Какие штрафные санкции налагают на торговые предприятия и за что

Законны ли штрафы для магазинов за несоблюдение покупателями масочного режима и как их избежать

Роспотребнадзор и полиция штрафуют магазины, клиенты которых не носят маски, нарушая тем самым масочный режим. При этом в некоторых случаях размер штрафов доходит до 300 000 рублей. Рассказываем, насколько законны эти штрафы и что нужно делать, чтобы их избежать.

Кто отвечает за соблюдение масочного режима

Масочный режим (обязанность по ношению медицинской маски/респиратора и запрет на появление без маски в общественных местах) введен в соответствии с региональными нормативными актами и продолжает действовать во многих субъектах РФ. Например, в Москве масочный режим был установлен на основании указа мэра от 07.05.2020 № 55-УМ. В соответствии с п. 9.4 этого указа с 12 мая текущего года при посещении объектов торговли все без исключения граждане должны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы). В свою очередь, организации торговли обязаны контролировать исполнение своими клиентами указанного требования и создавать условия для соблюдения ими временных санитарных ограничений и запретов.

Таким образом, обязанность по соблюдению масочного режима распространяется не только на покупателей, но и на сами магазины и их должностных лиц (продавцов, кассиров, охранников). Причем магазины должны не просто снабжать своих сотрудников масками и антисептиками, но и следить за тем, как масочный режим соблюдается всеми посетителями, находящимися на кассах и в торговых залах.

За что могут оштрафовать магазин в период действия масочного режима

Само по себе нахождение в магазине посетителей без масок не грозит торговой организации какой-либо ответственностью. По общему правилу, привлечению к административной ответственности подлежит лицо, совершившее данное правонарушение. То есть сам покупатель, а не магазин.

В конечном счете магазины не вправе отказать клиентам в посещении своих торговых площадей и залов. В противном случае действия магазина могут быть расценены тем же Роспотребнадзором в качестве дискриминации и нарушения прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ).

1. Масочный режим (обязанность по ношению медицинской маски в общественных местах) был введен в соответствии с региональными нормативными актами и продолжает действовать во многих субъектах РФ.

2. Магазины должны следить, как масочный режим соблюдается всеми посетителями и работниками магазина (продавцами, кассирами, охранниками и т. п.).

3. Если магазин соблюдает санитарные нормы, масочный режим, режим социального дистанцирования и оповещает своих клиентов о необходимости соблюдения соответствующих норм и правил, то оштрафовать его не могут.

4. Штраф последует, когда торговая организация/ИП осуществит реализацию продукции клиентам, не соблюдающим масочный режим и другие временные санитарные ограничения, установленные местным законодательством.

5. Если клиенты магазинов нарушают масочный режим, а магазин беспрепятственно продает таким клиентам товары, то оштрафовать могут одновременно и клиентов, и продавца, который обслужил их на кассе, и сам магазин, который допустил нарушение.

6. Чтобы избежать штрафов, при попытке прохода в магазин посетителя без маски, представитель магазина должен проинформировать его о введенном в регионе масочном режиме, о необходимости его соблюдения и об ответственности за нарушение такого режима.

7. При соблюдении магазином всех правил (предупреждение об ответственности, неосуществление отпуска товара на кассе и вызов полиции), Минпромторг советует правоохранителям не штрафовать магазин за нарушение посетителями режима обязательного ношения масок.

В то же самое время магазин обязан проинформировать своих посетителей об обязанности соблюдать масочный режим и об административной ответственности за несоблюдение данного режима. Одновременно с этим магазин должен предпринять действия, обязывающие клиентов соблюдать масочный режим.

И если магазин соблюдает санитарные нормы, масочный режим, режим социального дистанцирования и оповещает своих клиентов о необходимости соблюдения соответствующих норм и правил, то оштрафовать его не смогут.

Штраф последует только тогда, когда торговая организация/ИП осуществит реализацию продукции клиентам, не соблюдающим масочный режим и другие временные санитарные ограничения, установленные местным законодательством.

Также магазин могут оштрафовать за непредупреждение клиентов, которые не носят масок, о необходимости соблюдения масочного режима и об ответственности за несоблюдение данного режима (письмо Минпромторга от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15).

Какие штрафы действуют за нарушение масочного режима

Если клиенты магазинов нарушают масочный режим, а магазин беспрепятственно продает таким клиентам товары, то оштрафовать могут одновременно и клиентов, и продавца, который обслужил их на кассе, и сам магазин, который допустил подобного рода нарушение.

Штрафы последуют по ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).

По данной статье за отсутствие маски клиент магазина может быть либо предупрежден, либо оштрафован на сумму от 1 000 до 30 000 рублей. Кассир, осуществивший продажу товара клиенту, нарушающему масочный режим, может быть оштрафован на сумму от 10 000 до 50 000 рублей. Такой же штраф назначается и ИП, которому принадлежит соответствующая торговая точка. Торговая организация за это нарушение несет ответственность в виде штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

Повторное нарушение масочного режима увеличит штрафы для покупателей, продавцов и организаций (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ). За повторное нарушение штраф для покупателей может составить от 15 000 до 50 000 рублей, а для продавцов — от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. Штраф для ИП и торговых организаций составит от 500 000 до 1 млн рублей. В качестве альтернативы штрафу деятельность магазина могут приостановить на срок до 90 суток.

Как магазинам избежать штрафов за нарушение масочного режима

В целях избежания возможных наказаний за нарушение санитарных норм в период действия карантина организации и ИП должны строго следовать распоряжениям местных властей, а также выполнять рекомендации контролирующих ведомств и, в частности, Роспотребнадзора.

Например, магазины должны соблюдать рекомендации Минпромторга, которые касаются работы магазинов в условиях санитарных ограничений (письмо от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15).

Согласно данным рекомендациям, при попытке прохода в магазин посетителя без маски представитель магазина должен проинформировать его о введенном в регионе масочном режиме, о необходимости его соблюдения и об ответственности за нарушение такого режима.

Одновременно посетителя нужно проинформировать о возможности приобретения масок при входе в магазин или на его территории в отдельной кассе.

При несогласии посетителя исполнять такие требования и в случае их нарушения, в том числе проникновения на территорию магазина, представителям торговой организации рекомендуется отказать такому посетителю в обслуживании на кассе.

Одновременно необходимо вызвать полицию для пресечения нарушения. В конфликт с нарушителем продавцам вступать не рекомендуется.

При соблюдении магазином данной инструкции (предупреждение об ответственности, отказ в продаже товара на кассе и вызов полиции), Минпромторг советует правоохранителям не штрафовать магазин за нарушение посетителями режима обязательного ношения масок.

Может ли магазин отказать в обслуживании клиенту без маски

Выполняя санитарные рекомендации Минпромторга и Роспотребнадзора, магазины должны отказывать в обслуживании и отпуске товаров покупателям, не соблюдающим масочный режим. В связи с этим возникает вполне резонный вопрос о законности такого отказа.

По общему правилу, магазин не вправе отказать своему клиенту в обслуживании.

Договор купли-продажи, заключаемый между магазином и потребителем в момент совершения покупки, предусматривает недопустимость отказа в обслуживании покупателя, если интересующий товар доступен для приобретения, а у покупателя достаточно денежных средств для оплаты (п. 3 ст. 426 ГК РФ).

В свою очередь отказ потребителю в предоставлении товаров либо доступе к товарам по причинам, связанным с состоянием его здоровья, влечет наложение штрафов по ч. 5 ст. 14.8 КоАП РФ. За данное нарушение организацию могут оштрафовать на сумму от 300 000 до 500 000 рублей.

Роспотребнадзор поясняет, что такие действия в условиях масочного режима отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и имеют своей целью защиту прав и интересов всех прочих потребителей.

Следовательно, штрафовать за нарушение прав потребителей магазины, отказывающие в отпуске товаров нарушителям масочного режима, Роспотребнадзор не будет. Напротив, самих покупателей, которые игнорируют обязанность по ношению масок, рекомендуется привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Еще полезные материалы на сайте БУХ.1С в разделах:

Источник

За что штрафуют магазины: решения судов по нарушениям в сфере торговли

Какие штрафные санкции налагают на торговые предприятия и за что. Смотреть фото Какие штрафные санкции налагают на торговые предприятия и за что. Смотреть картинку Какие штрафные санкции налагают на торговые предприятия и за что. Картинка про Какие штрафные санкции налагают на торговые предприятия и за что. Фото Какие штрафные санкции налагают на торговые предприятия и за что

Вопросы об ответственности торговых организаций довольно часто становятся предметом рассмотрения судов. Мы подобрали наиболее интересные дела, которые были изучены арбитражными судами округов и Верховным судом РФ с марта по сентябрь 2019 года. Вот некоторые вопросы, на которые ответили судьи. Сколько вывесок должно быть в магазине? Где нельзя размещать уголок потребителя? Что будет, если контролеры не обнаружат ценники на алкогольную продукцию? За какие «торговые» нарушения организация может быть ликвидирована?

Вывеска и реклама на фасаде магазина

Если расширить известное выражение о том, что театр начинается с вешалки, то можно сказать, что магазин начинается с вывески. Отсутствие или неудачное расположение вешалок в театре может привести к недовольству зрителей, а вот ошибки, допущенные при размещении вывески, грозят торговой организации штрафом до 40 тыс. рублей. Таков максимальный размер санкции, которая предусмотрена частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ.

Данный штраф налагается как за отсутствие вывески, так и за неверное оформление. Напомним, что вывеска должна содержать информацию о фирменном наименовании торговой организации, месте ее нахождения и режиме работы магазина (ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). При этом нужно учитывать, что если в магазине есть несколько входов, то возле каждого из них надо расположить вывеску. Объяснение простое — потребитель должен иметь возможность получить всю необходимую информацию при входе в объект торговли с любой стороны (определение Верховного суда РФ от 12.04.19 № 305-ЭС19-4019).

Уголок потребителя

Размещение вывесок возле всех входов в здание — это не единственная обязанность магазина, связанная с соблюдением «информационных» прав покупателей. Так, в каждой торговой точке необходимо оборудовать так называемый «уголок потребителя». В нем, помимо прочего, следует разместить информацию о продаваемых товарах, и в частности, копии сертификатов, деклараций, санитарных заключений и других документов. При выборе места для расположения уголка потребителя нужно исходить из того, что каждый покупатель в любой момент времени должен иметь свободный доступ к соответствующему стенду. Поэтому размещать его за стойкой продавца, либо загораживать торговым оборудованием недопустимо. Все это является нарушением, за которое магазин может быть оштрафован в соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ на 10 тыс. рублей (определение Верховного суда РФ от 23.08.19 № 301-ЭС19-13311).

Заметим, что подобный штраф можно получить даже при правильно оформленном уголке потребителя. Речь идет о ситуации, когда продавец оказывает покупателю дополнительные платные услуги (к примеру, в магазине, продающем смартфоны, могут установить программное обеспечение, провести настройку, наклеить защитную пленку и т.п.). В этом случае недостаточно будет просто разместить информацию о стоимости и порядке оказания данных услуг на информационном стенде и (или) на сайте торговой организации. Перед оплатой допуслуг с покупателя нужно взять письменное согласие на получение каждой дополнительной платной услуги, которая оказывается при продаже товара. Иначе магазин может быть оштрафован (определение Верховного суда РФ от 06.09.19 № 308-ЭС19-14246, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.07.19 № Ф09-4099/19).

Контрафактная продукция

Как показывает практика, значительное количество «торговых» нарушений, выявляемых при проверках контролирующими органами, связано с продажей контрафактной продукции. Причем, во многих случаях владелец бизнеса может и не подозревать, что допускает нарушение. В качестве примера приведем дело, рассмотренное Арбитражным судом Московского округа. Магазин был оштрафован на 500 тыс. рублей за то, что использовал при рекламе товаров в торговом зале и на своем сайте футбольную символику, а именно, слова «Чемпионат мира по футболу». Как отметили судьи, это словосочетание является зарегистрированным товарным знаком международной футбольной ассоциации (ФИФА). А значит, использовать его в рекламных целях можно только с разрешения правообладателя. Поскольку магазин такого разрешения не имел, следовательно, в его действиях имелись признаки недобросовестной конкуренции, санкции за которую предусмотрены статьей 14.33 КоАП РФ (постановление от 15.08.19 № Ф05-13171/2019).

Чтобы избежать таких ситуаций, при разработке макетов и текстов рекламных или информационных сообщений для размещения в торговом зале, на вывесках или на сайте магазина, нужно обязательно проверять, не используются ли товарные знаки и символика, принадлежащая другим лицам. Следует учитывать, что неоднократное нарушение этого правила может стать поводом для принудительной ликвидации торговой организации или лишения ИП этого статуса на основании статьи 1253 ГК РФ.

Заметим, что принудительная ликвидация бизнеса по правилам статьи 1253 ГК РФ возможна не только за использование чужих товарных знаков в рекламе, но и за незаконную продажу товаров, на которые нанесены подобные обозначения. При этом размещение товаров в торговом зале, на полках или стеллажах приравнивается к реализации (определение Верховного суда РФ от 02.09.19 № 305-ЭС19-13784).

К счастью, суды подходят к применению данного наказания весьма взвешенно. Арбитры отмечают, что привлечение магазина к административной ответственности за продажу контрафактного товара не является достаточным основанием для ликвидации организации. Нужно также доказать, что своими действиями торговая организация причиняет правообладателям столь значительный ущерб, что предотвратить его увеличение можно только исключив нарушителя из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Поэтому, даже если контролеры обнаружили несколько случаев продажи контрафакта, но каждый из них сам по себе был малозначителен (например, продажа одной единицы товара в розницу), а владельцы товарного знака не заявляли о существенном ущербе, то ликвидировать магазин нельзя. В такой ситуации достаточно выписать штраф за каждый случай продажи контрафакта и изъять указанную продукцию (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.08.19 № Ф09-4138/19).

Сигареты и алкоголь

Торговцам, имеющим в ассортименте алкоголь и сигареты, помимо общих моментов, о которых говорилось выше, нужно учитывать и специальные правила продажи данных товаров.

Так, магазины, расположенные в городах, не могут торговать спиртным, если общая площадь торгового объекта составляет менее 50 кв. метров (в сельской местности запрещено продавать алкоголь, если площадь объекта менее 25 кв. метров). Это одно из лицензионных требований, без выполнения которого нельзя получить разрешение на продажу алкогольной продукции. Однако соблюдать данное ограничение нужно не разово (на дату получения лицензии), а постоянно — все то время, когда магазин планирует продавать спиртное на основании полученной лицензии. Иначе торговой организации грозит штраф в размере 150 тыс. рублей и конфискация продукции на основании части 1 статьи 14.17 КоАП РФ (определение Верховного суда РФ от 15.08.19 № 308-ЭС19-12456).

Поэтому если владелец бизнеса, имея лицензию на продажу алкоголя через определенный магазин, решил сдать часть этого объекта в аренду, субаренду или в безвозмездное пользование, то прежде чем оформлять договор, нужно убедиться, что оставшаяся площадь не окажется меньше 50 кв. метров (25 кв. метров для сельской местности). Обратите внимание, что при подсчете данной площади учитывается не только торговый зал, но и складские помещения. Указанное ограничение по площади торговых объектов не распространяется на торговлю пивом и пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой (п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Следующий момент, который нужно учесть продавцам алкоголя, — оформление ценников на данную продукцию. Отсутствие ценников на «обычные» товары является нарушением правил торговли, за которое предусмотрен штраф для организаций в размере до 30 тыс. рублей (ст. 14.15 КоАП РФ). Но если контролеры не обнаружат ценники на алкогольную продукцию, то штраф возрастет в 10 раз и может сопровождаться конфискацией товара. Дело в том, что в этом случае наказание назначается по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Эта статья специально посвящена нарушениям при продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 27.03.19 по делу № 4а-230/2019).

И в заключение дадим совет владельцам магазинов, торгующих табачной продукцией. Закон запрещает продажу сигарет в торговой точке, расстояние от которой до любого образовательного учреждения составляет менее 100 метров (подп. 2 п. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.13 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»). Данное расстояние измеряется по прямой линии без учета искусственных и естественных преград. Ответственность за правильность определения этого расстояния несет владелец магазина (определение Верховного суда РФ от 21.08.19 № 306-ЭС19-12939).

Поэтому прежде чем вводить в ассортимент табачную продукцию, нужно изучить план местности и схему расположения образовательных учреждений. Также допустимы прямые измерения расстояния с использованием технических средств (в т.ч. современных лазерных дальномеров). А если есть сомнения, желательно привлечь экспертную организацию, которая официально подтвердит, что расстояние от образовательного учреждения до магазина составляет более 100 метров. В противном случае ошибка с измерениями может обойтись торговой организации штрафом в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей (ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ).

Источник

Как штрафуют работодателей в пандемию

В первой половине октября в отделение «Почты России» пришли с проверкой сотрудники Роспотребнадзора и Объединения административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ), проверили все помещение на соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и сделали замечание, что антисептики стоят у каждого окна для обслуживания, а не при входе в отделение. По словам представителя «Почты России», антисептики стояли на окнах специально для удобства посетителей. В другом отделении «Почты России», рассказывает представитель организации, инспектора обнаружили, что в журнале зафиксированы не все случаи уборки помещения. Теперь за нарушения «Почте России» грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб. Точная сумма штрафа может быть определена в суде, но «Почта России» собирается оспаривать результаты проверок, говорит представитель компании.

Подобных проверок в пандемию стало много. По данным Главного контрольного управления (Главконтроль) Москвы, по их результатам с 1 сентября по 23 ноября было выписано более 151 500 административных штрафов в отношении физических лиц и более 17 000 – в отношении организаций и предприятий. За нарушение санитарных требований временно приостановлена работа более 164 предприятий.

С начала осени по 8 декабря были зафиксированы 18 500 нарушений организациями и предприятиями требований, установленных во время режима повышенной готовности, сообщила «Ведомостям» заместитель начальника Главконтроля Ирина Зайко. Основную массу нарушений, по ее словам, составили случаи несоблюдения перчаточно-масочного режима работниками и посетителями организаций.

С 19 октября начались также проверки на соблюдение указа мэра Москвы о переводе на удаленную работу 30% сотрудников, говорит Зайко. По ее словам, в основном это касается крупных компаний с большим числом офисных работников.

Как выяснили «Ведомости», недочеты могут найтись практически всегда – из-за обилия проверяющих органов и обширного списка требований, которые нужно соблюдать в пандемию.

Роспотребнадзор и другие

В компанию Fancy Armor, выпускающую чехлы для чемоданов, проверяющие приходили уже два раза с начала пандемии, рассказывает директор Fancy Armor Елена Ларина. Первый раз, вспоминает она, сотрудники Роспотребнадзора пришли в мае. Они проверили, есть ли разметка на полу для социального дистанцирования, носят ли сотрудники маски и перчатки, измеряет ли компания им температуру, как часто дезинфицируется помещение. Выяснилось, что компания не успела провести тестирование сотрудников на коронавирус. Инспектора выдали предписание об устранении нарушений и через три недели вновь вернулись с проверкой. К этому моменту Fancy Armor, рассказывает Ларина, уже подала заявку в медицинскую организацию на выезд медиков для тестирования на COVID, предъявила заявку инспекторам и таким образом избежала штрафа.

Как малый бизнес адаптируется к новым ограничительным мерам

В основном штрафы выписывают за отсутствие антисептиков, журнала измерения температуры и термометров, несвоевременную дезинфекцию помещений или если сотрудникам не измеряют температуру на входе в помещение, говорит Виталий Богомолов, адвокат Московской коллегии адвокатов «Клишин и партнеры». Штрафы выписывают также за несоблюдение социальной дистанции между работниками и отсутствие средств индивидуальной защиты, уточняет Юлия Замятина, партнер юридической компании «Алимирзоев и Трофимов».

Основанием для проверки может послужить информация о нарушениях, полученная из самых разных источников: обращений граждан и организаций, госорганов или СМИ, объясняет Зайко. По ее словам, проверка может включать осмотр, опрос, проверку документов и экспертизу.

По словам Зайко, соблюдение санитарных норм и правил проверяет Роспотребнадзор. Он основывается на ст. 6.3 КоАПа о нарушениях в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Она предусматривает штраф для должностного лица и ИП от 50 000 до 150 000 руб., а для организации – от 200 000 до 500 000 руб., напоминает Богомолов. По его словам, Роспотребнадзор в большинстве случаев проводит внеплановую проверку по требованию прокуратуры.

Роспотребнадзор регулярно проверяет розничную сеть «Магнит», говорит представитель сети. По его словам, инспектора изучают документы и ходят по магазинам, где проверяют запас масок, перчаток и антисептиков. Если инспектора выявляют то или иное нарушение, компания сразу его устраняет.

Роспотребнадзор в ответ на запрос «Ведомостей» сообщил лишь, что масочный режим введен в 85 регионах России и за его несоблюдение с 1 сентября в 66 регионах было вынесено 145 968 штрафов.

В Москве – согласно указу мэра от 4 апреля этого года – право проверять организации и предприятия имеют также другие государственные органы – департамент торговли и услуг, ОАТИ, говорит Зайко. Из указа следует, что ОАТИ проверяет, соблюдаются ли социальное дистанцирование работников и посетителей организаций, а также правила посещения гражданами организаций. Департамент торговли и услуг, префектуры и управы районов контролируют соблюдение требований к работе розничных компаний. Автоинспекция проверяет предприятия транспорта, а госинспекция по контролю за использованием объектов недвижимости – здания и сооружения.

Ведра, стиральные машины и удаленка

Проверяющие составляют протоколы по ст. 20.6.1 КоАПа (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения), рассказывает Замятина. По ее наблюдениям, во время пандемии и режима повышенной готовности компании чаще всего штрафуют по ч. 1 ст. 20.6.1. По этой статье предусмотрен штраф от 100 000 до 300 000 руб., а за повторное нарушение – от 500 000 руб. до 1 млн руб. или приостановка предприятия на срок до 90 дней.

Каким стал новый закон об удаленной работе

По словам Замятиной, судебная практика последних месяцев показывает, что чаще всего на компании накладывают штрафы в размере 100 000 руб.

Чаще всего штрафуют предприятия торговли, затем – индустрии красоты и фитнес-индустрии, делится наблюдениями Татьяна Минеева, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве.

Нина Литвинова, соосновательница сети салонов красоты «Пальчики» и общественный уполномоченный индустрии красоты, рассказывает, что ее сеть проверяли в этом году 60 раз. Один из салонов оштрафовали за то, что ведра, предназначенные для мытья полов в трех разных зонах (гостевой, зоне стойки администратора и зоне персонала), не были промаркированы. На них не было написано, что они предназначены именно для этой зоны. Инспектора также выписали штраф за то, что стиральная машина стояла в подсобке, а не в отдельном помещении, говорит Литвинова.

Во второй половине октября сотрудники ОАТИ пришли с проверкой в Nestle. Производственный гигант не выполнил требование о переводе 30% сотрудников на дистанционный режим, и компании пригрозили штрафом в 300 000 руб. Представитель Nestle в октябре заявил «Ведомостям», что компания столкнулась с техническими сложностями при загрузке списков сотрудников на портал mos.ru и решение проблемы заняло время. Потом списки были загружены на портал, и теперь компания регулярно обновляет данные. Nestle избежала штрафных санкций, уточняет представитель компании.

С 12 октября каждый понедельник компании обязаны подавать через сайт mos.ru сведения о переведенных на удаленную работу сотрудниках, поясняет Зайко. Если организация не предоставила сведения, она привлекается к административной ответственности. Но сотрудники Главконтроля могут также перепроверять предоставленные сведения, сверяя их с фактическим числом работников, приезжающих на свои рабочие места. Если на рабочих местах оказывается более 70% персонала, компании выписывают штраф по ст. 20.6.1 КоАПа.

Крупным легче

У крупных компаний больше возможностей контролировать соблюдение всех санитарно-эпидемиологических правил, нежели у малого бизнеса.

ОАТИ недавно проверяло офисы и производства компании «Фосагро». В офисе инспектора проверили правила разметки и ведение журналов термометрии, а также выяснили, что маски и перчатки выдаются сотрудникам прямо на входе и за их ношением следят установленные в офисе камеры. Также на входе с помощью тепловизора измеряют температуру сотрудникам. На производственных объектах проверяющие посмотрели приказы об организации работы в пандемию и план мероприятий по предупреждению распространения коронавируса. В самих цехах проверили, как разделяются рабочие потоки, как дезинфицируются помещения и как организован контроль и осмотр работников на наличие признаков ОРВИ при входе в организацию. Инспекторов интересовало также, как сотрудников доставляют на смену автобусами, как соблюдается социальная дистанция и проветривается ли помещение, как персонал носит маски и перчатки. Каких-либо нарушений выявлено не было, говорит представитель «Фосагро». По его словам, цифровые технологии помогают «Фосагро» создать барьеры на пути распространения вируса. На входе в головной офис компании помимо поточных тепловизоров установлены рекогнайзеры – оборудованные камерами автоматизированные системы, которые следят за соблюдением масочного режима, говорит он.

Судебные перспективы

Компании, не согласные с результатами проверки, имеют право обжаловать их в судах общей юрисдикции Москвы (Московский арбитражный суд делами об оспаривании таких штрафов не занимается). Но истцы нечасто добиваются успеха.

Замятина указывает на несколько типичных дел, материалы которых опубликованы на сайте Московского городского суда. 24 сентября Мосгорсуд вынес решение по поводу нарушения ч. 1 ст. 20.6.1 компанией «Диодан», которая готовит и доставляет еду. В апреле 2020 г. в «Диодан» пришли с проверкой представители управы Обручевского района города Москвы. Они выяснили, что в торговых помещениях отсутствует разметка, не установлен режим допуска и пребывания на кухне, а заказы курьерам служб доставки выдаются без соблюдения работниками дистанции в полтора метра. В качестве доказательств суду были предъявлены фотографии кухни и находившихся там курьеров и работников. Компания обратилась в суд, и суд присудил штраф в 100 000 руб. – сначала Гагаринский районный суд, а потом и Мосгорсуд.

Замоскворецкий районный суд 23 октября вынес постановление о наказании ресторана «Моремания», который принадлежит компании «Прометей». Ресторан оштрафовали за то, что у работников не было перчаток. Однако суд учел, что ранее аналогичных нарушений в ресторане не происходило, компания «Прометей» закупала средства индивидуальной защиты, но не контролировала, пользуются ли ими сотрудники постоянно. В результате суд признал компанию «Прометей» виновной по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАПа, но назначил чуть более низкий штраф в 50 000 руб. В материалах суда специально оговорено, что суд с учетом исключительных обстоятельств посчитал возможным назначить штраф в меньшем размере, чем это предусмотрено.

Доказать в суде, что штраф был наложен неправомерно, почти невозможно, так как инспектора предъявляют суду фото и видеосъемку нарушений или же аудиозапись, подтверждающую нарушения, говорит Алексей Петропольский, гендиректор юридической компании Urvista. Чтобы выиграть суд, продолжает он, нужно нанять адвоката и привлечь свидетелей. Большинство компаний предпочитают заплатить штраф в 100 000 руб.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *