных государств стал столь популярным космополитизм?
Потому что идеология космополитизма рассматривает людей как граждан мира, подчёркивая, что все — части единого человечества и общечеловеческие интересы важнее национальных. Для просветителей было характерно представление о том, что выявленные ими законы действуют повсеместно, отсюда и распространённый в 18 в. жанр рассказа о жизни других, неевропейских народов. В таких рассказах, фактически, критиковалось современное авторам европейское общество.
C 18 в. неотъемлемой частью европейской политической мысли становятся представления о том, что если все люди одинаковы, если все общества живут по одним законам, то развитие истории неминуемо приведёт к созданию всемирной республики.
5. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение об одном из упомянутых в параграфе просветителей.
Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII — начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука — эти три понятия стали выходить на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие — это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. Стали появляться книги, в которых писатели хотели вложить как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах. Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер, Дидро, Руссо. Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».
Вольтер (1694—1778 гг.)
Творческое наследие Вольтера огромное: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго, что «это не человек, это — ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Известно, что в переписке с Вольтером состояла российская императрица Екатерина Великая. После смерти философа она хотела купить его библиотеку вместе с их перепиской — однако письма купил и впоследствии опубликовал Пьер Огюстен Бомарше, автор «Женитьбы Фигаро».
Кстати, рабочий день Вольтера длился от 18 до 20 часов. По ночам он часто вставал, будил секретаря и диктовал ему, или же писал сам. А еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.
Жан Жак Руссо (1712 — 1778 гг.)
Руссо не был сторонником радикальных мер, но его идеи вдохновлялись борцов за идеалы Великой французской революции.
Также, как и Вольтер, является французским философом, одним из самых влиятельных мыслителей 18 века, идейным предшественником французской революции. В своих первых произведениях Руссо выразил положения своего мировоззрения. Основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней. Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре». «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир.
Кстати, Жан Жак Руссо был автором музыкального словаря и написал комическую оперу «Деревенский колдун», ставшую родоначальницей французских опер — водевилей и продержавшуюся на французской оперной сцене более 60 лет. В результате его конфликта с церковью и правительством (начало 1760 — х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры. Именно его «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер.
Дени Дидро (1713 — 1784 гг.)
Французский философ — просветитель — иностранный почетный член Петербургской АН. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В философских произведениях Дени Дидро, будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях реалистически — бытового романа Просвещения. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах». Дидро поддерживал дружеские отношения с Дмитрием Голицыным. Как критик искусства он писал ежегодные обзоры художественных выставок — «Салоны». А с 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге.
Монтескьё (1689 — 1755)
Полное имя — Шарль — Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей. Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла — Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии.
Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728 — 1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок. Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.
Из работы И. Канта «Что такое просвещение?» (1784)
1. Как Кант определяет Просвещение?
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.
По мнению Канта, суть просвещения заключается в том, чтобы постепенно (а не революционным путем), научить общество думать над тем какими принципами, законами и правилами оно руководствуется в своей гражданской, духовной и повседневной жизни.
2. Что, по мнению Канта, препятствует, а что способствует Просвещению?
Высказано мнение о препятствовании прогрессу и просвещению общества тех старых традиций, религиозных установлений или бытовых предрассудков, которые не составляют основу государства, от всего этого надо отказываться, ибо этого требует свойственная природе человека тяга к поиску все более совершенных и разумных принципов жизнеустроения.
Эссе начинается с часто цитируемого определения непросвещенности, как человеческой неспособности думать независимо и самостоятельно, проистекающей не из тупости, но из трусости.
Из книги Ш. — л. де Монтескьё «Персидские письма» (1721)
1. За что критикует Монтескьё французского монарха устами героя своего романа?
В «Персидских письмах» дерзко критикует политическую жизнь Франции. Его остроумие и ирония превращаются в злую сатиру. В Персидских письмах нападкам подвергается монарх Людовик XIV за абсолютную власть над своими поданными.
В «Персидских письмах» обличаются многие общественные пороки феодально — абсолютистской Франции: деспотизм и расточительство короля и его придворных, бесправие и приниженность народа. Монтескье осуждает общую и финансовую политику Людовика XIV, его политику агрессивных войн.
2. По какой причине вызывает его насмешки римский папа?
С презрением говорится в романе о папе — главе римско — католической церкви, подчеркивается его любовь к богатству и власти.
Монтескье надсмехается над умением папы римского убеждать короля в том, что три не что иное, как единица, что хлеб, который едят, не хлеб, и что вино, которое пьют, не вино, и в тысяче тому подобных вещей.
Новое в блогах
Философия Эпохи Просвещения
Просветители были убеждены, что если сделать знания достоянием людей, то все проблемы будут решены. Наибольший размах их идеи получили во Франции. Читайте Монтескье, Руссо, Вольтера. Увлекательны книги Гельвеция (1715-1771) «Об уме» и «О человеке». Девиз просветителей: «Все должно предстать перед судом мыслящего разума, ибо он есть единственное мерило всего сущего». Просветители были уверены, что знания позволят построить справедливое и счастливое общество. Их деятельность способствовала не только развитию науки и освобождению людей от теологического стиля мышления, но и освобождению их от средневекового образа жизни.
Познакомимся с самыми выдающимися французскими просветителями:
Шарль Монтескье (1689–1755) – юрист и философ. Уже его первое крупное произведение «Персидские письма» изданное анонимно в 1721 году произвело сенсацию. В нём автор в форме сатиры весьма критично изложил социально-политическую ситуацию во Франции начала 18 века. В этой и последующих работах Монтескье отразились все основные черты просветительства. Он излагал основы научного понимания природы и общества, закономерности исторического развития, разоблачал нетерпимость церковников к инакомыслящим. Он рассматривал общество как единый организм, в котором формы правления зависят от образа жизни народа, его нравов, обычаев, религии. Он утверждал, что возникновение деспотической формы правления является результатом политического невежества народа в период становления государственности.
Развивая учение Локка о разделении судебной, исполнительной и законодательной власти Монтескье считал необходимым ввести правовое регулирование отношений между людьми: руководствоваться надо разумом, а не страстями. Эти принципы нашли своё выражение в Декларации независимости США и во Французской Декларации прав человека и гражданина.
По Монтескье каждая форма правления формирует особую психологическую характеристику: у деспотии это страх, у монархии – честь, у республики – добродетель. Наиболее приемлемым строем является республика, которая сочетается с протестантизмом, в то время как монархии более способствует католицизм.
Монтескье ставил в зависимость развитие государств и от географических условий, полагая что в холоде жить невозможно, жаркий климат расслабляет, а европейская умеренная прохлада формирует свободных и мужественных людей. В целом в трудах Монтескье «третье сословие» (становящийся класс предпринимателей и широкие массы) нашли теоретическое обоснование борьбы с отжившим феодализмом. Становилось ясным, что монархическая власть, придворные и духовенство превратились в паразитический нарост на теле нации.
Вольтер (1694-1778). Настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, французский философ, свободолюбивый сторонник союза философии и естествознания. Он признавал атомистическую теорию, опирался на науку, не верил в чудеса, считая что нет действия без естественной причины, а потому чудом кажется то, причину чего мы не в состоянии объяснить. Только разумная деятельность каждого человека способна улучшать положение людей. «Осмельтесь мыслить самостоятельно!» На это, к сожалению, способны далеко не все. Тем на менее «Торжество ума в том и состоит, чтобы уживаться с людьми, у которых его нет».
В семитомном труде «Опыт о всеобщей истории, о нравах и духе народов» (1756 – 1769) Вольтер показывает, что история носит всемирный характер, и творят её сами люди, а не божий промысел. Историю как описание королевских династий и сражений он заменил анализом развития цивилизаций, нравов, обычаев, культурных традиций и пришел к выводу о том, что «лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам». Разумное управление мудрого правителя-философа привело бы людей к счастью, но монархи не понимают своей ответственности за благополучие своих стран и народов, их умы засорены ложной идеей о том, что власть им дана от Бога. Следует разоблачить эту ложь и разъяснить властителям их действительные задачи. Но в Библии сказано, что «Всякая власть от Бога» и это настойчиво внушает Церковь, поэтому письма царствующим особам он заканчивал словами: «Раздавите гадину!», которая мешает власти стать разумной и заботиться о своих подданных.
Вольтера считают деистом, поскольку он допускал, что если мироздание существует, то должен же быть и его творец и верил в бессмертие души. Вопрос же о том, кто сотворил Творца не имеет смысла. О деятельности Творца тоже ничего нельзя сказать, поскольку после творения создатель удалился от мира и от него больше ничего не зависит.
Слово «вольтерьянство» стало синонимом свободомыслия. Церковь Вольтер рассматривал как воплощение невежества, безнравственности и мошенничества в целях узурпации власти и собственности. Религия, по его мнению, является «результатом встречи мошенника с глупцом». Тем не менее, она имеет две необходимые функции – утешения и обуздания: без религиозной узды «чернь станет только разбойничьей ордой». Когда Вольтера прямо спросили, есть ли Бог, он попросил плотнее закрыть дверь и ответил: «Бога нет, но этого не должен знать мой лакей».
Хорошо, если можно выбирать с какой стороны двери оставаться, но вывод получается такой: культурно неразвитый человек не должен знать того, к чему нравственно он ещё не готов. Вот в чем сложность, вот почему так важно широко известное высказывание Вольтера: «Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать». Осознание такой ситуации усложняет отношение к религии и в современном мире. И не часто вы увидите сегодня книги Вольтера даже в наших сегодняшних богатых книжных магазинах.
Вольтер призывал уважать свободу слова, право на инакомыслие. Крылатой стала его фраза: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью».
Если просветители считали, что зло от невежества и нетерпимости, то Руссо был убеждён, что зло заключено в самой цивилизации, в городском неестественном образе жизни, в науках, которые якобы приводят к вырождению. Он выдвинул лозунг «Назад к природе!», подразумевая не возвращение в пещеры, а «воплощение естественной и добродетельной жизни». В «Рассуждениях о происхождении и основаниях неравенства» Руссо утверждал, что причиной экономического неравенства является возникновение частной собственности. Трудовую собственность он признавал, но чрезмерное богатство считал развращающим, и в этом был прав на все сто.
Выступал он как против сословных перегородок, так и против индивидуализма. В автобиографическом произведении «Исповедь», в романе «Эмиль», посвященном проблеме воспитания он показал, что люди руководствуются в жизни чувствами, а не разумом. Он призывал к новым методам воспитания детей на лоне природы, с учётом способностей и интересов каждого.
Руссо заблуждался, утверждая, что «общая воля народа всегда права». Народ неоднороден, может ошибаться, быть под влиянием идеологической обработки, да и волю людей можно оценивать по-разному и использовать в интересах какого-нибудь вождя. Тем не менее в работе «Об общественном договоре» Руссо доказывает, что справедливое государство может возникнуть «только усилием наших рациональных способностей».
Его личная жизнь сложилась странно (женитьба на невежественной и безобразной служанке парижского отеля Терезе, которую он, одержимый благотворительностью, безуспешно пытался обучать грамоте, а она тем временем успешно родила пятерых детей). Отношения с современниками не ладились. Вольтер в ответ на присланную ему книгу о неравенстве ответил: «Я получил вашу новую книгу против рода человеческого и благодарен вам… Каждый стремится читая вашу книгу ходить на четвереньках…» Но на Канта «Эмиль» произвёл сильное впечатление, он так зачитался что в течении нескольких дней не выходил на регулярную прогулку, по которой соседи сверяли свои часы.
Вопросы по истории 8 класс учебник Юдовская, Баранов параграф 2
Вспомните, какие открытия были сделаны в ходе научной революции.
Революция в науке — период возникновения современной науки во время раннего нового времени, когда открытия в таких областях науки, как математика, физика, астрономия, биология (включая анатомию) и химия, коренным образом изменили взгляды на природу и общество. Согласно традиционным представлениям, революция в науке началась в Европе ближе к концу эпохи Возрождения и продолжалась вплоть до конца XVIII века, повлияв на такие интеллектуальные движения, как эпоха Просвещения. В то время как нет однозначного мнения по поводу точных сроков данного периода, публикация в 1543 г.
1. Как можно определить, что такое Просвещение?
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.
2. Почему для просветителей оказался столь важным разум?
Для просветителей оказался столь важным разум,потому что разум это основа деятельности(помогает установить связь между событиями и фактами и т.п)
3. Какие проблемы волновали философов больше всего?
Философов больше всего волновали следующие проблемы: защита прав человека, критика суеверий.
4. Как с точки зрения просветителей возникли общество и государство?
С точки зрения просветителей общество возникло при необходимости людей делать что-либо вместе, сообща, а государство-аппарат управления богатых людей созданный чтобы руководить менее богатыми.
5. Что нового появилось в науке в век Просвещения?
В век Просвещения в науке появляеются: описание многих биологических понятий(что означает сама биология);происходит очень много экспедиций в которых открывают что-то новое, до этого неизвестное(Географические открытия);в области математики Г. В. Лейбниц открывает дифференциальное и интегральное исчисления; в области химии А. Л. Лавуазье (основатель современной химии) составил первый перечень химических элементов; также в области биологии К. Линей в своей работе «Виды растений» описал тысячи видов флоры и фауны и дал каждому из них латинское наименование.
1. Почему, с вашей точки зрения, просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран той эпохи были монархиями?
2. Используя дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу с указанием особенностей Просвещения в различных странах.
3. Как вы полагаете, почему в XVIII в. прозвучал призыв к веротерпимости?
4. Почему в век национальных государств стал столь популярным космополитизм?
5. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение об одном из упомянутых в параграфе просветителей.
В 18 в. английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632 — 1704) высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное (т. е. природное состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы. Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому — то власть над собой, заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государство. Власть в нём должна быть сильной и способной подчинять себе, но тем не менее изначально эта власть дана не от бога, а от народа.
Если Гоббс выступает за абсолютную монархию, то для Локка власть обязательно должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за защитой от власти. Важнейшую роль у Локка играет равенство перед законом, который принимают по согласию большинства.
Помимо этого, Локк предложил, а Монтескьё разработал идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Они должны быть независимы друг от друга, но могут друг друга контролировать.
Согласно идеям Руссо, люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Но эта власть, возникающая из общего согласия, имеет право требовать от человека всё, что ей нужно, даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны.
Из работы И. Канта «Что такое просвещение?» (1784)
1. Как Кант определяет Просвещение?
Кант утверждает, что просвещение заключается в «развитии своего разума» через мышление вне простых и удобных рамок догмы и общепринятых формул. Единственным способом сбросить эти цепи является разум: в обществе всегда будут существовать люди, думающие самостоятельно (просвещенные), которые помогли бы другим добиться такой же автономии разума.
2. Что, по мнению Канта, препятствует, а что способствует Просвещению?
Из книги Ш. — л. де Монтескьё «Персидские письма» (1721)
1. За что критикует Монтескьё французского монарха устами героя своего романа?
2. По какой причине вызывает его насмешки римский папа?