Какие существовали варианты создания единого государства в чем их принципиальное различие
ГДЗ #1
§ 14. Завершение гражданской войны и образование СССР.
Какие противоречия национального и социального характера проявились в России во время Гражданской войны?
Во время Гражданской войны проявились противоречия между центром и национальными окраинами, обострился аграрный вопрос (политика большевиков в отношении крестьян).
1. Охарактеризуйте события Гражданской войны на национальных окраинах России. Что в них было особенного, а что общего с ходом противостояния в центральных областях страны?
Сопротивление отрядов зелёных в Поволжье, на Урале и в Западной Сибири также было подавлено Красной армией к 1922 г. В 1921 г. Красная армия разбила группировку белых под командованием Р.Ф. Унгерна, отступившую в Монголию. Монголия стала первым союзником Советской России. В октябре 1922 г. Войска Дальневосточной республики заняли Хабаровск, Спасск и Владивосток. В ноябре в ДВР была провозглашена советская власть. Республика обратилась к Советской России с просьбой о воссоединении. В Средней Азии войска М.В. Фрунзе вступили в Туркестан и установили там советскую власть. Она утвердилась также в Ферганской области, в Закаспии, в Семиречье, большей части Хивинского ханства. Образовалась Хорезмская народная советская республика. В августе — октябре 1920 г. Были разбиты войска бухарского эмира и провозглашена Бухарская народная советская республика. Возникло антисоветское движение — басмачество, поддержанное Ираном и Афганистаном. Лишь к 1926 г. Советизация Средней Азии в основном завершилась. В 1920-1921 гг. Советская власть была установлена и в Закавказье.
2. Как вы думаете, почему большевистское руководство пошло на создание ДВР?
Большевистское руководство пошло на создание ДВР, потому что в данной ситуации было необходимо пойти на компромисс с Японией, ведь могла начаться русско-японская война. Это было бы тяжко для большевиков и ослабило их позиции. Таким образом, большевики предотвратили конфликт с Японией.
3. Назовите предпосылки образования СССР.
Постепенно шёл процесс консолидации суверенных республик в единое государство. Фактически Советы всех уровней на их территории контролировала единая партия большевиков — РКП (б). Ещё в годы Гражданской войны РСФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР объединили свои вооружённые силы. В 1920-1921 гг. Были заключены двусторонние договоры между этими тремя республиками. Это позволяло координировать деятельность республиканских правительств в экономической сфере, создать единую систему мобилизации ресурсов для обороны в рамках политики военного коммунизма. В феврале 1922 г. Оформилось единое руководство иностранными делами. Интересы восстановления их экономики в условиях перехода к нэпу требовали единого внутреннего рынка и возрождения внешнеэкономических связей. Все это диктовало создание на территориях, где утвердилась советская власть, единого государства.
4. Какие существовали варианты создания единого государства? В чём их принципиальное различие? Дайте свою оценку каждому из этих вариантов.
Комиссия ЦК РКП(б) под председательством И.В. Сталина подготовила план автономизации, то есть включения Украины, Белоруссии и ЗСФСР в состав РСФСР на правах автономий. Он доказывал, что вхождение советских республик в РСФСР на правах автономий позволит создать крупное и сильное государство с централизованной системой управления. В.И. Ленин выступил против плана автономизации, охарактеризовав его как политическую ошибку, которая обострит межнациональные отношения. Он предложил создать добровольный союз суверенных и равноправных республик. Первые вариант позволил бы союзным республикам выходить из состава государства, не участвовать в военных действиях при желании. Такое государство не смогло бы существовать в условиях диктатуры. Второй вариант отвечал настроениям большевистской партии.
5. Что представляло собой новое государственное устройство? В какой степени оно отвечало задачам, поставленным перед объединением первоначально?
Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд Советов, а между съездами — ЦИК. Он состоял из двух законодательных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Национальностей включал по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному представителю от автономных областей. Съезд Советов СССР формировал высший орган исполнительной власти — Совет народных комиссаров. В ведение союзного правительства передавались иностранные дела, вооружённые силы страны, внешняя торговля, пути сообщений, финансы, обеспечение обороны и государственной безопасности. В 1924 г. Республиканские ГПУ были объединены в союзные органы государственной безопасности — ОГПУ. В ведении союзных республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение. Таким образом, возможность учёта особенностей интересов населения союзных республик, специфики их социально-экономического развития зависела не от безвластных местных руководителей, а от политики руководства партии. Такое устройство отвечало изначально поставленным задачам
На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету История, которые посещают 11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Учебник», которая была написана автором/авторами: Загладин, Петров. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.
Какие существовали варианты создания единого государства в чем их принципиальное различие
Подробное решение параграф § 11 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016
Каковы были предпосылки создания и укрепления союзного советского государства?
Предпосылками создания и укрепления союзного советского государства стали: формирование советских социалистических республик во главе с коммунистическим партиями, подчинявшимся ВКП(Б), исторические, культурные и экономические связи между республиками, необходимость экономического восстановления и обороны.
Этот план И.В. Сталина получил название плана автономизации. Почему? Используйте определение понятий «федерация» и «автономия».
План получил такое название, потому что республики входили бы в состав РСФСР на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического суверенитета.
Проанализируйте новый вариант резолюции. Какие изменения являются принципиальными?
Принципиальным изменением является предоставление союзным республикам права свободного выхода из союза.
1. Дайте определение понятий «федерация», «автономия».
Федерация – форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Автономия — особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом), предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства в целом, в состав которого входит данная самоуправляющаяся единица.
2. Сравните сталинский и ленинский планы создания союзного государства. В чём их принципиальное различие?
3. Что означает политика «коренизации»? В чём её главная задача?
Политика «коренизации» — политика, ориентированная на подготовку, выдвижение и использование в национальных образованиях национальных кадров для работы в государственных, общественных органах, в хозяйственных учреждениях и учреждениях культуры
4. Назовите основные итоги проводимой в 1920-е гг. национальной политики.
Итогами проводимой в 1920-е гг. национальной политики стали – развитие национальных языков, образования и культуры, формирование национальных политических и культурных элит, но в то же время ущемление прав других национальностей, прежде всего русского населения. Также итогом стал определенный рост национализма и недовольства на территориях со смешанным населением.
1. Покажите на карте республики, первоначально вошедшие в СССР в 1922 г., в последующие годы.
В 1922 г. в состав СССР вошли РСФСР, Белорусская ССР, Украинская ССР, Закавсказская СФСР (Армянская СССР, Азербаджанская ССР, Грузинская ССР).
Позже в состав вошли: Туркменская ССР (1924), Узбекская ССР (1924), Таджикская ССР (1929), Казахстанская ССР (1936), Киргизская ССР (1936), Армянская ССР (1936), Азербаджанская ССР (1936), Грузинская ССР (1936), Эстонская ССР (1940), Латвийская ССР (1940), Литовская ССР (1940), Молдавская ССР (1940).
2. Сравните территории Российской империи и СССР. Сделайте выводы.
По сравнению с Российской империей СССР утратил территории Финляндии, Польши, страны Прибалтики (в 1940 г. вошли в состав СССР), Западных Украины и Белоруссии (вернулись в 1940 г.), Молдавии (вернулись в 1940 г.), Карской области на Кавказе. Таким образом, образовавшийся СССР включал меньше территорий, чем было в Российской империи, однако к 1940 г. ряд территорий были возвращены.
Каковы были принципы устройства союзного государства?
Принципами устройства союзного государства были добровольность и свобода выхода из Союза.
Какова была политическая цель образования СССР?
Политическая цель образования СССР заключалась в создании оплота против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику
1. Определите главные принципы построения союзного советского государства.
Главными принципами построения союзного государства были равноправие самостоятельность союзных республик, возможность свободного выхода.
2. Найдите в дополнительных источниках информации различные оценки образования СССР. В чём вы видите историческое значение создания СССР?
Историческое значение образование СССР – это восстановление целостности страны после Гражданской войны, когда возникла угроза распада единого государства на ряд суверенных и враждующих государств.
3. Составьте схему организации государственного управления в СССР. В чём особенности такой структуры власти.
Отличия планов государственного устройства СССР
Октябрьская революция довершила процесс распада Российской империи на автономные и самостоятельные квазигосударственные образования. Республики, где твердо установилась Советская власть создали тесные связи в военной и политической сферах. Такая форма объединения называлась «договорной федерацией», в которой достигалось единство, через ограничение суверенитета по существу независимых республик.
По окончании Гражданской войны остро встал вопрос дальнейшего развития союзных отношений между республиками и поиск эффективных путей объединения на новых основах. На стадии создания СССР столкнулись планы устройства союзного государства, которые связывают с именами Ленина, и Сталина.
Что вело советские республики к единству
Важнейшими предпосылками образования СССР были:
Многовековое совместное проживание в одном государстве предлагало единство, как важнейшее условие для выживания во враждебной среде.
Совместное решение общих проблем
Центростремительные процессы в Советских республиках стимулировали:
Решать эти вопросы сподручнее было общими усилиями, в одном государстве. Но для объединения необходимо было найти приемлемый для всех способ и определить принципы сосуществования в едином государстве.
Принято считать Ленина создателем СССР, но не все так однозначно.
План автономизации Сталина
К лету 1922 года партийные органы Советских республик обратились в ЦК РКП(б)с настоятельной просьбой разработать принципы и формы для единого Советского государства. Поручение создать такой проект получила комиссия Оргбюро ЦК партии, во главе с наркомом по делам национальностей Сталиным.
Комиссия разработала план устройства Союза на принципах «автономизации» советских республик:
Проект назывался «сталинским», его поддерживали не только видные деятели партии и советского правительства, но и низовые структуры партийно-государственного аппарата, и рядовые коммунисты национальных окраин.
Однако руководящие органы республик заняли по отношению к проекту автономизации неоднозначную позицию: от одобрения Арменией, Азербайджаном, Закавказским крайкомом, с оговорками Белоруссией, до полного неприятия Грузией и частично Украиной. После вызова на заседание комиссии представителей республик ситуация поменялась на одобрение проекта всеми, кроме воздержавшейся делегации от Грузии.
При согласовании проблем, центр уступил республикам в частности:
В итоге 24 сентября 1922 года, комиссия план приняла и вынесла его на рассмотрение Пленума ЦК ВКП(б). Но в дело вмешался тяжелобольной В. И. Ленин.
Ленинская формула создания СССР
26 сентября Ленин направил письмо в Политбюро ЦК ВКП(б) со своими соображениями по созданию союзного государства. В письме он отверг проект «автономизации» и предложил свою формулу решения вопроса. Альтернативный вариант Ленина предусматривал не «вхождение», а «объединение» республик в Союз Советских Социалистических Республик, наравне с РСФСР.
План предусматривал необходимость создания высших органов Союза, стоящих над республиканскими, в том числе и над органами власти РСФСР. Основополагающим принципом объединения по ленинскому проекту было полное равноправие субъектов Союза. Под мощным давлением «вождя» Сталин был вынужден признать ошибочным свой проект «автономизации». В последующем взятый за основу ленинский проект был принят во всех инстанциях, с некоторыми дополнениями.
Принципиальная разница проектов
Главное противоречие проектов создания СССР заключалось во взглядах на форму государственного устройства. Ленинский план тяготел к конфедерации Советских государств Европы и Азии. Взор Ленина был устремлен на создание «всемирного Советского Союза». Но конфедерация, при всей ее привлекательности неустойчивое образование и со временем либо распадается, либо становится федерацией.
Сталин отстаивал идею централизованного государства под сильным руководством, скрепляющего Союз на длительное существование. Важно было сохранить единое государство, для построения привлекательной модели государства. Планы мировой революции он относил на дальнюю перспективу.
Ленин победил, но с оговорками
В итоге и по факту, принципы создания СССР предложенные В. И. Лениным были приняты за основу при написании союзного договора. Однако в ходе обсуждений прошли предложения группы Сталина по созданию мощного союзного центра, что по сути было той же «автономизацией», но в иной формулировке. Это стало спасительным чудом для огромной страны, но проиграв на том этапе советской истории, ленинская формула сыграла зловещую роль в судьбе СССР много позже.
План образования СССР на основе федерации, предложенный В.И. Лениным, предполагал
План объединения Советских республик в единое государство, предложенный И.В. Сталиным, предполагал
соединение всех республик на равноправной основе с сохранением атрибутов государственности и суверенитета, за исключением вопросов, передаваемых в ведение Центра
вхождение в состав РСФСР всех остальных республик на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического суверенитета
Ленинский план создания СССР — равноправие республик.
«Сталинский» план создания СССР назывался проектом: «автономизации» (республики подчинялись РСФСР).
§ 13. Политическое развитие Советского государства
1. Определите идеологические, политические, экономические предпосылки образования СССР.
Идеологические: Сталин хотел включить все советские республики в состав Российской Федерации и наделить их правом создавать автономии (план «автономизации»); Ленин считал, что всем желающим народам необходимо получить независимость и государственность, а затем объединиться с Россией в федерации (плнан федерации).
Политические предпосылки заключаются в авторите власти среди рабочих и крестьян после Октябрьской Революции и победы в Гражданской войне.
Экономические предпосылки: жёсткая политика «военного коммунизма», затем новая экономическая политика, назревала потребность в развитии экономики.
2. Какие планы создания единого государства существовали у партийного руководства? В чем их принципиальное различие?
Существовало два плана: план «автономизации» и плнан федерации.
Сталин выдвинул свой план «автономизации», суть которого заключалась во включении всех советских республик в состав Российской Федерации и наделением их правом создавать автономии.
Ленин предложил плнан федерации, согласно которому всем желающие народы должны получить независимость и государственность, после чего объединиться с Россией в федерации.
3. Охарактеризуйте политическую систему, сложившуюся в СССР к началу Великой Отечественной войны.
Экономическую основу системы составляли полное подчинение производителя государству, государственное регулирование и внеэкономическое принуждение, запрет забастовок, милитаризация экономики и труда.
Политическую основу характеризовали господство однопартийной системы, сращивание партийного и государственного аппарата, уничтожение политических оппонентов, создание мощных репрессивных структур.
Духовная жизнь: установление государственного контроля над средствами массовой информации, литературой и искусством, отделение церкви от государства, создание специальных идеологических организаций, борьба с инакомыслием.
Политическая система в СССР стала важным инструментом ускоренной социалистической модернизации и построения индустриальной базы. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, которая наделяла всех граждан равными правами, декларировала основные права и свободы человека.
4. Объясните значение понятия «культ личности». Какие причины привели к появлению культа личности Сталина?
Культ личности заключается в пропаганде личности Сталина (повсеместное изображение главы Советского государства в виде памятников, портретов, плакатов), создании образа вождя как сверхъестественной личности и возведении его в ранг величайших мыслителей.
5. Составьте хронологическую таблицу «Международное признание СССР». Охарактеризуйте международное положение СССР в межвоенный период. Определите основные направления внешней политики СССР в эти годы.
1920-1921 гг. | подписаны мирные договоры с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей |
1922 г. | Рапалльский договор с Германией (цель: установить дипломатические и торговые отношения) |
1924 г. | установление дипломатических отношений с Великобританией и Францией |
1933 г. | признание СССР со стороны США |
Международное положение. Развитие международных событий серьезно угрожало безопасности СССР, приход к власти в Германии фашистской партии явно свидетельствовало о приближении международной ситуации к военному конфликту.
Основные направления внешней политики.
6. Каково значение образования СССР?
Образование СССР способствовало развитию экономики, преодолению отсталости некоторых республик, развитию культуры, образования, здравоохранения. Объединение республик в Союз также позволило направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны.
11. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 10 кл. Горинов ◄
Каковы были предпосылки создания и укрепления союзного советского государства?
Предпосылками создания и укрепления союзного советского государства стали: формирование советских социалистических республик во главе с коммунистическим партиями, подчинявшимся ВКП(Б), исторические, культурные и экономические связи между республиками, необходимость экономического восстановления и обороны.
Этот план И.В. Сталина получил название плана автономизации. Почему? Используйте определение понятий «федерация» и «автономия».
План получил такое название, потому что республики входили бы в состав РСФСР на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического суверенитета.
Проанализируйте новый вариант резолюции. Какие изменения являются принципиальными?
Принципиальным изменением является предоставление союзным республикам права свободного выхода из союза.
1. Дайте определение понятий «федерация», «автономия».
Федерация – форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Автономия — особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом), предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства в целом, в состав которого входит данная самоуправляющаяся единица.
2. Сравните сталинский и ленинский планы создания союзного государства. В чём их принципиальное различие?
Основное различие: план Ленина предполагал создание федерации, план Сталина – централизованного государства под сильным руководством
Ленинский план | Сталинский план |
Федерализация. Соединение всех республик на равноправной основе с сохранением государственности и суверенитета. Вопросы обороны, внешней политики, денежного обращения передавались общесоюзным органам власти. | Автономизация. Вхождение республик в состав РСФСР на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического и суверенитета |
СССР – это федеративный союз равноправных республик. | Республики входили в состав РСФСР с потерей самостоятельности. |
3. Что означает политика «коренизации»? В чём её главная задача?
Политика «коренизации» — политика, ориентированная на подготовку, выдвижение и использование в национальных образованиях национальных кадров для работы в государственных, общественных органах, в хозяйственных учреждениях и учреждениях культуры
4. Назовите основные итоги проводимой в 1920-е гг. национальной политики.
Итогами проводимой в 1920-е гг. национальной политики стали – развитие национальных языков, образования и культуры, формирование национальных политических и культурных элит, но в то же время ущемление прав других национальностей, прежде всего русского населения. Также итогом стал определенный рост национализма и недовольства на территориях со смешанным населением.
1. Покажите на карте республики, первоначально вошедшие в СССР в 1922 г., в последующие годы.
В 1922 г. в состав СССР вошли РСФСР, Белорусская ССР, Украинская ССР, Закавсказская СФСР (Армянская СССР, Азербаджанская ССР, Грузинская ССР).
Позже в состав вошли: Туркменская ССР (1924), Узбекская ССР (1924), Таджикская ССР (1929), Казахстанская ССР (1936), Киргизская ССР (1936), Армянская ССР (1936), Азербаджанская ССР (1936), Грузинская ССР (1936), Эстонская ССР (1940), Латвийская ССР (1940), Литовская ССР (1940), Молдавская ССР (1940).
2. Сравните территории Российской империи и СССР. Сделайте выводы.
По сравнению с Российской империей СССР утратил территории Финляндии, Польши, страны Прибалтики (в 1940 г. вошли в состав СССР), Западных Украины и Белоруссии (вернулись в 1940 г.), Молдавии (вернулись в 1940 г.), Карской области на Кавказе. Таким образом, образовавшийся СССР включал меньше территорий, чем было в Российской империи, однако к 1940 г. ряд территорий были возвращены.
Каковы были принципы устройства союзного государства?
Принципами устройства союзного государства были добровольность и свобода выхода из Союза.
Какова была политическая цель образования СССР?
Политическая цель образования СССР заключалась в создании оплота против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику
1. Определите главные принципы построения союзного советского государства.
Главными принципами построения союзного государства были равноправие самостоятельность союзных республик, возможность свободного выхода.
2. Найдите в дополнительных источниках информации различные оценки образования СССР. В чём вы видите историческое значение создания СССР?
Историческое значение образование СССР – это восстановление целостности страны после Гражданской войны, когда возникла угроза распада единого государства на ряд суверенных и враждующих государств.
3. Составьте схему организации государственного управления в СССР. В чём особенности такой структуры власти.
Советская политическая система отвергла принцип разделения и независимости властей, поставив законодательную власть над исполнительной и судебной. Особенностью стала также коллегиальность органов власти.
Верховным органом власти являлся Съезд Советов, который между сессиями выбирал высший законодательный орган – ЦИК и Президиум ЦИК (который выполнял роль коллективного главы государства), который формировал исполнительный и административный (распорядительный) орган – совет народных комиссаров, а также высший судебный орган – Верховный суд.