Какие ваши предположения подтвердились что можно увидеть в мещерском крае

КАК СОЗДАЁТСЯ ОПИСАНИЕ
Урок развития речи в 8 классе
Анализ художественного очерка К. Г. Паустовского «Мещерский край»

Лифоренко Е.К.
Школа 348 Невского района Санкт-Петербурга

Идея подсказана уроком «Развитие речи. Изложение с описанием местности» в книге Г.А. Богдановой «Уроки русского языка в 8 классе» «Просвещение» 2007 год.

Цель : познакомить учащихся с творческой лабораторией писателя; научить использовать знания, полученные на уроках русского языка (особенности синтаксического строения словосочетания, словообразование) в типе речи – описании.

В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана, но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поёмные и лесные озёра, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном, в Мещерском крае можно увидеть обширные болота, покрытые ольхой и осокой, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник. Вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятла, вой волков. Шорох дождей в рыжей хвое. Вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Необходимо доказать, что наличие трёх абзацев оправданно.
Учащиеся определяют микротему каждого абзаца. Составляют план. Записывают первичный заголовок. Следовательно, формулируют тему. Тип речи известен – описание. Стиль – художественный. В 8 классе, как правило, дети уже умеют определять и стиль, и тип речи самостоятельно.

Источник

Урок литературы по теме «Путешествие по Мещерскому краю»

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

Техническое оборудование урока:

Оформление (на доске):

Эпиграф: Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к родной стране. (К.Г. Паустовский).

На экране: Тема урока, карта Мещерского края, обложка книги “Мещерская сторона”(Приложение 1, слайд 1)

Ход урока

Слово учителя: За окном весна, апрель. Светит солнце, на деревьях распускаются почки, зацветают на проталинах первые цветы. И такая красота вокруг (Приложение 1, слайд 2)

(Учитель читает стихотворение Н.И. Рыленкова “Все в тающей дымке”)

(Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…)

О чем заставляет нас задуматься поэт? (О природе, о ее красоте, о том, что мы не всегда внимательны к ней)

Слово учителя: Оказывается, об этом же говорит в своих очерках К.Г. Паустовский. Обратимся к первому очерку, который носит название “Обыкновенная земля”. О чем в нем рассказывает автор? (О Мещерском крае целиком, о том, что можно в нем увидеть и услышать).

Слово учителя:Послушайте, как начинается этот очерк. (Читает ученик.) (Приложение1, слайд 6).

Проверка домашнего задания: Определить, от какого слова образовано прилагательное “притягательный”, его лексическое значение. Подобрать к нему синонимы. (Приложение, слайд 7)

Слово учителя: Говоря о притягательной силе природы Мещеры, автор показывает, что она притягивает к себе, заманивает. (Приложение1, слайд 9,10).

В чем заключена притягательная сила Мещерского края?

Какие ваши предположения подтвердились что можно увидеть в мещерском крае. Смотреть фото Какие ваши предположения подтвердились что можно увидеть в мещерском крае. Смотреть картинку Какие ваши предположения подтвердились что можно увидеть в мещерском крае. Картинка про Какие ваши предположения подтвердились что можно увидеть в мещерском крае. Фото Какие ваши предположения подтвердились что можно увидеть в мещерском крае

Слово учителя: Еще раз обратимся к тексту, но теперь проанализируем его построение. Сколько в нем предложений? (Четыре). (Приложение1, слайд 11)

Слово учителя: Анафора – повторение слов или группы слов в начале строк.

Слово учителя: Ученые установили, что существительные составляют примерно 40% всех слов в русском языке, то есть почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.)

Паустовский перед созданием книги “Мещерская сторона” был занят работой над очерком о Левитане и поэтому пристально и вдумчиво рассматривал его картины. Они стали ему очень близки, потому что Левитан изображал на них природу средней полосы России. Краски на его картинах были неяркими, неброскими, но передавали всю прелесть русской природы.

Слово учителя: Посмотрите на эти картины, как удивительно знакомо все, что на них изображено. Попробуем более внимательно всмотреться в них, и мы увидим, какое глубокое содержание скрывается под этой внешней красотой.

Вот “Березовая роща”, одна из лучших картин Левитана. Простые скромные березки в солнечный день. Как выразительно передал художник свет солнца, свежесть и аромат природы. Все пронизано лучами солнца. Блики переливаются на свежей зелени травы. Художник словно зовет нас в глубину рощи, и мы начинаем ощущать запах свежей зелени, прогретый солнцем воздух. (Приложение 1, слайд 15).

Учащиеся читают отрывки, заученные наизусть от слов “Закат тяжело пылает на кронах деревьев…” до “Мы наваливаем в костер горы сучьев…” На экране картины заката, ночи, рассвета. (Приложение 1, слайд 18)

Давайте на минуту закроем глаза и попробуем представить себе эти картины. Что же вы увидели? Последуйте примеру автора, опирайтесь в тексте на имена существительные.(Лето. Берег озера. Ночь. Тишина кругом. Тихо плещется вода. Трещит костер. Пламя освещает стволы ближайших деревьев… и т.д.) Спросить 2 учащихся

Проверка домашнего задания: Какие звуки краски и движение вы увидели в описании заката, ночи и рассвета. (Приложение 1, слайд 19-21)

Слово учителя: Посмотрите, ребята, какое разнообразие красок и оттенков, с помощью которых Паустовский создает зримую картину лучшего времени суток. Темные краски сменяются бледно-голубыми, светло-зелеными, белыми – “голубым хрусталем” загорается Венера, “зеленеет” небо и, наконец, “поднимается огромное белое солнце”.

Слово учителя: Академик Виноградов говорил, что прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Они могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении. (Приложение 1, слайд 23)

Слово учителя: Есть еще одна особенность у произведений Паустовского. Музыкальность. Вслушайтесь.

Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Слово учителя: Мы прошли вместе с Паустовским лесными тропами до Черного озера, ночевали на его берегу, встретили рассвет. Что же представляет собой знаменитое Черное озеро. Вот так выглядит оно сейчас. (Приложение 1, слайд 26). А вот таким оно представлено в ваших рисунках. (Рисунки на доске). А вот так описал его Паустовский.

(Ученик выразительно читает описание озера).

Слово учителя: Антонимы создают контраст, который делает картину более яркой. Черная вода, белые лилии, желтые и красные листья осин и берез.

Слово учителя: Наше путешествие подошло к концу. Мы вместе с автором всматривались и вслушивались в окружающую нас природу. Что же мы увидели, путешествуя по Мещерской стороне? Мы увидели красоту русской природы. Она живет: движется, она полна звуков и запахов. Мы увидели, что в обычных неброских картинах можно увидеть красоту и прелесть, для этого нужно быть внимательным и наблюдательным. Мы увидели, что автор любит родную природу.)

“Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к родной стране”,- говорил писатель. Свой взгляд он обратил на природу средней полосы России, внешне ничем не примечательную, и всей душой полюбил ее.

“Я люблю Мещерский край, пишет Паустовский,- за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю”.

Домашнее задание: Зимой многие из вас стали участниками фотоконкурса “Поселок Воскресенское глазами детей”. На своих фотографиях вы сумели запечатлеть чудесные картины нашего Воскресенского края. Я предлагаю вам написать очерк “Воскресенский край”, подразделяя его на главы: “Леса”; “Луга”; “Реки”; “Пруды”;” Овраги”. (Приложение 1, слайд 30,31).

Источник

МОЯ КНИЖНАЯ ПОЛКА. Константин Паустовский. МЕЩЕРСКАЯ СТОРОНА.

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая и на над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивитель-ные истории.

По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру,- на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны.

В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря.

Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов.

Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые и редкие пятна широколиственных лип, вязов и дубов. В дубовых перелесках нет дорог. Они непроезжи и опасны из-за муравьев. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.

Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и козятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба все время шла рядом с лодкой.

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Черная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

Я бросил в волчицу тяжелым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.

В Мещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Я упомянул о Мещёрских челнах. Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они склепаны коваными гвоздями с большими шляпками.

Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам.

Источник

Урок в 7 классе «Паустовский. Мещёрская сторона»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок литературы в 7 классе

Тема: Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.

Цель: Научить следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроения. Показать, как с помощью языковых средств раскрывается содержание произведения. Обратить внимание учащихся на красоту и поэтичность описаний природы, учить видеть прекрасное в обыкновенном. Воспитывать наблюдательность и любовь к родной природе.

Тип урока : урок-практикум

Оборудование: портрет Паустовского, репродукция картин Левитана.

Эпиграф: Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к родной стране.

В своих воспоминаниях о К.Г. Паустовском Р.И. Фраерман пишет: «Родные просторы Паустовский исходил» и исколесил из края в край. Ему довелось побывать в Англии, в Италии, и в любимой им Франции.

Он наслаждался там людьми, музеями, искусством, роскошными садами и дворцами Версаля. Но ничто не могло не только вытеснить, но и приглушить в его сердце любовь к родным местам, к скромному среднерусскому пейзажу, Мещерской стороне и её людям.

Подготовка к восприятию.

— Как же изображены Мещерская сторона и её люди в очерках Паустовского?

— Какое значение имеют слова «обыкновенная земля»? Какой смысл вкладывает в них Паустовский? На эти вопросы предстоит нам сегодня ответить.

(«Обыкновенная земля»- земля, в которой нет ничего примечательного, привычная нашему глазу, в ней нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но у Паустовского эти слова имеют какой – то особый оттенок. Словно писатель сам же с ними и спорит: Обыкновенная, но милая сердцу земля; обыкновенная, но необычно трогательная, обыкновенная, но прекрасная.)

«Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в картинах, заключена вся прелесть, все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».(слайд 3, слайд 4, слайд 5)

2. Мы говорили, что художественный принцип Паустовского – изображать прекрасное в обыкновенном:

1) Можете ли вы доказать, опираясь на текст главы «Обыкновенная земля», что Паустовский сумел найти прекрасное в обыкновенной земле?

2)Можно ли назвать автора «Мещерской стороны» наблюдательным и тонким человеком?

(Ребята должны обратить внимание на знаменитые «перечисления» тех деталей мещерского пейзажа, которыми любуется Паустовский)

При всей простоте своей детали почему-то слова потрясают душу читателя. Это достигается, благодаря удивительному лаконизму и точности, лиризму каждой фразы.

Парная или групповая работа(4 гр.)

1.Что можно увидеть в Мещерском крае?

2.Что можно услышать в Мещерском крае?

3. Какие запахи в Мещерском крае?

4.Какие краски в Мещерском крае?

(Паустовский, действительно, тонкий наблюдатель и его сравнения всегда образные и абсолютно точны: «трава на рассвете покрывается инеем, как солью», «леса шумят великим океанским гулом», «спал в стогу, будто в запертой комнате».

Эти детали помогают создать яркую, запоминающуюся картину «обыкновенной земли».

3. Того что писатель увидел в первые дни пребывания в «Мещёрском крае» очень много. Почему же он говорит, что этого «мало»?

(Писателю хочется слиться с этим миром, стать своим, а не посторонним наблюдателем, знающим все тайны.

Паустовский, подробно Андерсену, хочет рассказывать «удивительные истории» о повседневном).

Хочет показать читателю красоту, скрытую в деревьях, траве, цветах…

4. Каковы же люди в «Мещанском крае»?

Люди здесь тоже обыкновенные. Но в них тоже Паустовский находит необыкновенный колорит и описывает их с любовью, уважением и мягким юмором.

Перечитываем строки о защите родной страны.

— Почему глава называется «Бескорыстие»?

(Любить родину надо не за то, что она может дать тебе для твоей суетной повседневной жизни, а за то, что учит тебя видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно не было).

6. Объясните, как в очерках Паустовского раскрывается тема «Я и мир» вечное и переходящее.

Как соотносится стихотворение Рыленкова с темой нашего урока? (слайд 6)

Стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке…»

Все в тающей дымке:

Здесь краски не ярки

Здесь медленны реки,

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Чтоб вдруг отразили

Всю прелесть застенчивой

Принести альбом для рисования и краски, звукозапись (звуки природы)

Источник

1. Какие ваши предположения подтвердились? 2. Что можно увидеть в Мещерском крае?
3. Можно ли назвать автора «Мещёрской стороны» наблюдательным и тон-
ким человеком? Какие детали мещёрского пейзажа, создающие яркую
картину «обыкновенной земли», перечисляет писатель?
4. С чем сравнивает автор природу Мещёры? Какой художественный приём
он использует?
5. Какие слова повторяются в начале каждого абзаца текста?
6. Какой вид сложносочинённого предложения получится, если соединить
1-е и 2-е предложения? Какое явление противопоставляется другому в
полученном предложении?

Какие ваши предположения подтвердились что можно увидеть в мещерском крае. Смотреть фото Какие ваши предположения подтвердились что можно увидеть в мещерском крае. Смотреть картинку Какие ваши предположения подтвердились что можно увидеть в мещерском крае. Картинка про Какие ваши предположения подтвердились что можно увидеть в мещерском крае. Фото Какие ваши предположения подтвердились что можно увидеть в мещерском крае

Всего ответов: 2

Ответы

1)вертится(окончание-ит),шныряет(окончание-ет),бормочет(окончание-ет),пенится(окончание-ит),берёза,напевает(окончание-ет),разговаривает(окончание-ет ),пришёптывает(окончание-ет),несёт(нёс). 2)егоза,камня,ствола,берёзы,дну,воду.

мир не без добрых людей- считают многие.

я думаю, что есть добрые люди, но их мало, так чтобы мы меньше задавались этим вопросом, нужно начать с себя.

по правилу деепричастие отвечает на следующие вопросы что делая? что сделав? опираясь на это найдем деепричастия: рисуя суффикс(я),держа суффикс(а),сгорев суффикс(в),соорудив суффикс(в),синея суффикс(я),шурша суффикс(а),открывая суффикс(я).в 3 ряду слово «выскочил» не деепричастие.в предложении номер 4 нет деепричастия: слово «полез» деепричастием не является

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *