Какие важнейшие проблемы существовали во взаимоотношениях бывших союзных республик чем они вызваны
Распад СССР. Проблема взаимоотношений бывших Союзных республик.
Общественно-политическая и культурная жизнь в СССР в 1985-1991 гг.
Замысел и реальность перестройки. Смена действующих лиц (обновление ЦК КПСС). Позиция Е. Лигачева и Н. Андреевой. Цели и этапы политической реформы. Перераспределение власти. Сохранение ведущей роли КПСС. 19 партийная конференция и проект конституционной реформы. Двухуровневая представительная система. Учреждение поста пpезидента СССР и его полномочия. Позиция радикалов и консерваторов. Правовое государство и политический плюрализм. Переход к многопартийной системе. Возникновение реальной политической оппозиции. Радикальная переоценка ценностей. Публикации ранее запрещенных произведений. «Революция умов», смена стереотипов.
Экономическая реформа России: ее задачи и реальность.
Крупномасштабные реформы правительства Е. Гайдара. Их суть и метод. Итоги. Корректировка реформ правительством B. C. Черномырдина. Задачи. Обострение ситуации в 1994 г. Новый виток инфляции. Жесткая финансовая политика. Переход к методам экономического регулирования. Итоги первой стадии приватизации Причины временных неудач.
86. Реформа политической система в Российской Федерации, ее цель и реальность.
Начало современной истории России. Оформление суверенной российской государственности. Три ветви власти и эволюции этого процесса. Конфликт между Ельциным и Хасбулатовым и внутренние его причины. Перерастание в конфликт ветвей власти. Выбор формы правления. Раскол общественного мнения и поляризация общества. Референдум Политическое paвновесие лета 1993 г. Оформление Президентской республики, указ о поэтапной конституционной реформе. Осенняя трагедия 1993 г.
Ликвидация советской власти. Конституция РФ. Первая Государственная Дума современной России. Убедительная победа коммунистов. Формирование парламентской системы. Договор об общественном согласии (1994 г.) и реальности. Итоги последних выборов в законодательные органы. Возможности по достижению политической стабильности в стране.
Российская Федерация в 1992-2000 гг.
Внутренняя политика. «Шоковая терапия» в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Деноминация рубля. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Национальные конфликты на Северном Кавказе.
Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Финансовый кризис августа 1998 г. Стабилизация и рост национальной экономики. «Вторая чеченская война». Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г.
Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в «горячих точках» ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Союз России и Белоруссии. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России. Участие РФ в борьбе с международным терроризмом.
Россия в 2000–2007 гг.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности. Реорганизация Федерального Собрания. Борьба с терроризмом и проблема чеченского урегулирования. Социально–экономическая политика. Земельный вопрос. Парламентские выборы 2003 г. Реорганизация правительства 2004 г. Президентские выборы 2004 г.
Внешняя политика: отношения со странами «ближнего» и «дальнего» зарубежья, участие РФ в борьбе мирового сообщества с международным терроризмом.
Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 292 ; Мы поможем в написании вашей работы!
После распада СССР и до настоящего во многих странах западного мира Россию целенаправленно обливают грязью и демонизируют. Прежде всего и по понятным причинам негативный образ нашей страны целенаправленно создается в таких государствах как Великобритания и США. Это и понятно, так как именно они исторически всегда были оппонентами и противниками России. К ним присоединились страны бывшего Варшавского блока и некоторые бывшие республики СССР.
Надо признать, что даже в таких вроде как дружественных государствах, как Казахстан или Кыргызстан, российское и советское прошлое методично, а часто и оголтело критикуют. Большинство бывших республик СССР и бывших союзников в Восточной Европе критикуют Россию и её историю, при этом и сильно перевирают, стараясь стереть из истории те реальные заслуги, которые были и есть у России перед народами этих стран, а особенно перед народами бывших республик СССР.
Взаимоотношения России и Прибалтики
Давайте рассмотрим, а что представляла собой Прибалтика до России? История чётко и однозначно показывает, что прибалтийские народы (за исключением Литвы) никогда не имели собственной государственности. Они веками находились под управлением немецких рыцарских орденов, немецкой и шведской аристократии.
Помимо политического управления под немцами находился практически вся экономика, за исключением еврейских сфер деятельности. Также немцы занимали главенствующие позиции в религиозной и культурной жизни, преобладали среди лиц свободных профессий и даже среди городских торговцев и ремесленников. А вот сами латыши, ливы (литовцы), эстонцы жили в основном в сельской местности. Там они занимались крестьянским трудом, причем чаще всего в роли батраков у немецких помещиков. Отношение немцев, шведов к коренному населению Прибалтики было крайне высокомерным, их не считали равными.
После перехода многих прибалтийских земель под Российскую империю остзейские немцы сохраняли свои позиции. Но, при этом они стали занимать важные государственные и военные посты и в других губерниях, переселяясь туда из Прибалтики. Отток немцев позволил латышам и эстонцы постепенно обретать не только большие свободы, но и национальное самосознание. Ведь именно в Российской империи многие представители прибалтийских народов стали получать военное образование, вливаться в военную элиту. Как пример можно привести знаменитых латышских стрелков.
Настоящим расцветом для Прибалтики стало время включения ее в состав Советского Союза. Ведь именно при так ненавидимой прибалтами советской власти в Латвии, Литве, Эстонии была создана большая часть промышленной и социальной инфраструктуры, проложены транспортные коммуникации. Из захолустья Европы отсталая и сельскохозяйственная Прибалтика стала довольно развитым экономическим и промышленным регионом СССР и Европы. Однако самое главное то, что простой народ смог вздохнуть спокойно, его представители получали высшее образование, овладевали самыми разными профессиями.
Республики Прибалтики были образцовыми и самыми богатыми советским республиками. В республиках всегда были самые лучшие товары, в том числе импортные, лучшая инфраструктура бытового обслуживания. Со всего СССР туристы ехали в Латвию, Литву.Столицы республик Рига, Таллин и Вильнюс были самыми продвинутыми городами после Москвы и Ленинграда. По некоторым параметрам столицы республик даже в чём-то и превосходили Москву и Ленинград.
В Прибалтику ехали туристы, здесь выпускали автомобили, радиоприемники, одежду и прочие товары, расходившиеся по всему Советскому Союзу. Через отстроенные и модернизированные при СССР порты Латвии и Эстонии переправлялось большое количество грузов, шедших из СССР на экспорт в другие страны. Таким-же образом поступал через эти порты и импорт в Советский Союз. Спросим, а кому сегодня нужны эти порты и товары на Западе?
В настоящее время эстонские и латвийские порты не дают того оборота, который они имели в советское время. При этом, учитывая непростые политические отношения между Россией и прибалтийскими государствами, Латвия и Эстония рискуют полностью потерять российский транзит, что чревато огромными убытками. И Латвии и Эстонии стоит признать, что без транзита из России и в Россию они будут иметь весьма плачевные экономические показатели. И это расплата Латвии и Эстонии за оголтелую русофобию и зализывание США и Европы.
Подведём итог. Совершенно понятно, что на протяжении столетий Прибалтика была интегрирована в единую экономическую систему с Россией, Советским Союзом. Неумные и недальновидные попытки бывших республик СССР поломать сложившиеся взаимосвязи не привели ни к чему хорошему. Это подтверждают невероятные масштабы эмиграции из Прибалтики в страны Евросоюза. Причем уезжает, прежде всего, молодежь, готовая на любой труд в Германии, Великобритании, Польше. Они не хотят и не могут оставаться на «успешной»родине, где нет ни работы, ни перспектив, ни денег.
Взаимоотношения России со Средней Азией и Закавказьем
Россия и русские очень много создали и сделали в Средней Азии в течение ХХ века. До прихода России регион жил практически в мрачном
и диком средневековье. Народ почти поголовно был неграмотен. С приходом России и русских в Средней Азии было запрещено рабство, и непримиримо началась борьба со многими дикими пережитками средневековья.
Уже в советское время Средняя Азия развивалась довольно бурными темпами. Многие города среднеазиатских республик приобрели вполне современный вид. Кочевники переходили на оседлый образ жизни. Быстро развивалась промышленность, появлялись учебные заведения. школы, техникумы и вузы.
С нуля было создано здравоохранение, система которого прежде полностью отсутствовала. Советская власть начала массовую подготовку национальных кадров, в том числе и из числа женщин, которых прежде вообще не допускали к образованию и всячески дискриминировали. В республиках впервые массово появились свои врачи и учителя, инженеры и вузовские преподаватели.
При всём этом в республиках Средней Азии еще в советское время, в конце 1980-х годов, начала подниматься волна национализма. Это волна создавалась заинтересованными силами – как зарубежной агентурой, так и местными националистами. А эти националисты были выходцами из той самой «национальной интеллигенции», которую так заботливо растила и пестовала советская власть.
В историю среднеазиатских республик рубеж 1980-х – 1990-х годов вошел как период массовых беспорядков, конфликтов на национальной почве, межклановой борьбы. Всё это сопровождалось дикими притеснениями русского населения. Русских грабили и убивали, изгоняли из домов и квартир, создавали невыносимые условия жизни, требовали их отъезда из республик. Но, надо признать, что многие жители республик не одобряли действия националистов и криминала по отношению к русским. Они помнили и ценили огромный вклад русских в развитие республик.
Ведь, начиная еще с дореволюционных лет в Среднюю Азию стало прибывать большое количество русских: квалифицированных рабочих, инженеров, врачей, учителей. Они оседали, вносили огромный вклад в развитие Средней Азии. Очень многое в течение ХХ века было сделано в Средней Азии русскими, об этом мы упомянули выше.
Добавим, что практически всё, что мы видим в Средней Азии: больницы, аэропорты, железнодорожные вокзалы, учебные заведения, предприятия, мосты и дороги были созданы благодаря приходу России и русских. Но, как только Россия из региона ушла, начался резкий, масштабный социально-экономический кризис. В наиболее тяжелом положении оказались Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. Во всех республиках произошли столкновения на межнациональной почве. Пролилось очень много крови. А в Таджикистане кризис дополнительно осложнился гражданской войной.
На этом фоне миллионы выходцев из перечисленных республик ринулись в Россию на поиски работы и заработка, а то и просто лучшей жизни. Они совершенно забыли о том, что гнали, насиловали и убивали русских. Теперь они хотели получить спасение и помощь от России и русских, которых так проклинали и ненавидели. Сейчас даже элита республик считает необходимым иметь квартиры в России, желательно в Москве. При этом, вряд ли находящемуся в здравом уме обеспеченному россиянину придет в голову идея покупки квартиры в городах Средней Азии. Больше всего удивляет то, что люди, еще двадцать пять лет назад кричавшие «Русские, убирайтесь!», сегодня вынуждены ехать в Россию, не гнушаясь здесь самыми тяжелыми и низкоквалифицированными работами.
Странно, что власти этих республик Средней Азии не видят или не хотят видеть того, что без России их страны обречены на нищенское существование. И баз России у них перспективы на хорошее будущее нет. Элита не любит и боится Россию. Ведь Россия может заставить их играть по правилам, которые элитам не нужны. Они рвут узы, некогда соединявшие народы. Даже Казахстан, где русские еще остаются весьма многочисленной группой населения, переходит на латиницу. Хотя это и самая благополучная страна региона. Возможно, отказ от ориентации на Россию связан с надеждой на получение помощи от каких-то других стран.
Не очень дальновидные и просто неумные представители власти республик не могут понять того, что Китаю и США совсем не нужны собственно республики с их проблемами и нищающим населением. Зачем им нахлебники, не умеющие создать собственное благополучие? Куда важнее Китаю и США природные ресурсы республик. А для США ещё и возможность размещать свои базы, «мутить воду» для дестабилизации ситуации на южных России.
Взаимоотношения России и Закавказья
Россия и Азербайджан. Первые попытки установить контроль России над территориями Азербайджана были предприняты ещё при Петре I. Однако, в то время продвижение Российской империи на Закавказье не имело особых успехов. Но в первой половине XIX века ситуация коренным образом изменилась. Так, ходе двух русско-персидских войн, длившихся с 1804 по 1828 год, к Российской империи была присоединена практически вся территория современного Азербайджана. Это был один из поворотных моментов в истории двух стран. Азербайджан с этих пор надолго был связан с Россией. Именно к временам пребывания в составе Российской империи относится начало нефтедобычи в Азербайджане и развития промышленности.
Азербайджан в СССР был вполне самодостаточен в экономическом плане. В настоящее время в Азербайджане ситуация намного лучше, чем в Грузии. Республика не бедствует, экономика растёт, хотя очень много азербайджанцев работают и живут в России и Турции. Здесь нет проявления ненависти к СССР и России. Нет гонений на русский язык и русских. Наоборот, мы видим довольно хорошее отношение к России. В республике помнят о том хорошем, что было в совместной жизни в СССР, помнят героев Великой Отечественной Войны и почитают их.
Дипломатические отношения между Россией и Азербайджаном установлены 4 апреля 1992 года. Азербайджан – это важный стратегический партнер России. Активно развивается сотрудничество на высшем уровне. В основе отношений двух стран присутствуют принципы равноправия и добрососедства, вековые традиции дружбы и взаимного уважения. Развитие взаимодействия между странами объективно обеспечивает стабильность и безопасность на Южном Кавказе и в Каспийском регионе.
В настоящее время наиболее острая проблема в современном Азербайджане – это Карабахский конфликт, начавшийся ещё в конце существования СССР. В ходе кровавого противостояния между правительственными войсками Азербайджана и жителями Карабаха, при поддержке Армении, была образована непризнанная Республика Арцах. Азербайджан считает данную территорию своей, поэтому конфликт постоянно возобновляется. Но, нельзя не отметить и успехи Азербайджана в построении своего независимого государства. Если в будущем эти успехи будут развиты, то процветание страны станет закономерным итогом общих усилий правительства и народа.
Россия и Армения. Взаимоотношения России и Армении имеют давнюю историю. Многовековая армяно-русская дружба сформирована на духовной, культурной, экономической и политической основе, о чем свидетельствует история. Еще до образования Киевского государства армяне имели связи со славянами Руси. В период образования и расцвета Киевской Руси между ними установились экономические и культурные связи. Большое значение для их активизации имело принятие христианства на Руси.
На территории современной Армении свободно проживают этнические русские, сохраняя свою культуру, веру и традиции. Армяно-российская дружба крепка за счет армянской диаспоры в России и российской диаспоры в Армении.
Дипломатические отношения между Россией и Арменией установлены 3 апреля 1992 года. Страны связывают отношения союзнического партнерства. Заключено более 200 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений.
Российско-армянские отношения характеризуются высоким уровнем двусторонних контактов на высшем и высоком политических уровнях.
Взаимоотношения России и Украина
Не будем копаться в истории веков. Это большая и отдельная тема. Нынешняя Украина из реальной истории свой страны создала кучу сказок, придумок и просто глупых бредней. Рассмотрим то, что происходило недавно и происходит сейчас.
Украина из некогда одной из самых индустриально развитых и богатых республик СССР после майдана и антироссийского поворота окончательно обнищала. На Украине идёт гражданская война. В ходе этой войны жертвами стали тысячи мирных жителей. Инфраструктура на Донбассе подверглась массовым разрушениям. В остальных регионах и без боевых действий ситуация не лучше. Так с Западной Украины, которая является цитаделью и основой антироссийских настроений, население в массово эмигрирует в страны Европы, так как уровень жизни украинцев стремительно и неуклонно падает. В России также находятся миллионы украинских граждан. Из них многие бежали от войны, но еще большее количество украинцев прибыло в поисках работы.
В настоящее время украинские власти пытаются полностью отказаться от советского прошлого. На украине, как и в странах Прибалтики, введены запреты на использование советской символики, идут переименования улиц, городов, националисты и бандеровцы воюют с памятниками, в том числе и Ленину. Самое глупое в действиях Украины по отношению к Ленину то, что именно Ленину Украина обязана своим статусом республики. Всем известно, что до революции 1917 года никакой такой Украины, как государства и не существовало.
Справедливости ради необходимо сказать, что украинская власть, которая так яростно отмежёвывается от советского наследия, должна отказаться от всего наследия СССР. Отказаться не только от претензий на Крым, а и от Галиции, отдав её Польше, от Буковины и Бессарабии, отдав Румынии, от Закарпатья, отдав его Венгрии. Ведь все эти земли (кроме Крыма) были включены в состав Украины благодаря Сталину. Сегодня Сталина обвиняют в том, что он в 1939 году принял участие в «разделе» Польши, но ведь если-бы не было раздела, то не видать Украине Львовской, Тернопольской и других западных областей. После Второй мировой войны они вернулись бы в состав польского государства.
Можно, якобы борясь с советским прошлым, переименовывать города, сносить памятники. А куда деть более масштабное советское наследие: заводы, фабрики, железные дороги, шахты, больницы, школы, университеты. Даже военные училища, где сегодня готовят кадры для Вооружённых сил Украины, в большинстве своём появились во время СССР и готовили кадры для Советской Армии. Кстати, ссылаясь на борьбу с наследием СССР, ведь тогда многие действующие украинские политические лидеры и военачальники не имеют никакого отношения по своему происхождению к Украине. Надо признать, что их предки или они сами прибыли на Украину как раз в силу того, что республика входила в состав СССР. Всё на Украине связано с СССР и Россией.
Для думающих и умных людей понятно, что отторжение Украины от России и русского мира – идея фикс Запада еще с XIX века. И эта идея нашла воплощение и поддержку на Украине. Удивительно, насколько оказалось зомбированным само население Украины, значительная часть которого поддерживает существующую власть, выступает за разрыв с Россией, даже рвёт личные отношения с собственными родственниками, проживающими в России.
Вот так мы очень коротко и избирательно рассмотрели тему о жизни бывших республик СССР и их отношения с Россией до, во время и после СССР. Подробнее и более детально сделать было невозможно ввиду рамок формата. Что вы думаете по этому вопросу? Интересно ваше мнение.
Национальные проблемы и распад СССР
Обострение межнациональных конфликтов
В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек — представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.
Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые Политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.
В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.
В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный, конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев — таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.
«Парад суверенитетов»
С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.
12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой.
Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.
Финал политического кризиса
В апреле — мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.
Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписании временного договора сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.
В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков существовавших в СССР до 1985 г.
Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.
22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.
События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.
В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств — России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ — Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).
Перестройка, задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживавшим его демократическим силам.