Какие важные требования должны удовлетворять облачные сервисы и для чего
Простыми словами: Разбираемся с «облачными» услугами
Раньше, чтобы развернуть какое-либо приложение, приходилось покупать и настраивать собственные физические серверы. Такой подход обладал большим количеством недостатков, например, если для нормальной работы приложения ему достаточно «полтора сервера», платить все равно приходилось за два – расходы на содержание и обслуживание инфраструктуры оказывались неоправданно высокими.
Сегодня у нас есть такие сервисы, которые позволяют настроить виртуальный сервер и хранилище данных под собственные нужды. В этом случае расходы зависят от необходимого количества вычислительных (и других) ресурсов – вы платите только за то, что используете.
Корни облачных вычислений восходят к высокопроизводительным вычислениям. В гонке стран по наращиванию вычислительной мощности приняли участие даже такие крупные компании, как IBM и HP.
«Однако инженеры и исследователи быстро поняли, что такой подход плохо масштабируется, – говорит Прадип Падала (Pradeep Padala), учредитель ContainerX. – Поэтому начались поиски альтернативных способов проведения вычислений: начали разрабатываться распределенные системы, объединяющие в себе мощности огромного количества компьютеров».
Появились такие академические проекты, как Condor – это распределённая сеть компьютеров, развернутая в Висконсинском университете в Мадисоне. На сегодняшний день там установлено 350 настольных UNIX-станций, которые предоставляют доступ для работы пользователям со всего мира. Были и другие проекты, например distributed.net и SETI@home – на тот момент эта идея была инновационной, да и заниматься поиском внеземных цивилизаций тоже достаточно интересно.
Затем появился БАК от ЦЕРН, который породил бессчётное количество исследовательских проектов, на которые уходили миллиарды долларов. Как часть всего этого движения в моду вошли грид-вычисления. Определение грид-вычислений очень близко к тому, что мы называем «вычисления как услуга». В качестве примера можно привести Globus Toolkit.
Одновременно со всем этим, в технической индустрии, VMware и Xen занимались популяризацией виртуализации, которая позволяла запускать сразу несколько машин на одной физической машине. Это преобразило IT-индустрию, а простота использования привлекла внимание стартапов, которым было сложно покупать и содержать свое собственное оборудование.
Ниже изображена классическая модель компьютерных вычислений. Доступ к серверам, приложениям и сервисам осуществляется по сети.
Обратившись к облачным вычислениям, организация получает возможность настраивать инфраструктуру по своему усмотрению, затрачивая на это меньшее количество средств и усилий. Иными словами, эта модель направлена на повышение доступности вычислительных ресурсов и сочетает в себе пять характеристик: самообслуживание по требованию, широкая доступность через Интернет, объединение ресурсов в пул, способность к быстрой адаптации и измеримость.
Самообслуживание означает, что потребители должны иметь возможность без труда и по собственному желанию задействовать (или наоборот отключить) дополнительные вычислительные мощности, не контактируя с персоналом и техниками на стороне поставщика услуг.
Широкая доступность означает, что все возможности, предлагаемые поставщиком доступны через сеть. Работа с ними осуществляется на основе стандартных механизмов – это дает возможность использовать различные клиентские платформы, например мобильные телефоны, планшетные и персональные компьютеры.
Свои вычислительные ресурсы поставщик объединяет в пул, чтобы их можно было динамически перераспределять в соответствии с нуждами пользователей – это так называемый принцип множественной аренды (Multi-tenancy). Возникает ощущение независимости от местоположения, когда заказчик не знает, где именно находятся ресурсы, но может определять их расположение на абстрактном уровне (страна или регион).
Способность к быстрой адаптации – это возможность быстро масштабировать ресурсы под нужды заказчика. С точки зрения клиента, предлагаемые ему возможности выглядят неограниченными, которыми он может воспользоваться в любой момент.
Облачные системы автоматически контролируют и оптимизируют использование ресурсов. Это осуществляется путем измерения различных параметров (размер хранилища данных, вычислительная мощность, пропускная способность). Таким образом, как поставщик, так и потребитель получают полную информацию об объеме оказанных/потребленных услуг.
Что касается стоимости услуг, то процесс их формирования может быть достаточно сложным, а ценник изменяться от поставщика к поставщику. Джейсон Лемкин (Jason M. Lemkin), партнер SaaStr Ventures, считает, что если ваш продукт лучше, то не стоит стесняться завышать цену.
Если вы вводите какую-нибудь новую функцию, которая способна кардинально изменить пользовательский опыт, то нет ничего плохого в том, если вы постараетесь извлечь из этого максимальную выгоду. «Если ваш продукт в пять раз серьезнее, чем у конкурента, то вы можете просить за него в 5 раз больше», – утверждает Джейсон.
Помимо характеристик выделяют еще три модели обслуживания: программное обеспечение как услуга (SaaS), платформа как услуга (PaaS) и инфраструктура как услуга (IaaS). Отличаются они степенью предоставляемого контроля.
В случае IaaS клиент получает возможность использовать облачную инфраструктуру по своему усмотрению и самостоятельно управлять ресурсами обработки и хранения, а также сетями. «Пользователь может создать виртуальную инфраструктуру и изменить её в любой момент», – говорит консультант Эван Лейт (Ewan Leith). Аутсорсинг стал популярным еще в те времена, когда компании хотели использовать компьютеры, но не хотели нести издержки по их содержанию и обслуживанию. По этой причине мы сегодня имеем технологию виртуализации.
Виртуализация – это предоставление набора вычислительных ресурсов или их логического объединения, абстрагированное от аппаратной реализации, то есть одна физическая машина может поддерживать несколько виртуальных. Таким образом, физические ресурсы объединяются в пул, а гипервизор выделяет их виртуальным машинам, на которых запускаются гостевые операционные системы.
Вам не потребуется покупать оборудование, не потребуется строить собственный дата-центр, не потребуется нанимать системных инженеров, которые отвечают за обслуживание техники на физическом уровне. Данную часть вы отдаете на обслуживание облачному провайдеру. В вашей зоне ответственности остается управление операционной системой, установкой и настройкой приложений.
Второй слой – это платформа как услуга или PaaS. При переходе от модели IaaS к модели PaaS (Platform as a Service) дополнительно на сторону облачного провайдера передается управление операционными системами и базами данных. В этом случае клиентам не приходится думать о дисковом пространстве, которое необходимо выделить, и распределении нагрузки между серверами. Примерами PaaS являются Google App Engine, Heroku и Force.com.
Программное обеспечение как услуга (SaaS) – последний уровень облачных вычислений, обычно дополняющий PaaS. Это программное обеспечение для конечного пользователя, например, обеспечивающее работу с электронной почтой или текстом. Очень часто оно предоставляется по подписке. Примерами SaaS могут служить Google Apps, Salesforce.com и Business Productivity Online Suite от Microsoft.
Для варианта SaaS на сторону облачного провайдера дополнительно передаются вопросы установки и настройки приложений, мониторинга, резервного копирования, защищенной передачи в Интернет – то есть все задачи. Если вы решили воспользоваться этой моделью, то вам даже не обязательно держать в команде технического специалиста, поскольку всем управляет поставщик услуг.
Существует несколько моделей развертывания: частное облако, публичное облако, общественное облако, гибридное облако.
Частное облако (private cloud) – это инфраструктура, которая располагается в пределах одной организации. Данная модель развертывания создана с целью удовлетворить потребности внутреннего рабочего персонала, обеспечивая высокий уровень безопасности данных. Частное облако создается, например, для обеспечения какой-либо дочерней компании сервисом корпоративной почты.
Публичное облако (public cloud) – это инфраструктура, предназначенная для свободного использования широкой публикой. Этот тип облака может находиться в собственности, например, коммерческих, научных и правительственных организаций.
Однако слово «публичное» совсем не означает, что данные пользователей доступны абсолютно всем – здесь по-прежнему реализуются механизмы безопасности для контроля доступа. Основным достоинством использования публичного облака является простота настройки и низкая стоимость. Поставщик услуги делает всю работу, необходимую для создания облака, а потребитель лишь настраивает необходимое количество ресурсов.
Общественное облако (community cloud) имеет схожие черты с частным и публичным облаком. Это вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом потребителей из организаций, имеющих общие задачи. Общественное облако может управляться организациями третьей стороны и существовать как внутри, так и вне юрисдикции владельца. В этом случае ответственность по содержанию облака перекладывается с плеч организаций-членов на все сообщество целиком.
Гибридным же облаком (hybrid cloud) называют композицию из двух или более типов облаков, которые связываются между собой стандартизированными технологиями передачи данных. Очень часто компании запускают бизнес-критические приложения в приватном облаке, в то время как остальные приложения работают в публичном облаке.
Что происходит на рынке облачных сервисов
Обзор самого быстрорастущего сегмента Nasdaq
Облачные сервисы неразрывно связаны с нашими смартфонами и офисными программами, за счет чего они стремительно развиваются, особенно в области хранения данных.
Мгновенно и из любой точки мира облако обеспечивает нам доступ ко всем нашим данным: фотографиям, музыке, документам и приложениям — без необходимости хранить эти данные на физических носителях.
Рассмотрим, что входит в сегмент облачных сервисов и какие компании там самые перспективные.
Что такое облачные сервисы
Это сеть серверов, расположенных в разных частях мира — от Америки до Азии, которая предоставляет пользователям и бизнесу услуги хранения данных, вычислительные мощности для решения задач и облачное программное обеспечение. Оплачивают такие услуги по подписке или по факту использования.
Облачные сервисы делятся на три категории, каждая из которых предоставляет различные сервисы.
PaaS — платформа как услуга. PaaS использует удаленную инфраструктуру, но включает дополнительный набор услуг — предлагает инструменты, которые разработчики используют для создания приложений. Например, Google App Engine или OpenShift.
SaaS — программное обеспечение как услуга. Это приложения, работающие через удаленные сервера, например Dropbox, Google Docs и Google Apps. В прошлом программное обеспечение продавалось в физической форме в магазине, теперь же многое современное ПО работает прямо из облака. Это стало возможным благодаря высокоскоростному интернету и мощным компьютерам.
Зачем нужны облачные сервисы
Облачные сервисы приносят пользу многим компаниям, позволяя сократить расходы и сосредоточиться на основном бизнесе, а не на решении побочных вопросов ИТ, сетевой инфраструктуры и покупки дорогостоящего программного обеспечения.
SaaS же полностью меняет привычные методы покупки и использования необходимого ПО. Корпорация или человек просто оплачивает подписку и получает онлайн-доступ к любому софту для любого количества сотрудников. Из преимуществ: мгновенный доступ к ПО в онлайне и более гуманные платежи — компаниям не нужно единовременно тратить много денег на покупку большого количества лицензий на ПО для своих сотрудников — платить нужно по подписке, платежи небольшие, но периодические.
Поставщики услуг облачных вычислений, в свою очередь, могут получить значительную прибыль от масштаба деятельности, предоставляя одни и те же услуги широкому кругу клиентов. А регулярный денежный поток за счет ежемесячной абонентской платы делает SaaS-бизнес чрезвычайно предсказуемым, измеримым и масштабируемым.
Инвестиции — это не сложно
Каковы исторические темпы роста отрасли
Отрасль стремительно растет, а пандемия дополнительно ускорила ее развитие: облако стало неотъемлемой частью удаленной работы. Внезапные отключения офисов, школ и предприятий повысили спрос на облачные решения и услуги.
Так, индекс BVP Nasdaq Emerging Cloud — отслеживает 54 облачные компании, которые публично торгуются, — вырос на 920% с 2011 года. Это превосходит динамику роста Nasdaq в четыре раза, а динамику S&P 500 и DJIA — в 8 и 10 раз соответственно.
Некоторые облачные компании достигают роста годовой выручки с 1 до 100 млн долларов всего за несколько лет. Один из чемпионов — Slack Technologies, разработчик корпоративного мессенджера. Компания достигла годовой выручки 100 млн долларов всего за 3 года.
Текущая емкость отрасли и прогноз на 5 лет
Физический рост. По оценкам Raconteur, к 2025 году средний пользователь интернета будет проводить около 4909 операций с данными в день. Для сравнения, в 2020 году этот показатель — 1426 операций, то есть рост составит 245%. А размер данных, хранящихся в глобальной сети по всему миру, в 2025 году будет в пять раз больше, чем в 2018, и вырастет с 33 до 175 зеттабайт.
При этом опережающий темп роста до 2025 года продемонстрирует сегмент облачных хранилищ — от 33% в США до 50% в год в Китае.
Денежный рост. По данным International Data Corporation (IDC), мировой рынок общедоступных облачных сервисов, включая IaaS, PaaS и SaaS, в 2019 году вырос на 26% к 2018 году и составил 233,4 млрд долларов.
Мировая выручка от публичных облачных сервисов
Сегмент | Выручка за 2019, млрд долларов | Доля рынка | Выручка за 2018, млрд долларов | Доля рынка | Годовой рост |
---|---|---|---|---|---|
PaaS | 35,9 | 15,4% | 25,8 | 14,0% | 38,8% |
IaaS | 49,0 | 21,0% | 35,4 | 19,1% | 38,4% |
Saas | 148,5 | 63,6% | 123,9 | 66,9% | 19,8% |
IDC прогнозирует, что тенденция сохранится в течение следующих пяти лет. Потребители будут стремиться воспользоваться преимуществами облачных сервисов, включая искусственный интеллект, вычислительные мощности и аналитику. В 2020 году расходы на облачные услуги вырастут на 32%. Темпы роста сохранятся, и в 2025 году общие затраты достигнут 1235 млрд долларов — +430% к 2020 году.
Текущая модель роста составлена без учета роста количества пользователей интернета. Примерно 3,2 млрд человек — более 40% от общей численности населения мира — еще не подключены к интернету. По прогнозам аналитического агентства DataReportal, следующие два миллиарда пользователей интернета придут в основном из стран Азии, Индии и Африки в течение примерно трех лет, поскольку эти регионы демонстрируют быстрые темпы роста: 20, 23 и 40% в год соответственно. За счет этого облачные компании получат дополнительный стимул роста.
На кого делать ставку
IaaS. По оценкам аналитической компании Canalys, на текущий момент почти 60% мировой облачной инфраструктуры контролируют четыре основных игрока: Amazon, Microsoft, Google и Alibaba.
Отчет Canalys о рынке облачных технологий за 2019 годPDF, 221 КБ
Американские компании с совокупной долей 55% доминируют на этом рынке, поскольку именно в США находится большая доля всех облачных хранилищ. Но, по прогнозам аналитического агентства IDC, в ближайшие несколько лет концентрация облачных хранилищ выровняется: к 2025 году доля США упадет с 51 до 31%, а в Китае увеличится с 6 до 13%. Количество хранилищ США не упадет в физическом выражении, но рост в Китае будет более быстрым.
Прогноз аналитического агентства IDC про облачные хранилища, стр. 18PDF, 4,1 МБ
PaaS. Модель PaaS предоставляет инструменты разработки программного обеспечения, призванные упростить разработку своих приложений. PaaS автоматизирует задачи, выполняемые человеком, и упрощает процесс создания приложений.
Основные игроки на этом рынке: Amazon Web Services с долей рынка 24,3% по состоянию на 1 квартал 2020, IBM с долей 16% и прочие — Salesforce, CloudBees, Google, Pivotal, Appirio и Apprenda.
SaaS. Облако дает неограниченные возможности для быстрого и глобального продвижения продукта. Разработчики масштабируют бизнес, просто продавая подписку на пользование ПО по всему миру, без необходимости записи ПО на физические диски и их дистрибуции по всему миру.
В SaaS-сегменте ситуация не так однозначна, как в IaaS, где 60% сектора поделены между четырьмя игроками: SaaS представлен множеством глобальных игроков в самых разнообразных нишах. На базе облака создаются и развиваются абсолютно любые точки коммуникации: для бизнеса, образовательные, развлекательные и пр. Рассмотрим кратко основных отраслевых лидеров.
Софт для бизнеса. Наглядные примеры: софтверные компании Adobe, Autodesk и Altair Engineering (ПО для проектирования); облачные Word и Excel от Microsoft; софт для автоматизации и бизнес-аналитики от компаний Alteryx и Teradata Corporation; вычислительные мощности суперкомпьютера Watson от IBM, оснащенного ИИ; CRM-система компании Salesforce.
Кибербезопасность все больше выходит на первый план. 73% предприятий, пользующихся облачными сервисами, высказывают опасения по поводу кибербезопасности облачной экосистемы. Количество утечек данных в США увеличилось со 157 млн в 2005 году до 1,47 млрд в 2019 году, количество взломанных аккаунтов за тот же период подскочило с 67 млн до 164,7 млн.
В 1 квартале 2020 доходы мирового рынка кибербезопасности составили 10,4 млрд долларов, при этом сетевая безопасность — это крупнейший сегмент глобального рынка кибербезопасности, на который в том же квартале пришлось 3,7 млрд долларов дохода.
А уже к 2023 году ожидается, что размер глобального рынка кибербезопасности вырастет до 248,26 млрд долларов в год, — что дает невероятный потенциал роста на 500% за оставшиеся 3 года и 3 месяца.
Облачные образовательные проекты — SaaS LMS (learning management system). SaaS стал новой нормой в образовании: эта модель упрощает и удешевляет получение качественного образования, открывает новые возможности для студентов со всего мира. Рынок интернет-обучения вырос на 900% с 2001 года. По прогнозам, рынок облачного обучения достигнет общей выручки в размере 325 млрд долларов к 2025 году.
Если вы технический специалист, то тоже можете зарабатывать с Pluralsight: компания выплачивает авторам гонорары, размер которых зависит от количества просмотров. В 2013 году автор Скотт Аллен получил более миллиона долларов за свои курсы.
Облачные игры — GaaS. Несмотря на то что облачные игры — это тоже ПО, им присвоили свою аббревиатуру. Этот сервис набирает популярность и меняет привычный способ играть в компьютерные игры.
С помощью услуги можно превратить обычный ноутбук в мощную игровую платформу, если у вас есть скоростной интернет. Пользователь арендует игры, провайдер запускает их на своих мощных серверах, а на компьютер пользователя просто транслируется видео. Все команды с клавиатуры или мыши за миллисекунды передаются на сервера провайдера, где обрабатываются и вместе с потоком видео возвращаются практически мгновенно.
Доступ к играм предоставляется по подписке — в результате разработчики игр получают длинный денежный поток за счет желания игроков платить за доступ и поддержку игры. В игровую группу входят три основных издателя игр в США: Activision Blizzard, Electronic Arts и Take-Two Interactive; сингапурская Sea — издатель онлайн-игры Garena Free Fire, количество пользователей которой удваивается каждый год; а также более мелкие компании Square Enix (Япония) и Ubisoft (Франция).
Что в итоге
Модели бизнеса указанных выше компаний различаются, но все они имеют общее сходство: они лидеры отрасли, у них высокая маржинальность бизнеса, стабильное финансовое положение, а также быстрые темпы роста выручки и прибыли на акцию.
Как выбрать сервис-провайдера облака?
Рынок облачных сервисов быстро растет, и Россия – не исключение. Пользователи публичных облаков могут легко получить необходимые ИТ-ресурсы и даже целый виртуальный дата-центр без серьезных затрат, заплатив только за то, чем действительно пользуются. Облачная модель позволяет сэкономить не только на капитальных инвестициях, но и на поддержке, поскольку на аутсорсинг передаются все непрофильные для бизнеса задачи. Облачные решения не требуют традиционных затрат на ИТ-отдел, оборудование и программное обеспечение.
Кризис как фактор роста
Возможность экономии затрат, или, если говорить корректнее, перевода CAPEX в OPEX, особенно актуализируется в условиях кризиса. Многие компании активно оптимизируют ИТ-бюджеты и инфраструктуру, а облачная модель в этом отношении обладает хорошим потенциалом. А малому и среднему бизнесу облачные сервисы предоставляют возможности, которые были ранее доступны только крупным компаниям с солидным бюджетом на ИТ.
Неудивительно, что все больше организаций переносят свои приложения в облака. По данным исследования Oracle, облачные технологии помогают российским компаниям быстрее внедрять инновации (96%), удерживать существующих (80%) и привлекать новых клиентов (92%). Более половины компаний (55%) отмечают, что они достигнут «облачной зрелости» в ближайшие два года.
SAP и Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представили результаты исследования облачных технологий в банковском секторе, согласно которым российские банки и технологически, и экономически готовы к облачному буму. И несмотря на то, что традиционно облачные технологии ассоциируются с такими публичными сервисами как почта, хранилище данных или платформенные инфраструктуры, для почти трети (32%) экспертов облака – это бизнес-приложения.
Как следствие, все больше компаний начинают предлагать облачные сервисы. Сегодня существует достаточно большое количество предложений от провайдеров облачных услуг и владельцев коммерческих ЦОД. Эксперты полагают, что российский рынок IaaS, SaaS и PaaS будет в ближайшие 3-4 года только расти. Рынок облаков в последние годы демонстрируют рост порядка 30% в год. Так сегмент IaaS растет каждый год почти на 50%, и в течение трех лет увеличится еще примерно на 50-60%.
Основные драйверы роста – ухудшающаяся экономическая ситуация и вызванная ею необходимость экономии, оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру и на лицензирование ПО, высокая стоимость закупки нового оборудования из-за изменения валютных курсов. Бюджеты на ИТ будут сокращаться, поэтому переход в облако станет одним из ключевых факторов экономии.
В текущей экономической ситуации в России большинство компаний переходят от долгосрочного планирования к краткосрочному и среднесрочному. Они стремятся к сокращению затрат и более качественному и эффективному использованию уже имеющихся ресурсов. В этом смысле облачные решения, виртуализация и виртуальные центры обработки данных (VDC) дают возможность наиболее эффективно использовать существующую инфраструктуру. Они позволяют точнее оценить возврат инвестиций и существенно сократить расходы на поддержание ИТ-инфраструктуры.
Преимущества публичного облака включают в себя:
Кого и как выбрать?
Использование облачных решений в антикризисных целях актуально как для коммерческого сектора – компаний из разных отраслей, так и для государственных организаций. Компетенция заказчиков в отношении облачных услуг за последние год-два существенно выросла: компании хорошо осведомлены о преимуществах облачных сервисов, большинство из них точно знают, что хотят и могут получить за свои деньги, выбирая оптимальное соотношение цены и качества услуг.
Однако выбор провайдера – процесс ответственный. Найти «оптимального» облачного провайдера для конкретного приложения становится все сложнее. А попытка внедрить облачный сервис, который на самом деле не подходит вашей компании, может отнять немало времени и нервов.
Да и сами предложения становятся разнообразнее – от недорогих стандартизированных, «пакетных» сервисов до высокоуровневых и сложных услуг с дополнительным резервированием, вплоть до обеспечения катастрофоустойчивости. Часто компании стараются оптимизировать штат, переложив большую часть рутинных задач и операций на аутсорсинговую компанию, и провайдеры нередко предлагают свои услуги вместе с поддержкой бизнес-сервисов. Однако главными требованиями остаются надежность, безопасность, высокая производительность и доступность услуг по цене.
Так на что же надо обратить внимание при выборе сервис-провайдера публичного облака? Конечно, все зависит от требований бизнеса, характера и критичности решаемых задач. Тем не менее, попробуем дать общие рекомендации.
1. Надёжность ЦОД
При выборе внешнего поставщика услуг для большинства компаний ключевым критерием является соответствие максимальным уровням надежности. Очень важный показатель – надёжность всего ЦОД, той площадки, на которой размещена облачная платформа. В конечном счете, он определяет доступность облачных сервисов. Многие облачные провайдеры готовы показывать свои площадки потенциальным клиентам, чтобы те могли воочию убедиться в их надежности и наличии всех необходимых в ЦОД высокого уровня подсистем.
Одним из способов проверить надежность дата-центра сервис-провайдера будет проверить наличие сертификатов Uptime Institute. Лучше всего, когда компания владеет не одним ЦОД, а сетью дата-центров, построенных в соответствии с требованиями международных стандартов TIA-942 (TIER III). Наряду с таким формальным критерием как уровень TIER стоит ориентироваться и на опыт бесперебойной работы провайдера – сколько времени его ЦОД работает без сбоев, не было ли серьезных аварий.
2. Аппаратная платформа
Производительность и надежность облачной платформы во многом зависят от того, какие ИТ-системы использует провайдер. Немаловажно, на каком оборудовании построено облако сервис-провайдера (серверы, СХД, сетевое оборудование). Считается, что использование облачным провайдером низкобюджетных серверов увеличивает вероятность их выхода из строя, снижает надежность и влияет на непрерывность сервиса.
Бесперебойная работа дата-центра требует использования современного ИТ-оборудования. Как правило, чем выше класс оборудования, тем функциональнее и производительнее облачная платформа провайдера. Надежность в нем увеличена за счет дублирования, резервирования и отсутствия единой точки отказа. Это же относится к системам хранения. Все сетевое оборудование также должно дублироваться. Для бесперебойной работы необходимо и резервирование всех инженерных систем, мониторинг и обслуживание всех систем жизнеобеспечения в режиме 24х7×365. В результате выход любого одного элемента оборудования из строя не влияет на работоспособность комплекса в целом.
3. ПО виртуализации и гипервизор
На каком ПО виртуализации основаны облачные сервисы? Стоит обратить внимание и на партнерские статусы провайдера: хорошо, если его деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве с мировыми лидерами ИТ-отрасли. Наличие высокого статуса (например, VMware) говорит о том, насколько опытен сервис-провайдер в данной области. Использование облачным провайдером лидирующих в отрасли решений виртуализации повышает надежность, безопасность и стабильность работы облака.
Для компаний, которые уже используют виртуализацию и хотят вынести свои приложения в облако, важно, чтобы используемый облачным провайдером гипервизор был таким же, как уже применяемый в компании. Это упростит процесс миграции, облегчит построение гибридного облака, если в этом возникает необходимость, а также позволит максимально использовать функциональные возможности интеграции собственных серверных мощностей с мощностями, арендуемыми в облаке.
4. Производительность
Сказать, какое из облаков позволит добиться наилучшей производительности, непросто. Можно ориентироваться на спецификации, предоставляемые самими провайдерами, но обычно они довольно нечеткие и охватывают не все аспекты работы облака.
Между тем производительность облака – это не только скорость вычислений, но и быстродействие ввода-вывода при доступе к системам хранения (именно оно в большей степени влияет на эффективную работу приложения), полоса пропускания каналов связи при доступе к сервисам, параметры задержки и многое другое. Производительность зависит также и от нагрузки, создаваемой другими пользователями облака. В оптимальном случае облачный провайдер гарантирует показатели производительности ввода-вывода (IOPS и параметры задержки).
5. Обеспечение катастрофоустойчивости
В любых технически сложных системах аварии неизбежны, однако их можно сделать не критичными для бизнеса. Для предотвращения таких ситуаций создаются катастрофоустойчивые системы – на территориально удаленной площадке развертываются резервные мощности.
Важная бизнес-задача – повышение качества сервиса за счет отказоустойчивости облачных решений. Наличие резервной площадки, возможность «растянуть» облако на два ЦОД позволяет провайдеру предоставлять сервис защиты от катастроф и аварийного восстановления (Disaster Recovery as a Service, DRaaS) и даже целый комплекс услуг проектирования и создания резервной площадки для основного ЦОД заказчика. В качестве основного дата-центра заказчика может выступать как физическая инфраструктура, размещенная на площадке заказчика, так и виртуальная ИТ-инфраструктура.
DRaaS подразумевает резервирование на нескольких площадках, объединенных оптическими каналами. В случае выхода из строя отдельных единиц оборудования начинается автоматический перезапуск систем на исправных серверах. И в результате системы заказчиков в облаке продолжают работать в прежнем режиме.
6. Сервисная служба и SLA
Какие регламенты использует провайдер, как организовано документирование, какова ответственность сервис-провайдера? Желательно получить ответы на эти вопросы.
Облачный провайдер может обеспечить высокую доступность только при четко организованных и формализованных процессах сопровождения и обслуживания своей облачной инфраструктуры, включая управление запросами на обслуживание, инцидентами и изменениями. Это позволит свести к минимуму влияние инцидентов на бизнес клиента и время восстановления.
Служба поддержки должна предусматривать постоянную доступность в режиме 24/7/365, прием обращений по разным каналам, контроль и соблюдение ключевых метрик — времени реакции на обращение, максимальное время решения инцидента и решения типового запроса. Провайдер также должен быть готов помочь в решении проблем, выходящих за рамки договора.
Пакет документов может включать в себя документы, которые провайдер использует в своей работе, предоставляет заказчику, документы для лица, ответственного за обеспечение безопасности и администратора ВМ, документы для пользователя.
Согласованный уровень сервиса фиксируется в SLA — соглашении об уровне обслуживания. За нарушения параметров SLA облачный провайдер должен нести финансовую ответственность. Кроме того, провайдер должен быть готов обсуждать параметры качества.
На площадке дата-центра должны дежурить специалисты, всегда готовые провести работы по обслуживанию, настройке и конфигурированию систем заказчика. Обязательно наличие круглосуточно доступного (24x7x365) инженера поддержки по облаку. Типовые запросы на обслуживание обычно прописываются в описании услуги, а целевые параметры времени решения фиксируются в SLA. Для нетиповых запросов также определяется плановое время решения.
7. Портал самообслуживания, тарификация и биллинг
Надежная инфраструктура провайдера должна предусматривать возможность быстрого развертывания облака, гибкую тарификацию и управление сервисами. Поэтому обязательны наличие портала самообслуживания (личного кабинета), отлаженного и сертифицированного биллинга, гибкость тарифных планов и возможность оперативно наращивать или уменьшать объем пула ИТ-ресурсов.
При правильном подходе к формированию линейки сервисов, их дополнении ценными для заказчика услугами, обеспечении необходимого уровня безопасности и надежности при приемлемой ценовой политике облачные сервисы позволят компаниям динамично развиваться, повышать продуктивность, адаптировать услуги в соответствии с потребностями и возможностями своей организации, выбрать оптимальный тарифный план и набор дополнительных опций.
8. Опыт и репутация провайдера
Это лишь краткий перечень требований к облачному провайдеру. В реальности при выборе приходится учитывать гораздо больше нюансов, да и требования у каждого заказчика индивидуальны. И, конечно, стоит обратить внимание на опыт работы провайдера на рынке и на отзывы других клиентов.
Российский рынок облачных услуг динамично развивается, однако на нем пока еще относительно немного провайдеров, отвечающих всем перечисленным критериям. В общем случае рекомендуется, в первую очередь, определить тех провайдеров, которые смогут с большей эффективностью и меньшим риском для бизнеса решить задачи клиента. Некоторые провайдеры работают на рынке более десяти лет и успели сформировать команду специалистов, нацеленную на максимальное удовлетворение потребностей клиентов, предоставляют все необходимые ИТ-ресурсы для решения бизнес-задач любой сложности и направленности.
Что выбрать?
С ростом рынка облачных сервисов все больше дата-центров начинают оказывать услуги по аренде виртуальной инфраструктуры в дополнение к услугам по размещению оборудования. Облачный провайдер, по определению, предоставляет не только такие базовые услуги ЦОД как размещение (colocation), аренда оборудования и ИТ-систем (dedicated) и аренда помещений, но и облачные решения.
Это может быть создание ИТ-инфраструктуры на базе «виртуальной платформы», виртуальный ЦОД (в том числе отвечающий требованиям ФЗ-152), аренда виртуальных рабочих мест (VDI), услуги резервного ЦОД, сервисы SaaS (электронная почта и др.). Конечно, перечень и названия сервисов у разных провайдеров отличаются, но большое значение имеет комплексность предложений.
Иногда эти сервисы дополняют телекоммуникационные услуги, предоставление доступа в интернет, организация каналов L2 по сети передачи данных, услуги аренды волоконно-оптических линий и даже управляемый CDN.
А как насчет защиты от DDoS-атак? В последние годы они вышли на первое место в перечне сетевых угроз для корпоративных клиентов и операторов связи. Защита от них – актуальная проблема не только для каждого интернет-бизнеса, но для многих других компаний, использующих веб-ресурсы. Как правило, такие атаки направлены на вывод из строя критически важных приложений и ресурсов владельца. Сегодня средства защита клиентов от такого рода атак – необходимый элемент в арсенале любого крупного оператора дата-центра.
Особую ценность приобретают пакеты услуг: во-первых, такие комплексные сервисы зачастую являются интегрированными, что дает синергетический эффект, а заказчик может получить их с дисконтом. Весомым плюсом будут и дополнительные услуги (VAD), такие как миграция в облачную среду, построение частного облака на площадке заказчика или провайдера, а также различные услуги, связанные с развертыванием и эксплуатацией гибридных облаков. Наличие дополнительных услуг, например, резервного копирования виртуальных машин, – еще один плюс.
Компания SAFEDATA предлагает на базе собственных ЦОД целый спектр услуг. Компания является единственным игроком на рынке, сочетающим в себе бизнесы в трех основных сегментах – ЦОД, обмен трафиком и доставка контента.
По данным исследований, большинство российских заказчиков планируют расширение спектра используемых облачных сервисов. Поэтому возможность интеграции новых сервисов с уже востребованными, удобная схема оплаты при расширении услуг и комплексные предложения становятся дополнительными факторами, повышающими привлекательность разработанных провайдерами решений.
Правильный выбор облачного провайдера позволит полностью реализовать заложенный в облачной экосистеме потенциал эффективности, добиться экономии за счет масштаба и аутсорсинга ИТ-администрирования, получить возможность гибкого использования вычислительной мощности облачных серверов на территориально распределенных площадках, свести к минимуму риски благодаря надежности инфраструктуры ЦОД уровня Tier III, применения провайдером оборудования и программного обеспечения от ведущих вендоров, высокой квалификации и опыта работы его специалистов.